Где и когда родился а н толстой.  Толстой А.Н. Основные даты жизни и творчества. Стихотворения о природе

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».


Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.


Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске (ныне – Пугачев) Самарской губернии в семье помещика. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому, служившему в земской управе города Николаевска, - этого человека Толстой считал своим отцом и до тринадцати лет носил его фамилию.
Родного отца, графа Николая Александровича Толстого, офицера лейб-гвардии гусарского полка и знатного самарского помещика, маленький Алеша почти не знал. Его матушка, Александра Леонтьевна, наперекор всем тогдашним законам, оставила мужа и троих детей, и, беременная сыном Алексеем, ушла к своему возлюбленному. В девичестве Тургенева, Александра Леонтьевна была сама не чужда писательству. Сочинения ее - роман «Неугомонное сердце», повесть «Захолустье», а также книги для детей, которые она печатала под псевдонимом Александра Бостром, - имели значительный успех и были довольно популярны в то время. Матушке своей обязан был Алексей искренней любовью к чтению, которую та смогла ему привить. Пыталась Александра Леонтьевна склонить его и к писательству.
Первоначальное образование Алеша получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от влияния творчества Некрасова и Надсона. Толстой начал с подражания, о чем свидетельствует вышедший в 1907 году первый его сборник стихов «Лирика», которого он потом чрезвычайно стыдился, - настолько, что старался о нем даже никогда не упоминать.
В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. Вскоре он «напал на собственную тему»: «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка». Алексей Николаевич Толстой
После повестей и рассказов, составивших позже книгу «Заволжье», о нем стали много писать (появился одобрительный отзыв А. М. Горького), но сам Толстой был собой недоволен: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом...»
Еще в Петербурге он, находясь под влиянием А.М.Ремизова, взялся за изучение народного русского языка «по сказкам, песням, по записям «Слова и дела», то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума.. Увлечение фольклором дало богатейший материал для «Сорочьих сказок» и пронизанного сказочно-мифологическими мотивами поэтического сборника «За синими реками», издав который Толстой решил более стихов не писать.
...В те первые годы, годы накопления мастерства, стоившие Толстому невероятных усилий, чего он только не писал - рассказы, сказки, стихи, повести, причем все это в огромных количествах! - и где только не печатался. Он работал не разгибая спины. Романы «Две жизни» («Чудаки» - 1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести «За стилем» (1913), пьесы, которые шли в Малом театре и не только в нем, и многое другое - все было результатом неустанного сидения за рабочим столом. Даже друзья Толстого изумлялись его работоспособности, ведь, помимо всего прочего, он был завсегдатаем множества литературных сборищ, вечеринок, салонов, вернисажей, юбилеев, театральных премьер.
После начала первой мировой войны он, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года, спасаясь от большевиков, Толстой вместе с семьей перебрался в Одессу. Такое впечатление, что происходившие в России революционные события совершенно не затронули написанные в Одессе повесть «Граф Калиостро» - прелестную фантазию об оживлении старинного портрета и прочих чудесах - и веселую комедию «Любовь - книга золотая».
Из Одессы Толстые отправились сначала в Константинополь, а затем в Париж, в эмиграцию. Писать Алексей Николаевич не перестал и там: в эти годы увидела свет ностальгическая повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» - первая часть будущей трилогии. В Париже Толстому было тоскливо и неуютно. Он любил не то чтобы роскошь, но, так сказать, должный комфорт. А достичь его никак не удавалось. В октябре 1921-го он снова переезжает, на сей раз - в Берлин. Но и в Германии житье было не из лучших: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся, - жаловался Алексей Николаевич в письме И.А. Бунину.
Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь А.И. Куприн, И.А. Бунин - воздержался... Мысли о возможном возвращении на родину все чаще овладевали Толстым.
В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.
«И сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки»: в театрах без конца ставились его пьесы; в Советской России Толстой написал и одну из лучших своих повестей «Похождения Невзорова, или Ибикус» и завершил начатый еще в Берлине фантастический роман «Аэлита», наделавший немало шума. К фантастике Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как вышедшие позднее утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», не оценили по достоинству ни И.А. Бунин, ни В.Б. Шкловский, ни Ю.Н. Тынянов, ни даже дружественный К.И. Чуковский.
А Толстой с улыбкой делился со своей женой, Натальей Крандиевской: «Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта... Насчет привидений - это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе - враль, вот в чем дело!» Прав оказался А.М. Горький, который сказал, что «написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех». Так оно и вышло. Алексей Николаевич Толстой
Возвращение Толстого в Россию вызвало самые разные толки. Эмигранты сочли этот поступок предательством и сыпали по адресу «советского графа» страшными проклятиями. Большевиками же писатель был обласкан: со временем он сделался личным другом И.В. Сталина, постоянным гостем на пышных кремлевских приемах, был награжден многочисленными орденами, премиями, избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук. Но социалистический строй не принял, скорее, приспособился к нему, смирился с ним, а потому, как и многие, часто говорил одно, думал - другое, а писал - совершенно третье. Новые власти не скупились на подарки: у Толстого было целое поместье в Детском Селе (как и в Барвихе) с роскошно обставленными комнатами, два или три автомобиля с личным шофером. Писал он по-прежнему много и разно: без конца дорабатывал и перерабатывал трилогию «Хождение по мукам» и тогда же вдруг взял да и подарил детям так полюбившуюся им деревянную куклу Буратино - пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. В 1937 году сочинил «просталинскую» повесть «Хлеб», в которой поведал о выдающейся роли «отца народов» при обороне Царицына в годы Гражданской войны. И до последних дней трудился над своей главной книгой - большим историческим романом об эпохе Петра Великого, замысел которого возник, возможно, еще до революции, во всяком случае, уже в конце 1916-го, а в 1918-м появились такие рассказы, как «Наваждение», «Первые террористы» и, наконец, «День Петра». Прочтя «Петра Первого», даже угрюмый и желчный Бунин, строго судивший Толстого за его понятные человеческие слабости, пришел в восторг.
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем в возрасте 58 лет. Во это время он часто выступает со статьями, очерками, рассказами, героями которых были люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. И все это - несмотря на прогрессирующую болезнь и связанные с ней поистине адские муки: в июне 1944-го врачи обнаружили у Толстого злокачественную опухоль легкого. Тяжелая болезнь не дала ему дожить до конца войны. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918-1920 гг. и наша сегодняшняя», - писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).

В 30-40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940-1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929-1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941-1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

Граф Алексей Николаевич Толстой. Родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) в Николаевске Самарской губернии - умер 23 февраля 1945 года в Москве. Русский и советский писатель, общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1946 - посмертно).

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в Николаевске Самарской губернии.

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), представитель средней ветви графского рода Толстых, самарский уездный предводитель дворянства.

В то же время ряд исследователей считают, что отцом мог быть т.н. неофициальный отчим - Алексей Аполлонович Бостром (1852-1921). Так, Роман Гуль в своих мемуарах приводит версию о том, что Алексей Толстой был биологическим сыном А.А. Бострома, ссылаясь в подтверждение на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца. В то же время историк Алексей Варлаамов приводит весьма убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к А.Н. Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Отметим, что Алексей воспитывался отдельно от других детей Николая Александровича Толстого и до 13 лет носил фамилию Бостром.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева, писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого ушла от мужа к А.А. Бострому, за которого официально выйти замуж не смогла из-за определения духовной консистории.

Сестра - Елизавета (Лиля; 1874-1940-е гг.), в 1-м браке Рахманинова, во 2-м браке Конасевич; в 1898 г. опубликовала роман «Лида»; после революции жила в Белграде.

Сестра - Прасковья (1876-1881).

Брат - Александр (1878-1918), в 1916-1917 гг. виленский губернатор.

Брат - Мстислав (1880-1949), агроном, санкт-петербургский вице-губернатор.

Детские годы Алексея прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка в Красноармейском районе).

В 1897-1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую мировую войну был военным корреспондентом. В 1916 году совершил поездку во Францию и Англию.

После Октябрьской революции Алексей Толстой находился в эмиграции, где пробыл в 1918-1923 годах. Местами его обитания были Константинополь, Берлин и Париж. Свои впечатления от эмиграции он отразил в сатирической повести 1924 года «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Из-под пера Алексея Толстого вышли ряд произведений, ставших классикой отечественной литературы - даже несмотря на то, что в некоторых из них присутствует идеологическая составляющая, отражающая взгляды его эпохи. Но мастерство, с которым он создал свои произведения, глубина образов и оригинальная форма подачи материала, свой собственный стиль - все это ввело Алексея Толстого в пантеон великих русских писателей.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года - как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Неоконченный исторический роман «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-1945) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Романы Толстого «Аэлита» (1922-1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть 1937 года «Хлеб» , посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других значимых сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (правда, без каких бы то ни было убедительных обоснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии. В качестве члена Союза писателей в 1936 году принял участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина - которая, возможно, привела к самоубийству последнего.

В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937).

Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти , на временной основе возглавлял Союз писателей СССР.

В 1939 году стал академиком АН СССР.

С 1937 года - депутат Верховного совета СССР 1-го созыва.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе». Один из фактических соавторов знаменитого обращения Сталина 1941-го года, в котором советский лидер призвал народ обратиться к опыту великих предков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях) - начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Лауреат трех Сталинских премий:

1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».

1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).

1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).

В ноябре 1959 года на родине писателя - в городе Пугачёв Саратовской области - в новом сквере на Топорковской улице был открыт памятник А.Н. Толстому работы С.Д. Меркурова. Этот сквер сейчас также носит имя Алексея Толстого.

В 1965 году одна из улиц города Пушкин, неподалёку от роскошной усадьбы писателя (на Московской улице / Церковной улице, 8), где он жил и творил в 1928-1938 годах, переименована в бульвар Алексея Толстого.

С 1983 года имя А.Н. Толстого носит Сызранский драматический театр.

В 2006-2007 годах теплоход проекта 588 «Николай Гастелло» получил новое название «Алексей Толстой», в честь писателя.

В 2001 году учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого . Статус - присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учредители - Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика». Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города.

Красный граф Алексей Толстой

Личная жизнь Алексея Толстого:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Юлия Васильевна Рожанская (1881-1943). Были вместе в период 1901-1907 годов (развелись официально в 1910-м). Она стала прототипом Гали - героини повести «Жизнь». У пары был сын Юрий, который умер в младенчестве (13.01.1903 - 11.05.1908).

Впервые Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника Василия Михайловича Рожанского, Толстой увидел на репетиции любительского драматического театра в Самаре, где он учился в местном реальном училище. Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой решил поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. По его совету в этом же году она поступила в Петербургский женский медицинский институт.

Вскоре последовало предложение о замужестве и 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. А уже в январе 1903 года родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям.

Во время революционных событий Толстой решил уехать в Германию - к своему сокурснику по институту А. Чумакову. Там он рассчитывал продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене Толстой познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц. Развод последовал только в 1910 году и в том же году Юлия Васильевна вышла замуж за богатого столичного купца Николая Ивановича Смоленкова, который был старше её на 16 лет и имел взрослого сына. В 1919 году она с мужем и пасынком уехала в Ригу, где скончалась в 1943 году. Похоронена на Покровском кладбище.

Вторая жена - Софья (Сара) Исааковна Дымшиц (1884-1963), художница. Родилась в 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. Они познакомились в 1906 году, Толстой был однокашником ее брата. Родители Софьи выступали резко против его визитов (писатель был женат). Но весной 1907 года Толстой делает Софье предложение. Через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак.

У пары родилась дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), она была замужем за Е.А. Шиловским.

Их отношения прекратились в 1914 году.

В 1921-м Софья вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) и родила от него сына Александра. В 1925-1935 годах Дымшиц-Толстая заведовала художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка».

Софья Дымшиц - вторая жена Алексея Толстого

Третья жена - Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963), поэтесса и мемуаристка. Стала прототипом Кати Рощиной из романа «Хождение по мукам».

Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Её мать - Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец - Василий Афанасьевич Крандиевский - был издателем и журналистом, издававший вместе с С. А. Скирмунтом публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни» (с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м). Рано начала писать стихи. Её сочинения печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок.

В 1907-1914 годах - замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын - физико-химик Фёдор Фёдорович Волькенштейн (1908-1985).

Вернувшись с Алексеем Толстым из эмиграции, Крандиевская-Толстая полностью отошла от литературы. После расставания с Толстым вернулась к поэзии и уже не оставляла её до конца жизни. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.

Прожили в браке в период 1914-1935 годов. У пары родились сыновья Никита и Дмитрий.

Сын (приемный, от первого брака Крандиевской) - Фёдор Волькенштейн (1908-1985).

Сын Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», был женат на Наталье Михайловне Лозинской (дочери переводчика М. Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев).

Сын Дмитрий (1923-2003), композитор, был трижды женат, имел по ребёнку от каждого брака, включая известного хирурга-панкреатолога профессора А. Д. Толстого.

Четвёртая жена - Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 - 1982).. Она пришла в дом Толстого в августе 1935 года в качестве секретарши. Вскоре у них начался роман. В октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королёва).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал там свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Там же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».

Романы Алексея Толстого:

1912 - Хромой барин
1923 - Аэлита
1924 - Похождения Невзорова, или Ибикус
1927 - Гиперболоид инженера Гарина
1931 - Эмигранты
Хождение по мукам. Трилогия:
Книга 1 «Сёстры» (1922);
Книга 2 «18-й год» (1928);
Книга 3 «Хмурое утро» (1941)
Пётр Первый
Чудаки

Повести и рассказы Алексея Толстого:

Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Великосветские бандиты (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле

Пьесы Алексея Толстого:

«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 - под назв. «Горький цвет»
«Любовь - книга золотая» (1918, 2 ред. - 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете...» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (переработка более ранней пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» - дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)

Сказки Алексея Толстого:

Русалочьи сказки:
Хозяин (1909)
Полевик (1909)
Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
Иван да Марья (1910)
Ведьмак (1910)
Водяной (1910)
Кикимора (1910)
Дикий кур (1910)
Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
Соломенный жених (1910)
Странник и змей (1910)
Проклятая десятина (1910)
Звериный царь (1910)
Синица (1918)
Сорочьи сказки:
Верблюд (1909)
Горшок (Маленький фельетон, 1909)
Сорока (1909)
Картина (1909)
Мышка (1909)
Козёл (1909)
Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
Лиса (1910)
Заяц (1909)
Кот Васька (1910)
Сова и кот (1910)
Мудрец (1909)
Гусак (1910)
Рачья свадьба (1910)
Порточки (1910)
Муравей (1910)
Петушки (1910)
Мерин (1910)
Куриный бог (1910)
Маша и мышки (1910)
Рысь, мужик и медведь (1910)
Великан (1910)
Мишка и леший (1910)
Башкирии (1910)
Серебряная дудочка (1910)
Смирный муж (1910)
Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей:
Полкан (1909)
Топор (1909)
Воробей (1911)
Жар-птица (1911)
Прожорливый башмак (1911)
Снежный дом (1911)
Фофка (1918)
Кот сметанный рот (1924)
Как ни в чём не бывало (1925)
Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Экранизации Алексея Толстого:

1915 - Хромой барин
1920 - Хромой барин
1924 - Аэлита
1928 - Хромой барин
1937-1938 - Пётр Первый
1939 - Золотой ключик
1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
1958 - Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
1965 - Гиперболоид инженера Гарина
1965 - Гадюка
1971 - Aktorka
1973 - Крах инженера Гарина
1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
1977 - Хождение по мукам
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1980 - Аэлита (Венгрия)
1982 - Похождения графа Невзорова
1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
1986 - Проделки в старинном духе
1992 - Детство Никиты
1992 - Прекрасная незнакомка
1996 - Милый друг давно забытых лет
1997 - Новейшие приключения Буратино
2002 - Желтухин
2017 -