Где воевал лев толстой. Краткая биография толстого льва николаевича - детские и юношеские годы, поиск своего места в жизни. Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Общества на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.

Русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне — Щекинский район Тульской области).

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, Мария Толстая (1790-1830), урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было еще двух лет. Отец, Николай Толстой (1794-1837), участник Отечественной войны, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница семьи Татьяна Ергольская.

Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом Пелагеи Юшковой, сестры отца и опекунши детей.

В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет.

Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", он отправился в Ясную Поляну, где пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), Толстой вскоре уехал сначала в Москву, затем в Петербург. Образ его жизни в этот период часто менялся. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Тогда же у него появились первые незавершенные литературные наброски.

В 1851 году Толстой уехал на Кавказ с братом Николаем, офицером российских войск. Принимал участие в военных действиях (сначала добровольно, потом получив армейскую должность). Написанную здесь повесть "Детство" Толстой отправил в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Она была напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н. и вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют принес Толстому признание.

Кавказские впечатления отразились в повести "Казаки" (18520-1863) и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855).

В 1854 году Толстой отправился на Дунайский фронт. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь, где писателю довелось пережить осаду города. Этот опыт вдохновил его на реалистические "Севастопольские рассказы" (1855-1856).
Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел большой успех в литературных кругах.

Он вошел в кружок "Современника" , познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым, Николаем Чернышевским и другими. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде.

Осенью 1856 года он уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года отправился за границу. Толстой побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — снова в Ясную Поляну.

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, а также помог устроить более 20 подобных заведений в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. В Лондоне часто виделся с Александром Герценом, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал педагогические системы.

В 1862 году Толстой начал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения. Позднее, в начале 1870-х годов, писатель создал "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения".

Логика же идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров ("Поликушка", 1861-1863), эпический тон повествования ("Казаки"), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа "Декабристы", 1860-1861) — вела его к замыслу романа-эпопеи "Война и мир" (1863-1869). Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. В начале 1865 года первая часть произведения была напечатана в "Русском вестнике".

В 1873-1877 годах был написан еще один великий роман Толстого — "Анна Каренина" (опубликован в 1876-1877 годах). Проблематика романа непосредственно подводила Толстого к идейному "перелому" конца 1870-х годов.

На вершине литературной славы писатель вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий . В конце 1870-х — начале 1880-х годов философия и публицистика в его творчестве выходят на первый план. Толстой осуждает мир насилия, угнетения и несправедливости, считает, что он исторически обречен и должен быть коренным образом изменен в ближайшее время. По его мнению, этого можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, ему противопоставляется непротивление. Непротивление не понималось, однако, как исключительно пассивное отношение к насилию. Предлагалась целая система мер, нейтрализующих насилие государственной власти: позиция неучастия в том, что поддерживает существующий строй — армия, суды, подати, ложное учение и т.п.

Толстой написал ряд статей, в которых отражено его миропонимание: "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-1886, опубликована полностью в 1906 году), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892 году, на русском — в 1954 году), "Что такое искусство?" (1897-1898) и др.

Религиозно-философские трактаты писателя — "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера?" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).

В это время были написаны такие рассказы, как "Записки сумасшедшего" (работа велась в 1884-1886 годах, не закончен), "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886) и др.

В 1880-е годы Толстой охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Главной художественной работой Толстого в 1890-е годы стал роман "Воскресение" (1889-1899), который воплотил весь спектр проблем, волновавших писателя.

В рамках нового миропонимания Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, это вызвало огромный общественный резонанс. Годы перелома привели также к семейному разладу.

Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Толстой поздней осенью 1910 года тайно ушел из Ясной Поляны. Дорога оказалась для него непосильной: в пути писатель заболел и был вынужден сделать остановку на железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние несколько дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, следила вся Россия.

20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года Лев Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.

С декабря 1873 года писатель являлся членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне — Российская академия наук), c января 1900 года — почетным академиком по разряду изящной словесности.

За оборону Севастополя Лев Толстой был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость" и другими медалями. Впоследствии его также наградили медалями "В память 50-летия обороны Севастополя" : серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора "Севастопольских рассказов".

Женой Льва Толстого была дочь врача Софья Берс (1844-1919), на которой он женился в сентябре 1862 года. Софья Андреевна на протяжении долгого времени была верной помощницей в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем произведений. В их браке родились 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Граф Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении своего отца Ясной Поляне, в Тульской губернии. Толстые – старая русская дворянская фамилия; один представитель этой семьи, глава петровской тайной полиции Петр Толстой , был произведен в графы. Мать Толстого – урожденная княжна Волконская. Его отец и мать послужили прообразами для Николая Ростова и княжны Марьи в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). Они принадлежали к высшей русской аристократии, и родовая принадлежность к высшему слою правящего класса резко отличает Толстого от других писателей его времени. Он никогда не забывал о ней (даже когда это его осознание стало совершенно отрицательным), всегда оставался аристократом и держался в стороне от интеллигенции.

Детство и отрочество Льва Толстого прошло между Москвой и Ясной Поляной, в большой семье, где было несколько братьев. Он оставил необыкновенно живые воспоминания о своем раннем окружении, о своих родственниках и слугах, в чудесных автобиографических заметках, которые написал для своего биографа П. И. Бирюкова. Мать его умерла, когда ему было два года, отец – когда ему было девять лет. Дальнейшим его воспитанием ведала тетка, мадмуазель Ергольская, предположительно послужившая прообразом Сони в Войне и мире .

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, где сначала изучал восточные языки, а потом право, но в 1847 г. он вышел из университета, не получив диплома. В 1849 г. он обосновался в Ясной Поляне, где пытался стать полезным своим крестьянам, но вскоре понял, что его старания не приносят пользы, потому что ему не хватает знаний. В студенческие годы и после ухода из университета, он, как водилось у молодых людей его класса, вел беспорядочную жизнь, наполненную погоней за наслаждениями – вино, карты, женщины, – несколько похожую на ту жизнь, которую вел Пушкин перед ссылкой на юг. Но Толстой был неспособен с легким сердцем принимать жизнь как она есть. С самого начала дневник его (существующий с 1847 года) свидетельствует о неутолимой жажде умственного и нравственного оправдания жизни, жажде, которая навсегда осталась направляющей силой его мысли. Этот же дневник был первым опытом выработки той техники психологического анализа, которая стала впоследствии главным литературным оружием Толстого. Первая его попытка испробовать себя в более целеустремленном и творческом роде писательства относится к 1851 г.

Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм

В том же году, испытывая отвращение к своей пустой и бесполезной московской жизни, он отправился на Кавказ к терским казакам, где поступил юнкером в гарнизонную артиллерию (юнкер означает доброволец, вольноопределяющийся, но благородного происхождения). На следующий год (1852) он закончил свою первую повесть (Детство ) и послал ее Некрасову для публикации в Современнике . Некрасов немедленно ее принял и написал об этом Толстому в очень ободряющих тонах. Повесть имела немедленный успех, и Толстой сразу же выдвинулся на заметное место в литературе.

На батарее Лев Толстой вел довольно легкую и необременительную жизнь юнкера со средствами; место для постоя тоже было приятным. У него было много свободного времени, большую часть которого он тратил на охоту. В тех немногих боях, в которых ему пришлось участвовать, он проявил себя очень хорошо. В 1854 г. он получил офицерский чин и по его просьбе был переведен в армию, сражавшуюся с турками в Валахии (см. Крымская война), где он принял участие в осаде Силистрии. Осенью того же года он присоединился к Севастопольскому гарнизону . Там Толстой увидел настоящую войну. Он участвовал в обороне знаменитого Четвертого бастиона и в сражении на Черной речке и высмеял дурное командование в сатирической песне – единственном известном нам его сочинении в стихах. В Севастополе им были написаны знаменитые Севастопольские рассказы , которые появлялись в Современнике , когда осада Севастополя еще продолжалась, что очень усилило интерес к их автору. Вскоре после оставления Севастополя Толстой поехал в отпуск в Петербург и Москву, а на следующий год вышел из армии.

Только в эти годы, после Крымской войны, Толстой общался с литературным миром. Литераторы Петербурга и Москвы встретили его как выдающегося мастера и собрата. Как он признавался впоследствии, успех очень польстил его тщеславию и гордыне. Но с литераторами он не сошелся. Он был слишком аристократом, чтобы ему могла прийтись по вкусу эта полубогемная интеллигенция. Для него они были слишком неловкими плебеями, они же возмущались, что их компании он явно предпочитает свет. По этому поводу они с Тургеневым обменялись колкими эпиграммами. С другой стороны, самый его склад ума был не по сердцу прогрессивным западникам . Он не верил ни в прогресс, ни в культуру. К тому же его неудовольствие литературным миром усилилось из-за того, что новые его произведения их разочаровали. Все, что он писал после Детства , не показывало никакого движения к новшествам и развитию, и критики Толстого не сумели понять экспериментальную ценность этих несовершенных произведений (см. подробнее в статье Раннее творчество Толстого). Все это способствовало его прекращению отношений с литературным миром. Кульминацией стала шумная ссора с Тургеневым (1861), которого он вызвал на дуэль, а потом принес за это свои извинения. Вся эта история очень типична, и в ней проявился характер Льва Толстого, с его затаенной конфузливостью и чувствительностью к обидам, с его нетерпимостью к мнимому превосходству других людей. Единственные литераторы, с которыми он сохранил дружеские отношения, были реакционер и «земельный лорд» Фет (в доме которого и разыгралась ссора с Тургеневым) и демократ-славянофил Страхов – люди, совершенно не сочувствовавшие главному направлению тогдашней прогрессивной мысли.

Годы 1856–1861 Толстой провел между Петербургом, Москвой, Ясной Поляной и заграницей. Он ездил за границу в 1857 (и снова – в 1860–1861 гг.) и вынес оттуда отвращение к эгоизму и материализму европейской буржуазной цивилизации. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и в 1862 г. начал издавать педагогический журнал Ясная Поляна , в котором удивил прогрессивный мир утверждением, что не интеллигенты должны учить крестьян, а скорее крестьяне интеллигентов. В 1861 г. он принял пост мирового посредника, пост, введенный для наблюдения за тем, как проводится в жизнь освобождение крестьян . Но неудовлетворенная жажда нравственной прочности продолжала его мучить. Он забросил разгул своей юности и стал подумывать о женитьбе. В 1856 г. он сделал первую неудачную попытку жениться (на Арсеньевой). В 1860 г. он был глубоко потрясен смертью своего брата Николая – это была его первая встреча с неизбежной реальностью смерти. Наконец в 1862 г., после долгих колебаний (он был убежден, что поскольку он стар – тридцать четыре года! – и некрасив, ни одна женщина его не полюбит) Толстой сделал предложение Софье Андреевне Берс, и оно было принято. Они поженились в сентябре того же года.

Женитьба – одна из двух главных вех жизни Толстого; второй вехой стало его обращение . Его всегда преследовала одна забота – как оправдать свою жизнь перед своей совестью и достичь стойкого нравственного благополучия. Когда он был холостяком, то колебался между двумя противоположными желаниями. Первым было страстное и безнадежное устремление к тому цельному и нерассуждающему, «естественному» состоянию, которое он нашел среди крестьян и особенно среди казаков, в чьем селе он жил на Кавказе: это состояние не стремится к самооправданию, ибо оно свободно от самосознания, этого оправдания требующего. Он пытался найти такое не задающееся вопросами состояние в сознательном подчинении животным импульсам, в жизни своих друзей и (и тут он был ближе всего к его достижению) в любимом своем занятии – охоте. Но он был неспособен удовлетвориться этим навсегда, и другое столь же страстное желание – найти рациональное оправдание жизни – уводило его в сторону каждый раз, когда ему казалось, что он уже достиг довольства собой. Женитьба была для него вратами в более стабильное и продолжительное «естественное состояние». Это было самооправдание жизни и разрешение мучительной проблемы. Семейная жизнь, нерассуждающее принятие ее и подчинение ей отныне стало его религией.

Первые пятнадцать лет своей брачной жизни Толстой жил в блаженном состоянии довольного прозябания, с умиротворенной совестью и умолкнувшей потребностью в высшем рациональном оправдании. Философия этого растительного консерватизма выражена с огромной творческой силой в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). В семейной жизни он был исключительно счастлив. Софья Андреевна, почти еще девочка, когда он на ней женился, без труда стала такой, какой он хотел ее сделать; он объяснил ей свою новую философию, и она была ее несокрушимой твердыней и неизменной хранительницей, что привело в конце концов к распаду семьи. Супруга писателя оказалась идеальной женой, матерью и хозяйкой дома. Кроме того, она стала преданной помощницей мужа в литературной работе – всем известно, что она семь раз переписала Войну и мир от начала до конца. Она родила Толстому множество сыновей и дочерей. У нее не было личной жизни: вся она растворилась в жизни семейной.

Благодаря толстовскому разумному управлению имениями (Ясная Поляна была просто местом жительства; доход приносило большое заволжское имение) и продаже его произведений состояние семьи увеличилось, как и сама семья. Но Толстой, хоть и поглощенный и удовлетворенный своей самооправданной жизнью, хоть и прославивший ее с непревзойденной художественной силой в лучшем своем романе, все-таки не в состоянии был полностью раствориться в семейной жизни, как растворилась его жена. «Жизнь в искусстве» тоже не поглощала его так, как его собратьев. Червячок нравственной жажды, хоть и доведенный до крошечных размеров, так никогда и не умер. Толстого постоянно волновали вопросы и требования нравственности. В 1866 г. он защищал (неудачно) перед военным судом солдата, обвиненного в том, что он ударил офицера. В 1873 г. он опубликовал статьи о народном образовании, на основании которых проницательный критик Михайловский сумел предсказать дальнейшее развитие его идей.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Граф, великий русский писатель.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в ) в семье отставного штабс-ротмистра графа Н. И. Толстого (1794-1837), участника Отечественной войны 1812 года.

Л. Н. Толстой получил домашнее образование. В 1844-1847 годах он учился в Казанском университете, но курса не окончил курса. В 1851 году он отправился на Кавказ в станицу - к месту военной службы старшего брата Н. Н. Толстого.

Два года жизни на Кавказе оказались необыкновенно значительными для духовного развития писателя. Написанная им здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Л. Н. Толстого (опубликовал под инициалами Л. Н. в журнале «Современник» в 1852 году) - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана.

В 1851-1853 годах Л. Н. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтера, затем - артиллерийского офицера), в 1854 году был наплавлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны по личной просьбе он был переведен в Севастополь, при осаде которого участвовал в обороне 4-го бастиона. Армейский быт и эпизоды войны дали Л. Н. Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-1855), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1855-1856 годах). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», произвели огромное впечатление на русское общество.

В 1855 году Л. Н. Толстой приехал в , где сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с , И. А. Гончаровым, и др. 1856-1859 годы были ознаменованы попытками писателя найти себя в литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию. Наиболее яркое произведение этой поры - повесть «Казаки» (1853-1863), в которой проявилось тяготение автора к народным темам.

Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Л. Н. Толстой на рубеже 1860-х годов решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 годах он отдал много сил основанной им в школе для крестьянских детей, изучал постановку педагогического дела в и за границей, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную систему образования и воспитания.

В 1862 году Л. Н. Толстой женился на С. А. Берс (1844-1919) и начал жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивавшейся семьи. В годы крестьянской реформы он исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешал тяжбы помещиков с их бывшими крепостными крестьянами.

1860-е годы стали порой расцвета художественного гения Л. Н. Толстого. Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашел себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные писателем, привели к новому взлету национальной культуры.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869, начало публикации - 1865 год) стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Автору удалось удачно сочетать глубину и окровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом Л. Н. Толстой попытался дать ответ на стремление литературы 1860-х годов понять ход исторического процесса, определить роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

В начале 1870-х годов Л. Н. Толстой вновь сосредоточился на педагогических интересах. Им была написана "Азбука" (1871-1872), позже - «Новая азбука» (1874-1875), для которых писатель сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Л. Н. Толстой вернулся к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начали проявляться симптомы кризиса нравственно-филосфского мировоззрения писателя, усугубленного исторической остановкой социального перелома 1870-х годов.

Центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов - роман «Анна Каренина» (1873-1877, опубликован в 1876-1877 годах). Подобно романам и , написанным в это же время, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени. Роман стал итогом раздумий писателя над судьбой современного общества и проникнут пессимистическими настроениями.

К началу 1880-х годов Л. Н. Толстой сформировал основные принципы своего нового миросозерцания, получившего впоследствии название толстовства. Наиболее полное выражение они нашли в его произведениях «Исповедь» (1879-1880, опубликована в 1884 году) и «В чем моя вера?» (1882-1884). В них Л. Н. Толстой сделал вывод о ложности основ существования высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом. К характерной для писателя критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви, против привилегий и образа жизни своего класса. Свои новые социальные взгляды Л. Н. Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879-1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения. Очищенное от искажений и церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли писателя, объединить людей идеями любви и всепрощения. Л. Н. Толстой выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

В 1880-е годы Л. Н. Толстой заметно охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В то же время росло недовольство писателя привычным образом жизни близких. Его публицистические работы «Так что же нам делать?» (1882-1886) и «Рабство нашего времени» (1899-1900) резко критиковали пороки современной цивилизации, но выход из ее противоречий автор видел по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя этих лет пропитано публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886); «Крейцерова соната» (1887-1889, опубликована в 1891 году); «Дьявол» (1889-1890, опубликована в 1911 году).

В этот же период Л. Н. Толстой начал проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В драме «Власть тьмы» (1886) и комедии «Плоды просвещения" (1886-1890, опубликована в 1891 году) он рассматривал проблему тлетворного влияния городской цивилизации на консервативное деревенское общество. Стремлением Л. Н. Толстого обратиться напрямую к читателю из народа вызваны к жизни так называемые «народные рассказы» 1880-х годов («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.), написанные в жанре притчи.

Л. Н. Толстой деятельно поддержал возникшее в 1884 году издательство «Посредник», руководившееся его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения писателя по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе В. Г. Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893 и 1898 годах Л. Н. Толстой возглавил широкое общественное движение по оказанию помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во 2-й половине 1890-х годов писатель отдал много сил защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействовал переезду духоборов в Канаду. (в особенности в 1890-е годы) стала местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран, одним из крупнейших центров притяжения живых сил мировой культуры.

Главной художественной работой Л. Н. Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889-1899), сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. В поразительном стечении обстоятельств (молодой аристократ, виновный некогда в соблазнении девушки-крестьянки, воспитанной в барском доме, должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу) выразился для писателя алогизм жизни, построенной на социальной несправедливости. Карикатурное изображение служителей церкви и ее обрядов в «Воскресении» стало одной из причин постановления Святейшего Синода об отлучении Л. Н. Толстого от православной церкви (1901).

В этот период отчуждение, наблюдаемое писателем в современном ему обществе, делает необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и последующим разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Отец Сергий», 1890-1898, опубликован в 1912 году; «Живой труп», 1900, опубликован в 1911 году; «После бала», 1903, опубликован в 1911 году; «Посмертные записки старца Федора Кузмича...», 1905, опубликован в 1912 году).

В последнее десятилетие жизни Л. Н. Толстой стал признанным главой русской литературы. Он поддерживает личные отношения с молодыми писателями-современниками В. Г. Короленко, А. М. Горьким. Продолжалась его общественно-публицистическая деятельность: печатались его воззвания и статьи, велась работа над книгой «Круг чтения». Толстовство получило широкую известность в качестве идейной доктрины, однако сам писатель испытывал в это время колебания и сомнения в правоте своего учения. В годы русской революции 1905-1907 годов получили известность его протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).

Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами и членами его семьи. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями, 28 октября (10 ноября) 1910 года писатель тайно ушел из . По дороге он простудился и скончался 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне поселок в ). Смерть Л. Н. Толстого вызвала колоссальный общественный резонанс в и за рубежом.

Творчество Л. Н. Толстого знаменовало собой новый этап в развитии реализма в русской и мировой литературе, стало своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой ХХ века. Философские взгляды писателя оказали огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии 28 августа (9 сентября) 1828 года. Жил в усадьбе в 1828-1837 годах. С 1849 года возвращался в имение периодически, с 1862 года жил постоянно. Похоронен в Ясной Поляне.

Впервые посетил Москву в январе 1837 года. Жил в городе до 1841 года, впоследствии бывал неоднократно и жил подолгу. В 1882 году купил дом в Долгохамовническом переулке, где с той поры его семья обычно проводила зиму. Последний раз приезжал в Москву в сентябре 1909 года.

В феврале-мае 1849 года впервые посетил Санкт-Петербург. Жил в городе зимой 1855-1856 годов, бывал ежегодно в 1857-1861 годах, а также в 1878 году. Последний раз приезжал в Санкт-Петербурге в 1897 году.

Неоднократно посещал Тулу в 1840-1900 годах. В 1849-1852 годах числился на службе в канцелярии дворянского собрания. В сентябре 1858 году принимал участие в съезде губернского дворянства. В феврале 1868 года был избран присяжным заседателем по Крапивенскому уезду, присутствовал на заседаниях Тульского окружного суда.

Владелец имения Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии с 1860 года (ранее принадлежало брату Н. Н. Толстому). В 1860-1870-х годах проводил в усадьбе эксперименты по улучшению хозяйства. Последний раз посетил имение 28 июня (11 июля) 1910 года.

В 1854 году деревянный усадебный дом, в котором родился Л. Н. Толстой, был продан и перевезен из в село Долгое Крапивенского уезда Тульской губернии, принадлежавшее помещику П. М. Горохову. В 1897 году писатель посещал село с целью выкупа дома, однако из-за ветхого состояния он был признан нетранспортабельным.

В 1860-х годах организовал школу в селе Колпна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в черте города Щекино). 21 июля (2 августа) 1894 года посещал рудник акционерного общества «Товарищество Р. Гилль» при станции Ясенки. 28 октября (10 ноября) 1910 года, в день ухода из , сел на поезд на станции Ясенки (ныне в Щекино).

Жил в станице Старогладовской Кизлярского округа Терской области, месте расположения 20-й артиллерийской бригады, с мая 1851 по январь 1854 годов. В январе 1852 года был зачислен фейерверкером 4-го класса в батарейную № 4 батарею 20-й артиллерийской бригады. 1 (13 февраля) 1852 года в станице Старогладовской записал при помощи своих друзей С. Мисербиева и Б. Исаева слова двух чеченских народных песен с переводом. Записи Л. Н. Толстого признаны «первым по времени письменным памятником чеченского языка» и «первым опытом записи чеченского фольклора на местном языке».

Впервые побывал в крепости Грозной 5 (17) июля 1851 года. Посетил командующего левым флангом Кавказской линии князя А. И. Барятинского для получения разрешения участвовать в боевых действиях. Впоследствии посещал Грозную в сентябре 1851 и в феврале 1853 годов.

Впервые посетил Пятигорск 16 (28) мая 1852 года. Жил в Кабардинской слободке. 4 (16) июля 1852 года отправил из Пятигорска редактору журнала «Современник» рукопись романа «Детство». 5 (17) августа 1852 года отправился из Пятигорска в станицу . Повторно посетил Пятигорск в августе - октябре 1853 года.

Посещал Орел трижды. 9-10 (21-22) января 1856 года навещал умиравшего от чахотки брата Д. Н. Толстого. 7 (19) марта 1885 года был в городе проездом по пути в имение Мальцевых . 25-27 сентября (7-9 октября) 1898 года посещал Орловскую губернскую тюрьму в ходе работы над романом «Воскресение».

В период с октября 1891 по июль 1893 годов несколько раз приезжал в село Бегичевка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Бегичево в ), имение И. И. Раевского. В селе им был организован центр помощи голодающим крестьянам Данковского и Епифанского уездов. Последний раз Л. Н. Толстой уехал из Бегичевки 18 (30) июля 1893 года.