Главный режиссер вахтангова. Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Поменяется ли репертуарная политика

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского . Возглавить ее согласился актер и режиссер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922); его ближайшей помощницей в организации студии была Ксения Ивановна Котлубай (1890–1931). До 1917 студия называлась Студенческой (или Мансуровской, по названию переулка, где временно обосновалась); с 1917 по 1920 – Московской драматической студией Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его 3-й Студии. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й Студии МХТ (по адресу «Арбат 26», где располагается и поныне). Официально статус театра Студия получила лишь в 1926.

Студией во главе с режиссером-педагогом Вахтанговым были выпущены спектакли Усадьба Ланиных Б.Зайцева (1914), Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918, 1921), Свадьба А.П.Чехова (1920, 1921). Вторые редакции двух последних спектаклей резко отличались от первых вариантов – они были лишены снисходительной мягкости и добродушия, но полны всепоглощающего гротеска. Велась работа над пьесой студийца-поэта П.Антокольского Обручение во сне , репетировались Электра Софокла и Пир во время чумы А.Пушкина.

В 1919 Студию покинули двенадцать одаренных студийцев (это явилось ударом для коллектива в целом и лично для Вахтангова). Тогда же был объявлен прием на первый курс школы – так появились Б.Щукин и Ц.Мансурова, за ними – Р.Симонов , А.Ремизова, М.Синельникова, Е.Алексеева. В 1922 увидела свет рампы легендарная Принцесса Турандот К.Гоцци (первоначально репетировалась пьеса Шиллера под тем же названием) умирающего Вахтангова. После трагических «спектаклей-криков» (Эрик XIV А.Стриндберга в 1-й Студии МХТ или Гадибук С.Ан-ского в студии «Габима»), изломанно-гротесковых, полных мучительного разлада и кошмарных видений, режиссер в своей последней постановке воспевал жизнь с ее праздничной театральностью. В Принцессе Турандот , ставшей ярчайшим и значительнейшим этапом в истории театра, талантливо играли Мансурова – Турандот, Завадский – Калаф, Орочко – Адельма, Басов – Алтоум, Захава – Тимур, Щукин – Тарталья, Симонов – Труффальдино, Кудрявцев – Панталоне, Глазунов – Бригелла, Ляуданская – Скирина, Ремизова – Зелима и др. Спектакль дважды возобновлялся – Р.Симоновым (1963) и Г.Черняховским (1991).

После смерти Вахтангова 29 мая 1922 был избран новый Художественный совет Студии: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Однако коллективное руководство не могло снять возникшего в Студии напряжения: все были уверены в необходимости продолжать вахтанговскую линию, но представления о том, какими методами этого добиваться, у каждого были свои. Многие из учеников Вахтангова тяготели к режиссуре, но явного лидера среди них не было.

После неудачи спектакля Правда – хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского (режиссерский дебют Б.Захавы, 1923) В.Немирович-Данченко назначает директором 3-й Студии Ю.Завадского, чья эксцентрическая постановка гоголевской Женитьбы (1924) стала второй премьерой Студии после смерти Вахтангова. Спектакль не был принят публикой. Завадскому пришлось оставить пост директора, на должность которого был избран актер О.Глазунов.

В период отстаивания Студией своей независимости (предложение влиться в состав Художественного Театра было отвергнуто) сюда приходит режиссер А.Попов. Сезон 1924–1925 дал сразу две удачи – постановки Попова Комедии Мериме (четыре пьесы из цикла Театр Клары Газуль ) и Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского. Следом Попов ставит Виринею Л.Сейфуллиной (1925), Зойкину квартиру М.Булгакова (1926), Разлом Б.Лавренева (1927), Заговор чувств Ю.Олеши (1929), Авангард В.Катаева (1930). В день пятилетия Студии, находившейся на подъеме, она была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова. Со второй половины 1920-х годов спектакли ставят Р.Симонов (Марион де Лорм В.Гюго, 1926, и На крови С.Мстиславского, 1928), И.Толчанов (Партия честных людей Ж.Ромена, 1927), Захава (Барсуки Л.Леонова, 1927), осуществляются совместные постановки двух, трех и даже четырех режиссеров (спектакли 1930 Коварство и любовь Фр.Шиллера в постановке Антокольского, О.Басова, Захавы и Темп Н.Погодина в постановке Басова, К.Миронова, А.Орочко, Щукина). В этот же период (с 1927) начинает сотрудничество с театром художник, а впоследствии и режиссер Н.Акимов.

В конце 1920-х годов все труднее становится работать в театре Попову: терпит неудачу его спектакль Авангард , осложняются отношения с руководством театра, во главе которого стоят Захава и Симонов. 12 мая 1930 в «Литературной газете» появляется заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». В творчестве вахтанговского театра закончился очередной яркий этап. Начатые Поповым репетиции спектакля Темп завершала целая режиссерская коллегия.

1930-е годы в театре Вахтангова ознаменовались не только постановками советских пьес (Погодина, Катаева, А.Афиногенова, А.Крона, В.Киршона), но и знаменитым Гамлетом Акимова, усмотревшим в шекспировской пьесе борьбу разгульного принца Гамлета (А.Горюнов) за престол – трагедия талантливо подменялась комедией и фарсом. Захава ставит две пьесы М.Горького: Егор Булычов и другие (1932) с Щукиным-Булычовым, признанным в этой роли гениальным, и Достигаев и другие (1933). В сезоне 1936–1937 И.Рапопортом был выпущен спектакль Много шума из ничего Шекспира (с незабываемыми Мансуровой и Симоновым в ролях Беатриче и Бенедикта) – воплощение того, что виделось многим «вахтанговским началом» (ненатужная комедийность, ироничная легкость и блеск остроумия).

В 1939 художественным руководителем театра назначается Р.Симонов, период коллективного руководства закончился. Театр ведет поиски актуальной советской пьесы; на постановку приглашается бывший главный режиссер Реалистического театра, волею власти слитого с Камерным, Н.Охлопков, который выпускает спектакль Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева (1940). В предвоенные месяцы увидели свет Перед заходом солнца Г.Гауптмана (первая самостоятельная режиссерская работа А.Ремизовой), Дон Кихот Булгакова в постановке Рапопорта, Маскарад М.Лермонтова (режиссер А.Тутышкин).

В первые годы Великой Отечественной войны театр работал в г. Омске (1941–1943). Здесь были поставлены спектакли Олеко Дундич А.Ржешевского и М.Каца и Русские люди К.Симонова (реж. А.Дикий, 1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (реж. Охлопков, 1942), Фронт А.Корнейчука (реж. Симонов, 1942) и др. Был создан Фронтовой филиал театра, выпустивший спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (реж. А.Орочко, 1942), Не в свои сани не садись А.Островского (реж. Мансурова, 1944) и Где-то в Москве В.Масса и М.Червинского (реж. Ремизова и А.Габович, 1944) и др.

В годы войны покидает театр Охлопков, согласившийся возглавить Театр Революции. Бурный успех имеют Слуга двух господ К.Гольдони (1943) в постановке Тутышкина с Н.Плотниковым в роли Труффальдино и комедия-оперетта Ф.Эрве Мадемуазель Нитуш (1944), поставленная Симоновым в оформлении Акимова. В тяжелые для страны и ее искусства послевоенные годы театр вынужден одно за другим выпускать героико-революционные полотна, оправдывавшие, однако, свое существование на сцене серьезностью актерских работ. Таковы были Молодая гвардия по роману А.Фадеева (1948), Первые радости (1950) и Кирилл Извеков (1951) по романам К.Федина в постановке Захавы, где играли Ю.Любимов, Г.Пашкова, М.Астангов, Н.Гриценко и др. Создается череда «сельских» постановок, начало которой было положено спектаклем Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (реж. Ремизова, 1947), а одним из финальных аккордов стала Стряпуха А.Софронова в постановке Симонова (1959). Ставится драматургия К.Симонова, Б.Полевого, Н.Вирты, Н.Погодина, А.Крона. Возобновляются Егор Булычов и другие (1951) и Перед заходом солнца (1954).

В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов , сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов ; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).

В 1963 к 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского и 80-летию Е.Б.Вахтангова Р.Симоновым возобновляется Принцесса Турандот с Ю.Борисовой, Л.Максаковой и В.Лановым в главных ролях. В середине 1960-х годов пользуются огромным успехом Идиот , инсценировка Ю.Олеши по роману Ф.Достоевского (постановка Ремизовой, 1958), Миллионерша Б.Шоу (постановка Ремизовой, 1964), Варшавская мелодия Л.Зорина (постановка Р.Симонова, 1967) и На всякого мудреца довольно простоты Островского (постановка Ремизовой, 1968). В этих спектаклях покоряли публику Борисова, Гриценко, Яковлев, Ульянов, Плотников и др.

После смерти Р.Симонова (1968) главным режиссером вахтанговского театра становится Е.Симонов и руководит им без малого двадцать лет. Эти годы стали временем отдельных актерских успехов: Борисова-Клеопатра и Ульянов-Антоний в Антонии и Клеопатре Шекспира (постановка Е.Симонова, 1971), Ульянов-Ричард в Ричарде III Шекспира (постановка Р.Капланяна, 1976), Яковлев-Калоджеро ди Спелта и Л.Максакова-Дзайра в Великой магии Э.де Филиппо (постановка югославского режиссера М.Беловича, 1979) и др.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в театр вливается очередное актерское поколение: И.Купченко, М.Вертинская, В.Малявина, В.Зозулин, Е.Карельских, Ю.Шлыков, В.Иванов и др.

Принципиально важной для вахтанговской труппы виделась Е.Симонову постановка поэтического триптиха, которую он создавал преимущественно с молодежью: Мистерия-буфф В.Маяковского (1981), Роза и крест А.Блока (1983) и Три возраста Казановы по пьесам М.Цветаевой Приключение и Феникс (1985). Успех имел лишь цветаевский спектакль.

25 сентября 1987 в вахтанговском театре состоялось собрание, на котором художественным руководителем был избран Михаил Ульянов (отстраненный от должности Е.Симонов покинул театр). В штат театра принимаются режиссеры П.Фоменко, Р.Виктюк, А.Кац. Выпускают спектакли А.Шапиро (Кабанчик В.Розова, 1987), Р.Стуруа (Брестский мир М.Шатрова, 1987), А.Белинский (Стакан воды Э.Скриба, 1988). Театр постепенно оживает. Училище в очередной раз пополняет труппу молодежью – С.Маковецкий, О.Чиповская, А.Рыщенков, В.Симонов, Е. Князев, Е.Сотникова, М.Васьков, М.Суханов, Ю.Рутберг, М.Есипенко и др. На сцену театра переносится студенческая постановка Черняховского Зойкина квартира Булгакова (1989) с Ю.Рутберг в главной роли. В третий раз возобновляется Принцесса Турандот с Есипенко, Чиповской и Рыщенковым (режиссер возобновления Черняховский, 1991). Ведут режиссерскую работу Фоменко (Дело А.Сухово-Кобылина, 1988; Государь ты наш, батюшка ... Ф.Горенштейна, 1991; Без вины виноватые Островского с блистательным актерским ансамблем, 1993; Пиковая дама Пушкина, 1996; Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1999) и Виктюк (Уроки мастера Д.Паунелла, 1990; Дама без камелий Т.Раттигана, 1990; Соборяне Н.Садур по Н.Лескову, 1992; Я тебя больше не знаю, милый А.де Бенедетти, 1994). Постановочно осваивается пространство так называемой «сцены в буфете»: Без вины виноватые Островского в режиссуре Фоменко, Милый лжец Дж.Килти (реж. Шапиро, 1994) и др.

Помимо названных постановщиков последние сезоны на сцене театра им. Евг.Вахтангова ставят А.Житинкин (Веселые парни Н.Саймона, 1996), В.Мирзоев (Амфитрион Мольера, 1998), А.Горбань (За двумя зайцами М.Старицкого, 1997 и Левша по Лескову и Е.Замятину, 1999), В.Иванов (Фрекен Жюли А.Стриндберга, 1999), Е.Марчелли (Отелло Шекспира, 2000), С.Евлахишвили (Земля обетованная С.Моэма, 2000). Театр сотрудничает с художниками Ст.Морозовым, Т.Сельвинской, В.Боером, П.Каплевичем и др.

Наряду с именитыми исполнителями на сцену театра выходят молодые – А.Завьялов, М.Аронова, А.Дубровская, Н.Гришаева, П.Сафонов, А.Пушкин и др.

После смерти М.Ульянова в 2007 новым художественным руководителем театра стал известный литовский режиссер Римас Туминас .


Ранее, на месте современного театра им. Евгения Вахтангова, был жилой особняк конца XIX — начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. Во время Великой Отечественной войны в старое здание театра попала бомба и оно было полностью разрушено.

Старое здание театра им. Евг. Вахтангова. Арбат д. 26


Современное здание театра построено в 1946—47 годах, архитектор П.В. Абросимов.

В театре им. Евгения Вахтангова долгие годы работали и служили народные артисты, отец и сын -

Народный артист СССР Андрей Львович Абрикосов (1906 - 1973 гг) и
Народный артист России Григорий Андреевич Абрикосов (1932 - 1993 гг).

В 1953-59 годах А.Л. Абрикосов занимал должность директора театра.


Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
улица Арбат дом 26



Театр ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась). В 1917—20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название.

13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е. Б. Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

Вахтангов.
Шарж Ю. Завадского, 1913

Евгений Баргатионович Вахтангов (1(13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени — Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту.

После смерти Вахтангова в 1922—39 управление театром осуществлялось художественным советом , в который вошли: Юрий Завадский, Борис Захава, Н. Тураев, Ксения Котлубай, Анна Орочко, Иосиф Толчанов, Елизавета Ляуданская, Елагина, Глазунов и Осип Басов.

С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина.

К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор — Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт — Р.Н. Симонов, Беатриче — Мансурова).

В 1939 году художественным руководителем театра стал Рубен Николаевич Симонов.

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50—70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968—87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов. В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

В 1956 театр получает статус академического.
С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 - Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 - Ю.Борисова, 1950 - М.Ульянов; 1952 - Ю.Яковлев; 1958 - В.Лановой;
1961 - Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

Евгений Рубенович Симонов
- художественный руководитель театра с 1969 по 1987 годы.

Михаил Александрович Ульянов - художественный руководитель театра с 1987 по 2007 годы.

Андрей Львович Абрикосов.
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1938 по 1973 годы.


Спектакли, в которых участвовал А.Л. Абрикосов:

1936 г. «Много шума из ничего» Шекспира, режиссёры М. Синельникова, И. Рапопорт — Клавдио
«Шёл солдат с фронта» Катаева — Семён Котко
1942 г. «Русские люди» К. Симонова, режиссёр А. Дикий — Сафонов
1942 г. «Фронт» Корнейчука, режиссёр Р. Н. Симонов — Огнев
1950 - «Отверженные» В. Гюго, инсценировка С. Радзинского, режиссёр Александра Ремизова — Жан Вальжан
1956 г. «Фома Гордеев» М. Горького, режиссёр Р. Н. Симонов — Игнат Гордеев
1957 - «Город на заре» А.Н. Арбузова, режиссёр Евгений Симонов — Игнат Добров
«Кирилл Извеков» Федина — Рагозин
«Чайка» Чехова — Тригорин
«Я сын трудового народа» В. Катаева — Семён Котко.

Григорий Андреевич Абрикосов
Работал и служил в театре им. Е. Вахтангова с 1954 по 1993 годы.

Роли Г.А. Абрикосова в театре.

1956 — «Фома Гордеев» М. Горького. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Фома Гордеев
1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова и Арбузовской студии. Режиссёр: Е. Р. Симонов — участник хора
1960 «Иркутская история» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сердюк
1965 г. — «Дион» Л. Зорина. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Сервилий
1966 — «Конармия» по рассказам Исаака Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Никита Балмашов (спектакль был записан для ТВ в 1975)
1975 г. «Господа Глембаи» М. Крлежи. Режиссёр: М. Белович — старик Игнат (спектакль был записан для ТВ в 1979 году)
1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Артуро Реккиа
«Старинные русские водевили» (водевиль «Дайте мне старуху!» В. Савинова)
24 января 1983 г. — «Будьте здоровы!» Пьера Шено. Режиссёр: Владимир Шлезингер — профессор Гарон (спектакль был записан для ТВ)

В репертуаре театра им Е. Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

В зале аншлаг, как на модной премьере. Актерский состав явился практически полностью (из 113 человек только шесть не почтили своим присутствием сбор без уважительной причины), а остальные, включая цеха, здесь. В первых рядах «иконостас» Вахтанговского — Лановой, Максакова, Этуш, Купченко, Федоров, Кузнецов. Иконостас, замечу, активно работающий. Кому не хватило мест, стоят по стенам.

Замечу, что все сборы всех театральных трупп похожи, как счастливые семьи, — обнималки-целовалки, поздравлялки, объявлялки планов на новый сезон. В этом смысле Вахтанговский мало чем отличается от других. Но имеется разница в деталях, а они, как известно, решают все. Вот, скажем, поздравления с какой-нибудь датой (днем рождения, званием, выслугой лет) сопровождаются вручением цветов — их, как правило, выносят администраторы. В Вахтанговском их отличившимся раздает сам Римас Туминас, и с него корона не падает. И такая человеческая деталь, для многих руководителей совсем не существенная, многое объясняет: здесь политика человеколюбия, а не просто человекоиспользования.

Сбор вахтанговцев четко делится на две части — деловую и художественную. Обе отлично подготовлены. Директор Кирилл Крок за девять с половиной минут на экране предъявляет статистику прошлого сезона — впечатляет: в Москве за сезон на пяти сценах вахтанговцы сыграли 832 спектакля, их посмотрело 288 тысяч зрителей, на гастролях в России и Европы сыграли 55. Из строительных достижений — на Исторической сцене демонтирован старый осветительный мостик (в статусе памятника, руками не трогать!) и сделан новый выносной софит с новейшим оборудованием. Отремонтирована вторая часть фасада Симоновской сцены, а в ее Камерном зале увеличен угол наклона зрительного зала — теперь великолепный обзор. Театру безвозмездно переданы архив и домашняя обстановка рабочего кабинета из квартиры одного из основателей театра Бориса Щукина. Урожай государственных и ведомственных наград (ордена, грамоты, звания) получают более 30 человек, и не только артисты. Этуш вообще в этом году стал полным кавалером госнаград. И, наконец, о низком — о средней зарплате в Вахтанговском: 113 тысяч 200 рублей. Тут, как говорится, немая сцена. На фоне такой информации меркнет даже будущий гастрольный маршрут: Китай, Эстония, Латвия, Тель-Авив, Сургут, Казань, Милан, США, Канада, Венгрия, Париж, Стамбул. Однако всех на Землю возвращает худрук.

— Все, кончился праздник, — объявляет Туминас. — Кто остался без наград — скажите, мы постараемся. Хотел анализировать прошлый сезон, но сам себя наказываю за ошибки. Так что будем вносить коррекции, и от каких-то спектаклей придется отказываться. Новые будут — такова жизнь. Лев Толстой выразил вечную боль человека и размышления о смерти и жизни, о войне и мире, о боли Земли — в этом кроется незримая сторона красоты. Хаос в умах, в мире, наступают очень тревожные времена, потому нам никак нельзя терять надежду. Нам надо быть терпеливыми и, главное, учиться вкусу, чем мы грешим. Ведь спектакль разваливается, становится ранимым, потому что мы не воспитываем вкус.

Из вышесказанного следует, что сам Туминас начинает работу над «Войной и миром». А потом — над «Маленькими трагедиями» Пушкина, в которых главную роль (кого — не говорит) исполнит Людмила Максакова (Моцарт, Сальери, Скупой рыцарь?). Римас цитирует завещание Родена («Манерный, напыщенный стиль, обращающий на себя внимание, — это скверно. Стиль только тогда хорош, когда о нем забываешь»). И Гёте — из «Фауста» («Но не ищи высоких званий: Стал человеком — и желаний. Нет боле: нечем больше быть»).

Судя по новостям о планах на новый сезон, можно сделать вывод, что в Вахтанговском наши режиссеры будут конкурировать с варягами. Буквально один за другим сюда приезжают два итальянца — Лука де Фуко (пьеса Эдуардо де Филиппа «Суббота, воскресенье, понедельник») и Джорджио Сангати из театра «Пикало ди Милана» (пьеса «Новая квартира»). А французский режиссер Клеман Эрвье-Леже в ноябре возьмется за «Двойное непостоянство» Мариво. Евгений Арье из Израиля вместе с композитором Фаустасом Латенасом к 100-летию Вахтанговского будут делать «Диббук». Из русских же режиссеров названы Антон Яковлев, Екатерина Симонова, Андрей Максимов, Эльдар Трамов, Михаил Цитриняк. Последний представит на сцене труднопредставляемое — русские былины.

Однако главную интригу Туминас как опытный игрок приготовил на финал. «Дон Кихота» начнет репетировать Юрий Бутусов, — сообщает он и добавляет: — После переговоров Бутусов дал согласие прийти в Вахтанговский на должность главного режиссера».

От неожиданности зало дружно выдыхает «о-о-о!!!», но после зависшей паузы звучат робкие голоса:

— Что это значит?

— Объясните.

— Вы уходите, что ли?

— Никуда я не ухожу. Я остаюсь художественным руководителем, — успокаивает Римас. — Но думаю, что этот бунтарь не даст нам очутиться в классической ситуации, не даст окаменеть, любоваться собой, классическими манерами в поисках правды. Но нам опять же предстоит искать фантастический реализм в будущем репертуаре. Там, где проглядывается игра, свет, гармония. Для этого вам нужно быть здоровыми, в хорошем настроении. И прошу вас, думайте уже сейчас о столетии театра.

    «Театр начинается с вешалки». Ставшие крылатыми слова К.С. Станиславского таят в себе процесс работы огромной машины, где каждый винтик имеет значение. А руководит этой машиной не кто иной, как директор театра. Когда открывается занавес, мы видим только вершину айсберга, а что находится под ней, рассказал директор государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ Кирилл Крок. С ним поговорила Ирина Латорцева.

    Кирилл Игоревич, в одном из интервью Вы сказали: "К театральным стенам надо относиться с большим волнением и уважением, чем к собственному дому - когда важнее то, что здесь, нежели то, что дома". Расскажите, как Вам за 8 лет удалось сделать для театра невозможные за такой короткий срок преобразования?

    Во-первых, 8 лет - огромный срок! Это всё так просто. Каждый день каждый год ставить себе планы, добиваться их реализации, не отдыхать, по два месяца, как отдыхают наши уважаемые артисты, а находиться здесь, в театре. Делать, ремонтировать, переоборудовать, менять. Это каждодневный маленький труд, который, может быть, не виден. А потом, раз - а у нас тут изменения.

    Действительно ли театр для Вас второй дом (или даже первый)?

    Смотрите, какая штука. У меня дома есть любимая собачка, которая может мне подрать обои, я их подклею. Эту подклейку вижу один я и моя жена. Если что-то ободрано в театре Вахтангова, где бывает каждый день минимум тысяча человек, а если считать все сцены, то тысяча триста, - все это видят. Это стыдно. Я не могу видеть ободранные, поцарапанные или испачканные углы, и требую от наших сотрудников каждодневных обходов театра. Раз в месяц я сам делаю большой обход каждого помещения, каждой кладовки с начальниками службы, с руководителями отделов. Мы всё записываем: тут подкрасить, там подремонтировать. И это исполняется. (Тут Кирилл Игоревич достает целую папку бумаг со списком проделанных работ, где указано всё до мельчайших деталей, и, действительно, всё исполнено ). Моё глубокое убеждение, что все эти вещи, может быть, подспудно, очень влияют на атмосферу в театральном творческом коллективе. Я убеждён, что там, где бардак и грязь, не живёт искусство. Оно очень капризно, трепетно, подвержено разным настроениям. Ведь Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки». Это не просто присказка. То, как сегодня артист выйдет на сцену, как он будет играть, как будет распределять себя, напрямую зависит от обстановки и атмосферы в театре. Никто меня не переубедит, что артисту всё равно, какая у него гримерка, есть ли там душ с чистым полотенцем и мылом, и что всё это в совокупности не влияет на его творчество. Я глубоко убеждён, что для того, чтобы создать что-то прекрасное, нужно напитаться этим прекрасным. Чтобы выдать что-то за час-два на сцене, артист начинает настраивать себя задолго до спектакля. Это так кажется - что такого - прибежал в театр, надел парик и на сцену. Совершенно нет. То, как артист входит в театр, какой здесь порядок, как здесь комфортно - несомненно, влияет на творчество. Уж не говоря о том, что театр Вахтангова - Академический театр почти со столетней историей. Через два года театру исполнится 100 лет. Поэтому мы обязаны подавать пример и содержать театр в идеальном состоянии. Для этого требуются каждодневные усилия. И роль директора в театре заключается не кабинетным креслом. Это работа с людьми, решение их вопросов. Директор - человек, который отвечает за внешнее и внутреннее состояние театра. Без этого не получается творить даже у самых лучших режиссёров. Я себя отношу к категории обслуживающего персонала, потому что должен обеспечить комфортные условия для работы режиссёра. Чтобы все актеры присутствовали на репетиции, а не разбегались по своим проектам (что тоже важно, и нужно воспринимать это как данность), чтобы спектакль проходил так, как это задумал режиссёр при постановке, а не так, как сложилось по обстоятельствам, чтобы декорации были не пыльными, а такими, какими должны быть. Я должен обеспечить артисту вкусную и недорогую еду в буфете, чистую и уютную гримёрку, вовремя поданный отглаженный костюм т.д. и т.п. и, безусловно, полный зал зрителей. Я должен создать максимальный комфорт. Не говорю, что это всегда получается, но никто не может бросить мне в спину, что я этим не занимаюсь или не достигаю определенных результатов. Конечно, хотелось бы больше. Всё нужно воспринимать в разрезе времени. Если вспомнить, как мы жили в театре 5-6 лет назад и как живём сейчас, посмотреть цифры, среднюю зарплату в театре за последние три года, сравнить соотношение по Москве оплаты каждого выхода актера то, мне кажется, - живем достойно.

    Не случайно же Вы обладатель премии "Хрустальная Турандот" за "Безупречную организацию театрального процесса". Действительно, 6 сценических площадок, звёздная труппа, разнообразнейшие постановки? Удаётся ли удовлетворять амбиции артистов и режиссеров, распределить роли и постановки?

    Перестаньте, при чём здесь премия Турандот…Распределением артистов занимается режиссерское управление и мой заместитель. Они вместе ставят репертуар за полгода вперёд, решая сложнейший ребус. Сначала выстраивается гастрольный репертуар. Контракты составляются за год-два до поездки. Потом к этому графику подстраивается репертуар основной большой сцены, затем репертуар всех остальных наших площадок. Во многих спектаклях есть два состава, потому что всех надо распределить.

    Какие появились возможности, благодаря новым площадкам?

    Возможности у театра появились совершенно разные. К примеру, открыта площадка «Арт-кафе». Многие копируют эту идею, и я рад, что наш пример оказался заразительным и полезным. На новой сцене, на минус первом этаже в подвале мы оборудовали прекрасное эстетически-художественное пространство. Спасибо главному художнику Максиму Обрезкову. Зрители могу приобрести билеты в кассе или в интернете любым способом и прийти. Вся прелесть пространства в том, что можно присесть не в ряду, как в театре, а за столиком, заказать чашечку кофе или лёгкие спиртные напитки, нехитрые закуски и наслаждаться творческим вечером или другими представлениями наших актеров. Это и сделано, прежде всего для актёров и зрителей. Появились дополнительная материальная составляющая и, что важнее, творческая самореализация актеров. Тем не менее, наше «Арт-кафе» очень эффективно работает, и мы неплохо закрыли сезон по экономическим показателям, даже с небольшой, как можно теперь выразиться, прибылью на развитие театра. Зрители ходят к нам, любят нас и мы им отвечаем взаимностью.

    Вы упомянули про творчество самых лучших режиссёров. На должность главного режиссера назначен Юрий Бутусов. Расскажите, как два гения - Римас Туминас и Юрий Николаевич Бутусов будут работать в одном творческом пространстве?

    Сразу скажу: абсолютно тихо и спокойно. Потому что Римас Туминас совершенно самодостаточный режиссёр, искренне радующийся любому творческому успеху коллег. Он не боится приглашать сильных людей, поскольку сам человек сильный. Повода для ревности, как у многих коллег, у него нет. Самодостаточная личность всегда с интересом воспринимает чужое творчество. Само привлечение таких режиссёров - творческое развитие для театра.

    Поменяется ли репертуарная политика?

    Репертуарную политику определяет художественный руководитель театра - Римас Туминас. Если он что-то поменяет в своих взглядах, то и репертуар поменяется. Если ему что-то понравится, и он решит, что данное произведение - пьеса, роман, сценарий - соответствует духу сегодняшнего времени, значит, будем ставить. Он абсолютно свободен в своем творческом выборе. Никто не диктует театру, что и как ставить. Это решает человек, который стоит у руля театра. А у руля театра стоит человек, поцелованный Богом. Зовут его Римас Туминас. С Юрием Николаевичем Бутусовым достигнута договоренность, что он приходит на должность главного режиссера театра. Раз в театральный сезон он будет делать новую постановку. Он тоже абсолютно свободен в выборе материала, занятости артистов и т.д. и т.п.

    Чего интересного ожидать зрителям в новом сезоне?

    В театре много чего интересного происходит. Иногда думаешь, что премьера будет рядовой - случается событие. Я думаю, что одним из самых интересных событий - спектакль «Фальшивая нота», который выпустил Римас Туминас. Предположу, что эта работа будет очень любима зрителями. Во всяком случае, мы на это очень надеемся. Следующая премьера в январе на основной сцене. Лука же Фуско, главный режиссёр неаполитанского театра «Стабиле». Ставит он пьесу Эдуардо же Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Он интересный режиссер, у которого много удачных спектаклей в Италии. Лука приехал со своей творческой командой - художником, ассистентом режиссёра. Я думаю, что это будет новая краска в репертуаре театра. Конечно же, мы ждем, что Юрий Николаевич Бутусов приступит к репетициям «Дон Кихота». Это будет не совсем «Дон Кихот», как мы его понимаем, а, скорее, художественное размышление на сюжет «Дон Кихота». Юрий Николаевич всегда неожиданный режиссёр. На Новой сцене А. Максимов представит в ноябре премьеру «Брусов переулок» Самое значимое событие для нас, это то, что в ноябре Римас Туминас начнет читки романа «Война и мир». Если у Петра Фоменко только одна история, начало романа, то Римас хочет воплотить роман не то чтобы целиком (иначе спектакль будет идти три дня без остановки), а весь сюжет объять, соединить и привести к одной канве.

    Вы поклонник спектакля с эффектными декорациями и костюмами или же минимализма с глубокой философской игрой?

    Я поклонник хорошего спектакля и хорошего театра. Для меня театр - это аншлаг в зрительном зале. Я считаю, что театр существует для людей, а не для критиков. И это очень важно. Померять успех театра можно только одним способом. Об этом всегда говорил Олег Павлович Табаков. Я просто процитирую его слова: «Единственный показатель успеха театра - это касса». Покажите, сколько сегодня продано билетов. Мне может спектакль нравится или не нравится, но если билеты проданы, значит, он нужен людям. Он попадает в их сердце, заставляет их вынуть свой трудовой рубль из кармана и прийти в кассу или купить электронный билет. Вот главная мотивация нашей деятельности. Спектакль, который не собирает публику, скорее всего, некий эксперимент фестивального формата. Эксперименты должны быть в театре.

    На Ваш взгляд, эксперименты должны случаться в историческом театре?

    Вы знаете, эксперименты должны быть в любом театре. Просто если мы занимаемся только экспериментами, то в театре наступает беда. Мы должны умело сочетать репертуарную политику так, чтобы в ней присутствовали и эксперимент, и новаторство, и чтобы спектакли собирали публику. В любом театре могут случаться как победы, так и поражения. От этого никуда не деться. Бывает, мы выпускаем спектакль, который по тем или иным причинам не доживает даже один театральный сезон. Такое бывает, и от этого не застрахован даже самый лучший академический театр.

    Привлекаете ли молодых режиссёров?

    Да, Римас выпустил на базе Щукинского театрального института на режиссерском факультете четверых молодых режиссёров. Вместе они поставили на Симоновской сцене спектакль «Стефан Цвейг. Новеллы». Мы привлекаем молодых режиссёров через лаборатории, через большое творческое и организационное сито. Все-таки, любая постановка в театре, неважно на какой сцене, требует больших финансовых вливаний. И мы стараемся делать их очень аккуратно.

    Чего Вам это стоит и какие возникают трудности?

    Все те трудности, которые возникают, мы, так или иначе, решаем. На каждый рубль государственного финансирования мы зарабатываем два рубля. В этом наша успешность, высокая заработная плата в театре и все вытекающее. Работаем очень много. За прошедший за год 747 только в Москве и ещё 74 на гастролях. Мы вкладываем средства на новые постановки, на оплату труда, в развитие театра, в том числе, материально-техническое, в его содержание, понимая, что это задел на будущее. Стараемся все наши траты распределять взвешено.

    Кто на Ваш взгляд создаёт историю театра? Режиссеры, актеры или дирекция?

    Историю создаёт тот, кто выходит на сцену и тот, кто делает спектакль. Зрители покупают билеты в театр не на встречу с директором, а на встречу с творчеством. Ещё раз повторюсь, что моё дело - создать условия для этого творчества, чтобы оно реализовалось в хороший качественный театральный продукт на сцене. Большинству публики всё равно, кто директор, Иванов, Петров или Крок. Может быть, в антракте зрители, проходя по коридорам театра и заходя в буфет, в туалетные комнаты, в гардероб подумают: да, здесь чисто, хорошо пахнет и свежие продукты, значит, хороший директор. Не более того. Они пришли ради главного - ради спектакля. Когда я иду в театр, первое, что меня волнует то, что спрятано за театральным занавесом. Какие же у Вас театральные предпочтения? Вы знаете, разные предпочтения. Стараюсь приходить к коллегам. К сожалению, с моим загруженным графиком работы это не всегда получается. Хотелось бы чаще. Бываю почти на всех московских премьерах. Чем приходится жертвовать ради работы? Личным временем, семьёй, выходными, своими планами, я не могу уехать в отпуск на долгое время. Всё время нахожусь в процессе. День, как это ни странно, мне не принадлежит. Поэтому странно думать, что театральный менеджер - человек в белой рубашке, который не держал ничего тяжелее шариковой ручки. Это физическая и психологическая нагрузка и огромная ответственность в связи со всеми теми законами, которые сегодня у нас работают в стране. Вы, наверное, знаете, к чему приводит безответственность и разгильдяйство. Поэтому я здесь отвечаю за каждую цифру. Ведь это с меня будут спрашивать. Не с помощников, не с тех, кто готовил дела, а с того, кто подписал документ. А подписываю я.

    Важно ли для Вас поддерживать благотворительные проекты?

    Сейчас я принимаю участие в инклюзивном проекте «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». 15 октября откроется одноименный интернет-портал, где будет собрано большое количество полезной информации для незрячих и слабовидящих людей, там же они смогут познакомиться с афишей культурных событий и даже посмотреть кино с тифлокомментариями. Я считаю, что незрячим людям надо обязательно помочь и привлечь внимание широких масс к их проблемам. Можно, конечно, сделать вид, что этих людей нет вокруг. Но они же не виноваты в своих особенностях. Мы должны их социализировать и создавать нормальные условия, попытавшись разукрасить их жизнь яркими красками. Поэтому я и решил принять участие в этом проекте. Мне хотелось бы, чтобы следующий год в России, который объявлен годом театра, был хорошим, успешным. Чтобы театральные проблемы, которые есть в законодательстве, решились, а власть услышала театральное сообщество и сделала всё для решения этих проблем. Они не кроются в области «дайте денег», мы говорим «создайте нам более благоприятные, нормальные экономические условия для того, чтобы мы, всё-таки, занимались тем, для чего создан театр». Это каждый вечер открывать занавес, и слышать зал, в котором раздаются аплодисменты и живые человеческие эмоции. Делать так, чтобы люди не болтались на улице, не сидели дома по квартирам, а приходили в театр, где из толпы они превращаются в культурный народ России.

В 25 лет Евгений Вахтангов уже преподавал в театральной студии Станиславского, а спустя два года - поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра - фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства».

«Творить для себя. Наслаждаться для себя»

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако еще в детстве Евгений Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя , «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова.

Окончив гимназию в 1903 году, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет и сразу же - в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам - и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актеров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр . Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло все: декорации и актерская игра, звуковые эффекты и технические детали.

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актеров по методикам Константина Станиславского .

Евгений Вахтангов хотел стать режиссером, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. Он назначил Вахтангова главным помощником по работе с молодыми актерами. Вдохновленный методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актерскую студию.

«Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип - всего добиваться самим... Проверить систему К. С. [Константина Станиславского] на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить или убрать ложь. Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи».

Евгений Вахтангов

К этому стремился и сам Станиславский. Поэтому в 1912 году вместе с Леопольдом Сулержицким они открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Евгений Вахтангов. Одновременно Вахтангов работал в других московских театральных школах, среди которых особое место занимала Студенческая драматическая студия. Ее создали в 1913 году пять студентов из разных московских университетов. Через год начинающие актеры пригласили Вахтангова в качестве преподавателя и режиссера.

Новаторская студия Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов в молодости. Фотография: vakhtangov.ru

Юрий Завадский. Шарж на Евгения Вахтангова. 1913

Евгений Вахтангов. Фотография: vakhtangov.ru

Сначала собственного помещения у Студенческой драматической студии не было, участники собирались то в комнатах студентов, то в ресторанах, то в пустых кинотеатрах. Репетиции проходили, в основном ночью, так как днем Евгений Вахтангов занимался с 1-й студией МХТ, а студенты - учились и работали.

Свою первую постановку - «Усадьбу Ланиных» - Студенческая студия представила в 1914 году. Премьера спектакля вызвала бурю негодования. Критики язвительно писали о детской беспомощности начинающих актеров, о жалкости театральных декораций, о несостоятельности режиссера Вахтангова. Станиславский же так разозлился на Вахтангова за самодеятельность и провал «Усадьбы Ланиных», что запретил ему преподавать вне стен МХТ и 1-й Студии.

Однако занятия в Студенческой студии не прекратились, а проходили теперь в строжайшей тайне. Для своих учеников Вахтангов нанимал лучших педагогов-новаторов, несмотря на бедность студии.

«Так, по движению у нас был лучший педагог Александрова, родоначальница ритмических этюдов. Евгений Богратионович говорил: «Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области. Мы так бедны, что должны учиться у лучших». Поэтому, если по постановке голоса самым лучшим был Пятницкий, то давайте Пятницкого. Да, Евгений Богратионович умел узнавать настоящих людей искусства! У него было к ним чутье, и он старался главным образом вырастить педагогов из своих старших учеников».

Актриса Цецилия Мансурова, из «Бесед о Вахтангове» Хрисанфа Херсонского

Постепенно Евгений Вахтангов обрел собственное понимание театра. В спектаклях он стремился подчеркнуть условность происходящего на сцене, поэтому, например, классические театральные костюмы вахтанговцы надевали поверх современной одежды. А чтобы усилить эту идею, артисты надевали их прямо на сцене. В считанные секунды из актеров они перевоплощались в персонажей пьесы. Для декораций использовали обычные бытовые предметы, которые обыгрывались с помощью света и тканевых драпировок.

В 1917 году студенческая студия вышла из «подполья» и стала называться Московской драматической студией Евгения Вахтангова. В этом же году Вахтангов тяжело заболел, однако работать он стал еще больше и усерднее. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия «Габима», студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств - вот десять учреждений, где меня рвут на части» , - писал Евгений Вахтангов.

Гротескный театр и фантастический реализм

Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона в спектакле «Сверчок на печи». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Крафта в спектакле «Мысль». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Фрезера в спектакле «Потоп». 1915 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: aif.ru

После революции 1917 года авангардному театру Вахтангова стало тяжело находить общий язык с новым зрителем - «первобытным в отношении искусства». Режиссер решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Московского Художественного театра, и получила название Третья студия.

Уже через год у Третьей студии МХТ появилось собственное здание театра. В честь открытия артисты дали спектакль «Чудо святого Антония» по одноименной комедии Мориса Метерлинка. Это стало вторым обращением вахтанговцев к этой пьесе, и в этот раз Вахтангов поставил спектакль в традициях гротескного театра. Он писал: «Бытовой театр должен умереть. «Характерные» актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск - трагический, комический» .

Поглощенный работой в нескольких студиях, за своим здоровьем Вахтангов почти не следил: одно время занимался гимнастикой йогов и соблюдал диету, но затем нарушил режим: непрерывно курил и засиживался после спектаклей на театральных вечеринках.

Незадолго до смерти Евгений Вахтангов начал работать над постановкой «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре - «фантастический реализм». Вахтангов использовал персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, однако сказку сделал очень современной. Актеры прямо на сцене переодевались в костюмы сказочных героев, а параллельно беседовали на злободневные темы.

«Замечательна была моя последняя беседа с Вахтанговым перед генеральной репетицией «Турандот». Он мне сказал, что в этой работе его увлекает специфическое актерское состояние, вот такое: мы с вами сидим в первом ряду и смотрим спектакль, но я тоже играю этот спектакль. И, пока я свободен, я делюсь с вами своими впечатлениями, а потом я говорю: мой выход, сейчас я тебе сыграю. И я выхожу из первого ряда, влезаю на сцену и начинаю играть все - горе и радость, а этот мой приятель мне верит… А потом кончаю, подсаживаюсь к нему и говорю: ну как, хорошо?»

Леонид Волков из книги «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства»

Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил свое признание Вахтангову: «То, что я видел, талантливо, своеобразно и, что самое главное, жизнерадостно! А успех блистательный. Молодежь очень выросла» .

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.