Готтентоты женщины. Готтентоты - пятая раса людей. Под белым гнетом

И готтентоты. В наше время их потомки живут в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки. В эти места они отступили под натиском народов банту и голландских поселенцев.

Сегодня будет рассказ о том, кто такие готтентоты. Это древнейшее племя в Южной Африке. Современное название происходит от нидерландского hottentot — «заика», что связано со щелкающим произношением звуков у этого народа. С 19 века термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его даже заменили на «кой-коин», производный от самоназвания нама. Как и бушмены кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете (лично я прочитал о такой расе впервые).

Генетические исследования показали, что среди этого народа сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Народ то есть реально древний.

Первые письменные сведения о готтентотах встречаются у путешественника Кольбена. Он описал их вскоре после возникновения голландских колоний в их стране. Тогда готтентоты были многочисленным народом, в который входили племена под управлением вождей или старейшин. Вели они кочевую пастушескую жизнь, жили группами от 300 до 400 человек, жили в переносных хижинах из кольев, покрытых циновками. Одевались якобы в овечьи шкуры (а Африке! — жарко же); оружием служили луки с отравленными стрелами и дротики или ассегаи. Скот был основным признаком богатства этого племени, который они оберегали и практически не использовали для еды.

Готтентоты имеют весьма необычную внешность, в которой сочетаются признаков черной и желтой расы (отчего их видимо и стали относить к отдельной расе). Представители этого племени невысоки — не более полутора метров ростом. Их кожа имеет желто-медный оттенок.

При этом кожа у готтентотов очень быстро старится. Уже после двадцати лет на лице, шее и теле появляются глубокие морщины, что придает им вид глубоких старцев.

Интересно, что жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Очень распространены картинки и фото с так называемой стеатопигией. Это когда поставил ребенка к себе на полу, и айда!

Когда пришли европейцы

В середине 18-го века началась экспансия европейцев на юг Африки. Голландская Ост-Индская компания приступила к возведению форта Капстад, ставшего в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.

Первыми, с кем столкнулись голландцы в районе мыса Доброй Надежды, были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком. Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между племенем и белыми пришельцами.

Но голландцы — они ж европейцы. А европейским государствам не свойственно жить спокойно, когда где-то хорошо. Так и в Африке. В мае 1659 года голландцы нарушили договор, начав захват земель с целью ведения сельского хозяйства. По такому поводу началась война, в ходе которой был убит вождь готтентотского племени Кора.

Та война была не единственная. Вторая случилась в 1673 году. Тут голландцы использовали еще один инструмент демократии — натравили друг на друга разные племена готтентотов. А те и перебили друг друга, не полностью, но значительно.

Но еще более мощный удар по племенам готтентотов был нанесен привезенной из Европы оспой. течение XVII-XIX веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены.

Готтентоты сейчас

Сейчас часть племен кочует. Но многие осели на местах, образовав поселения в ЮАР. Там же люди занимаются земледелием, разводят скот. Животноводство стало одним из основных источников жизнедеятельности. Однако название не сохранили ни первые, ни вторые. Кой-коин считаются племенем кочевым, истинными готтентотами.

Современные готтентоты живут в краалях – стоянках лагерного типа. Внешний вид жилищ интересный – это купола, которые со всех сторон окружены кустарниками. Жилье, хоть и временное, но достаточно удобное. Правда, грязное.

По развитию племя сильно отстает. Всего 50 лет назад здесь использовались заточенные ножи из камня. Сегодня уже представители племени перешли на железную посуду. В качестве тарелок могут применяться страусиные яйца, горшки.

племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества. Позже выяснилось, что это не совсем так и что на более низкой ступени должны быть поставлены бушмены (см.), родичи и соседи Г., хотя и они все-таки с давних пор знают железо и выделывают себе железное оружие. С племенем Г. представляют значительное сходство, по физическому типу, языку, быту и мног. др., племена западн. половины Южной Африки, отличаемые названиями: кора (корана), гереро, нама (намаква), горные дамара и др., область которых в совокупности простирается за 20-й градус ю. шир. и доходит почти до р. Замбези. Это обстоятельство послужило поводом к распространению названия Г. на целую расу, или породу, которую некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества; другие же не видят необходимости выделять ее из темнокожей и шерстоволосой породы, а признают ее только разновидностью последней, отличной от собственно негритянской (негров и банту) и обособившейся в области Южной Африки, где она была коренною или древнейшею. Есть основания думать, что раса эта имела прежде большее распространение и что она была оттеснена на юго-запад племенами банту, особенно кафрами, предания которых говорят о Г. как о первоначальных жителях занятой ими впоследствии области. Некоторые особенности языка Г. указывают также на какую-то отдаленную связь с племенами Северной Африки и свидетельствуют, по мнению Гауга, о долгом обитании их рядом с каким-то более цивилизованным племенем, а по Лепсиусу - даже о некотором родстве их с древними египтянами. У самих Г. есть смутное предание, что они пришли откуда-то с С. или С.В. и притом в "больших корзинах" (судах?), хотя с тех пор, как их узнали европейцы, они никогда не умели строить себе лодок.

Принадлежа к шерстоволосым, толстогубым, плосконосым расам, Г. отличаются от негров более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев. Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа Г. отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид. Волосатость развита весьма слабо; усы и борода появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, волосы на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики). Рост Г. ниже среднего; особенно малы бушмены, у которых он в среднем около 150 стм.; среди племен намаква и корана попадаются и более высокие особи, до 6 футов ростом. Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии , что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище. Вообще, по своему сложению Г. уступают своим восточным соседям - кафрам, зулусам - и отличаются часто костлявостью и некоторою непропорциональностью. Кисти их рук и ступни сравнительно малы, голова также, равно как и вместимость их черепа, который имеет узкую, длинную и несколько приплюснутую форму (долихо- и платицефалия). Лицо Г. выставлялось некоторыми наблюдателями как образчик безобразия, но у молодых субъектов бывают иногда не лишенные приятности черты; вообще физиономия у Г. часто живая и смышленая. Особенность лица составляют выдающиеся скулы, образующие с заостренным подбородком почти треугольник; верхняя половина лица выказывает также некоторое приближение к форме треугольника вследствие сужения головы во лбу; вместо овала лицо представляет скошенный четырехугольник или ромб. Нос очень короток, широк и плосок, особенно при корне, как бы приплюснут; переносье широкое, глаза узкие. Эта ширина скул, плоскость носа и узость глаз напоминают черты монгольского типа, и сходство часто еще усиливается очертанием глазной щели - именно поднятием кверху ее наружного угла и округленностью внутреннего, причем слезный бугорок является более или менее прикрытым складкой верхнего века. У взрослых Г. (как и у монголов) эта особенность часто сглаживается. В умственном и нравственном отношении уже старинные путешественники противопоставляли недалеких, простоватых, беспечных Г. - смелым, смышленым, но диким и зверским бушменам. Дикость последних объясняется отчасти тем, что соседи их Г. - кафры, европейцы - постепенно отняли у них землю, а с нею и дичь, и средства к пропитанию, и вызвали с их стороны набеги и воровство скота, за что их преследовали и убивали, как диких зверей, и создали из них отчаянных врагов всего остального населения. В настоящее время они значительно истреблены или оттеснены в отдаленные пустыни; часть их обращена в христианство и сделалась оседлою. Г. давно числятся христианами, усвоили себе многие европейские привычки; многие из них даже забыли свой язык и говорят лишь по-голландски или по-английски. Их насчитывают в колонии одни - ок. 20000, другие - до 80000; точное число определить трудно, так как официальная статистика смешивает их с малайскими и индийскими кули и другими инородцами и так как, с другой стороны, они настолько помешались с европейцами и разными другими народностями, что вполне чистого Г. в колонии не всегда легко и встретить. Темперамент готтентотов сангвинический; наиболее отличительные черты характера - крайнее легкомыслие, лень, наклонность к веселью и пьянству. Умственные способности их нельзя назвать ограниченными; они легко выучиваются, напр., иностранным языкам; дети их в школах оказываются часто способными, особенно на первых порах, хотя обыкновенно не идут далеко; между Г. встречаются ловкие наездники, жокеи, стрелки, повара; английское правительство колонии имеет из них довольно большой отряд конной полиции или жандармерии, оказывающейся весьма пригодной в качестве пограничной стражи или для отыскания преступников, беглых и т. п. Вообще довольно добродушные, Г. легко поддаются моментальным соблазнам: попадаются, напр., в мелком воровстве, часто лгут и хвастают. Племена Г., живущие далее на С. и сохранившие в большей степени свою независимость и кочевой быт, нередко ведут между собой ожесточенные войны (напр. намаква с корана). Теперь часть их находится во власти или под протекторатом Германии (в юго-зап. нем. Африке, где насчитывается ок. 7000 нама-готтентотов, 35000 горных дамара, 90000 ова-гереро, 3000 нама-бушменов и около 2000 бастардов, т. е. помесей Г. с другими народностями), или Южно-Африканской Республики, или новых английских южно-африканских колоний. Сами себя Г. называют кои-коин, что значит будто бы "люди людей", т. е. люди по преимуществу. По новейшим известиям, впрочем, так называют себя намаква (или нама-куа), которые придают другим готтентотам название нама-коин, а горным дамара - название хау-коин; колониальные же Г. называют себя будто бы кена, а корана - кукёб. Все эти названия могут быть переданы только приблизительно, так как они сопровождаются непередаваемыми щелкающими звуками. Звуков этих у Г. четыре, у бушменов - семь; следы их встречаются и в языке банту, а по некоторым известиям - и у других народов Африки, но в более слабой степени. Звуки эти, употребляемые перед гласными и некоторыми согласными, производятся упором языка в разные части нёба и напоминают производимые у некоторых европейских народов при понукании лошадей или при забавлении маленьких детей или вызываемые откупориванием бутылки и т. п. Миссионер Ган, выросший среди Г., мог произносить эти звуки, как туземцы, и придумал разные знаки для их обозначения в письме. Язык Г. вообще резкий, грубый и сильно отличается от мягкого языка кафров, напоминающего по гармонии итальянский; он стоит особняком и по своему типу, так как изменение смысла слов производится в нем прибавлением суффиксов, тогда как язык кафров и вообще племен банту относится к разряду тех, изменение смысла слов в которых происходит путем прибавления префиксов. Готтентотский язык различает три числа (есть двойственное) и три рода. Не обладая никакой наклонностью к графическим искусствам (тогда как бушмены ловко изображают зверей и людей на стенах своих пещер), Г. имеют много песен, сказок, басен о животных и т. п. и в этом отношении отличаются от других африканских народов. Сам язык их если и сходен с бушменским, то, по словам одного исследователя, лишь в той степени, как, напр., английский с латинским. Что касается быта Г., то за изучением его в подробностях надо обращаться к старинным наблюдателям: Кольбу, Левальяну, Лихтенштейну, Барроу и др., так как теперь он совершенно изменился под влиянием миссионеров и вообще европейских поселенцев. Первобытные верования Г. были мало изучены. По-видимому, это был анимизм, соединенный с культом предков, но признававший и каких-то двух богов: Хейтси-Эйбиб (по-видимому - олицетворение луны) и Тсуи-Гоап, создателя человека. Ср. Ratzel, "Völkerkunde" (Bd. I, 1885), Fritsch, "Die Eingeborenen Süd-Afrika"s" (Брес., 1872); Hahn, "Die Sprache der Nama" (1870); L. Metchnikoff, "Bushmens et Hottentots", в "Bull. de la Soc. Neuchateloise de Géographie" (V, 1890).

  • - племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народ, живущий в центральных и южных районах Намибии и в ЮАР. Говорят на готтентотских языках; многие знают Африкаанс. По религии - главным образом протестанты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народность общей численностью 130 тыс. чел. Основные страны расселения: Намибия - 102 тыс. чел., Ботсвана - 26 тыс. чел., Южно-Африканская Республика - 2 тыс. чел. Говорят на готтентотских языках...

Африка - самый древний и загадочный континент нашей планеты, и самыми древними народами этого континента, как считают ученые, являются бушмены и готтентоты. В настоящее время их потомки обитают в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки, куда они отступили под натиском народов банту и голландских поселенцев.

Готтентоты сегодня - это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Но до сих пор они сохранили собственные обычаи и традиции.

Язык природы

Название племени готтентотов происходит от нидерландского слова hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Европейским людям это напоминало речь обезьян, и посему они сделали выводы, что этот народ является чуть ли не переходным звеном между миром приматов и человеком. Согласно этой теории, и отношение европейцев к этому народу было сродни отношению к домашним или диким животным.

Однако современные генетические исследования установили, что среди этого народа сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Это указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа. Именно готтентоты и родственные им группы относятся к главной расе человечества.

Первые сведения о готтентотах мы находим у путешественника Кольбена, который описывал их вскоре после учреждения голландских колоний в их стране. Готтентоты в то время еще были многочисленным народом, разделенным на множество племен под управлением вождей или старшин; они вели кочевую пастушескую жизнь, группами в 300 или 400 человек, и жили в подвижных хижинах, составленных из кольев, покрытых циновками. Одежду их составляли сшитые вместе овечьи шкуры; оружием служили луки с отравленными стрелами и дротики или ассегаи.

Предания этого народа и некоторые этимологические указания дают право заключить, что некогда распространение готтентотов было несравненно обширнее. Воспоминания об этом удерживаются еще до сих пор в готтентотских названиях рек и гор. Когда-то им принадлежала вся Юго-Западная Африка.

Не черные, не белые

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями. Представители этого племени невысоки - не более полутора метров ростом. Их кожа имеет желто-медный оттенок.

При этом кожа готтентотов очень быстро старится. Короткий миг расцветания - и после двадцати лет их лицо, шея и тело покрываются глубокими морщинами, что придает им вид глубоких старцев.

Интересно, что жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. У женщин этой народности существуют анатомические особенности, которые европейцы называли «готтентотским передником» (увеличенные малые половые губы).

Объяснить происхождение этой природной анатомии никто не может до сих пор. Но вид этого «передника» вызывал отвращение не только у европейцев - даже сами готтентоты считали его малоэстетичным, и потому с древних времен у племен был обычай удалять его перед вступлением в брак.

«Венера готтентотов» -женщины этой народности обладали необычными формами

И лишь с приходом миссионеров ввели запрет на это хирургическое вмешательство. Но туземцы противились таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе женихов. Тогда сам папа римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Однако такая физиологическая странность не мешала готтентотам практиковать многоженство, которое переросло в моногамию лишь к началу XX века. Но и до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом либо деньгами в сумме, эквивалентной его стоимости.

А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

Кочевники и ремесленники

В древние времена готтентоты были кочевниками. Они передвигались с огромными стадами скота по всей южной и восточной части континента. Но постепенно их с традиционных территорий вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР.

Скот был основным мерилом богатства этого племени, который они оберегали и практически не использовали для еды. У зажиточных готтентотов количество коров доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.

Дома представители этой расы строили из прутьев африканских деревьев и шкур животных. Технология постройки была проста. Они сперва закрепляли в специальных ямах несущие жерди, которые потом связывали горизонтально, и покрывали стены либо тростниковыми циновками, либо шкурами зверей.

Хижины были небольшими - диаметром 3 или 4 метра. Единственный источник света - низкая дверь, прикрытая циновкой. Основная мебель -кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. Каждая семья занимала отдельную хижину.

Гигиена готтентотов с позиции современного человека представляется чудовищной. Вместо ежедневного омовения они натирали тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся.

Несмотря на жаркий климат, готтентоты освоили производство одежды и украшений. Они носили накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах - сандалии. Руки, шею и ноги украшали всевозможными браслетами и кольцами из слоновой кости, меди, железа и скорлупы орехов.

Путешественник Кольбен так описывал их способ обработки металла: «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет желоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Под белым гнетом

В середине XVII века началась экспансия европейцев на юг Африки (в район мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшего в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.

Первыми, с кем столкнулись голландцы в районе мыса, были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком. Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между племенем и белыми пришельцами.

Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила им заниматься сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне, в ходе которой был убит вождь готтентотского племени Кора.

В 1673 году буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война. В ней европейцы играли на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других. В итоге этих вооруженных столкновений численность готтентотов резко сократилась.

А эпидемия оспы, которую завезли на Черный континент европейцы, почти полностью выкосила коренной народ. В течение XVII-XIX веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен. Они живут в резервациях и занимаются скотоводством. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть из них сохраняет культ предков, почитает луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и почитают божеств безоблачного неба - Хума - и дождливого -Сума. Они сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд, в которых еще живут воспоминания о былом величии.

Домогацких. 7 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Тестовые задания

1. Какое место занимает Африка по численности населения?
а) первое
б) второе
в) третье
г) четвёртое

2. Какой из перечисленных языков наиболее распространён на Африканском континенте?
а) аджа
б) вандала
в) суахили
г) чака

3. Какой из перечисленных национальных парков находится на Африканском материке?
а) Йосемити
б) Кемери
в) Сагарматха
г) Серенгети

4. Верны ли следующие утверждения?

  1. На севере Африки в населении преобладают представители европеоидной расы.
  2. Одним из наиболее густо заселённых районов Африки является котловина реки Конго.

а) верно только 1-е утверждение
б) верно только 2-е утверждение
в) верны оба утверждения
г) оба утверждения ошибочны

5. Какие три из перечисленных народов обитают в Африке? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
а) араваки
б) бушмены
в) зулусы
г) ирокезы
д) маори
е) пигмеи

6. Установите соответствие между национальным парком и страной, в которой он располагается.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
1) Амбосели
2) Ахаггар
3) Крюгер
4) Серенгети

СТРАНА
а) Алжир
б) Кения
в) Танзания
г) ЮАР

1

2 3 4
б) а) г)

в)

7. Установите соответствие между народами Африки и районами их проживания.

НАРОД
1) бушмены
2) нилоты
3) пигмеи
4) туареги

РАЙОНЫ
а) верховья Нила
б) котловина Конго
в) пустыня Сахара
г) Южная Африка

1

2 3 4
г) а) б)

в)

Тематический практикум

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

ГОТТЕНТОТЫ

Готтентоты - древнейшее племя Африки. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щёлкающий язык, на котором говорили эти люди. Интересной особенностью является то, что звуки в нём произносятся не на выдохе, а на вдохе. С конца XIX в. термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин. Именно так сами себя называют готтентоты. Кой-коин принадлежат к койсанской расе - самой своеобразной на планете. Для этой расы характерно сочетание признаков негроидной и монголоидной рас. Некоторые специалисты считают, что койсанская раса - самая древняя на планете.

Полагают, что готтентоты некогда расселялись и кочевали с огромными стадами почти по всей Южной и Восточной Африке. В настоящее время готтентоты обосновались на южной оконечности Африки.

Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием. Вместе с тем мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.

Готтентоты и по сей день верят в магические ритуалы, которые совершаются не только колдунами, но и обычными людьми.

Их музыка очень красива, так как этот народ от природы музыкален. Часто готтентоты поют в четыре голоса и сопровождают пение игрой на трубе особой формы. Хорошие музыканты пользуются не меньшим уважением, чем умелые охотники и колдуны.

1) В каких странах живут готтентоты?

Намибия, ЮАР

2) В чём своеобразие представителей койсанской расы?

Язык на котором они говорят очень необычный — «звуки в нём произносятся не на выдохе, а на вдохе». Кроме того готтентоты принадлежат к койсанской расе. Для этой расы характерно сочетание признаков негроидной и монголоидной рас.

3) В чём готтентоты опередили все другие племена юга Африки?

«Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.»

4) Основу жизни готтентотов составляло скотоводство. Почему же мясо они добывали охотой?

«… мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.»

Картографический практикум

1. Запишите названия стран, обозначенных на карте цифрами. Укажите их столицы.

  1. страна Танзания,2 столицы: Додома и Дар-эс-Салам
  2. страна Египет, столица Каир
  3. страна Алжир, столица Алжир
  4. страна Кот-д’Ивуар, столица Ямусукро
  5. страна Нигерия, столица Абуджа
  6. страна Ангола, столица Луанда
  7. страна ЮАР, 3 столицы: Претория, Кейптаун и Блумфонтейн
  8. страна Эфиопия, столица Аддис-Абеба
  9. страна Кения, столица Найроби
  10. страна Демократическая республика Конго, столица Браззавиль

2. «Бой с тенью».

№ п/п

Вопрос Как вы думаете?

А как на самом деле?

Что расположено севернее: Гибралтарский пролив (1) или Суэцкий канал (2)?

1

1

2 Столицей какого государства является город Хартум: Эфиопии (1) или Судана (2)?

2

2

Капские горы находятся на юго-востоке (1) или юго-западе (2) Африки?

2

Какие горы расположены севернее: Капские (1) или Драконовы (2)?

2

2

5 Касаи - это правый (1) или левый (2) приток реки Конго?

2

2

Готтентотская мораль (так называемая Protagonist-centered Morality ) — всё, что идёт на пользу/ведёт к счастью протагониста — хорошо; всё, что идёт ему во вред/ведёт к несчастью — плохо.

Еще известна как "бушменская" и синонимична "Логике беспредела".

Понятие "б. морали" происходит вроде бы с времен колонизации южной африки и из общения христианских проповедников с местным населением. "Я украл - хорошо. Дух, помогший мне украсть - хороший дух и наоборот.. "и пр. в том же смысле. Иногда "б. мораль" переносят и на Россию и россиян, что полагаю, частично не лишено смысла. "Русскому хорошо, когда у соседа крыша горит (что-то в этом роде). С бушменами, как и готентотами (и те и другие кочевники) россиян объединяют: большие пустые пространства и суровый климат. Так что, полагаю, это отчасти Жуков"ская мораль. Еще интересно было бы поискать у бушменов сказки наподобие "По щучьему велению.." и всяких-разных Богатырей, сидевших 30 лет на печи.

В советскую эпоху не очень любили термин “готтентотская мораль”. Восходит он к легендарной, но реальной беседе христианского миссионера с одним из представителей южноафриканского племени готтентотов. На вопрос “Что такое плохо?” готтентот ответил: это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену. На вопрос “Что такое хорошо?” он же ответил: это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.

Очевидное любому из нас “Не делай другому того, чего не хотел бы себе” - требование довольно поздней стадии развития человечества. В частности, эту его формулировку дал иудейский законоучитель Гиллель уже во времена римского владычества. Да и она изрядно упрощена: к ней необходимо множество оговорок, связанных с различиями потребностей и вкусов.

Правда, религиозное мышление объясняет разнообразие этических систем простейшим образом. Мол, истинный бог предписывает истинную этику, а все прочие образы жизни продиктованы то ли неведением этих предписаний, то ли и вовсе недобрым духом. Словом, есть два мнения: мое и неверное.

Увы, все тот же Гёдель не оставляет ни малейшей надежды на подобную идиллию. Ведь из религии как полной - значит, противоречивой - системы можно вывести любые утверждения в любой сфере. В том числе и в этической.

Иными словами, любая мыслимая и немыслимая система норм человеческого поведения может с равным основанием претендовать на божественное происхождение. А многие и впрямь претендовали. Например, наше нынешние борцы с рабством ссылаются на то же священное писание, откуда еще пару веков назад черпали аргументы рабовладельцы.

Конечно, конкретная этическая система может ссылаться на божественный авторитет. Но такие ссылки, мягко говоря, не слишком убедительны. Ведь тем же авторитетом можно освятить и любую другую систему.

Двойной стандарт или двойная мораль — критический термин для обозначения применяемых на практике и широко распространённых (но официально отрицаемых) дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас . Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется для негативного описания явлений в современных политологии , журналистике , экономике , обществознании и других гуманитарных науках .

Терминология двойных стандартов

Одно из распространённых проявлений двойных стандартов — именование одних и тех же или очень близких объектов, действий, явлений различными терминами, имеющими различную эмоциональную окраску: «у них — война, у нас — борьба за мир; у них интервенты, у нас — воины-интернационалисты; наши — разведчики, их — шпионы» .

Классическим примером двойных стандартов стала фраза «для кого террорист, а для кого — борец за свободу» (англ. One man"s terrorist is another man"s freedom fighter ) , введённая в обиход британским писателем Джеральдом Сеймуром (англ. Gerald Seymour ) в его художественном произведении «Игра Гарри» (англ. Harry"s game ) в 1975 году .

Федор Сологуб
«Готтентотская мораль»

Какой-то готтентот, пленившийся турнюром
Чужой жены, ее украл, —
Поддался страсти к авантюрам:
Уж очень малый был удал, —
И забавляяся подругой толстозадой,
Провел он год с немалою усладой.
Но наконец
Нашелся и другой такой же молодец.
Однажды готтентот, ушедши на охоту,
Весь день прошлялся по болоту,
Идет домой,
И предвкушает радость.
Но что за гадость!
Шалаш пустой,
Лишь на песке остался отпечаток
Двух пар здесь пробежавших пяток.
Бедняга поднял вой:
»Жена моя с разбойником сбежала!
Его повесить мало.
Какой же он подлец! И как ее мне жаль!
Скотом уведена моя овечка!»
Отсюда и пошло словечко
Про готтентотскую мораль.

Да и у нас ведь не иначе,
Себя хвалить мы погодим.
Крестьянин Клим
На краденой куда-то ехал кляче,
Но к вечеру устал,
И задремал,
И по такой причине
Забрался в лес,
В дупло залез,
А клячу привязал к осине.
Случился здесь голодный конокрад,
И жалкой кляче был он рад,
Украл и скрылся.
Поутру Клим выходит из дупла,
Увидел, - клячи нет, - и рассердился:
»Ведь лошадь не сама ушла!»
И не подумал он, что так ему и надо,
И проклинать он начал конокрада.

Таких примеров здесь найдешь
Немало, коль искать охота,
А если счет им подведешь,
То скажешь: - То-то!
Не обижать бы готтентота!

Наталья Трауберг

Готтентот

Готтентоты — так европейцы прозвали африканское племя кхои, живущее на самом юге континента, за то что они во время ритуальных танцев повторяли непонятные слова, сливавшиеся для чужого уха в «хотентот». С таким же успехом европейцев можно было бы назвать «аминями» — ведь и русские, и французы, и англичане твердят во время богослужения «аминь».

Европейцы были уже достаточно охочи до знания, чтобы доплыть до мыса Кап, где жили готтентоты, но еще достаточно провинциальны и потому поражались, что у кхои нет церквей и Библий или что они не позволяют европейцам давить жуков-скарабеев. (Интересно, что бы сказали европейцы, если бы приехавшие в Англию — к примеру, готтентоты — стали бы убивать кошек, увидев их в жилом помещении.)

Но большинство европейцев считали кхои грязными и ленивыми существами. Европейцы отбирали у готтентотов земли, обвиняя готтентотов же в жадности: якобы один кхои на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» ответил: «Хорошо — это когда я украду у друга жену, плохо — это когда друг у меня украдет жену».

Даже если бы какой-нибудь готтентот сказал такую глупость, не стоило бы выдумывать выражение «готтентотская этика», а ведь выдумали. В России оно стало особенно популярно после того, как Семен Франк в статье знаменитого сборника «Вехи» против большевистской безнравственности упомянул «гогттентотскую этику».

А еще через восемь лет эта самая готтентотская этика стала править Россией, а еще через восемьдесят в Москве вполне белокожие носители готтентотской этики начали убивать настоящих готтентотов-студентов только за то, что те черные и чужаки.

Один православный диакон объяснял при этом, что готтентотская мораль — это такая принципиальная жестокость, а проявляли ее — нет, не московские нацисты, эти просто самообороняются, а все те же готтентоты, когда в четвёртом столетии завоевывали Рим. Диакон спутал готтентотов с готами. Но почему-то никто не говорит «дьяконская мораль», «дьяконская эрудиция». Шишки валятся по-прежнему на бедных кхои.

В глазах уверенных в себе европейцев готтентот оказывается чем-то вроде обезьяны. На самом деле между обезьяной и человеком пропасть физиологическая, а вот между человеком, который считает, что любовь — это когда он крадет у другого женщину, и человеком, который считает, что любовь не может красть, — пропасть нравственная.

Люди склонны смеяться над готтентотом, потому что не могут себе представить, чтобы вор любил то, что он крадет. В христианском мире (или в мире, стоящем на христианском основании) считается немножко неприличным любить деньги, а крадут обычно деньги или их эквивалент. Поэтому же в христианском мире считается неприличным мерять любовь к женщине деньгами — слишком разные вещи.

Но одну аналогию люди, культура которых покоится на Евангелии, могут понять легко. Женщину уподоблять деньгам нехорошо, зато Сам Христос сравнивал с деньгами Царство Небесное: и с деньгами, и с жемчужиной, и с хорошим уловом. А Царство Небесное нам открывается через Церковь. Церковь же сравнивают с Невестой Христовой, то есть с женщиной.

Крым и готтентоты

Аргументы от истории. Крым у России несправедливо отобрали. Мы берем то, что принадлежит нам по праву.

Конечно, Хрущев передал Крым Украине совершенно необоснованно. Но Екатерина II в свое время захватила Крымское ханство, тоже не обладая на него какими-то формальными правами. Границы никогда не имеют твердокаменных, безапелляционных обоснований. Все территории были когда-то кем-то переданы или завоеваны. Если начать пересматривать границы на основании какой-то высшей справедливости, о которой, замечу, у каждой стороны свое представление, будет перманентная война всех со всеми. Германия начнет требовать исконно немецкий Кенигсберг. Японцы — Курилы. Финны — Выборг. Китайцы — Дальний Восток, присвоенный, по их мнению, царским правительством в результате кабальных договоров.

Единственный мирный, разумный выход из этой ситуации нашли европейские страны еще в середине 70-х годов во время Хельсинской конференции, когда признали границы в Европе, плохи они или хороши, незыблемыми и закрыли тему территориальных претензий.

Аргументы от демократии. Крымчане имеют право на референдум и самоопределение.

Конечно, крымчане имеют право на референдум и на самоопределение. Но какое может быть волеизъявление в условиях иностранной оккупации, под дулами пулеметов российских спецподразделений? Референдум проводится впопыхах, в условиях силового противостояния, пропагандистской истерии и провокаций. Среди ответов на его вопросы не предусмотрена независимость Крыма. Сделано это, чтобы ее сторонники, не найдя своего варианта ответа, проголосовали за присоединение Крыма к России. Наконец, отсутствует механизм независимого контроля над подведением итогов волеизъявления.

По всей видимости, Крым ждет местный вариант российской "чуровщины". Результаты такого "референдума" ни в коей мере не могут быть корректными.

Нужны переговоры, к которым призывают украинские власти, и мирное решение вопроса о референдуме, как, например, было в Квебеке, Гренландии, будет в Шотландии. Возможно, под контролем ООН, обязательно при участии международных наблюдателей.

И, наконец, наверное, самый популярный набор: "аргументы от готтентотов". Наша страна имеет право на все, потому что это наша страна, наша возрождающаяся империя. И пусть нас боятся все!

Как известно, готтентотская мораль проста: если меня едят — это плохо, если я ем других — это хорошо. Эта людоедская мораль опасна не только для окружающих, но и для самих "людоедов". Людоед, вышедший на охоту, всегда рискует быть съеденным своим более сильным коллегой. Логика "людоедов" в дорогих костюмах и генеральских формах, презирающих чужие права и интересы, неизбежно ведет к войне. Жертвы, загнанные в угол, начинают обороняться. Очень вероятно, что "съеден" в результате будет сам агрессор. Даже страшно представить, что произойдет, если у украинских военных не выдержат нервы и они начнут стрелять в "анонимных" оккупантов.

Я понимаю, почему агрессию в Крыму поддерживает Лимонов, в партии которого популярен лозунг: "Да, смерть!". Эта авантюра может рано или поздно дать шанс желающим (и не только) героически умереть. Но зачем она людям, ориентированным на жизнь? В том числе и тем, кто сейчас поддерживает Путина. Ведь большинство из них, по сути, мирные обыватели, агрессивные только за экранами компьютеров.

Россиская агрессия в Крыму привела человечество к началу новой холодной войны, которая, как и прошлая, будет всегда грозить перерасти в мировую катастрофу. Мир несколько десятков лет жил без угрозы глобальной бойни. А теперь в душах людей в разных странах вновь поселился страх.

Только российские "готтентоты" пока еще думают, что все это просто игра, типа "Зарницы", где "наши" всегда побеждают "воображаемого противника". Они не понимают, что могут заплатить своими жизнями за шкурные интересы российского олигархата и чиновничества, скрывающиеся под романтическими рассказами о возрождении империи.

"Готтентоты" еще не осознали, что стали жить в новом опасном мире, чреватом военными столкновениями и "полной гибелью всерьез". Диктатор, один раз поставивший свою страну на грань войны, будет поступать так и дальше. Рано или поздно все это может плохо закончиться. Тогда, думаю, окажется, что наши интернет-патриоты в подавляющем большинстве не хотят погибать на войне и отдавать на убой своих детей.