Грибоедова. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: характеристика, цитаты

Софья Павловна - дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства - девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам».

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов.

Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с од­ной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» - обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно - пусть шу­тят их; досадно? - пусть бранят», - говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь сле­зы».

Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев.

Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольно­го…».

«Зачем Же вы его так коротко узнали?» - спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет:

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступ­ков никаких», - перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. - «Вот я за что его люблю».

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осча­стливит?» - рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должнос­ти», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.

Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи - это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно. Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах?

«Горе от ума» - эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того - пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину. Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами».

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» самый драматичный. Грибоедов, изображая героиню, совсем отходит от сатирических приемов. Для него девушка - живой человек, а не шаблонный образ, как ее батюшка и другие представители света. Попробуем разобраться, почему же писатель, вознося Софью над другими, все же сделал ее несчастной.

Характеристика Софьи («Горе от ума»). Мнения критиков

Софья по своему характеру и духовной силе очень близка Чацкому. Грибоедов приложил много усилия для создания этого женского образа, однако критики того времени имели другое мнение. Так, П. Вяземский называл ее «халдой, которая не имеет женской прелести», кроме того, публициста смущала и нравственность девушки, которая тайно встречается с молодым человеком и даже принимает его у себя в спальне. Н. Надеждин соглашался с последним утверждением: «Софья - идеал московской барышни… с чувствами невысокими, но сильными желаниями», которые «едва сдерживались светскими приличиями». Даже Пушкин назвал Софью неудачей Грибоедова, поэт полагал, что она «неясно начертана».

Роль Софьи в комедии «Горе от ума» долгое время недооценивалась. Только в 1871 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» написал о достоинствах героини и о ее огромной роли в пьесе. Критик даже сравнил ее с Татьяной Лариной Пушкина. Но наиболее ценно то, что ему удалось заметить и оценить реалистичность характера Софьи. Даже ее отрицательные черты стали в каком-то роде достоинствами, так как делали девушку более живой.

Героиня драмы

Не персонажем социальной комедии, а героиней бытовой драмы является Софья. Грибоедов («Горе от ума») за свою пьесу не просто так был назван драматургом-новатором. Ему одному из первых удалось скрестить комедию и драму, и Софья является прямым тому доказательством. Она очень страстная натура, которая живет только сильными чувствами. В этом ее схожесть с Чацким, который также не в силах сдерживать страсть.

Убогость Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация лишь добавляет драматизма в ее облик. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини же он - идеал. Она предстает девушкой, способной на настоящие чувства, которая не может притворяться и не желает этого.

Софья и Молчалин - горе от любви

Мы определились с тем, что образ Софьи в комедии «Горе от ума» неразрывно связан с Молчалиным. Любовь к нему определяет все поступки героини. Она разделяет мир на две части: Молчалин и другие. Софья постоянно думает о возлюбленном, видимо, поэтому и не замечает того, какие люди ее окружают.

Девушка находится во власти невероятно сильной первой влюбленности. Однако чувства ее несвободны и нерадостны. Она хорошо понимает, что ее избранник никогда не понравится отцу. Эти мысли серьезно омрачают жизнь девушки, но внутренне она готова бороться за свою любовь до последнего.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она исповедуется Лизе в своих чувствах, говорит о том, что она переполнена ими. Что еще могло ее подтолкнуть к этому необдуманному шагу? Даже откровенность с Чацким обусловлена именно тем, что разум Софьи затуманился любовью. Она теряет весь свой здравый смысл и лишается способности рассуждать. Однако сама считает, что относится к Молчалину очень критически и здраво: «Нет в нем этого ума…», но она тут же говорит о том, что иметь особый ум для семейного счастья и не обязательно. В ее представлении возлюбленный тих, мягок и безропотен. Софья не видит, что он подлец, это правда откроется ей только в финале. Девушка станет свидетельницей того, как любимый ухаживает за Лизой. Это открытие буквально уничтожает ее. Эпизод по праву считается самым драматическим моментом пьесы.

Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества. Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».

То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному - удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.

А с другой стороны, ее воспитывали и книги - французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.

Софья и другие женские образы

Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье - княжон Тугоуховских. Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение - Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна. В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.

Цитаты Софьи из комедии «Горе от ума»

Самые знаменитые высказывания героини:

  • «Счастливые часов не наблюдают»;
  • «Что молва мне? Кто как хочет, так и судит»;
  • «Делить со всяким можно смех»;
  • «Не человек, змея!»;
  • «Герой… не моего романа».

Подведем итоги

Показывает нам драматизм героини характеристика Софьи. «Горе от ума» обличает и раскрывает суть многих общественных явлений, в том числе и затрагивает положение женщины в современном автору мире. Софья - умная, незаурядная и страстная натура, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и окружение исказили эти благородные черты, в каком-то смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу. Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов ко-медии является образ Софьи, поскольку он не только объе-диняет многие сюжетные линии, но и влияет на цельность композиции всего произведения.

Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал «жалчайшее созданье» Молчалин.

Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаи-мопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой.

Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами — множество примеров неблаговидного поведе-ния типичных представителей фамусовского общества, ко-торые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она фран-цузские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наде-ляет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превра-щается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, ка-чества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала («уступчив, скромен, тих», «враг дерзости»).

Тот факт, что «дружбу всех он в доме приобрел», стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и лю-бят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), при-обретает в глазах Софьи особый вес и значение.

Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Со-фьи. Именно в любви раскрываются многие качества де-вушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и ува-жение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства.

Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких ин-тересов, затмевает весь мир:

Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Ради него девушка готова на самопожертвование, по-скольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят:

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят.

Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодоб-рительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи не-приятие, обиду, беспокойство. За «злословие» Чацкого, ког-да-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии.

Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается:

Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...

Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице:

Любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека...

Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоин-ство от предательства Молчалина: Материал с сайта

Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их...

Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы:

Не продолжайте, я виню себя кругом...

Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесслед-но, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: «Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми». Ей обеспечено осуждение общества, воз-можно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела че-стного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней — хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.

Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как всегда, находится где-то посередине. Итак, попробуем ответить на вопрос, кто же такая Софья: невольная виновница любовной драмы Чацкого или жертва сложившихся обстоятельств?

По мнению В. Орлова, Софья принадлежит к фамусовскому миру, она достойная дочь своего отца. Несмотря на живой ум, сильный характер и чувство собственного достоинства, по своим взглядам, привычкам и склонностям она кровно и неразрывно связана со всей окружающей средой. В действительности Софья - это капризная, эгоистичная «московская барышня», отдающая дань модным, романтическим увлечениям, мечтающая о любви, проводящая ночи напролет с Молчалиным за фортепьяно. Софья не поняла и не приняла Чацкого, и тем самым она неотделима от толпы «25 глупцов», о которой писал Грибоедов в письме к Катенину. Вспомним, что писал великий драматург: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Итак, Софья не выдержала трехлетней разлуки с Чацким, не смогла его простить, стала главной виновницей распространения о нем злостной сплетни.

Однако существует противоположное мнение. Анализируя поведение Софьи, Ю. П. Фесенко задается вопросом, искренна ли она, проводя ночи напролет с Молчалиным. Софья легко обманывает отца, уверяя, что испытывает платоническую любовь, и тем вызывает к себе недоверие: у читателя невольно возникает сомнение в правдивости девушки, а вместе с тем в присутствии у нее чувства собственного достоинства, и это сомнение окончательно снимается только в финале, когда Софья дает гневную отповедь Молчалину:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Критик видит в этой двусмысленности художественный прием драматурга: «Определенный интерес читателей (зрителей), вызванный двусмысленностью, которая задана автором, является мнимым, так как на фоне этого интереса драматург успел сообщить героине нечто более значительное, общественно значимое».

Кто же такая Софья? Первый упрек критиков девушке - ее непонятная любовь к человеку недостойному. Но вспомним оправдания Софьи, когда батюшка застал ее в недвусмысленных обстоятельствах. Вначале она то ли действительно не догадывается о побудительных причинах фамусовского негодования («Я гнева вашего никак не растолкую»), то ли понимает, что тот хочет скрыть что-то неладное, но находит в оправдание удачный ход:

Когда давиче вы с Лизой были здесь,

И бросилась сюда я со всех ног...

Далее Софья пытается заинтриговать отца необычным сном. Прерывистость ее речи связана с тем, что сюжет сна она придумывает по ходу рассказа. При этом автор выделяет в отдельную строчку слово «трава». Е. А. Маймин объяснял это тем, что «в третьем стихе... естественно возникает ритмическая пауза; которая предшествует слову «трава». Эта пауза соответствует внутреннему состоянию Софьи: девушка выдумывает сон, по этой причине задумывается и невольно делает паузу. Можно предположить, что Софья не просто придумывает определенный сюжет, а складывает его из отдельных «эпизодов», почерпнутых из сонника.

Таким образом, запнувшись на слове «трава», Софья вспоминает значение данного сна и пытается выбрать для него счастливое окончание. Так, согласно старинному соннику, «луга, виденные во сне, суть знак хороший, обещающий всякое благополучие». На миг девушка даже забывает об истинном назначении своего рассказа и пересказывает явь:

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

Отец напоминает, что бедный для Софьи не пара, и девушка, словно очнувшись, продолжает рассказ, придав ему необходимую форму: все пропало, раскрылся пол, оттуда появился бледный, как смерть, батюшка, также какие-то «не люди и не звери». Тот же сонник толкует продолжение «сна» Софьи так: «Чудовищ видеть во сне, таких, каких нет в природе, значит тщетную и пустую надежду». Мы видим, что рассказ Софьи в символической форме предвосхищает развитие любовного сюжета в комедии. Но возникает еще один вопрос: кто же был тот милый молодой человек, так живо представший в ее воображении? Любой ответ служит оправданием героине. Если Молчалина, что менее вероятно, то становится понятным, что Софья не возлагает на него особых надежд.

Если же в образе молодого человека Софья воображала Чацкого, то ее рассказ является предвестником событий, происходящих в комедии. Именно Чацкий приходит в дом Фамусова в седьмом явлении: он рожден в бедности, умен, но не вкрадчив и не робок. Чудовища, которые мучили молодых людей, - это фамусовский мир. И Софья, и Чацкий врозь противостоят этим грозным монстрам. Девушка стремится к возлюбленному, но чудовища тянут ее с собой в бездну:

Он будто мне дороже всех сокровищ.

Хочу к нему - вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист

Вспомним, что Чацкий покидает московское общество под хохот и рев «25 глупцов», назвавших его карбонарием, опасным человеком и даже сумасшедшим.

Софья боится Чацкого, боится его резких, злых нападок в отношении привычного и одновременно опротивевшего ей общества. Как женщина, она боится человека, который восстановил против себя весь мир. Пытаясь оправдать Молчалина в глазах Чацкого, она на первое место ставит его способность понравиться всем. Софье нравится, что Молчалин способен развеять ее грусть, предупредить последствия ее беспечности, иными словами - окружить заботой. От Чацкого она получает только пламенное признание в любви, наблюдая при этом его желчь, злость в отношении окружающих.

В героине есть сила характера, самоотверженность, ей присущи недовольство размеренным, скучным ходом жизни. Девушка пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов, во многом придумывая свои чувства. В драме Софьи автор дает свою интерпретацию типично сентиментальной коллизии: несчастная любовь героини к человеку низшего социального происхождения.

В природе женщины заложена забота о будущем потомстве. Вероятно, Софья любила Чацкого, и в иных обстоятельствах она могла бы понять и принять его точку зрения. Кто может обвинять Софью, что она оказалась не способной положить свою жизнь на алтарь благородных идей и несбыточных фантазий? Да разве требуется от женщины проявление подобного самопожертвования! Можно вспомнить яркий исторический пример - судьба жен декабристов, последовавших за своими опальными мужьями в Сибирь. Но работу над пьесой Грибоедов закончил за два года до восстания декабристов. Вполне возможно, что в других исторических реалиях образ Софьи приобрел бы новые грани.

Кроме того, Грибоедов отошел от канонов классицизма, предписывающих финальное наказание порока и торжество добродетели в финале. В этом случае Чацкий должен был бы жениться на Софье, преодолев все препятствия, возникшие на его жизненном пути. Но по мере развития действия из обычной комедийной ситуации вырастает серьезная тема судьбы Чацкого. Очевидно, что благополучная развязка только снизила бы драматическое напряжение пьесы, отделив изображаемое от реальной жизни.

Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов - любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.

Софья - основной сюжетный партнёр Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлёк героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.

В характере Софии есть качества, резко выделяющие её среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в её пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...». Тем не менее, София знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение, чтобы отомстить бывшему возлюбленному.

В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают её одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убеждённой в том, что Чацкий - совершенно нормальный человек.

София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит её в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров).

София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.

Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его чёрствым и бессердечным: «Не человек, змея». София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть своё безразличие к нему: «На что вы мне?».

София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдаётся любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь - своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.

София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии её любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать, не стоите вы их...». София осознаёт самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остаётся и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой её характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль.

Чацкий, отсутствовавший три года, возвратившись, замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась - и внутренне, и внешне, и по отношению к нему, Чацкому. Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи:

Удивлены? И только? Вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели.

Ни на волос любви! Куда как хороши!

В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжешыл лнни5 Чацкий-Софья и Чацкий - фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию "и награжденья брать и весело пожить, Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених - Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что "он малый с головой", но в службе не видит смысла.

Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понять. Что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него. Таким образом, частная линия (Чацкий-Софья) осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи - своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы.

Однако образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусов-ском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает (отец замечает - ей сна нет от французских книг), свободна от предрассудков в любви.

Эта девушка поневоле симпатична. В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, она сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно.

Все же Софья дитя фамусовского общества. Все лучшие качества ее характера не могут получить развития в нем. Поэтому Софья оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека.

В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии.