Гвардии медвежонок. Анатолий Митяев Шестой – неполный. Библия, которую читал Иисус Филипп Янси

4 мая в 11.00 библиотеки МАУК «ЦБС» г. Пскова приcоединились к Международной Акции «Читаем детям о войне».

Одновременно в библиотеках детям были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне.



Погибшим и живым

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!

4 мая 2016 в 11.00 в Библиотеке –Центре детского чтения состоялась акция «Читаем детям о войне». У ребят школ № 23 и №19 была уникальная возможность услышать значимое произведение о военной поре из уст юнги северного флота, участника Великой Отечественной войны Вершинина Геннадия Георгиевича. Он прочел отрывок из повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками» .

«От автора
Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса.
Эта книга и посвящается юности - нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать…»
(В. Пикуль «Мальчики с бантиками»)

Ребята были очень увлечены. А после прочтения отрывка из книги задавали Геннадию Георгиевичу самые различные вопросы: как он решился воевать, как учился в школе, как первый раз был в бою и многое другое. Учащимся хотелось хоть на минуту стать таким же юнгой, каким когда-то был наш ветеран. Каждый хотел примерить бескозырку и почувствовать себя на палубе торпедного катера.


4 мая Библиотека «Родник» им. С. А. Золотцева присоединилась к Международной акции «Читаем детям о войне-2016», приуроченной ко Дню Победы.
На встречу со школьниками была приглашена Никонорова Л. А., детство которой пришлось на лихие военные годы.

В начале мероприятия состоялся коллективный разговор, в котором ведущая обратила внимание ребят на то, что годы войны были наполнены не только болью, страданиями, страхом, отчаянием, но, в первую очередь, это было время мужества, доблести и славы. Затем гостья библиотеки поделилась воспоминаниями о своем военном детстве. Ларетта Алексеевна рассказывала как голодали, как страшно было всем во время бомбежек, как чудом удалось избежать смерти от рук фашистов. Свое выступление она закончила строками стихотворения С.А. Золотцева «И сорок лет пройдут еще, и шестьдесят…» .

Далее вниманию детей был предложен рассказ Петраса Цвирки «Соловушка» . А после чтения, по традиции, прошло обсуждение книги. Дети размышляли над вопросами: почему рассказ назван «Соловушка», как мальчик передавал сведения партизанам, почему его поведение с фашистами можно назвать не только смелым, но и дерзким. Ребята отметили смелость, находчивость юного героя.


4 мая Библиотека семейного чтения приняла участие в VII Международной Акции «Читаем детям о войне».
На встречу с книгой пришли учащиеся начальных классов СОШ №3 г. Пскова. Во вступительной беседе ведущая напомнила ребятам о том, когда и как началась война, почему её называют Великая Отечественная, какой высокой ценой была завоёвана победа. Минутой молчания участники Акции почтили память всех тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину.

Для чтения школьникам был выбран рассказ Георгия Скребицкого «Проступок Тролля» . Это рассказ о двух разведчиках и служебной собаке по кличке Тролль. По окончании чтения состоялось обсуждение прочитанного. Ребята рассуждали о том, кто такие разведчики и какие задания им приходилось выполнять на войне, какими качествами должен обладать разведчик, как четвероногие друзья помогали нашим бойцам во время войны и продолжают помогать в мирное время, какой «проступок» совершил Тролль в разведке. И абсолютно правильно заметили, что это был вовсе не «проступок», а самый настоящий героический поступок, ведь Тролль проявил себя как самый настоящий разведчик. Не обнаружив себя, смог не только выследить вражеского связиста, которым оказалась белая собачонка породы фокстерьер, «искусно наряженная в серую заячью шкуру», но и уничтожил его.

Во второй части мероприятия состоялась встреча школьников с жительницей микрорайона Овсище, читательницей библиотеки Аллой Петровной Джафаровой. «Дети войны» - так называют тех, чьё детство совпало с войной. И Алла Петровна из их числа. Ведь в победном, 1945-м, ей было всего 10 лет. Алла Петровна поделилась с ребятами воспоминаниями о своём детстве, которое прошло в городе Баку, об отце, который воевал и дошёл до Берлина, о том, как в ночь с 8 на 9 мая 1945 года узнала, что закончилась война, и все люди обнимались друг с другом, плакали от счастья, радовались, ликовали. Есть у Аллы Петровны и любимые книги о войне, среди них «Зелёные цепочки» Г. Матвеева, «Четвёртая высота» Е. Ильиной, «Молодая гвардия» А. Фадеева. В преддверии Дня Победы, ребята поздравили Аллу Петровну с праздником, пожелали ей крепкого здоровья и долголетия.

Завершилось мероприятие чтением стихотворения Ольги Климчук «Пусть люди этот День не позабудут!» , в котором есть замечательные строки:

Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, «война»…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим… Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, - ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!


4 мая вместе с сотрудниками библиотеки "Диалог" дошкольники из подготовительных групп «Гномик», «Кроха» и «Светлячок» МДОУ № 46 стали участниками Международной акции «Читаем детям о войне».
Сначала дети просмотрели музыкальный клип «О той весне», после им была показана мультимедийная презентация «9 Мая – День победы», из которой они узнали о той великой освободительной войне, о том, как все жители нашей страны, и старые и молодые взяли оружие в руки и встали на защиту Родины. Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, так как в каждой семье, в каждом доме кто-то погиб на этой страшной войне.

Ребята познакомились со стихами и рассказами для детей про войну, узнали о юных героях того времени, посмотрели презентацию о самом юном герое Советского Союза Вале Котике.

Затем дети сами почитали стихи о войне и великой Победе, некоторые ребята выучили и рассказали стихи наизусть. Библиотекари прочли детям произведение К. Паустовского «Похождения Жука-Носорога» или «Солдатская сказка» , после чтения с детьми была проведена литературная викторина. Закончилась встреча прочтением стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы»" .


В преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Библиотеке - общественном центре микрорайона Псковкирпич прошла Акция «Читаем детям о войне».

Учащимся вторых классов «Средней школы №16 им. Героя России Алексея Воробьева» были прочитаны рассказы из книги Сергея Алексеева «Ни шагу назад», «Тридцать три богатыря» . Дети с удовольствием читали отрывки из книги «Сталинградское сражение». Их вниманию была представлена книжная выставка «Подвигу солдата поклонимся».

В конце мероприятия дети приняли участие в акции «Я голосую за мир»: выразили на «ладошках» свои пожелания «Мир – всему миру» и «Нет войне».


Четвертый год юные читатели библиотеки микрорайона Любятово «БиблиоЛюб» участвуют в Международной акции, организатор которой - Самарская областная детская библиотека. Для всех нас, взрослых и детей, это всегда волнующее событие.

Для громкого чтения были выбраны:
- дошкольникам - сборник рассказов Ирины Петровны Токмаковой «Сосны шумят» . Это автобиографическое повествование. Токмакова в годы войны находилась в эвакуации в детском доме. В 2015 году мы получили новое издание книги, именно с ним и познакомили ребят.
- семиклассникам – книгу Елены Ильиной «Четвертая высота» . История Гули Королёвой, рассказанная Ильиной, отмечает в этом году 70 лет (написана в 1946 году). Гуле (Марионелле) в момент гибели было всего 20 лет. В нашей библиотеке есть книга «Четвертая высота» - издание 1954 года, с ней мы познакомили школьников. Кстати, в 1954 году Владимир Королёв, отец Гули, передал её письма в музей Сталинградской битвы.

В патриотической книжной акции приняли участие:
- Василюк Геннадий Иванович, участник Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда. Воспитанник батальона связи, а с 1942 года телеграфист-связист, за оборону Пулковских высот награжден медалью «За отвагу».
- Гаврилов Виктор Владимирович – Председатель Городского Совета ветеранов войны и труда.

Все библиотеки "Централизованной библиотечной системы" г.Пскова, принявшие участие в Акции (Детская экологическая библиотека «Радуга», Библиотека - Центр общения и информации, Детская библиотека «ЛиК», Библиотека - Центр детского чтения, Библиотека "Родник" им. С.А. Золотцева, Библиотека семейного чтения, Библиотека "Диалог", Библиотека - общественный центр микрорайона Псковкирпич, Библиотека микрорайона Любятово «БиблиоЛюб»), получили вот такие дипломы участников.

Матери издали смотрели на мучение детишек. Герр Назе провёл на снегу черту, за которую они не смели переступить: нарушение приказа каралось расстрелом.

На другое утро приказано было тащить жнейку женщинам. С помощью ломов и верёвок они с трудом вытянули машину к кузнице.

Всю зиму просидели ребята в домах. Весной осмелели, на улицу стали выходить, на солнышко. И всё ждали и ждали, когда Красная Армия прогонит врага…

Вдоль деревни, сторонясь отдыхавших пехотинцев, брела вереница пленных. Поравнявшись с солдатом, мальчиком и женщиной, немцы ещё ниже опускали глаза.

Из-за того что дорогу заняли пленные, привал у пехотинцев получился больше, чем полагалось. И как только проехал на коне наш боец, замыкавший колонну немцев, солдаты мигом вскинули за плечи вещевые мешки, надели скатки, поправили на груди автоматы, подтянули ремни, построились повзводно и зашагали широким шагом. Петя с матерью и все ребятишки на прощание махали им руками.

Гвардии медвежонок

Однажды к лётчикам в истребительный полк приехали гости – колхозники с Севера. Они привезли подарки и стали одаривать своих защитников. Кому досталось полотенце с кружевом, кому бочоночек брусники, кому глиняный расписной олень. А Петру Алексееву достался медвежонок. Зверь был ручной. Он сразу же забрался к лётчику на колени, обнюхал по очереди пряжку на ремне, ордена, погоны и потянулся к пилотке с красной звёздочкой.

Алексеев погладил медвежонка, ссадил на землю. Лётчик немного растерялся: медвежонку нужен уход, присмотр, а когда этим заниматься, если с утра до вечера приходится летать? Может быть, вернуть его деликатно колхозникам?

Медвежонок будто чувствовал, что решается его судьба. Вёл он себя примерно. Во время разговоров лётчиков с колхозниками никуда не лез, никому не мешал. Под конец уснул, прижавшись к унтам Алексеева: унты меховые, тёплые.

"Пусть уж остаётся", – подумал Алексеев.

Гости уехали. Тогда Алексеев решил познакомить Мишку с округой. Лётчик потянул за ремешок, привязанный к ошейнику, сказал: "Пошли, Миша!" – и медвежонок послушно потопал рядом с меховыми унтами. Сначала Мишка побывал в бараке, посмотрел, где живёт его новый друг. Потом вместе с лётчиком спустился в земляную щель, выкопанную на случай бомбёжки. Они там посидели минуты три, поглядывая на синее спокойное небо. К самолёту Мишка отнёсся равнодушно, будто уже сто раз видел его. Наверное, самолёт показался ему автомобилем особой марки. Автомобиль-то медвежонок знал хорошо, на нём он и к лётчикам ехал. Но вот когда заработал мотор истребителя и пропеллер погнал ураганный ветер, Мишка ужасно испугался. В одно мгновение он вскарабкался к лётчику на шею; лез по нему, как по сосне, запуская глубоко острые когти. Маленькие глазки медвежонка были полны страха, хвостик, похожий на лоскут, дрожал мелкой дрожью.

Уже далеко от самолёта, около куста бузины, Алексеев попытался спустить Мишку на траву. Не тут-то было! Медвежонок словно приклеился к лётчику. Пришлось отдирать по очереди все четыре лапы от гимнастёрки. Оказавшись на земле, Мишка неожиданно набрался храбрости и, привстав на задних лапах, оглянулся на самолёт. Самолёт стоял на месте. Не гнался за медвежонком. Мишка успокоился. И куст этот стал для Мишки границей, за которую он впоследствии никогда не заходил. Пространство за кустом принадлежало самолётам – там они гремели, ревели, оттуда прыгали в воздух, а земля перед кустом была Мишкина. Так, видимо, рассудил медвежонок.

Пока Алексеев и Мишка ходили по аэродрому, другие лётчики занялись устройством медвежьих дел. На вещевом складе достали ватное одеяло, постелили его в бараке недалеко от кровати Алексеева. Добыли большой солдатский котелок. Главное же, уговорили командира полка зачислить Мишку на пищевое довольствие. Хоть и маленький был Мишка, но медведь; еда ему требовалась хорошая.

– Как же его внести в продуктовую ведомость? – спросил писарь, когда лётчики пришли к нему с медвежонком. – Какое звание писать? Какую фамилию?

– Полк у нас гвардейский, – сказал самый находчивый лётчик, – и ваше звание, товарищ писарь, гвардии старшина, моё – гвардии капитан. А Мишкино будет – гвардии медвежонок. Так и писать надо… Что же касается фамилии, имени, тут совсем просто. Они у всех медведей одинаковые – Михаил Топтыгин.

Стал служить в истребительном полку гвардии медвежонок Михаил Топтыгин. Скоро он перезнакомился со всеми летчиками, техниками, с охраной аэродрома. И, как оказалось, был всем очень нужен, просто необходим. На войне человеку бывает тяжело. Гибнут товарищи, в голову приходят печальные мысли. А тут прибежит медвежонок, неуклюжий, круглоухий, с любопытным носом-рыльцем – и все веселеют.

Кто-то приучил Мишку встречать лётчиков после боя. Возвращения самолёта ждут все оставшиеся на земле. Когда подходит время возвращаться истребителю на аэродром, все глядят в небо и радуются, заметив там чёрную точку.

Мишка встречал самолёты около своего куста. Он стоял на задних лапах, столбиком. Правую переднюю лапу держал возле уха – отдавал честь. Лётчики, направляясь в штаб для доклада командиру, проходили как раз около Мишки и за такое усердие награждали его сладостями: кто сахаром, кто печеньем, кто кусочком шоколада. В дни, когда истребители часто вступали в бой, Мишка так наедался сладостями, что на котелок с пшённой кашей и не глядел.

Других лётчиков Мишка только встречал, Алексеева он ещё и провожал в полёт. Они вместе доходили до медвежьей границы. Алексеев чесал медвежонка за ушами и улетал, а Мишка оставался ждать. Словно человек, он смотрел в небо, вздыхал и, не зная, как скоротать время, кружился на одном месте, нюхал траву, копал в сухой земле корешки.

Видел и слышал Мишка лучше людей. Завидев, заслышав истребитель, Мишка от нетерпения и волнения садился на землю и через каждую минуту хлопал себя передними лапами по коленкам. Его блестящий чёрный нос был направлен точно в приближающийся самолёт – Мишка будто вынюхивал истребитель на расстоянии. Не было предела медвежьей радости, когда Пётр Алексеев подходил к Мишке, давал гостинец и тормошил его и катал по траве…

Хорошо жилось медвежонку и лётчику!

Только на войне хорошо не бывает долго. Обязательно случится какая-нибудь неприятность, а то и беда.

Как-то раз перед вылетом на задание Алексеев попрощался с медвежонком. Он приласкал зверёныша и сказал:

– Не скучай без меня, если что…

И улетел.

Пётр Алексеев получил особое задание: высыпать на взлётную полосу немецкого аэродрома металлические шипы. С большой высоты шипы нельзя сбросить, они разлетятся далеко по сторонам. Надо сбрасывать, опустив самолёт почти до самой земли.

Не прячась от немецких наблюдателей, наш лётчик повёл самолёт прямо на вражеский аэродром. На подходе к зенитным батареям, охранявшим аэродром, Пётр Алексеев сбавил скорость, снизился и выпустил колёса. Зенитчики удивились, что советский истребитель – целый, не подбитый – идёт на посадку, и не стали стрелять.

Самолёт с красными звёздами тихо летел над вражеским аэродромом. Но вдруг мотор взревел, и самолёт устремился ввысь. Фашисты ударили вдогонку истребителю из пушек и пулемётов. Они поняли, что наш лётчик обманул их, что он вовсе и не собирался садиться. Не могли немцы понять только, зачем понадобился советскому истребителю такой странный, рискованный полёт.

Скоро, однако, они разгадали загадку. На бомбёжку вылетели наши бомбардировщики. Их было много, десятков пять. Немецкие истребители покатились по взлётной полосе, чтобы взлететь в небо и напасть на тяжёлые, полные бомб машины. Но их резиновые колёса наезжали на железные шипы и лопались. Истребители падали набок, ломали крылья, перекувыркивались, загорались. Наши бомбардировщики без помехи разбомбили вражеские поезда на железнодорожной станции и благополучно вернулись домой.

Бывают такие книги и такие авторы, что прочитаешь - и душа мается, не может успокоиться, какого-то продолжения просит. Так у меня получилось, например, с Юрием Третьяковым, вот и с Анатолием Митяевым тоже. Началось все с "Землянки". Там и всего-то три рассказика, но такие они оказались теплые, душевные, так просто и безыскусно описывались нелегкие фронтовые будни - без смакования кровавых подробностей, особой жестокости и вместе с тем без лишнего пафоса, идеологии и политических лозунгов, что захотелось почитать что-нибудь еще. Собственно, я не правильно говорю: без идеологии, идеология там есть, но она весьма просто, она совершенно в духе толстовского Платона Караваева: на войне главное - выжить и не потерять себя, не позволить сломить тот нравственный стержень, который есть в душе каждого человека. Потом был "Подвиг солдата". И это было уже удовольствие вдвойне, потому что проиллюстрирована эта книга одним из любимейших моих художников - Владимиром Леонидовичем Гальдяевым, во-первых, и издана одним из любимейших издательств - "Речью" :) Что интересно, книги абсолютно не пересекаются в части содержания. И вот совершенно случайно набрела я на сборник рассказов Митяева, к которому был всего один-единственный, но зато толковый отзыв. Я убедилась, что по содержанию ему нет равных, он включает в себя очень много: полностью "Землянку" и "Подвиг солдата", а кроме того еще все рассказы из сборника, изданного "Белым городом", - "Письмо с фронта".

Землянка

Куриная слепота

Иван и фрицы

Шестой-неполный

Длинное ружьё

Тёплый "язык"

Мешок овсянки

Ракетные снаряды

Треугольное письмо

Серьги для ослика

Пехотинцы и танкист

Тимофей Беспраздничный

Отпуск на четыре часа

Носов и Назе

Гвардии медвежонок

Опасный суп

Бескозырка

Кто брал Берлин

Порадовало и само издание. Книга небольшого формата, ладная, как солдат в форме с иголочки, с крепким корешком, капталом. Отличное качество печати, шрифт достаточно крупный, на белом офсете средней плотности, комфортный межстрочный интервал - словом, читать одно удовольствие. Иллюстрации в целом неплохие, хотя, конечно, совсем, совсем не Гальдяев:) Проиллюстрирован не каждый разворот, но примерно каждый второй-третий.

Шестой - неполный

Иллюстратор: В.В. Юдин

Издательство: Детская литература, 2015

Серия: Поклон победителям



















Текущая страница: 4 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Тимофей беспраздничный

Солдат Тимофей Потапов был артиллеристом. Если говорить точнее, подносчиком снарядов. Снаряды лежат поодаль от пушки, в ровике. Когда начинается стрельба, подносчик берёт снаряд, несёт его к пушке, там передаёт другому солдату – заряжающему и сам бежит за новым снарядом.

Батарея, в которой служил Тимофей Потапов, стояла на окраине Ленинграда. Фашисты со всех сторон окружили город. Каждый день стреляли по нему. А наши артиллеристы не давали фашистам стрелять. Только фашисты открывали огонь по городу, наши начинали бить по фашистским пушкам. Немецкие артиллеристы убегали в укрытия, и пушки их замолкали.

Это написать просто: "Пушки замолкали". Чтобы разогнать фашистов по окопам, нужно было немало отваги и тяжёлой воинской работы.

Вечером б ноября, накануне праздника Октябрьской революции, на фронте установилась тишина. Враг не стрелял. Не стреляли и мы. Тимофей Потапов и его товарищи поспешили в свой блиндаж отдохнуть. У пушек остались только часовые.

Командир батареи, проверив часовых, спустился в блиндаж к артиллеристам и приказал всем спать.

– Завтра праздник, – сказал он, – самый большой наш праздник. Фашисты, конечно, постараются испортить этот день ленинградцам. Они и не стреляют сейчас потому, что заняты подвозом снарядов, да и пушек ещё подвезут. Но мы должны сделать так, чтобы враг не стрелял по городу. Каждому придётся работать за двоих. Поэтому все ложитесь спать. Копите силы к завтрашнему дню.

Солдаты легли на земляных нарах. Укрылись шинелями. Погасили коптилку. Но не спалось им. Вспомнилось, каким хорошим был этот праздник в мирное время. Один солдат, оказалось, умел играть на флейте. Он рассказал, как играл вместе с оркестром праздничные марши. Другой был до войны электромонтёром, он устраивал в торжественные дни иллюминацию – это очень сложно – украсить город огнями… Все солдаты по очереди рассказывали о демонстрациях, о праздничных обедах, гуляньях. Только молчал Тимофей Потапов.

– У тебя праздников, что ли, не было? – спросили его товарищи. – Или ты уснул уже?

– Нет, не уснул, – сказал Тимофей Потапов, – праздников у меня не было. Беспраздничный я.

– Тимофей беспраздничный! – засмеялись солдаты. – Как же может быть такое?

– Может, – ответил Тимофей Потапов. – Я ведь пекарь. Когда вы на демонстрацию ходили, я для вас пёк булки. Вы думаете, на ваш стол в праздник булки с неба падали? Вот этими руками я и тесто месил, и противни в печь ставил.

В темноте не было видно рук пекаря. Но все и так знали, что руки у него сильные, а сам он большой и добрый.

– Испеки нам к празднику по бараночке на брата, – сказал кто-то, – есть ужасно хочется…

– Правду сказать, я свою пекарню каждый раз во сне вижу, – проговорил Тимофей Потапов. – И всё хочу я взять буханку хлеба, и беру её, и отламываю, а как донесу кусок до рта, начинается какой-нибудь другой сон, без продовольствия… Давайте-ка лучше спать. День завтра праздничный. Нам с утра на работу.

Так солдаты и уснули.

Чуть забрезжил рассвет, как артиллеристы были у пушек. Из-за домов появился аэростат. Он был похож на сонного кита, большой, зеленоватый. Аэростат немного покачался над крышами, потом, будто стряхнул с себя сон, быстро пошёл вверх. На нём поднимался наблюдатель – смотреть, откуда будут стрелять немцы.

Уже совсем было светло. Но немцы не стреляли.

– Ждут, – сказал комбат артиллеристам. – Ждут, когда ленинградцы из домов на улицы выйдут. – Ну и мы подождём…

– Началось! – вдруг крикнул комбат, прижимаясь в своём окопчике к телефону.

И без предупреждения все поняли: началось. На немецкой стороне загрохали орудийные выстрелы. В вышине, над головами наших артиллеристов, понеслись к городу снаряды.

Тимофей Потапов стоял в ровике. Он ждал, когда старший артиллерийский командир по телефону сообщит комбату местонахождение немецкой батареи. Тогда даст приказ комбат. И начнётся работа – только поспевай. Надо будет так молотить фашистов, чтобы они не выдержали и полезли в укрытия…

Тимофей Потапов бегал от ровика к пушке, от пушки к ровику. Носил снаряды, отдавал их заряжающему. После выстрела пушка тяжело подпрыгивала на месте, и из неё со звоном вылетала пустая гильза. Работа у артиллеристов шла споро.

Они не успели устать ещё, когда комбат приказал прекратить огонь.

– По городу немцы уже не стреляют, – сказал комбат, и в голосе его была радость. Он стоял в окопчике, прижимая к уху телефонную трубку. – Но теперь держись, ребята! Сейчас фашисты придут в себя, вылезут из укрытий и ударят в нас. Что думает фашистский командир? Он думает вот что: сначала уничтожу русскую батарею. Чтобы не мешала стрелять по городу. Вот что он думает.

Немецкие снаряды упали на батарею не так густо, как ожидалось. Значит, наши артиллеристы разбили несколько вражеских орудий. От такой удачи все работали у пушек очень хорошо, без страха. А опасность была кругом. То тут, то там грохотали взрывы, взлетала земляная пыль, осколки свистели и со звоном ударялись в станины пушек. К Тимофею Потапову эти страшные звуки доносились словно издалека, он почти не слышал их, потому что все его чувства были сосредоточены на исполнении команд комбата.

Всё шло хорошо. Но вдруг заряжающий не взял снаряд. Он посмотрел на Тимофея Потапова так, словно просил прощения, потом зажал руками живот и медленно повалился на бок.

– Санитара к третьему орудию! – выкрикнул что было сил Тимофей Потапов и сам вложил снаряд в пушку.

Теперь Тимофей Потапов работал за двоих: за себя и заряжающего. От ровика к пушке, от пушки к ровику бегал он, но бегал быстрее, выкраивал секунды, нужные для заряжания пушки.

Непривычная команда: "Все к шестому орудию!" – остановила Тимофея Потапова. И он побежал к шестому орудию, хотя не представлял себе в эту минуту дела более важного, чем носить снаряды.

Шестое орудие лежало на боку. Вражеский снаряд угодил под самое колесо и, взорвавшись, свалил пушку. При этом оглушило командира орудия, наводчика и заряжающего. Все трое ничего не слышали – ни человеческих голосов, ни грохота войны. Тимофей Потапов, трое контуженных, все остальные батарейцы и сам комбат навалились на пушку и страшным напряжением сил подняли её. Батарея в полном составе – все девять пушек – продолжала бой. Она стреляла по врагу так же часто, как стреляла в самом начале.

И немецкий командир не выдержал. Он решил, что его батарея посылает снаряды мимо цели. "Если бы снаряды попадали в цель, русские не могли бы так спокойно и расчётливо отвечать нам", – рассудил фашист. Он приказал изменить прицел.

Разрывы вражеских снарядов стали понемногу удаляться от наших пушек. Когда подняли они тучи щебёнки на ближнем пустыре, комбат приказал прекратить огонь.

– Пусть думают, что теперь попали в нас, что мы в блиндажи попрятались, – объяснил комбат артиллеристам свою команду и засмеялся. За комбатом засмеялись батарейцы. Смеялся и Тимофей Потапов.

– Ребята! Отставить смех! – крикнул комбат нарочно строгим голосом. – Если мы будем только смеяться, фашисты подумают, что всех нас побили, и, чего доброго, опять ударят по городу. Нам теперь надо показать врагу, будто у нас большие потери. Мы сейчас ответим четырьмя пушками, а потом до самого вечера будем стрелять только из двух.

Наступила осенняя ночь. Стрельба стихла. Ленинградцы справили свой суровый и прекрасный праздник. Фашисты не смогли помешать им. Тысячи артиллеристов, таких, как Тимофей Потапов, приняли удар врага на себя и с честью закончили бой.

Тимофей Потапов после боя два часа отстоял ещё в карауле у пушек. Когда его сменили, он отправился в свой блиндаж. На земляных нарах было просторно: ранило солдата, который умел играть на флейте, ранило и того, который устраивал иллюминацию в праздники. Они были сейчас в госпитале.

Тимофею Потапову снова приснилась пекарня, в которой работал до войны. На этот раз привычный сон – будто он отламывает кусок хлеба, чтобы утолить голод, – не снился. Из-за страшной усталости Тимофей Потапов и наяву-то не стал есть ужин. А снились ему огромные противни, на которых вместо хлебов лежали снаряды. Он носил противни к печке и совал их в её раскалённое нутро. И было ему страшно, что снаряды на жару взорвутся. Но надо было всю печь наполнить снарядами, и Тимофей все носил и носил их…

Носов и Назе

Пришло третье, счастливое для нас лето. Фашистские войска отступали.

По дорогам с фронта в тыл брели вереницы пленных. А к фронту тягачи тащили пушки; застилая дорогу синим дымом, ехали танки; скакали кавалеристы с шашками и автоматами; шагали пехотинцы, увешанные оружием. Войска спешили, чтобы сменить товарищей, уставших в бою.

Привалы у них были короткие – только воды из колодца напиться, а пехоте ещё перемотать портянки, сбившиеся в пути.

На такой короткий привал в деревне Новосёлки остановился пехотный батальон. Солдат сразу облепили ребятишки: худые, шеи у всех тонкие, а глаза от голода и пережитых мучений большие-большие. Рады были ребятишки своим солдатам, ну и рассчитывали что-нибудь вкусненькое получить.

Пехоту об этом просить не надо, пехота сама догадливая. Развязали бойцы вещевые мешки, начали оделять кусочками сахара, ржаными сухарями. А солдат, у которого была полная грудь орденов, снял орден Славы и приколол его на рубашку одному мальчишке.

– По глазам вижу: человек ты бедовый, – сказал солдат. – Поноси-ка награду немного. Мамке своей пойди покажись… Ух, какой ты теперь красавец!

– Петьке орден повесили! – закричали ребятишки.

А мальчишка побежал в дом. Вернулся он скоро с матерью. Мать вела его за руку и через каждые два шага шлёпала по мягкому месту.

– Отдай сейчас же, у кого взял!… – приговаривала она.

– За что вы его? – удивился солдат.

– Да ведь измучил озорством, – ответила женщина и вдруг заплакала. – Столько страху за него при немцах натерпелась.

Немцы, когда заняли Новосёлки, выбросили из школы парты и устроили в классах комендатуру. В учительской поселился сам комендант герр Назе.

По-русски "назе" – "нос". И комендант приказал жителям звать его господином Носовым.

Немец был тощий, длинный, морщинистый, как палка из старого забора. Воевать он не годился. Но на своём месте фашистам служил хорошо. Его солдаты постепенно отобрали у людей коров, овец, свиней, зерно и всё отправили в Германию. Жить в Новосёлках стало голодно. Осталась на еду одна картошка.

Зимой к голоду прибавился холод. Господин Носов запретил крестьянам ходить в лес за дровами: вдруг они там будут встречаться с партизанами?

Назе партизан очень боялся. Партизаны подбирались к врагу тихо, незаметно. Словно гром среди ясного неба, грохотали их гранаты, будто внезапный дождь, хлестали пули. Не одну комендатуру уничтожили таким образом партизаны. Когда-то должна была дойти очередь и до Новосёлок…

Немец знал, что в Новосёлках живёт настоящий Носов, русский. Это был Петя, мальчишка, который сидел сейчас на коленях у солдата. Комендант, встретив мальчугана на улице, щипал его за нос холодными пальцами, подмигивал морщинистым веком и говорил:

– Здорофо, Нософ!

Так он показывал своё расположение к однофамильцу. Назе не догадывался, какой сюрприз преподнесёт ему маленький Носов.

Да и сам Петя не знал, что вскоре случится.

Школа не работала. В нетопленных избах сидеть скучно.

Целые дни новосёлковские ребятишки были на улице, катались с горы на санках.

Гора в деревне была хорошая. Начиналась она от кузницы и круто уходила к речке. Лететь с такого спуска на санках – одно удовольствие: ветер свистит в ушах, дымом клубится снег из-под полозьев…

Одно плохо – таскать санки на гору. Слабенькие были тогда ребятишки, голодали они. Как-то под вечер, взобравшись наверх, Петя Носов не захотел съезжать с горы. А другие ребята поехали, и остался он один. Принялся Петя тогда со скуки искать себе какое-нибудь дело. Нашёл, конечно. На глаза ему попалась жнейка. Когда ещё не было войны, привезли её к кузнице на ремонт да так и не успели починить. Пришло в голову нашему Носову спустить эту жнейку под гору. Одному такое не осилить. Носов дождался дружков. Всем миром они отодрали примёрзшие колёса и пустили жнейку вниз.

Понеслась жнейка. Завертелись её крылья. Затрещал механизм. Зимой воздух чистый, далеко слышно на морозе. Треск этот разнёсся по деревне долгой автоматной очередью. Кто-то из немцев, бывших в то время на улице, испугался, крикнул:

– Партизанен! – и выстрелил в воздух.

Тут ему второй на другом конце деревни ответил. И началось! Пошла пальба. Так продолжалось, пока шофёр заводил автомобиль. Повскакали немцы в кузов грузовика, герр Назе в кабину прыгнул, и умчались они из деревни в соседний городок, где немецкий гарнизон был большой.

Целую ночь и ещё полдня Новосёлки были свободными от врага.

Герр Назе вернулся со своими солдатами к вечеру. Люди в деревне ждали расправы. Ребятишек по домам заперли. Больше всех боялась Петина мать. Она думала, что фашисты убьют мальчика. И, жалея сына, обливаясь слезами от жалости и любви к нему, сама как следует выпорола.

А герр Назе вёл себя так, будто ничего и не случилось. Потому что стыдно было ему за свою трусость и за трусость подчинённых.

Но он не был бы офицером германской армии, если бы оставил дело без последствий.

Однажды утром, когда стоял такой мороз, что и дохнуть было больно, немцы выгнали всех детей из домов и повели их к речке.

Назе приказал детям вкатить жнейку на гору.

– Германское командование не может терпеть беспорядка, – объяснил он жителям свой приказ.

Ребятишкам такое занятие вначале показалось весёлым. Бойко покатили они жнейку в гору. Кричали, смеялись над теми, кто падал. Но скоро устали, остановились. И на месте удержать машину не смогли. Жнейка скатилась на прежнее место. Хорошо, успели горемыки разбежаться в стороны, иначе раздавило бы кого-нибудь.

Герр Назе и другие фашисты скоро ушли в комендатуру. С ребятишками остался один солдат. Через час пришла ему смена. Так до самой темноты меняли немцы один другого. А ребята всё везли жнейку. И каждый раз она скатывалась к реке.

Матери издали смотрели на мучение детишек. Герр Назе провёл на снегу черту, за которую они не смели переступить: нарушение приказа каралось расстрелом.

На другое утро приказано было тащить жнейку женщинам. С помощью ломов и верёвок они с трудом вытянули машину к кузнице.

Всю зиму просидели ребята в домах. Весной осмелели, на улицу стали выходить, на солнышко. И всё ждали и ждали, когда Красная Армия прогонит врага…

Вдоль деревни, сторонясь отдыхавших пехотинцев, брела вереница пленных. Поравнявшись с солдатом, мальчиком и женщиной, немцы ещё ниже опускали глаза.

Из-за того что дорогу заняли пленные, привал у пехотинцев получился больше, чем полагалось. И как только проехал на коне наш боец, замыкавший колонну немцев, солдаты мигом вскинули за плечи вещевые мешки, надели скатки, поправили на груди автоматы, подтянули ремни, построились повзводно и зашагали широким шагом. Петя с матерью и все ребятишки на прощание махали им руками.

Гвардии медвежонок

Однажды к лётчикам в истребительный полк приехали гости – колхозники с Севера. Они привезли подарки и стали одаривать своих защитников. Кому досталось полотенце с кружевом, кому бочоночек брусники, кому глиняный расписной олень. А Петру Алексееву достался медвежонок. Зверь был ручной. Он сразу же забрался к лётчику на колени, обнюхал по очереди пряжку на ремне, ордена, погоны и потянулся к пилотке с красной звёздочкой.

Алексеев погладил медвежонка, ссадил на землю. Лётчик немного растерялся: медвежонку нужен уход, присмотр, а когда этим заниматься, если с утра до вечера приходится летать? Может быть, вернуть его деликатно колхозникам?

Медвежонок будто чувствовал, что решается его судьба. Вёл он себя примерно. Во время разговоров лётчиков с колхозниками никуда не лез, никому не мешал. Под конец уснул, прижавшись к унтам Алексеева: унты меховые, тёплые.

"Пусть уж остаётся", – подумал Алексеев.

Гости уехали. Тогда Алексеев решил познакомить Мишку с округой. Лётчик потянул за ремешок, привязанный к ошейнику, сказал: "Пошли, Миша!" – и медвежонок послушно потопал рядом с меховыми унтами. Сначала Мишка побывал в бараке, посмотрел, где живёт его новый друг. Потом вместе с лётчиком спустился в земляную щель, выкопанную на случай бомбёжки. Они там посидели минуты три, поглядывая на синее спокойное небо. К самолёту Мишка отнёсся равнодушно, будто уже сто раз видел его. Наверное, самолёт показался ему автомобилем особой марки. Автомобиль-то медвежонок знал хорошо, на нём он и к лётчикам ехал. Но вот когда заработал мотор истребителя и пропеллер погнал ураганный ветер, Мишка ужасно испугался. В одно мгновение он вскарабкался к лётчику на шею; лез по нему, как по сосне, запуская глубоко острые когти. Маленькие глазки медвежонка были полны страха, хвостик, похожий на лоскут, дрожал мелкой дрожью.

Уже далеко от самолёта, около куста бузины, Алексеев попытался спустить Мишку на траву. Не тут-то было! Медвежонок словно приклеился к лётчику. Пришлось отдирать по очереди все четыре лапы от гимнастёрки. Оказавшись на земле, Мишка неожиданно набрался храбрости и, привстав на задних лапах, оглянулся на самолёт. Самолёт стоял на месте. Не гнался за медвежонком. Мишка успокоился. И куст этот стал для Мишки границей, за которую он впоследствии никогда не заходил. Пространство за кустом принадлежало самолётам – там они гремели, ревели, оттуда прыгали в воздух, а земля перед кустом была Мишкина. Так, видимо, рассудил медвежонок.

Пока Алексеев и Мишка ходили по аэродрому, другие лётчики занялись устройством медвежьих дел. На вещевом складе достали ватное одеяло, постелили его в бараке недалеко от кровати Алексеева. Добыли большой солдатский котелок. Главное же, уговорили командира полка зачислить Мишку на пищевое довольствие. Хоть и маленький был Мишка, но медведь; еда ему требовалась хорошая.

– Как же его внести в продуктовую ведомость? – спросил писарь, когда лётчики пришли к нему с медвежонком. – Какое звание писать? Какую фамилию?

– Полк у нас гвардейский, – сказал самый находчивый лётчик, – и ваше звание, товарищ писарь, гвардии старшина, моё – гвардии капитан. А Мишкино будет – гвардии медвежонок. Так и писать надо… Что же касается фамилии, имени, тут совсем просто. Они у всех медведей одинаковые – Михаил Топтыгин.

Стал служить в истребительном полку гвардии медвежонок Михаил Топтыгин. Скоро он перезнакомился со всеми летчиками, техниками, с охраной аэродрома. И, как оказалось, был всем очень нужен, просто необходим. На войне человеку бывает тяжело. Гибнут товарищи, в голову приходят печальные мысли. А тут прибежит медвежонок, неуклюжий, круглоухий, с любопытным носом-рыльцем – и все веселеют.

Кто-то приучил Мишку встречать лётчиков после боя. Возвращения самолёта ждут все оставшиеся на земле. Когда подходит время возвращаться истребителю на аэродром, все глядят в небо и радуются, заметив там чёрную точку.

Мишка встречал самолёты около своего куста. Он стоял на задних лапах, столбиком. Правую переднюю лапу держал возле уха – отдавал честь. Лётчики, направляясь в штаб для доклада командиру, проходили как раз около Мишки и за такое усердие награждали его сладостями: кто сахаром, кто печеньем, кто кусочком шоколада. В дни, когда истребители часто вступали в бой, Мишка так наедался сладостями, что на котелок с пшённой кашей и не глядел.

Других лётчиков Мишка только встречал, Алексеева он ещё и провожал в полёт. Они вместе доходили до медвежьей границы. Алексеев чесал медвежонка за ушами и улетал, а Мишка оставался ждать. Словно человек, он смотрел в небо, вздыхал и, не зная, как скоротать время, кружился на одном месте, нюхал траву, копал в сухой земле корешки.

Видел и слышал Мишка лучше людей. Завидев, заслышав истребитель, Мишка от нетерпения и волнения садился на землю и через каждую минуту хлопал себя передними лапами по коленкам. Его блестящий чёрный нос был направлен точно в приближающийся самолёт – Мишка будто вынюхивал истребитель на расстоянии. Не было предела медвежьей радости, когда Пётр Алексеев подходил к Мишке, давал гостинец и тормошил его и катал по траве…

Хорошо жилось медвежонку и лётчику!

Только на войне хорошо не бывает долго. Обязательно случится какая-нибудь неприятность, а то и беда.

Как-то раз перед вылетом на задание Алексеев попрощался с медвежонком. Он приласкал зверёныша и сказал:

– Не скучай без меня, если что…

И улетел.

Пётр Алексеев получил особое задание: высыпать на взлётную полосу немецкого аэродрома металлические шипы. С большой высоты шипы нельзя сбросить, они разлетятся далеко по сторонам. Надо сбрасывать, опустив самолёт почти до самой земли.

Не прячась от немецких наблюдателей, наш лётчик повёл самолёт прямо на вражеский аэродром. На подходе к зенитным батареям, охранявшим аэродром, Пётр Алексеев сбавил скорость, снизился и выпустил колёса. Зенитчики удивились, что советский истребитель – целый, не подбитый – идёт на посадку, и не стали стрелять.

Самолёт с красными звёздами тихо летел над вражеским аэродромом. Но вдруг мотор взревел, и самолёт устремился ввысь. Фашисты ударили вдогонку истребителю из пушек и пулемётов. Они поняли, что наш лётчик обманул их, что он вовсе и не собирался садиться. Не могли немцы понять только, зачем понадобился советскому истребителю такой странный, рискованный полёт.

Скоро, однако, они разгадали загадку. На бомбёжку вылетели наши бомбардировщики. Их было много, десятков пять. Немецкие истребители покатились по взлётной полосе, чтобы взлететь в небо и напасть на тяжёлые, полные бомб машины. Но их резиновые колёса наезжали на железные шипы и лопались. Истребители падали набок, ломали крылья, перекувыркивались, загорались. Наши бомбардировщики без помехи разбомбили вражеские поезда на железнодорожной станции и благополучно вернулись домой.

А возвращение Петра Алексеева не было благополучным. Зенитный снаряд немцев разорвался рядом с его самолётом. Осколками тяжело ранило лётчика. Алексеев сам сообщил об этом по радио. Он сказал, что самолёт исправен, и он надеется довести его до места.

На аэродроме лишь медвежонок не знал о беде. Он с любопытством глядел, как на лётное поле бегут люди с носилками. А потом он увидел среди белых облаков истребитель. Мишка сел на землю и принялся хлопать себя по коленкам.

Истребитель неловко ткнулся в стороне от посадочного знака, запрыгал по полю, будто оно было изрыто канавами, и остановился. Медвежонок поднялся на задних лапах, приложил к уху переднюю лапу, стал ждать. Он ждал, когда к нему подойдёт его друг, угостит чем-нибудь…

Пётр Алексеев лежал на носилках. Он не видел Мишку, не видел друзей, которые несли его. Сознание оставило лётчика в ту самую минуту, когда истребитель замер посреди поля.

Носилки миновали медвежонка. Мишке было непривычно, что лётчик лежит, и он пошёл за носилками. На задних лапах идти было трудно. Но Мишка упорно ковылял за людьми. И около уха держал лапу. Ему полагался кусочек сахару. Он честно выполнял условие, по которому всегда получал угощение. Так он шёл и шёл, всё больше отставая от носилок, и в глазах его наливались слёзы обиды и отчаяния. Хорошо, кто-то из лётчиков догадался сказать Мишке ласковое слово, погладил его, пожалел…

Уже кончалось лето, когда Пётр Алексеев вернулся из госпиталя в полк. Первым делом он доложил командиру полка о возвращении в строй, а вторым делом спросил о медвежонке.

– Жив и здоров твой питомец, – ответил командир. – Сначала грустил, потом успокоился. Теперь, может быть, и не узнает. Он сейчас на своём посту. Дежурит. Сахар зарабатывает…

Алексеев пошёл к медвежонку.

– Мишка! – позвал он издали.

Медвежонок оглянулся. Он глядел и вспоминал этого лётчика. Старался понять, почему приятно слышать его голос, видеть его лицо. Вспомнить и понять мешал Мишке самолёт. Самолёт в это время шёл на посадку; медвежонку, чтобы получить угощение, надлежало быть начеку.

– Мишка! Злодей ты, а не человек! – ещё раз позвал лётчик.

Мишка был на распутье. Один глаз, одно ухо, одна половина медвежонка стремились к самолёту, другой глаз, другое ухо и другая половина – к лётчику. Если бы это было возможно, Мишка разорвался бы пополам и всюду успел бы. Но разорваться по своей воле нельзя. Нужно было выбирать что-то одно. И медвежонок со всех ног кинулся к Петру Алексееву. Чёрным клубком он прокатился по высохшей траве и прямо затанцевал на задних лапах перед лётчиком.

– Ну молодец! Ну умник! – радовался Пётр Алексеев и гладил медвежонка и трепал его жёсткий загривок. – А уж я решил, что ты способен променять друга на кусок сахару. Нет, ты не такой. Ты настоящий гвардейский медведь. А сахар? Подумаешь… Я тебе такое припас…

Тут лётчик достал из кармана куртки банку. Как только была снята с неё крышка, медвежонок обхватил банку всеми четырьмя лапами и принялся за угощение. Мишка урчал от удовольствия. Ещё бы! Первый раз за свою медвежью жизнь он ел мёд.

Международная акция «Читаем детям о войне – 2015» состоялась в муниципальных библиотеках города Архангельска 7 мая.

Помнить можно только то, о чем знаешь.
Еcли рассказать детям о войне, им будет, что помнить.

Международная акция «Читаем детям о войне – 2015» проводится с 2011 года. Организатор акции — Самарская областная детская библиотека. Муниципальные библиотеки города Архангельска четвёртый год участвуют в международной акции.

7 мая 2015 года в 11.00 в самых разных уголках России и за её пределами прошёл час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне. Это акция особая. Она организована накануне славного Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

В Городской детской библиотеке №1 имени Е.С. Коковина для учащихся 1 «А» класса школы № 1 состоялось громкое чтение и обсуждение рассказа А.В. Митяева «Мешок овсянки». Ребята посмотрели презентацию о жизни и творчестве А. Митяева и узнали, что он был участником Великой Отечественной войны, редактором газеты «Пионерская правда» и журнала «Мурзилка», автором сценариев нескольких мультфильмов. Краткий обзор книг Митяева дал детям более полное представление о произведениях автора, после чего состоялось громкое чтение и обсуждение рассказа «Мешок овсянки». Домой ребята ушли с книгами уже полюбившегося им Анатолия Васильевича Митяева!

В Детской библиотеке №3 в этом году для чтения была предложена солдатская сказка К. Паустовского «Похождения жука – носорога». Эта сказка была выбрана не случайно, она была написана в победном 1945-м году. Сказку слушали ученики 2-х классов средней общеобразовательной школы №45. Ребята узнали, что Пётр Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога. Посаженный в коробок из-под спичек жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой. Когда библиотекарь читала последние страницы этой удивительной сказки, на глаза у детей наворачивались слёзы. Пётр на вопрос сына, жив ли жук, отвечает: «Живой он, мой товарищ… Не тронула его война… - Пётр вынул жука из сумки и положил на ладонь». И тот, узнав родные места, с громким жужжанием улетает. Ребята очень внимательно слушали сказку, потом отвечали на вопросы. Они сделали вывод, что эта трогательная книга учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга.

В Соломбальской библиотеке №5 имени Б.В. Шергина в рамках акции прошло сразу несколько занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Библиотекарь младшего абонемента Ирина Павловна Румянцева читала первоклассникам 49-й школы рассказы А. Митяева «Мешок овсянки », «Гвардии медвежонок» и «Отпуск на четыре часа». Дети с интересом слушали и сопереживали героям произведений.

Светлана Евгеньевна Горлова для проведения акции также выбрала рассказы А. Митяева. Дети подготовительной группы детского сада №140 задавали немало вопросов о прочитанном. Их интересовало буквально всё: сколько времени длилась та война, какие трудности приходилось испытывать людям во время войны, сколько солдат не вернулось с поля брани. Екатерина Владимировна Смекалкина читала детям подготовительной группы детского сада №167 отрывки из повести Л. Воронковой « Девочка из города», а также рассказ В. Воскобойникова под названием «Максим Емельянович Твердохлеб». Малыши, как выяснилось, прекрасно знакомы с событиями той страшной войны. Они внимательно слушали рассказ о трудностях военного времени, которые легли и на плечи детей. Кроме того, юные гости библиотеки внесли свой вклад в акцию, прочитав несколько стихотворений военной тематики.

В Библиотеке №7 посёлка Маймаксанского лесного порта для чтения библиотекари выбрали рассказ Ю. Яковлева «Цветок жизни». Рассказ пронзителен в каждой строчке. Тонко, с большой добротой, человечностью рассказывает Ю. Яковлев о своих героях: деревенском мальчишке Кольке, на долю которого выпало трудное военное детство, о его бабушке и деде. Затаив дыхание, ребята слушали рассказ. Они сопереживали его героям. А потом вместе с библиотекарем обсуждали прочитанное. Что такое подвиг? И разве не подвиг для маленького мальчика, истосковавшегося по хлебу, которого не видели всю войну, отказаться от предложенного ему куска и сохранить его для деда? Ребята отметили, что у Коли развивается терпение, он начинает справляться со своими минутными слабостями, в нем развивается совесть, уважение к деду, к его заслугам, Коля испытал стыд. На вопрос: «А почему рассказ назван «Цветок хлеба»?» ребята ответили, что хлеб – это жизнь. А еще ребята говорили, что нам надо помнить людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. В конце занятия ребята создавали иллюстрации к рассказу, писали отзывы, в которых поделились своими впечатлениями.

В Цигломенской библиотеке №16 учащиеся третьего класса школы №69 с большим вниманием слушали произведения: «Генерал Панфилов», «Знаменитый дом», «Подвиг у Дубосекова», «Данко», «Черный день». Каждый рассказ Сергея Алексеева – это история о том, как простой, никому не известный солдат, или сержант, или офицер героически сражался на войне и по-своему совершил свой подвиг, защищая родную землю.

Ребята познакомились с героями-панфиловцами, узнали об основных битвах Великой Отечественной и героях, которых будут помнить вечно, это – матрос Михаил Паникахе, танкист Николаев, защитники дома Павлова. После чтения, дети активно участвовали в обсуждении прочитанного, сопереживали главным героям произведений.

7 мая в 11.00 в Исакогорскую библиотеку №12 пришли первые посетители – дошкольники из детского сада №101. Ребята разместились за круглым столом, перед ними были разложены книги на военную тему. Тишину в читальном зале прервала песня В. Лебедева-Кумача «Идет война народная». Затем ребятам рассказали о Дне победы и акции «Читаем детям о войне». Библиотекари прочитали детям рассказ Сергея Алексеева «Победа», а потом состоялось его обсуждение. В течение всего дня библиотекари проводили громкие чтения небольших рассказов о войне Софьи Могилевской, Владимира Железникова, Василя Быкова, Владимира Богомолова, Николая Богданова для всех желающих принять участие в акции. Пригласили библиотекари и ребят из любительских объединений «Непоседы» и «Морошка».

Ведущий библиотекарь Милитина Александровна Шинкарева Библиотеки №17 округа Майская горка познакомила школьников с книгой С. Алексеева «Подвиг Ленинграда», рассказала о страшных 900 днях, о ленинградцах, которым пришлось пережить и увидеть все ужасы войны: голод, холод, нехватку воды, смерть самых близких людей. Ребятам показали, как выглядела суточная норма хлеба (125 грамм), которую получали дети в блокадном Ленинграде. Они услышали рассказы «Дорога», «Таня Савичева». Ребята познакомились с семьей Тани Савичевой и её дневником. Библиотекарь Милитина Александровна Шинкарева читала детям письма своего дяди, Буторова Николая Васильевича, с Ленинградского фронта. Его последнее письмо было написано второго сентября 1942 года, а вскоре пришла похоронка: Николай Васильевич был ранен в бою и 13 сентября скончался от полученных ран. Ребята с большим интересом, затаив дыхание, слушали рассказы и письма и с большой осторожностью рассматривали фронтовые письма.

В целом, у библиотекарей и детей осталось прекрасное впечатление от мероприятий. Дети узнали для себя немало нового, приобщились к художественному слову. И, что немаловажно, подобные акции позволяют сохранять память о тех страшных событиях, передавать знания будущим поколениям.

Твитнуть