Характеристика Раскольникова в «Преступлении и наказании» – кратко. Преступление и наказание характеристика образа раскольникова родиона романовича

Глубокий философский посыл лежит в основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». (главного героя) очень сложный и противоречивый. Вся его сущность разворачивается постепенно, от первой главы к последней. Поэтому целесообразней будет рассмотреть становление и трансформацию образа по частям романа.

Часть первая

В этой части, которая состоит из семи глав, мы знакомимся с главным персонажем. В самом начале произведения автор описывает внешние характеристики Родиона Романовича. Он хорош собою, тонок и строен, темно-рус, его рост выше среднего, у него прекрасные темные глаза. И тут же акцент делается на чрезмерно бедственное положение. Достоевский пишет, что Родион одет в абсолютные лохмотья, в которых другому человеку было бы очень стыдно ходить по улице.

Далее начинает складываться первоначальный образ Раскольникова. Он одержим безумной идеей, которая всецело поглотила его. Мужчина раздумывает о том, сможет ли он решиться на преступление «во благо человечества». И когда Родион начал сомневаться в своем решении, то направился в распивочную, где тревожные думы его покинули.

Он знакомится с Мармеладовым, его женой и детьми. Родион узнает о его дочери Соне, которая пошла на панель, чтобы семья не умерла с голоду. Полученное от матери письмо, в котором она пишет о ситуации с Дуней, приводит его в бешенство. Эти факты подкрепляют мысль о совершении задуманного.

Образ Раскольникова резко контрастирует с образом его товарища Разумихина. Он тоже бедствует, но абсолютно иначе воспринимает тяготы судьбы.

В этой части описывается сон Родиона, который основан на воспоминаниях из детства. Здесь мы видим маленького мальчика, сочувствующего и сопереживающего убитой хозяином лошади. Но милый образ Раскольникова-ребенка, сильно расстроившегося из-за смерти животного, рассеивается как сон. Перед нами предстает хладнокровный и тщательно продумывающий убийство человек. В момент совершения злодейства он испытывает головокружение, его руки на мгновение становятся слабыми. Однако он замахивается и убивает старуху, а затем и случайно вошедшую Лизавету. После этого им овладел страх. С каждой минутой в Родионе росло отвращение из-за содеянного преступления.

Часть вторая

В этой части продолжает складываться образ Раскольникова. Он безумно боится, что его заподозрят, и тщательно скрывает улики. Его не интересуют украденные деньги. Родион ненавидит все вокруг и раздражен тем, что на такое гадкое и подлое дело пошел сознательно.

Будучи дома, он начинает бредить. Так продолжается четыре дня. Когда Разумихин и Зосимов заговаривают об убийстве, Родиону становится еще хуже. Приход Лужина еще усугубляет его самочувствие. Он вспоминает сестру и мать. Несмотря на общую слабость, Родион Раскольников (образ которого уже несколько вырисовывается) смело высказывает все то, что думает об этом мерзком человеке.

Встреча и разговор с Заметовым подчеркивают, как мучается Раскольников в душе. Словно в припадке, он наводит собеседника на мысли о том, что сам совершил убийство. А потом очень тихо спрашивает: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Эти слова Заметов не воспринимает всерьез, сравнивая Раскольникова с сумасшедшим.

Главный герой задумывается о самоубийстве. Он возвращается на место преступления.

Раздавленного лошадьми Мармеладова видит Родион Раскольников. Образ его раскрывается с еще одной стороны. Это добрый и не жадный человек. Он готов отдать последнее, чтобы помочь семье покойника, с которым был едва знаком. Родион - не верующий человек, но сейчас он просит Соню помолиться за него.

Часть третья

Раскольников встречается с матерью и сестрой. На первый взгляд может показаться, что он холоден и чрезмерно жесток с ними. Однако мысли о содеянном преступлении ни на секунду не покидают его. Он настолько мучается и начинает себя ненавидеть, что ему невыносимо находиться со своими «чистыми» и «светлыми» родственниками. Поэтому образ Раскольникова (сочинение излагается сквозь призму всех глав) - очень сложный и внутренне противоречивый.

Он приглашает Соню, знакомит ее с матерью и Дуней. Ее приниженность поражает его, Родиону становится очень жалко бедную девушку.

В этой части происходит разговор со следователем Порфирием Петровичем, в котором раскрывается Он пытается доказать, что ради чего-то великого могут быть совершены любые жертвы. По его мнению, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Первым он дает такое определение: «вошь», или «тварь дрожащая». Вторых он сравнивает с Наполеоном.

По возвращении домой Родион снова ослабевает. Он понимает, что совесть не позволяет ему забыть об убийстве. Раскольников решает, что сам является «вошью». Все эти мысли и чувства дополняют образ Родиона Раскольникова.

Антипод

Еще одна противоположность главному персонажу - Свидригайлов. Это чрезмерно корыстный, хитрый, гадкий человек, оказавшийся здесь не случайно. Раскольников сразу чувствует, что это неприятная личность. Но Свидригайлов кажется Родиону странным, так как он не ведает его главной цели.

В этой части образ Родиона Раскольникова обретает новые грани. Он всеми силами борется за сестры. Несмотря на протесты, он добивается своего, и выводит Лужина на чистую воду. Он рад, что у матери и Дуни открываются глаза на этого мерзкого человека, которого он сразу распознал.

Визит к Соне ему был необходим, словно воздух. Он не понимает, чем эта несчастная девушка завоевала его доверие. Но Родион решил, что именно она должна его выслушать.

Допрос Порфирия Петровича показывает, что в нужную минуту Родион может быть изворотливым. Он не признается в содеянном преступлении, а у следователя всего лишь домыслы, фактов не хватает.

Часть пятая

Продолжаем дальше рассматривать великое сочинение. Образ Раскольникова дополняется новыми красками. Родион Романович приходит на поминки к Катерине Ивановне, где по вине Лужина случается нелепая ситуация с Сонечкой. Лебезятников и Раскольников спасают невинную девушку, которую оболгал этот неблагородный человек.

Родион Раскольников признается Соне, что это он совершил преступление. Мужчина снова говорит о своей теории, которую девушка всеми силами пытается понять. Он задает вопрос сам себе: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Соня не понимает, как он на такое решился. Девушка говорит, что Родион должен искупить свою вину и принять страдание. Однако Раскольников считает, что ему не в чем каяться.

Полные противоположности

И снова фигуре Раскольникова противопоставляется Свидригайлов. Омерзительные поступки, желание любой ценой обладать Дуней вызывают отвращение. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, кажется гораздо благороднее и честнее. Можно охарактеризовать его как сбившегося с пути истинного или сильно запутавшегося, обреченного человека.

Раскольников приходит к матери и прощается с ней. Мужчина наконец-то говорит ей, как сильно он ее любит.

Соня неспроста появилась в жизни Родиона. Именно она убедила его прийти с повинной. Раскольников приходит в участок и приводит всех в изумление своим

Эпилог

Финал поражает своей внезапностью. Казалось бы, все и так ясно: преступление - наказание. Однако… Здесь происходит трансформация образа, о которой было заявлено вначале.

Раскольников получил восемь лет каторги. Соня последовала за ним в Сибирь, где виделась с возлюбленным у ворот острога по праздникам.

Он ведет себя с девушкой очень грубо, но постепенно привыкает к ее посещениям. Родион заболевает от уязвленной гордости. Преступник винит себя в том, что сознался. Раскольников неоднократно задает себе вопрос о том, почему не покончил с собой, как Свидригайлов. Родион чуть не умер от рук каторжников. Но не судьба была ему покидать этот мир. Его ждало воскрешение.

На очередном свидании с Соней он понимает, что любит ее. Это именно та девушка, которая смогла перевернуть его внутренний мир. Родион готов ждать еще семь лет каторги. Теперь ему есть ради кого жить. Благодаря Соне он почувствовал, что словно воскрес. И каторжники начали относиться к нему по-другому. Долго пролежала под подушкой у него книга от Сони - Евангелие. А теперь промелькнула и мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…».

Заключение

Сочинение на тему «Образ Раскольникова» каждый, конечно, напишет по-своему. Но главную идею внимательный читатель не сможет упустить. Внешний акцент сделан на преступлении и последующем наказании. А весь роман полон жизненных ситуаций и философских размышлений. Главные персонажи книги, как и люди в реальной жизни, резко контрастируют друг с другом. У каждого свои мысли и переживания, своя судьба. Несколько завуалированная идея - вера в Бога. Возможно, Раскольников не совершил бы преступление, если бы не думал только о своей теории, а руководствовался чем-то более высоким.

И еще одна идея, выходящая на поверхность в конце романа, заключается в том, что любовь способна воскресить душу человека.

Характеризует его следующим образом: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а, может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце... Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

В некоторых сценах «Преступления и наказания» (см. его краткое содержание) читатель видит, как за этой создавшейся от обид, унижений и жизненной горечи, корой сухости и гордости, открывается порой нежное и любящее сердце. Раскольникова тянет преимущественно к «униженным и оскорбленным». Он сближается с несчастным Мармеладовым , выслушивает всю историю жизни его многострадальной семьи, идет в их жилище, отдаст им последние деньги. Он подбирает очутившегося под ногами лошади на мостовой Мармеладова, заботится о нем, и Раскольникову приятна детская восторженная благодарность обнявшей его маленькой сестры Сони .

Именно эти впечатления наполняют его радостным чувством жизни: «Он был полон нового необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение. – "Довольно, – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения... Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!"»

Момент любви, жалости, сострадания, чувство близости душевной к людям, братства всеобщего, дает ему ощущение полной и радостной жизни. Таким образом, свойства душевной натуры Раскольникова находятся в полном противоречии с его теорией , с его положениями. Достоевский показывает, какой, несмотря на все свои взгляды, нежной, впечатлительной и болезненно чуткой к человеческим страданиям душой обладал Раскольников. Он страдает от всех кошмаров городской жизни, он вызывает нежное и доверчивое отношение к себе детей, он и в прошлом своем пережил историю любви к горбатой девушке, которой хотел скрасить жизнь, так что дальнейший перелом в жизни Раскольникова в достаточной степени объясняется этими чертами его личности.

В центре романа "Преступление и наказание" стоит образ Родиона Раскольникова и его теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.

Образ Раскольникова является духовным и композиционным центром романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все "за" и "против", чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу. Он описывает Родиона Раскольникова как человека с привлекательной внешностью "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Однако, несмотря на определенную симпатию к образу Раскольникова, Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Здесь явно чувствуется тяга Ф.М. Достоевского к символизму и антитезе.

Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" Главным образом для ответа на этот вопрос Раскольников и решился на убийство мерзкой старушонки.

В начале романа образ Раскольникова окружен таинственностью, он постоянно упоминает о некоем "деле", на которое хочет покуситься. Родион живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако "безобразная мечта", которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться. Раскольников думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова - это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе. "Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений".

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Страхова "Наша изящная словесность" выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ "нигилиста", изобразив "...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием". Страхов увидел образе Раскольникова черту "истинного русского человека" – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти "до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум".

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает "Преступление и наказания" оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом - это и есть роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

История написания романа

"Преступление и наказание": главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой - Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета - сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна - мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников - отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин - верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой. Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова - его положительные качества - позволяет смотреть на него читателям с другой стороны. Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь - он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает. Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры. Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется - он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать. Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека. Соня находила все способы увидеться с Родионом - они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

Женские и в романе

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в "Преступлении и наказании" настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку. Достоевский изображает Раскольникова у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться. Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове - он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе "Преступление и наказание".

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа - Свидригайлов и Лужин. Разумихин - лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье. Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман "Преступление и наказание" поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, "казнить" старуху или "помиловать", но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее. На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности. Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается. План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента. Роман "Преступление и наказание" учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание - так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя "право имеющим".

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его. Покорившись лозунгу "цель оправдывает средства", он убивает Алену Ивановну, но не просто так - он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам. Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои - друг Родиона, его мать и сестра - не осуждают его, а пытаются понять. Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит - с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

спаситель и ангел-хранитель

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня. "Преступление и наказание" повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся. Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.

Литературный персонаж Родион Раскольников - образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников - студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» - отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше - герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу. Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате - оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой - стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова - девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой - призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников - образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова. Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель - благо. В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников. Образ его - это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего). Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость - это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно. Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала - Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них. Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее "Любовь... деятельная - это работа и выдержка… ", в то время как у Родиона она "мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели". Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.

Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова - это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.