Характеристика собакевича в поэме мертвые души кратко. Мертвые души характеристика образа собакевич михайло семеныч

Михаил Семенович Собакевич - мелкопоместный помещик 40-ка лет отроду. К нему четвертому по счету заезжает покупатель мертвых душ Чичиков. Читателю он представляется в виде сильного и большого человека. Гоголь имел особый талант давать фамилии своим персонажам по особенностям их характера. Так и Собакевич, изначально представленный как добрый и сильный, позже оказывается недовольным и ругающимся.

Собакевич живет в глухом захолустье, которое наложило на него неповторимый отпечаток. Он активно занимается своим поместьем, ведя со своей супругой Федулией Ивановной размеренный и давно уже укоренившийся быт. Жену представляют в облике высокой и в то же время худощавой особой. Да, довольно-таки гармоничная парочка получается.

(Усадьба Собакевича в своей деревеньке )

Деревенька Собакевича обустроена крепкими крестьянскими избами, которые имеют довольно неуклюжий вид, зато добротны и надежны. Свою усадьбу Собакевич обнес надежной оградой. В доме его вся обстановка крепкая и надежная, кажется, что каждый стул кричит: «Я тоже Собакевич». Все чем-то похоже на медвежью берлогу. Большие и громоздкие стулья и кровати, а всюду развешены картины в таких же громоздких рамках.

Характеристика героя

("Собакевич", художник Александр Агин, 1846-47 )

Собакевич самый простой помещик, который твердо стоит на своей земле, умеет трезво и быстро оценивать людей, не испытывая к ним ни малейших симпатий. По убеждению самого Михаила Семеновича его жизнь удалась, которую он сумел обставить фундаментально и основательно. У него отсутствует чувство страха к кому-либо, хотя он великолепный собеседник с определенной грубостью, прямолинейностью и ослиной упертостью.

Михаил Семенович лишен каких-либо эмоциональных порывов и духовных переживаний, он начисто избавлен от мечтательности и филосовствования. Собакевич с полным отвращением воспринимает все новое, что не укладывается в его сознании, считая, что все эти изыски просвещения - вредные выдумки для народа. Его жизненное кредо - «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Он ругает каждого и считает, что самым порядочным человеком для него остается только прокурор, а вот полицмейстера он считает мошенником, да и губернатора разбойником. Для него каждый человек - это лгун и нечистый на руку. Хотя сам спокойно врет председателю палаты, что решил продать каретника Михеева, несмотря на то, что сам председатель уже знал о его кончине.

("Собакевич представляет Чичикову свою жену", художник Александр Агин, 1846-47 )

Мнение о Чичикове . В отличие от помещицы Коробочки, оторванной от реалий жизни и себарита-мечтателя Манилова, Собакевич быстро понял сущность пройдохи Чичикова и не дал возможности провести себя.

Выслушав просьбу Чичикова о продаже ему мертвых душ, Собакевич, несмотря на неуклюжесть и чудаковатость, быстро сообразил, о чем ведет речь Чичиков, поэтому и назначил столь высокую цену - 100 рублей за каждую проданную мертвую душу. В ходе беседы с Чичиковым полностью раскрывается психология Собакевича - крепкого помещика-кулака, который сумел так наладить работу своих крестьян, что извлекал максимальную выгоду для себя. Свою выгоду Собакевич не упустит никогда, поэтому он твердо решил не отступать от назначенной цены.

Образ героя в произведении

("Обед у Собакевича", иллюстрация П.П. Соколова, начало 1890-х )

Собакевич - один из главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», в котором он создал собирательный образ, встречавшийся и в глухой провинции, и в столичных салонах. В поэме отображена действительность, которая была в России в конце 19 века, когда крестьяне были крепостными, и их жизнь полностью зависела от помещика.

Гоголь, описывая внешность Собакевича, сравнивал его с неповоротливым медведем, который вдруг своими близко посаженными глазами пронзал собеседника, от чего тому становилось неуютно. При всей монументальности Михаил не лишен и некоторых слабостей, главной из них являлось чревоугодие. Похваляясь перед Чичиковым, он говорил: « У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол!».

Для описания образа Собакевича Гоголь использовал все приемы композиционного построения повествования: пейзажи, портреты и речь своего героя.

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев. Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян.
В повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой. Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества. А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.



Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Собакевич Михайло Семеныч - четвертый (после Ноздрева, перед Плюшкиным) «продавец» «мертвых душ» Чичикову; наделен могучей «природой» - в 7-й главе жалуется Председателю палаты и Чичикову на то, что живет пятый десяток, а не болел ни разу, и за это придется когда-нибудь «заплатить»; аппетит соответствует его могучей натуре - в той же главе описано «поедание» им осетра в 9 пудов.

Само имя, многократно обыгранное рассказчиком (Собакевич напоминает «средней величины медведя; фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета; ступает он вкривь и вкось; цвет лица, на котором глаза словно просверлены сверлом, каленый, горячий), указывает на могучее «звероподобие» героя, на его медвежье-собачьи черты. Все это связывает С. с типом грубого помещика Тараса Скотинина из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Однако связь эта скорее внешняя, чем внутренняя; отношение автора к герою здесь значительно сложнее.

Знакомство Чичикова с С. происходит в 1-й главе, на вечеринке у губернатора; герой сразу обращает внимание на неуклюжесть собеседника (С. первым делом наступает ему на ногу). Намереваясь посетить деревню С. сразу вслед за Маниловкой, Чичиков тем не менее попадает к нему, успев по пути сторговаться с Коробочкой и сыграть в шашки с буйным Ноздревым. В деревню С. Чичиков въезжает в тот момент, когда все мысли его заняты мечтой о 200-тысячном приданом, - так что образ С. с самого начала связывается с темой денег, хозяйственности, расчета. Поведение С. соответствует такому «зачину».

После более чем сытного обеда (жирная «няня», мясо, ватрушки, что размером гораздо больше тарелки, индюк ростом с теленка и проч.) Чичиков заводит витиеватую речь об интересах «всего русского государства в целом» и уклончиво подводит к интересующему его предмету. Но С. сам, без обиняков, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное - цена сделки (начав со ста рублей за ревизскую душу против чичиковских восьми гривен, он соглашается в конце концов на два с полтиной, но зато подсовывает в «мужской» список «женскую» душу - Елисаветъ Воробей). Доводы С. убийственно просты: если Чичиков готов покупать мертвые души, значит, надеется извлечь свою выгоду - и с ним следует торговаться. Что же до предлагаемого «товара», то он самого лучшего свойства - все души «что ядреный орех», как сам хозяин умерших крепостных.

Естественно, душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. От пейзажа - два леса, березовый и дубовый, как два крыла, и посередине деревянный дом с мезонином - до «дикого» окраса стен. В устройстве дома «симметрия» борется с «удобством»; все бесполезные архитектурные красоты устранены. Лишние окна забиты, вместо них просверлено одно маленькое; мешавшая четвертая колонна убрана. Избы мужиков также построены без обычных деревенских «затей», без украшений. Зато они сделаны «как следует» и прочны; даже колодец - и тот вделан в дуб, обычно идущий на постройку мельниц.

В доме С. развешаны картины, изображающие сплошь «молодцов», греческих героев-полководцев начала 1820-х гг., чьи образы словно списаны с него самого. Это Маврокордато в красных панталонах и с очками на носу, Колокотрони и другие, все с толстыми ляжками и неслыханными усами. (Очевидно, чтобы подчеркнуть их мощь, в среду «греческих» портретов затесался «грузинский» - изображение тощего Багратиона.) Великолепной толщиной наделена и греческая героиня Бобелина - ее нога обширнее, чем туловище какого-нибудь щеголя. «Греческие» образы, то пародийно, то всерьез, все время возникают на страницах «Мертвых душ», проходят через все сюжетное пространство гоголевской поэмы, изначально уподобленной «Илиаде» Гомера. Эти образы перекликаются, рифмуются с центральным «римским» образом Вергилия, который ведет Данте по кругам Ада - и, указывая на античный идеал пластической гармонии, ярко оттеняют несовершенство современной жизни.

На С. похожи не только портреты; похож на него и дрозд темного цвета с белыми крапинками, и пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, «совершенный медведь». Все вокруг словно хочет сказать: «И я тоже Собакевич!» В свою очередь и он тоже похож на «предмет» - ноги его как чугунные тумбы.

Но при всей своей «тяжеловесности», грубости, С. необычайно выразителен. Это тип русского кулака (полемика об этом типе велась в русской печати 1830-х гг.) - неладно скроенного, да крепко сшитого. Рожден ли он медведем, или «омедведила» его захолустная жизнь, все равно при всем «собачьем нраве» и сходстве с вятскими приземистыми лошадьми С. - хозяин; мужикам его живется неплохо, надежно. (Тут следует авторское отступление о петербургской жизни, которая могла бы и погубить С, развратив его чиновным всевластием.) То, что природная мощь и деловитость как бы отяжелели в нем, обернулись туповатой косностью - скорее беда, чем вина героя.

Если Манилов живет вообще вне времени, если время в мире Коробочки страшно замедлилось, как ее шипящие стенные часы, и опрокинулось в прошлое (на что указывает портрет Кутузова), а Ноздрев живет лишь в каждую данную секунду, то С. прописан в современности, в 1820-х гг. (эпоха греческих героев). В отличие от всех предшествующих персонажей и в полном согласии с повествователем С. - именно потому, что сам наделен избыточной, поистине богатырской силой, - видит, как измельчала, как обессилела нынешняя жизнь. Во время торга он замечает: «Впрочем, и то сказать: что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников.

Чем больше заложено в личность Богом, тем страшнее зазор между ее предназначением и реальным состоянием. Но тем и больше шансов на возрождение и преображение души. С. - первый в череде очерченных Гоголем типов, кто прямо соотнесен с одним из персонажей 2-го тома, где изображены герои пусть отнюдь не идеальные, но все же очистившиеся от многих своих страстей. Хозяйственность С, «греческие» портреты на стенах, «греческое» имя жены (Феодулия Ивановна) рифмой отзовутся в греческом имени и социальном типе рачительного помещика Костанжогло. А связь между именем С. - Михайло Иваныч - и «человекоподобными» медведями из русских сказок укореняет его образ в идеальном пространстве фольклора, смягчая «звериные» ассоциации. Но в то же самое время «отрицательные» свойства рачительной души С. словно проецируются на образ скаредного Плюшкина, сгущаются в нем до последней степени.

ОБРАЗ ПОМЕЩИКА СобакевичА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый « продавец » мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает « средней величины медведя », фрак на нем « совершенно медвежьего » цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица « каленый, горячий ») указывают на его могучесть его натуры. . ПОРТРЕТ

Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укладе его жизни.

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах" и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: "Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича".

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро (« совершенный медведь »). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. .

Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глазах просвещение, культура - все только выдумки, никому не нужные и вредные.

По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Насыщение желудка у него при любых обстоятельствах (дома или в гостях - не важно) всегда стоит на первом плане.

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и стремительный бросок из засады добыче навстречу, когда она оказывается в пределах досягаемости.

СОБАКЕВИЧ живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи ОН видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «… что это за люди? мухи, а не люди », куда хуже покойников. СОБАКЕВИЧ занимает одно из самых высоких мест в духовной « иерархии » героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами.

Презентация составлена учащимся 9 «Б» класса МБОУ «Ульяновская СОШ» Лукояновского района Нижегородской области Горбуновым Владимиром. Преподаватель: учитель русского языка и литературы 1 категории Нестерова О.А. 10.02.2012 г.