Холуйская миниатюра. Холуй

Холуйская миниатюра

История Холуйской миниатюры

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.

Холуй, поселок в Ивановской области, расположен он по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.

Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.
Весной на Тезе широкие разливы и Холуй превращается в Венецию.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.

Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар - иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени - в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5–2 миллиона икон. К XVIII веку вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания.

Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. И в наши дни он еще не завершен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 гада. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.

Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность". Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.

Третье направление - орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.

Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявлялось в работах над миниатюрой и в дальнейшем. С.А. Мокин тяготел к станковой живописи, хотя и принимал участие в стенных росписях в Москве, Кишиневе, Нижнем Новгороде, в сельских местностях. В работе над миниатюрой В.Д. Молева сказалось его увлечение монументальной живописью. Ему посчастливилось работать по эскизам и под руководством знаменитых русских художников И. Я. Билибина и М.В. Нестерова в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Более молодому К.В. Костерину недолго пришлось работать иконописцем, но он лучше двух других владел темперной техникой. Как это ни странно, но монументалист Молев интереснее других связывает миниатюрную живопись с формой украшаемых вещей. В орнамент он вводит изобразительные детали, а архитектуру, предметы обстановки, одежды в сказочных композициях покрывает узорочьем. В его миниатюрах нет статичных фигур. Все персонажи заняты каким-либо действием. Шкатулка "Выход на работу" (1935) относится к первому году освоения Молевым миниатюрного письма. Это одна из ранних попыток передачи в холуйской миниатюре темы новой колхозной жизни, новых форм социалистического общественного труда. В ней использована та реалистическая манера композиции, о которой говорилось, чистые открытые цвета миниатюры определяют ее мажорный тон, никакие лишние детали не отвлекают зрителя от важности сюжета.

Шкатулка "Выход на работу". В.Д. Молев. 1935 г.

Костерин любит пейзаж, видит в нем важное средство раскрытия образа и вводит его в композиции на разные темы. Шкатулка "Возвращение бригады с работы" (1935) характерна в этом смысле. Решение чисто живописное, без условного черного фона. Художник тонко передает красоту природы с мягкими тонами зелени на розовом закатном небе, сине-голубыми водами, словно отраженными в голубой одежде юноши. Пространственная глубина пейзажа не нарушает плоскости крышки шкатулки. Фигуры людей органично входят в пейзаж.

Шкатулка "Возвращение бригады с работы". К.В. Костерин. 1935 г.

К сожалению, приходится сказать, что собрание Русского музея не богато работами холуйских мастеров. В нем нет произведений Мокина, Молев представлен одной вещью, Костерин - двумя.

К числу холуйских миниатюристов старшего поколения принадлежит П.И. Ивакин (1915-1968). Его работы напоминают крестьянские росписи по дереву. По словам самого художника, он нигде не учился живописи. Одаренный от природы, живя в атмосфере творчества, он стал значительной фигурой среди холуйских миниатюристов.

На крышке квадратной шкатулки он изобразил злую сказочную Жар-птицу так удивительно просто и выразительно, как это свойственно именно народному искусству. Ивакин этой простотой выделяется среди мастеров Холуя.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые "бисерницы", и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.

В миниатюрах холуйские художники отражают и современные темы, и народные сказки, и литературные сюжеты и эпизоды исторических событий. Так например художник А.М. Костерин поместил на круглой пудренице изображение поединка между русским монахом Пересветом и татарским богатырем Челубеем перед началом Куликовской битвы.

В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.

Особонности стиля Холуйской миниатюры

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.

Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Технология изготовления Холуйской миниатюры

Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе . Поэтому расскажу здесь лишь об основных операциях.

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.

Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Зоготовки грунтуют

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.

Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Рисуют на специальной подставке

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Наглядные примеры Холуйской миниатюры

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Миниатюра Холуя, наряду с миниатюрой Палеха, Мстеры и Федоскина, принадлежит к числу наиболее развитых и популярных видов декоративного искусства. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Однако свой художественный язык Холуй нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера. Это исторически обусловленное отставание промысла способствовало появлению явной недооценки молодого холуйского искусства как со стороны мастеров родственных промыслов, так и со стороны отдельных специалистов. Вплоть до 50-х годов двадцатого века на Холуй привыкли смотреть как на новую, совершенно несформировавшуюся разновидность лаковой живописи. Считали, что Холуй не имеет своего художественного лица, что его миниатюра - искусство подражательное, неполноценное в художественном отношении. Теперь уже для большинства стало совершенно очевидно, что миниатюра Холуя не только своеобразное искусство, имеющее большие перспективы развития, но также новаторское искусство.

Подобно палехской и мстерской миниатюре на изделиях из папье-маше искусство современного Холуя ведет свое происхождение от местной иконописи. Ее характерными особенностями были относительно реалистическая трактовка образов, живописность манеры и многоцветность колорита.

Миниатюра Холуя имеет много общих черт с миниатюрой других родственных промыслов и, прежде всего, c искусством Палеха и Мстеры. Вместе с тем холуйской миниатюре свойствен ряд особенностей, которые выделяют ее в самостоятельный вид искусства декоративной лаковой живописи.

Тематика произведений холуйских мастеров мало отличается от тематики миниатюр остальных центров в лаковой живописи. Мастера Холуя работают примерно над тем же кругом сюжетов, апробированных в лаках с точки зрения их соответствия возможностям декоративного решения в миниатюре на папье-маше. Однако в своей творческой деятельности холуйцы больше внимания уделяют исторической тематике, нежели сказочной и былинной, что объясняется тяготением мастеров Холуя к конкретно-реальному воспроизведению явлений действительности. Среди работ, написанных на темы современности 30-х годов 20 века, преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни. Сказочная и литературная тематика в Холуе представлена значительно уже, чем в Палехе и Мстере. Из миниатюр, написанных на литературные темы, большая часть посвящена произведениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также русскому эпосу "Слово о полку Игореве". В виде самостоятельного жанра в Холуе получает развитие декоративный пейзаж.



В Холуе, как и в других очагах лаковой миниатюры, наблюдается большое тяготение мастеров к повествовательности, занимательному рассказу. Так, наряду с односюжетными миниатюрами, написанными на крышках шкатулок, распространены многосюжетные, или многоклеймные, в которых посредством условно-единого пейзажа объединяются различные моменты, посвященные какой-либо одной теме, например, различные сюжеты из одного литературного произведения или же несколько произведений, принадлежащих перу одного автора ("Боярин Орша", "Лермонтов и его произведения"), а также взаимно дополняющие одна другую композиции, выполненные на поверхности многосторонних шкатулок и ларцов. Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет мастерам при наличии ограниченной выразительности лиц и рук изображаемых персонажей полнее и глубже раскрывать избранную тему. Кроме того, многосюжетная, или многоклеймная, композиция удерживает мастеров при росписи крупных поверхностей от нарушения допустимых в миниатюре масштабов и принципов решения.

Пространство в холуйской миниатюре строится кулисами и ярусами ("Вещий Олег", "Лермонтов"). Предметы з холуйских миниатюрах располагаются не один за другим, а один над другим. Сила цвета задних планов в миниатюре значительно интенсивней, чем в живописи, благодаря чему предметы, находящиеся сзади, приближаются к предметам переднего плана. Нарушение правил перспективы вызвано необходимостью сохранения поверхности вещи и тем самым достижения цельности всего художественного произведения.

Относительная конкретность и доходчивость художественного языка, говорящего формами и цветом, приближающимися к реальной действительности, - одна из отличительных черт холуйской миниатюрной живописи.

Стремление холуйских мастеров к конкретизации изображаемого можно наблюдать как в рисунке, так и в колорите их миниатюр. Приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям, а колорит к естественной окраске предметов, мастера в то же время сохраняют необходимую степень декоративной условности, сообщающей их творениям поэтическую приподнятость.

Цветовая гамма холуйских миниатюр построена в одном из двух ключей - теплого, с преобладанием песочно-оранжевого тона и холодного сине-зеленого, оживленного контрастами дополнительных тонов. Золото и серебро применяются только при изображении блестящих металлических предметов или узоров.Орнамент в Холуе сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма.

Советская эпоха диктовала свои требования к искусству. Необходимо было соответствовать требованиям "соцреализма". Работая над современной темой, холуйский мастер должен был не только отобрать и обобщить материал действительности, необходимый ему для создания художественного образа, но также найти заново большую часть средств художественного выражения, так как многие из традиционных декоративно-условных приемов холуйской миниатюры не могут быть здесь использованы с такой же свободой и полнотой, как при решении образов сказки.

Основы холуйской миниатюры были заложены тремя старейшими мастерами промысла - С.А. Мокиным, К.В. Костериным и В.Д. Пузановым, сыгравшими огромную роль в (сложении стиля Холуя. Имея в своем творчестве много общих черт, они в то и тоже время сильно отличались в индивидуальной художественной манере.

В советское время расширяется круг тематики. В миниатюрах находит отражение народная сказка, красивый местный пейзаж не только как фон, но и как самостоятельный жанр. Значительно больше внимания, чем прежде, холуйские художники уделяют изображению фигур в движении, которое становится разнообразнее и убедительнее, что очень важно в миниатюре, которая многие душевные состояния человека передает не через выражение его лица, а посредством движения фигур и ритма в окружающем его пейзаже или обстановке. Конкретизируется место и время действия, индивидуализируются персонажи. Все большее и большее значение в сюжетно-драматических миниатюрах приобретает пейзаж, играющий значительную роль в создании того или иного настроения, отвечающего содержанию миниатюры. Вводятся все новые и новые мотивы, не изображавшиеся до сих пор в холуйской миниатюре (различные деревья, растения, архитектура и проч.). Обогащаются композиционные приемы и колорит, хотя в отдельных случаях художникам все еще не удается достичь подлинной гармонии в том и другом. Вырабатываются яркие, индивидуальные манеры у мастеров молодого поколения.

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.

Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами- иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен здесь с XVI в. И в таком случае Холуй был самым древним из них.

Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.

В настоящее время хо́луйская миниатюравид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.

Роспись «Пастушок»

Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области на базе местного иконописного промысла. Сначала это был филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство», а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Технология изготовления изделий из папье-маше в Холуе

Подробно об этом процессе мы рассказали в статье «Процесс производства федоскинской шкатулки» . Эта технология была заимствована Холуем, Мстёрой и Палехом оттуда.

В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами . Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.

Роспись

Роспись «Первый снег»

Холуйская миниатюрная роспись выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.

Темперу используют и другие промыслы лаковой миниатюры, кроме федоскинского и хохломского – там расписывают масляными красками.

Круглая шкатулка «Пастушок»

В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж.

Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.

Иконопись

Государственный музей холуйского искусства (создан в 1959 г.)

Возрождается искусство иконописи. Но иконописная манера Холуя всегда отличалась своеобразием. Холуйцы легко отступали от строгих канонов иконописи и вносили в изображения черты народного лубка, хотя здесь в большей мере, чем в мстёрских и палехских работах, проявляются глубинные народные традиции владимиро-суздальского письма XIV в. Это выражается в лаконизме и образности, в подчёркнутой монументальности композиции. Царский указ 1667 г. гласил, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Основу композиции Холуйского музея составляют иконы холуйского письма. Музей располагает также уникальной коллекцией вышивки с XIX в. по настоящее время.

Особенности холуйской миниатюры

Тарелка «Снегурочка»

Главное отличие холуйской миниатюры было заложено с самого начала: для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Ещё одно главное отличие холуйской живописи – использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов.

Село Холуй, родина знаменитой лаковой миниатюры и иконописи, – одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км. от Москвы, в настоящее время село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.

Холуем на Руси назывались плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй.

Также С.В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово "холуй" сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В 1546 году появились первые исторические записи о Холуе: «…у них у новыя соли на Холуе, в ряполовоском стародубе, варницы и трубы и дворы» – упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича. С этого времени зарождается местное искусство традиционной иконописи, расцветшее в XVII веке. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон, царь Алексей Михайлович в одном из своих указов запрещал эту неканоничность. С 1930-х годов иконопись вытеснена лаковой миниатюрой. (Википедия)

С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. – Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.


"М о р о з к о"

"Сказка о спящей царевне"


"Серебряное копытце"


"Жар-птица" (Кротов В.А.)

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.

"Лель" (Бабурин Н.И.)

На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

"Перо жар-птицы" (Бабурин Н.И.)

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт.

"Серебряное копытце" (Каморин А.А.)

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

"Спас Вседержитель" (Харчев В.Ф.)

Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя.

"Жар-птица"

Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры.

"Три девицы (брошь)" (Стариков Н.В.)

Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.


"Журавлик" (Харчев В.Ф.)

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

"Кирибеевич"

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.


"Сивка-бурка"

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

"М о р о з к о"

Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

"М о р о з к о"

"Снегурочка"

"Никита Кожемяка"

"По сказке Конек-горбунок"

"По щучьему велению"

"Подарок хозяйки медной горы"

"Прощание Руслана с Ратмиром"


"Руслан и живая голова"

"Садко-гусляр"