Художник пабло пикассо биография. Пабло Пикассо - биография, личная жизнь художника: Я умру, никогда никого не полюбив. Пабло Пикассо: произведения «розового» периода

8 апреля 1973 года не стало знаменитого испанского и французского деятеля искусства Пабло Пикассо .

Фамилия

Пикассо родился 25 октября 1881 года в семье учителя рисования. Отец с раннего детства приобщал сына к искусству. По легенде, отец Пикассо был столь поражен техникой мальчика, что однажды воскликнул: «Теперь я навсегда бросаю живопись!» Пикассо получил две фамилии, от обоих родителей, но известность приобрел под фамилией матери, отец которой был итальянцем, эмигрировавшим в Испанию. Поскольку Пикассо большой период своей жизни провел во Франции, его фамилию в России часто произносят с ударением на последнюю гласную, хотя в действительности нужно произносить с ударением на «а».

Пабло Пикассо. Автопортрет

Самый популярный

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, считавшаяся лучшей в Испании, исключительно стесняла юного мастера своим академизмом, поэтому он оставил учебу и стал самостоятельно изучать творчество великих художников. Собственное творчество Пикассо вскоре перевернуло представление об искусстве. Согласно экспертным оценкам Пабло Пикассо является самым «дорогим» в мире художником. Среди похитителей картины мастера наиболее желанны. И это не просто так. По опросам, проведенным в 2009 году газетой The Times, Пабло Пикассо - лучший из художников, живших в последние 100 лет. За 91 год жизни он создал более 20 тысяч работ. Первая выставка Пикассо состоялась в Барселоне, когда художнику было 17 лет.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы

Творчество

Пабло Пикассо считается родоначальником кубизма, а его полотно «Авиньонские девицы» 1907 года называют отправной точкой современного искусства. Пребывая в постоянном поиске новых форм художественной выразительности, он говорил, что самое опасное для успешного творца - начать копировать себя самого, потому что это приводит к творческой бесплодности. Работа над декорациями для свела Пикассо с его первой женой, русской балериной Ольгой Хохловой. В ходе Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов немецко-фашистская авиация почти стерла с лица земли тихий и мирный городок Герника, известный своими редчайшими памятниками старинной культуры. Пикассо был настолько поражен такой дикостью, что создал 8-метровое полотно «Герника». В годы Второй мировой войны в оккупированном Париже гестаповцы задали художнику вопрос, он ли сделал «Гернику». Тот ответил: «Нет, это сделали вы». Великий гений умер от остановки сердца, случившейся на фоне воспаления легких. К тому моменту он обладал мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.

Пикассо Пабло (25.10.1881-08.04.1973) – испанский художник, график, скульптор, керамист. Внес серьезный вклад в развитие изобразительного искусства, один из основоположников кубизма. Является автором неподдающегося счету работ, которые лидируют по своей стоимости и чаще других подвергаются похищению.

Юные годы

Пабло родился в провинциальном испанском городе Малага, позже семья перебралась в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что отцовская ему казалась слишком простой. Пикассо был убежден, что стремление творить передала ему мать, рассказывавшая ему сказки, основываясь на пережитых за прошедший день впечатлениях.

Мальчик пошел по стопам отца Хосе Руиса, который был художником, и с семилетнего возраста стал осваивать технику рисования, дописывая картины Хосе. Первая собственная работа «Пикадор», написанная в 8 лет, которую он бережно хранил всю жизнь. Когда Пабло было тринадцать, ему доверили дорисовать большую часть натюрморта. Существует версия, что отец мальчика, увидев результат, бросил изобразительное искусство.

За неделю Пикассо подготовился к вступительным экзаменам в Академию художеств в Барселоне и с легкостью прошел их, несмотря на слишком малый возраст. В те времена лучшая школа искусств находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы сын учился именно там. В 1897 году Пабло перебрался в столицу. Его больше интересовал опыт художников, а не классические лекции, которые навевали на юношу тоску. Он изучал работы в музеях, впервые посетил Париж.

Спустя год Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. В одноименном кафе в 1900 году состоялись его первые выставки. Здесь же он познакомился со своими приятелями Х. Сабартесом и К. Касахемасом, ставшими впоследствии героями его работ.

Творчество художника было продуктивным и всегда находилось в состоянии развития. Поэтому его творческую жизнь принято рассматривать по периодам.

Голубой и розовый периоды (1901-1906)

Художник стал совершать поездки в Париж, где изучал импрессионизм. В те годы он сталкивался с трудностями. Покончил с собой его друг Карлос Касахемас, из-за чего Пикассо сильно переживал. Работы до 1904 года относят к «голубому периоду». Тогда стиль художника характеризовался печальными образами, тематикой нищеты и смерти. Его персонажами были алкоголики, падшие женщины, слепцы и нищие. В цветовой палитре преобладали голубые оттенки. К работам того времени относятся «Женщина с шиньоном», «Любительница абсента», «Свидание», «Трагедия» и др.

С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Тематика сменяется на театрально-цирковую, а героями картин становятся странствующие артисты. В жизни художника появляется модель Фернанда Ольвье, которая сильно повлияла на биографию Пабло Пикассо и стала его вдохновителем. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др.


«Семья комедиантов» (1905) – существует предположение, что на полотне изображены люди из окружения художника

Переход к кубизму

Если на ранних этапах Пикассо экспериментировал с цветами, передачей на холст эмоций, то после 1906 года он стал изучать форму, интересоваться скульптурой, африканской культурой, коллекционировать ритуальные маски. Ему стало неинтересно рисовать конкретного человека, Пабло привлекали формы и структура, их искажения. Первая работа нового стиля ¬– «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. В 1907 году он познакомился с Жоржем Браком, вместе с которым они становятся авторами совершенно нового направления – кубизма.

Поначалу работы Пикассо нового периода были в коричнево-зеленоватых тонах, несколько размытыми, изображение состояла из простых форм («Три женщины», «Женщина с веером», «Бидон и миски»). В 1909-1910 годах предмет изображается состоящим из более мелких частей с четким разделением («Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера»). Далее на картинах появляются конкретные предметы, натюрморты, стиль коллажа («Бутылка перно», «Скрипка и гитара»).

«Портрет Воллара» (1910) автор считал лучшим кубистическим портретом. Картины Пикассо начинают неплохо продаваться, несмотря на отрицание кубизма большинством. К 1909 году материальное положение Пабло улучшается, и он перебирается в большую мастерскую.

Период кубизма заканчивается с наступлением Первой мировой войны, когда ему пришлось расстаться со многими единомышленниками, в том числе с Ж. Браком. Но отдельные приемы кубистического стиля Пикассо еще долго будет использовать в своих работах.

Русский балет и сюрреализм

В 1916 году Пикассо предложили принять участие в постановке русского балета С. Дягилева. Эта идея увлекла художника, вместе с балетной труппой он едет в Рим, где занимается декорациями и эскизами костюмов. Там он встречает балерину Ольгу Хохлову, на которой женится в Париже в 1918 году. В 1921 году появляется на свет их сын. В то же время художник несколько меняет стиль, в работах появляются светлые тона («Купальщицы», «Портрет Ольги в кресле»).

С 1925 года в семейной жизни и творческой деятельности художника начинается сложный период, сочетающийся с влиянием сюрреалистических настроений. В его картинах прослеживаются признаки агрессии, абсурда, истерии, рваные образы («Женщина в кресле», «Сидящая купальщица»). В 1932 году он встречает Марию-Терезу Вальтер, которая становится его моделью, рожает ему дочь. Пикассо создает скульптуры («Лежащая женщина», «Конструкция» и др.).

Война и послевоенное время

В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).

В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.

Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.


Пикассо с супругой Ж. Рок – фото, представленное на выставке «Пикассо и Жаклин» в Нью-Йорке

Последние годы художника

На закате жизни для Пикассо были характерны разноплановые работы, однако, как и всегда, лидировали женские образы. Его последней музой была до конца верная художнику жена. Жаклин ухаживала за ним до последних дней, когда он ослеп, почти не слышал и был очень болен. Умер Пикассо во французском городе Мужене, похоронен у своего замка Вовенарг.

Еще при жизни художника его другом в 1963 году был создан музей с работами Пикассо в Барселоне, теперь он занимает пять особняков и насчитывает более 3,5 тысячи экспонатов. В 1985 году начал работу парижский музей Пикассо, в 2003 – музей в Малаге. Художник оказал сильнейшее влияние на культуру своего времени.

Любопытные факты

  • Начиная свое творчество в нищенстве, великий художник умер мультимиллионером.
  • Работа «Алжирские женщины» ушла с нью-йоркского аукциона за 179 миллионов долларов в 2015 году. Более дорогой картины не было еще продано ни на одном аукционе мира.
  • По оценкам экспертов Пикассо создал более двадцати тысяч работ.
  • Автомобильная компания Citroen назвала именем художника несколько моделей машин.
  • Младшая дочь Пикассо Палома является дизайнером в транснациональной ювелирной компании Tiffany.
  • После смерти Пабло Пикассо ушли из жизни и несколько его близких: внук от первой жены в день похорон художника выпил хлорку из-за запрета присутствовать на церемонии; в 1975 году умер сын Поль от цирроза; в 1977 году покончила с собой Мария-Тереза Вальтер; в 1986 году – вдова Пикассо Жаклин.

Художник Пабло Пикассо родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса в 1881 году. Хосе Руис увлекался живописью, но как только понял, что в семье растет гений, отдал кисти и краски юному Пабло и стал его первым учителем. В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую академию художеств, затем - в академию "Сан-Фернандо" в Мадриде.

После учебы Пабло Пикассо переезжает в Париж. Именно во Франции испанский художник написал свои лучшие работы. Творческая биография Пабло Пикассо разделяется на несколько этапов.

Голубой период . Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои - старики, бедные матери и дети. Сам художник в это время беден и несчастен.

Розовый период . Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые тона. В этом период в жизни Пабло Пикассо появляется Фернанда Оливье - возлюбленная и муза.

Африканский период . Отход от изображения конкретного человека, появляются африканские мотивы.

Кубизм . Предметы, изображенные на картинах, как бы построены из кубиков. Искусствоведы не приняли кубизма, но картины замечательно продаются.

Неоклассицизм . Цвета становятся ярче, образы - четче. Первая женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына.

Сюрреализм . Четкий отпечаток на творчестве семейных проблем: серия портретов женщины. Новая любовь, рождение дочери. Увлечение скульптурой.

Пабло Пикассо: художник, миллионер, долгожитель.

После войны Пабло Пикассо встречает Франсуазу Жило, у них рождается двое детей. Франсуаза - "женщина-цветок" в творческой и личной судьбе художника. В 1949 году Пабло Пикассо создал знаменитого "Голубя мира".

В 80 лет Пикассо женится на Жаклин Рок, которая стала его последней музой и ухаживала за ним вплоть до самой смерти. Пабло Пикассо умер в 1973 году, прожил 92 года и создал более 80 тысяч работ.

Сайт picasso.fr Подпись Медиафайлы на Викискладе

Па́бло Ру́ис-и-Пика́ссо , полное имя - Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́ , исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso ; 25 октября (1881-10-25 ) , Малага , Испания - 8 апреля , Мужен , Франция) - испанский и французский художник , скульптор, график , театральный художник, керамист и дизайнер.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов . 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст », проданная на аукционе «Кристис » за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент .

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году , Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей .

Энциклопедичный YouTube

Биография

Детство и годы обучения

Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей : отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано ) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя . В доме на малагской площади Мерсед , где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор» , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Впоследствии семья перебралась в Барселону , и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбрал фамилию матери - Picasso .

«Голубой» и «розовый» периоды

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Дягилев остался чрезвычайно доволен произведённым эффектом. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки » Мануэля де Фальи , ). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нём интерес к декоративизму и театральности сюжетов .

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой , которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Пауло (4 февраля 1921 года).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - всё это отчасти объясняет возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).

Сюрреализм

После войны

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945-1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб , ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе ; увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа . В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся . Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года; в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт » . В этом же году Пикассо встречается с Жаклин Рок , которая в 1958 году станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо ».

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950); «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960).

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.

В СССР

Для художников-соцреалистов - академиков , членов правления МОССХа - Пикассо был, пожалуй, главным врагом. С одной стороны - коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир, и трогать его было опасно; с другой… Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист », с этим еще можно было примириться, главное - он был великий мастер, и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Для тренированного глаза это было видно с первого взгляда, для нетренированного - со второго. Примириться с этим было невозможно, и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.

Семья

Пабло Пикассо был женат дважды:

  • на Ольге Хохловой (1891-1955) - в 1917-1935 годах
    • сын Пауло (1921-1975)
  • на Жаклин Рок (1927-1986) - в 1961-1973 годах, детей нет, вдова Пикассо, покончила жизнь самоубийством
    • приемная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952)

Кроме того, он имел внебрачных детей:

  • от Мари-Терез Вальтер :
    • дочь Майя (род. 1935)
  • от Франсуазы Жило (род. 1921):
    • сын Клод (род. 1947)
    • дочь Палома (род. 1949) - французский дизайнер

Награды

  • Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» ().

Память

  • Музей Пикассо был открыт в Барселоне . В 1960 году близкий друг и помощник Пикассо Хайме Сабартес и Гуаль принимает решение пожертвовать свою коллекцию работ Пикассо и организовать музей Пикассо. 9 мая 1963 года в готическом дворце Беренгер де Агилар открылся музей под названием «Коллекция Сабартеса». Музей Пикассо занимает пять особняков на улице Монткада-Мека, Беренгер-д’Агилар, Маури, Финестрес и Баро-де-Кастельет. В основе музея, открывшегося в 1968 году, была коллекция друга Пикассо Хайме Сабартеса. После смерти Сабартеса, Пикассо в знак своей любви к городу и в дополнении к огромному завещанию Сабартеса, в 1970 году отдал в музей около 2450 работ (полотен, гравюр и рисунков), 141 работу из керамики. Более 3500 работ Пикассо составляют постоянную коллекцию музея.
  • В 1985 году музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). В 2003 году Музей Пикассо был открыт в его родном городе Малаге .
  • Его роль в фильме Джеймса Айвори «Прожить жизнь с Пикассо » (1996]) сыграл Энтони Хопкинс .
  • Именем Пикассо названо несколько моделей автомобилей компании Citroën .

В филателии

  • Почтовые марки СССР
  • Факты

    • В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48,4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Сделка не состоялась, так как Винн, страдающий заболеванием глаз и плохо видящий, неловко повернулся и проткнул холст локтем. Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис », где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов. Согласно сообщению агентства Bloomberg , на тот момент это была максимальная сумма, выплаченная за произведение искусства американским коллекционером.
    • Весной 2015 года картина Пикассо «Алжирские женщины» (фр. Les Femmes d"Algers ) была продана в Нью-Йорке за 179 млн долларов, став самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.

    Пикассо в кинематографе

    Год Страна Название Режиссёр В роли Пикассо Примечание
    Франция Франция Таинство Пикассо Анри-Жорж Клузо Камео Документальный фильм
    Франция Франция Завещание Орфея Жан Кокто Камео
    Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон Йоста Экман (англ.) русск. Сюрреалистическая сага о жизни Пикассо
    США США Прожить жизнь с Пикассо Джеймс Айвори Энтони Хопкинс Художественный фильм по мотивам книги Арианны Стассинопулос Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель»
    США США
    Великобритания Великобритания
    Германия Германия
    Румыния Румыния
    Франция Франция
    Италия Италия
    Модильяни Мик Дэвис Омид Джалили Художественный фильм
    США США
    Испания Испания
    Полночь в Париже Вуди Аллен Марсьяль Ди Фонсо Бо Художественный фильм
    Россия Россия Глаз Божий Иван Скворцов
    Сергей Нурмамед
    Пётр Налич
    Владимир Познер
    Телевизионный проект Леонида Парфёнова

    Периодизация

    Перечень картин, написанных Пикассо, соответственно периодам его творчества.

    Ранний период

    «Пикадор», 1889 г.
    «Первое причастие», 1895-1896 гг.
    «Босоногая девочка. Фрагмент», 1895 г.
    «Автопортрет», 1896 г.
    «Портрет матери художника», 1896 г.
    «Знание и милосердие», 1897 г.
    «Матадор Луис Мигель Доминген», 1897 г.
    «Лола, сестра Пикассо», 1899 г.
    «Испанская пара перед гостиницей», 1900 г.

    «Голубой» период

    «Любительница абсента», 1901 г.
    «Склонившийся Арлекин», 1901 г.
    «Женщина с шиньоном», 1901 г.
    «Смерть Касагемаса», 1901 г.
    «Автопортрет в голубой период», 1901 г.
    «Портрет торговца картинами Педро Манача», 1901 г.
    «Женщина в голубой шляпе», 1901 г.
    «Женщина с сигаретой», 1901 г.
    «Гурман», 1901 г.
    «Абсент», 1901 г.
    «Свидание (Две сестры)», 1902 г.
    «Голова женщины», 1902-1903 гг.
    «Старый гитарист», 1903 г.
    «Завтрак слепого», 1903 г.
    «Жизнь», 1903 г.
    «Трагедия», 1903 г.
    «Портрет Солера», 1903 г.
    «Нищий старик с мальчиком », 1903 г.
    «Аскет», 1903 г.
    «Женщина с вороной», 1904 г.
    «Каталонский скульптор Маноло (Мануэль Хуго)», 1904 г.
    «Гладильщица», 1904 г.

    «Розовый» период

    «Девочка на шаре », 1905 г.
    «В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом», 1905 г.
    «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
    «Акробаты (Мать и сын)», 1905 г.
    «Девушка в сорочке», 1905 г.
    «Семейство комедиантов», 1905 г.
    «Два брата», 1905 г.
    «Два юноши», 1905 г.
    «Акробат и молодой Арлекин», 1905 г.
    «Фокусник и натюрморт», 1905 г.
    «Дама с веером», 1905 г.
    «Девочка с козлом», 1906 г.
    «Крестьяне. Композиция», 1906 г.
    «Обнажённый юноша», 1906 г.
    «Стеклянная посуда», 1906 г.
    «Мальчик, ведущий лошадь», 1906 г.
    «Туалет», 1906 г.
    «Стрижка», 1906 г.
    «Автопортрет с палитрой», 1906 г.

    «Африканский» период

    «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
    «Авиньонские девицы », 1907 г.
    «Автопортрет», 1907 г.
    «Обнажённая женщина (погрудное изображение)», 1907 г.
    «Танец с покрывалами», 1907 г.
    «Голова женщины», 1907 г.
    «Голова мужчины», 1907 г.

    Кубизм

    «Сидящая женщина», 1908 г.
    «Дружба», 1908 г.
    «Зелёная миска и чёрная бутылка», 1908 г.
    «Горшок, бокал и книга», 1908 г.
    «Бидон и миски», 1908 г.
    «Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой», 1908 г.
    «Фермерша», 1908 г.
    «Дриада», 1908 г.
    «Три женщины», 1908 г.
    «Женщина с веером», 1908 г.
    «Две обнажённые фигуры», 1908 г.
    «Купание», 1908 г.
    «Букет цветов в сером кувшине», 1908 г.
    «Портрет Фернарды Оливье», 1909 г.
    «Хлеб и ваза с фруктами на столе», 1909 г.
    «Женщина с мандолиной», 1909 г.
    «Мужчина со скрещенными руками», 1909 г.
    «Женщина с веером», 1909 г.
    «Обнажённая», 1909 г.
    «Ваза, фрукты и бокал», 1909 г.
    «Молодая дама», 1909 г.
    «Завод в Хорта де Сан Хуан», 1909 г.
    «Обнажённая», 1910 г.
    «Портрет Даниэла-Генри Кавейлера», 1912 г.
    «Натюрморт с плетёным стулом», 1911-1912 г.
    «Скрипка», 1912 г.
    «Обнажённая, Я люблю Еву», 1912 г.
    «Ресторан: Индейка с трюфелями и вином», 1912 г.
    «Бутылка перно (столик в кафе)», 1912 г.
    «Музыкальные инструменты», 1912 г.
    «Харчевня (Ветчина)», 1912 г.
    «Скрипка и гитара», 1913 г.
    «Кларнет и скрипка», 1913 г.
    «Гитара», 1913 г.
    «Картёжник», 1913-1914 г.
    «Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша», 1913-1914 г.
    «Ваза для фруктов и гроздь винограда», 1914 г.
    «Портрет Амбруаза Воллара », 1915 г.
    «Арлекин», 1915 г.
    «Полишенель с гитарой перед занавесом», 1919 г.
    «Три музыканта или музыканты в масках», 1921 г.
    «Три музыканта», 1921 г.
    «Натюрморт с гитарой», 1921 г

    .

    «Классический» период

    «Портрет Ольги в кресле», 1917 г.
    «Эскиз постановки для балета „Парад“», 1917 г.
    «Арлекин с гитарой», 1917 г.
    «Пьеро», 1918 г.
    «Купальщицы», 1918 г.
    «Натюрморт», 1918 г.
    «Натюрморт с кувшином и яблоками», 1919 г.
    «Натюрморт», 1919 г.
    «Спящие крестьяне», 1919 г.
    «Гитара, бутылка, ваза с фруктами и бокал на столе», 1919 г.
    «Три танцовщицы», 1919-1920 г.
    «Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919-1920 г.
    «Хуан-ле-Пэн», 1920 г.
    «Портрет Игоря Стравинского», 1920 г.
    «Чтение письма», 1921 г.
    «Мать и ребёнок», 1922 г.
    «Женщины, бегущие по пляжу», 1922 г.
    «Классическая голова», 1922 г.
    «Портрет Ольги Пикассо», 1922-1923 г.
    «Деревенский танец», 1922-1923 г.
    «Детский портрет Поля Пикассо», 1923 г.
    «Любовники», 1923 г.
    «Свирель Пана», 1923 г.
    «Сидящий Арлекин», 1923 г.
    «Мадам Ольга Пикассо», 1923 г.
    «Мать Пикассо», 1923 г.
    «Ольга Хохлова, первая жена Пикассо», 1923 г.
    «Поль в костюме Арлекина», 1924 г.
    «Поль в костюме Пьеро», 1925 г.
    «Три грации», 1925 г.

    Сюрреализм

    «Танец», 1925 г.
    «Купальщица, открывающая кабинку», 1928 г.

    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая в кресле», 1929 г.
    «Акробат», 1930 г.
    «Распятие», 1930 г.
    «Фигуры на пляже», 1931 г.
    «Девушка, бросающая камень», 1931 г.
    «Обнажённая и натюрморт», 1931 г.
    «Сон», 1932 г. (картина «Le Rêve» упомянута выше в «Интересных Фактах»)
    «Обнажённая в кресле», 1932 г.
    «Натюрморт - бюст, чаша и палитра», 1932 г.
    «Женщина с цветком», 1932 г.

    Война. Герни́ка

    «Герни́ка », 1937 г.
    «Плачущая женщина», 1937 г.
    «Раненая птица и кот», 1938 г.
    «Ночная рыбалка на Антибах», 1939 г.
    «Натюрморт с бычьим черепом», 1942 г.
    «Склеп», 1944-1945 гг.
    «Натюрморт», 1945 г.

    После войны

    «Портрет Франсуазы», 1946 г.
    «Женщина в кресле I», 1948 г.
    «Клод, сын Пикассо», 1948 г.
    «Женщина с зелёными волосами», 1949 г.
    «Палома и Клод, дети Пикассо», 1950 г.
    «Палома с целлулоидной рыбой», 1950 г
    «Франсуаза Жило с Клодом и Паломой», 1951 г.
    «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
    «Рыцарь, паж и монах», 1951 г.
    «Портрет Сильветт», 1954 г.

    Поздние работы

    «Жаклин с цветами». 1954 г. Холст, масло. 116x88,5 см.
    «Жаклин Рок», 1954 г.
    «Жаклин Рок», 1955 г.
    «Жаклин в турецком костюме». 1955 г. Холст, масло
    «Алжирские женщины. По Делакруа». 1955 г. Холст, масло. 114х146 см
    «Палома Пикассо», 1956 г.
    «Мастерская „Калифорнии“ в Каннах», 1956 г.
    «Жаклин в студии», 1956 г.
    «Голуби», 1957 г.
    «Менины. По Веласкесу», 1957 г. Холст, масло. 194x260 см.
    «Жаклин Рок», 1957 г.
    «Жаклин в студии». 1957 г. Холст, масло
    «Король Минотавров», 1958 г.
    «Монолитная обнажённая», 1958 г.
    «Обнажённая в кресле», 1959 г.
    «Обнажённая в кресле с бутылкой воды Эвиан, стаканом и туфлями», 1959 г.
    «Жаклин де Вовенарг», 1959 г.
    «Вовенарг в дождь», 1959 г. Холст, масло.
    «El Bobo», 1959 г.
    «Обнажённая королева амазонок со служанкой», 1960 г.
    «Жаклин», 1960 г.
    «Портрет сидящей женщины», 1960 г.
    «Завтрак на траве. По Мане», 1960 г., август. Холст, масло. 129х195 см. Музей Пикассо, Париж.
    «Завтрак на траве. По Мане», 1961 г.
    «Женщина», 1961 г.
    «Насилие над Сабинианками» («Похищение сабинянок»), 1962-1963 гг. Холст, масло.
    «Художник и модель», 1963 г.
    «Обнажённая, сидящая в кресле 2», 1965 г.
    «Обнажённые мужчина и женщина», 1965 г.
    «Серенада», 1965 г.
    «Писающая», 1965 г.
    «Мужчина, мать и ребёнок II», 1965 г.
    «Портрет Жаклин», 1965 г.
    «Сидящий мужчина (Автопортрет)», 1965 г.
    «Спящая», 1965 г.
    «Художник и модель», 1965 г.
    «Рисующая обнажённая в кресле», 1965 г.
    «Бюст бородатого мужчины», 1965 г.
    «Серенада», 1965 г.
    «Голова мужчины», 1965 г.
    «Обнажённая, сидящая в кресле 1», 1965 г.
    «Кошка и омар», 1965 г.
    «Пейзаж. Мужен. 1», 1965 г.
    «Модель в ателье 3», 1965 г.
    «Сидящая обнажённая женщина», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Художник в шляпе», 1965 г.
    «Модель в ателье 1», 1965 г.
    «Голова бородатого мужчины», 1965 г.
    «Бюст мужчины», 1965 г.
    «Подруги», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Модель в ателье 3», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Омар и кошка», 1965 г.
    «Два обнажённых мужчины и сидящий ребёнок», 1965 г.
    «Наездники в цирке». 1967 г. Холст, масло
    «Мушкетёр». 1967 г. Холст, масло 81x65 см
    «Бюст матадора 1», 1970 г.
    «Бюст женщины 1», 1970 г.
    «Мужчина с усами», 1970 г.
    «Бюст женщины 2», 1970 г.
    «Голова мужчины 2», 1970 г.
    «Персонаж», 1970 г.
    «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
    «Объятия», 1970 г.
    «Портрет мужчины в серой шляпе», 1970 г.
    «Голова Арлекина», 1971 г.
    «Двое», 1973 г.

    См. также

    • Красноморский ринекант Пикассо (англ. Arabian Picasso triggerfish ) - рыба, названная в честь Пикассо

    Примечания

    1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118594206 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
    2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    3. Benezit Dictionary of Artists - 2006. - ISBN 978-0-19-977378-7 , 978-0-19-989991-3
    4. Пикассо Пабло // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1975. - Т. 19: Отоми - Пластырь. - С. 527–528.
    5. http://www.famousbirthdays.com/people/pablo-picasso.html
    6. Пикассо / В. А. Крючкова // Перу - Полуприцеп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. - С. 192. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 26). - ISBN 978-5-85270-363-7 .
    7. Валгина Н. С.

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г