Игровая деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей в старшей группе детского сада

Воспитатель ГБ ДОУ № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Смирнова М.Н.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» .

А.М. Горький

Поддержка инициативы детей, равно как и индивидуализация дошкольного образования – одни из ведущих принципов согласно ФГОС, помогают интегрированному развитию личности детей. Поэтому детская инициатива рассматривается, как основа развития познания, деятельности, коммуникации. Всё это как раз и находит отражение в детской игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой - должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Важным аспектом при этом является развитие творческого потенциала детей, что особенно проявляется при обучении детей сюжетно-ролевой игре, творческим играм.

Всё это способствует развитию творческого воображения ребят, работает при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений. В значительной степени вышеперечисленные моменты определяют выбор и предпочтение тематики игр, ролей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, т.к. в этих играх дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому творческая игра является важным средством воспитания.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра - это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить ними контакт.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Важно, чтобы педагог умел, не нарушая замыслов детей, успешно вмешиваться в ход игры, чтобы сделать игру увлекательной и полезной.

Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет свои личные качества. Поэтому роли могут быть одинаковые, но игровые персонажи всегда индивидуальны.

Например, игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена, естественно, ведь семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родителям дети подражают в первую очередь. Наблюдая ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в его семье, об их обращении с детьми. В игре ребёнка получает отражение и жизнь детского сада, разные радостные события – спектакли, праздники.

Через игру проявляется интерес детей к разным профессиям. При этом воспитатель младшей группы прямо организует игры, ведь дети должны учиться комбинировать имеющиеся у них представления, чтобы выразить свои мысли и чувства. Воспитатель принимает участие в игре, чтобы влиять своим примером на детей, прививать им навыки совместной игры, общения с игрушками. Предлагать готовые планы игр – значит подавлять творческое воображение детей, их воображение, самостоятельность, непосредственность. И К.Д. Ушинский, и А.С. Макаренко рассматривали игру, как самостоятельную творческую деятельность детей.

Единственно правильный способ влияния взрослых на игру – создание интереса к тому или иному событию жизни через воображение и чувства детей.

Опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то, чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Немало, однако, трудностей могут возникнуть у педагога с робкими, нерешительными детьми – важно помочь детям найти «свою» роль, помочь раскрыть их творческий потенциал. Важно, также уметь предостеречь детей от подражания дурному, случайно увиденному. В равной степени сложно бывает педагогу и с чересчур активными, возбудимыми воспитанниками. Часто ему приходится решать в игре спорные моменты, приводить к взаимному согласию стороны ролевые, предлагая варианты приемлемых для всех решений: вариантность ролей, например. Привлечение детей к коллективным играм не должно исключать давать детям возможность играть в одиночку. Ведь возбудимые дети, например, устают часто от общества сверстников.

Для развития самостоятельной творческой инициативы очень важно приобщить детей к совместной деятельности по созданию предметно-развивающей среды. У нас в группе с этой целью был реализован проект «Создание игрушки из бросового материала» .

Целью проекта было: в первую очередь, развитие художественно-эстетической деятельности, обогащение предметно-игровой среды группы, приобщение родителей к поддержке детской творческой инициативы в виде выполнения домашнего задания с детьми по созданию игрушки из бросового материала. В качестве предварительной работы было чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса» , «Рукавичка» , последующее описание характеров персонажей сказок с элементами театрализации, обсуждение сюжетных моментов сказки.

Дети с удовольствием делали своих заек (индивидуальные работы) и лисичек и других зверюшек (по своей инициативе в свободное время вместе с воспитателем) на основе предложенных заготовок в технике аппликации, затем подрисовывали им детали мордочек – глазки, рот и усы. Им хотелось, в том числе, подчеркнуть половую принадлежность игрушки. Так, мальчики клеили бантики-бабочки на свои игрушки, а девочки – бантики-хвостики – на свои.

Недостающих к сказкам героев зверюшек дети мастерили с родителями дома.

В принципе не было заявлено ограничение на самодеятельность родителей в этом проекте. Поэтому на выставке итоговых работ оказались и связанные из ниток игрушки, и игрушки на основе рулончиков от туалетной бумаги. Основное условие было – создание персонажей для театрализованной деятельности, для сюжетно-ролевых игр – в данном случае, в первую очередь для игры в «Магазин игрушек» .

Нельзя забыть и о том, что совместное творчество с родителями наверняка доставило детям громадное удовольствие, а родителям дало чувство сопричастности к творческой деятельности ребёнка, c передачей опыта малышам, эмоциональной поддержки их и психологической стабильности в семье.

Безусловное поощрение всех работ и участников – обязательное завершение проектного процесса. Теперь можно было быть уверенным, что дети будут бережно относиться к новым сделанным игрушкам, потому что это результат, в первую очередь, их труда и стараний. Такие игрушки будут желанны и востребованы. И, кроме того, они принесут пользу – будут незаменимы в игре.

Итоговая и долгожданная сюжетно-ролевая игра в «Магазин игрушек» также внесла разнообразие в игровую свободную деятельность детей. Дети старались покупать именно свои игрушки, сделанные лично. При этом каждый старался побыть продавцом, постоять за окошком кассы.

Кроме того, со своей личной игрушкой теперь можно было спокойно находиться в группе, привнося её в любую игру или делая её спутником своим в течение всего игрового времени. А это оказывало ещё и положительный психологический эффект на детей.

Для каждой лексической темы в своей работе мы пытаемся предложить для детей творческое задание, в том числе домашнее, активнее подключая родителей к учебному процессу. Так взрослые воочию сами узнают на практике возможности своего ребёнка, обращая внимание на его сильные качества, опираясь на которые, можно успешнее реализовывать учебный процесс, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности в группе. Тем более, что задействовать творческую составляющую характера детей можно в любом виде деятельности. Можно помочь в этом плане и родителям, подсказывая и предлагая игры дома и на прогулке, во время поездки в транспорте, когда, например, дети вынужденно статичны, чтобы любое времяпровождение сделать занимательным и полезным. Очень интересными в этом плане мне показались подсказки для родителей издательского дома «Карапуз» серии «Человечек» («Игры на прогулке» , «Я люблю Монтессори» и др.) .

Необходимо помнить также, что неоценимо значение творческих игр и для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому успешному члену социума.

Литература:

  1. ФГОС ДО Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации. – Ст. Т. Алиевой, Г. Урадовских – ж -л «Дошкольное воспитание» , № 9. – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника» , 2015.
  3. Игры, которые лечат - А. Галанов – М.: ТЦ «Сфера» , 2001.
  4. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.
  6. 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет. – Фельдчер Ш., Либерман С. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  7. Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011.
  8. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2011.

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.

"Игра-самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте»


Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются в трудах Н.М. Аксариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной

Фрида Иосифовна Фрадкина: «Игре надо учить, особенно в раннем детстве, - об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить эталон – образец, который должен получиться в итоге его развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие».

Самостоятельная игра наряду с проведением НОД является одним из важнейших путей воспитания ребёнка. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый, у ребёнка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире.

Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).

В раннем возрасте только идет становление игры, наблюдаются первые виды самостоятельной игровой деятельности.

Игровые действия связаны с познанием окружающих объектов в процессе познавательно-ориентационной деятельности.

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметная деятельность. Именно в этот возрастной период ребенок активно начинает взаимодействовать с различными предметами.(20)

Каковы же виды самостоятельной игровой деятельности детей в раннем возрасте?

Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.

Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в группе должны находиться разнообразные предметы для рассматривания - картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок.

Игры-экспериментирования

С природными объектами (с водой, песком, камешками, палочками, семенами деревьев) под контролем взрослых;

Игра-общение (ребенок прячется, затем неожиданно выскакивает к сверстнику или взрослому, обнимая, или, наоборот, рыча, как медведь). Для ребенка это «экспериментирование» - игра, в ходе которой ребенок испытывает взрослого, его реакцию

С игрушками (калейдоскопы, трубочки и устройства для выдувания мыльных пузырей, авторские игрушки В.А. Кайе)

Сюжетно-отобразительные самодеятельные игры возникают на втором году жизни и исчезают к концу третьего года жизни. Эти игры считаются начальной ступенью в формировании сюжетно-ролевых и режиссерских игр. Сюжетно-отобразительная игра – это игра с предметами и их назначением. Игра носит сюжетный характер, а содержание отражает те действия, которые и определяют содержание сюжета. Играющий отображает бытовые действия, но воображаемую ситуацию еще сам не создает. Это делает за него взрослый («ты, как мама, варишь суп», «Ты, как водитель, крутишь руль».

Театрализованные самодеятельные игры – хорошая подготовка к будущей ролевой игре. Такая игра может быть как индивидуальной, так и совместной. Стремление ребенка наряжаться, воображая себя тем или иным персонажем, поддерживается с помощью уголков ряженья.

· Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет карандашом след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности - конструктивная и изобразительная.

· Действия с предметами - ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки: пирамидки, вкладыши) и орудийных действий с дополнительными предметами - орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т.д.).

Этапы развития игры детей раннего возраста представлены в работах Н.М.Аксариной, Ф.И.Фрадкиной.

Первый этап от 11мес. до 1г.-воспроизведение разученных действий, когда ребенок воспроизводит действия непосредственно или отсроченно на основе подражания действиям взрослых.

От 1г.3 мес. до 1г.6 мес. действия ребенка выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.

На третьем этапе скачок в развитии игры отдельные отобразительные действия.

В дальнейшем игра начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий. (Так, девочка 2 лет, увидев, как мама укладывает ее спать, в игре отображает эти действия: укладывает куклу на кровать, укрывает ее одеялом, «качает»).

И уже на седьмом этапе, на 3 году жизни преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. Возникают первые ролевые игры, когда ребенок берет на себя роль: мамы, папы, врача.

В исследованиях Е.В.Зворыгиной разработаны способы, предусматривающие такие моменты как фаза подготовки игры, количество игровых действий, использование игрушек или их заместителей.

Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка.

Самодеятельные игры возникают по собственной инициативе ребенка или группы детей. Однако это не означает спонтанности или беспричинности детской игровой инициативы. Есть целый ряд условий, необходимых для того, чтобы игра появилась в жизни ребенка и успешно развивалась.

Наиболее сложным аспектом в отношении развития детской игры всегда было руководство ею. Две крайние позиции – от полного невмешательства до жесткого руководства – отмечались неоднократно, начиная с 1930-х гг. и по наше время, и они однозначно неприемлемы.

Научить ребенка играть может только носитель игрового опыта, игровой культуры, в совместной деятельности с которым ребенок приобщается к этой деятельности и присваивает ее. Следовательно, первый принцип организации игры в ДО – совместная игра со взрослым. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Соответственно, задачи должны быть не дидактические, а игровые.

Игровая задача (С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина)- система условий, в которых задается мнимая цель. Для достижения цели ребенок должен на основе своего жизненного и игрового опыта использовать в условном плане тот или иной способ действия и средства его выполнения.

Когда речь идет о совместной игре взрослого с детьми, она предполагает игру взрослого вместе, а не вместо ребенка.

Чтобы игра была естественной, педагогу необходимо развивать у себя умение быть играющим партнером. Это качество называется игровой позицией воспитателя и включает в себя:

Ярко выраженный интерес педагога к играм детей

Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию и вычленить в ней игровые возможности

Инфантилизацию как возможность устанавливать доверительные отношения с окружающими

Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей

Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Совместная игра со сверстниками.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Какие же методические приемы способствуют этому?

· метод создания игровых проблемных ситуаций (игровая задача программируется взрослым, создаются условия для ее решения, но не дается готовый образец: «у куклы грязный носик», «собачка хочет пить», «сломалась машина»)

Метод проблемных ситуаций способствует развитию инициативности детей в процессе самодеятельных детских игр.

· кинэстезический метод (педагог направляет руку ребенка: «Открой, закрой матрёшку»)

· показ, сопровождаемый словом

· словесная инструкция («Положи куклу спать на кроватку»)

Развитие игровой деятельности, связанное с ее переходом в форму детской самодеятельности, реализуется через запуск механизмов ее саморазвития. Этот принцип был положен в основу работы комплексного метода, включающего в себя 4 компонента:

Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем. Без определенного уровня знаний, представлений об окружающем ребенок все равно не будет играть, какая бы богатая в содержательном отношении предметная среда ни была предложена ему для деятельности и сколь бы ни был искусен взрослый.(Ребенок не станет играть в то, чего не знает);

Обогащение игрового опыта. Происходит в ходе совместных игр с носителем игровой культуры. Каждая организованная игра должна постепенно переходить и заканчиваться свободной игрой детей, где они могут применить полученный опыт. (Формирование игровых действий, способов осуществления игры);

Создание и своевременное изменение развивающей предметно-пространственной среды;

Активизирующее общение взрослых с детьми, направленное на самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Обычно помощь педагога бывает необходима в трех случаях: активизация начала игры; помощь в случае «заминок», пауз в процессе игры; необходимость перевода игры к более сложным формам.

Согласно ФГОС ДО (п. 3.2.5) среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

· поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

· поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Развивающая предметно-пространственная среда – среда, не только позволяющая детям интересно и разнообразно играть, но и способствующая развитию игровой деятельности ребенка, переходу ее к более сложным формам. Развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о эмоциональном благополучии ребенка. РППС должна быть трансформируемой, доступной, вариативной, полифункциональной, соответствовать ФГОС ДО.

Включает такие игрушки как:

· Игрушки комплексного характера (автодидактические, орудия бытовой деятельности)

· Сюжетно-образные игрушки (фигурки животных, куклы, предметы обихода, мебель, театральные, празднично-карнавальные, технические)

· Дидактические, настольно-печатные игры («Спрячь мышку в домик», разрезные картинки)

· Музыкальные игрушки (бубны, барабаны, колокольчики, бубенчики)

· Предметы-заместители, бросовый и поделочный материал

· Игрушки-забавы (неваляшки, каталки на веревочке шевелящиеся, дергунчики)

· Полифункциональный материал (детали крупных напольных строительных наборов, объемные предметы (коробки, набивные и надувные модули и т.п.)

· Игрушки для игр с песком, водой (плавающие рыбки, лейки, формочки, лопаты и т.п.)

· Картинки, художественные игрушки, мелки, цветные карандаши, гуашь

· Игрушки для активизации двигательной деятельности (горка с пологим спуском, мячи, резиновые кольца, массажные мячи, коляски, тележки)

· Конструкторы и наборы строительных материалов

Пространство игровой комнаты должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться, одновременно играть несколькими группами детей, либо уединиться для индивидуальной игры. Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом(слайд). Представленные в игровые центры дополняют друг друга и осуществляется взаимозаменяемость содержания центров, например, ребенок может взять книгу из уголка книги и перенести в «домик (жилую комнату)» для «чтения» кукле.

Таким образом, модель развития игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста выглядит так: самостоятельная деятельность-затруднение-совместная деятельность со взрослыми-самостоятельная деятельность со сверстниками-самодеятельная игра.

Итак, вывод: для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо:

· Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности детей и учет ее результатов

· Наличие игровой позиции

· Поэтапное изменение тактики: от партнера до наблюдателя

· Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений детей

· Ориентация на индивидуальные творческие проявления, их дальнейшее стимулирование и развитие

· Создание современной РППС

· Не навязывать детям свой сюжет игры, не игнорировать инициативу детей

· Не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, подключаться к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций.

· Побуждение к взаимодействию со сверстниками

· Поощрение интереса к играм сверстников

Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.


Благодарю за внимание!

Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша. Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, а также воспитатели в детском саду и учителя в школе.

Виды деятельности

На протяжении жизненного пути человека сопровождают три основных вида деятельности, которые сменяют друг друга. Это игра, учение и труд. Различаются они по особенностям мотивации, по организации и по конечным результатам.

Труд - основная деятельность человека, конечным результатом которой является создание продукта, значимого для общественности. В результате игровой деятельности не происходит продуцирование продукта, но она выступает начальным этапом формирования личности как субъекта деятельности. Обучение - это непосредственная подготовка человека к труду, развивающая умственные, физические и эстетические навыки и формирует культурные и материальные ценности.

Игровая деятельность детей способствует их психическому развитию и готовит их к взрослому миру. Ребенок здесь сам выступает субъектом и адаптируется к имитированной действительности. Особенностью игровой деятельности является ее свобода и нерегламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется. Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша. Учение и труд должны иметь организационную форму. Работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты. Занятия учеников и студентов также имеют четкое расписание и план, которых все неуклонно придерживаются.

Виды игровой деятельности

Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого.

К первой группе, название которой - "Самостоятельные игры", относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане - активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.

Вторая группа - игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Игра - это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой. Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками). Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей.

В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь.

Игровая деятельность в младенчестве и раннем детстве

Игры будут отличаться, в зависимости от возраста ребенка, своей организацией, формой, функциональным назначением. Основным элементом игр в младшем возрасте является игрушка. Ее многофункциональность позволяет оказывать влияние на психическое развитие, на формирование системы общественных отношений. Игрушка служит для развлечения и забавы.

Младенцы манипулируют игрушкой, у них развивается восприятие, формируются предпочтения, появляются ориентировки на новое, запечатлеваются в памяти цвета и формы. В младенчестве важную роль в создании мировоззрения ребенка играют родители. Они должны играть со своими чадами, пытаться говорить на их языке, демонстрировать им незнакомые предметы.

В раннем детстве игры для ребенка - это практически все его свободное время. Он поел, поспал, поиграл, и так целый день. Здесь уже рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. Роль игрушек возрастает, они становятся маленькими модельками реального мира (машинки, куклы, домики, зверушки). Благодаря им малыш учиться воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут принести ему вреда, ведь малыш обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека.

Игры для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. В старшем у дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков. Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры. Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы).

Дидактические игры

Развитие детей в игровой деятельности - одно из важнейших предназначений игры. Для этого воспитатели проводят с детьми дидактические игры. Они созданы с целью воспитания и обучения, с определенными правилами и ожидаемым результатом. Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения. Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата.

Дидактическую задачу определяют цель обучения и воспитательное воздействие. Примером может послужить игра, в которой закрепляются навыки счета, умение составить слово из букв. В дидактической игре дидактическая задача реализуется через игровую. Основой игры выступают игровые действия, осуществляемые самими детьми. Чем они интереснее, тем более увлекательной и результативной будет игра. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании обязательно нужно подвести итоги. Этот этап предусматривает определение победителей, тех, кто справился с заданием, но также нужно отметить участие всех ребят. Для взрослого дидактическая игра является способом обучения, который поможет сделать постепенным переход от игровой к обучающей деятельности.

Игровая деятельность в ДОУ

Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу.

В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание. Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры. Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.

Важное место в игре занимают игрушки, которые должны быть простыми, яркими, привлекательными, интересными, безопасными. Делятся они на три типа: готовые (куклы, самолеты, машинки), полуготовые (конструкторы, картинки, кубики) и материалы для создания игрушек. Последние позволяют ребенку полностью раскрыть фантазию и продемонстрировать умения, создавая игрушки самостоятельно.

Функции игровой деятельности

Любой вид деятельности имеет определенное функциональное предназначение. Игровая деятельность также выполняет ряд функций в развитии ребенка.

Основной функцией игры является развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры малыш учится находить общий язык с другими детьми, развивая свои речевые механизмы. Функция самореализации заключается в выборе роли. Если ребенок выбирает такие, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и о лидерском начале.

Игротерапевтическая функция предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая функция игры поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю - выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. С помощью игры можно вносить аккуратно позитивные изменения в структуру личностных показателей. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально-культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.

Игра и развитие речи ребенка

В большой мере игра влияет на развитие речи. Для того чтобы ребенок удачно включился в игровую ситуацию, ему необходим определенный уровень развития навыков общения. Развитие связной речи стимулируется необходимостью объясняться со сверстниками. В игре как ведущей деятельности осуществляется усиленное развитие знаковой функции речи с помощью замещения одного предмета другим. Предметы-заместители выступают в роли знаков отсутствующих предметов. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предмет-заместитель трансформирует по-новому словесное содержание, опосредствуя связь слова и отсутствующего предмета.

Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Чувственные свойства первых к замещаемому предмету приближены виртуально, а вторые по своей чувственной природе имеют мало общего с предметом, который обозначают.

Игра также принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Так, например, ребенок страдает и плачет, как пациент, когда играет в больницу, но в то же время он собой доволен из-за хорошего исполнения роли.

Влияние игровой деятельности на психическое развитие ребенка

Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека. Игра, как ничто другое, способствует развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать одни предметы другими, создавать новые ситуации.

Игровая деятельность влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, приобретает навыки общения, знакомится с взаимоотношениями и поведением взрослых людей. Тесно слиты с игрой такие виды деятельности как конструирование, рисование. Они уже подготавливают малыша к труду. Он делает что-то сам, своими руками, при этом стараясь и беспокоясь за результат. В таких случаях ребенка обязательно необходимо похвалить, и это станет для него стимулом для совершенствования.

Игра в жизни ребенка важна так же, как учеба для школьника или работа для взрослого. Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям. Нужно всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к победе, к лучшему результату. По мере подрастания малыша нужно обеспечивать его игрушками, которые влияют на умственное развитие. Не забывайте сами играть с ребенком, ведь в эти моменты он чувствует важность того, что делает.

Б5В1 Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение - передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание - освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.



Б12Игра

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Б 12 Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т.д.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях . При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Условно выделяют три вида игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческие)

2) игры по инициативе взрослог о с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)

3) народные игры (созданные народом).

Рассмотрим каждый из этих видов.

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.

Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Еще один вид - конструкторские игры (в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными). Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников , поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т.п.).

Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех группах дошкольных учреждений , организация и методики их проведения имеют много общего. Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников - сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой, средней и малой подвижности.

В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.

Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.

Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.

В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.

Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного
материала (игры «палочка-выручалочка», «Жмурки»,«Гуси-гуси», и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.

Особое место в жизни детей занимает народная игрушка. Ее простота, выразительность и целесообразность играют немаловажную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии ребенка. Народную игрушку характеризуют ритмичность форм, декоративность росписи, орнаментальность, яркость, сдержанность в подборе цветов. Это - звонкоголосые свистульки, фигурки людей, животных, птиц, куклы, каталки из разнообразного материала. Подбирая игрушки для детей, следует исходить из того, насколько они отражают национальный колорит, способствуют активности и самодеятельности детей, расширению мировоззрения.

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.

В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.

Все игрушки можно условно разделить на три типа:

1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);

2) полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);

3) материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).

С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.

Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..

Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.

Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.

К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.

Организация игровой деятельности в течение дня

В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин), между завтраком и занятиями (5-7 мин), на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30 мин), после дневного сна (20-40 мин).

Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период - так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.

В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.

У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.

Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.

Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография, физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с педагогическим процессом. Важно отходить от шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.

Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.

Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью. Требования к ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья каждого воспитанника, погодных условий.

Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др..). Так, весной можно организовывать различные перебежки, начиная с простейших («Лошадки», «Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси предмет», «Шире шаг» и т.п.); подскоки и прыжки («Прыгни выше »,« Коснись мяча »,« Поймай бабочку ») лазанья и ползания (проползти по доске, скамейке), игру« Квочка и цыплята »Упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде, игры-забавы (« Прятки »,« Жмурки »,« Мыльные пузыри »и др.).

Более целевые в этом возрасте игры с песком, строительным материалом, являются началом конструкторской деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Время имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку т.д.. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью (например, девочки играют в куклы, мальчики - с машинами).

В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр («водители», «семья», «магазин», «железная дорога», «больница», «зоопарк» и др.). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредственный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.

В старшей группе можно предложить дошкольникам перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятельности. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (если план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Для лучшей самоорганизации желательно, чтобы дети в группе знали несколько игр и умели в них играть. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.

Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.

Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха в всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.

Немалую роль в жизни ребенка играет игра-труд с использованием продуктов трудовой и художественно-творческой деятельности. Однако, если ставится задача дать еще и определенные навыки (вышивание, склеивание, вырезание и т.д.), это снижает уровень самой игры, а во многих случаях приводит к ее прекращению. Поэтому для этих игр лучше такая деятельность, навыками которой дети уже обладают.

Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, сбор на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности детей в игре.

Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений. Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связанны с учебной программой из по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому подобное. Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т.д.).

Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.

Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры - строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней (например, «Построение дома», который «переоборудуется» многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которой строят баню и т.д.).

Заканчивается насыщен интересными разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержание порядка. «Где наши рабочие - спрашивает воспитатель, - Наверное, пошли ужинать. - А надо же материалы на место отвезти, чтобы завтра закончить «строительство». Услышав такие слова, «рабочие» быстро и охотно собирают материалы. «А вы, господин водитель, - спрашивает воспитатель, - куда везете игрушки? - В шкаф. - Скорее везите, рабочий день заканчивается, надо ставить машину в гараж».