Икар герой из древних мифов. Дедал и икар. Дедал и Икар

Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.

Кто такие Икар и Дедал?

Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:

  • изобретательского таланта и ума;
  • безрассудной смелости;
  • стремления подняться над людьми, покорения неба.

Кто такой Дедал?

Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:

  • кресло Афины Паллады;
  • статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
  • изваяний Трофония и Бритомартиды;
  • статуи Афины на Делосе.

Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:

  1. Минойский Лабиринт.
  2. Нить Ариадны.
  3. Корова Пасифеи из дерева.
  4. Зал Ариадны для танцев.
  5. Крылья из воска для полета.

Кто такой Икар?

Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.


Миф о Дедале и Икаре

Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.

Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.

Чему учит миф «Дедал и Икар»?

Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:

  1. Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
  2. Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
  3. Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
  4. Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.

Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:

  1. Смелость, которая сильнее обыденных запретов.
  2. Непослушания и неумения правильно оценить свои возможности.
  3. Самоуверенность, ведущая к гибели.
  4. Новаторство идей, которое сильнее страха смерти.
  5. Тщетность дерзаний.
  6. Неудовлетворенность искателя правды, который от нее же и погибает.

Каждый народ верно и трепетно хранит легенды и предания, повествующие о прошлом и сочетающие в себе реальность и фантастику. В подобных повествованиях удивительно соседствуют привычные образы и вымышленные существа. Так, в греческой мифологии наравне с простыми смертными существуют боги и полубоги, необычные создания и личности, обретающие невиданную силу. Мифы несут в себе человеческие мечтания и мораль. Произведение, повествующее о и Икаре, рассказывает о том, как чрезмерная уверенность в себе помогает добиться небывалых высот и низвергает вниз, обрекая на гибель.

История происхождения

Легенда гласит следующее. В древних Афинах жил талантливый художник голубых кровей, славящийся одаренностью в архитектурном и скульптурном деле. Мужчина по имени Дедал возводил императорские дворцы и храмы для поклонения богам, славящиеся на всю Древнюю Грецию. Его учеником был племянник Тал, способный паренек, придумавший пилу и гончарный круг. Однажды, гуляя по Акрополю в компании дяди, Тал споткнулся и упал с горы. В гибели юноши винили Дедала, из-за чего он покинул Афины.

Знаменитый художник уплыл на Крит, где женился на служанке царя. Супруга Навкрата родила Дедалу сына Икара. На новом месте талант мастера пригодился царю , чья супруга родила вместо ребенка чудовище – . Дедал построил для него лабиринт. Со временем тоска по родным местам начала угнетать архитектора, и он стал собираться обратно в Афины, но царь был против отъезда семьи.

Дедал смастерил крылья, подобные птичьим, чтобы улететь с острова по воздуху. Он учил сына летать, объясняя, что подниматься близко к солнцу опасно. Воск, соединявший перья, мог растаять, и тогда гибель оказывалась неминуемой. Вода грозила намочить крылья, поэтому приближаться к ней тоже было небезопасно. Дедал наказывал Икару соблюдать конкретный курс, чтобы полет прошел без неприятностей.


Поднявшись в небо, Дедал и Икар взмыли ввысь подобно птицам, и свидетели полета думали, что застали явление богов. Сын следовал за отцом, не пренебрегая заветами, но счастье полета вскружило голову. Обладание новой способностью и невиданный ранее горизонт спровоцировали необычайную радость, и юноша забыл об осторожности.

Он взлетел к солнцу, и воск на крыльях стал таять. Самодельное приспособление перестало удерживать вес Икара, и он стремительно приближался к морю, не в силах возобновить полет. Икар звал отца на помощь, но тот не слышал его.


Поняв, что произошло, Дедал был вне себя от горя. Безуспешно разыскивал он сына в море, ему не удалось найти тело юноши. Впоследствии мертвого Икара нашел . Море, где юноша нашел последнее пристанище, назвали Икарийским. Тело героя погребено на острове Долиха, который теперь носит название Икария. Дедал добрался до Сицилии, а затем до Афин, где стал родоначальником Дедалидов.

Легенда о Дедале и Икаре

История Древней Греции полна напоминаний о талантливых мастерах и создателях конструкций, которые сегодня не кажутся такими уж нереальными. Мифы гласят, что Дедал был выдумщиком, создавшим инструменты и механизмы, несоответствующие времени. Неудивительно, что талантливого скульптора и архитектора помнят в мире до сих пор. Но гораздо сильнее в память потомков врезалась история, случившаяся с его сыном Икаром.


Юноша прославился тем, что стал единственным человеком, рискнувшим подняться к солнцу. Сын изобретателя, в прямом и переносном смысле окрыленный, забыл о предостережениях отца и взлетел гораздо выше, чем было необходимо для безопасного полета. Приблизившись к солнцу, он остался без сооружений, несших его над волнами, и рухнул в морскую пучину.

Древнегреческая мифология полна моралистических отклонений. Анализируя легенду о знаменитых творцах, легко заметить аллюзии и символику. Дедала ассоциируют с Богом-Отцом, создателем, вопреки словам которого поступил сын. Солнце выступает образом растущей силы, а крылья – символом дара, который выделяет Икара среди смертных. Падение юноши стало карой за то, что он посмел ослушаться отца. А еще предречением: не стоит стремиться выше тех границ, что ты в силах преодолеть.


Аналитики рассматривают и альтернативную версию трактовки, по которой образы Дедала и Икара объединены ради мечты, которую не удалось воплотить в жизнь. Отец был осторожен и сумел добраться до цели. А Икар стал предметом для создания идиомы. «Полетом Икара» теперь называют чрезмерную самоуверенность и смелость, переоценку возможностей, идеи, превозмогающие смерть и тщетность надежд, а также недостижимость правды для ее искателей.

  • В отличие от некоторых героев, существованию которых не осталось подтверждений, реальность происхождения отца Икара, Дедала, доказана его произведениями. По легенде, некоторые из его скульптур были механизированы и могли двигаться. В Древней Греции его произведения казались чудом. Сегодня вполне допустимо, что кресло , статуи Геракла в Фивах и Афинах, скульптуры Трофония и Бритомартиды, изваяние Афины в Делосе были не статичны.

  • Примечательно, что профессиональная принадлежность Дедала заложена в расшифровке его имени. Греческое «дэдало» означает «реализоваться в искусстве». Дедал состоялся как мастер. В перечне его разработок и творений – лабиринт Минотавра и нить , деревянная корова Пасифаи и танцевальный зал Ариадны. Но главным изобретением считаются восковые крылья, прародители моделей дельтапланов.
  • А Икар расшифровывается как «посвященный луне» или «престиж».

Миф Дедал и Икар – это древнегреческая легенда об отце Дедале и его сыне Икаре, что стали символом для всех тех, кто опьянен успехом, и, как следствие, недооценивает реальное положение дел. Само же выражение «полет Икара» стало символом рискованных дерзаний. Все мы, когда слышим имя Икара, то перед нами возникает образ человека, который смело идет к успеху, независимо от всего, несмотря на риски, он в своем стремлении поднимается над обыденностью жизни.

Дедал и Икар краткое содержание

Древнегреческий миф о Дедале и Икаре переносит нас в далекие античные времена и знакомит нас с жизнью афинского архитектора, известного изобретателя, рисовальщика, скульптора Дедала, а также с его сыном Икаром. Эти два образа стали примером для большинства мечтателей, а чтобы ближе познакомиться с мифом Древней Греции о Дедале и Икаре, предлагаем краткое содержание.

Итак, миф о Дедале и Икаре в кратком содержании переносит нас в Афины, где и проживал Дедал, что был известен как скульптор и архитектор. Он изготавливал различные скульптуры, статуи, строил красивые дома. Кроме того, он был еще и изобретателем, который придумал много инструментов, что позволяли создавать ему его же шедевры. Вместе с Дедалом работал и его племянник Талос, что был его учеником. Вскоре Дедал стал замечать, как его ученик превосходит учителя, поэтому он идет на убийство, сбросив Тала с Акрополя. Но не сумел скрыть свое злодеяние, его осудили афиняне после чего Дедал бежит на остров Крит.

Там он живет под крылом царя Миноса, на него работает и исполняет пожелания. Так миру явился знаменитый лабиринт, в котором жил Минотавр. Дедал же помог Тезею, что убил Минотавра, выбраться из Лабиринта, предоставив ему клубок ниток. За что был посажен со своим сыном в темницу. Как раз в темнице и пришла идея с помощью созданных крыльев, упорхнуть от рук царя Миноса. Так были собраны перья. Их Дедал скрепил воском. Когда четыре крыла были готовы, Дедал и Икар покидают остров.

Отец предупредил своего сына о возможной опасности, поэтому нужно было держаться подальше от моря и солнца, вот только Икар, сын Дедала, опьяненный полетом, позабыл о всех предостережениях. Ему хотелось лететь все выше и выше, пока палящее солнце не растопило воск. Как следствие, Икар падает с высоты птичьего полета и разбивается. Тело сына Дедала нашел Геракл, который и похоронил парня на небольшом острове, что получил в последствии название Икария, само же море назвали Икарийским.

Дедал же, оплакав сына, добрался до Сицилии, где жил у царя Кокала. Когда Миносу стало известно месторасположения Дедала, он стал требовать у Кокала вернуть мастера, но Кокал не захотел терять такого умельца. Когда царь Кокал пригласил к себе Миноса, его дочери вылили на гостя кипяток, в следствии чего Минос умер мучительной смертью. Сам же Дедал некоторое время еще проживал в Сицилии, а после вернулся в Афины, где и стал основателем афинских художников.

Как видим, легенда о Дедале и Икаре, что появилась в древние времена, свидетельствует о том, что уже в то время человек стремился к покорению неба, наверное по этой причине, именно изобретение крыльев стало выдающимся событием, которое стало превыше всех его остальных работ. Вот только миф о Дедале и Икаре это еще и рухнувшая мечта, ведь крылья, что позволили лететь человеку подобно птице, стали причиной ужасной трагедией. Это был единственный полет отца и сына, который завершился трагически.

Афинянин Дедал, сын Меция, был самый искусный человек своего времени; он был в одно и то же время и строитель, и скульптор, и резчик по камню. В каждом городе были произведения, сделанные его рукой; про его статуи говорили, что они живут.

У него был племянник по имени Тал, которого он посвятил в свои искусства и который проявил еще большие способности, чем его учитель. Почти еще ребенком, он изобрел гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и еще многие другие инструменты, и все это вполне самостоятельно, без малейшей помощи учителей. Таким образом, еще в юности, он приобрел большую славу, что сделало его гордым и самонадеянным.

Дедал все более и более завидовал своему воспитаннику; он боялся быть превзойденным. Зависть так овладела им, что однажды вечером, когда никого не было, он столкнул мальчика с городской стены.

Но когда он хотел зарыть труп, то вдруг почувствовал смущение и страх, что его могут заподозрить в убийстве. Он тотчас скрылся на остров Крит, где получил выгодное место художника у царя Миноса. Король предложил ему построить для Минотавра, существа, которое имело туловище быка и в то же время походило на человека, жилище, в котором оно было бы скрыто от глаз людей.

Находчивый Дедал построил лабиринт, состоящий из целой сети запутанных, извилистых коридоров, в которых терялся глаз, и путник, попадая в них, сбивался с пути. Все эти коридоры вели то вперед, то назад, так что выбраться не было почти никакой возможности. Внутри этого строения и должен был поселиться Минотавр.

Пищей для чудовища служили семь юношей и семь красивых девушек, которых афиняне должны были через каждые девять лет отдавать царю Крита для жертвы. Но Дедала пугали эти жертвы. Жизнерадостному художнику было тяжело пребывание на этом одиноком острове, среди моря, со строгим своенравным царем, и он стремился вернуться на родину. Его изобретательный ум скоро отыскал возможность бежать.

«Правда, Минос окружил меня морем, – воскликнул он, – но воздух все же ему неподвластен, так я подчиню себе воздух!

С неутомимым усердием начал он связывать всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно прикрепляя к ним более длинные, так что казалось, что это были настоящие крылья. Перья он скреплял посредине льняными шнурками, а снизу воском, потом делал едва заметный изгиб.

У Дедала был маленький сын Икар, который с любопытством следил за работой отца. Потом он и сам стал помогать ему. После того как все было закончено, Дедал прикрепил крылья к своему телу и легко, как птица, взлетел на воздух. Когда он снова спустился на землю, сын начал настойчиво просить его сделать и ему такие же крылья и брать его с собой в воздушные путешествия. Дедал сначала сердился, но потом уступил и скоро приготовил новые крылья для сына.

Слушай, что я скажу тебе, мой сын, – обратился он затем к мальчику, – лети осторожно, потому что, если ты спустишься слишком низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.

С такими наставлениями снаряжал он сына, но рука его дрожала, когда он прикреплял крылья, и тяжелая слеза скатилась из его глаз.

Вот оба они взлетели на воздух. Сначала все шло прекрасно. Далеко остались за ними острова Самос, Делос и Парос, и уже был виден вдали берег Греции... Вдруг Икар, ободренный благополучным путешествием, отстал от своего заботливого отца и учителя, и один мужественно направился ввысь.

Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск; распавшиеся, они бессильно повисли на плечах мальчика, и не могли больше сопротивляться ветру, и несчастный стремительно полетел вниз. Он хотел крикнуть отцу; но волны уже поглотили его... Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.

Наконец, внимательным взглядом окинул он землю. И вдруг заметил на гребнях морских волн крылья сына. Тотчас спустился он на землю и долго бродил по берегу моря, ища мальчика. Скоро волны выкинули его труп на берег острова, на котором и похоронил его отец, назвав его Икария, в память сына.

Так отомстила судьба за убитого Тала. После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию. Здесь он был гостеприимно встречен королем Кокалом. Многие поколения указывали потом на устроенное им прекрасное озеро, из которого вытекала большая и широкая река. А на высокой скале, где не могло удержаться ни одно дерево, он построил замок, к которому вела красивая извилистая дорога, искусно пробитая между камнями. Кокал избрал этот уголок своим местопребыванием и хранилищем своих сокровищ.

Третье произведение Дедала была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг храм Афродиты и посвятил богине золотые соты, так хорошо сделанные, что, казалось, они были наполнены настоящим медом.

Когда Минос узнал, что строитель Дедал бежал на Сицилию, он решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его. Он переехал через море и с берега послал к царю гонцов с предложением выдать беглеца.
Кокал сделал вид, что принимает предложение критского короля, и пригласил его в свой замок.

Минос пришел и был принят с большим радушием. Так как он очень устал, подымаясь по крутой дороге, ему была предложена теплая ванна. Но, пока он сидел в ней, воду постепенно нагревали до тех пор, пока он не задохнулся от жара.

Труп царя был передан свите с объяснением, что король, упав, захлебнулся в горячей воде. Кокал похоронил его с большими почестями, а над его могилой около Агригента рукой Дедала был построен открытый храм Афродиты.

В продолжение всей своей жизни Дедал оставался у Кокала, и под его руководством воспитывались многие знаменитые мастера. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив и, несмотря на то, что своими произведениями делал страну веселой и красивой, сам доживал старость в скорби. Он был похоронен в Сицилии.

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Литература:
Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89