Index php showtopic псевдорусский стиль в архитектуре. Псевдорусский стиль в архитектуре. Развитие в конце XIX века

Эклектика и неорусский (псевдорусский) стиль

С середины века в русской архитектуре, так же как и в европейской, господствует эклектика, когда в одной постройке сочетаются столь разные стили, как рококо, готика, римский и мавританский. Это хорошо видно как в оформлении частных домов, так и в пригородных резиденциях под Петербургом, особенно в Петергофе, где рядом находились сооружения в русском и готическом стилях, а также павильоны, имитирующие римские античные виллы. Самым известным зодчим нового направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), по проектам которого построены Мариинский дворец, павильоны в Петергофе, дворец императрицы Александры Федоровны и др.

Во второй половине века архитекторы все больше ориентируется на тип богатого буржуазного дома, даже городские дворцы становятся все больше похожими на крупные доходные дома (узкий главный фасад и большая глубина застройки). Так в Петербурге появляются знаменитые внутренние дворы-колодцы.

С активно развивающейся торговлей связано появление новых зданий в Москве - Биржи, многочисленных торговых пассажей, контрастировавшие с исторической застройкой, но делавших облик города более разнообразным. Как правило, используются новые технические приемы, опробованные европейскими архитекторами, особенно в строительстве вокзалов, театров и выставочных павильонов. По образцу Хрустального дворца Д. Пэкстона в Лондоне из стекла и металла в неорусском стиле были построены павильоны России на Всемирной парижской выставке 1867 г. (архитектор А.И. Резанов, 1817-1887), а также на Первой всероссийской политехнической выставке 1872 г. в Москве - павильон Военного отдела (архитектор В.А. Гартман).

Крупнейшим представителем неорусского стиля был Виктор Александрович Гартман (1834-1873). По проектам Гартмана построены несколько частных домов и дач. Известнейшая его работа - «Студия» (мастерская) в Абрамцеве. Одним из первых архитектор стремился возродить древнерусский стиль, используя орнаментацию, взятую с предметов прикладного искусства, в украшении архитектурных памятников.

Проект загородного дома И.П. Ропета

В историю искусств XIX в. как основоположники «русского стиля» в архитектуре вошли архитекторы В А. Гартман и И.П. Ропет (1845- 1908). Ропет перенес формы народного прикладного искусства в архитектурную орнаментику, получившую большую популярность, но вскоре иронически прозванную «ропетовщиной».

В 1870-1880-е годы в неорусском стиле архитекторы начинают использовать «цитаты» из древнерусских памятников. Это хорошо видно на примере здания Исторического музея, построенного по проекту инженера А.А. Семенова и архитектора

В. О. Шервуда (1833-1897) и включавшего в себя «цитаты» таких построек, как собор Василия Блаженного, кремлевские башни, церковь и дворец в Коломенском и др.

Если неорусский стиль в целом можно считать воплощением идей славянофильства (чисто внешним), то Исторический музей становится символом историзма. В этом же стиле были построены и здание Московской городской думы (архитектор Д.Н Чичагов , 1890-1894), и здание Верхних торговых рядов на Красной площади, известное нам как ГУМ (архитектор А.Н. Померанцев , 1894-1896). Неорусский стиль становится официально признанным стилем, ориентирующимся на формы памятников каменного зодчества XVI-XVII вв. К сожалению, в постройках этого стиля ничего не осталось от мягкости древнерусских подлинников. Их характерными чертами была статичность, даже классичность общей композиции, смягченная изобилием древнерусских декоративных элементов. Это были последние проявления эклектики в русской архитектуре, которая в конце века сменится новым стилем - модерн.

Про неорусский стиль говорят, что он является неотделимой частью своего предшественника, псевдорусского стиля. Однако некоторые историки до сих пор утверждают, что это стиль, обладающий собственной неповторимой уникальностью. Разберемся, из чего же именно состоит неорусский стиль.

Зарождение неорусского стиля

Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.

Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.

Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров.

Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.

Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике. Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных.

Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.

Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.

Новый вид национального стиля назвали неорусским.

Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.

Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой.

Интерьер в неорусском стиле

В интерьере, который опирается на неорусский стиль, архитекторам и другим мастерами давали простор для фантазии, таким образом, воплощая собственное представление древнерусском искусстве.

Для родоначальника стиля модерн характерны элементы мозаики, двускатнаякрыша, завершения в форме терема, скульптуры различных героев из сказок.

Что касается люстры, то онистали использоватьсятолько в 18 веке. Поэтомунет основных предметов для освещения, которые могли бы быть использованы в качестве примера. Главным для освещения в помещении- это мотив свечи. В подобных случаях обычно применяли методрусской ковки. Другой вариант: искусный канделябр, который сделан под русских фольклорных птиц. Дляукрашения для светильников использовалисьмедные пластины.

По принципамтого времени, красоту традиционных русских изб можно было увидеть не только в соотношениичастей в архитектуре, но также в их уникальной разновидности.

Еще одной важной деталью того времени стал резной наличник. В то время его применяли как элемент декора фасада, а также в качестве внутреннего элемента декора, обрамляющего зеркала или окна. Он имел боковые колонки и завершение в теремка.

Древнерусская мебель была каркасная и конструктивная. Ее размещали вдоль стен, высвобождая, таким образом, большую часть пространства. Русской мебели былаприсущадельность. В неорусском стиле объединялись небольшой стол, диван и кресло. Но обычно вместо дивана использовалимассивные скамьи.

Стулья в то время отличались простой формой, некой скульптурностью и массивностью. Столы были устойчивыми и большими.

Для оформления также использовалась узорчатая фурнитура, которая напоминает резьбу из дерева. Для того, чтобы сделать накладки и прочуюфурнитуру применяли разнообразные металлы, железные и бронзовые сплавы.

Особый акцент в неорусской мебели делали на лавки, поскольку в традиционной избе они были одними из основных предметов. Хотьскамья кажется простым и незатейливым предметом, живописцы из Абрамцевского художественного кружка создалилавки, которые по своему изяществу и мастерству не уступали барочным креслам.

В неорусском декорировании обязательным предметом был сундук.При этом активно использовались резные предметы с росписью. Раньше сундуки и шкатулки, для надежности, скрепляли полосами из железа. Однако в 20-ом веке эти предметы утратили свою функциональность. Тем не менее, железные полосы продолжали использовать, поскольку они помогали сделать сундук более старым.

Неорусскому стилю были присущигромоздкие шкафы. Популярностью пользуются шкафы, традиционные для времен Петра I. Их обычно декорировали резьбой.

Модерн в неорусском стиле

Модерн стал важной вехой в развитии архитектуры 20 века. Модерн повернул архитектуру в поиск новых форм, после длительного господства эклектики. Для него характерно слияние всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, завершенной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки и мебелью, должно следовать одному стилю. Модерн в архитектуре проявился в своеобразной текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неорусский стиль является первым и самым ранним проявлением модерна. Во многих странах модерн зародился во время переосмысления традиции средневековья. Элементы модерна начали проявляться еще в 19 веке в псевдорусском стиле, когда соединялись русское зодчество и элементы византийской культуры.

Как оформить свой дом в неорусском стиле

Прежде всего, следуя данному стилю, придется полностью отказаться от стандартных форм фасадов. Тогда использовали более массивные и увесистые фасады. При выполнении отделки, просчитывалась каждая деталь, так как зачастую она состояла из множества различных элементов.

Также особенностью неорусскогоявляется оформление стен и потолка особым византийским орнаментом. Таким образом, можно придать помещению атмосферу некой неповторимости эпохи Византийской империи. Нижнюю часть стен можно отделать деревянными панелями или досками. Однако можно применять и искусственные материалы, но, стоит учесть, что они должны имитировать дерево.

В то время древесина былашироко распространена, значит, при оформлении современной комнаты в неорусском стиле нужно использовать как можно больше предметов из дерева (столы, стулья, украшения, шкафы, окна, двери и прочее). Кроме того, пол советуют покрывать паркетной доской, ламинатом или другими искусственными материалами, имитирующими цвет древесины.

Тщательныйвыбор мебели в квартиру или дом– главный шаг на пути создания интерьера в настоящем неорусском стиле. Суда прекрасно впишется кованое декорирование мебели. Шкафы, стулья, полки, люстры, столы с элементами грубой ковки будут смотреться как раз кстати. Стоит отметить, что мебель должна, при этом, выглядеть солидно и дорого. Для интерьера можно соорудить арки и поставить скульптуры. Скульптуры могут изображать мужчин и женщин прошлых веков, а также греческих богов.

Вконтакте

Основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия.

Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

Развитие

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией.

Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Alex Zelenko , CC BY-SA 3.0

В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

Развитие в конце XIX века

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.


NVO , CC BY-SA 3.0

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в.

В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества.

Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.

В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.

Развитие в начале XX века

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль ». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.

Фотогалерея



Полезная информация

Псевдорусский стиль или русский стиль
включает русско-византийский стиль

Терминология

Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX - начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления - от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) - в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком - «ложнорусский стиль».

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название - новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство. Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников.

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними - это линия, разделяющая эклектику и модерн».

Неорусский стиль или стиль национального романтизма - явление в русской культуре 1880-х - 1917 гг., основанное на возрождении традиций древнерусского зодчества и народных ремесел. Первые обращения художников и архитекторов к русской допетровской традиции относятся еще к середине XIX в. и лежат в общем русле ретроспективных стилей эпохи историзма, основой которого является поверхностная стилизация

Форм. Качественный скачок в развитии неорусского стиля происходит в начале 1880-х гг. с возникновением абрамцевского кружка в имении С.И. Морозова и деятельностью таких выдающихся русских художников, как В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова и ее брата В. Поленова, которые инспирировали создание гончарной и столярной мастерских для комплексного оформления внешнего и внутреннего решения убранства доходных домов и особняков. В основе создания предметов в неорусском стиле лежало глубокое изучение подлинных предметов быта русского крестьянства, образцов архитектуры домонгольского периода и художественная интерпретация изученного. Так появился весь комплекс построек и оформление в неорусском стиле в с. Абрамцево. Около 20 лет кружок в Абрамцево активно развивался, демонстрировал свои изделия на художественно-промышленных выставках, являясь образцом неорусского стиля для других кустарных производств. В 1900 г. возникает творческое объединение в с. Талашкино, принадлежавшем княгине М.К. Тенишевой, которая приглашает к сотрудничеству М. Врубеля, Н. Давыдову, С. Малютина, А. Головина, К. Коровина, Н. Рериха. Для талашкинских изделий характерен больший спектр художественных заимствований – скандинавское искусство викингов, языческие славянские культуры, скифское искусство, западноевропейское средневековье, фольклор и выраженное авторское начало. В начале 1900-х гг. были реализованы такие программные сооружения в неорусском стиле, как доходный дом Перцовых у храма Христа Спасителя, ц. Спаса Нерукотворного в п. Клязьма. Ближе к середине 1900-х гг. многие художники-прикладники разрабатывали эскизы более функциональных и простых в изготовлении предметов с простым геометрическим силуэтом, напоминавшим произведения Ольбриха и Макинтоша. В 1910 г. при Московском Кустарном музее был открыт Музей образцов, в котором можно было заказать понравившийся образец мебели в неорусском стиле к повтору. Большое количество мебели, декоративно-прикладных предметов, керамики Абрамцево и Талашкино тиражировалось в кустарных мастерских, среди наиболее известных стоит отметить мастерские Московского Кустарного музея, Хотькова, Сергиева Посада, кусты Нижегородской губернии, московский керамико-художественный завод «Абрамцево», кустарные мастерские Московского земства, мастерские при Строгановском художественно-промышленном училище и др

Купить предметы в неорусском стиле

В нашем салоне-магазине в Москве представлены мебель, шкатулки, керамика в неорусском стиле, исполненные в мастерских Абрамцево, Талашкино и на других кустарных производствах начала XX века.