Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в доу. Открытое интегрированное музыкальное занятие по фгос для старшего дошкольного возраста «цветочная страна. Развитие мимических и пластических движений

Интегрированные музыкальные занятия в ДОУ.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

Цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний можно применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от музыкального руководителя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Интегрированное занятие обязательно является тематическим, в нем избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение музыкального руководителя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и музыкального руководителя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на музыкального руководителя.

При подготовке интегрированного занятия необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

    планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

    смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

    выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература

    Н. Гавриш "Современное занятие"

    С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Интернет-ресурсы

Закрепить знания и представления детей о характере музыки, умение отражать настроение музыки движениями, мимикой, жестами;

Продолжать формировать умение детей отражать характер музыки цветом, развивать навыки в пении, хореографии, изобразительной и музыкально-игровой деятельности.

Оборудование: фланелеграф, гномики, дома (пиктограммы), краски, лист для рисования, колпачки.

Ход музыкального занятия в детском саду

(Дети под музыку заходят в зал)

Музыкальное приветствие.

Муз.рук.: Дети, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к сказочным гномикам, а помогут нам в этом веселые упражнения.

Веселые упражнения под музыку

Муз.рук.: Вот как весело мы шли и куда мы пришли? А пришли мы к домику, где живет первый гномик. Зовут этого гномика Весельчак (на фланелеграфе появляется Гномик). Дети, как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Потому что он улыбается, у него всегда хорошее настроение, яркая одежда.

Муз.рук.: Посмотрите, какой красивый у него дом. Что вы видите?

Дети: Солнышко, бабочки, цветы, конфеты

Муз.рук.: Давайте покажем, как гномик улыбается (дети показывают, музыкальный руководитель обращается к кому-то из детей: Если бы ты был гномик, то как бы поздоровался? (Дети по-своему жестами и интонацией, мимикой показывают приветствие)

Муз.рук.: А еще этот гномик очень любит музыку. А какую? Мы сейчас послушаем. («Полька» М. Глинка). Какую музыку любит гномик? (Веселую, радостную, игривую) Как она называется? Давайте весело похлопаем в ладоши под эту музыку.

А теперь нам нужно нарисовать дорожку, которая ведет к дому веселого гнома. Подумайте и возьмите тот цвет, который подходит ему (дети садятся за столы и рисуют первую дорожку)

Веселые упражнения

Муз. рук. Ой, дети, посмотрите, а какой гномик здесь живет? Это Плакса. Послушайте, а какие песни он поет? (Дети отвечают: печальные, грустные) А почему эта музыка печальная? (Ответы детей) А как Плакса с нами поздоровается? (Дети по очереди показывают) Ребята, вы посмотрите на дом Плаксы и нарисуйте дорожку, которая приведет нас к этому гномику.

(Звучит грустная музыка, дети рисуют)

Муз.рук.: Давайте попробуем развеселить нашего гномика, поиграем в игру «Кто поет - угадайте»

Музыкальная игра «Кто поет - угадайте»

Муз.рук.: Пока мы с вами играли, попали в другой домик. Я, кажется, знаю этого гнома. Как вы думаете, как его зовут?

Дети: Злюка.

Муз.рук.: Какую музыку он любит? Давайте послушаем (звучит отрывок Шумана «Дед Мороз») Дети, посмотрите на его дом. Он и краски выбрал темные. Давайте нарисуем тропинку к его домику. (Дети рисуют)

Муз.рук.: Дети, а нравится ли вам Злюка? Что можно сделать, чтобы он стал добрее?

Дети: Спеть песню.

Муз.рук.: Мы знаем такую ​​песенку. Называется она «Улыбка»

Детская песня «Улыбка»

Итог занятия

Муз.рук.: Давайте вспомним, малыши, с какими гномиками мы сегодня встретились? (Весельчак, Плакса, Злюка). А какими бы вы хотели быть? Давайте представим, что мы гномики, наденем яркие колпачки и станцуем танец.

Танец гномов

Вот и закончилась наша поездка к сказочным гномикам, но у нас остались дорожки, которые ведут к их домам. Каждый из вас возьмет свой рисунок и разрисует дорожки так, как пожелает. Например, что можно нарисовать на дорожке, ведущей к веселому гномику? (Солнышко, бабочки и т.д.)

Рисование (самостоятельная деятельность детей)

Дети берут работы и рисуют.

А мы по веселой тропинке возвращаемся в детский сад.

Музыкальное прощание.

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
занятие рекомендуется проводить в конце учебного года как итоговое.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования поступенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- формировать понятие о музыкальном термине «трио» (авторская разработка);
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование : музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы); «волшебные башмачки»; «волшебный металлофон»; атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к « Сказке о трёх девочках О»; магнитная доска; подарок - сюрприз; музыкальный центр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.

Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).

Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. (по выбору педагога).

Музыкальный руководитель : А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. (авторская разработка).

Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога).


Музыкальный руководитель: А сейчас поучимся держать равновесие. Посмотрите (говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили (русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем (медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… (держит ногу на весу),
На дорожку положили (опускает ногу).

Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.

Музыкальный руководитель: Нужно ножкам отдохнуть-
Мы послушаем чуть-чуть.
Дети проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята! Весеннему солнышку и теплу рады не только люди, но и лесные жители: мишка, зайка и мышонок. Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
(после каждого ответа, дети играют каждый на своём инструменте).

С детьми проводится музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).

Затем с детьми проводится музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».
(дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии):

А) темп: медленный- «рыба плавает»;
быстрый - «рыба прячется» (за стульчик).

Б) настроение: весело- притопывают, руки «полочкой»;
грустно- гладят свою шею.

В) динамика: громко- хлопают;
тихо- «щёлкают» пальцами.

Музыкальный руководитель хвалит того ребёнка, который был самым внимательным и награждает его « волшебными башмачками»: предлагает ребёнку надеть их себе на руки и исполнить различные танцевальные движения руками у себя на коленях. Остальные дети руками повторяют движения за этим ребёнком.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился… Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку-отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).

Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я- добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель : Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель : Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова (обводит пальцем свой язык), а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком (обводит круглый рот пальцем).
Дети повторяют за педагогом движения.

Музыкальный руководитель : А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой- отгадайте.(играет на металлофоне песенку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Жили-были три весёлых бубенчика: Динь, Дан, Дон. И у каждого из них была своя песенка. Бубенчик Динь пел самым тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь» звенела его песенка (играет «си 1» на металлофоне). Средний бубенчик Дан тоже пел свою песенку средним голоском (играет «соль 1» на металлофоне). А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому (играет «ми 1» на металлофоне).

Дети исполняют распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой всей группой, показывая рукой высоту звука (Н. Ветлугина, Музыкальный букварь, М.: Музыка, 1985).
Музыкальный руководитель: А сейчас, с помощью нашего «волшебного» металлофона, я вам буду загадывать музыкальные загадки. Кто песенку отгадает- тот её и исполняет.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
(музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

Музыкальный руководитель: А теперь у нас небольшая музыкальная пауза. Пусть наши голосочки пока отдохнут, а я вам расскажу одну историю о трёх сестрёнках каждую из которых звали «О» (свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций) Авторская разработка.
В волшебной музыкальной стране жили три девочки, три сестрёнки, очень похожие друг на друга и звали их: маленькая О, средняя О и старшая О. Они очень любили петь и каждый новый день у них всегда начинался с песенки.
Вот и сегодня первый солнечный лучик заглянул в спаленку маленькой О и, согревая её своим теплом, замер на её щёчке. Маленькая О открыла глазки, улыбнулась лучику, спрыгнула с кроватки, надев башмачки, выбежала на крылечко. О-о-о.! Как хорошо было кругом, что она сразу запела песенку своим высоким голосочком.
А в это время солнечный лучик уже заглянул в спаленку к средней девочке О. Она сладко потянулась, но, услышав знакомую песенку, надела туфельки и быстро побежала на голосок своей младшей сестрички. Ох,
Как красиво было кругом! И они вдвоём стали петь свою весёлую песенку.
Лучик в это время заглянул в окошечко к старшей О, пощекотал
её носик. Она чихнула и проснулась: «Ох, как долго я спала.А ведь мои сестрички уже ждут меня. Я слышу их весёлую песенку!
Спрыгнув с кроватки, она побежала к своим сестрёнкам. Ох!!! Кругом летали бабочки, а в листве деревьев весело щебетали птички. И три сестрёнки, три О, взявшись за ручки, напевая свою любимую песенку, побежали купаться к весёлому звонкому ручейку. И их песенку было слышно далеко-далеко-о-о-о-…
Когда песню исполняют три человека, то такое исполнение называется «трио».Кто хочет втроём спеть один куплет песенки о весне?

Трое детей исполняют 1 куплет песни «Пришла весна» Е. Тиличеевой.
Далее разучивается следующий куплет этой же песни.

Музыкальный руководитель : А теперь я всех ребяток
Попрошу в кружочек встать
И весёлый, быстрый танец
Приглашаю станцевать!

Дети исполняют танец «Весёлые дети»(С.И. Бекина;Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель: Приглашаю детвору
На весёлую игру:
Я за всеми наблюдаю-
Самых ловких выбираю!

С детьми проводится игра « Чей кружок быстрее соберётся?» (С.И. Бекина; Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель : Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель дарит детям на группу набор музыкальных инструментов.

Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.

Виктория Лебедева

Цель:

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

Слушание:

-Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

Знакомство с новым музыкальным произведением И. С. Баха -

просмотр презентации;

Знакомство с новым музыкальным произведением К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

просмотр презентации;

Формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;

Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма.

Музыкально-ритмические движения:

- Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;

Учить согласовывать свои действия с действиями других.

Пение:

- Продолжать учить слушать и слышать в момент исполнения песни себя и других;

Закреплять вокально-певческие навыки.

Танцевальное творчество:

- Продолжать вызывать положительные эмоции в процессе музыкальной деятельности;

Воспитывать любовь к музыке и танцам.

Развивать у детей танцевальные способности, пластичность, чувства ритма и красоту движения в танце;

Формировать доброе отношение друг к другу.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- Продолжать учить детей игре на детских музыкальных

инструментах;

Побуждать к свободной импровизации;

Закрепить понятия – оркестр, соло, дирижер.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Предварительная работа.

1. Слушание песни «Дорога добра» (музыка М. Минкова, слова

Ю. Энтина).

2. Разучивание распевки «Кукушка»

3. Знакомство с ритмическими карточками.

4. Разучивание песни «Колокольчик» на детских музыкальных

инструментах.

5. Разучивание танцевальной композиции «Цветочная карусель»

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Паук»

7. Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для

Методическое обеспечение.

1. Цветы на каждого ребенка, наклеенные на полу по всему залу;

2. Объёмные цветы на голову для каждой девочки;

4. Объемный цветок;

5. Три сказочных цветка для фей;

6. Игрушки: паук, три феи;

7. Костюм для Дюймовочки;

8. Елка, на которой сидит кукушка;

9. Замок, в котором заколдованы феи;

10. Теремок, где живут сказочные животные;

12. Ритмические карточки: Лев, Ежик, Белочка, Поросенок;

13. Голубая ткань – речка;

14. Музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики,

металлофон, палочка для дирижёра, волшебная палочка для

15. Музыкальный центр, проектор.

Ход занятия.

Под фонограмму музыки «В гостях у сказки» дети, взявшись за руки, входят в зал.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются:

Музыкальный руководитель.

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Под музыку дети спокойно гуляют по залу, с окончанием музыки находят себе пару и выполняют движения по тексту



Здравствуй друг – рукопожатие

Как ты тут? – кладут ладошку на плечо

Где ты был? – теребят за ушко

Я скучал – скрещивают руки у себя на груди

Ты пришел – разводят руки в стороны

Хорошо – обнимают друг друга


Музыкальный руководитель. Ребята, а вы верите в чудеса?

(ответ детей).

Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную цветочную страну, хотите?

(ответ детей) . А перенестись туда нам помогут волшебные цветы, посмотрите, какие они красивые, выберите себе понравившийся вам цветок, присядьте на него, слушайте музыку и мой голос.

(Звучит музыка)


Представьте себе, что вы цветы. Цветок спит, просыпается, раскрывается, растет, танцует. На цветочках лежат разноцветные лепестки, возьмите их и они унесут нас в страну прекрасного.

Музыкально-ритмические движения, развитие фантазии, воображения.

Дети садятся на цветы, расположенные по всему залу и под музыкальную композицию выполняют плавные, мягкие движения: Дети берут легкие капроновые лепестки. Легкими движениями дети перемещаются по всему залу.


Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к большому красивому цветку.

Музыкальный руководитель. Вот мы и оказались в цветочной стране, а вот самый большой и красивый цветок.


(В левом углу зала стоит объемный цветок из ткани, лепестки которого связаны наверху ленточкой, внутри цветка девочка – Дюймовочка).

Интересно, кто же в нем живёт?

(Музыкальный руководитель раскрывает цветок, в нём сидит Дюймовочка)


Музыкальный руководитель. Ребята, как я рада, мы с вами в цветочной стране встретили Дюймовочку. Давайте с ней поздороваемся.

(Дети приветствуют девочку)


Угадайте, в каком она настроении. Я предлагаю вам расположиться на цветочной полянке, послушать музыку и посмотреть на экран.

Развитие ладотонального чувства.

(Звучит музыка - И. С. Бах. На проекторе листаются картинки с изображением грустных животных и дождливой погоды.)




Музыкальный руководитель. Ребята, вы прослушали музыкальное произведение, композитора Иогана Себастьяна Баха. Скажите, какой характер или какое настроение у этой музыки?

(ответы детей)

Значит и у нашей Дюймовочки, какое настроение?

(дети угадывают настроение Дюймовочки, говорят, почему они так решили). Правильно дети, с помощью музыки и иллюстраций мы узнали, что у Дюймовочки грустное настроение.


Музыкальный руководитель. Дюймовочка, расскажи, что у тебя случилось?

Дюймовочка: У меня есть подруги - маленькие феи, у каждой из которых, есть свой домик - цветок. В одно прекрасное утро мы летали, играли, веселились, а в это время пришёл злой паук, похитил все домики-цветы и спрятал их в цветочной стране. А моих подружек фей заколдовал и спрятал в замке. Что же мне теперь делать?

Музыкальный руководитель. Ребята, вы слышали, злой паук украл все домики-цветы и похитил подруг Дюймовочки, как вы думаете, что мы будем делать?

Дети предлагают помочь Дюймовочке найти её подруг и их домики.

Музыкальный руководитель. Но где же нам их искать, куда же нам пойти? Посмотрите, там в далеке, стоит ёлочка, а на ней сидит кукушка, на самой низкой ветке. Давайте подойдём поближе и поможем ей подняться вверх, может тогда птичка поможет нам.

Дети идут к ёлочке, располагаются на ковре возле инструмента.

А для этого нам надо спеть распевку "Кукушка" в разных тональностях.

Распевка «Кукушка».


(Мелодия по тонам поднимается вверх, при правильном пропевании кукушка пересаживается с ветки на ветку, пока не поднимется на верхушку).

Музыкальный руководитель. Кукушка поднялась на самую верхушку, но мне кажется она хочет что-то сообщить.

Музыкальный руководитель слушает кукушку.


Дети, кукушка мне только-что прошептала на ушко, что в далеке она увидела пенёк, а за пеньком что-то лежит. Давайте подойдём поближе и посмотрим?

Дети идут к пеньку. За ним лежит цветок.


Музыкальный руководитель. Смотрите, мы нашли один цветок

(на цветке сидит паук) .

Ой, а вот и сам злой, коварный паук. Давайте мимикой попробуем передать злобный характер паука, а пластикой рук – как он плетет паутину.


Развитие мимических и пластических движений.

Пальчиковая гимнастика «Паук»


У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Ну а попадутся мошки,

Побегу к ним по дорожке!


Музыкальный руководитель. Ребята, мне кажется паучок хочет что-то сказать.

Музыкальный руководитель слушает паучка.

Паук мне на ушко сказал, что ему понравилась наша пальчиковая гимнастика и если мы хотим найти следующий цветок, то нам нужно отправиться к теремочку на цветочную поляну.

Музыкальный руководитель. Ну что, ребята, отправимся на поиски других цветов?

(ответ детей)

А чтобы идти было веселее, мы споём песенку о дороге добра, потому что добро всегда побеждает зло.

Звучит песня «Дорога добра»

(музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина).

(Дети идут по залу, проходят на цветочную полянку).


Музыкальный руководитель. Посмотрите, какая чудесная цветочная полянка, а на ней стоит расписной терем-теремок.

Паук мне говорил, что на этой полянке живут разные сказочные животные, и у одного из них он спрятал цветок. Давайте постучим в дверь и посмотрим, кто нас встречает?

Дети стучат в дверь.


Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам

(«Этот удивительный мир» Каплуновой, Новоскольцевой)


(В домике нарисованные окна, которые закрыты бумажными ставнями. Музыкальный руководитель по очереди открывает каждое окошко, в нём приклеены карточки с изображениями – Льва, Ежика, Белочки, Поросенка, дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок по слогам название животного, затем это слово пропевают на одном звуке).

Музыкальный руководитель. Дети, скажите, а что мы ищем?

(Дети отвечают - цветок)

Давайте дружно прохлопаем ритмический рисунок слова - цветок.

(Дети хлопают и проговаривают)

Сколько раз хлопали? (Дети - два раза)

Кто из вас был самым внимательным? Скажите, ритмический рисунок какого животного мы прохлопали два раза?

(Дети называют слово-ёжик)

Музыкальный руководитель. Правильно. Слова ёжик и цветок состоят из двух слогов, значит злой паук спрятал цветок у ёжика.

Дети достают из теремка второй цветок.


Музыкальный руководитель. Ребятки, я вижу третий цветок, но он

находится на той стороне реки, а речка эта тоже не простая, она любит, когда про нее говорят, вернее, когда говорят про ее музыку.


Я предлагаю снова расположиться на цветочной полянке послушать музыку и посмотреть на экран.

Слушание и определение характера музыкального произведения.

(Звучит музыка Камиля Сен-Санса «Аквариум», из сюиты «Карнавал животных»).

Дети слушают музыку, смотрят на экране иллюстрации живописных речек, водопадов.


Музыкальный руководитель. Дети, вы прослушали музыкальное произведение композитора Камиля Сен-Санса «Аквариум». Давайте подойдём поближе к госпоже-речке. Вы должны проходя через неё, сказать ей какой вы ее услышали, какой представили себе, в каком настроении.

Дети говорят слово и по очереди перешагивают через речку, затем находят цветок.



Дети, какие вы молодцы, справились и с этим заданием. Последний цветок мы с вами нашли.

Но как же нам расколдовать замок и освободить маленьких подруг Дюймовочки. Может быть нам кто-то поможет?

Звучит волшебная музыка, в зал заходит Фея.


Фея. Здравствуйте, дорогие ребята, я Фея цветочной страны. Всё это время я наблюдала за вами и очень рада, что вы помогли Дюймовочке найти цветы – домики. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Но нам надо расколдовать замок и освободить моих сестёр – маленьких фей. В моей цветочной стране растут волшебные цветы, может они нам помогут расколдовать замок.

Музыкальный руководитель. Здравствуй, дорогая Фея, мы рады тебя видеть! Спасибо, что пришла к нам на помощь.

Фея. Цветочки, цветочки

Превратитесь в ободочки!

Фея под музыку взмахивает волшебной палочкой над цветами. Надевает девочкам на голову ободки с цветами.



Девочки-цветочки, приглашаю вас покататься на цветочной карусели.

Танец «Цветочная карусель».








После танца Фея с детьми подходят к замку срывают с него паутину.



Фея. Волшебные цветы помогли, чары злого паука исчезли и замок расколдован.

Музыкальный руководитель. Дорогая Фея, ты была права, замок расколдован, маленькие феи свободны! Пойдём Дюймовочка, приведём их сюда.

Музыкальный руководитель и Дюймовочка заходят за декорацию замка и выносят трёх кукол с крылышками.


Музыкальный руководитель. Ребята, какая радость! Вот и нашлись подруги дюймовочки – маленькие феи! Посмотрите, какие они красивы. Обратите внимание на их воздушные и прозрачные крылышки. Дорогая Фея представь нам своих сестёр.

Фея. Розочка, Фиалка и Хризантема.

Музыкальный руководитель. Какие красивые, цветочные имена. Я предлагаю расположить цветы - домики на цветочной поляне и посадить на них маленьких Фей, но только схожих с ними по цвету.

(Дети садят кукол на цветы)


Музыкальный руководитель. Дюймовочка, поблагодари ребят за помощь.

Дюймовочка. Спасибо, ребята, спасибо вам всем. Вы помогли мне найти моих подруг. Как хорошо иметь много друзей.


В нашей цветочной стране есть волшебные инструменты, давайте на них сыграем.

Музыкальный руководитель. Дорогая Дюймовочка мы рады были тебе помочь и с удовольствием сыграем на инструментах, но сначала посмотрим и скажем их название.

Музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, дети их называют.


Музыкальный руководитель. Хотите на них сыграть? (ответ детей).

Только сначала скажите, когда музыканты играют все вместе - это называется…(оркестр) , а когда играет один музыкант…(соло) ,

а это кто:

Он отличный музыкант, у него большой талант,

Палочкой взмахнул и вот – в зале музыка живет!

Зазвучал оркестр и хор, кто он, дети? (дирижер).


Игра на музыкальных инструментах. «Колокольчик»


Музыкальный руководитель. Ребята, давайте присядем на цветочную поляну. Вспомним, где мы сегодня были, что делали, кому помогали, какие задания выполняли? (ответы детей - помогали Дюймовочке, искали цветы-домики, выполняли разные задания, слушали музыку, разговаривали с речкой, угадывали её настроение, работали по карточкам)


Музыкальный руководитель.

Закончен день и в сказочной стране

Спустилась ночь на землю в колеснице,

Заснули птицы, сказки в тишине,

Пусть им волшебный сон приснится.

Скажите, вам сегодня было интересно? (Ответы детей) И мне, ребятки, с вами было очень интересно, приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новая сказка.


Фея. Дорогие ребята, я рада, что с вами познакомилась, вы, очень талантливые. И в знак благодарности я хочу угостить вас вкусными, сладкими цветочками.

(Фея угощает детей конфетами в виде цветка.)


До свидания, заглядывайте в мою цветочную страну почаще!

(Уходит под музыку.)

Музыкальный руководитель. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с гостями, возьмёмся за руки и пойдём в группу.


(Дети Поют «До свидания» по нисходящему трезвучию и под музыку «В гостях у сказки» выходят из зала).




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направление «Музыка»

«Согласовано»

Ст.воспитатель _________Н.Г.Умерова

Конспект интегрированного музыкального занятия

в подготовительной к школе группе

Тема «Прогулка по зимнему лесу»

Подготовила:

Музыкальный руководитель:

Терещенко Е.А.

Количество детей: 16 человек

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тип: интегрированныйсо здоровьесберегающими технологиями

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма НОД: коммуникативная (беседа и ситуативный разговор), игровая (игра - путешествие), музыкально - художественная (слушание, исполнение, импровизация), познавательная (решение проблемных ситуаций), продуктивная (творческая мастерская).

Форма организации: групповая.

Цели: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, обогащать представления детей об особенностях зимнего времени года средствами музыкально - художественной и продуктивной деятельности; профилактика переохлаждения и детского травматизма зимой.

Задачи: Образовательные - оценить особенности зимнего времени года через музыку Чайковского «Зима», ; обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

Соотносить художественные образы с реальными явлениями природы и в соответствии с этим выстраивать линию безопасного поведения; создавать выразительные художественные образы, самостоятельно находя нужный способ выполнения задания.

Развивающие - развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Способствовать развитию творческой активности детей музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) , способствовать психофизическому развитию ребенка средствами музыкально - художественной и продуктивной деятельности; развивать образную речь в поиске применения метафор, сравнений, характеризующих особенности зимней природы в художественных примерах; умение предвидеть опасные последствия для здоровья человека в связи с погодными особенностями зимнего периода.

Воспитательные - развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, воспитывать эстетический вкус в передаче образа, совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка, воспитывать умение общаться через песню и танец, воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность, готовность помочь сверстнику.

Оздоровительные :

С помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально - ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье,

С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям,

Слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

Способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать

Методы и приёмы : объяснительно - иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Материал и оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов; аудиозапись музыки Чайковского «Зима», «Баба Яга», музыкальные инструменты: треугольники, бубны, металлофоны, соль. Наглядный материал: Портрет П.И.Чайковского, атрибуты для украшения зала.

Ход НОД.

Муз.рук. (встречает детей при входе). Здравствуй, ребята, я рада вас видеть. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы сейчас поприветствуем друг друга песенкой. (Музыкальной приветствие «Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее!» по ступеням мажорного трезвучия)

Муз.рук. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Приветствие с гостями «Доброе утро».

Доброе утро - солнцу и птицам, Доброе утро - приветливым лицам!»

Звучит «Зима» Чайковского

Муз.рук. Снег, мороз, метель и ветер, кто же дети, мне ответит,

В какое время года Стоит такая погода?

Сегодня мы поговорим о зиме, об этом красивом времени года. Интересно, а если бы, не было зимы? Что произошло бы?

Зима - это хорошо, или плохо! Как вы думаете?

(Ответы детей: от жары все бы погибло, не было бы снега).

А какая она, зима? (Ответы детей: морозная, белая, пушистая, холодная).

Вам нравится зима? Почему? (Ответы детей: зимой весело, можно поиграть в снежки, кататься с горки, на санках, коньках, лепить снеговиков, строить «ледяные фигуры»).

Муз..рук.. О зиме люди придумали много пословиц.

А вы знаете пословице о зиме?

Дети (по очереди)

Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение. Сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный зимний лес. Одевайте лыжи.(имитация движения).

Хороши наши лыжи, быстроходны и легки.

(Звучит музыка «Русская зима» Олифировой дети выполняют соответствующие имитационные движения.

А вот и лес...Полный сказок и чудес. Стих-е о зиме (читает ребенок)

С вами шли, шли, шли И волшебный лес пришли.

А в лесу воздух чистый, свежий, давайте с вами подышим

Упражнение на дыхание.

А в сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его:

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес...)

В нем сосны, ели до небес (до бес, до бес, ...)

А на ветках шепчут шишки (шишки, шишки....)

В гостях у нас сейчас детишки (детишки, детишки...)

Муз.рук.: Ребята, а я еще знаю зимнюю птицу- очень трудолюбивую. Отгадайте какую:

В красной шапке птица ходит. И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель. А зовётся птичка... (Дятел)

Посмотрите, ребята, что наш приятель дятел приготовил нам под елкой.

Нашли в лесу под елкой мешок с музыкальными инструментами, раздаю детям

Педагог: - Дятел сел на толстый сук Дети: - Тук да тук, тук да тук!
Педагог:
- Всем друзьям своим на юг Дети:- Тук да тук, тук да тук!

Педагог: - Телеграммы дятел шлет, Что зима уже идет, Что не тает снег вокруг:
Дети: -
Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- Дятел зиму зимовал, Дети:- Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- В жарких странах не бывал! Дети:- Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- И понятно, почему, Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети:- Тук да тук, тук да тук!

Муз. рук. Давайте снова уберем инструменты под ёлочку. -

Дети проходят на места

А в этом лесу живёт ещё один сказочный герой, послушайте про него загадку:

Нос крючком, Волосы торчком. На метле летает, След заметает. (Бабя Яга)

Правильно, это Баба Яга. Она встречается во многих русских сказках. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал про бабу Ягу музыкальную пьесу и включил её в «Детский альбом». Давайте послушаем с вами пьесу «Баба Яга».

Звучит пьеса «Баба Яга» (фонограмма)

Как звучала музыка? (ответы детей) Что можно сказать об этой музыке? Какая она по настроению? Везде музыка звучала одинаково?

Муз. рук . : Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает. Послушаем пьесу ещё раз.

В конце пьесы выходит Баба Яга

Муз. рук . : Ребята, Баба Яга услышала свою музыку и пришла к вам в гости.

Баба Яга : Я теперь совсем другая, Я хорошая не злая.

Песни, музыку люблю, И с ребятами дружу.

Муз. рук . : Если ты добрая, оставайся с нами. И послушай веселое стихотворение, а наши пальчики нам помогут.

Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»

В тёмной чаще /сжимают и разжимают пальцы в замке/

Есть избушка /складывают руки домиком/,

Стоит задом на перёд /поворачивают кисти рук тыльной стороной/.

В этой маленькой избушке /складывают руки домиком/.

Бабушка Яга живёт /делают окошечко из рук, качают головой/.

Нос такой кривой /дразнятся/.

Глаз такой косой /выполняют перекрещивающиеся движения пальцами/

Костяная нога /постукивают кулаком о кулак/

Здравствуй, Бабушка Яга! / Разводят руки в стороны/. (И. Бодраченко)

Баба Яга . -Ох, как я люблю с детьми играть, а песни - то, как люблю петь!

Муз. рук .- Ребята, споём для Бабы Яги, а чтобы песни получились звонко, красиво, разбудим наши голоса.

Споём распевку: «Веники...помелики...»

Установка при пении.

Ноги вместе, спины прямо, чтобы песенка звучала.

После распевания, дети исполняют песню по выбору музыкального руководителя .

Баба яга. :- Как вы звонко, красиво, спели песню. Сразу захотелось порхать, как бабочка и танцевать.

Муз. рук .:- Ребята, я приглашаю вас станцевать для Бабы Яги наш танец, но сначала я предлагаю вам прочитать стихи о зиме!

Дети читают стихи Танец «Зима-красавица»

Баба Яга.- Вы и пели и плясали, а со мной не поиграли.

Муз. рук . Поиграем в русскую народную игру «Бабка ежка»

Песня -игра «Бабка-Ежка »

Дети идут по кругу и поют песню, баба Яга находится в центре круга, танцует. С окончанием песни баба Яга догоняет детей.

Бабка Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ногу сломала.

Побежала в огород напугала весь народ,

А пошла на улицу -испугала курицу. Играем 2раза

Баба Яга. Раз, два. Раз, два, Вот и кончилась игра. Молодцы, ребята, вы были все дружны, внимательны, порадовали бабушку сегодня. И пели, и плясали, и играли....Но мне уже пора в свою избушку возвращаться....

Муз. рук : Спасибо тебе БЯ за то, что пришла к ребятам в гости.

Дети, давайте бабушке-Яге подарок зимний подарим.(дарим) уходит

Муз. рук.. Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, чем нам запомнится зима?

(Ответы детей: только зимой бывает снег, вьюга, можно кататься на санках, коньках, лыжах, лепит снеговиков, встречать веселый праздник Новый год).

Вот она какая - красавица русская зима.

У природы нет плохой погоды, Каждая погода благодать.

И любое время года Надо благодарно принимать.

(Э.Рязанов)

Чтобы подольше образ зимы оставался в вашей памяти, нарисуем ее.

Звучит музыка Чайковского «Январь» , дети рисуют на соли

Муз. рук : Зима еще не кончается. Впереди у вас много счастливых зимних деньков, радостных забав. До свидания, ребята!!!

Дети под музыку идут в группу.