Иоганн штраус краткая биография. Биография иоганна штрауса-сына. Непревзойденный король вальса иоганн штраус

На скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса состоялся в ресторане Доммайера в Хитцинге 15 октября 1844 года и принес ему репутацию будущего короля вальсов.

Репертуар оркестра Штрауса-сына в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время отец заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной.

В 1848 году Штраус-младший в дни Французской революции играл "Марсельезу" и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но затем оправдали.

После смерти отца в 1949 году Штраус-младший посвятил его памяти вальс "Эолова арфа" и издал за свой счет полное собрание сочинений Штрауса-старшего.

Штраус-сын перенял его оркестр, но отцовский титул "придворного капельмейстера" он получил лишь в 1863 году — императорский двор припомнил ему симпатию к революции. Этот почетный пост Штраус занимал до 1871 года.

Композитор был приглашен в Россию продирижировать концерты и балы в здании Павловского вокзала. Успех был настолько велик, что последующие десять лет, вплоть до 1865 года, Штраус каждое лето проводил с концертами в Павловске.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в почти 500 сочинениях . Среди них — вальсы "Ускорение" (1860), "Утренние газеты" (1864), "Жизнь артиста" (1867), "Сказки венского леса" (1869), "Вино, женщины и песни" (1869), "Венская кровь" (1872), "Весенние голоса" (1882) и "Императорский вальс" (1888). Особой популярностью пользуются польки "Анна", "Трич-трач" и написанная вместе с братом Йозефом полька "Пиццикато", а также "Персидский марш" и полька "Вечное движение".

Широкую известность получил его вальс "Голубой Дунай" — неофициальный гимн Австрии. Изначально мелодия была написана как хоровое произведение для Венского хорового общества. 15 февраля 1867 года состоялась его премьера, которая вызвала невообразимый восторг у публики. Вскоре после премьеры Иоганном Штраусом была написана оркестровая версия, считающаяся по сей день синонимом вальса.

В 1870-е годах Штраус по совету композитора Жака Оффенбаха обратился к жанру оперетты. В 1871 году в "Театре ан-дер-Вин" состоялась премьера его первой оперетты "Индиго и сорок разбойников". Самой исполняемой опереттой в мире стала "Летучая мышь", премьера которой в 1874 году была приурочена к 30-летию со дня первого открытого выступления Штрауса.

Также перу Иоганна Штрауса принадлежат такие полюбившиеся оперетты как "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу, в 1872 году он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и 14-ю в Бостоне, а также при поддержке 100 дирижеров-ассистентов исполнил "Голубой Дунай" с 20-тысячным оркестром и хором.

В конце жизни композитор написал свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892). Предварительная версия его балета "Золушка" была завершена поздней осенью 1898 года, до премьеры он уже не дожил.

Всего Иоганном Штраусом было создано 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет.

3 июня 1899 года Иоганн Штраус скончался от пневмонии. Он был похоронен на венском Центральном кладбище.

Композитор был трижды женат. В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом "Трефц". В 1878 году, после смерти Йеттти, Штраус сочетался браком с молодой немецкой певицей Ангелиной Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году Штраус женился на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира. Штраус посвятил жене вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

У Иоганна Штрауса-младшего было четыре брата, двое из них (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

В Вене в доме, где Иоганн Штраус написал неофициальный гимн Австрии вальс "Голубой Дунай", открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ КОРОЛЬ ВАЛЬСА ИОГАНН ШТРАУС

К танцевальным мелодиям, которые называли музыкой для ног, в любую эпоху относились снисходительно. Оперы, оратории и симфонии всегда считали благородными жанрами, а вот всяческие кадрили, вальсы и польки относили к второсортным творениям в силу их развлекательного характера. И только одному австрийскому композитору удалось изменить эту музыкальную иерархию, подняв мелодии для танцев на недосягаемые ранее симфонические высоты. Имя его – Иоганн Штраус . Он написал почти полтысячи произведений. Сочинения талантливого Штрауса-младшего звучали во всех уголках мира и продолжают занимать лидирующее место в репертуаре многих театров.

Сын-конкурент

Основателями «вальсовой династии» принято считать Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Их искусство многим казалось недосягаемым. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появился их главный соперник. По иронии судьбы им стал сын Штрауса – Иоганн Штраус-младший , который появился на свет в Вене 1825 года.

Старшему сыну Иоганну отец прочил будущее в коммерческой сфере, второго же – Йозефа – определил на военную службу. Все шло по плану, пока отец не обнаружил крамольную (по его мнению) страсть отпрысков к музыке. Жене стоило больших трудов уговорить его разрешить сыновьям заниматься игрой на рояле.

Иоганн завораживал друзей своим умением импровизировать на музыкальном инструменте. А позже отец выяснил, что старший сын втайне от всех учится играть и на скрипке. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Лучшие учителя

Вскоре семью Штраусов настигло серьезное испытание – отец ушел к одной из своих молодых поклонниц, и содержание родных пришлось взвалить на себя Иоганну-младшему. Вот так он оказался главой семьи в 18 лет. К счастью, мать во всем поддерживала сына и самое главное – заботилась о его музыкальном образовании, несмотря на финансовые трудности. Мать бережно хранила ноты первого вальса Штрауса, который тот написал в 6 лет. Благодаря стараниям Анны Иоганн учился у репетитора балета венского оперного театра и ведущего преподавателя консерватории по классу композиции. Но своим главным учителем Иоганн считал капельмейстера одной из венских церквей – аббата Йозефа Дрекслера, который был знатоком контрапункта и гармонии. Это он заставлял молодого композитора сочинять духовные произведения. Штраус-младший в то время мечтал о «земной» музыке, но учителя не ослушался, и вскоре его кантата была публично исполнена в одном из храмов Вены.

Мудрый Дрекслер нашел для Иоганна стимул, чтобы тот занимался церковной музыкой. Он разрешил ему играть на органе и скрипке в той церкви, где был регентом.

Доброго утра, Штраус-сын

Как-то раз аббат услышал вальс на органе в исполнении Штрауса, когда зашел в пустой храм. Иоганн твердо стоял на своем – он хотел руководить танцевальной капеллой и сочинять танцевальную музыку. Дело было за «малым» – молодому человеку оставалось подыскать квалифицированных музыкантов. Он не мог допустить, чтобы его коллектив был хуже отцовского. И вот в один из воскресных дней октября 1844 года афиши и пресса города возвестили о предстоящем концерте молодого Иоганна Штрауса . Публика была заинтригована, ведь Штраусу-старшему едва исполнилось 40 лет, он еще был полон творческой энергии, а тут сын уже наступает на пятки. После концерта газеты запестрели восторженными отзывами. Критики писали: «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын !».

Революционные симпатии

Молодой композитор не просто взял, а выхватил эстафетную палочку из рук своих предшественников. И хоть его первые произведения мало отличались по форме от мелодий отца и Ланнера, но в них уже чувствовалась мощь таланта.

Когда наступил революционный 1848 год, Иоганн горячо откликнулся на политические события и поддержал народ. Он создал «Марш революции», который звучал словно призыв к борьбе. Эта музыка быстро стала самым популярным произведением восставших, получив второе название – «Венская Марсельеза». Однако Венское восстание подавили, и новая власть не забыла Штраусу-младшему его революционных симпатий. Иоганна долго не приглашали ко двору, а его вальсы не звучали на балах императора.

Семейный подряд

В 1849 году от скарлатины умер Иоганн Штраус-старший. В последнее время ему нелегко давалась популярность сына, потерю былой славы он переживал очень тяжело. Умер он в одиночестве, но похороны композитора прошли со всеми почестями.

Оркестр отца лишился руководителя и все тот же друг семьи скрипач Франц Амон настоял, чтобы место Штрауса-старшего занял его сын. Все артисты оркестра пришли к Иоганну и торжественно передали ему дирижерскую палочку отца. С тех пор у Штрауса-младшего началась повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность.

Такая интенсивная работа быстро подорвала здоровье молодого музыканта. От переутомления он серьезно заболел. Коллеги знали, какой это изнурительный труд – руководить капеллой. Иоганн передал управление коллективом своему брату Йозефу, а когда и тот занемог, на помощь пришел еще один брат – Эдуард. Семейство Штраусов стало кумиром всей Вены. Сатирики того времени прозвали их торговцами музыки оптом и в розницу.

Новый венский вальс

Вальсы раннего периода творчества Штрауса напоминали произведения его отца на пике карьеры. Но очень быстро сын почувствовал себя скованным формой традиционного венского вальса и направил свою энергию на создание мелодии нового типа, показав весь свой талант. Он решился на смелый шаг и удвоил объем вальса с 8 и 16 тактов до 16 и 32, превратив его с обычной танцевальной музыки в самостоятельный жанр, который зазвучал теперь и на концертах.

Гастроли Штрауса закрепили его международную известность и способствовали распространению венского вальса. В Петербурге ему предложили ангажемент на все лето 1856 года, от которого он не смог отказаться. Штраус провел в Российской империи с небольшими перерывами целое десятилетие.

Во время одной из прогулок по городу в 1858 году Иоганну представили 21-летнюю Ольгу Смирнитскую, которая завладела сердцем композитора. Но мать девушки противилась их отношениям. Штраус посвятил любимой несколько произведений, писал трогательные послания, однако разлука оказалась неизбежной. В 1862 году Ольга вышла замуж за военного, а Иоганн решил связать свою жизнь с оперной певицей Генриеттой Халупецкой, которая была старше его и имела семерых детей от предыдущих браков.

Голубой Дунай Иоганна Штрауса

Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего . Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Благодаря этим вальсам танцевальная музыка взобралась на высшую ступень поэтизации. Новый танец Иоганна Штрауса напоминает симфоническую миниатюру, которая сочетается с предельной романтизацией танцевального жанра. Вальсам композитора свойственно возвышенное настроение, им чужда высокопарность, они сердечны и просты.

Когда «На прекрасном голубом Дунае», к большому удивлению автора, стал самым популярным из его вальсов, Штраус решил отблагодарить дирижера Иоганна Гербека. Ему он был обязан успехом этого произведения. Композитор посвятил Гербеку вальс «Вино, любовь и песня», а «Венская кровь» и «Новая Вена» лишь закрепили за Иоганном Штраусом-младшим знание «короля вальса».

Жемчужины в короне композитора

Творческий расцвет Штрауса продолжился опереттами , «Принц Мафусаил», «Карнавал в Риме», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и другими произведениями, которые стали жемчужинами в короне композитора. Кстати, к оперетте Штраус обратился после знакомства с родоначальником жанра – Жаком Оффенбахом. Однако Иоганн не пошел путем своего французского коллеги. Первые шаги Штрауса на этом поприще подчеркнули его новаторский подход ко всему, за что он берется. Иоганн создал новый тип танцевальной оперетты. Этот жанр был целиком подвластен стихии танца, конечно же, венского вальса. Классикой этого жанра стала «Летучая мышь» (впервые поставленная весной 1874 года), которая до сих пор не сходит с театральных сцен и популярна среди самой разной публики.

От танцев к опере

В 1878 году Штраус овдовел. Потрясенный композитор, который всю жизнь панически боялся смерти, покинул дом, поручив брату заняться похоронами супруги. Иоганн уехал в Италию. Вскоре он познакомился с молодой певицей из Германии Анжеликой Дитрих и женился на ней, но этот брак оказался крайне неудачным. Пережить разрыв с предавшей его женщиной Штраусу помогла любимая работа.

Его новую оперетту «Кружевной платок королевы» ждал успех. Прошедшая 1 октября 1880 года премьера сделала театру Ан дер Вин такой кассовый сбор, какого он не видел многие годы.

Во время создания оперетты «Ночь в Венеции» Иоганн увлекся вдовой своего давнего приятеля-однофамильца. Адель ответила на его чувство взаимностью. На этот раз король вальса не ошибся в выборе, Адель стала заботливой и преданной женой, которую ценили все его друзья.

Со временем сбылась еще одна мечта Иоганна Штрауса – он доказал миру, что наряду с танцевальной может писать и серьезную музыку. В 1892 году он представил публике оперу «Рыцарь Пасман». А еще через 6 лет завершил предварительную версию балета «Золушка», до премьеры которого композитор, к сожалению, не дожил. 1899 года он умер от воспаления легких. Его похоронили вблизи могил , Брамса и .

ФАКТЫ

Оперетта «Цыганский барон» поразила почитателей Иоганна Штрауса . Немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал, что после «Волшебной флейты» ни один музыкант не достиг в комической опере тех высот, на которые взлетел Штраус.

Ради единственной поездки в Соединенные Штаты Америки Иоганн Штраус разорвал контракт с российскими Царскосельскими железными дорогами. Предполагалось, что композитор проведет и одиннадцатый летний сезон в Павловске. Однако Штраус направился в Бостон для участия в грандиозном концерте. Там ему предоставили возможность дирижировать оркестром из тысячи музыкантов!

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Иоганн Штраус (сын) краткая биография изложена в этой статье.

Иоганн Штраус краткая биография

Иоганн Штраус-сын - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, «король вальса».

В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. В детстве отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении.

Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки.

В 1844 Штраус получил право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу и между ними началась борьба.

Штраус старший, пользуясь связями, ограничивал выступления сына. А сам продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучшим музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Получив в 1854 году приглашение выступать в России, композитор немедля согласился, оставив в Вене вместо себя брата Йозефа. Польки, вальсы Иоганна Штрауса быстро получили признание.

В 1862 году он женится на Етти Трефц, которая оказала большую поддержку в жизни Иоганна Штрауса.

В 1860-70 годах создаются одни из самых знаменитых произведений композитора: «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай». Выступая в Великобритании, США, Франции произведения Штрауса еще более закрепляют за автором мировой успех. Написанная в 1874 году оперетта Штрауса «Летучая мышь» свою долю популярности получает лишь через 20 лет.

Согласнократкой биографии Иоганна Штрауса, композитор родился в 1825 году в Вене в семье известного композитора. Иоганн Штраус – старший не поощрял музыкальных увлечений младшего сына (кроме Иоганна – младшего, в семье было еще трое сыновей). Он хотел видеть его банкиром. Но, в тайне от отца, будущий композитор учился в музыкальной школе по классу скрипки, а по окончании обучения получил блестящие рекомендации от преподавателей.

Начало профессиональной деятельности

В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром. Мать молодого человека, боясь того, что отец, Иоганн -старший, будет всячески препятствовать выдаче лицензии, развелась с ним. После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода – второй жены).

Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером военного оркестра.

В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший – революцию.

В 1849 году отец умер, исын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.

Пик карьеры

С 1852 года, после того как молодой композитор примирился с императором Франц-Иосифом, Штраус стал официальным придворным композитором. В его работе ему часто помогали братья, с которыми он был в прекрасных отношениях.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, так как был приглашен на должность постоянного дирижера при Павловском вокзале, в г. Павловске.

60-70 года – пик творчества композитора. Он написал лучшие свои произведения – «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», музыкальное содержание которых можно считать поистине патриотическим. В 70-ых годах он отказался от должности придворного композитора (передал полномочия брату) и отправился на гастроли по Франции, Великобритании и США. В это же время он начал писать оперетты. С 1874 по 1895 год он создаст свои лучшие произведения: «Летучая мышь», «Цыганский барон» и другие. В 1895 году композитор отмечал свое 70-летие с размахом. Поздравить его желали все ярчайшие представители европейской аристократии и богемы.

Смерть

Композитор умер в 1899 году (в 73 года) от пневмонии. Похоронен в Вене.

Личная жизнь

Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.

В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.

Другие варианты биографии

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.

В свое время гениального композитора и музыканта Иоганна Батиста Штрауса называли не иначе как «Моцартом вальсов». Он умер, когда ему было всего лишь 45. Он был родоначальником известной музыкальной династии. Но обо всем по порядку.

Тяжелое детство

Иоганн Батист Штраус, композитор, краткая биография которого будет представлена вашему вниманию в статье, появился на свет весной 1804-го в семействе собственника одной из венских гостиниц.

Когда Иоганну было семь, скончалась его мама. Причиной смерти стала лихорадка. А через несколько лет не стало и его отца. Он утонул в Дунае. По неподтвержденным источникам, коммерческое дело папы будущего композитора рухнуло буквально в одночасье. Он был должен многим кредиторам колоссальную сумму и, поняв, что не в состоянии вернуть деньги, решил покончить свою жизнь самоубийством.

Воспитывать юного Иоганна взялся опекун. Именно он отправил несчастного ребенка учиться настоящему и денежному ремеслу. А наставником стал переплетчик книг. Как ученик Иоганн оказался неважным. Он ненавидел это мастерство и вскоре бросил своего мастера. С этого момента он начал брать уроки игры на скрипке.

Новый Паганини

Дело в том, что с ранних лет юный Штраус был невероятно музыкальным. Друг семейства и первый педагог Иоганна рассказывал, как он, будучи совсем маленьким мальчиком, вылезал из-под стола, который находился в трактире отца, и хватал скрипку. Самое главное - ему удавалось безошибочно повторять на этом инструменте мелодию, которая только что была сыграна кабацкими музыкантами.

Немудрено, что при первой же возможности Штраус, биография которого поначалу была весьма непростой, начал пытаться самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. И это ему более чем удавалось. Он играл во многих трактирах столицы Австрии. По словам его современников, юное дарование играло виртуозно, в сумасшедшем темпе и с соответствующим темпераментом. Вскоре посетители венских питейных заведений уже начали сравнивать его с гениальным Паганини.

Женитьба

Логичным завершением карьеры Штрауса как непрофессионального музыканта стало его трудоустройство в известный профессиональный оркестр Йозефа Ланнера. Ему было двадцать лет, и он стал помощником этого дирижера.

В это же время, на этих танцевальных вечерах, он познакомился с некой девушкой Анной. На поверку ее отец оказался владельцем одним из многочисленных кабачков музыкальной Вены. В результате в 1824-м Иоганн и Анна стали мужем и женой. А всего лишь через год у них появился первенец, которого чета нарекла также Иоганном. Впоследствии супруга Штрауса подарила мужу еще четырех наследников. Впрочем, об этом - чуть позже.

Скандал

Тем временем окрыленный счастливым браком Штраус продолжал музицировать с именитым дирижером Йозефом Ланнером. Тандем был более чем успешным и на протяжении четырех лет музыканты дружно и плодотворно трудились на радость искушенной венской публике.

Однако разрыв между этими музыкантами был, скорее всего, предопределен. Дело в том, что талантливый скрипач сочинил свой первый вальс. Но вот на сцене он прозвучал как сочинение Ланнера. Говорят, именно этот факт стал причиной разрыва их отношений. По словам современников, это был настоящий публичный скандал в этом маленьком, но музыкальном государстве.

После этого Иоганн Штраус, биография и творчество которого стали предметом нашего обзора, решил пойти своим путем. Очевидный триумф этого вальса придал ему веру в собственные силы. Он довольно быстро смог собрать свой оркестр. И с упоением начал активно писать - польки, галопы, вальсы…

Апогей противостояния

Несмотря на то что ценители настоящей музыки признавали несомненный талант молодого Штрауса, они не собирались отказываться и от прежнего музыкального гуру - Ланнера. Соответственно, поклонники постоянно сравнивали этих музыкантов. А результатом этого недальновидного и непонятного многим противостояния стало то, что танцующая и поющая Вена раскололась на два противоборствующих лагеря. Речь идет о т.н. «штраусианцах» и «ланнерианцах».

Так, австрийский император Франц I принял сторону знаменитого дирижера. В результате он назначил Ланнера «управляющим придворными балами».

Тем временем талантливый Иоганн Штраус, краткая биография которого интересна многим его поклонникам, тоже не стал сидеть сложа руки. Именно он начал получать больше всего приглашений не только на праздничные мероприятия в Австрии, но и на выступления в других государствах.

Вагнер

Штраус начал играть буквально везде. В 1832-м, когда в стране была страшная эпидемия холеры, ценители классического искусства продолжали ходить на его выступления. Современники отмечали, что в этот тяжелый период для страны Штраус, в действительности, собирал аншлаги. По большому счету, свою славу он снискал непревзойденным стилем игры. Он успевал все - он музицировал и на своей любимой скрипке, и управлял целым оркестром.

Среди очевидцев тех концертов был и великий Рихард Вагнер. Он рассказывал, что каждая пьеса Штрауса стала для него поистине незабываемой. Игра музыканта, когда он дирижировал со своей любимой скрипкой в руках, повергала его в настоящий экстаз. Штраус, по его воспоминаниям, был истинным олицетворением музыкального народного духа Вены.

Триумфальное турне

В середине 30-х гг. XIX столетия Иоганн Штраус, биография которого знала и взлеты, и падения, предпринял большой концертный вояж по европейским странам. Поклонники принимали его с неподдельным восторгом. Газетчики сообщали, что продолжается триумфальное шествие великого композитора, скрипача и дирижера. В результате он давал концерты в таких городах, как Будапешт, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон. Также он выступал и в Бельгии, и в Голландии.

Как итог, акулы пера из западных изданий его начали называть не иначе как «Бетховеном котильонов» или «Моцартом вальсов».

А в 1838-м в столице Туманного Альбиона он был приглашен на коронацию королевы Виктории.

По сути, он стал пионером танцевальной музыки. Дело в том, что такие композиции в те времена вовсе не считались искусством. А Штраусу удалось окончательно сломать эти стереотипы, господствующие в публике.

Особенной популярностью тогда пользовались такие его вальсы, как «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты». А его самым знаменитым творением считалось и считается «Марш Радецкого». Кстати, это произведение стало одним из самых известных и популярных сочинений.

Кстати, когда композитор Штраус, биография которого полна интересных фактов, давал концерты и находился в полнейшей эйфории от своего триумфа, он познакомился с некой Эмилией Трамбуш. В ее собственности была мельница. В результате эта женщина подарила Штраусу семь детей.

Любвеобильный отец

Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь - от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.

Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.

После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.

Крах

Тем временем Йозеф Ланнер скончался. Это был 1843-й. Австрийский император назначил старшего Штрауса на освободившуюся придворную должность. Он стал ведущим виртуозом столицы Австрии.

А через пять лет в Европе разразилась революция, где старший сын и отец оказались по разным сторонам баррикад. Младший Штраус поддерживал повстанцев, а отец - Габсбургов. Как итог, концерты последнего начали игнорировать. Он находился в полнейшей депрессии. В результате глава семейства слег со скарлатиной, а вторая жена, которая испугалась инфекции, покинула дом вместе с детьми.

Анна же с младшим Штраусом, зная о состоянии бывшего мужа, тут же прибыла к нему. К сожалению, они не успели застать его в живых.

Вместо заключения

Иоганн Штраус скончался в 1849-м. Его похороны были поистине грандиозными. По словам современников, присутствовало порядка тридцать тысяч человек. На могиле старший сын Иоганн исполнил реквием Моцарта. Хотя отец и лишил его наследства, он после кончины Штрауса-старшего на собственные деньги смог издать полное собрание музыкальных творений своего гениального отца.

Ежегодно в европейских странах проходит знаменитый музыкальный фестиваль, который называется «Штраус-фестивале». Мероприятие посвящено всему этому творческому семейству.