Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли – Бержер Где расписался моне на картине бар

Эдуард Мане - Бар в Фоли-Берже 1882г

Бар в Фоли-Берже
1882г 96х130см холст/масло
Courtauld Institute of Art, London, UK

Из книги Ревалда Джона. "История импрессионизма" В Салоне 1882 года Мане, идущий теперь вне конкурса, выставил большую картину "Бар в Фоли-Бержер", импозантную композицию, написанную с необычайной виртуозностью. Он еще раз показал силу своей кисти, тонкость наблюдений и смелость не следовать шаблону. Подобно Дега, он продолжал проявлять неизменный интерес к темам современности (он даже собирался написать машиниста на локомотиве), но подходил к ним не как холодный наблюдатель, а с горячим энтузиазмом исследователя новых явлений жизни. Кстати, Дега не любил его последнюю картину и называл ее "скучной и изощренной". "Бар в Фоли-Бержер" стоил Мане больших усилий, так как он начал жестоко страдать от атаксии. Он был разочарован, когда публика снова отказалась понять его картину, воспринимая лишь сюжет, а не мастерство исполнения.
В письме к Альберу Вольфу он не мог удержаться от того, чтобы полушутя-полусерьезно не заявить: "В конце концов я ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую вы напишете после моей смерти".

После закрытия Салона Мане наконец был официально объявлен кавалером Почетного легиона. Как ни велика была его радость, к ней примешивалась некоторая горечь. Когда критик Шесно поздравил его, а также передал ему лучшие пожелания графа Рьюверкерке, Мане резко ответил: "Когда будете писать графу Рьюверкерке, можете сказать ему, что я ценю его нежное внимание, но что он сам имел возможность дать мне эту награду. Он мог сделать меня счастливым, а теперь уже слишком поздно компенсировать за двадцать лет неудач..."

от impression /фр./ - впечатление (1874-1886)

Направление в искусстве зародившееся во Франции. Это название, стиль, оказавший серьезнейшее влияние на развитие мирового искусства, получил благодаря саркастическому ярлыку придуманному критиком журнала "Le Charivari" Луи Леруа. Издевательски усеченное название картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (Impression. Soleil levant) позже превратилось в позитивное определение: в нем ясно отражена субъективность видения, интерес к конкретному моменту постоянно меняющейся и неповторимой реальности. Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление. Импрессионисты старались как можно более точно передать свои впечатления от окружающего мира. Ради этой цели они отказались от соблюдения существующих правил живописи и создали свой метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок, внешнего впечатления от света, тени, их на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето - воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений». Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий - разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой - Оранжевый Красный - Зелёный Жёлтый - Фиолетовый, таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Художники: Поль Сезанн (Paul Cézanne) , Эдгар Дега (Edgar Degas) , Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) , Эдуард Мане (Édouard Manet) , Клод Моне (Oscar-Claude Monet) , Берта Моризо (Berthe Morisot) , Камиль Писсаро (Jacob Abraham Camille Pissarro) , Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) , Альфред Сислей (Alfred Sisley) .

Выставки: Всего было восемь, первая состоялась в 1874 в Париже, в ателье фотографа Надара, бульвар Капуцинок, 35. Последующие выставки, вплоть до 1886, в различных салонах Парижа.

Тексты: Ж.А.Кастаньяри "Выставка на бульваре Капуцинок. Импрессионисты", 1874; Э.Дюранти "Новая живопись", 1876; Т.Дюре "Художники-импрессионисты", 1878.

Описание некоторых произведений:

Пьер Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876. Холст, масло. Париж, Музей д’Орсе. Известное заведение Монмартра "Мулен де ла Галетт", распологалось недалеко от жилья Ренуара. Он отправлялся туда, чтобы работать на , и друзья изображенные на этой картине, нередко помогали ему носить холст. Композиция составлена из множества фигур, она создает полное ощущение толпы, захваченной радостью танца. Впечатление движения, которым полна картина, возникает благодаря динамичной манере живописи и свету, свободно падающему бликами на лица, костюмы, шляпы и стулья. Словно через фильтр он проходит сквозь листву деревьев, меняет хроматическую гамму в калейдоскопе рефлексов. Кажется, что движение фигур продолжают и усиливают тени, все вместе соединяется в тонких вибрациях, передающих ощущение музыки и танца.

Пьер Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876

Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер", 1881-1882. Холст, масло. Лондон, галерея Института Курто. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины Мане - «Бар в Фоли-Бержер», выставленной в Салоне в 1882 году. В картине своеобразно совмещаются и изображение быта, и портрет, и натюрморт, приобретающий здесь совершенно исключительное, хотя и не первостепенное значение. Все это объединяется в сцену современной жизни, с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара?), претворенную художником в образ высокого художественного совершенства. Зеркало позади стойки бара, за которой стоит безымянная героиня полотна, отражает многолюдный зал, светящуюся люстру, ноги повисшей под потолком акробатки, мраморную доску с бутылками и саму девушку, к которой подходит господин в цилиндре. Впервые зеркало образует фон всей картины. Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращается в искрящуюся гирлянду огней и цветовых бликов. И зритель, стоящий перед картиной, вовлекается в эту вторую среду, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным миром. Прямой взгляд модели нарушает обманчивую отрешенность (l’absorption) - традиционный прием реперзентации главного героя картины, сосредоточенно занятого своими делами и как будто бы не замечающего зрителя. Здесь, напротив, Мане использует прямой обмен взглядами и "взрывает" замкнутость изображения. Зритель вовлечен в интенсивный диалог и принужден объяснить то, что отражается в зеркале: взаимоотношения кельнерши и загадочного персонажа в цилиндре.

Сюжет

Большую часть полотна занимает зеркало. Оно не только является предметом интерьера, придающим глубину картине, но активно участвует в сюжете. В его отражении мы видим то, что происходит с главной героиней в действительности: шум, игра огней, обращающийся к ней мужчина. То же, что Мане показывает как реальность, является миром грез Сюзон: она погружена в свои мысли, отрешена от суеты кабаре — словно окружающий вертеп совершенно ее не касается. Явь и сон поменялись местами.

Эскиз картины

Отражение барменши отличается от ее реального тела. В зеркале девушка кажется полнее, она склонилась к мужчине, слушая его. Клиент же рассматривает как товар не только то, что выставлено на стойке, но и саму девушку. Об этом намекают бутылки шампанского: им самое место в ведре со льдом, но Мане оставил их так, чтобы мы видели, как их форма похожа на фигуру девушки. Можешь купить бутылку, можешь бокал, а можешь и ту, кто эту бутылку для тебя откупорит.

Барная стойка напоминает натюрморты в жанре vanitas, который отличался морализаторским настроением и напоминал, что все мирское — проходяще и бренно. Фрукты — символ падения, роза — плотских утех, бутылки — упадка и слабости, увядающие цветы — гибели и увядающей красоты. Пивные бутылки с этикетками Bass говорят, что англичане были частыми гостями в этом заведении.


Бар в Фоли-Бержер, 1881

Электрическое освещение, так ярко и четко выписанное на картине, является, пожалуй, первым подобным изображением. Подобные лампы в то время только становились частью повседневности.

Контекст

Фоли-Бержер — место, отражавшее дух времени, дух нового Парижа. Это были кафе-концерты, сюда стекались прилично одетые мужчины и неприлично одетые женщины. В компании дам полусвета кавалеры выпивали и закусывали. На сцене тем временем проходило представление, номера сменяли друг друга. Приличные женщины в подобных заведениях не могли появиться.

Кстати, открывалось Фоли-Бержер под именем Фоли-Тревиз — это намекало клиентам, что «в листве Тревиз» (так переводится название) можно скрыться от назойливых взглядов и предаться веселью и наслаждениям. Здешних барменш Ги де Мопассан называл «продавщицами напитков и любви».


Фоли-Бержер, 1880

Мане был завсегдатаем Фоли-Бержер, но картину писал не в самом кафе-концерте, а в мастерской. В кабаре он сделал несколько эскизов, Сюзон (она, кстати, и правда работала в баре) и друг, военный художник Анри Дюпре позировали в студии. Остальное было восстановлено по памяти.

«Бар в Фоли-Бержер» стал последней большой картиной художник, который умер через год после ее завершения. Надо ли говорить, что публика увидела лишь нестыковки, недоработки, обвинила Мане в дилетантстве и считала его полотно как минимум странным?

Судьба художника

Мане, принадлежавший к высшему обществу, был enfant terrible. Он не желал учиться ничему, успехи были посредственными во всем. Отец был разочарован поведением сына. А узнав о его тяге к живописи и амбициях художника, и вовсе оказался на грани катастрофы.

Был найден компромисс: Эдуард отправлялся в плавание, которое должно было помочь юноше подготовиться к поступлению в морское училище (куда, надо сказать, он не смог попасть с первого раза). Однако из вояжа в Бразилию Мане вернулся не с задатками моряка, а с набросками и эскизами. На этот раз отец, которому эти работы понравились, был благосклонен к увлечению сына и благословил его на жизнь художника.


, 1863

Ранние работы говорили о Мане как о подающем надежды, но ему не хватало своего стиля, сюжетов. Вскоре Эдуард сосредоточился на том, что знал и любил больше всего — жизни Парижа. Прогуливаясь, Мане делал зарисовки сцен из жизни. Такие скетчи современники не воспринимали как серьезную живопись, считая, что подобные рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Позднее это станут называть импрессионизмом. А пока Мане вместе с единомышленниками — Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега — доказывают свое право на свободное творчество в рамках созданной ими батиньольской школы.


, 1863

Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

Легендарное кабаре Фоли Бержер (Folies Bergère), которое скоро отметит 150-летний юбилей, находится в самом центре Парижа неподалеку от Монмартра. Здание кабаре, построенное архитектором Плюмре по образцу театра Альгамбра в Лондоне, легко узнаваемо благодаря большому панно с танцовщицей на фасаде.

Фоли Бержер – современная площадка для творчества

Хотя помещение Фоли Бержер давно требует некого обновления и косметического ремонта, это отнюдь не уменьшает количества его зрителей, а скорее наоборот, добавляет атмосферности и колорита. Многочисленные посетители восхищаются мерцающими золотом стенами, дорогим интерьером холла в желто-голубых тонах и роскошной лестницей, ведущей в зрительный зал.

Одно из старейших парижских кабаре неизменно следует своим традициям: здесь до сих пор регулярно проходят концерты музыкальных групп, яркие танцевальные шоу, спектакли и выступления комиков. В репертуаре Фоли Бержер десяток динамичных спектаклей, среди которых особо популярны танцевально-цирковое шоу с элементами эротики Ohlala, музыкальный спектакль Jersey Boys и шоу фокусников The Illusionists.

История кабаре

Датой рождения Фоли Бержер принято считать 1 мая 1869 года. Именно тогда на пике популярности варьете в Париже был открыто еще одно заведение, завоевавшее сердца парижской публики. Однако тогда кабаре называлось Фоли Тревиз (Folies Trevise) и своим названием было обязано улице rue Trevise, на которой располагался вход для работников заведения. Смена названия на Фоли Бержер произошла по инициативе герцога де Тревиза. Он был категорически против того, чтобы заведение подобного рода носила его имя, поэтому кабаре переименовали в честь соседней улицы rue Bergere.


Кроме обеда посетители кабаре отдельно оплачивали представление, во время которого могли свободно перемещаться по залу, курить и вести беседы за своими столиками. В Фоли Бержер царила непринужденная атмосфера: под бокал вина зрители наслаждались танцевальными и гимнастическими номерами, а также выступлениями фокусников.В годы франко-прусской войны кабаре временно использовалось для собраний, на которых выступали многие известные личности того периода.

Начало этапа головокружительного успеха кабаре приходится на 1871 год. После того, как предприниматель Лион Сари приобрел Фоли Бержер, популярность заведения стремительно выросла. Он организовал в концертном зале зимний сад и просторный холл. В 1886 году художественный руководитель кабаре Эдуард Маршан придумал для знаменитого кабаре новый формат выступлений – ревю мьюзик холла. Шоу включало не только танцевальные элементы, но и выступления певцов и комиков. Между номерами на сцене выступали конферансье с короткими монологами и пародиями на политиков.


На фоне растущей популярности кабаре было принято решение увеличить зрительный зал почти в два раза и украсить фасад панно в стиле арт-деко, автором которого является скульптор Пико.

Знаменитости в Фоли Бержер

Об успехе кабаре свидетельствует тот факт, что известный художник Эдуард Мане посвятил ему одну из своих работ. На знаменитой картине «Бар в Фоли Бержер», написанной в 1881 году, изображена официантка Сюзон, а за ее спиной – большое зеркало, в котором видны многочисленные посетители.

Мьюзик холл стал стартовой площадкой для многих известных артистов. В разное время на его сцене побывали певец-актер Морис Шевалье, актер Жан Габен, певица Мистенгетт, французская писательница Колетт и сам великий Чарли Чаплин. Афроамериканка Жозефина Бейкер, талантливая джазовая певица и танцовщица, принесла заведению огромную популярность в начале прошлого века, завоевав среди зрителей прозвище «черная жемчужина».


Здесь также выступали комик Бенни Хилл, актер-мим Марсель Марсо, певцы Фрэнк Синатра, Ив Монтан, Элтон Джон и многие другие знаменитости.

До сих пор Фоли Бержер продолжает пользоваться популярностью среди ценителей атмосферы классических кабаре, привлекая посетителей яркими танцевальными шоу и музыкальными спектаклями.

Как добраться

Адрес: 32 Rue Richer, Paris 75009
Телефон: +33 1 44 79 98 60
Сайт: www.foliesbergere.com
Метро: Cadet
Автобус: Provence - Faubourg Montmartre, Petites Ecuries
Обновлено: 03.08.2016