Из чего состоит гитара: основные части акустических и электрогитар. Строение гитары Из какого дерева изготавливают деки

Классическая (испанская, шестиструнная) гитара — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — e 1 , h, g, d, A, E (ми первой октавы, си, соль, ре малой октавы, ля, ми большой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Характерные особенности

Классическая гитара это акустический инструмент, звук которого усиливается лишь деревянным корпусом гитары.

Используются струны из синтетики, нейлона, реже — карбона. В очень редких случаях — струны из кишок животных (жильные струны). Существуют модели шестиструнной гитары с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.

Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.

Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует больших усилий при игре (например, для баррэ).

Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.

Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Это больше соответствует строгому дизайну гитары. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать.

У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.

Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.

Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка) — или контактные датчики.

Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.

Составные части классической гитары

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В ее очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см.

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (черного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих ее деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (черного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.

Поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

Верхняя дека - основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…

Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).

То же самое можно сделать и полуфуганком.

Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.

Склеиваем деку в «вайме».

Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.

Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.

Теперь готовим инструмент для врезки розетки.

Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.

Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет - слишком толстый и грубый инструмент.

Получаем вот такой контур розетки.

Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.

Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали - прорезаем «балериной».

Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.

Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.

примеряем розетку «на сухую».

Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…

Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.

…и зажимаем струбцинами.

Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»

Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.

Удаляем вырезанный круг.

Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…

Следующий этап - приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.

Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.

Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит - ну и ладно. Сколько мастеров - столько и мнений.

Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…

__________________
Автор статьи: . Сайт: www.babichew.net

Дата публикации: 11.02.2012

Комментарии:

    Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?

    Комментарий by Андрей — 18.08.2013 @

    При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента(гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева(общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.

    Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.

    Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.

    Из чего же всё-таки делаются деки? шпон, массив, ламинат? из чего на изображении сделана дека? это массив или фанера? нигде не могу найти конкретного ответа, одни поверхностные » ель, кедр, сосна» а массив или шпон, или что -то другое, никто не пишет…

    Комментарий by Дмитрий — 04.01.2014 @

    Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой(не уточняя, что это фанеровка.)
    По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus - твердый, прочный, массивный).

    здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
    могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.

    Комментарий by Шухрат — 03.02.2014 @

    Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
    Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
    Удачи Вам, Шукрат.

    Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
    Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?

Скрипки, контрабаса, виолончели или других струнных. Опытные мастера могут изготовить гитару самостоятельно, выбрав правильное дерево для деки. Разберемся с тем, что представляет собой дека гитары, и узнаем, где еще применяется это слово.

За что отвечает корпус гитары

Обратимся к физическим законам. Именно им подчиняется звучание гитары. Согласно им, дека - это усилитель звука колебания струн. Действует это просто: вы трогаете струну, и она начинает колебаться. Ее движения передаются в корпус инструмента и выходят обратно через резонаторное отверстие, усиленные в несколько раз.

Во время выбора гитары необходимо обращать внимание на соединение частей корпуса и качество изготовления дек и обечайки. Корпус гитары состоит из верхней и нижней деки, которые соединены между собой обечайкой. Форма дек и резонаторного отверстия зависит от типа гитары. Это может быть:

  • укулеле (гавайский четырехструнный инструмент, на таком играла Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»);
  • классическая ;
  • дредноут;
  • джамбо;
  • флэттоп;
  • Добро (ударение на первый слог);
  • цыганская джазовая;
  • электроакустическая (может не иметь резонаторного отверстия).

Отвечает за особенности ее звучания и области применения. Также у гитар разных форм могут быть разные резонаторные отверстия.

Из какого дерева изготавливают деки

Для качественных музыкальных инструментов не выбирают фанеру. Она хороша только для любительских недорогих моделей. Ниже мы рассмотрим различия в звучании фанеры и массива, а пока вернемся к выбору правильной древесины.

В зависимости от расположения деки в инструменте взять для их изготовления можно разное дерево. Чаще всего используют:

  • палисандр;
  • красное дерево;
  • кедр;
  • клен.

Некоторые производители могут применять для создания инструмента более экзотические виды древесины, но в большинстве моделей используются именно эти сорта.

Нижняя дека

Она представляет собой сплошную с виду деталь, не имеющую никаких дополнительных элементов. Она сложна тем, что дерево по той детали должно иметь разную толщину. Иногда в средней и нижней части разница величин достигает всего нескольких десятых миллиметра. Лучшая дека (нижняя ее часть) изготавливается из Однако некоторые производители в последние годы стали использовать для этой детали углепластик или другие сорта древесины. Необычным вариантом является индийское розовое чайное дерево.

Обратите внимание, что обечайка, которая помогает соединять верхнюю и нижнюю деки, должна быть выполнена из того же материала, что и задняя часть корпуса. Обечайка помогает сделать корпус объемным и задает его форму. Она позволяет получить сильное и качественное звучание.

Верхняя дека

Верхняя часть корпуса струнного музыкального инструмента имеет более сложное устройство. Ведь на ней располагаются приспособления для установки струн, резонаторное отверстие и другие важные элементы. Если при изготовлении верхней деки будет нарушена технология, то инструмент можно будет выбросить - хорошего звучания от него не дождешься.

Верхняя дека - это главная деталь гитары. Именно ей уделяется больше всего внимания при производстве. Лучшие всего делать ее из ели. Ведь именно это дерево лучше всего звучит. Именно при помощи ели можно сделать качественный инструмент, который отличается чистым и звонким звуком.

Резонаторное отверстие

Это одна из важнейших деталей, располагающаяся на верхней деке. Ее также часто называют голосником - деталь, которая дает инструменту голос. Самый распространенный вариант - круглое отверстие в корпусе. Однако фото деки позволяют нам увидеть, что круглый голосник - это не единственный возможный вариант. Можно встретить инструменты, имеющие:

  • f-образные прорези;
  • несколько малых круглых отверстий разного диаметра, располагающихся сбоку от струн;
  • необычное по устройству отверстие гитары Добро (его лучше всего увидеть на фото);
  • овальное у цыганского инструмента;
  • небольшое овальное (располагается под струнами) у джазовой;
  • нестандартные и необычные фирменные варианты.

Резонаторное отверстие необходимо для поглощения звука и его передачи после усиления внутри корпуса. Его нельзя прорезать по своему желанию где угодно, важно правильно рассчитать положение голосника, исходя из формы гитары и вида дерева, из которого она сделана.

Виды розеток

Одна и самых незначительных деталей инструмента - это ее розетка. Это накладка, которая придает гитаре эстетичный и необычный вид. Мастера выполняют ее:

  • из дерева;
  • перламутра;
  • бумаги.

На дешевые инструменты розетка наклеивается, а на более дорогие врезается. Завершает работу по отделке верхней деки создание лакового покрытия. Часто мастера наносят на розетку свои фирменные знаки или специфические узоры.

Капля

Этот элемент верхней деки пришел к нам от классических струнных инструментов, на которых играют смычком. Там она имеет несколько другую форму и располагается под подбородком у музыканта. Если рассматривать именно гитару (она является наиболее популярным струнным инструментом, поэтому мы и ведем речь о ней), то у нее капля располагается под рукой играющего. Она представляет собой накладку, которая приклеена к верхней деке. Цвета ее могут быть самыми разнообразными, любители используют каплю как дополнительный способ самовыражения.

Она необходима, не только для обеспечения приятного внешнего вида инструмента. Ее изначально поместили на корпус, чтобы дека при игре медиатором не теряла свой внешний вид. Не запрещено использовать каплю на классических инструментах, так как при правильном выборе она не существенно меняет внешний вид гитары.

Подставка и порожек

Кроме нескольких эстетических элементов верхняя дека оборудована важной функциональной деталью - подставкой для струн. Она располагается на верхней части корпуса любого струнного инструмента: скрипки, виолончели, контрабаса, балалайки, домры и других. Этот элемент важно изготовить правильно. Ведь на ней струны должны удерживаться во время игры при помощи специальных кнопок.

Часто подставкой называют порожек, удерживающий струны на расстоянии от корпуса и грифа. Оба этих элемента располагаются на деке, но они отвечают за разные функции. Интересно, что фирмы по производству музыкальных инструментов редко играют с внешним видом деки (кроме случаев, когда иную форму нужно придать из-за особенностей модели), однако форма подставки может без слов назвать изготовителя. Яркий пример тому - фирма Dean, которая изготавливает подставки под струны в форме изогнутого треугольника.

Отличия звука гитары с декой из фанеры и массива

Термин «дека» мы чаще всего слышим именно в связи с гитарой. Одной из самых популярных тем на форумах является поиск отличия в звучании корпуса, изготовленного из фанеры и массива дерева. Труднее всего найти отличия звучания любителю. В то время как профессионал, даже не видя инструмента, может определить, из благородного ли материала изготовлен ее корпус:

  • дека из фанеры дает поверхностный звук (его часто характеризуют как дешевый);
  • древесина дает возможность получить глубокое красивое звучание.

Важно знать, что точно определить звуковые характеристики можно только в помещении с хорошей акустикой. Из всех струнных инструментов любителю легче всего понять отличия в звучании при испытании скрипки. Даже люди, не умеющие играть, смогут оценить достоинства деки хорошей скрипки из красного дерева.

Где еще используется название «дека»

Термин «дека» используется не только в музыке (хотя в этой отрасли он более популярен и известен). Это слово вы можете встретить во многих профессиональных сферах:

  1. Скейтбордисты позаимствовали термин «дека» у музыкантов. Так они называют основную часть доски. Этот термин используют спортсмены, катающиеся и на лонгборде.
  2. Математики и физики используют слово «дека» в качестве приставки. Она означает увеличение в десять раз и произошла от геометрической фигуры декаэдр.
  3. Меломаны используют жаргонное выражение «дека» в качестве названия от магнитофона-приставки. В этом случае происхождение слова английское - от tape deck.
  4. Военные декой называют верхнюю часть донных танков. Моряки имеют однокоренное называние «дек», употребляющееся для обозначения палубы военных парусных судов.

Это слово многим известно и как имя собственное. Так, например, для любителей пива «Дека» - это одна из российских компаний, производящих этот пенный напиток. Ее хорошо знают люди, проживающие в Новгороде. Кроме того, именно эта компания выпускает 32% от всего бутилированного кваса в России. Ей принадлежат марки:

  • «Никола».
  • «Добрыня Никитич».
  • «Большой».
  • «Степан Тимофеевич».
  • «Русский дар».

У строителей на слуху система «Дека». Это водопроводное оборудование одной из немецких марок, которое отличается своим высоким качеством. Оно изготовлено из винила. Сейчас компания открыла несколько собственных производств в России и изготавливает не только водостоки из винила, а имеет широкий выбор сайдинга разных цветов и гибкую черепицу.

Владельцы частных домов, которые имеют систему водоснабжения, рано или поздно задумываются об установке современного септика. Одной из распространенных моделей является «Дека-5». Его мощности достаточно для работы в доме с постоянным проживанием. Отечественный производитель DEKA разработал этот вариант с учетом залпового сброса воды до 344 литров, то есть вы можете одновременно включать посудомоечную и стиральную машины, мыться и пользоваться другой сантехникой. Система выдержит даже серьезные нагрузки.

«Дек Трекер» - что это?

Еще одно значение терминов «дек» или «дека» получило распространение с помощью любителей компьютерных игр. В Hearthstone дека является сленговым обозначением карт или колоды. Именно из этого игрового мира пошел термин «Дек Трекер». Так называют программу, способную отслеживать вышедшие из игры и оставшиеся в колоде карты.

Законность использования таких программ до сих пор остается под вопросом. С одной стороны, разработчики Hearthstone утверждают, что это стороннее приложение использовать можно (ведь оно не действует на игру, а лишь делает то, что игрок может самостоятельно фиксировать при помощи ручки и бумаги). Однако последние новости говорят об изменении отношения владельцев игры к «Дек Трекерам». Сейчас их использование может привести к блокировке игрового аккаунта.

Гитара производит звук в результате вибрации своих струн. Не так очевидно то, что существенную роль играет способность верхней деки усиливать звук. На самом деле, вибрация верхней деки - один из наиболее важных факторов в звуке гитары. Гитары из массива дерева предлагают более богатый звуковой и более широкий динамический диапазоны. Все гитары Seagull сделаны с проверенными давлением верхними деками из массива дерева. Каждая такая дека проверяется давлением чтобы гарантировать её высший уровень жесткости и твёрдости наряду с максимальной гармонической вибрацией. Это улучшает звук, проектирование и резонанс, что, в свою очередь, приносит пользу игроку и увеличивает продолжительность жизни гитары. Твердое, прямое волокно в этой древесине имеет уникальную комбинацию силы и гибкости. Верхняя дека достаточно сильная — параллельно волокнам — чтобы противостоять напряжению струн, и в то же время она достаточно гибкая — перпендикулярно волокнам — чтобы свободно вибрировать.

Многослойная изогнутая верхняя дека

Верхняя дека гитары - часть инструмента, наиболее влияющая на звук. Небольшое выгибание верхней деки выше резонаторного отверстия уменьшает давление, созданное грифом, и увеличивает структурную целостность верхней деки, что позволяет допускать использование более тонких и менее укрепленных дек. Многослойная изогнутая верхняя дека имеет превосходную стабильность в верхней части, и сила и проектирования становятся возможными, оставляя главную грань ниже резонаторного отверстия. Эта область вокруг моста - самая активно вибрирующая часть верхней деки.

Крепления из адирондакской ели.

Крепление для новых гитар Seagull - радиальнораспиленная адирондакская ель, вырезанная и выточенная так, чтобы точно соответствовать искривлению верхней деки. Твердость и легкий вес адирондакской ели идеально подходят для материала крепления. Это обеспечивает необходимую силу для сопротивления натяжению струн, не придавливая верхнюю деку и позволяя ей быть более отзывчивой и свободно вибрировать.

Верхняя дека из ели или из кедра?

И кедр, и ель имеют одинаковые достоинства с точки зрения лучшего звука и способности стареть. Кедр имеет тенденцию производить более теплый звук и стареть быстрее, чем ель. Ель более яркая по звучанию, и стареет медленнее. Визуально, кедр имеет более темный цвет с более тонкими волокнами. Ель - очень светлая с немного более широкими волокнами.

"Старение"

Деки из массива вибрируют намного более свободно, чем деки из многослойной древесины. Это приводит к более богатому звуку, лучшему динамическому диапазону и лучшему балансу тона. Дека из массива не только лучше звучит первоначально, со временем от игры колебания на гитаре приводят к всё более свободной вибрации. Это явление называют «старением», что означает что, чем больше на гитаре играют, тем лучше гитара будет звучать. Важно не забывать: для гитары «стареть» означает, что на ней играют. Гитара, оставленная в кейсе на 5 лет, станет старше, но она не будет «стареть».

Bookmatched (Состыковывание «в ёлку»)

Верхняя дека начинается как единый кусок дерева, разрезанный пополам — как книга — и затем склеенный. Этот метод вызывают "bookmatching" (состыковывание рисунка волокон «в ёлку») и приводит к тому, что узор волокон одинаков по всей поверхности верхней деки.

Особая Финишная Отделка (Custom Polished Finish)

Custom Polished Finish - эстетически самая красивая финишная отделка акустических гитар, которую когда-либо производила компания. Эта отделка обеспечивает сопротивление общему износу гитар, не жертвуя при этом невероятным звуком этих инструментов. В отличие от "толстой” полиэстровой финишной отделки, которая ослабляет естественный звук верхней деки из массива дерева, Custom Polished Finish позволяет гитаре дышать и вибрировать свободно, производя истинный звук древесины. Это в свою очередь способствует наиважнейшему процессу "старения", в котором гитара будет на самом деле звучать тем лучше, чем больше на ней играют. Отполированная и отшлифованная между каждым слоем, непараллельная красота Особой Финишной Отделки напоминает о традиционной французской полировке 19-го века. Этот "финиш" придает полуматовым моделям великолепный атласный блеск, а моделям HG (High-Gloss - глянцевым) - блестящее сияние, а также подчеркивает все мелкие детали натуральной древесины, из которой создан инструмент.

Наклон грифа

Чтобы наслаждаться всеми преимуществами хорошо обработанного грифа, необходима особая осторожность при соединении его с корпусом гитары. Угол присоединения грифа гитары — часто вызываемый "наклон грифа" — играет важную роль в звучании инструмента. Проще говоря, если гриф слишком сильно наклонен к задней части гитары, то гитара будет терять свой бас и звучать дребезжаще. Если наклон грифа будет слишком далеко выдаваться вперед, гитара будет терять свой высокочастотный ответ и звук будет грязным. Система крепления грифа Seagull обеспечивает правильный угол наклона грифа. Это также обеспечивает дополнительное преимущество для превосходной энергетической передачи между грифом и корпусом, потому что гриф присоединен к корпусу с чистым соединением "древесина-в-древесину". Нет никакого связующего звена, которое воспрепятствовало бы вибрации между пяткой грифа и корпусом гитары.

Система двойного анкерного стержня

Большинство гитар использует корректируемый металлический прут в грифе, называемый анкерным стержнем. Анкерный стержень обычно используется, чтобы выправить гриф, когда он немного наклоняется из-за натяжения струн и изменений во влажности. При традиционной фиксации, в случае, когда гриф наклоняется назад, нужно ослабить анкерный стержень и позволить натяжению струн вернуть гриф к его идеальной форме. К сожалению, это не всегда работает, и вот поэтому мы используем двойной анкерный стержень в грифах Seagull. Стержень изгибается в обоих направлениях, что обеспечивает беспрецедентное управление грифом, изгибается ли он вверх или вниз.

Интегрированное крепление грифа Seagull

Комфорт, звук, и стабильность - вот три ключевых компонента, которые мы хотим иметь в грифе гитары. Интегрированная система крепления грифа допускает более последовательное и стабильное крепление, значительно уменьшая деформирование и скручивание грифа, в основном связанное с изменениями в климате.