Из истории эпистолярного жанра. Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти" Форма работы музей в чемоданчике

Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.

Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма

Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда “малые формы” стали особенно популярны, возник даже жанр беллетристического, фиктивного письма, вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром античного романа. Писание писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежала таким образом области словесного искусства .

Письмо приспособлено к передаче возможно большей и разнообразной информации в возможно меньшем объеме послания. Подобная «экономность» сообщения закрепилось исторически: ведь частная переписка отражает всю повседневную жизнь людей за пределами их официальных отношений, а это огромный комплекс эмоций, размышлений, поступков.

Значение частных писем больше, так как интимная беседа позволяет о многом говорить открыто, поднимать вопросы, которые публично ставить нельзя - политические, философские, исторические. То есть эпистолярная литература открывала возможность для обмена мнениями по проблемам, которые считались недискуссионными.

Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Например, статьи Н.В.Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» являются отрывками из личных писем автора. Личные письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова, В.А.Жуковского и многих других писателей читали в свое время в кружках и салонах как литературные произведения. А сами авторы писали письма не с меньшим старанием, чем свои художественные произведения. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.

Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.

Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.

Творческая интеллигенция была носителем элитарной речевой культуры, что проявлялось, прежде всего, в особом языковом вкусе, то есть в системе идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном языке, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения. Именно в дружеских письмах, характерной чертой которых являются «раскованность», содержательная свобода, доверительно-дружеские отношения между коммуникантами, раскрывается «секрет» использования языка, обнаруживается система речевых предпочтений.

Дружеская переписка носила не только интимный характер, но и становилась своеобразной формой общественно-публицистических и литературных бесед, являясь творческой «лабораторией», в которой формировался русский литературный язык, наиболее полно раскрывалась языковая личность. Дружеские письма творческой интеллигенции - это своеобразные документы эпохи.

Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо - не только историческое свидетельство: оно имеет свое отличие от любого другого письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов. Письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему и предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности.

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти» Цель: Расширение знаний школьников по истории Отечества через поэзию и музейное дело. Задачи: ­ познакомить ребят с предметами солдатского быта; ­ воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения; ­ развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально­образное восприятие представленных предметов и событий. Оборудование: ­ старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, копия фронтового письма­треугольника, солдатский ремень. Учитель Стихотворение «ЧЕМОДАН» Симонов К. М. Как много чемодан потертый может Сказать нам о хозяине своем, Где он бывал и как им век свой прожит, Тяжел он или легок на подъем! Мы в юности отправились в дорогу, Наш чемодан едва набит на треть, Но стоит нам немного постареть, Он начинает пухнуть понемногу. Его мы все нежнее бережем, Мы обрастаем и вторым и третьим, В окно давно уж некогда смотреть нам, Нам только б уследить за багажом. Свистят столбы, летят года и даты. Чужие лица, с бляхой на груди, Кряхтя, за нами тащат позади Наш скарб, так мало весивший когда­то. Стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане» Где­то в дальнем углу антресолей Дерматиновый, пылью покрытый, Чемоданчик потертый, забытый. В нем хранятся обрывки историй. Сегодня мы с вами попытаемся представить себе быт простого солдата. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти». Учитель задаёт наводящий вопрос, чтобы ребята поняли о каком предмете пойдёт речь: «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это? В случае, если ребята не угадали, даём вторую подсказку: «Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»

Ученики – это котелок. Учитель Котелок армейский ­ удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку. Ученик – читает стихотворение о солдатском котелке. Надпись на солдатском котелке Ты был на Кубани со мной и в Крыму, В горах и долинах Европы – И ты закоптился в походном дыму, Помялся в атаках, в окопах. Все годы войны неразлучно со мной Прошёл ты сквозь стены пожарищ. Поил ты солдата живою водой, Мой спутник, мой верный товарищ! И я не счищаю нагар фронтовой – Твою биографию боя... Побудь напоследок, товарищ, со мной, Побудь напоследок со мною. 1984 г. В. Кузнецов Учитель Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это? Ученики Это фляжка для воды. Учитель Армейская фляга Армейская фляга (солдатская) образца 1935 года, выполнена из пищевого алюминия и имеет овальную форму. Объем фляги 0,7 литра, покрыта она краской защитного цвета, но также встречаются не окрашенные. Переносица фляжка в брезентовом чехле, раскраска которого бывает довольно разнообразной. При ношении в чехле на поясе, не очень удобна во время бега, ощутимо бьет по телу. Чтобы жидкость не нагревалась чехол можно намочить, фляга должна охлаждаться за счет испарения жидкости из ткани. Армейская фляга пластикатовая Эта фляга была разработана для солдат проходящих службу в местах с жарким климатом. Каждому выдавалось по две фляжки объемом 1,5 литра. Фляжка крепилась к ремню на

поясе в брезентовом чехле. Фляга комплектовалась пластиковым стаканчиком, который при транспортировке накрывал горлышко. В основном применялась в Афганистане и Таджикистане. Стихотворение о фронтовой фляге Жизнь катится неумолимо! Рубцы от шрамов оставляя в чьих­то душах. И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне Секунд шуршанье заставляет слушать. И лишь альбом семейный переполнен, От времени там фото пожелтели Глаза родные нам позволит вспомнить, И руки, те, что в детстве всех нас грели. А фото, там где Дед в военной форме, Стоит с медалями и флягой на ремне, Не даст забыть, который раз напомнит, Что воевал он и был ранен на войне. А флягу ту, мой Дед оставил сыну, А мне Отец её когда­то подарил. И пусть века, года, мгновения застынут В военных письмах, в строчках выцветших чернил! И флягу эту, русского солдата Мне так хотелось сыну передать... Но жизнь сложилась по­другому, значить надо Мне жить за всех и Деда поминать... Учитель Кто такая? Каши зачерпнёт И отправит в рот Стихотворение о солдатской ложке На привале, на лужайке Потихоньку травят байки Чтоб немножко отдохнуть, Щей горяченьких хлебнуть. К голенищу сапога Тихо тянется рука. Она ложку достаёт, И обедает весь взвод. Этот мирный агрегат Накормить солдата рад. Пусть едят богатыри, Силы им всегда нужны, Мать­Россию защищать, Нужно силой обладать. Родина у нас одна Нам дана на все века! Чтоб оружие держать, Надо силой обладать!

Ложка силой наполняет. С автоматом наравне Служит ложечка стране! Стихотворение Климовой Н. В. На фронте у каждого солдата или офицера имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Солдат на фронте без ложки ­ голодный солдат, а голодный солдат ­ не боец. Потому они всегда держали ложку при себе за голенищем сапога, за поясом. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать. Бытовало поверье – если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Солдаты охотнее подписывали личные вещи ­ котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. Мы часто слышим, что сейчас поисковые отряды молодежи находят на местах захоронений немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя. Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста, Но солдату эта ложка очень ­ очень дорога! С ней солдат не расстаётся На привале и в бою. Алюминиевая ложка помогает жить ему. Ведь без ложки и без щей Будет наш солдат слабей! А ему слабеть нельзя За плечами вся страна, За солдатом вся Россия И ему нужна так сила! С автоматом наравне Ложка служит всей стране! Стихотворение Климовой Н. В. Учитель Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень. Монолог солдатского ремня Я сверкаю бляхой на параде, мной гордятся те, на ком я есть. В доблестном строю, да и в засаде все меня носить сочтут за честь. Да, уход за мною очень тяжкий. Чтобы я всегда на вас сверкал ­ нужно пастой ГОИ* чистить пряжку. И не надо будет вам зеркал. Я устроен так для подпояски, чтобы не топорщился мундир, но поверьте, мной без всякой смазки можно урезонивать задир. Я порой бываю толстокожим,

но на помощь к вам всегда приду и врагам легко начищу рожи, там же отпечатаю звезду. Я ­ предмет для всех необходимый, как для танка толстая броня. Ведь стране не быть непобедимой без меня ­ солдатского ремня! Виктор Бойков Учитель А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким? Ученики – предполагают, что это письмо. Учитель В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса ­ номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто­то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. Стихотворение о солдатском письме Нет, не ракета, А письмо солдата, Всё, чем дышала раненая грудь, Написано, отправлено когда­то, Оно летит, и бесконечен путь. Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны, Я пишу тебе, мама, глазами на облаке Последнее в жизни письмо. Над моей головой расцвёл красный мак, Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок. Но ведь сил нет таких – до него дотянуться. ­ Как его имя? Фамилия? У него сотни имён, тысячи фамилий. У него светлые или чёрные волосы, Белая или смуглая кожа. Широко распахнутые серые или карие глаза.

Ему 17, 20, а может 30… Может он шагнул прямо из­за школьной парты. Он в разном звании, этот солдат. Он разный, у него много лиц, фамилий и званий И в то же время он один во всех лицах, Наш неизвестный доблестный солдат. Вещевой мешок армейский с которым когда­то солдаты прошли не одну боевую схватку ­ очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800­ 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок. Учитель Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это? Ученики Это свеча? Учитель Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их… Война закончилась. И заживают раны, И в День Победы по восторженной земле, Блестя наградами, шагают ветераны, Фронтовики, герои, совесть наших дней Война закончилась. Но с каждым годом Редеет славная гвардейская родня, И все цветы свои весна в венок вплетает И с ним склоняется у Вечного огня!

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е. уметь, выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы:

  • целеполагание, организация обучения, т.е. конструирование системы занятий,
  • методика проведения отдельных занятий,
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Главное мое педагогическое кредо – формирование человека. Для меня важна не только физика, но и человек, познающий ее, постигающий вместе с наукой и себя, развивающийся как личность. Одним из способов соединить воедино физику и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей может быть музейных экспозиций и организация экскурсий-лекций по ним. Хочу заметить, что в моем рабочем кабинете, в прочем, как и в любом кабинете физики, для организации выставок недостаточно места. Выход из этой ситуации достаточно прост: организовать сменные тематические выставки, а накопленный материал и экспонаты хранить, условно говоря, в чемоданах.

Все началось с коллекции электрических лампочек накаливания, о которых идет речь на уроках физики в 8 классе. Сначала интересно было рассматривать лампы, имеющие различные формы и размеры колб, а затем мы свое внимание переключили на лампы, имеющие в основе своей работы различные физические явления. Так наша коллекция пополнилась люминесцентными и галогенными лампами, светодиодами, энергосберегающими лампами, газоразрядными трубками. А дальше больше: коллекцию пополнили не только бытовые лампы, но и автомобильные, рекламные силиконовые трубки со светодиодами, радиолампы и т.д. В результате коллекция “выросла” из одной коробки и заняла целую полку, а когда начали появляться всевозможные светильники, в устройстве которых использована и стекловолоконная оптика, и явление конвекции и многие другие физические явления, то под выставку пришлось выделить целый шкаф. Затем возник вопрос: а с чего же начиналась история развития освещения? После этого на нашей выставке начали появляться светцы с лучинами, свечи и подсвечники, масляные и керосиновые лампы. И мы уже начали задумываться над тем, где и как хранить свои экспонаты, тем более, что к этому времени мы с 11- классниками собрали свою коллекцию фотоаппаратов и фототехники, а свободного место в кабинете, как известно, не так много. Так возникла идея оформления временных экспозиций, а другие экспонаты упаковать и хранить (условно) в чемоданах, убрать которые можно в подсобное помещение и использовать материал для выставки непосредственно вовремя изучения соответствующей темы.

Ведя работу в этом направлении, я ставлю перед собой целью совершенствование образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления науки, прогресса, образования, что позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. создать условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  2. интегрировать предметы естественнонаучного цикла;
  3. интегрировать гуманитарные предметы и физику.

Темы выставок рождаются спонтанно, в зависимости от возможности накопления экспонатов по выбранной теме, но одно неизменно: все коллекции иллюстрируют изучаемые материалы курса физики. Таким образом, мы пытаемся подчеркнуть, что теоретическая физика находит свое применение в развитии техники.

Выставки не могут “молчать”, поэтому необходимо к ним накопить сопроводительный материал. С этой работой уже могут справиться учащиеся седьмых – восьмых классов, а уж тем более старшеклассники. Основным источником информации для учащегося, конечно, стал интернет, а вот из всего многообразия выбрать самое главное и интересное должен помочь учитель, то есть научить школьника работать с научным и научно-техническим текстом и развивать его информационную компетентность. При этом, в некоторых случаях удобно разработать информационные листы и сформировать буклет – раскладушку, или написать краткие заметки и оформить экспресс – газету, или, например, устроить выставку сочинений.

Для формирования отдельной экспозиции требуется достаточное количество времени. И если для проведения экскурсии достаточно одного урока, то подбор экспонатов, изучение принципов их работы (а это зачастую входит за рамки школьной программы), составление текстов лекций и непосредственно оформление самой выставки происходят во внеурочное время, то есть после уроков с группой учащихся – экскурсоводов.

Связующим звеном я выбираю отношения тесного сотрудничества с учениками, атмосферу искреннего доверия и душевного тепла, поэтому наши занятия из рутинных превращаются в уроки творчества.

Как показывает само название этого типа уроков (уроки творчества), они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин, таблиц на физические темы и т.д.

Выставочную экспозицию “ФИЗИКА В ДОМЕ” я использую на уроке являющимся, как правило, повторительным и основанном на изученном материале. Учащиеся получают задание написать сочинение на тему “Физика в моем доме”, выбрав при этом одно из физических явлений, и подобрать наглядный материал. После предварительного отбора материала формируется сама выставка, и проводятся по ней экскурсии. Это помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владеть фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить и презентовать свою работу.

Первое знакомство с техникой у ребенка происходит еще в детстве, а первое знакомство с физическими явлениями можно провести на выставке “ФИЗИКА И ИГРУШКА”. Такое занятие можно провести и оформить в виде “Экспресс газеты”

Заранее (практически на первом уроке в 7 классе) нескольким группам учеников даю темы для самостоятельной подготовки мини-проектов. Чтобы выполнить эту работу, нужно подобрать соответствующие экспонаты (или использовать накопленные в чемоданах), рассортировать их согласно выбранному физическому явлению и разобраться в принципе их работы. С такой работой семиклассники уже могут справиться. Ребята читают материалы и, используя ранее найденные сведения, готовят по ним сообщения. Потом начинается устный выпуск нашей стенгазеты: ученики-экскурсоводы по очереди делают сообщение по своей теме, подкрепляя слова демонстрациями, и после каждого рассказа вывешивают соответствующую заметку на стенд “Сегодня на уроке”. Таким образом, информация, собранная отдельными учащимися, некоторое время находится в “Экспресс газете”, и каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно.

Хочу заметить, что особой популярностью эта выставка пользуется у обучающихся на начальной ступени. Для них экскурсии проводят старшеклассники.

Учащихся начальной школы мы приглашали на выставки “История развития освещения”, “Физика в доме”, “Физика в игрушках” и “Оптические иллюзии”. Эти мероприятия мы стараемся проводить для детей, посещающих группу продленного дня. Опять же старшеклассники для этого тратят свое внеурочное время, но они с удовольствием проводят мастер – классы по изготовлению простейших оптических приборов или изготовлению игрушек и на доступном для малышей уровне объясняют физические явления и законы, лежащие в основе работы изготовленных моделей. А для самых любознательных учащиеся старшей школы изготавливают памятки – раскладушки с иллюстрированными инструкциями.

По выставке “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСВЕЩЕНИЯ” интересно проходит урок-путешествие.

В ходе подготовки урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции – узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки, и ознакомить с ним своих одноклассников. Уроки этого типа целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становление научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность: учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Свой урок я провожу для учащихся VIII класса по разделу “Электричество”. Объявляется, что в классе будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправят “в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познаний электричества или его практического применения. Требуется ознакомиться с материалами, подготовить краткую информацию о своем исследовании, подготовить выставочный материал и ознакомить класс с результатами своей работы, проведя их по вехам истории. Внутри каждой группы учащиеся сами распределяют роли: оформитель, коллекционер и лектор. Это способствует повышению интереса к развитию науки и техники и формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Выставочная экспозиция “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ” еще только начинает свое существование. На данном этапе уже собраны экспонаты, имеющие не только техническую ценность, но и историческую (в нашей коллекции есть телефонный аппарат 1937 года выпуска и переносной коммутатор 1943 года выпуска). Интересно увидеть военно-полевой коммутатор и современную СИМ-карту и сравнить их возможности и размеры. Теперь дело осталось за малым: исследовать данную тему, составить план экскурсии и найти для ее проведения место в учебном процессе.

Урок повторения пройденного материала позволяет лучше усвоить приобретенные знания обычно по теме, реже – по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Интегрированный урок (физика + химия + история) “Фотопечать” позволяет обобщить, систематизировать знания по теме "Геометрическая оптика", "Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе.

Для наглядности в кабинете создаются:

  • Фотовыставка работ учащихся
  • Выставка фотоаппаратов
  • Выставка оборудования для фотопечати и обработки фотопленок и фотографий
  • Плакаты по геометрической оптики и иллюстрации к выступлениям учащихся.

На данном уроке и во время подготовки к нему каждый ученик имеет возможность творчески поработать. Кроме освещения истории развития фотографии и фототехники, физических и химических аспектов фотопечати, важную роль на этом занятии играет фронтальная практическая работа “Получение черно-белой фотографии”. В настоящее время фотография стала доступна всем, особенно в век компьютеризации и возможности получения цифровой фотографии. Но ничто не сравниться с таинством получения фотографии самостоятельно, творить и подчинять себе обстоятельства.

Таким образом, использование музейной педагогики, интегрированных уроков и возможностей дополнительного образования создают условия для:

  • формирование творческого мышления учащихся;
  • созданы условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  • формирование глобального мышления учащихся;
  • развитие информационной компетенции учащихся;
  • внедрение деятельностного подхода в обучении.

Введение

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане»

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя»

Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.»

Задачи:

· Сформировать представление об истории населенного пункта.

· Представить подлинные материалы из фондов школьного музея.

· Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества.

Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса).

Станция находится в 26 километрах от Челябинска на линии Челябинск-Златоуст, на территории сельского Полетаевского поселения Сосновского района.

Основана в 1892 г. как станция Самаро-Златоустовской железной дороги.

Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали.

В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».

На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево.

Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за
24 октября 1892 года писала: «С разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Челябинск-Златоуст для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов….» Так участок, на котором находится станция Полетаево-1, был сдан в эксплуатацию.

На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года.

Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день.

В 2012 г. в МОУ Полетаевской СОШ начался капитальный ремонт. Помещение музея находится в состоянии ремонта. «Музей в чемодане» явился вынужденной формой работы с детьми. Ведь уникальность школьных музеев в том, что их работа никогда не заканчивается. Музейную педагогику остановить невозможно.

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!