Известные сопрано. Меццо-сопрано. Какой это голос

Меццо-сопрано , наиболее встречающийся из них вы слышите повмеместно. Изначально его можно классифицировать как средне-высокий тип голоса. Но тем не менее он относится к низким типам голосов.

Он достаточно подвижен, имеет плотную середину и гибкость, которая позволяет петь несколько типов партий — низкую, среднюю, и высокую (в опере, где используется только середина и верх). Чем ближе подвид этого голоса к сопрано, тем более «глухо» и тоньше звучат низкие ноты. Чем ближе к более низкому типу голоса — тем более плотные и яркие нижние ноты и тем более «звонкие верха». (Примечание — у высоких женских голосов мягкие, серебристые, полупрозраные верха). Переходные участки — до, ре, ми первой и (ля, си) до,ре второй октавы. Характерный признак голоса, отличающий его от сопрано — наличие тёплого тона внизу, а также, после распевания вниз, звучание голоса улучшается, как бы становясь немного плотнее и насыщеннее. Глубина, ширина, а так же и благородность звучание данного типа голоса — это уже результат постановки.

Известные меццо-сопрано: Cecilia Bartoli, Madonna, Алла Пугачёва, София Ротару, Ella Fitzerald, Ofra Haza, Tori Amos, Мария Малибран, Lady Gaga, Adele, Pink, Fiona Apple, Beyonce, Susan Boyle, Lita Ford, Joann Jett, Lorde, Miley Cyrus, Cher, Joss Stone, Imogene heap, Shirley Manson, Lizz Wright, Janis Joplin, Simone Simmons (Epica), Флор Янсен (новая вокалистка Nightwish).

Контральто. Встречается реже, чем меццо-сопрано(т.е. чаще можно встретить низкое меццо или же более высокий голос, который поёт ниже). Контральто — более глубокий по звучанию голос, тяжёлый, дымчатый, тёплый и бархатный. Может иметь либо округлость в звучании а-ля Элвис Пресли, либо некоторую андрогинность. Низа более яркие и плотные, чем у меццо-сопрано, верха — черезчур звонкие, напоминающие мужской фальцет. Хочу заметить, певцам, у которых данный тип голоса гораздо сложнее управлять голосом, чем всем остальным — это обсусловленно особенностями и свойствами голоса. Переломные ноты — соль, ля, си первой и до второй октавы. Это верхний переход, нижнего, в отличие от меццо и сопрано, как бы не бывает в силу того, что в голосе, за счёт анатомии, доминирует исключительно «грудное» звучание. Но стоит предположить, что он может находится в районе фа-соль малой октавы, если вести отсчёт от того, что в опере, откуда пришла классификация этих голосов, в партиях используются только середина и верхние ноты. Из нижних — не более двух-трёх. И ставят всё в таком виде, чтобы голос звучал более полно.

Один из определяющих факторов данного типа голоса — характерное плотное андрогинное звучание по всему отрезку от ля малой до ми второй (для поставленого голоса). Для того, чтобы меццо сойти за контральто, нужно петь в своём нижнем регистре — в малой и большой октаве, тогда голос будет отдалённо похож контральто. К слову, на участке до малой и примерно фа первой, меццо-сопрано вполне может иммитировать высокий мужской голос. Современные эстрадные певицы этим пользуются в художественных целях.

Известные контральто: Etta James, Джулиана Стрейндлав, Emilie Autumn, Nina Simone, Marian Anderson, Eva Podles, Певица Чили (группа Чи-Ли)

Меццо-контральто. Средне-низкий.

Ещё более редкий тип голоса по сравнению с контральто. Промежуточный голос между меццо-сопрано и контральто. Окраска голоса похожа на контральто, но голос имеет такую же подвижность, как и у меццо. Эстрадные примеры мне неизвестны. Я не смогла их найти в поиске, посему в качестве примера выкладываю только тех, кто относится к оперным певцам, которые сами себя классифицируют как данный тип голоса: Susan Sevier, Makiko Narumi, Maria Olszevska, Doris Brunatti.

Данный тип голоса упоминается исключительно в зарубежных источниках. У нас же, почему-то не сочли нужным его вообще упоминать. Вероятно, из-за того, что такие голоса имеются исключительно на западе. Весьма печально то, что у нас промежуточным голосам внимания никто не уделяет, даже обучаяя в эстрадных стилях. Пусть промежуточные голоса и не нужны в опере, но им найдётся место и на эстраде. Но и тут голос либо вытягивают в более высокий, либо кое-как пытаются получить из него более низкий. Это касается в большей степени российской реальности.

В одной из следующих заметок я чуть больше раскрою тему промежуточных голосов.

  • Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое легкое и крепкое сопрано
  • Лирико-драматическое и драматическое сопрано
  • Лирическое и драматическое меццо-сопрано
  • Контральто

Сопрано

Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано.

(Условно: К и Л-К )

Это самые легкие и подвижные голоса. Диапазон К: до первой октавы – соль-диез третьей. Диапазон Л-К: до первой октавы – ми третьей. Нижняя квинта диапазона выразительна на пиано, а на форте здесь голос звучать не может. Рабочая середина – ми , фа первой октавы – фа , соль-диез второй. Оба типа можно назвать обладателями самых блестящих верхов, которые звучат чуть теплее у Л-К . Они легко справляются со всеми видами украшений, но для колоратуры это заложено в большей степени природой, а для Л-К имеет значение выучка. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых, они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски этим голосам почти не доступны: горе, страдание, жестокость они выражают лирическими средствами.

Оперный репертуар:

  • Царица ночи – Моцарт «Волшебная флейта» (К );
  • Джильда – Верди «Риголетто» (Л-К );
  • Джульетта – Гуно «Ромео и Джульетта» (К );
  • Эльвира – Беллини «Пуритане»;
  • Розина – Россини «Севильский цирюльник» (сейчас – К );
  • Филина – Тома «Миньон»;
  • Виолетта – Верди «Травиата» (сейчас – К );
  • Лакме – Делиб «Лакме» (К );
  • Шемаханская царица – Римский-Корсаков «Золотой петушок» (К );
  • Антонида – Глинка «Иван Сусанин» (Л-К );
  • Царевна-лебедь – Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (Л-К );
  • Оксана – Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»;
  • Шахсенем – Глиэр «Шахсенем»;
  • Людмила – Глинка «Руслан и Людмила» (Л-К );
  • Люба Шевцова – Мейтус «Молодая гвардия».

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К ), Валерия Барсова (К ), Милица Корьюс (К ), Гоар Гаспарян (К ), Алла Соленкова (К ), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К ), Монсерат Кабалье (Л-К ), Д. Сазерленд (Л-К ).

Лирическое легкое (ЛЛ ) и лирическое крепкое сопрано (ЛК )

Это также так называемые легкие голоса с теплым тембром, но с менее выраженной подвижностью. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, нижняя кварта убедительна в оттенках. Рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Для них в операх написаны партии героинь, обладающих внутренней силой, выдержанных в проявлении своих эмоций.

Оперный репертуар:

  • Микаэла – Бизе «Кармен» (ЛЛ );
  • Маргарита – Гуно «Фауст» (ЛК );
  • Дездемона – Верди «Отелло» (ЛК );
  • Эльза – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Мими – Пуччини «Богема» (ЛЛ );
  • Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй» (ЛК );
  • Парася – Мусоргский «Сорочинская ярмарка»;
  • Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста» (ЛЛ );
  • Волхова – Римский-Корсаков «Садко» (ЛК );
  • Иоланта – Чайковский «Иоланта» (ЛК );
  • Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛК );
  • Прилепа – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК ).

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.

Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.

Лирико-драматическое (ЛД ) и драматическое сопрано (Д )

Драматическое сопрано – более сильный, мощный, большего наполнения по всему диапазону звучания голос по сравнению с ранее рассмотренными. Это – пожалуй, самый богатый по возможностям сопрановый голос, у которого ярко выражен контраст между пиано и форте, которому подвластны и лирические, и драматические краски. Лирико-драматическое и драматическое сопрано имеет такой же диапазон, как и предыдущие голоса, но более насыщенный тембр и разнообразие динамических оттенков в нижней квинте, на микстовом отрезке диапазона и в головном регистре. Кроме того, грудное звучание этих голосов сохраняется до более высоких нот. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Лирико-драматическое сопрано может исполнять партии и лирического, и драматического плана, оттеняя в характере героинь те черты, те качества, которые позволит описать тембр голоса. В операх для этих голосов созданы образы героинь, полные страстей, коварства, переполняемые сильными чувствами, можно сказать, образы сильных личностей.

Оперный репертуар:

  • Турандот – Пуччини «Турандот» (Д );
  • Аида – Верди «Отелло» (ЛД );
  • Сантуцца – Масканьи «Сельская честь» (ЛД );
  • Тоска – Пуччини «Тоска» (ЛК , ЛД );
  • Горислава – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛД );
  • Ярославна – Бородин «Князь Игорь» (ЛД );
  • Наташа – Даргомыжский «Русалка» (ЛД );
  • Лиза – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК , ЛД );
  • Кума – Чайковский «Чародейка» (ЛД );
  • Катерина – Шостакович – «Катерина Измайлова» (ЛД ).

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).

Обладательницы этих типов голосов: Мария Каллас (Д ), Райна Кабайваньска (ЛД ), Фелия Литвин (Д ), Галина Вишневская (ЛД ), Наталья Троицкая (Д ), Любовь Казарновская (Д ), Елена Иванова (ЛД ), Галина Горчакова (ЛД ), Джесси Норман (Д ), Эва Мартон (Д ), Тереза Стратас (ЛД ), Лидия Абрамова (ЛД ).

Лирическое (ЛМЦ ) и драматическое (ДМЦ ) меццо-сопрано

Первый из этих голосов больше тяготеет к сопрано, второй – к контральто. Насыщенность грудного регистра выше у драматического меццо, этот голос имеет и более плотную середину. Диапазон обоих голосов от ля малой октавы до ля второй, хотя встречаются и более низкие, и более высокие голоса. Среди образов – и кокетливые, коварные обольстительницы с ярким темпераментом, и юные девушки, готовые на совершение подвига, и герои-травести.

Оперный репертуар:

  • Полина – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ );
  • Кармен – Бизе «Кармен» (ЛМЦ );
  • Миловзор – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ );
  • Весна – Римский-Корсаков «Снегурочка» (ЛМЦ );
  • Ганна – Римский-Корсаков «Майская ночь»;
  • Жанна д’Арк – Чайковский «Орлеанская дева» (ЛМЦ );
  • Золушка – Россини «Золушка» (ЛМЦ );
  • Зибель – Гуно «Фауст» (ЛМЦ );
  • Керубино – Моцарт «Свадьба Фигаро» (ЛМЦ );
  • Азучена – Верди «Трубадур» (ДМЦ );
  • Рогнеда – Серов «Рогнеда» (ДМЦ );
  • Марфа – Мусоргский «Хованщина» (ЛМЦ );
  • Любаша – Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Любава – Римский-Корсаков «Садко».

Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).

Контральто

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.

Оперный репертуар:

  • Ульрика – Верди «Бал-маскарад»;
  • Ваня – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Ратмир – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Нежата – Римский-Корсаков «Садко»;
  • Кончаковна – Бородин «Князь Игорь».

Что такое меццо-сопрано и чем же оно так отличается от других? Тембр голоса, который можно отнести к меццо-сопрано, довольно редко встречается в природе женских голосов по отношению к тому же сопрано. Для меццо-сопрано характерно глубокое, сочное бархатистое звучание. Рабочий диапазон такого голоса – от ля малой до ля второй. В этой тесситуре тембр становится мягким, насыщенным, объёмным. Но обозначенные рамки диапазона не говорят о том, что певица не может исполнить ноты выше или ниже, конечно может, но за пределами этих регистров тембр меццо-сопрано теряет своё характерное звучание, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, которое в данной тесситуре только начинает раскрываться. Но, справедливости ради, надо сказать, что существует много исполнительниц – обладательниц меццо-сопрано, которых приписывают к сопрано за недостаточность густого тембрального окраса, который является визитной карточкой этого тембра. И зачастую таким певицам приходится уходить в эстраду или джаз, чтобы петь в удобной для себя тесситуре, что никак не умоляет их таланта и возможностей, а часто даже раскрывает их потенциал, ведь не каждый певец или певица рождены для оперы, да и не всякий истинный меломан и любитель музыки предпочтёт оперу другим жанрам, тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но вернёмся к нашему меццо.

Как же нам отличить и выявить именно меццо-сопрано? Вот несколько признаков истинного меццо-сопрано:

  • на верхних участках диапазона теряет силу и сочность звучания
  • диапазон от ре второй октавы вообще бывает не рабочим, то есть неудобным для пения
  • а вот низкие ноты даются с лёгкостью и звучат красиво и наполненно, там, где сопрано становится тусклым и блеклым.

Таким образом при небольших различиях в диапазоне меццо-сопрано и сопрано важно понимать, что меццо-сопрано отличает насыщенность, густота и бархотность звучания. Иногда в опере некоторые партии сопрано отдают меццо-сопрано, чтобы придать героине глубину и драматичность.

Тембр меццо-сопрано являет собой совокупность черт как сопрано так и контральто. Это также выявляет его уникальность. Певицы с таким голосом способны исполнять свои партии, придавая им бархатистость контральто в нижних регистрах и звонкое наполненное звучание сопрано в верхних.

Такая уникальность имеет и свои сложности, и не только в определении этого тембра у певицы, но и правильной постановки такого голоса . Во-первых, тембр у девушек окрашивается примерно к 20-ти годам (а зачастую в этом возрасте музыканты уже активно выступают), а во-вторых, педагоги выделяют три регистра, а значит два переходных тона, что также вносит дополнительные тонкости в постановке голоса.

Обладательницами такого необыкновенно красивого тембра являются Елена Образцова, Надежда Обухова, Людмила Зыкина, Тамара Синявская. Из зарубежных исполнительниц можно выделить Чечилию Бартоли, Джойс ДиДонато и ещё много прекрасных певиц.

Каждая исполнительница, вышедшая на мировые оперные сцены, уже достигла вершин славы…

Но и среди лучших есть своя “табель о рангах”. Представляем десятку лучших оперных певиц – наших современниц.


1. Анна Нетребко (Anna Netrebko)

Русское сопрано Анна Нетребко безраздельно господствует в оперном мире, недосягаемая для других певиц.

Сказать, что она звезда современной оперы – это ни сказать ничего, она не просто звезда – она оперная певица от Бога.

Всё, что должно быть в оперной певице – необычайная красота, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, изумительно чистый и точный голос, который легко узнаваем – всё это гармонично слилось в этом “эталоне” оперной сцены.


2. Анджела Георгиу (Angela Gheorghiu)

Румынская сопрано, мега-звезда оперной сцены Анджела Георгиу, на сегодняшний день является самой известной и самой неоднозначной оперной певицей в мире.

Некоторые критики утверждают, что славу ей сделала рекламная машина, мол у некоторых певиц голос сильнее, чем у Анджелы, у других техника лучше, у третьих диапазон больше, четвёртые красивее, пятые более артистичны, шестые утонченнее, но Анджела великолепнее их всех.

3. Мария Гулегина (Maria Guleghina)

Мария Гулегина – русское драматическое сопрано, “вокальное чудо с Верди, текущем в её крови” – вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики.

На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей “силового” драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини.

Отметив недавно четвертьвековой юбилей своей творческой деятельности, она продолжает радовать настоящих любителей оперы во всем мире своим огненным темпераментом и безупречно отшлифованным мастерством.

4. Тарья Турунен (Tarja Turunen)


Имея прекрасное академическое образование, она нашла своё призвание в современных видах оперного искусства – “classical crossover” и симфонический рок.

Легкая, красивая женщина покоряет сердца своих поклонников не только волшебными вокальными данными, но и своей оптимистичной и свободолюбивой энергетикой.

5. Рене Флеминг (Renee Fleming)


Рене – золотой стандарт полного лирического сопрано по американской версии оперного пения. Абсолютная примадонна нью-йоркской Метраполитен Опера в обозримом будущем.

В её репертуаре представлен весь цвет мировой оперы – итальянская, немецкая, французская, русская – везде она показывает свой роскошный талант, гениально передавая колорит великих произведений, наполняя каждую ноту невероятным смыслом и эмоциями, особым шармом и неповторимым обаянием, заставляя зрителей, услышавших её один раз становиться самыми преданными её поклонниками.

6. Даниэль Де Низ (Danielle de Niese)


Это лирическое сопрано – одна из самых молодых певиц, американка со шри-ланкийскими и голландскими корнями.

Выступает она всю жизнь, начиная со школьной скамьи, в результате её лёгкость и открытость на театральной сцене, а можно сказать и “щегольство” даёт фору многим более опытным певицам, а её взлёт к оперным вершинам является уделом мечтаний любой певицы.

7. Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)


Если бы в мире была только опера эпохи Барокко и стиль исполнения только бельканто, то Чечилия Бартоли – итальянская примадонна со своим неповторимым колоратурным меццо-сопрано, была бы несомненно на самом верху оперного Олимпа.

Она одна из тех редких музыкантов, которым удаётся гармонично комбинировать свой незаурядный интеллект и вокальное мастерство.

Каждый свой творческий проект она превращает в шедевр, блестящий, чёткий, наполненный человеческими чувствами и эмоциями и, конечно, технически безукоризненный.


8. Анна Катерина Антоначчи (Anna Caterina Antonacci)

Итальянское очарование, с трудно классифицируемым голосом с успехом исполняет любую партию в этих диапазонах.

Её тембр скорее можно отнести к такому типу голоса, который в первой половине девятнадцатого века называли “короткое сопрано”, но иногда пара высоких нот может показаться слегка неточными.

9. Магдалена Кожена (Magdalena Kozena)

Чешское меццо-сопрано, со специфической красотой голоса – крепкого, богатого, но гибкого, свежего и отмеченного матово-серебристыми лирическими тонами, великолепно чувствует себя в самом разнообразном репертуаре: начиная от произведений Генделя, Россини и Вивальди и заканчивая песнями современных композиторов.

И, конечно, она ярко исполняет и пропагандирует романсово-песенный репертуар чешских классиков и чешского фольклора.

10. Джойс ДиДонато (Joyce DiDonato)


Стопроцентная американка с довольно редким голосом – её колоратурное меццо-сопрано, способно выводить немыслимые пассажи и подниматься из глубоких низов в вокальные выси. Лучше всего ей удаются драматические партии, но свобода, с которой она чувствует себя на сцене, позволяет ей легко и мастерски перевоплощаться, чем с удовольствием пользуются режиссёры, предлагая ей широкий диапазон сложных персонажей.

Крепкая и жизнерадостная женщина – однажды выступала в Королевской опере со сломанной ногой в кресле-каталке. Имея плотный график, составленный на три года вперед и являясь приглашенной солисткой лондонского Ковент-Гардена, нью-йоркской Метрополитан опера и миланской Ла скала.

Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.

Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.

Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.

Чем отличается меццо-со прано от других голосов

В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.

При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.

В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.

В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.

Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:

  1. На верхних участках диапазона меццо-сопрано становиться невыразительным и теряет красивый тембр. Сопрано на этом участке диапазона только набирает красоту и выразительность голоса (примерно от соль первой октавы до фа второй).
  2. Диапазон от до-ре второй октавы до фа может оказаться вообще не рабочим, что не характерно для сопрано.
  3. Низкие ноты не представляют трудностей и звучат красиво и глубоко, в отличие от сопрано, которым трудно петь эти ноты. Иногда на таких нотах, как ля и соль малой октавы сопрано теряет выразительность голоса и эти ноты почти не звучат.

Почему меццо-сопрано трудно определить

Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. формируется позже других голосов , поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам . Но и тут преподаватели могут ошибиться.

Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.

У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.

Известные певицы – СПИСОК

Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.

Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.