К какому роду литературы относится комедия. Литературные жанры и роды: признаки и классификация

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода:драма , эпос , лирика . Между всеми родами литературы, а их насчитывается три - эпос, лирика и драма - много общего. Прежде всего, у них общий предмет изображения - человек.Литература - все ее роды - отличается от других родов и видов искусства тем, что она обладает единственным средством изображения - словом.Взаимная близость всех трех родов литературы состоит и в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Драма обладает рядом признаков эпоса и лирики, лирика зачастую обладает рядом признаков драмы, эпос тоже обладает рядом признаков драмы и лирики. Эпос - слово древнегреческое. Оно означает - «песня». Эпос восходит к древним временам, когда не было письменности и когда исторические повествования о прошлом, связанные чаще всего с военными подвигами, сохранялись в памяти народа в мифах, вспоминались в песнях. Эпические песни древности знают, однако, и любовную, трудовую и даже спортивную тематику.Предметом изображения эпоса является тот или иной насыщен­ный значительными событиями период общественного развития.Как и во всех других случаях,- в искусстве вообще и в литера­туре, в частности,- время изображается не абстрактно, а через героев, через человека.

Итак, эпос воплощает в героях образ эпохи. Вспомним наи­более известные эпические произведения современности. Напри­мер, шолоховский «Тихий Дон». Термин «лирика» происходит также от древнегреческого слова, от названия струнного инструмента «лира». Лирика, в отличие от эпоса, создает преимущественно образ внутреннего состояния человека, изображает переживание, как правило, одномоментное, которое человек испытывает в данный момент.Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». В нем изображено определенное состояние души, которое мы узнаем, потому что каждый из нас, вероятно, испыты­вал подобное философское настроение,У драмы много общего и с эпосом, и с лирикой. Драма, как и эпос, изображает человека в ту или иную эпоху, создает образ времени. Но при этом драма имеет существенные отличия от эпоса и свои специфические особенности. Во-первых, драма в принципе лишена речи повествователя, авторских характеристик, авторских комментариев, авторских портретов. Это правило знает известные исключения. Например, в современной драматургии все чаще появ­ляется лицо от автора - ведущий, который берет на себя автор­ский комментарий к событиям, характеристику героев, где ведущий определяет композиционную структуру.

Билет 3

В. Действие – основное выразительное средство театра и зрелищного искусства. Элементы действия.

Действие – это психо-физический акт, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Отличие сценического действия от действия в жизни: --время – динамичность,-действие может перемещаться и во времени и в пространстве,- сценическое действие – это толчок чувств.Цель действия на сцене.

1. Внести изменения в окружающую среду.

2. Изменить внутренний мир.

Физическое действие – это действие, которое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет.Психологическое действие - это действие, которое направлено на психику человека воздействием на чувства, сознание и волю. Может быть направлено и на партнёра и на себя. Есть мимическое действие – это взгляд, движение руки, направлены на психику.Словесное действие – по принципу не могу молчать.Сценическое внимание – сосредоточение на объекте. Его можно воспитать. Бывает произвольное на сцене, непроизвольное – в жизни.Получение информации – оцениваю – принимаю решение – приспособление – начинаем действовать.Наше внимание подвержено ротации и воображению. Бывает внешнее на внешний объект, и внутреннее- на себя. Объекты внимания: партнёр, зритель, я сам. Круги внимания: малый –на себя, средний – на партнёра, декорации и сценическую площадку, и большой – зрительный зал и кулисы.Действие-конфликт в его развитии. Единство действия. Действие-основное выразительное средство зрелищного искусства. Сценическое действие воплощается в актере. Источник наших действий те обстоятельства, в которые мы попадаем. В поэтическом материале все действие должно быть условно, никакого бытового решения! Четкие мизансцены. Условный прием организации действия- -Сконцентрированность мыслей, чувств, настроений-Сжатость лаконичность сюжета и изложения мыслей. В композиционном эффекте эффектен прием перевертыша, когда исход ситуации в финале меняется на 180 градусов.

Характерность персонажей должна быть заострена. И внешняя и внутренняя И в пластическом и в речевом варианте персонажей мы идем на преувеличение.

Темподействие должно быть стремительно.ритм напряжен.

Наиболее выразителны резкие контрасты в развитии действия, конрасты в эмоциональном состоянии актеров. Масочность, гратесковость.

Элементы действия.

Работа органов чувств

Память на ощущение

Создание образных видений

Деятельность воображения

Логика и последовательность действия мыслей и чувств

Физическое и словесное взаимодействие с объектом.

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Все литературные произведения, в зависимости от особенностей повествования и позиции автора по отношению к изображаемому, разделяются на роды. А каждый из них, в свою очередь, делится на жанры.

В литературоведении выделяют следующие основные эпос, лирика, драма, в некоторых случаях добавляют к ним еще и О каждом из них мы и поговорим подробнее далее в статье.

Эпос - способ увидеть события со стороны

В свое время Аристотель утверждал, что повествование можно вести либо о чем-то отстраненном от себя (эпос), либо напрямую от себя (лирика), либо же вкладывать повествование в уста героев (драма). И хотя, конечно же, данное определение является очень ограниченным, оно в некоторой мере помогает уяснить основные принципы видового разделения

Основные три рода литературы, как правило, начинают перечислять с эпоса, который представляет собой объективно изображенный ход событий, происходящих независимо от автора. Он в таких произведениях выступает, как правило, в качестве стороннего наблюдателя и пересказчика. Даже в случае повествования от первого лица автор занимает позицию, по отношению к которой передаваемые события оказываются в прошлом - таким образом выдерживается так называемая «эпическая дистанция».

Темп эпического повествования всегда нетороплив и размерен, так как эпос склоняется к обстоятельности. Это, между прочим, часто мешает в постановке известных романов на сцене, так как полное следование тексту делает спектакль неоправданно затянутым.

К основным эпическим жанрам принято относить романы, новеллы и очерки. К эпосу можно также отнести и фольклорные произведения - сказки, легенды, былины или

Подробнее об крупных эпических жанрах

Основные роды художественной литературы, как уже говорилось, делятся на жанры, и самым крупным из эпических произведений является роман-эпопея. Он, как правило, охватывает какой-то исторический период и включает большое количество сюжетных линий, пересекающихся между собой (Л. Н. Толстой «Война и мир» или М. А. Шолохов «Тихий Дон»).

За ним по объемности следует роман. Данный жанр также предполагает большое количество героев и сюжетных линий. Хотя, например, современные детективные романы часто имеют лишь одну такую линию.

В литературе есть огромное количество модификаций названного жанра - семейный, социальный, женский, фантастический, фэнтези, детективный роман и т. п.

О малых жанрах эпоса

Основные роды литературы предполагают наличие и малых эпических жанров. К ним можно отнести повесть (это скорее средний по объему жанр), которая сосредотачивается, как правило, на одной судьбе или одном событии.

Рассказ же, который, кстати, считается молодым эпическим жанром (он начал оформляться лишь в начале 19 в.), представляет собой повествование о каком-то эпизоде из жизни героя. Очень близкой по форме к рассказу является современная новелла.

В современной литературе принято отдельно говорить об очерке. Повествование в нем, в отличие от рассказа или новеллы, построено на документальных фактах. Правда, между всеми названными жанрами существует и множество промежуточных форм.

Не теряют своей популярности и сказки - повествования о вымышленных героях с обязательным участием волшебных сил. Современная сказка уже мало похожа на фольклорную, так как сильнее связана с общелитературными течениями и тенденциями.

К эпическому роду относят также и популярные в наше время жанры фельетонов, анекдотов, притч, а также эссе.

Лирические жанры

Один из трех основных родов литературы - лирика - отличается от остальных своей субъективностью и подчеркнутым интересом к авторскому миру. Для нее также характерна повышенная эмоциональность, стремление отобразить не события, а личное отношение к ним. По характеру этих эмоций можно выделить несколько лирических (торжественное, восхваляющее что-либо стихотворение), элегию (лирическое размышление о скоротечности бытия) и сатиру (обличительное, гневное произведение).

Но современные поэты, как они сами говорят, пишут стихи - то есть произведения, которые трудно или просто невозможно строго отнести к какому-то жанру.

О драме внутри и снаружи

Г. Гегель, пытаясь углубить предложенное Аристотелем деление на основные роды литературы, пояснял, что в основе драмы лежит синтез лирики и эпоса. Ведь драма, с его точки зрения, - это конфликт, основанный на индивидуальных стремлениях, который при этом подается как объективно происходящее событие.

И основной отличительной чертой драмы является ее нацеленность не на рассказ, а на показ (прямое изображение) той или иной ситуации. Авторское начало в ней практически отсутствует, и если в эпосе ведение диалога - это всего лишь одно из средств раскрытия характера героя, то в драме диалог является часто единственным способом его характеризовать.

Такая смена акцентов приводит к радикальным изменениям в структуре произведения. Так, речь героев становится более плотной, отточенной, акцентированной, чем в эпосе, ведь именно она создает необходимое драматическое напряжение. Тесная связь названного жанра с театром также играет огромную роль - драма всегда зрелищна, что, кстати, строго регламентирует и ее размер.

Но трактовать драму только как текст для постановки крайне неверно. Этот жанр сохраняет свое воздействие на читателя и без воплощения на сцене и, наряду с театральной, имеет еще и литературную жизнь.

Жанры драмы

Основные роды литературы, как вы могли убедиться, имеют свои жанры. Не стала в этом смысле исключением и драма. Самыми яркими и исторически значимыми среди драматических жанров всегда были трагедия и комедия.

Трагедия представляет собой изображение непримиримого конфликта, который носит обычно неизбежный роковой характер и чаще всего заканчивается смертью героя.

Комедия же характеризуется юмористическим, комическим подходом к изображению действительности и специфическим конфликтом. В данном жанре он не бывает непримиримым и, как правило, благополучно разрешается. Различают комедию характеров и комедию положений, что основано на источнике комического. В первом случае - это нелепые характеры героев, а во втором - ситуации, в которых они оказываются. Часто эти типы комедий синтезируются.

К жанровым модификациям современной комедии можно отнести фарс - заостренное, нарочитое комическое представление - и водевиль, имеющий непритязательный забавный сюжет.

Драма - это тоже драматический жанр

Основные роды литературы включают драму не только как род, но и как жанр. Свое распространение она получила в 18 -19 вв., постепенно вытеснив собою трагедию. Драму характеризует острый конфликт, но он не так глобален и не так неизбежен, как в трагедии.

В центре этого произведения лежат проблемы отношений конкретного человека и общества. Сюжет драмы, как правило, очень реалистичен - благодаря этому, она стала ведущим жанром в репертуаре театров, соперничая с очень популярной в наше время комедией.

Драма имеет много разновидностей: психологическая, философская, социальная, историческая, любовная и т. п.

Что такое лиро-эпические жанры

В учебной литературе понятие жанра трактуется как принадлежность к той или иной группе литературных произведений, которые объединены общими признаками. Жанры, как уже говорилось, формируются внутри рода, становясь как бы реальным воплощением родовых особенностей.

Но возможно и существование синтетических, промежуточных жанров, в которых могут сочетаться два, а то и три основных рода литературы и ее виды. Кстати, больше всего таких «переплетений» возникает между лирикой и эпосом, что и позволяет некоторым исследователям добавлять к уже имеющимся еще одни род (четвертый) - лирико-эпический. К нему отдельные исследователи относят поэмы (стихотворные произведения, имеющие лирический или повествовательный сюжет, развивающийся на историческом фоне), а также баллады (своеобразные рассказы в стихах).

Итог

Конечно же, любой литературовед, так же как и просто увлекающийся чтением человек, скажет, что деление на основные роды и - дело весьма сложное и обреченное на неточность. Многие художественные произведения соединяют в себе основные черты разных жанров, а то и родов. И задача читателя состоит не в том, чтобы четко их классифицировать, а в том, чтобы иметь возможность определить соотношение в нем начал каждого рода.

Ведь жанр - это, собственно, не само произведение, а лишь принцип его создания. То есть при намерении автора написать роман есть только жанр, у которого в творческом процессе появления на свет могут сильно деформироваться его основные признаки и раздвинуться границы видовой принадлежности, как в свое время, например, и произошло с пушкинским «Евгением Онегиным». Истинное творчество не терпит границ.

Художник Whendell Souza L.

Литературный род - это категория систематики литературоведения, объединяющая и различающая произведения по излагаемым в них предметам познаваемого или изображаемого объекта, а также по речевой организации первых. Исходя из этого определения, в литературе исследователями усматривается три основных рода: эпос, лирика и драма, основное отличие которых в функциональном назначении речи произведения (то, как изображается объект). Прежде, чем я остановлюсь на каждом из этих родов подробнее, расскажу о истории формирования литературных родов, что поможет понять их суть.

Основных причин деления литературы на рода было две. В-первых, усложнение культуры как целого, и человека как единичной её части, осознанной независимой - индивида, выделило и его различия от других представителей. Так персонажи различных литературных произведений отличались: один осуществляет своё бытие и бесстрастно взирает на окружающую действительность, второй, напротив, усматривает неровности в этой действительности, осмысливает их, беспокоится о этом, а третий вступает в активное противоборство с усмотренным или упущенным вторым, чтобы выровнять к созерцаемому образу первого. Эти трое уже непохожи не только по содержанию, но и по форме, что требует от авторов при попытке их словесного изображения соответствующего полиморфизма, который и выразился в литературном роде. В-вторых, деление по сочетаемости с другими видами искусства в их демонстрации, например, драма сочетается с театральным действием, лирика с музыкой и пением, а эпические сцены (эпос) прекрасно иллюстрируются графическим изображением; и если посмотреть в культуру прошлого, да и настоящего тоже, то актов такого сочетания великое множество, что является не только доказательством сказанного, но и аргументом в пользу должных оснований в выделении литературных родов. А теперь расскажу о каждом из них подробнее.

Эпос

Эпос - литературный род, который описывает объективные события отстранённо, то есть с стороны, излагая всю их полноту и насыщенность, сохраняя при этом пространственно-временную причастность и последовательность первых. События, описываемые эпосом, носят эпитет эпические, а также им соответствует обозначение "сюжет" как описание хода событий. Но, несмотря на объективное описание происходящего, автор-рассказчик (называемый повествователь) может выражать персонально своё отношение. А в большой форме, где формальный признак объём произведения, таком как роман, рамки ограничений становятся куда шире. И вообще роман едва ли не самый свободный вид литературного произведения, несмотря на свою родовую принадлежность к эпосу. Эпос или эпическое произведение не зря именуется повествовательным, так как автор-рассказчик повествует о происходящих или уже прошедших событиях, описывает местность, где они разворачивались, словесно иллюстрирует обстановку предметами быта и подобным, а также может прибегать к рассуждениям о описанном, его причинно-следственным связям, итогам и делать на основании этого выводы, не обязательно дидактического (поучительного) характера; то есть, организует гармоничное изложение информации, пусть и художественной.

Лирика

Лирика - род литературы, концентрирующийся на восприятии и осмыслении событий неким субъектом, без должного внимания объективности происходящего. То есть, лирика изображает мысли разумного существа, не обязательно персонажа-человека, на основе воспринятого им, либо из окружающей объективной действительности, либо вспомненного. Как верно отметил Георг Гегель: в произведении, принадлежащем лирическому роду литературы, объект и субъект объединяются в одном персонаже или лице. Если эпос повествует о понятных почти каждому событиях и их следствиях, то лирика изображает душевные терзания, беспокойства и осмысления сложного или кажущегося таковым, так же понятные читателю, а ещё этот род литературы передаёт эмоциональную окраску знакомящемуся с ним, что можно назвать основным свойством лирики: передавать настроение, увлекать теми же эмоциями. Благодаря этому в лирических произведениях прошлого были пронесены через века и даже тысячелетия проблемы, чаяния, мысли существующие, актуальные и понятные и в настоящем. Однако, следует понимать, что лирика не ограничивается изображением только своего основного предмета - субъективного осмысления, напротив, прочее к нему не относящееся явно, например, заведомо неразумные объекты бытовой обстановки, дополняют, раскрывают, дополнительно иллюстрируют основной предмет - эти душевные терзания. Описанное выше характерно вообще для любого рода литературы и является известным и широко применяемым как приём.

Драма

Чтобы лучше понять содержание драмы, следует знать, что изначально она появилась как улучшение театральной постановки, где актёры перешли от пантомимы к произнесению реплик, что само по себе является сочетанием действия и субъективной оценки или описания первого. Таким образом, драма - это сочетание объективно протекающих событий и их восприятия субъектами, с осмыслением и ответным действием последних, то есть можно сказать "эпическая лирика". Драма как род литературы, в наглядном примере, - это как диалоговое изображение событий, которое одновременно повествует о самом событии, а так же может отражать отношение говорящего к первому, так и непосредственное объективное действие как событие, ситуация. Наиболее наглядный пример драмы, известный обывателю, это так называемый "боевик"; при этом трагедия - драма, а также комедия тоже драма; всякое произведение может быть как простым, так и весьма сложным, независимо от своей родовой, видовой или жанровой принадлежности (исключая пословицы и другие миниатюры). Более того, помимо драмы как литературный род, есть драма как литературный вид, но о этом в соответствующей статье по ссылке.

декабрь 4714

За тысячелетия культурного развития человечеством создано бесчисленное множество литературных произведений, среди которых можно выделить некоторые основные типы, схожие способом и формой отражения представлений человека об окружающем мире. Это три рода (или вида) литературы: эпос, драма, лирика.

Чем же отличается каждый род литературы?

Эпос как род литературы

Эпос (epos - греч., повествование, рассказ) - это изображение событий, явлений, процессов, внешних по отношению к автору. Эпические произведения отражают объективное течение жизни, человеческое бытие в целом. Используя различные художественные средства, авторы эпических произведений выражают свое понимание исторических, социально-политических, нравственных, психологических и многих других проблем, которыми живет человеческое общество в целом и каждый его представитель в частности. Эпические произведения обладают значительными изобразительными возможностями, тем самым они помогают читателю познавать окружающий мир, осмыслять глубинные проблемы человеческого бытия.

Драма как род литературы

Драма (drama - греч., действие, действо) - это род литературы, главной особенностью которого является сценичность произведений. Пьесы, т.е. драматические произведения, создаются специально для театра, для постановки на сцене, что, конечно, не исключает их существования в виде самостоятельных художественных текстов, предназначенных для чтения. Как и эпос, драма воспроизводит взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие между ними конфликты. Но в отличие от эпоса, который имеет повествовательную природу, драма имеет диалогическую форму.

С этим связаны особенности драматических произведений :

2) текст пьесы состоит из разговоров героев: их монологов (речь одного героя), диалогов (разговор двух персонажей), полилогов (одновременный обмен репликами нескольких участников действия). Именно поэтому речевая характеристика оказывается одним из самых важных средств создания запоминающегося характера героя;

3) действие пьесы, как правило, развивается довольно динамично, интенсивно, как правило, ему отводится 2-3 часа сценического времени.

Лирика как род литературы

Лирика (lyra - греч., музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения, песни) отличается особым типом построения художественного образа - это образ-переживание, в котором воплощен индивидуальный эмоционально-духовный опыт автора. Лирику можно назвать самым таинственным родом литературы, потому что она обращена к внутреннему миру человека, его субъективным ощущениям, представлениям, идеям. Иными словами, лирическое произведение служит в первую очередь индивидуальному самовыражению автора. Возникает вопрос: почему же читатели, т.е. другие люди, обращаются к таким произведениям? Все дело в том, что лирик, говоря от своего имени и о себе, удивительным образом воплощает универсальные человеческие эмоции, представления, надежды, и чем значительнее личность автора, тем важнее его индивидуальный опыт для читателя.

Каждый род литературы имеет еще и свою систему жанров.

Жанр (genre - франц. род, вид) - исторически сложившийся вид литературных произведений, обладающий схожими типологическими чертами. Названия жанров помогают читателю ориентироваться в безбрежном море литературы: кто-то любит детективы, другой предпочитает фэнтези, а третий - поклонник мемуаров.

Как определить, к какому жанру принадлежит конкретное произведение? Чаще всего сами авторы помогают нам в этом, называя свое творение романом, повестью, поэмой и т.п.. Однако некоторые авторские определения кажутся нам неожиданными: вспомним, что А.П. Чехов подчеркивал, что «Вишневый сад» - это комедия, а вовсе не драма, а А.И. Солженицын считал «Один день Ивана Денисовича» рассказом, а не повестью. Русскую литературу некоторые литературоведы называют собранием жанровых парадоксов: роман в стихах «Евгений Онегин», поэма в прозе «Мертвые души», сатирическая хроника «История одного города». Много споров было относительно «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Сам писатель сказал лишь о том, чем его книга не является: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И только в XX веке литературоведы договорились называть гениальное творение Л.Н. Толстого романом-эпопеей.

Каждый литературный жанр обладает рядом устойчивых признаков, знание которых позволяет нам отнести конкретное произведение в ту или иную группу. Жанры развиваются, видоизменяются, отмирают и рождаются, например, буквально на наших глазах возник новый жанр блога (web loq англ. сетевой журнал) - личного интернет-дневника.

Однако вот уже на протяжении нескольких столетий существуют устойчивые (их еще называют каноническими) жанры

Литературы литературных произведений - см. табл.1).

Таблица 1.

Жанры литературных произведений

Эпические жанры литературы

Эпические жанры в первую очередь отличаются объемом, по этому признаку их делят на малые (очерк, рассказ, новелла, сказка, притча ), средние (повесть ), крупные (роман, роман-эпопея ).

Очерк - небольшая зарисовка с натуры, жанр одновременно описательный и повествовательный. Многие очерки создаются на документальной, жизненной основе, часто они объединяются в циклы: классический образец - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Лоренса Стерна, в русской литературе - это «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищева, «Фрегат Паллада» (1858) И. Гончарова» «Италия» (1922) Б. Зайцева и др.

Рассказ - малый повествовательный жанр, в котором обычно изображается один эпизод, происшествие, человеческий характер либо важный случай из жизни героя, который повлиял на его дальнейшую судьбу («После бала» Л. Толстого). Рассказы создаются как на документальной, часто автобиографической основе («Матрёнин двор» А. Солженицына), так и благодаря чистому вымыслу («Господин из Сан-Франциско» И. Бунина).

Интонация и содержание рассказов бывают очень разными - от комических, курьезных (ранние рассказы А.П. Чехова») до глубоко трагических («Колымские рассказы» В. Шаламова). Рассказы, как и очерки, часто объединяются в циклы («Записки охотника» И. Тургенева).

Новелла (novella итал. новость) во многом сродни рассказу и считается его разновидностью, но отличается особым динамизмом повествования, резкими и часто неожиданными поворотами в развитии событий. Нередко повествование в новелле начинается с финала, строится по закону инверсии, т.е. обратного порядка, когда развязка предшествует основным событиям («Страшная месть» Н. Гоголя). Эта особенность построения новеллы будет позднее позаимствована детективным жанром.

У слова «новелла» есть еще одно значение, которое необходимо знать будущим юристам. В Древнем Риме словосочетанием «novellae leges» (новые законы), называли законы, вводимые после официальной кодификации права (после выхода Кодекса Феодосия II в 438 г.). Новеллы Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода римских законов (Corpus iuris civillis). В современную эпоху новеллой называют закон, вносимый на рассмотрение парламента (иначе говоря, проект закона).

Сказка - самый Древний из малых эпических жанров, один из главных в устном творчестве любого народа. Это небольшое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, где явно подчеркивается вымысел. Другая важная черта фольклорной сказки - ее назидательный характер: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Народные сказки принято делить на волшебные («Сказка о царевне-лягушке»), бытовые («Каша из топора») и сказки о животных («Заюшкина избушка»).

С развитием письменной литературы возникают литературные сказкиу в которых используются традиционные мотивы и символические возможности народной сказки. Классиком жанра литературной сказки по праву считают датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875), его замечательные «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Тень», «Дюймовочка» любимы многими поколениями читателей как совсем юных, так и вполне зрелого возраста. И это далеко не случайно, ведь сказки Андерсена - это не только необыкновенные, а порой и странные приключения героев, в них содержится глубокий философский и нравственный смысл, заключенный в прекрасных символических образах.

Из европейских литературных сказок XX века классикой стал «Маленький принц» (1942) французского писателя Ан-туана де Сент-Экзюпери. А знаменитые «Хроники Нарнии» (1950 - 1956) английского писателя Кл. Льюиса и «Властелин колец» (1954-1955) тоже англичанина Дж. Р. Толкина написаны в жанре фэнтезЫу который можно назвать современной трансформацией древней фольклорной сказки.

В русской литературе непревзойденными, конечно же, остаются сказки А.С. Пушкина: «О мертвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане...», «О золотом петушке», «О попе и работнике его Балде». Заме нательным сказочником был П. Ершов - автор «Конька-Горбунка». Е. Шварц в XX веке создает форму пьесы-сказки, одна из них «Медведь» (другое название «Обыкновенное чудо») хорошо известна многим благодаря замечательному фильму режиссера М. Захарова.

Притча - также очень Древний фольклорный жанр, но, в отличие от сказки, притчи содержали письменные памятники: Талмуд, Библия, Коран, памятник сирийской литературы «Поучение Акахаре». Притча - это произведение поучительного, символического характера, отличается возвышенностью, серьезностью содержания. Древние притчи, как правило, невелики по объему, в них нет подробного рассказа о событиях или психологических особенностях характера героя.

Цель притчи - назидание или, как говорили когда-то, научение премудрости. В европейской культуре наиболее известными являются притчи из Евангелий: о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о безумном богаче и другие. Христос часто говорил с учениками иносказательно, а если они не понимали смысл притчи, разъяснял ее.

Многие писатели обращались к жанру притчи, не всегда, конечно, вкладывая в нее высокий религиозный смысл, скорее пытаясь в иносказательной форме выразить некое моралистическое назидание, как, например, Л. Толстой в своем позднем творчестве. Понеси. В. Распутина - Прощание с Матерой» также можно назвать развернутой притчей, в которой писатель с тревогой и скорбью говорит о разрушении «экологии совести» человека. Повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя многие критики также причисляют к традиции литературной притчи. Известный современный бразильский писатель Пауло Коэльо в своих романах и повестях также использует притчевую форму (роман «Алхимик»).

Повесть - средний литературный жанр, широко представленный в мировой литературе. В повести изображается несколько важных эпизодов из жизни героя, как правило, одна сюжетная линия и небольшое количество действующих лиц. Повестям свойственна большая психологическая насыщенность, автор сосредоточен на переживаниях и смене настроений героев. Очень часто главной темой повести становится любовь главного героя, например, «Белые ночи» Ф. Достоевского, «Ася» И. Тургенева, «Митина любовь» И. Бунина. Повести также могут объединяться в циклы, особенно написанные на автобиографическом материале: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» А. Горького. Интонации и темы повестей отличаются огромным разнообразием: трагичные, обращенные к острым социальным и нравственным вопросам («Все течет» В. Гроссмана, «Дом на Набережной» Ю. Трифонова), романтические, героические («Тарас Бульба» Н. Гоголя), философские, притчевые («Котлован» А. Платонова), озорные, комические («Трое в лодке, не считая собаки» английского писателя Джерома К. Джерома).

Роман (готап франц. первоначально, в позднее Средневековье, всякое произведение, написанное на романском языке, в противоположность тем, что были написаны на латыни) - крупное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельного человека. Роман - самый сложный эпический жанр, который отличается невероятным количеством тем и сюжетов: любовный, исторический, детективный, психологический, фантастический, исторический, автобиографический, социальный, философский, сатирический и т.д. Объединяет все эти формы и виды романа его центральная идея - идея личности, индивидуальности человека.

Роман называют эпосом частной жизни, потому что в нем изображаются многообразные связи мира и человека, социума и личности. Окружающая человека действительность представлена в романе в разных контекстах: историческом, политическом, социальном, культурном, национальном и т.д. Автора романа интересует, как среда влияет на характер человека, как он формируется, как складывается его жизнь, сумел ли он найти свое предназначение и реализовать себя.

Возникновение жанра многие относят к древности, это «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осел» Апулея, рыцарский роман «Тристан и Изольда».

В творчестве классиков мировой литературы роман представлен многочисленными шедеврами:

Таблица 2. Примеры классического романа зарубежных и русских писателей (XIX, XX в.)

Знаменитые романы русских писателей XIX в .:

В XX веке русские писатели развивают и преумножают традиции своих великих предшественников и создают не менее замечательные романы:


Разумеется, ни одно из подобных перечислений не может претендовать на полноту и исчерпывающую объективность, особенно это относится к современной прозе. В данном случае названы наиболее известные произведения, прославившие как литературу страны, так и имя писателя.

Роман-эпопея . В древности существовали формы героического эпоса: фольклорные саги, руны, былины, песни. Это индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», англо-саксонский «Беовульф», французская «Песнь о Роланде», германская «Песнь о Нибелунгах» и др. В этих произведениях в идеализированной, часто гиперболизированной форме возвеличивались подвиги героя. Более поздние эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Шах-наме» Фирдоуси, сохраняя мифологический характер раннего эпоса, тем не менее, имели выраженную связь с реальной историей, и тема переплетения человеческой судьбы и жизни народа становится в них одной из главных. Опыт древних будет востребован в XIX-XX веках, когда писатели постараются осмыслить драматическую взаимосвязь эпохи и индивидуальной личности, рассказать о том, каким испытаниям подвергается нравственность, а порой и психика человека в момент величайших исторических потрясений. Вспомним строчки Ф. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Романтическая формула поэта в реальности означала разрушение всех привычных форм жизни, трагические потери и невоплощенные мечты.

Сложная форма романа-эпопеи позволяет писателям художественно исследовать эти проблемы во всей их полноте и противоречивости.

Когда мы говорим о жанре романа-эпопеи, конечно, сразу вспоминаем «Войну и мир» Л. Толстого. Можно назвать и другие примеры: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Сага о Форсайтах» английского писателя Голсуорси; книгу американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» также с большим основанием можно причислить к этому жанру.

Само название жанра указывает на синтез, соединение в нем двух основных начал: романного и эпопейного, т.е. связанных с темой жизни отдельного человека и темой истории народа. Иными словами, в романе-эпопее рассказывается о судьбах героев (как правило, сами герои и их судьбы вымышлены, придуманы автором) на фоне и в тесной связи с эпохальными историческими событиями. Так, в «Войне и мире» - это судьбы отдельных семейств (Ростовых, Болконских), любимых героев (князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи и княжны Марьи) в переломный для России и всей Европы исторический период начала XIX века, Отечественной войны 1812 года. В книге Шолохова - события Первой мировой войны, двух революций и кровопролитной гражданской войны трагически вторгаются в жизнь казачьего хутора, семьи Мелеховых, судьбу главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи. В. Гроссман рассказывает о Великой Отечественной войне и главном ее событии - Сталинградской битве, о трагедии холокоста. В «Жизни и судьбе» также переплетается историческая и семейная тема: автор прослеживает историю Шапошниковых, пытаясь, понять, почему так по-разному сложились судьбы членов этой семьи. Голсуорси описывает жизнь рода Форсайтов на протяжении легендарной викторианской эпохи в Англии. Маргарет Митчелл - центральное событие в истории США, Гражданскую войну между Севером и Югом, круто изменившую жизнь многих семейств и судьбу самой знаменитой героини американской литературы - Скарлетт О` Хара.

Драматические жанры литературы

Трагедия (tragodia греч. козлиная песнь) - драматический жанр, который зародился еще в Древней Греции. Возникновение античного театра и трагедии связывают с поклонением культу бога плодородия и вина Диониса. Ему посвящался ряд праздников, во время которых разыгрывались обрядовые магические игры с ряжеными, сатирами, которых древние греки представляли в виде двуногих козлообразных существ. Предполагается, что именно такой облик сатиров, исполнявших гимны во славу Диониса, дал столь странное в переводе название этому серьезному жанру. Театральному действу в Древней Греции придавалось магическое религиозное значение, а театры, построенные в виде больших арен под открытым небом, всегда располагались в самом центре городов и были одним из главных публичных мест. Зрители проводили здесь порой целый день: ели, пили, громко выражали свое одобрение или порицание представляемому зрелищу. Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами трех великих трагиков: это Эсхил (525-456 гг. до н.э.) - автор трагедий «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.; Софокл (496-406 гг. до н.э.) - автор «Царя Эдипа», «Антигоны» и др.; и Эврипид (480-406 гг. до н.э.) - создатель «Медеи», «Троя-нок» и др. Их творения на века останутся образцами жанра, им будут пытаться подражать, но они так и останутся непревзойденными. Некоторые из них («Антигона», «Медея») ставятся на сцене и в наши дни.

В чем же заключаются основные черты трагедии? Главная из них - наличие неразрешимого глобального конфликта: в античной трагедии это противостояние рока, судьбы, с одной стороны, и человека, его воли, свободного выбора - с другой. В трагедиях более поздних эпох этот конфликт обретал нравственно-философский характер, как противостояние добра и зла, верности и предательства, любви и ненависти. Оно имеет абсолютный характер, герои, воплощающие противоборствующие силы, не готовы к примирению, компромиссу, а потому в финале трагедии часто много смертей. Так построены трагедии великого английского драматурга Вильяма Шекспира (1564-1616), вспомним самые знаменитые из них: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Юлий Цезарь» и др.

В трагедиях французских драматургов XVII века Корнеля («Гораций», «Полиевкт») и Расина («Андромаха», «Британик») этот конфликт получал иную трактовку - как конфликт долга и чувства, рационального и эмоционального в душах главных героев, т.е. обретал психологическую интерпретацию.

Самая знаменитая в русской литературе - это романтическая трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, созданная на историческом материале. В одном из лучших своих творений поэт остро поставил проблему «настоящей беды» государства Московского - цепной реакции самозванств и «ужасных злодейств», на которые готовы люди ради власти. Еще одна проблема - отношение народа ко всему происходящему в стране. Символичен образ «безмолвствующего» народа в финале «Бориса Годунова», по сей день продолжаются дискуссии о том, что хотел сказать тем самым Пушкин. По трагедии написана одноименная опера М. П. Мусоргского, ставшая шедевром русской оперной классики.

Комедия (греч. komos - веселая толпа, oda - песня) - жанр, зародившийся в Древней Греции чуть позже трагедии (V в. до н.э.). Самый знаменитый комедиограф того времени - Аристофан («Облака», «Лягушки» и др.).

В комедии при помощи сатиры и юмора, т.е. комического, высмеиваются нравственные пороки: лицемерие, глупость, жадность, зависть, трусость, самодовольство. Комедии, как правило, злободневны, т.е. обращены и к социальной проблематике, обличая недостатки власти. Различают комедии положений и комедии характеров. В первых важны хитроумная интрига, цепь событий («Комедия ошибок» Шекспира), во второй - характеры героев, их нелепость, однобокость, как в комедиях «Недоросль» Д. Фонвизина, «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», принадлежащих перу классика жанра, французского комедиографа XVII века Жана Батиста Мольера. В русской драматургии особенно востребованной оказалась сатирическая комедия с ее острой социальной критикой, как, например, «Ревизор» Н. Гоголя, «Багровый остров» М. Булгакова. Множество замечательных комедий создал А. Островский («Волки и овцы», «Лес», «Бешеные деньги» и др.).

Жанр комедии неизменно пользуется успехом у публики, быть может потому, что утверждает торжество справедливости: в финале порок непременно должен быть наказан, а добродетель торжествовать.

Драма - сравнительно «молодой» жанр, который появился в Германии в XVIII веке как lesedrama (нем) - пьеса для чтения. Драма обращена к повседневной жизни человека и общества, житейским будням, отношениям в семье. Драму интересует в первую очередь внутренний мир человека, это самый психологичный из всех драматургических жанров. Одновременно это и самый литературный из сценических жанров, например, пьесы А. Чехова в значительной степени воспринимаются больше как тексты для чтения, а не как театральные постановки.

Лирические жанры литературы

Деление на жанры в лирике не имеет абсолютного характера, т.к. различия между жанрами в данном случае условны и не так очевидны, как в эпосе и драме. Чаще мы различаем лирические произведения по их тематическим особенностям: пейзажная, любовная, философская, дружеская, интимная лирика и т.д. Однако можно назвать некоторые жанры, которые имеют ярко выраженные индивидуальные признаки: элегия, сонет, эпиграмма, послание, эпитафия.

Элегия (elegos греч. жалобная песнь) - стихотворение средней длины, как правило, морально-философского, любовного, исповедального содержания.

Жанр возник в античности, и главным его признаком считался элегический дистих, т.е. деление стихотворения на двустишия, например:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний, Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

А.Пушкин

В поэзии XIX-XX веков деление на двустишия - уже не столь строгое требование, теперь более значимыми оказываются смысловые признаки, которые связаны с происхождением жанра. Содержательно элегия восходит к форме Древних погребальных «заплачек», в которых, оплакивая умершего, одновременно вспоминали о его необыкновенных достоинствах. Такое происхождение предопределило основную особенность элегии - соединение скорби с верой, сожаления с надеждой, приятие бытия через печаль. Лирический герой элегии сознает несовершенство мира и людей, собственную греховность и слабость, но не отвергает жизнь, а принимает ее во всей трагической красоте. Яркий пример - «Элегия» А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе, чем стареше, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемого море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будет наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Сонет (sonetto итал. песенка) - так называемая «твердая» стихотворная форма, имеющая строгие правила построения. В сонете 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). В катренах повторяются только две рифмы, в терцетах две или три. К способам рифмовки также предъявлялись свои требования, которые, однако, варьировались.

Родина сонета - Италия, этот жанр представлен также в английской и французской поэзии. Корифеем жанра считается итальянский поэт XIV века Петрарка. Все свои сонеты он посвятил возлюбленной - донне Лауре.

В русской литературе непревзойденными остаются сонеты А.С Пушкина, прекрасные сонеты создавали также поэты Серебряного века.

Эпиграмма (epigramma греч, надпись) - короткое насмешливое стихотворение, обычно адресованное конкретному человеку. Эпиграммы пишут многие поэты, порой увеличивая этим число своих недоброжелателей и даже врагов. Эпиграмма на графа Воронцова обернулась для А.С. Пушкина ненавистью этого вельможи и, в конечном счете, высылкой из Одессы в Михайловское:

Попу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Насмешливые стихи могут быть посвящены не только конкретному лицу, но и обобщенному адресату, как, например, в эпиграмме А. Ахматовой:

Могла ли Биче словно Дант творить,

Шли Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить...

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Известны даже случаи своеобразной дуэли эпиграмм. Когда известного русского юриста А.Ф. Кони назначили в Сенат, недоброжелатели распространили на него злую эпиграмму:

В Сенат коня Калигула привел,

Стоит он, убранный и в бархате, и в злате.

Но я скажу, у нас такой же произвол:

В газетах я прочел, что Кони есть в Сенате.

На что А.Ф. Кони, отличавшийся незаурядным литературным талантом, ответил:

(epitafia греч., надгробный) - стихотворение-прощание с умершим человеком, предназначенное для надгробного памятника. Первоначально это слово использовалось в буквальном смысле, но в дальнейшем получило в большей степени переносное значение. Например, у И. Бунина есть лирическая миниатюра в прозе «Эпитафия», посвященная прощанию с дорогой для писателя, но навсегда уходящей в прошлое русской усадьбой. Постепенно эпитафия трансформируется в стихотворение-посвящение, стихотворение-прощание («Венок Мертвым» А. Ахматовой). Пожалуй, самое знаменитое в русской поэзии стихотворение подобного содержания - «Смерть поэта» М. Лермонтова. Другой пример - «Эпитафия» М. Лермонтова, посвященная памяти Дмитрия Веневитинова, поэта и философа, умершего в возрасте двадцати двух лет.

Лиро-эпические жанры литературы

Существуют произведения, в которых соединились некоторые особенности лирики и эпики, о чем говорит само название этой группы жанров. Главная их особенность -совмещение повествования, т.е. рассказа о событиях, с передачей чувств и переживаний автора. К лиро-эпическим жанрам принято относить поэму, оду, балладу, басню .

Поэма (poeo греч. создаю творю) - очень известный литературный жанр. Слово «поэма» имеет множество значений, как прямых, так и переносных. В древности поэмами называли крупные эпические произведения, которые сегодня считаются эпопеями (уже названные выше поэмы Гомера).

В литературе XIX-XX веков поэма - это большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом, за что ее иногда называют стихотворной повестью. В поэме есть персонажи, сюжет, однако их предназначение несколько иное, чем в прозаической повести: в поэме они помогают лирическому самовыражению автора. Наверное, поэтому так любили этот жанр поэты-романтики («Руслан и Людмила» раннего Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М. Лермонтова, «Облако в штанах» В. Маяковского).

Ода (oda греч. песня) - жанр, представленный преимущественно в литературе XVIII в., хотя также имеет древнее происхождение. Ода восходит к античному жанру дифирамба - гимна, прославляющего народного героя или победителя Олимпийских игр, т.е. человека выдающегося.

Поэты XVIII-XIX веков создавали оды по разным случаям. Это могло быть обращение к монарху: М. Ломоносов свои оды посвящал императрице Елизавете, Г. Державин -Екатерине П. Прославляя их деяния, поэты одновременно поучали императриц, внушали им важные политические и гражданские идеи.

Значительные исторические события также могли стать предметом прославления и восхищения в оде. Г. Державин после взятия русской армией под командованием А.В. Суворова турецкой крепости Измаил написал оду «Гром победы, раздавайся!», которая некоторое время была неофициальным гимном Российской империи. Существовала разновидность духовной оды: «Утреннее размышление о Божием величии» М. Ломоносова, «Бог» Г. Державина. Гражданские, политические идеи также могли стать основой оды («Вольность» А. Пушкина).

Этот жанр имеет ярко выраженную дидактическую природу, его можно назвать поэтической проповедью. Поэтому он отличается торжественностью слога и речи, неторопливостью повествования Примером может служить знаменитый отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. Ломоносова, написанной в год, когда Елизавета утвердила новый устав Академии наук, значительно увеличив средства на ее содержание. Главное для великого русского энциклопедиста - просвещение юного поколения, развитие науки и образования, которые станут, по убеждению поэта, залогом процветания России.

Баллада (balare прованс- плясать) пользовалась особой популярностью в начале XIX века, в сентиментальной и романтической поэзии. Этот жанр возник во французском Провансе как народная плясовая любовного содержания с обязательными припевами-повторами. Затем баллада перекочевала в Англию и Шотландию, где приобрела новые черты: теперь это героическая песня с легендарным сюжетом и героями, например, знаменитые баллады о Робин Гуде. Неизменным признаком остается лишь наличие рефренов (повторов), который будет важен и для баллад, написанных позже.

Поэты XVIII и начала XIX веков полюбили балладу за ее особую выразительность. Если использовать аналогию с эпическими жанрами, балладу можно назвать стихотворной новеллой: в ней обязателен необычный любовный, легендарный, героический сюжет, который захватывает воображение. Нередко в балладах используются фантастические, даже мистические образы и мотивы: вспомним знаменитые «Людмилу» и «Светлану» В. Жуковского. Не менее знамениты «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина, «Бородино» М. Лермонтова.

В русской лирике XX веке баллада - любовное романтическое стихотворение, часто сопровождаемое музыкальным аккомпанементом. Особенно популярны баллады в «бардовской» поэзии, гимном которой можно назвать любимую многими балладу Юрия Визбора.

Басня (basnia лат. рассказ) - короткий рассказ в стихах или прозе дидактического, сатирического характера. Элементы этого жанра с древнейших времен присутствовали в фольклоре всех народов как сказки о животных, а затем трансформировались в анекдоты. Литературная басня оформилась в Древней Греции, ее основоположником является Эзоп (V в. до н.э.), по его имени иносказательную речь стали называть «эзопов язык». В басне, как правило, две части: сюжетная и нравоучительная. Первая содержит рассказ о каком-то забавном или нелепом случае, вторая - мораль, поучение. Героями басен часто становятся животные, под масками которых скрываются вполне узнаваемые нравственные и социальные пороки, которые подвергаются осмеянию. Великими баснописцами были Лафонтен (Франция, XVII век), Лессинг (Германия, XVIII век) В России корифеем жанра навсегда останется И.А. Крылов (1769-1844). Главное достоинство его басен - живой, народный язык, сочетание в авторской интонации лукавства и мудрости. Сюжеты и образы многих басен И. Крылова выглядят вполне узнаваемо и в наши дни.