Как делать кляксы акварелью. Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс. Кляксография с использованием фломастера

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.

Использовать её можно для разных целей.

  1. Для создания декоративных фонов (в открытках, например)
  2. Для упражнений на развитие фантазии
  3. Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их
  4. Для создания художественных произведений.

Больше материалов по теме:

Про последний пункт расскажу в другой раз, а пока давайте попробуем, что же такое кляксография.

Материалы:

Для того, чтобы заниматься кляксографией, нужна бумага. Много бумаги. Ибо процесс захватывает, и хочется “запятнать” как можно больше пространства. Поэтому берите кипу бумаги попроще – серой для письма или белой для принтера.
Ещё нужна тушь или чернила. Если оных нет, то подойдут акварельные краски. Кисть берём покрупнее. Подойдет даже малярный флейц.

Подготовка рабочего пространства:

Перед началом процесса застелите поверхность стола газетами или плёнкой. Возможно, всё вокруг тоже придется прикрыть, дабы брызги, летящие во все стороны, не испачкали интерьер. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.

Начните рисовать акварелью уже сегодня!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

Кляксография, техника создания клякс:

Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. 🙂

  • Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?

Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.

Вот парочка пятен, которые при этом получились у меня.

Первое напоминает мне цветок. А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком…

Я предлагаю и вам бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство… 🙂

Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно.

Спонтанные брызги и “дутые” кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.

И что дальше?

  • После того, как наиграетесь, передохните, разглядывая работы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
  • Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.

Вот что получилось у меня.

Вторую работу с “органом” я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.

Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность.

Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.


А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать. 🙂

Надеюсь, что и вам подобный способ создания графических изображений придется по душе. Ведь в них есть то, что так привлекает внимание – энергия движения, игра спонтанности и осознанности.

Технику кляксографии можно с успехом использовать для создания вполне художественных работ. Таких, какие мы выполняем на курсе “Акварельные Фантазии”:

Техника акварели включает в себя множество различных приёмов, которые будят фантазию, помогают раскрыться вашему внутреннему Художнику.

Я хочу, чтобы Вы попробовали свои силы в акварели и полюбили этот чудесный материал.

Поэтому предлагаю вам

Я делаю новый арт-альбом со своими фотографиями. Самая первая страничка — про беззаботное детство и солнечное лето. В этой записи я выложила не только фото странички, но и небольшой МК «Как сделать кляксу» .

Как же приятно ставить кляксы, особенно яркие! Так приятно, что трудно остановиться, но нужно сделать это вовремя, пока клякс не станет слишком много 🙂

Я достала свои детские акварельные краски и начала создавать творческий беспорядок. Затем я применила созданный фон для странички в альбоме. С помощью штампов добавила надпись «Лето», а также стрекозу и пчелку.

Сложно ли делать кляксы? Нет, это доступно каждому. Сложно поставить кляксу в нужном месте!

Предлагаю вашему вниманию краткий МК «Как сделать кляксу» :

  1. Вам понадобится: бумага для акварели, акварельные краски, кусочек марли и вода.
  2. Из марли сделать комочек, намочить его и обмакнуть в краску.
  3. Бросить марлевый комочек на бумагу.
  4. Можно немного нажать на марлю, прежде чем поднимать ее с бумаги, чтобы клякса получилась более жирная.

Малыши любят изображать на белом листе кляксы. Папы и мамы чаще всего выбрасывают такие рисунки. А зря! Оказывается, что из таких клякс можно сотворить гениальные рисунки. Даже существует такая нетрадиционная техника рисования под названием кляксография. Что такое кляксография? Догадаться легко! Это такой способ рисования, при котором кляксы не являются ошибкой или проявлением неаккуратности, а ставятся на бумаге специально и даже обдуманно.

В чём польза?

Это в сказке про драгоценный ключик Мальвина наказала Буратино за поставленную кляксу, а современные родители и педагоги за кляксы не ругают. Ведь рисовать кляксами очень даже полезно, а еще невероятно интересно.

Кляксография имеет большую популярность. Увлекаются ею как детишки, таки взрослые. И это даже не странно. Ведь такая техника усиленно развивает у детей творческое воображение. С одной стороны, можно подумать, что маленький человечек может вынести из своей кляксы. Однако, каждое сделанное пятно имеет неповторимую форму и размер. А приложив к этому немного своей фантазии - можно получить силуэт предмета, фрагмент из жизни или образ какого-либо животного.

В первых шагах над знакомством с техникой следует быть рядом с ребенком. Ведь чаще всего маленькие человечки не могут с первого раза разглядеть в причудливых кляксах что-то существенное.


Техника рисования

Для того, чтобы начать создавать невероятные рисунки в такой технике много материалов и инструментов не понадобится.

К началу работы над шедевром следует приготовить на своём столе такие материалы:

  • кисточку. Лучше всего если это будет синтетическая. Кроме этого, можно взять для работы обычную зубную щётку;
  • краски. Это может быть как акварель, так и разведённая водой гуашь. Главное, чтобы краска была жидкой консистенции. Кстати, в работе над такой техникой также используют художественную тушь. Она бывает разных цветов;
  • картон или лист белой бумаги для основы;
  • емкость для воды;
  • коктейльная соломинка;
  • пипетка;
  • влажная тряпочка или салфетки. С помощью них можно без проблем убрать загрязнения с рук, а также лишние потеки на бумаге.

Этапы творческого процесса

Тем, кто вот-вот начинает знакомиться с данной техникой первым делом необходимо определить тему своего рисунка. На первоначальном этапе очень важно сфокусироваться и задать направление. Сделав несколько клякс можно включить свою фантазию и попытаться разглядеть некие очертания и силуэты живого существа или предмета. А может на листе бумаге расположился удивительный подводный мир или сказочная планета?!

Существует несколько способов, которые помогут создать удивительные рисунки:

  • Самым распространённым считается капельный метод. Однако такой метод чаще всего применяют для создания пейзажей. Для его создания применяют широкую кисть. Тщательно пропитав её краской, располагают кисточку над бумагой и начинают разбрызгивать гуашь. Для того, чтобы создать такой эффект только на определённом участке листа необходимо постучать кисточкой об руку или палец. А для того чтобы увеличить область разбрызгивания просто необходимо встряхнуть кистью. Кроме этого, можно применять пипетку для точечного нанесения краски. С её помощью можно изобразить как маленькие кляксы, так и большие.

  • Есть и другой способ - метод растекания. В этом случае жидкую краску раздувают в разные стороны при помощи обычной трубочки для напитков. Таким образом, получаются невообразимые силуэты. Например, деревьев и кустов. Затем им можно нарисовать листочки, цветочки и ягодки.

Какой бы вариант ни был выбран, процесс рисования обязательно принесет пользу и позволит интересно провести свободное время. А в дальнейшем можно развить навыки и в той, и в другой технике рисования кляксами.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию

Мастер-класс по рисованию.

Название. Кляксография обычная.
Автор. Генчева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр», Приднестровская Молдавская Республика.
Данный мастер – класс рассчитан на работу в детском творческом объединении, уроки рисования с детьми в возрасте с 5 лет и старше, для педагогов, воспитателей, родителей.
Назначение: изготовление рисунков необычным способом.
Цель. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксографией обычной ».
Задачи. Учить новым способам получения изображений, опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать внимание, мышление, художественное воображение от абстрактного к конкретному. Воспитывать аккуратность при работе.
Материал: бумага, краски, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши.
Изложение материала . Ребята я получила письмо из разноцветной страны, от нашего друга, художника Раскраскина. Послушайте, что он пишет.
Здравствуйте, ребята! Хочу вам рассказать, что со мной приключилось.
Вчера
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Чёрных-чёрных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу расти оно:
Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост...
Я немедленно
К чёрной туше пририсовал Огромные уши,
И получился,
Конечно, он, - Вы угадали - Индийский... (слон).
(стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы») Посылаю Вам несколько своих новых работ, выполненных необычным способом рисования кляксографией обычной. Надеюсь, вам они понравится. До встречи. Ваш Раскраскин.

Рассматривание рисунков


Обсуждение. Рассуждения детей о способах получения изображения.
Хотите научиться так рисовать? Ответы детей.
Демонстрация способов рисования педагогом.
Для работы понадобится: бумага, краски, кисть, вода, фломастеры или карандаши.


Приготовим краски - добавим по несколько капель воды в каждый цвет акварели, лист бумаги свернем пополам и развернем.


На одну сторону ближе к середине капнем несколько жирных капель - клякс. Можно использовать краску разного цвета.


Затем сложим по линии сгиба лист пополам и ладошкой проведем несколько раз вверх, вниз, чтобы краска растеклась по листу. Для «превращения» кляксы скажем волшебные слова.



Осторожно развернем лист. Вы видите причудливое пятно.


Подумайте, на что это похоже? Пофантазируйте. «Оживите» кляксы - превратите их в живые существа или предметы. Внимательно рассмотрите кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Можно подрисовать карандашом какие-то детали.



Вопросы к детям о последовательности рисования.
С чего начнем работу?
Куда будем капать краску?
Сколько капель будем капать?
Когда сложим листик вместе, что сделаем?
Что надо сделать дальше?
Когда придумали на что это похоже надо карандашами ……..
Самостоятельная практическая работа детей.
Дети осваивают технику кляксография обычная. Педагог работает индивидуально. Дает указания, помогает получить изображение необычным способом. Поощряет самостоятельность. Советует внимательно рассмат¬ривать кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на неё посмотреть так, она похожа на бабочку, только нужно дорисовать усики. А в кого превратятся ваши кляксы? Педагог тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях, нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами. Педагог проводит работу с более активными, способными детьми. Дает им дополнительные задания. Анализ детских работ. В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.

Акварельная техника – одна из самых «богатых» на всевозможные спецэффекты. Акварель очень часто используется в декоративной живописи, например при создании иллюстраций для книг и журналов. Тут фантазия художника не ограничивается наблюдениями из реальной жизни. Четкие, документальные зарисовки могут встречаться с зыбкими размытыми образами, как сон с явью.

Способы создания декоративных работ могут показаться такими же необычными, как и результат. Рисунки посыпают солью, брызгают краской или чистой водой, мнут и царапают бумагу.

Со стороны может показаться, что художник балуется и играет. Но такие игры с акварелью позволяют достичь интересных и даже неожиданных эффектов.

Ставим кляксы

Как известно, рисовать акварелью непросто. Очень уж легко испортить рисунок – случайная капля краски в неудачном месте, и можно начинать работу сначала. А что получится, если ставить кляксы специально? Легкие цветные брызги могут разнообразить фон и даже дополнить композицию картины. Так просто неплохая акварель превращается в неповторимую авторскую работу. Секрет декоративности – в гармонично подобранных цветах.


Впрочем, кляксы можно делать и чистой водой на еще не подсохший рисунок. Останутся характерные размытые следы, которые сделают фактуру предметов интереснее.

Научиться брызгаться несложно. Достаточно набрать краску на кисть, а потом на небольшом расстоянии от бумаги постучать ею по другой кисточке или карандашу.

Полученные капли можно оставить сохнуть, а можно играть с ними дальше. Если приподнять лист с одной стороны, краска начнет стекать, оставляя цветные дорожки. А если сбрызнуть водой из пульверизатора, то расползающиеся пятна будут создавать сложные узоры. Предсказать результат сложно, нужно пробовать.


Лиса, Меган Ашворд

Сыпем соль

Неожиданно, но факт: если посыпать невысохшую акварель солью, то соль будто бы разгоняет краску в разные стороны. Образуются светлые звездочки и цветные подтеки. Эффект тем заметнее, чем крупнее кристаллики соли. Соль имеет смысл сыпать на влажную бумагу, когда краска еще не впиталась. А после высыхания рисунка кристаллы можно осторожно стряхнуть.

Не обязательно посыпать солью всю работу целиком. Иногда этот прием применяют для отдельных фрагментов картины, чтобы сделать на них акцент.

Натираем воском

Воск используют в разных живописных техниках для того, чтобы оставлять часть рабочей поверхности неокрашенной. Часто применяемый в батике, этот прием неплохо подходит и для акварели. Нужно взять кусочек белого воска и потереть им по листу фактурной бумаги. Следом можно смело делать цветную заливку. После высыхания краски воск легко удаляется тупым ножом.

Воском натирают как чистую бумагу, так и предварительно затонированную. Чем фактурнее ее структура, тем интереснее эффект. Рябь на воде, старые и потертые поверхности, легкие облака – все это можно натуралистично изображать с помощью воска.


Мнем бумагу

В школе за мятые рисунки ругали. Но на самом деле рисование на мятом листе – это декоративный художественный прием.

Работа, выполненная таким образом, оказывается покрытой сеточкой мелких трещин, как старая фреска. ?

Как же правильно «испортить» бумагу?

Для этого берут не очень плотный лист, крепко сминают его в комок и расправляют. Появляются желаемые складочки. Чтобы сделать их четче, лист грунтуется подходящим по колориту светлым оттенком. После полного высыхания бумаги ее нужно хорошо разгладить и наклеить на картон, загнув и проклеив края – натянуть лист на картонную основу. Для этого кусок картона должен быть немного меньше, чем подготовленная бумага. А дальше – рисовать акварелью, как обычно.

Процарапываем рисунок

Лист бумаги можно не только мять, но и царапать. Предварительный рисунок чаще всего делается карандашом. Но можно аккуратно продавливать его шилом или макетным ножом. Плохо заметные вначале, нанесенные линии проявятся после заливки краской.

Кора деревьев, прожилки на листьях, перышки и шерстинки животных, детали зданий – все это выглядит изящнее, когда заранее процарапано, а не прорисовано тонкой кистью.

Техника продавливания часто применяется для небольших иллюстраций.

Все эти художественные хитрости объединяет одно – никогда нельзя в точности предсказать, какой получится результат. Главное – смелее пробовать и экспериментировать. А может быть, Вы придумаете свой собственный декоративный прием?

Об этих и других приемах работы с акварелью можно узнать на курсе «Фрукты акварелью».

Эта статья завершает серию статей об акварели. Предыдущие публикации: