Как леонардо да винчи изучал анатомию. Международный студенческий научный вестник

→ Часть шестая

Этого не смог сделать даже Везалий. Голль (1914) писал про рисунки скелета, исполненные Леонардо: "Они живут, если можно так выразиться, тогда как Везалий просто соединил кости человека без учета естественных взаимоотношений их в теле живого человека; скелеты Везалия, если бы они ожили, не могли бы ни стоять, ни ходить, ни дышать".

Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа. Мондини не касался основания черепа, "седалища вложенной богом в человека души", "propter peccatum" — во избежание греха. Леонардо не остановился перед запретом.

Леонардо задолго до Гаймора (1651) открыл воздухоносные пазухи черепа, описав верхнечелюстную пазуху. Особенно много очень точных рисунков посвятил Леонардо Скелету конечностей. Он установил, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Ибн-Синой и Галеном, Считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей.

Анатомия мышц до Леонардо была пустым местом, как это видно на рис. 47, документирующем миологические познания на рубеже XIV и XV веков. Отдельные наблюдения поверхностной мускулатуры сделали его современники — художники старшего поколения.

Леонардо первый создал классификацию мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению на скелете и тем заложил основы общей миологии. Он смутно понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц.

"Сухожилия с мускулами своими служат нервам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы общему чувству, как кондотьеры капитану; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину".

В его заметках к рисункам мышц выдвинуто положение, по которому, если мускул сокращается, его антагонист должен расслабляться,— принцип, предвосхитивший идею реципрокной иннервации. Смутное представление о мышечном тонусе уже выступает в его замечании о том, что после смерти все мускулы вытягиваются в длину. Он знал, что мускул не может начинаться и прикрепляться на одной и той же кости, что мускул использует свою силу по направлению своей длины.

Структура и функция были для Леонардо неотделимы. Мускул не может быть, по его мнению, понят, пока не определена его функция. Одним из первых Леонардо использовал механику для понимания строения двигательного аппарата тела человека и животных.

Мы не находим в рукописных заметках Леонардо систематического изложения анатомии всех мышц. Это было тем более трудно, что в его время отсутствовала миологическая номенклатура, созданная лишь в XVII и XVIII веках трудами Купера (1694), Дугласа (1707) и особенно Альбина (1734). Однако до нас дошли его великолепные и вполне современные рисунки не только поверхностных, интересных для художника, но и глубоких мышц и много верных наблюдений и мыслей об их действии.

Он правильно зарисовал целый ряд мимических мышц лица и поверхностно расположенные жевательные мышцы. Он насчитал 24 мышцы языка. Хорошо передан на листах Леонардо грудиноключичнососковый мускул. Лучше, чем его современники, разобрался Леонардо в сложной анатомии мышц живота. Он первый понял механизм движения головы на фиксированном мышцами спины, как мачта вантами, шейном отделе позвоночника, движения диафрагмы, механизм движений ребер при вдохе при действии наружных межреберных мышц. Весьма наглядно на листе 4-м recto Quad. IV (см. рис. 51) представлено действие на кишечник поперечной мышцы живота как брюшного пресса. В замечаниях по этим вопросам Леонардо да Винчи выступает как своеобразный предтеча "функциональной анатомии" органов движения. Особенно точно зафиксированы на его рисунках мышцы плечевого пояса, руки и ноги (рис. 53,54,55). Знание мышц и постоянное наблюдение их действия явилось основой того мастерства, с которым Леонардо-рисовальщик умел несколькими скупыми штрихами карандаша изображать движения и жесты человека.

Рис. 38. Скелет из серии 5 фигур Prufling (1158).
Рис. 39. Скелет из дрезденского кодекса. №31x (1323).
Рис. 40. Скелет из трактата Richard Helain (1493).


Рис. 41. Позвоночный столб. Ana. 8 verso.


Рис. 42. Скелет туловища и конечностей. Ana. 13 verso.


Рис. 43. Череп распеленный для показа лобной и верхнечелюстной позухи. AnB, 41 verso.
Рис. 44. Сагитальный и горизонтальный распил крыши черепа. AnB, 41 verso.
Рис. 45. Сагитальный распил черепа и позвоночного столба. AnB, 41 verso..


Рис. 46. Кости стопы и плеча. AnB. 12 recto.


Рис. 47. Мыщцы из серии 5 фигур Randnitz. (1399).
Рис. 48. Мыщцы степок живота из "Conciliator differentiarum" (1496). Флорентийской книги для художников.
Рис. 49. Диаграмма мышц, держащих голову на шейных позвонках. QII. 5 recto.


Рис. 50. Мыщцы шеи и плечевого пояса. AnA, 3 verso.
Рис. 51. Поперечная мышца живота как брюшной пресс. QIV, 4 recto.
Рис. 52. Мышцы плеча, туловища и ноги. AnA, 15 verso.


Рис. 53. Мышцы шеи и плечевого пояса. AnA. 4 verso.


Рис. 54. Мышцы плеча и предплечья. AnA. 9 verso.


Рис. 55. Мышцы, сухожилия и связки кисти и пальцев. AnA, 10 recto.


Рис. 56. Рисунки рабочих движений человека. Около 1503 г. Королевская библиотека Виндзорского замка. Лист 12664 recto.


Рис. 57. Схема строения сердца из Anathomia Mondino (Страстбургское издание, 1513).
Рис. 58. Препарат сердца, видны сосочковые мышцы и trabecula septomarginalis. QII, 14.
Рис. 59. Два рисунка сердца. QII, 3 verso.

В тексте миологических заметок Леонардо да Винчи, Сопровождающих его рисунки, много пропусков и ошибок. Однако, в общем, принимая во внимание его работу по нетронутой целине, он сделал так много в области миологии, что за одно это мог бы считаться величайшим анатомом эпохи Возрождения.

Сердце Леонардо называл чудесным орудием, изобретенным верховным художником.

Во времена Леонардо господствовала арабистская идея, утверждавшая, что сердце состоит из трех желудочков: двух больших и среднего, который Мондини называл чудом природы. Сердце, по Галену, построено из особых, не мышечных, волокон. Кровь из печени, где она готовится из хилуса, притекающего по воротной вене из желудка и кишок, поступает по полой вене в правый желудочек и, с другой стороны, питает все органы тела. Легочная артерия несет в легкие питание и пары от мистической природной теплоты, находящейся в сердце. Часть крови из правого желудочка через поры в межжелудочковой перегородке направляется в левый желудочек, где смешивается с пневмой, которая готовится из воздуха в легких и оттуда поступает в левый желудочек по легочной артерии. Из левого желудочка кровь, содержащая пневму, или жизненный дух, распределяется по аорте ко всем органам и несет им энергию, необходимую для их функции. Венозная и артериальная кровь оттекают и притекают в правый и левый желудочек отдельно, не смешиваясь друг с другом.

Сердцу посвящено много листов рисунков и заметок рукописного наследства Леонардо да Винчи. Он утверждает, что "В сердце четыре желудочка, а именно: два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками", дает много описаний и рисунков клапанов и сосковых мышц, открывает септомаргинальные трабекулы, назначенные, по его мнению, предупреждать перерастяжение желудочков.

Рисунки строения сердца основаны не только на анатомических препаратах, но и на сконструированных и может быть выполненных в натуре Леонардо да Винчи моделях.

В противоречии с традицией Леонардо устанавливает, что сердце — полый мускул и, как все мускулы, получает стимулы от нервов, именно—от блуждающего нерва. Леонардо да Винчи обогатил описательную анатомию сердца многочисленными новыми фактами и, таким образом, был предвестником открытия Гарвея. Однако он не мог подняться до правильного понимания кровообращения. Его взгляды на физиологию сердца и движение крови — еще галенистские. Правда, и здесь он устраняет средневековые представления о мистической теплоте, которая сверхчувственным образом порождается в сердце, и объясняет ее происхождение чисто механически — трением крови по стенкам сердца и в порах, якобы соединяющих правый и левый желудочки сердца.

„Теплота рождается из движения сердца, и это подтверждается тем, что чем скорее движется сердце, тем более распространяется теплота, как нас учит о том пульс лихорадящих, приводимый в движение биением сердца".

Леонардо да Винчи немного сделал для анатомии кровеносных сосудов, но и здесь он опередил своих современников. Так, в противоположность учению Галена и Ибн-Сины о начале артерий из сердца, а вен — из печени, Леонардо считал, что и артерии, и вены происходят из сердца.

Сосуды сердца зарисованы правильно, но в общем его рисунки артерий, особенно головы, верхних и нижних конечностей, оставляют желать лучшего. Он открыл и нарисовал бронхиальные артерии и первый описал проявления атеросклероза артерий. Его карандашу принадлежат прекрасные рисунки поверхностных вен.

Большую наблюдательность проявил Леонардо в изображении пищеварительных органов, хотя его рисунки и заметки нередко основаны на вскрытиях домашних животных. Рис. 65 показывает, насколько примитивно представляли анатомию внутренностей грудной и брюшной полости современники Леонардо. Значительно лучше, чем его предшественники, изобразил Леонардо желудок. Правда, при этом он придал ему некоторые особенности желудка свиньи. Так, при впадении в желудок пищевод неправдоподобно расширяется, не отмечена кардиальная вырезка желудка. Более точно изображена толстая кишка. Хорошо для своего времени показал Леонардо брыжейку тонкой кишки и большой сальник. На рисунке извлеченного из брюшной полости желудка висит на большой кривизне, как фартук, сальник.

Органы дыхания зарисованы на листах Леонардо не только на основании вскрытии и препаровки органов шеи и грудной полости человека, но, главным образом, по наблюдениям на животных. На одном из рисунков даже гортань животного врисована в изображение скелетированной головы, мышц и сосудов шеи человека.

Можно сказать, что Леонардо заново открыл щитовидную железу. О ней не упоминается в сочинениях Ибн-Сины и Мондини, хотя Галену она была известна.

На разрезах почек Леонардо видел пирамиды мозгового вещества, позднее описанные Мальпиги. В заметках подробно разобрано значение косого прободения стенки мочевого пузыря мочеточниками и показаны изменения формы мочевого пузыря в различных положениях тела.

Значительно точнее, чем его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил строение мужских и женских половых органов. Однако традиционные взгляды на их функции привели его к ошибкам в описаниях строения и в рисунках половых органов. Эти неточности встречаются особенно в рисунках, относящихся к раннему периоду его анатомических занятий. Так, он рисует в мужском половом члене два отдельных канала для выведения мочи и семени, которое, по его мнению, образуется в семенных пузырьках.

Он первый нарисовал маточные трубы и круглые связки матки. Вопреки традиционному взгляду о том, что в матке должно быть столько камер, сколько молочных желез, и что у человека поэтому двойная матка (в правой половине растут мальчики, а в левой — девочки), он правильно изобразил матку женщины с одной полостью. Факт этот получил всеобщее признание только после трудов Везалия. Леонардо первый правильно представил механизм эрекции, как наполнения полового члена кровью, а не надувания "воздушностью" — по Ибн-Сине и Мондини.

В изображениях мозга можно проследить, как Леонардо отходил, например, в представлениях об анатомии желудочков мозга от традиционного описания и изображения мозга и на основании своих наблюдений мозга человека и домашних животных приближался к действительности. Он первым представил парные боковые желудочки, а до него рисовали три желудочка, расположенные один за другим. Несмотря на это, Леонардо мало сделал для развития анатомии мозга. Это понятно, так как он не умел уплотнить мозг и предохранить его от гниения. Однако он не побоялся выступить против взглядов Ибн-Сины и Мондини о локализации психических функций мозга. Ему удалось заметить особенности строения твердой оболочки спинного и головного мозга.


Рис. 60. Грудные и брюшные внутренности, вскрытое сердце, в котором видно несколько септомаргинальных требекул в каждом желудочке. QIV, 7.
Рис. 61. Трехстворчатый клапан сердца сверху и снизую Показано прикрепление к клапану и сосочковым шышцам сухожильных нитей. QII, 8 verso.
Рис. 62. Изображение артерий тела человека в рукописи XVI века.


Рис. 63. Печеночная артерия и воротная вена. AnB, 34 verso.
Рис. 64. Поверхностные вены руки, руки и живота. AnA, 6 recto.


Рис. 65. Изображение положения внутренностей из Antropologium de hominis dignitale (Magnus Hundt. Leipzig, 1501.).
Рис. 66. Большой сальчик, подчревные сосуды и пупочная вена. AnB, 22 verso.
Рис. 67. Положение тонкого кишечника. Толстая кишка. Слепая кишка изображена с червеобразным отростком. Желудок, печень и селезенка, AnB, 14 verso.


Рис. 68. Сердце и бронхи после отмацерирования леточной ткани. QII, 1.


Рис. 69. Бронхи и легкие свиньи. Виндзор, лист 19054 verso.
Рис. 70. Гортань собаки, врисованная в шею человека. QV, 16.
Рис. 71. Мужские половые органы. QIII, 4 verso.


Рис. 72. Мозг и органы чуств из Antropologium (Magnus Hundt. Leipzig, 1501).
Рис. 73. Желудочки мозга и черепные нервы. QV, 8 recto.
Рис. 74. Желудочки и основание мозга. (QV, 7).

Леонардо считал нервы трубками, по которым течет пневма. Из некоторых его заметок и деталей рисунков вытекает, что он отметил выход спинномозговых нервов из спинного мозга двумя корешками, что он различал нервы чувствительности и движения.

Леонардо изобразил ряд головных нервов. Особенно точно представил он блуждающий нерв и нервы конечностей. Правильно нарисовано; им плечевое сплетение, тогда как пояснично-крестцовое сплетение изображено ошибочно, очевидно, по препаратам животных.

Из органов чувств Леонардо особое внимание уделил анатомии глаза, перед которым он преклонялся как художник. Однако здесь он мало отошел от описаний Ибн-Сины, изобразив хрусталик шаровидным и в центре глазного яблока.

В конце XV и начале XVI века анатомией весьма усиленно занимался человек, который, не будучи специалистом ни в одной области, был универсально гениален, благодаря чему достиг в самых различных отраслях выдающихся успехов. Леонардо да Винчи был художником и скульптором, математиком и физиком, техником и изобретателем. Как художник он понял, что следует быть ближе к природе, античные образцы не могли его удовлетворить. Прежде всего он изучал пропорции человеческого тела - ребенка и взрослого. Затем он занялся вскрытиями.

Одному из своих посетителей в Амбуане, в провинции Турень, где Леонардо да Винчи жил последние годы в предоставленном в его распоряже­ние королем Франциском I небольшом замке, он сказал, что вскрыл уже более тридцати трупов мужчин и женщин всех возрастов. Этот серьезный и кропотливый труд, совершаемый вопреки всем препятствиям и трудностям, позволил ему сделать огромное количество анатомических рисунков. Он оставил гениальные наброски, свидетельствующие о его замысле создать монументальную анатомию и физиологию человека. Рисунки должны были запечатлеть все детали тела, а описание их должно было далеко выходить за пределы того, что могло бы интересо­вать художника. Его целью было не только найти теоретические основы своего художественного творчест­ва - как истинный энтузиаст этот ученый-исследователь стремился постичь самую основу вещей. Леонардо хотел обосновать анатомическую науку не мнениями авторите­тов, а данными наблюдения.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Анатомия Леонардо должна была состоять из 120 томов: «Если господь даст мне для этого силы!». Она должна была содержать и результаты его работ по сравнительной анатомии; до нас дошли, например, изображения языка дятла и челюсти крокодила, а также сравнительное описание органов обоняния и зрения человека и льва. Всего до наших дней сохранилось 779 анатомических рисунков, выполненных Леонардо да Винчи и снабженных им текстом. Это следует поставить в заслу­гу сопровождавшему Леонардо во Францию миланскому дворянину Франческо Мельци, которому ученый и заве­щал свои рукописи. Примерно к 1560 г. относится рассказ Вазари, повествующий о том, что престарелый Мельци «дорожит этими листами, как реликвиями, и свя­то хранит их».

Изучение пропорций человеческого тела. Рисунок Леонардо да Винчи.

В предисловии к своему огромному труду Леонардо объясняет значение такого рода анатомических рисунков, трудности их создания, а также излагает, какими способностями и качествами следует обладать, чтобы выполнить такую работу. Он пишет: «Занимаясь подобны­ми исследованиями, ты выиграешь менее, нежели те люди, которые ведут спокойную жизнь, или те, которые хотят разбогатеть в один день. Долгое время тебе придется жить в великой бедности. А ты, мнящий, что лучше присутствовать при вскрытиях, нежели рассматривать эти рисунки, был бы, пожалуй, прав, если бы было возможно все вещи, показанные на таких рисунках, узреть на одном теле. На теле же, даже приложив весь свой разум, ты увидел бы и опознал только несколько вен. Дабы добиться полного и точного понимания этих вен, я расчленил более десяти человеческих тел, разрушив притом все остальные части, удалив до последней частицы все мясо, окружав­шее эти вены; я не допустил заполнения их кровью, если не считать незначительного наполнения кровью капилляр­ных вен. Ни один труп не сохранялся столь долго, сколько это было нужно, таким образом я вынужден был брать один за другим столько трупов, сколько это требовалось для достижения исчерпывающих данных. Эту работу я повторил дважды, дабы узреть различия. И даже если ты обладаешь должной для этого самоотверженностью, то тебе может воспрепятствовать боязнь пребывания в ноч­ное время в обществе разрезанных и лишенных кожи мертвецов, облик которых внушает ужас. А если тебя и это не остановит, то, возможно, ты не обнаружишь у себя способности хорошо рисовать, необходимой, чтобы делать такого рода изображения; а если ты и умеешь рисовать, то, возможно, ты не знаешь перспективы; но если и этим ты владеешь, то тебе может помешать недостаточно упорядоченное знание геометрических изображений и правил подсчета всех сил и способностей, находящихся в мышцах; может быть, тебе не хватит и терпения, если ты недостаточно прилежен. Обладаю ли я всеми этими качествами или нет, покажут те сто двад­цать книг, которые я сочинил; мне не препятствовала в этом ни алчность, ни беззаботность, а затруднял лишь недостаток времени».

Отдельную книгу, содержащую сорок таблиц, Леонар­до посвятил анатомии лошади. Попутно следует отметить, что как художник он очень интересовался физиогномикой; ему нравилось изображать, каким образом смех или плач, любое душевное движение отражаются на облике челове­ка. В своих физиологических исследованиях Леонардо очень много внимания уделял органам чувств, которые, как он определил, служат проводниками приходящих извне раздражений. Но раздражения, говорил он, могут исходить и изнутри тела, из души, обиталищем которой он считал головной мозг. Из картин внешнего мира в мозгу образуется «общее чувство», сохраняющееся в памяти. Головной мозг руководит сознательными и бессознательными движениями, которые подчиняются законам механики. С этой точки зрения Леонардо и исследует движения, особенно при ходьбе, беге и прыжках.

Особенно Леонардо да Винчи увлекала психология зрения. Где изображение воспринимается наиболее четко? В середине сетчатки - гласит его ответ. Он обратил вни­мание и на остаточные зрительные представления, возни­кающие после того, как быстро отведешь взгляд от пред­мета, на который долго и пристально смотрел, или же закроешь глаза. Он описал и явления зрительного обмана, которые изучает теперь любой школьник: светлый пред­мет на черном фоне кажется больше, зато темный пред­мет на светлом фоне - меньше.

Возможность расчленить значительное количество человеческих трупов можно объяснить тем, что Леонардо находился под покровительством могущественных власти­телей: в Милане ему покровительствовал Цезарь Борджиа, а в дальнейшем - французские короли Людовик XII и Франциск I; в течение двух лет, которые он провел в Риме, его покровителем был Джулиано Медичи -млад­ший брат папы Льва X. Несмотря на это, Леонардо однажды пришлось защищать себя от обвинения в преступной деятельности. Он сделал это весьма убедительно в своем анатомическом сочинении, где про­тивопоставлял этим «преступлениям» уважение к жизни: «И ты, о человек, который с помощью моих трудов учишься постигать чудесные творения природы, если ты веришь, что расчленение человеческого тела есть преступ­ление, подумай, насколько преступней отнимать у челове­ка жизнь... Не допускай того, чтобы твой гнев или твоя злоба разрушили бы жизнь, ибо, воистину, тот, кто не уважает жизнь, не заслуживает ее иметь».

Леонардо подходил к изучению анатомии как настоя­щий естествоиспытатель - так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов. Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставал­ся неизвестным еще долгое время. Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов - исследовате­лей человеческого организма.

Похожие материалы:

"И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай!"

Леонардо Да Винчи

Помимо известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: "О летании и движении тел в воздухе", "О свете, зрении и глазе".

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это - своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. "…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта".

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал "умозрительных" теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: "…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства".

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Поперечный разрез правой ноги

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать". В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу...". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им... используй это описание для трактата". Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным". Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше".

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.

Изображения профиля черепа

Изображение черепа в горизонтальной плоскости. Точка пересечение диагоналей - вместилище общих чувств (senso commune)

Схема изображений желудочков мозга, черепно-мозговых нервов и основания черепа

Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Мартину Клайтону (Martin Clayton) (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок.

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние... Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством...".

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.

Боковая, передняя и задняя поверхности позвоночника. Отдельно изображены I, II, III шейные позвонки

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.

Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай".

Анатомия Леонардо

Значение работ Леонардо

Если бы в свое время Леонардо издал свои рисунки по анатомии, они послужили бы фундаментом для исследователей в этой области – так считают современные ученые. Работы Мастера – огромный шаг вперед в изучении человеческого тела (неважно, что некоторые из них содержат ошибки – научные работы не обходятся без ошибок). Главное, что это был совершенно новый принцип исследования человеческого тела. Гигантский скачок в будущее.

Леонардо да Винчи. Голова человека и рисунок строения мозга. Перо, чернила. Музей-замок. Коллекция произведений искусства в Веймаре, Германия

Леонардо да Винчи. Рисунок шейного отдела позвоночника и мышц, удерживающих голову. Коричневые чернила на голубой бумаге. Королевская библиотека Виндзорского замка. Леонардо сравнил мышцы и сухожилия с такелажем корабля, который крепит мачту. Пример, как повсюду Мастер искал аналогии

Описывая такого человека, как Леонардо, невольно хочется показать, будто перед нами абсолютный разум, который никогда и ни в чем не ошибался, которому все было по плечу.

Однако это не так. Прежде всего, потому, что Леонардо располагал незначительными техническими средствами – до эпохи технической революции было еще далеко, и под рукой Мастера не было необходимых приборов, не было учителей, чтобы дать ему хотя бы азы науки, к тому же многие предрассудки напрямую запрещали или ограничивали занятия анатомией. Так, отношение церкви ко вскрытию людей привело к тому, что их приходилось делать тайно, со многими ограничениями, а то и вообще запрещали этим заниматься. Как пишет сам Леонардо, вскрытия приходилось делать ночью, причем трупы были изуродованы во время казни. Зачастую Мастер вместо человеческого тела изучал трупы животных. Так, многие его анатомические рисунки приводят к мысли, что он переносит увиденное внутреннее строение животных на строение человека. А по внутреннему строению животное – свинья или бык – порой очень сильно отличается от человека.

Леонардо да Винчи. Зарисовки мышц плечевого пояса и движений ключицы. Два вида коричневых чернил, черный мел, акварель. Королевская библиотека Виндзорского замка

Знания анатомии, которые необходимы художнику, значительно отличаются от тех, что должен получить медик. Художника интересуют скелет, сухожилия, мышцы, до внутренних органов – сердца или легких – живописцу нет дела.

«Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, – писал Леонардо, – будет точно знать, какие мышцы человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы».

Именно поэтому он часто рисовал худых пожилых людей, под истончившейся кожей и дряблыми мышцами которых отчетливо проступают кости.

Однако Леонардо интересовался анатомией не только ради того, чтобы правильно рисовать человеческое тело. Он желал знать, как устроен человек, как работают его внутренние органы, причем забирался порой в такие тайны, задавался такими вопросами, на которые нашлись ответы только в веке двадцатом.

Анатомия и медицина во времена Леонардо

Как уже было сказано, 1300 лет в медицинской науке непререкаемым авторитетом считался древнеримский врач Гален, который жил во II веке нашей эры и был придворным врачом нескольких римских императоров. Гален собрал воедино и классифицировал труды античных авторов по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии. Вплоть до XVI века он был непререкаемым авторитетом для европейских врачей. Открытия Галена трудно переоценить – он описал около 300 мышц человеческого организма, определил роль нервной системы, ввел в практику эксперимент. Так что его можно считать предшественником экспериментальной физиологии. Он был опытным хирургом и хорошо знал анатомию. Гален справедливо полагал, что анатомия является фундаментом хирургии.

Однако многие его суждения были ошибочными. Так, он не знал о большом и малом кругах кровообращения, неверно определил он и строение сердца.

Учение Галена основывалось на том, что в организме есть четыре главных сока: кровь, слизь, черная и желтая желчь. В его учение перекочевали также идеи Платона, в том числе – о пневме. Считалось, будто в мозге обитает душевная пневма, в сердце – жизненная пневма, в печени – естественная пневма. Дальше уже начинались фантазии на тему, какая часть души где находится и за какие эмоции отвечают соответственно мозг, сердце и печень.

Лишь в XVI веке испанский ученый Мигель Сервет описал малый круг кровообращения, а в следующем веке уже британский ученый Уильям Гарвей разработал математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови. Церковь благосклонно относилась к учению Галена. И так уж повелось, что ученые вплоть до XVI века просто не решались выступать против этой теории, даже если их наблюдения противоречили выводам Галена, настолько непререкаемым был его авторитет.

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Леонардо подсказывает новый план операции хирургу в XXI веке

Мы почти наверняка можем сказать, что современные ученые еще не раз вдохновятся на новые открытия, изучая рукописи Леонардо. И это не преувеличение, не красивый образ.

Пример такого открытия – работа британского хирурга-кардиолога, который разработал новый способ лечения пролапса (выпадания) митрального клапана сердца, изучая анатомические рисунки да Винчи.

Газета «Таймс» пишет, что в 2005 году британский хирург Фрэнсис Уэлсимено благодаря записям Леонардо придумал, как улучшить эту сложнейшую операцию на сердце. Именно благодаря рисункам Мастера хирург обратил внимание на фазу открытия митрального клапана. Новый способ помогает пациентам полностью восстановиться после операции, тогда как прежде хирургам приходилось уменьшать проток крови через клапан. Это приводило к тому, что после операции люди страдали от одышки. Так внимательный взгляд Леонардо через пять веков помог сделать открытие нашему современнику.

Как не может быть врача без знания анатомии, так не может быть анатомии без ее истории. Знание истории анатомии дает учёному-медику картину развития науки, показывает динамику усложнения научных понятий, роста и накопления объема научных знаний, и, наконец, может предостеречь от ошибок. Биографии и жизненные пути ученых прошлого могут наставить анатомов настоящего и будущего на совершенствование своих знаний, повышение квалификации и более активное участие в научной жизни.

Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не деятельностью врача, а художника.

Средние века и эпоха Возрождения - время людей энциклопедических, поистине всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.

Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как выдающегося художника - картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

Цель работы: показать на примере жизненного пути Леонардо Да Винчи прогрессивное развитие анатомической науки, оценив вклад его.

I . Анатомия эпохи Средневековья и Возрождения

Исторически возникновение анатомии как науки было спровоцировано острой потребностью в систематизированных знаниях о строении человеческого тела для грамотного диагностирования и лечения тех или иных заболеваний и травм. Причем возникла эта потребность еще в глубокой древности.

Врачи античного периода могли опираться лишь на собственный эмпирический опыт, который давал им порой неверные и опасные для жизни пациентов советы. Большое негативное влияние на еще зарождающуюся медицинскую науку оказывало и религиозное мракобесие. Поэтому кажется естественным тот факт, что до наших дней дошли имена и научные работы величайших врачей и ученых-естествоиспытателей античности, пытавшихся внести научный и систематический подходы в учение о строение человеческого тела.

В античное время медицина и анатомия перестали быть просто чисто эмпирическими науками. Стала создавать единая система научных анатомических знаний. И если Гиппократ в своих трудах рассматривал, в основном, внешние проявления болезни и методики лечения, диетики и организации здорового образа жизни и графика дня для больного, то Гален, в свою очередь, основываясь на сравнительно-анатомических данных вскрытия животных, описывал уже внутреннее строение человеческого тела, взаимосвязь и функциональную принадлежность тех или иных органов. (За рассуждения о божественном происхождении живого Гален позже, уже в Средние Века, был канонизирован католической церковью. Поэтому и кажется неудивительным факт того, что труды Галена являлись неоспоримой истиной в течение почти полутора тысяч лет).

Достаточное бурное развитие в период античности естественных наук в целом и анатомии в частности прекратилось с распадом Римской империи и наступлением Средневековья.

Период Средневековья характеризуется расцветом христианской религии в Европе и упадком науки. В городах свирепствовали эпидемии - чумы, оспы, лепры и других, неизлечимых в то время заболеваний, вызванных бедственным санитарно-гигиеническим положением. На улицах полыхали костры инквизиции. Любое инакомыслие преследовалось. Практически не проводилось исследований в области анатомии и других медицинских наук. Если перед ученым средневековья возникал тот или иной вопрос - он искал ответ в трудах Гиппократа или Галена - и ограничивался этим.

Завершился период Средневековья с наступлением эпохи Возрождения - эпохи переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения; эпохи истинной победы гуманизма.

Эпоха Возрождения вошла в историю не просто как время необычайного взлета всех сторон интеллектуального и художественного человеческого мировосприятия и мировоззрения. Эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когдапроисходило становление последней как науки.

«Стремились все - открыть, изобрести,

Найти, создать…

Царила в эти годы

Надежда - вскрыть все таинства природы…» - писал об эпохе Возрождения, или по-другому, Ренессансе - поэт В. Брюсов.

Медицинская профессия - одна из самых гуманных профессий, а анатомия - одна из самыхгуманных наук, так как наиболее тесно, напрямую, связана с человеком, строением его тела и здоровьем. Однако дальнейшее развитие анатомической науки было невозможно без таких «негуманных» методов, как вскрытие человеческих тел.

В ранее и развитое средневековье на пути динамического и прогрессивного развития стояли устрашающие препоны в лице церкви. Был наложен запрет на вскрытие трупов. Всевозможные буллы, подписанные рукой Папы Римского, воспрещали даже приготовление мацерированных костей скелетов умерших в далеких походах крестоносцев. Ученые и медики опасались угодить на костер за богохульство и колдовство.

Долгое времяединственныммедицинским центром в Европе был университет в Салерно, прозванном «городом Гиппократа». Однако изучение анатомии сводилось там к описанию различных частей тела согласно трудам Галена, который допустил огромное количество ошибок, так как мог основываться лишь на эмпирических наблюдениях и анатомии животных. Вскрытия трупов разрешалось проводить лишь один раз в пять лет, согласно эдикту 1238 г. Фридриха II Гогенштауфена.

Труды Галена были канонизированы церковью и в течение почти полутора тысяч лет считались неоспоримой догмой - хотя сам Гален писал, что не следует «доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке».

Естественно, существовала острая необходимость в анатомировании человеческих трупов. Вопрос стоял ребром.

И вот уже начиная с XIV века в Европе медики стали производить тайные анатомирования, за которые многие исследователи поплатились собственными жизнями. Позже были официально разрешены редкие публичные вскрытия. В некоторых европейских университетах подобные мероприятия стали проводиться один или несколько раз в год. Ученые медики позднего средневековья производили публичные церемонии «анатомий», которые сопровождались торжественным зачитыванием текстов таких автором как Гиппократ, Галена и Авиценна. Сама же эта процедура, больше напоминающая религиозное действо, нежели научный эксперимент, должна была демонстрировать незыблемость, правоверность и безошибочность трудов последних.

Анатомия как наука становилась важна не только врачам и другим медицинским работникам. Анатомия жизненно необходима людям искусства - скульпторам и художникам. Именно в эпоху Возрождения как в эпоху расцвета искусств анатомия стала привлекать и художников.

Так пересеклись «линия» развития анатомии и «линия» судьбы Леонардо.

II . Вклад в развитие анатомии Леонардо Да Винчи

Как же способствовал творческий дар и естествоиспытательский пыл Леонардо изучению строения человеческого тела?

Дело в том, что для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека.

В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным - это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.

Для достижения этого Леонардо потребовалась стройная система анатомических знаний. Воспользовавшись упомянутым выше принципом Галена - не доверять книгам, а доверять своим глазам и рукам при анатомировании - Леонардо приступил к незаконным вскрытиям трупов. Какой же необычайной силой духа, воли и целеустремленности надо было обладать, чтобы пойти на этот шаг, на анатомирование человеческих тел! Ведь, с одной стороны, вскрытие трупов опасно само по себе, а с другой стороны можно было попасться в цепкие лапы инквизиции - и тогда Леонардо ждала бы не мировая слава и призвание, а костер.

Незадолго до смерти Леонардо покаялся кардиналу Арагонскому в том что, что он вскрыл свыше 30 трупов в целях исследования строения и жизни человеческого тела. В этом отношении Леонардо был новатором и опередил еще одного выдающегося анатома Возрождения - Андреаса Везалия на целых 50 лет.

Паоло Джовио, современник Леонардо, писал о нем и проделанной Леонардо да Винчи исследовательской работе: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы... Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".

Леонардо писал об эмоциональной составляющей вскрытий - «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, и если бы он не помешал, то тебе, может быть, помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим …».

По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла лишь малая часть его анатомических записей и рисунков в виде отдельных листов, которые стали ценными экспонатами государственных и частных художественных коллекций. На сегодняшний день сохранилось более 200 листов анатомических рисунков с пояснениями и изображениями. Это отрывки из его рукописных книжек, которые он всегда носил с собой и в любое время мог оставить в них пришедшую мысль или рисунок.

Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном — volgare.

В то же время Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии, опередив в этом, в том числе, и уже упомянутого выше Везалия (который, в отличие от Леонардо, не спасся от инквизиции и был сослан).

Из вышесказанного следует отметить, что уже в то время, на грани позднего средневековья и Ренессанса оказалась ясна важность грамотных анатомических рисунков и схем для изучения анатомии. И в этом была его огромная заслуга.

В связис этим можно признать Леонардо да Винчи первым научным иллюстратором анатомии. Анатомические рисунки Леонардо отличаются уникальной точностью для своего времени.

Сам же Леонардо писал оважности иллюстративного материала - «И ты, хотящий словами явить фигуру человека во всех видах ее членения, оставь это намерение, потому что, чем более будешь ты углубляться в описание частей, тем более будешь смущать дух правильности и четкости изображения в них того или иного органа читателя и тем более будешь удалять его от знания описываемых вещей; потому необходимо рисовать и описывать».

Помимо вышесказанного, Леонардо указывал на необходимость повторных и многократных анатомических наблюдений, требует умения не только видеть анатомические факты, но и обобщать их в синтетическом рисунке: « И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того, чтобы получить законченное знание…» («О строении человека и животных»).

III . Достижения и открытия Леонардо в области анатомии

Что же могло интересовать в анатомии человека, какие системы и аппараты органов привлекали наибольшее внимание Леонардо как художника?

Естественно, это, прежде всего опорно-двигательный аппарат, скелет и мускулатура. Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Он первым в истории науки предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца (а Гален считал крестец прямым, и потому даже назвал в натуре изогнутую прямую кишку прямой - rectum ). Впервые были рассмотренные такие анатомические особенности - наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза.Леонардо подсчитал, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Авиценной и Галеном, считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей. Так же Леонардо описал ряд анатомических особенностей скелета человека, связанных с прямохождением - например, косое по отношению к вертикали положение бедренной кости.

Леонардо так писал о строении костей: «…ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая» .

Следует особо отметить, что точность передачи строения позвоночника, суставов и костей в работах Леонардо да Винчи сопоставима с современными данными, полученными с помощью передовых средств диагностики, таких как рентген, компьютерная и магнитно-резонансные томографии.

Это то, что касается вклада Леонардо в описательную анатомию скелета. Что же касается вклада Леонардо в синдесмологию и миологию, то следует в первую очередь отметить тот факт, что Да Винчи пытался изучать строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Таким образом, Леонардо можно считать основателем динамической анатомии, ведь у него был даже составлен план написания обширного трактата, посвященного описанию движений человека и животных.

Рассматривая движения человеческого тела, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, иннервацию (Да Винчи понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц), питание сосудами и даже способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений. Леонардо классифицировал мышцы по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета - не напоминает ли современную классификацию мышц, принятую в миологии?

«Природа устроила в человеке служебные мускулы, тянущие сухожилия, которые способы двигать члены сообразно воле и желанию общего чувства, наподобие служителей, распределенных господином по разным провинциям и городам, которые представляют в этих местах и исполняют волю этого господина… Сухожилия с мускулами своими служат нер-вам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы служат общему чувству, как кондотьеры капита-ну; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину » - так описывал Леонардо работу мышечной системы.

Ниже по тексту находим мы указания касательно того, как следует описывать мышечную систему - «Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущения. Затем следует пятый — нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый — рисунком вен и артерий, располагающихся между кожей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше ».

Синдесмологически Леонардо выделял следующие образования - «Мускулы (здесь и далее выделение автора - И.Р.) — служители нервов — притягивают к себе сухожилия, связанные с этими членами наподобие и т. д. Сухожилия — механические приспособления, которые сами по себе не имеют чувствительности, но работают столько, сколько им приказано. Перепонки соединены с мясом и помещены между этим мясом и нервом, а большей частью соединены с хрящами. Связки соединены с сухожилиями и они — разновидность перепонок, каковые связывают сочленения костей и превращаются в хрящи, и их столько в каждом сочленении, сколько сухожилий, движущих это сочленение, и сколько противоположных сухожилий, которые подходят к тому же сочленению, и такие связки соединены и смешаны вместе, помогая друг другу и укрепляя и связывая друг друга. Хрящ — твердое вещество, так сказать, отвердевшее сухожилие или смягченная кость, и всегда помещается между костью и сухожилием, ибо имеет свойство того и другого вещества, и он гибкий, неломкий, и его складка распрямляется сама собой наподобие пружины. Пленкинекие мускулистые частицы , смешанные из мяса, сухожилий и нервов; из этой смеси получается состав, растяжимый в любом направлении; мясосмесь, состоящая из мускулов, сухожилия, нерва и крови и артерии. Кость — несгибаемая твердыня, способная сопротивляться, и она лишена чувствительности, и оканчивается на своих концах хрящами; и ее мозг состоит из губки, крови, мягкого жира, одетого тончайшим покровом; губчатость — вещество, смешанное из кости, жира и крови. Перепонки бывают трех сортов, то есть сухожильная перепонка, нервоподобная перепонка и перепонка, состоящая из нерва и сухожилия; и смешанная перепонка соткана из сухожилия, нерва, мускула и вены и артерии».

Естественно, с точки зрения современной анатомии рассуждения Леонардо да Винчи кажутся как минимум неточными, но для своего времени это был существенный прорыв вперед.

Как уже упоминалось выше, наука и искусство для Леонардо являлись вещами весьма взаимосвязанными, и в этом подходе великий художник и ученый был, опять-таки, прав. Согласно этому, его интересовало не только строение и функциональные особенности опорно-двигательного аппарата, знание которого необходимо для живописи, но и строение иных органов.

Так, в частности, значительное внимание Леонардо уделил изучению строения зрительного анализатора - глаза. Он считал глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств » и описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии.

Рассматривал Леонардо также и строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа - этого «седалища вложенной богом души ». Леонардо производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - составляя объемное изображение костей, его составляющих. Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга.

Помимо прочего, Леонардо был первым кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики. Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. «Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце — четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками .» - писал Леонардо.

Помимо всего прочего, Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Вопросы онтогенеза (индивидуального развития) человека живо интересовали его, особенно внутриутробный период. Да Винчи был первым, кто установил биологическую природу зачатия и рождения человека. Интересовали его и возрастные изменения, происходящие с человеком в процессе старения - склероз сосудов и сужение просвета кишок в преклонном возрасте, разницу между мышцами молодого и старого человека, разницу в силе голоса у молодых и стариков и так далее.

Многогранный гений Леонардо да Винчи построил целую философскую и космогоническую систему, показывающую положение человека в природе, их контакт и взаимосвязь. Выясняя функциональную взаимосвязь органов, их систем и аппаратов, подробно изучая каждую часть тела, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». Человек, согласно Леонардо да Винчи - малый мир со своей структурой, а анатомия - своеобразная космография этого малого мира. В своем произведении «О строении человека и животных» Леонардо подчеркивал: «Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на члены так же, как он поделил целое на провинции, и затем покажу я устройство всех частей в каждом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей ».

IV . Леонардо Да Винчи - автор современного анатомического рисунка

Особое внимание Леонардо уделял анатомическому рисунку, который должен был быть и максимально информативным, и максимально понятным. Леонардо предложил заменять на рисунках мышцы пучками-проволочками - так нагляднее демонстрировалась работа мышц и участки прикрепления - «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». Этот метод пользуется у анатомов популярностью и до сих пор.

Применяемый Леонардо да Винчи метод распила конечностей и органов вдоль и поперек, и их подробная зарисовка не только предвосхитили аналогичные методы, предложенные нашим соотечественником Н.И. Пироговым в XIX столетии, но и стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях.

D imonatrazioni - так Леонардо назвал рисунки, изображающие орган в разных ракурсах и проекциях. Подобное объемное изображение костей и частей человеческого тела впервые было предложено Леонардо и только позже стало использоваться другими анатомами. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них» - описываемая Леонардо да Винчи методика предвосхищает современный томографический метод.

А, пожалуй, главным достижением Леонардо на анатомическом поприще, будет тот факт, что определенная последовательность и научный подход сопутствовать всему процессу изучения организма человека, что так четко просматривается в «Анатомических тетрадях» Леонардо. Открытия Леонардо открывали перед анатомией и медициной поистине широкие горизонты.

Леонардо да Винчи планировал составить комплексный труд, воплощающий в себя весь объем накопленных им анатомических знаний, однако эта задумка так и не была реализована. «Труд этот должен начинаться с зачатия чело-века и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и пита-ется, и рост его, и какой промежуток между од-ной стадией его роста и другой, и что выталки-вает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рождении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрос-лого мужчину и женщину и их размеры, и суще-ственные черты их строения, цвета и физиогномии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге » - так распланировал Леонардо неосуществленную работу над всеобъемлющим анатомическим трактатом.

Заключение

Сказанное выше позволяет нам считать Леонардо да Винчи за лучшего и величайшего анатома не только своей эпохи, но и крупнейшего исследователя последующего времени. Кроме того, его можно считать первым, обнаружившим и показавшим необходимость и важность иллюстративного материала для изучения анатомии. И хотя задуманный всеобъемлющий трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не был дописан до конца, дошедшие до нас работы Леонардо по анатомии являются, бесспорно, своеобразными памятниками анатомической науки.

Увы, но в течение целых столетий оставались неизвестными многие научные открытия и достижения Леонардо. Жестокие и ограниченные его современники, еще оставшиеся душами и умами в эпохе средневековья просто не могли понять и постичь все его гениальные анатомические открытия, которые так противоречили догматическим и схоластическим представлениям того времени.

Рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности, и дошли до нас не полностью, а в разрозненном виде. Кропотливым трудом ученых, работавших согласно планам самого Леонардо, разрозненные записи и рисунки были по возможности и в зависимости от степени их сохранности систематизированы и обобщены. Подавляющее большинство записей Леонардо по анатомии находятся сегодня в королевской библиотеке Виндзорского замка. Анатомические наблюдения Леонардо оказались востребованными специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия (в первую очередь, И. Ф. Блуменбах и Уильям Гентер). Это лишний раз подчеркивает и показывает, насколько Леонардо в своих трудах и изысканиях опередил свое время.

Может быть, Великий флорентинец Леонардо не довел свои анатомические труды до конца и не опубликовал их при жизни осознанно - оставив поле деятельности свободным для не менее талантливых его последователей. А уже они, в первую очередь Везалий и Сервет, составили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и синтетической, сочетающей в себе множество различных подходов к изучению природы человеческого тела.

И не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века, а его последователи поплатились своей жизнью за прогрессивное развитие науки - золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Список использованной литературы

  1. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечательных Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).
  2. Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М., 1967. -180 с.
  3. Дживелегов А. Леонардо да Винчи Изд. 3-е М., Искусство, 1974. - 233 с.
  4. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.
  5. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М. - Л., 1962.
  6. Крылов В. В. Истоки нейрохирургической анатомии в рисунках и записях Леонардо да Винчи. - НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Москва, 2001
  7. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 555 - 562.
  8. Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.