Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова? В помощь школьнику Полный анализ оды на день восшествия

Сочинение

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…

Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, -
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ломоносов отдавал предпочтение в ху­дожественных произведениях героиче­ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе­ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада­чам прославления державы и достойней­ших ее государственных и военных деяте­лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур­ное пристрастие следующими словами:

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада­чей для него стало на примерах отечест­венных героев воспитывать в своих со­гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про­изведении сочетать лирику и публицисти­ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус­ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущая темы «Оды на день восшест­вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду. Среди них — образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные богатства России, а также тема моло­дого поколения, символизирующего ее бу­дущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императ­рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха — одна из отли­чительных особенностей классицистиче­ской оды, так как его образ символизиру­ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо­нарх, покровительствующий закону, нау­кам, видящий целью своей деятельнос­ти благо подданных. Такой в оде изобра­жена Елисавета Петровна. Ее изображе­ние носит парадный, торжественный ха­рактер. Как классицист, Ломоносов в об­разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе­ратрица в оде Ломоносова красива и вели­чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве­ты Петровны и Екатерины II) вполне соот­носилось с художественным изображени­ем их на портретах классицистов. Созда­вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели­завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро­новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об­щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав­лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми­ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер­кивается коронационным одеянием, ман­тией. Образ самодержицы дополняется та­кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо­же, что к такому облику Елисаветы обра­щены слова Ломоносова:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава,

О как тебе благодарит!

И обращение, характерное для торжест­венного одического стиля:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки…

Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен­ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, Петр I для рус­ских классицистов — идеальный просве­щенный государь, заботящийся об укреп­лении Российского государства, его воен­ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос­шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори­ентация на античность, свойственная со­зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет­ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа­лии — имена богов, музы, Парнас, с кото­рым он сравнивает собрание муз на рос­сийской земле, философа Платона. Вмес­те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во­лю «зиждителя мира», которая прослав­ляет создателя, пославшего в Россию че­ловека:

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига­лись его преобразования.

Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис­пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?

Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по­ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят­ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от­личить объект восхваления в оде — Ели­савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об­раза иногда в восприятии читателей сли­ваются в один, что свидетельствует о при­оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.


Для Ломоносова поэзия была отраслью риторики (науки о красноречии - умении красиво и убедительно говорить). А чтобы убедить слушателя, были придуманы строгие правила, изложенные Ломоносовым в труде, который так и назывался - «Риторика». Смысл правил состоял в том, чтобы научить поэтов изложить любое утверждение как можно подробнее. Все отступления от темы утверждения должны были помогать ее раскрытию. По такому принципу строились и оды.
Тема «Оды на день восшествия…» - просвещение России, но она дана исподволь, «за» прославлением императрицы. «Термины» - так Ломоносов называл слова, которые составляли тему - «рассыпаны» в произведении, даны через образы, но после прочтения тема совершенно четко определяется:

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды…

…Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Поэт воздействует не столько на разум, сколько на эмоции и воображение читателя. Поэтому образы Ломоносова, которые восхищали одних современников поэта и вызывали у других негодование, очень необычны:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена…

Подобные олицетворения взяты Ломоносовым из древних риторических традиций, они не только украшают произведение, но и имеют глубокий смысл.
Основная тема, которая волнует поэта на протяжении всех его произведений, - судьба России. По мнению Ломоносова, Бог (Зиждитель) хранит эту страну и посылает ей мудрых правителей. Одним из мудрейших монархов Ломоносов считал Петра Великого, которого воспел не только в одах, но и в поэме «Петр Великий».
Воспевается он и в «Оде на день восшествия…»:

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков не слыхан был от века…

После потери великого Человека Россией, наступили годы мрака:

…Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух…

Но благодать наступила с приходом Елизаветы - «блаженства сел, градов отрада». При Елизавете - Тишине (по-древнееврейски «Елизавета» - это «покой», «тишина») прекращаются войны, и наступает долгожданный мир. Через многие благодеяния, поэт показывает главное - покровительство наукам, которые дадут России многое, в том числе откроют сокровища, «какими хвалится Индия» (минералы, которыми богаты «теплые страны»).
Все благодеяния совершаются или будут совершены при Елизавете, к чему и призывает поэт, говоря, что помощником в благих делах императрицы будет Всевышний:

Тебе, о милости источник
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать аойною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Цель поэта - убедить читателя в неоспоримой истине, а поскольку поэт обращается в произведении к монарху, то значит должен убедить и его. Именно поэтому, по мнению Ломоносова, роль поэта в государстве очень важна.

"Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра I. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", "доброму и прекрасному лику", стремлению "расширять науки", поэт заводит речь о ее отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр I - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой те-мой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через "малый вещи знак" - это темы стихотворений "Ве-чернее размышление", "Случились вместе два астронома в пиру..." и др. Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности" учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. "Сами свой разум употребляй-те", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу...".

Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:

Возлюбленная тишина!

Коль ты полезна и красна!

Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.

Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг...

В стенах внезапно укреплённа

И зданиями окружённа,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?».

Тогда божественны науки

В Россию простирали руки...

Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим...

Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.

Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования её восшествия на престол (25 ноября). В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Свои основные мысли Ломоносов развивает в строгом и стройном плане. Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит её как поборницу мира которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.

Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме - прославлению Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.

Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. И дальше, как бы давая «наказ» императрице, Ломоносов рисует огромные пространства её державы, даёт географически точную картину России с её морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, учёные. Так вводится новая тема в оду - тема науки, подготовки из среды русского народа учёных. Глубокой верой в русский народ и твёрдым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

(Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся как имена подлинных учёных.)

Призывая будущих учёных к плодотворной деятельности, Ломоносов в следующей строфе слагает восторженный гимн науке.

Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам России.

Стройность оды наглядно представится, если мы сделаем следующую графическую схему её построения:

1- 4-я строфы - похвала миру (тишине) и поборнице его - Елизавете

5-6-я строфы - лирическое отступление - переход к главной части

7-21-я строфы - главная часть. Прославление Петра; «наказ» Елизавете идти по стопам отца, прославление родины, её богатств, необходимость их разработки

22-23-я строфы - лирическое обращение к соотечественникам и воспевание науки

24-я строфа - концовка. Обращение к Елизавете

Богатству идейного тематического содержания оды соответствует и богатство применяемых Ломоносовым поэтических приёмов и средств, тесно связанных с жанром торжественной оды. Ломоносов широко пользуется образами греко-римских богов и богинь: Марса (бога войны), Нептуна (бога моря), Плутона (бога подземного царства), Борея (северного ветра), Минервы (богини мудрости), муз (покровительниц наук и искусства); говорит о горе Парнасе как жилище муз. Часто использует он приём олицетворения, изображая, как живые существа, отвлечённые понятия - тишину, науки, отечества и др. Обильно представлены в оде метафоры: «Се хощет лира восхищенна гласить велики имена»; «Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук» и пр.; метонимии: «Давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» и пр.; эпитеты: возлюбленная тишина; лира восхищенна; жестокая судьбина; приятных струн сладчайший глас и пр. Тон речи - приподнятый, восторженный --создаётся обилием риторических вопросов и восклицаний, обращений, указаний. Торжественности оды, её ораторской установке соответствует и гот «высокий штиль» языка, которым она написана. Речь - периодическая, состоящая из ряда предложений, замкнутых в единое целое. Десятистрочная строфа, типичная для оды Ломоносова, обычно заключает в себе единую фразу-период. Торжественности языка оды содействуют применяемые поэтом славянские слова: сия, воззри, толикое, отверзает, се, зиждет и пр.

Придать торжественность, силу языку оды Ломоносов стремится и самим стихотворным размером - четырёхстопным ямбом, которому свойственны, по его словам, «высокость и великолепие». Это был излюбленный размер Ломоносова, и он умел пользоваться им очень искусно, придавая особенную звучность и музыкальность своему стиху. Богат язык оды разнообразными интонациями. Начало оды, например, даётся в торжественном, но сравнительно спокойном тоне, но уже в пятой строфе («Молчите, пламенные звуки...») тон повышается, крепнет, принимает повелительный характер. Величаво звучат и следующие две строфы, посвященные воспеванию Петра. И так до конца оды, в соответствии с содержанием строф, поэт видоизменяет интонации, оставаясь всё же в пределах возвышенно-ораторской речи.

Следует отметить и выдержанность рифмовки в строфах оды. Ода имеет десятистрочную строфу. Первые четыре строки имеют перекрёстные рифмы, далее идут две строки со смежной рифмой, а последние четыре строки дают опоясывающие рифмы.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по лёгкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.