Какие есть наклонения в русском языке. Что такое глагольное наклонение, откуда взялось и зачем нужно

Наклонение глагола - очень важная его характеристика. При морфологическом разборе она указывается обязательно. Также наклонение влияет и на другие признаки этой части речи, например, на время. Не стоит забывать и о том, что с этой категорией связаны определенные орфографические нормы, которых коснемся в данной статье. Также детально рассмотрим, какие формы наклонения имеет глагол, приведем примеры, чтобы данный постоянный морфологический признак не вызывал трудностей.

Что выражает категория наклонения?

Глагол придает нашей речи живость, делает ее динамичной. Неспроста словом «глагол» наши предки славяне называли всю свою речь в принципе. Предложения без этих частей речи весьма редки.

Одной из характеристик глагола является его способность выражать отношение предмета речи к действительности: происходит действие с предметом на самом деле либо просто желательно, воображаемо. Такая характеристика еще называется модальностью. Именно она и реализуется через наклонение глагола.

Таким образом, именно эта важная категория предиката содержит в себе основной смысл Какие формы наклонения имеет глагол? Ответ дадим прямо сейчас: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них призвано сообщить о соответствии действия действительности. Докажем это.

К примеру, сравним предложения: Я буду пить чай. - Я попила бы чай. - Выпей чаю. Несложно догадаться, что все три глагола в этих предложения употреблены в различных наклонениях. И если в первом из них говорится о конкретном действии, которое произойдет в будущем, то остальные два говорят или об условности поступка или побуждении к действию (события могут и не состояться).

Изъявительное наклонение

Самая распространенная форма наклонения, говорящая о реальности того, что происходит с предметом - изъявительное. Отличительная особенность - наличие формы времени, это говорит о том, что действие происходило ранее либо будет в будущем, а может и выполняется в настоящий момент.

Глагол в форме изменяется не только по временам, но и лицам, также числам.

Данный тип наклонения тесно примыкает к виду предиката. Так, имеют все три временные характеристики. Причем, будущее время у таких слов сложное, т.е. образованное путем прибавления к глаголу быть, употребленному в простом будущем инфинитива, содержащему основной смысл.

Например: Я готовлюсь к экзамену целыми днями. (настоящее время) - Я готовилась к экзамену целыми днями. (прошедшее время) - Я буду готовиться к экзамену следующими днями.

Какие формы наклонения имеет Если говорить об изъявительном, то такие предикаты представлены в двух временах: прошедшем и простом будущем.

Я подготовилась к экзамену очень хорошо. (прошедшее время). - Я подготовлюсь к экзамену очень хорошо.

Категория изъявительного наклонения встречается во всех типах речи при различных речевых ситуациях. Рассуждение, повествование, описание, диалог или речь на большую аудиторию - везде основными будут именно эти предикаты, они универсальны и эмоционально нейтральны.

Условное наклонение

Глагол в форме говорит о действии, которое произойдет, если будут выполнены некоторые условия. В противном случае оно невозможно.

Например: С твоей помощью я бы перешла через ущелье. Перешла бы ты сама через этот небольшой мост. Второе предложение выражает не столько наличие определенного условия, сколько пожелание выполнения действия.

Образовать форму этого наклонения весьма просто. Достаточно поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы (б): позвонила бы, пришла бы, проводил бы, отвез бы.

Роль данной в том, чтобы логически выделить необходимое слово. Она может стоять в любой части предложения. Например, сравним: Привез бы ты товар сегодня. - Ты бы привез товар сегодня. Сегодня бы ты привез товар. В первом предложении логически делается упор на глагол-сказуемое, во втором на подлежащее, а в третьем на обстоятельство времени.

Повелительное наклонение

Говоря о том, какие формы наклонения имеет глагол, следует сказать о последнем - повелительном. Из его названия становится ясно, что в таком предикате заключен какое-либо побуждение к действию слушающего. В зависимости от оформления, грамматического и эмоционального, это значение может колебаться от вежливой просьбы до приказа.

Решите, пожалуйста, задачу. - Напишите следующий пример. - Достать тетради!

Если перед глаголом в повелительном стоит частица не, то такое предложение будет выражать нежелательность действия. К примеру: Не обижайте животных! Здесь высказывается просьба, чтобы действие «обижать» не выполнялось.

Образование повелительного наклонения

Чтобы оформить вежливую просьбу, часто к глаголам повелительного наклонения приставляется особые вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Не стоит забывать, что данные конструкции выделяются запятыми: Будьте добры, сообщите вашу фамилию и имя.

Также для вежливого побуждения к действию необходимо поставить глагол в форму множественного лица: Екатерина Валерьевна, передайте, пожалуйста, книгу.

От глаголов единственного числа повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-. Он присоединяется к основе настоящего времени: приносят - принеси, положат - положи, возьмет - возьми. Употребление данного суффикса необязательно: встают - встань, наливают - налей.

Особое внимание следует уделять закрывать - закрывай - закрывайте; но закрыть - закрой - закройте. В первом случае употреблены глаголы несовершенного вида, во втором - совершенного.

Может образовываться повелительное наклонение и с помощью частиц пусть, пускай: Пусть мальчики уберут сегодня класс.

Если хочется достичь грубого приказа, следует образовать данное наклонение с помощью инфинитива: Всем лечь в постели!

Как правило, в предложениях с глаголами повелительного наклонения подлежащее отсутствует, однако это не касается тех, в которых форма образована с помощью пусть/пускай. Пускай Наташа накроет на стол. Подлежащее Наташа, сказуемое - пускай накроет.

Как определить наклонение?

Чтобы отличить, какие формы наклонения имеет глагол (примеры их мы привели выше), необходимо следовать алгоритму:


Однако следует помнить, что одно наклонение может использоваться в форме другого. Например, изъявительное в значении повелительного: Принесла мне кофе! Захватишь с собой газету. Может быть и обратная ситуация: Она возьми и выскочи из рук. В таком случае, какие формы наклонения имеет глагол, определяем исключительно по смыслу всего предложения.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Наклонение глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности. Наклонение бывает трех типов:

1. изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

например: думал - думаю - буду думать, делал - делаю - буду делать, искал - ищу - буду искать

А для совершенного вида - только два: прошедшее и простое будущее.

например : придумал - придумаю, сделал - сделаю, нашёл - найду .

В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает.

например: слышать - слышу, видеть - вижу .

2. повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!

3. условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий.

Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.

Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами.

Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей .

Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Н. Р. Добрушина, 2014

Наклонение – словоизменительная грамматическая категория глагола, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания и / или отношение ситуации к реальному миру (ее реальность, ирреальность, желательность), то есть различные модальные значения (см. Модальность).

Наклонение является грамматическим средством обозначения модальных значений. Те же значения могут выражаться и лексически (например, с помощью модальных глаголов): ср. выражение желательного значения с помощью сослагательного наклонения (Полежать бы на солнышке! ) или с помощью глагола хотеться (Хочется полежать на солнышке ).

1) изъявительное наклонение (индикатив);

2) сослагательное наклонение (условное, кондиционалис, субъюнктив, субжонктив, конъюнктив), см. соответствующую статью настоящего сборника;

3) повелительное наклонение (императив), см. соответствующую статью настоящего сборника.

Изъявительное наклонение иногда называют прямым , в отличие от косвенных – сослагательного и повелительного.

1. Морфология

1.1. Способы выражения наклонений

Изъявительное наклонение выражается особым набором показателей со значением числа и лица / рода. Например, в форме уходит (он уходит через час ) окончание -ит имеет следующие значения: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

Повелительное наклонение выражается с помощью показателей, которые присоединяются к основе презенса: (те ) (уход-и / уход-и-те ) или (те ) (пей-Ø / пей-Ø-те ). Отдельные глаголы имеют также особую форму призыва к совместному действию с показателями -ем-те или -им-те (пойд-ем-те ). Имеется также ряд форм и конструкций со значением побуждения к совместному действию (давай (те ) пойдем , давай ходить ) и побуждения к 3-му лицу (пусть / пускай уходит ). .

1.2. Наклонение и другие грамматические категории

1.2.1. Время

Грамматическое противопоставление по времени есть только в формах изъявительного наклонения. Повелительное и сослагательное наклонения не различают времен. Ситуация, обозначаемая сослагательным наклонением, по смыслу может относиться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. Форма наклонения при этом не меняется: если бы мне вчера / сегодня / завтра предложили миллион, я бы отказался . Ситуация, обозначаемая повелительным наклонением, всегда относится к будущему.

1.2.2. Лицо, число и род

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени выражаются значения лица и числа (я ухожу / ты уходишь / он уходит , я ухожу / мы уходим ), в прошедшем – рода и числа (я ушел / она ушла / оно ушло / они ушли ).

В сослагательном наклонении на -л (как и в прошедшем времени индикатива) выражаются значения рода и числа (я ушел бы / она ушла бы / оно ушло бы / они ушли бы ).

В повелительном наклонении выражаются формы числа ((ты ) уйди / (вы ) уйдите ). Собственно повелительное наклонение выражает побуждение ко 2-му лицу, некоторые глаголы имеют также особую форму побуждения к совместному действию: пойдемте , уйдемте (эта форма иногда называется гортативом или императивом 1-го лица множественного числа). Другие лица императива выражаются неспециализированными формами и различными конструкциями, которые относятся к аналитическим повелительным формам:

а) 1-е лицо множественного числа: споем , давай (те ) споем и давай (те ) петь ;

б) 3-е лицо единственного и множественного чисел: пусть споет , пусть споют .

1.2.3. Финитность

Наклонения, в отличие от времен, больше характерны для финитных форм глагола. К сослагательному наклонению, однако, могут быть отнесены также сочетания частицы бы с нефинитными формами: с инфинитивом (Скорей бы унести ноги ), с предикативами, существительными, причастием и деепричастием (см. Сослагательное наклонение).

1.2.4. Семантика

1.3. Значения, выражаемые изъявительным наклонением

Изъявительное наклонение , как правило, описывает ситуацию как принадлежащую к реальному миру.

Прошедшее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имевшую место до момента речи:

(1) Приехал он на место незадолго до ужина, поставил в угол знамя, снял шинель и, звеня орденами, пошел с подарками к соседке. [В. Войнович. Монументальная пропаганда (2000)]

Настоящее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имеющую место в момент речи:

(2) – А я и не волнуюсь , – быстро сказал он. [В. Аксенов. Таинственная страсть (2007)]

Будущее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как такую, которая будет иметь место после момента речи. Поскольку будущая ситуация принципиально не может принадлежать реальности, будущее время иногда рассматривают как принадлежащее к системе косвенных наклонений, а не к изъявительному (об особом статусе будущего времени см. Модальность / п.2.3. Изъявительное наклонение и снятая утвердительность).

(3) Я буду гулять до самого утра, а когда ночь станет кончаться, пойду на горку и встречу рассвет... [С. Козлов. Правда, мы будем всегда? (1969-1981)]

Изъявительное наклонение может иметь переносное значение, например выступать в функции повелительного наклонения:

(4) В морозилке рыба / вытащишь / пускай оттает / потом Барсику дашь . [Домашний разговор // Из материалов Ульяновского университета (2007)]

1.4. Значения, выражаемые сослагательным наклонением

Сослагательное наклонение обозначает ситуацию, которая не принадлежит к реальному миру. Значение сослагательного наклонения сильно зависит от того, употребляется ли оно в независимой предикации или в придаточном предложении. В независимой предикации сослагательное наклонение имеет либо контрфактивное значение, то есть обозначает ситуацию, которая, по мнению говорящего, принадлежит к альтернативному, воображаемому миру, либо желательное значение. В придаточных предложениях значение сослагательного наклонения зависит от семантики союза, отношений между главным предложением и подчиненным и других факторов.

Сослагательное наклонение имеет, таким образом, три основных типа употреблений: контрфактивное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.1), желательное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.2) и употребление в подчиненных предикациях . В переносном значении сослагательное наклонение может использоваться в прагматических целях , для того чтобы смягчить сообщение о коммуникативных намерениях говорящего (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.3 ).

а) Контрфактивное значение сослагательного наклонения: ситуация, с точки зрения говорящего, заведомо принадлежит не к реальному, а к альтернативному миру.

(5) Ни остановиться, ни оставить камень они не могли – это было бы для всех катастрофой. [В. Быков. Камень (2002)]

(6) Если бы у меня самого не было постоянного адреса, я бы вёл себя скромнее. [А. Волос. Недвижимость (2000)]

б) Желательное значение сослагательного наклонения: ситуация не принадлежит к реальному миру, но представляется говорящему желательной.

(7) Если б он знал , как тяжело у меня на душе! [Ю. Трифонов. Дом на набережной (1976)]

(8) Лежать бы , смотреть на море и попивать холодное винцо. [В. Крейд. Георгий Иванов в Йере (2003)]

в) Прагматическое употребление сослагательного наклонения: цель – смягчить сообщение о намерениях говорящего или снизить категоричность утверждения.

(9) – Я хотел бы обратиться с одной просьбой, – сказал он тихо и даже как-то руки прижал к груди. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(10) – Да, конечно, – ответил молодой человек, легко встречаясь лучистыми ясными глазами с потяжелевшим внезапно взглядом Штерна. – Но сейчас я бы порекомендовал Георгию Матвеевичу покой. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(11) Виктор Астафьев писал: если бы миллионы крестьян только плюнули в сторону Москвы, её бы смыло вместе с Кремлём и горийской обезьяной. [Д. Драгунский. О рабах и свободных (2011)]

(12) Короче, что бы я ни сделал , моя жена всегда повторяет: – Боже, до чего ты похож на своего отца!.. [С. Довлатов. Наши (1983)]

(13) Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян. [В. Ерофеев. Москва-Петушки (1970)]

(14) И полярники потащили свои вещи, а мама стала кричать, чтобы Алешка шел домой одеваться. [А. Ф. Членов. Как Алешка жил на Севере (1978)]

(15) Если кого-нибудь хвалили, Валька тотчас искал причину, которая бы сделала похвалу незаслуженной. [А. Алексин. Сигнальщики и горнисты (1985)]

1.5. Значения, выражаемые повелительным наклонением

а) Приказ:

(16) – Отчаливайте завтра же, на рассвете! – приказал господин Белуга. [А. Дорофеев. Эле-Фантик (2003)]

б) Разрешение:

(17) – Кури , – разрешил дед. – Какие куришь? [В. Шукшин. Калина красная (1973)]

в) Совет:

(18) – Не расстраивайтесь , Нина, не тратьте ваши нервы, – посоветовал он. [В. Аксенов. Пора, мой друг, пора (1963)]

г) Пожелание:

(19) – Будьте счастливы , Маргарита Николаевна! – она закивала головой мастеру и опять обратилась к Маргарите: – Я ведь всё знала, куда вы ходите. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

Повелительное наклонение может также иметь переносные употребления , используясь для выражения условия (20), уступки (21), долженствования (22), для обозначения неожиданности (23), (24) и др. (см. Повелительное наклонение / п.4.8) В этом случае повелительное наклонение часто относится не ко 2-му лицу.

(20) Он вёз жену из родильного отделения районной больницы, она держала на руках ребёнка, и ему казалось, что проживи он тысячу лет – он не забудет этого дня. [В. Гроссман. Все течет (1955-1963)]

(21) Иной раз так прихватит, что хоть ложись и помирай . [И. Грекова. Перелом (1987)]

(22) Вася что получит, то и пропьёт, а я крутись-вертись на свою зарплату. [И. Грекова. Перелом (1987)]

(23) Собака и кот жили-жили у хозяина да и состарились. Дело житейское, со всяким может случиться. А хозяин их возьми да и рассчитай . [Е. Л. Шварц. Два клена (1953)]

(24) …Шла вот по веранде женщина, мимоходом сорвала цветочек, небрежно сунула его в волосы, а он и придись к месту! [В. Астафьев. Веселый солдат (1987-1997)]

2. Частотность

По частотности в Подкорпусе со снятой омонимией наклонения распределены следующим образом:

изъявительное наклонение – 580 тыс. употреблений;

повелительное наклонение – 29 тыс. употреблений;

сослагательное наклонение (частица бы (б ) + чтоб (ы )) – 25,5 тыс. употреблений.

3. Основная литература

  • Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А. и др. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука. 1990.
  • Грамматика 1980 – Шведова Н.Ю. (Ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980. Пп. 1472–1479.
  • Palmer F.R. Mood and Modality. 2nd edition. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press. 2001.
  • Plungian V. Irrealis and modality in Russian and in typological perspective // Hansen B., Karlik P. (Eds.) Modality in Slavonic languages. München: Verlag Otto Sagner. 2005. P. 135–146.
  • Hansen B. Mood in Russian // Rothstein B., Thieroff R. Mood in the Languages of Europe. Amsterdam–Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 2010. P . 325–341 .

Тема про наклонения глагола – одна из самых несложных грамматических категорий, которая усваивается быстро и легко. Помешать могут лишь трудности необычного и непредсказуемого характера родного языка. С одной стороны, кажется, что все понятно, а с другой, при встрече с конкретным заданием можно «впасть в ступор».

Что такое глагольное наклонение, откуда взялось и зачем нужно?

Сам термин и необходимость обозначения его возникла еще в средних веках. Истоки появления идут из греческого словаря и латыни, где это слово звучит примерно одинаково: enkliss и inclinatio. На Руси в структуру славянских языков понятие наклонение ввел Мелетий Смотрицкий еще в 16-17-ые века.

Количество видов наклонений было далеко не три, как сейчас это считается нормой. Кто-то утверждал, что его не существует, а кто-то выделял даже неопределенные, потенциальные, недействительные наклонения и еще столько же. Неопределенным наклонением считался инфинитив глагола. Недействительным – употребление сочетания слов «чуть не поймал», например. И, потенциальное: «не скажу, что…». В современной грамматической энциклопедии сохранилось даже волюнтативное наклонение. Это употребление глагола совершенного вида в будущем времени в союзе с частицей «как». Например: «а он как треснет!». К счастью, знать и понимать следует только три основных.

Функция наклонения заключается в определении характера связи действия (ее наличия или отсутствия) с лицом или же предметом. То есть эта категория оценивает реальную связь между каким-то действием и тем, кто его совершает, или собирается, и происходит ли оно вообще. Чтобы лучше понять смысл этих слов, надо рассмотреть все отличия форм и соответствующих нюансов.

Как различаются формы глагольных наклонений?

Чтобы ответить на вопрос как определить наклонение глагола, надо четко знать все три его формы.

Не отличается большой сложностью изъявительное наклонение. Тут надо всего лишь знать о следующем:

  • Данное наклонение свидетельствует о реально произошедшей действительности, различающейся по времени.
  • О совершенном и несовершенном виде надо знать следующее: у несовершенного вида есть все временные формы, включая прошедшее, настоящее время и будущее сложное. Например, ловил – ловлю – буду ловить. А у совершенного вида есть только прошедшее с будущим простым, например, поймал - поймает.
  • Следует помнить о способности глаголов прошедшего времени изменяться по числам, причем в единственном числе могут изменять род. Пример: сбежали (мн. ч.), сбежал (ед.ч. м.р.), сбежала (ед.ч. ж.р.), сбежало (ед.ч. ср.р.)
  • Красной тряпкой в глаза должен светить суффикс -л- от формы прошедшего времени. Ведь он присоединяется сразу к основе слова и после него идет родовое, нулевое (у м.р.) или числовое окончание. Пример: победи-л, победи-л-а, победи-л-и.

Если в глаголе его основа имеет конечную букву согласную, есть суффикс -ну- или -чь-, то они меняются либо удаляются. Например, вынести – вынес, вылезть – вылез; воздвигнуть – воздвиг – воздвиг-л-а; прилечь – прилягут – приляжет.

Легко заметить именно эту форму наклонения по тому, что уже реально произошло, сейчас идет или планируется сделать в будущем точно. Ведь недаром само слово «изъявительное» имеет корень «явь».

Видео о наклонениях глаголов Здесь возможно также пару нюансов:

  • Изъявительное наклонение глагола можно спутать с повелительным, когда совпадает глагол в 1 лице множественного числа.
  • Различаются окончания у глаголов в изъявительном (И.н.) и повелительном наклонении (П.н.). В И.н. – окончание -ете- либо –ите- в 1 лице множественного числа зависит от спряжения , в П.н. практически всегда –ите-. Сравнение: Если выберете (1 спряжение, 2 лицо) чебака – клюнет щука или окунь. Выберите (П.н.) именно этого живца, не пожалеете! В первом случае в И.н. обязательно в предложении есть условие, при котором должно совершиться действие. Спряжение учитывается, а во-втором случае – нет.

Для примера будет приведен маленький текст.

Отрывок из цикла рассказов про червячка Пашку

В тексте употреблены глаголы прошедшего времени. Это глагол совершенного вида: наступило, оказался, завис, попал, не знал, съежился, потолстел, не жевал, положили, прогудел, попали; и несовершенного вида – не жевал.

Главный признак прошедшего времени - это суффикс -л-. Это надо зарубить на носу.

Глаголы настоящего времени несовершенного вида: пробивает, не подозревает, поджидает, не хочет, наслаждается, задевает. Здесь признаком будет окончание -ет 3 лица единственного числа. (Окончания ставятся и согласно спряжению).

Будущим временем обозначены слова: будет рыбачить (будущее сложное), появится и исследуем (будущее простое).

В контексте последнего предложения словосочетание «исследуем место» будет говорить именно об изъявительном наклонении, хотя по значению может показаться, что это повелительное. Тут следует быть осторожными, так как тут идет констатация факта будущего, а не побуждение к борьбе.

Как не ошибиться с обнаружением условного наклонения?

Во-первых, само название – условное наклонение глагола говорит о каком-то обязательном условии, при котором должно что-то произойти, но этого еще не было, либо о желании осуществления чего-либо. Во-вторых, его нередко именуют как сослагательное наклонение глагола. А в-третьих, здесь главным моментом будет глагол прошедшего времени с частицей бы или б, которая всегда пишется раздельно с глаголами. Она может стоять в любом месте предложения. Глаголы в этом наклонении могут изменяться только по числам и родам в единственном числе, впрочем, как и обычный глагол прошедшего времени.

Рассмотрим пример с различным местоположением частиц б/бы:

…пока Пашка лежал в коробочке на полке холодильника он все мечтал: «Если б я был сильным, разорвал бы эту емкость и сбежал с друзьями! Эх! Порвать бы эти дырочки на крышке и убежать!», – с тоской думал червячок, - «Придумать мне эдакий хороший план бы, чтоб сбежать отсюда!».

Как отличить повелительное наклонение от остальных?

Повелительное наклонение глагола может выражать такие побуждающие эмоции, как приказ, просьба, запрет, совет, предложение или команда. Время у него полностью отсутствует. Здесь формы повелительного наклонения глаголов зависят от лица, числа и указательных слов.

  • В первом лице – обычно высказывается предложение сделать что-нибудь всем вместе, и начинаться оно может со слова «давайте».
  • Во втором лице единственного числа главную роль играет 0-вой суффикс либо -и-. Во множественном числе к глаголу присоединяется окончание -те.
  • В третьем – часто встречаются слова: «пусть, да, пускай» в сочетании с глаголом будущем времени.

Важно различать один нюанс: формы 2-ого лица множественного числа выглядят следующим образом:

Повелительное наклонение: выберите, постелите

Изъявительное наклонение: выберете (I спр.), постелите (II спр.)

На примере того же рассказа рассмотрим как это выглядит на практике:

… «Давайте устроим побег!» - закричал друг Пашки червяк Болтун. «Не надо! Не бегите пока мы в холоде! Должно быть тепло вокруг, чтоб чувствовать запах земли родной!» - но его никто не слышал, потому как началась паника. Один порвал дырочку в крышечке, другой выпрыгнул и упал на нижнюю полку холодильника. Всем холодно и страшно, но бежать приготовились все: подлезли ближе к крышке. Но тут Захарыч вспомнил о них и отнес баночку в огород, не подозревая о том, что червячки не такие простые, как кажется. И это было их счастье. «Вперед! Ползем к свободе!», - пропищал Пашка, - «Не забудьте меня!». Дедушка был раздосадован, потеряв 50 упитанных червяков, но Пашки и его родных и след простыл.

А Вы помните наклонения глаголов в русском языке? Помогла ли эта статья Вам освежить память или узнать что-то новое? Поделитесь своим мнением в