Каким был грушницкий. Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это их основная композиционная роль. Несмотря на это, они интересны читателю и сами по себе, поскольку в них отражается общественная жизнь людей, устои, нравы общества.

Таким персонажем выступает в произведении Грушницкий.

Белинский уверяет, что этот образ обозначает целый разряд людей подобного типа. По словам Лермонтова, они носят на своём лице модную маску разочарованного в жизни человека. Точно характеризует Грушницкого и сам Печорин, который говорит, что он просто позёр, стремящийся выдать себя за героя-романтика. Он выражается пафосными фразами, окружает себя возвышенными чувствами, исключительными страстями и даже страданиями. Главная цель Грушницкого – произвести на общество определённый эффект. На самом деле, его душа лишена любой поэзии, от этого героя за версту веет самоуверенностью, эгоизмом, самодовольством.

Он никогда не слушает собеседника, не вступает с ним в диалог, потому что упоён только своей речью, ему интересен лишь он сам, а не другие люди.

Однако Грушницкий – не просто влюблённый в себя человек, он способен на низость, подлость. Именно он становиться источником сплетен о Печорине и Мери. Он соглашается на дуэль с абсолютно безоружным противником. На дуэли проявляются все самые низкие черты характера этого персонажа.

Личность Печорина особенно ярко выделяется на фоне молодёжи, к которой относится Грушницкий.

В повести «Княжна Мери» Грушницкий показан посредственностью, любящим пафос и громкие слова человеком. Этот персонаж для любой ситуации имеет заготовленные пышные фразы, которые он драпирует, украшает некими особыми чувствами, романтическими страданиями, страстями. Таким образом, Грушницкий играет модную юношескую роль – героя, разочарованного в себе и в жизни. Произвести должный эффект – главная его цель, основное наслаждение. Он специально носит потёртую шинель солдата, старается убедительно играть роль страдальца, которого разжаловали за какой-то смелый, но дерзкий поступок. Но это только пародия на Печорина, поэтому Грушницкий так его ненавидит. Он сам не слишком умён, а потому не может понять, увидеть, насколько Печорин выше его. Грушницкий находится в состоянии влюблённости, ему нравиться княжна Мери. Она тоже вначале уделяет ему особое внимание, но вскоре влюбляется в Печорина. Забытый Грушницкий злиться, ревнует, его ущемлённое самолюбие делает его опасным. Он собирает компанию, чтобы поиздеваться над Мери. Эти же люди нарочно не заряжают пистолет Печорина, когда тот вызывает Грушницкого на дуэль, обвинив в клевете. Эта откровенная подлость поражает главного героя. Простить подобное Печорин не может, и, перезарядив пистолет, убивает Грушницкого.

Грушницкий является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», написанного автором в 1838-1840 гг. Это молодой человек, юнкер, который в двадцать один год уже удостоен георгиевского креста. Грушницкий забавный малый, иногда слишком доверчив, его легко сбить с толку из-за ложных представлений о чести и достоинстве. Но в смерти он достигает настоящей исключительности. Не зря И. Анненский в статье «Юмор Лермонтова» называет его смерть прекрасной. Грушницкий выкрикивал запальчивые фразы в адрес своего противника, стоя под дулом его пистолета, искренне считая в тот момент, что Пятигорск – это весь мир, в котором им двоим тесно, нет места. Несомненно, с возрастом этот герой перебесился бы, стал более гибок, поумнел, да только время его ограничено нахождением в отпуске из-за ранения.

Печорин показывает нам, что Грушницкий излишне фанатичен в плане романтики. И, тем не менее, этот фанатизм становится ещё более очевидным в присутствии Печорина. Это происходит потому, что молодой человек польщён вниманием светского льва из Петербурга, хочет уподобиться ему, подражать, но, по сути, копирует лишь маску. Грушницкий, словно участник маскарада, который устроил Печорин. Именно в этом маскараде и представился случай юноше сыграть определённую роль в обществе в первый и последний раз.

Обновлено: 2011-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Кто такой Грушницкий?

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.

Черты характера Грушницкого

«Добрые свойства»

Надо отдать должное Печорину, он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и «добрые свойства». Когда Грушницкий перестаёт играть свою роль, «он довольно мил и забавен» в общении с женщинами, «довольно остёр» на язык и слывёт храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами). Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет её чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.

Позёрство

Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы. Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило её внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.

Самовлюблённость

Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.

Подлость

К концу главы мы узнаём, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого. Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удаётся раскрыть этот коварный план. Ущемлённое самолюбие не даёт Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Тест по произведению

/ / / Образ Грушницкого в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Грушницкий – это один из главных героев романа « ». Что интересно, этот герой был не очень симпатичен самому автору. М.Ю. Лермонтов постоянно высмеивал Грушницкого в различных сценах своего романа, ставил его в дурацкую зависимость от других персонажей. В конечном итоге, Грушницкий заканчивает свою жизнь смертельным исходом. Как же так получилось? Начнем все с начала.

Герой был достаточно молодым юнкером, у которого была ранена нога. Он проходил лечение на водах, где и встретил своего знакомого товарища – Печорина. Между молодыми людьми завязалась наигранная дружба. Они не очень хорошо относились друг к другу, но, при этом, проводили много времени вместе.

Весь конфликт между этими двумя персонажами начался после приезда молодой и княгини Литовской. Грушницкий влюбился в молодую девушку, а она ответила ему взаимностью. У Печорина такой расклад событий вызвал необычайную зависть. Поэтому, он решил завоевать сердце молодой княжны и разрушить отношения Грушницкого и Мери. И у Печорина это достаточно легко получилось. Мери совершенно спокойно переметнулась на нового кавалера, позабыв о Грушницком.

Герой находится в полном разочаровании и прозрение. Он обозлился на пару возлюбленных и начал сочинять про них грязные сплетни. Его компаньонами стали и другие обиженные кавалеры княжны. Проводя много времени за пьянством, компания завистников придумывает план насмешки над Печориным. Он проваливается и главный герой погибает.

Грушницкий предстает перед нами самовлюбленным и самодовольным персонажем. Он не замечает людей вокруг себя. Возможно поэтому, он даже и не заметил, как княжна Мери переключила свое внимание на . Он часто изображает эмоции радости и счастья, хотя внутри совершенно их не испытывает. Он ведет разгульный образ жизни. Его ранение ноги перестало беспокоить Грушницкого сразу же после того, как он увлекся княжной. Это еще раз подтверждает наигранность его действий и поступков. Он очень доверчив, поэтому, не один раз попадает под влияние, как Печорина, так и драгунского капитана.

Насмешливый план был выполнен героем только лишь по поручению и задумке других персон. И только лишь находясь на дуэли, Грушницкий понял всю серьезность ситуации. Он не извинялся на свои насмешки, он не стал просить прощения. Все закончилось выстрелом и смертельным ранением.

Вот такая жалкая и глупая судьба у главного героя романа «Герой нашего времени». Возможно, если бы Грушницкий не поддавался влиянию окружающих, он продолжил бы жизнь. Возможно, если бы он был не таким эгоистичным и самовлюбленным, он смог бы построить отношения с другими персонажами романа. Одно я могу сказать однозначно, М.Ю. Лермонтов невзлюбил своего персонажа с самого начала романа, поэтому и создал ему такую трагичную судьбу.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Одно из отличительных свойств юнкера Грушницкого - отсутствие имени. Это не бросалось бы в глаза, будь он фигурой эпизодической, но его роль в истории с княжной Мери трудно преувеличить. Впрочем, вернемся к этому моменту чуть позже, пока просто отметим, что навряд ли М.Ю. Лермонтов случайно оставил Грушницкого безымянным.

Читатель смотрит на все происходящее глазами Печорина и, соответственно, образ молодого юнкера, произведенного впоследствии в офицеры, преподносится нам так же через призму восприятия главного героя. Характеристика приводится достаточно исчерпывающая, но трудно сказать, насколько объективная: у Григория Александровича весьма своеобразное мышление и нетривиальный взгляд на мир. В общих чертах - Грушницкий очень юн, ему всего двадцать один год, однако преисполнен желания казаться старше, опытнее и в известном смысле драматичнее - что, впрочем, вполне объясняется возрастом.

«Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…», «приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма…»

На самом-то деле, Печорин столь скептичен по одной простой причине: между ним и Грушницким больше общего, нежели бы он того желал. Однако в отличие от Печорина, Грушницкий находится в совершенной зависимости от окружения и, не обладая собственным острым умом, не может в результате справиться со своей ролью в ситуации, которую сам себе выстроил. Он является до известной степени кривым зеркалом Григория Александровича, пародией на него, что ли… Он тоже не любит княжну Мери, но его самолюбие отлично от самолюбия Печорина: тот проживает в себе людские черты и пороки, Грушницкий напротив пытается вписываться в не всегда совместимые между собой события и привнести в них некую трагико-романтическую ноту. Финал хорошо известен.

Оба героя - игроки, но Печорин не стоит на этой шахматной доске, скорее он внешне бесстрастно ведет эту партию. А Грушницкий, полный чувства собственной значимости, - обычная разменная фигура.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»

яйте!.. я себя презира- то есть когда он становится самим собой, не приукрашивая и не позируя. Проще - когда он не мозолит глаза Печорину своими неумелыми попытками вести игру.

Он не способен ни слушать, ни слышать; он может быть также язвителен в своих суждениях и оценках, но это вычурное, наносное: в действительности юнкер достаточно беспомощен и «никогда никого не убьет одним словом». При этом мстителен и мстителен мелочно: уязвленный равнодушием Мери, он громогласно возвещает, что видел Печорина ночью, когда тот спускался с ее балкона. Это уже откровенно ниже пояса! Начиная, собственно, с того, что это ложь, и никаких ночей Печорин в спальне княжны не проводил. А потом: княжна на водах с матерью, отца нет - кому защитить честь девушки, кому вступиться за нее, опровергнуть клевету? А ведь это заявление могло иметь самые пренеприятные последствия: публика на водах разносторонняя, мир слухами полнится, и… какова была бы дальнейшая судьба бедной барышни, которая вообще ни в чем, собственно, не виновата?!

Это подлость номер один. Подлость номер два - согласие на участие в дуэли на заведомо нечестных условиях. Уж лучше бы Грушницкий Печорина и в самом деле из-за угла ночью зарезал, что ли. Как-то проще и доступнее. Получается, снова пал жертвой своего романтического нарциссизма.

На взгляд Печорина, Грушницкий являет собой зрелище жалкое и отвратительное одновременно. В момент дуэли, когда маски сброшены, становится ясно, чем все же неплох Грушницкий, когда с него слетает позерская шелуха: в момент подлинной опасности, перед прямым выбором «смерть или бесчестие» он все же выбирает первое. Говорит же знаменитую фразу:

«Стреляйте!.. я себя презираю, а вас ненавижу».

Ненавидит потому что очень четко осознает, что проиграл - и проиграл по собственному почину.

Своему же болезненному самолюбию проиграл. Презирает по этой же причине - потому что отступать стало уже некуда, и выигрышного хода нет. Его становится жаль, как и всякого человека, попавшего в ловушку. Изначально он не хотел никому зла. В истории с княжной у него не было цели сделать ее несчастной, в этой игре он принимал участие от скуки (как и Печорин!) и бездействия на водах. Но пламенное самолюбие сослужило своему обладателю плохую службу, втянув в цепь фатальных для него событий.

Опять-таки в отличие от Печорина, он не может довести партию до конца, снова позволяя другим (в данном случае - драгунскому капитану) управлять ситуацией. Его инстинкт самосохранения слабее здравого смысла, он во власти эмоций.

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…».

Эти слова становятся последними. С них началось - ими и завершается. Ведь именно об этом говорит Печорин в начале повествования:

«я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Этой финальной фразой Грушницкий уже напрямую «отзеркаливает» Печорина. И сыплются осколки - эхом в горах…

К вопросу об имени, поднятом ранее. Его нет у Грушницкого, нет и у Вернера. Но у последнего есть кличка Мефистофель. Что, полагаю, также неспроста, но сейчас не об этом: Вернер также является своего рода искаженным отражением Печорина. Только в лучшую сторону - в нем сосредоточены положительные черты. Грушницкий напротив олицетворяет «темную сторону» Печорина. Как знать, может быть, нежеланием дать героям имена автор подчеркивал, что они не более, чем свойства натуры главного персонажа? Видя тело Грушницкого, Печорин не испытывает никакого торжества… равнодушно расставаясь с очередной собственной иллюзией.