Какой тип композиции в отцы и дети. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания романа.Сюжет и композиция. Проблема самоопределения героев в романе «отцы и дети»

Уже само название “Отцы и дети” подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание

Даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности. В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров – Павел Петрович, Базаров – Николай Петрович, Базаров – Аркадий, Базаров – Одинцова, Базаров – родители, Базаров – Ситников и Кукшина, Базаров – дворовые в Марьине, Базаров – мужики в его собственной деревне, Базаров – Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление – это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь. Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.
Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не’ приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. “Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа” (Вайль, А. Генис. “Формула жука”). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую “попробуй отрицать”, она сама “тебя отрицает”. В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием “равнодушной” природы.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. “Отцы и дети” Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя – разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его Read More ......
  2. Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева “Отцы и дети” подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление романа в печати вызвало невиданные еще Read More ......
  3. Роман “Отцы и дети” после публикации стал предметом ожесточенных споров и приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того, что “чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно”. Этот Read More ......
  4. Иван Сергеевич Тургенев – один из замечательнейших писателей XIX века. В его произведениях нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни. Сам писатель не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам, но одна Read More ......
  5. Роман Тургенева “Отцы и дети” открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим “приятелем” Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете Read More ......
  6. “Отцы и дети” – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя – разночинца Базарова – и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Read More ......
  7. Роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются важные социальные проблемы второй половины 19 века, волновавшие Тургенева. В центр своего романа писатель ставит нигилиста Базарова и на его Read More ......
  8. На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало “испытание любовью”, которое перевернуло всю его жизнь, заставило Read More ......
Сюжет и композиция романа “Отцы и дети”

План-алгоритм

1. В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

П. Сюжет и композиция романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1. Противопоставление - основной композиционный прием.

Контраст задан заглавием - «Отцы и дети», образами главных героев - Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа. Контраст проявляется в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

2. Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа - описании внешности Базарова и Павла Петровича (красная, обветренная рука Базарова - белая аристократическая рука Павла Петровича, балахон...

0 0

Наталья Мудрец (14118) 7 лет назад

Прием (композиции) антитезы используется Тургеневым уже в названии произведения - “Отцы и дети”, тем самым показывая, что поднимается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей. Дети и родители живут в разное время, а новое время рождает новые ценности, идеи, мировосприятие, которые не могут быть приняты людьми предыдущего поколения. Непонимание детей и отцов рассматривается автором на примере семьи Кирсановых и семьи Базаровых. И в той и в другой семье родители не в состоянии понять своих детей.
С помощью антитезы автор подчеркивает черты характера героя, которые могут быть скрыты в обычной жизни, но ярко вырисовываются во время внешнего или внутреннего конфликта (антитеза выявляет конфликт) на контрасте с противоположными чертами характера того же героя, но на другом промежутке времени, или у другого героя. Антитеза вырисовывает те проблемы, которые актуальны в любое время. Роман строится на...

0 0

Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

История создания романа.

Сюжет и композиция

Цели урока: - познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман;- объяснить смысл заглавия романа; - познакомить учеников c сюжетом романа; - рассказать о композиции романа; - воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Сообщение темы и целей урока

3. Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое...

0 0

Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба зарова, который объединяет все художественное полотно произведе ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев - Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи на и городские сцены, где с помощью образов-пародий...

0 0

Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция - это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой - Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно шению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части ро мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части - дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База ров выходит победителем, из второй - побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет...

0 0

Само название "Отцы и дети" подсказывает, что роман построен на антитезе - большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. В центре повествования фигура Базарова, и романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал; и в двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров - кончается роман. Цепочка сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров и Фенечка - раскрывают героев и добавляют новые штрихи к портрету Базарова. Но в романе образ Базаров оказывается масштабнее любого из действующих лиц, и в результате Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское...

0 0

Тема урока:>. История создания романа.Сюжет и композиция

Цели урока:1.познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман

2.объяснить смысл заглавия романа

3 . познакомить учеников c сюжетом романа

4.рассказать о композиции романа

5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1.Орг. момент

2 .Сообщение темы и целей урока

3.Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

I.Вступительная беседа учителя

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия....

0 0

«Отцы и дети» Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми...

0 0

Композицию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино - город*** - Никольское - деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Поэтому Хохловские выселки мы не будем включать в основной путь героев.

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И...

0 0

10

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все...

0 0

11

Уже само название «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности. В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в...

0 0

12

Роман «Отцы и дети»

Особенности жанра. Композиция

В 1879 году, ретроспективно характеризуя свое романное творчество в специальном предисловии к отдельному изданию шести романов, И. С. Тургенев писал: «Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Таким образом, подводя итоги, сам И. С. Тургенев считал, что основа его романа сложилась уже в «Рудине» и что суть ее - выражение особенностей времени через типические характеры. Писатель считает нужным отметить и быстроту изменений, происходящих в «культурном слое», отражающую историческое движение русского общества в...

0 0

» Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов». Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, «совершив предварительное европейское «snake hands»… три раза по-русски поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. «Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, - сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем.

Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа.

Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам , реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя.

В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…» Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга-низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба-зарова, который объединяет все художественное полотно произведе-ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро-мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе-реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро-вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи-на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное — именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров — Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно-историческая линия развития сюжета сменяется нравственно-философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта «норма» дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович — Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело-веческой жизни — любви и семьи (линии Аркадий — Катя, Нико-лай Петрович — Фенечка). Материал с сайта

Конфликтный узел произведения — дуэль Базарова и Павла Петровича — расположен строго посредине между основными сю-жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру-женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих геро-ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше-ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком — силой Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», — говорит Ба-заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет траги-ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь-бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.

Сюжет и композиционное построение романа . Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Молодые люди отдыхают. Аркадий «сибаритствует» после защиты диплома, Базаров - на каникулах продолжает опыты (тогда, как и сейчас, обучение в медицинских вузах длилось дольше, чем в университете). То они в Марьино, то заглянут в «небольшую деревушку» родителей Базарова, то вдруг сорвутся в губернский город, то к новой знакомой Анне Сергеевне в Никольское проедутся.

Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают. А в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». В предшествовавших романах героя судили люди - намеренно и не всегда беспристрастно. Пользуясь правом старой дружбы (Лежнев), любви (Наталья) или жизненной мудрости (Пигасов) выступали герои в оппозиции Рудину. В «Отцах и детях» никто, кроме Павла Петровича, не стремится опровергать намеренно идеи Базарова. И тем не менее основы его мировоззрения подвергаются серьезнейшей проверке. Против выступает сама правда жизни, обычный порядок вещей. Это любовь (во всех проявлениях), дуэль, наконец, смерть.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».