Каково соотношение философии и искусства. Соотношение философии и искусства: кратко. А Методы философии

Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всœеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всœеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2)рациональность , доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацелœенность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Искусство и философия . Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всœем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности всœе же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. В случае если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным данный союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всœегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. При этом и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее крайне важного компонента͵ в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Была официально принята концепция двух истин . Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и в связи с этим чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всœего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносœеологическую и аксиологическую .

Гносœеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Современные теологи подвергают текст библии всœе новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. При этом основной являетсяаксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - всœе это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделœенным в мировоззрении.

3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - ϶ᴛᴏ всœе сущее во всœей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Стоит сказать, что для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (ᴛ.ᴇ. творческим путем).

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания . Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования принято понимать определœенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определœенную эпоху, или область исследования определœенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. Познание - ϶ᴛᴏ деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание - ϶ᴛᴏ результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определœенным критериям: 1. Объективность. 2. Рациональность (в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно).

3. Системность знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия). 4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии является всœеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы-мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всœеобщее в материальном бытии и всœеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасях: 1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всœеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделœение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие - Выработка средств мировоззренческой ориентации человека; Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. К ним относятся: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.2)Социально-аксиологическая функция . Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции - Выработка общеметодологических принципов исследования в области всœех частных наук; Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. К ним относятся:1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2) Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования. 3) Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносœеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносœеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Задача философии - ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного? Философия - Мир Возможного, в котором действуют свои правила игры - сверхнеобходимые, - и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «крайне важного» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что».

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, ᴛ.ᴇ. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид ), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит ). Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всœего, что равно существует, будучи объединœенным всœеобщей связью всœего со всœем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1 бытие вещей и процессов; 2 бытие человека; 3 бытие духовного, идеального; 4 бытие социального, общественного. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, ᴛ.ᴇ. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить данный вид бытия к понятию "социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека , поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, ᴛ.ᴇ. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в силу специфики исторического процесса в определœенный момент становится общественным бытием, принято понимать всœе существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира: 1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие). Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносœеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всœеобщих определœений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелœевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всœего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчинœенных законам механического движения; духовная жизнь - также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносœеологии и логики. Критика О. представителœей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в . предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. принято понимать система всœеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира , 2 способа существования : мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека) . Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всœеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всœех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всœех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности.

Значение философии в системе культуры является следствием ее функций.Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.

Философия и наука. Несмотря на то, чтофилософия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия . Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

Философия и политика . И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни. Различие между ними состоит в том, что философия в ее морально-нравственном и социально-философском аспекте является сферой выработки общих стратегических задач для политики. Мир политики в сравнении с философскими проблемами предстает как мир динамично изменяющийся и радикально пересматривающий общечеловеческие ценности. Сохранение последних – в этой связи и является задачей философии. Другой вопрос – насколько представители искусства, политики, науки готов обращаться к представителям философии.

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись ʼʼистинной философиейʼʼ, поскольку живопись, по ᴇᴦο словам, самостоятельно обнимает первую истину.

В XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали ᴇᴦο главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи ᴇᴦο высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное ʼʼсозерцающееʼʼ постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – ʼʼинтеллектуальная романистикаʼʼ (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на ʼʼсверхпонятийныеʼʼ – художественные – способы постижения истины. Таково было, например, направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж.-П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия –это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, должна быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, ᴇᴦο разные состояния и разные по форме виды деятельности.

СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА" 2015, 2017-2018.

Религия : опирается на веру, нашу духовную способность, не требует доказательств, требует подчинения нравственным идеалам.

Искусство: Субъективно, не претендует на истину, имеет эстетическое обрамление.

Наука : Опирается на разум; научные положения должны быть верифицируемы; претендует на истину

Философия : опирается на разум, претендует на истину, но в отличии от других наук изучает мир в целом. Как и религия философия включает в себя этику и как искусство философия включает в себя эстетику. Таким образом, философия – это система, взглядов на мир и человека в нем, притом её волнуют предельно общие вопросы.

Философия является древнейшей из наук , это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания , накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это - мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда - смысл и цель философии.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Религия - это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.



Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию.

Искусство , как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве.

А Методы философии

Все многообразие методов философии можно свести к двум основным – диалектика и метафизика . Кант под метафизикой понимал естественную склонность нашего разума выходить за границы опыта. Слово Метафизика – Андроник Колосский. Метафизика базируется на законах логики. Три закона логики Аристотеля:

1 – закон тождества А=А, 2 –закон запрета противоречий, в отношении одной и той же вещи в одно и то же время мы не можем высказать двух противоречащих суждений, 3- третьего не дано или А или В.

Лейбниц сформулировал четвертый закон логики – закон достаточного основания (все что существует имеет причину своего существования.

Методологическая ошибка в метафизике возникает если мы отрываем суждение и возводим его в абсолют. Так возникает догматизм.

Диалектика. Сократ под диалектикой понимал искусство спора. Первым диалектиком был Гераклит (нельзя войти в одну реку дважды). Кант под диалектикой понимал логику видимости. Подлинным диалектиком является Гегель. Он ввел в философию три очень важных понятия: 1- развитие -изменение идеальных и материальных объектов, но не механическое, а как переход на более высокий уровень; 2 – тождественность – каждая вещь (существо, явление) является сама собой; 3 – различие – все существующее в самом себе отличается от самого себя.

Существует три закона диалектики. Эти законы универсальны, так как распространяются на природу, общество и человека. 1 - закон единства и борьбы противоположностей (ещё Гераклит обратил внимание, на то что каждая вещь в процессе своего развития переходит в свою противоположность. Гегель считал, что противоречивость основа жизни); 2- закон перехода количество в качество; (качество - некая определенность вещи, благодаря которой вещь имеет устойчивые характеристики, количество – исчисляемое определение предмета. Мера это единство количества и качества. Любые количественные изменения рано или поздно придают вещи новое качество. Этот переход или явно выражен или незаметен); 3 – закон отрицания отрицания (он означает, что все новое всегда борется со старым, но само потом таковым и становится. Зерно- стебель-зерно.)

Диалектика базируется на четырех основных принципах:1-Принцип всеобщей связи 2-Принцип системности 3-Принцип причинности 4-Принцип историзма (человек живет в истории, история вечна).

Три взгляда на историческую направленность историзма: 1 – развитие по кругу, (древние); 2 – линейное развитие (библия); 3- развитие по восходящей спирали (современные науки).

Отличия диалектики от метафизики : 1- диалектика в отличии от метафизики, пытается проследить связь между старыми и новыми, количеством и качеством; 2 – ход мыслей в диалектике всегда проходит в три этапа - утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей), а в метафизике господствует формула- если не то, то другое.

В качестве противоположного научной философии выступает другой тип философии - философия как искусство. В этом случае правильнее будет говорить уже не о миропонимании, а о мировосприятии, когда отношение Человек - Мир не столько подвергается рациональному анализу, сколько остро переживается, становясь предметом эмоциональноволевого освоения, ибо системообразующим в мировоззрении оказывается чувство. Самораскрытие такого мировоззрения будет осуществляться в творческом акте самопереживания, рождая яркие образы (поэтические, музыкальные и т.д.) и гамму чувств. В этом случае философия становится значительно ближе к области искусства, чем науки, а философ - это скорее Художник, нежели ученый.

Понимание философии как искусства наиболее яркое воплощение получает в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, противопоставивших «книжной мудрости» и аскетическим добродетелям Средневековья жизнь во всей ее полноте как высшую ценность, видя свою задачу не столько в том, чтобы познавать ее, сколько в том, чтобы творить ее, руководствуясь идеалом красоты. Такое умонастроение восторженный искатель истины Дж. Бруно назвал героическим энтузиазмом, видя в нем возможность радостного освобождения человека и от официальной догматической религиозности, и от рабства перед ненужными мелочами жизни .

Если в эпоху Возрождения жизнеутверждающее понимание философии как искусства формировалось как антитеза догматической схоластики, то с середины XIX в. такое понимание философии вновь получает распространение, но уже как антитеза абсолютизированной рациональности философии. Представители «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) видят задачу философии в поисках и обретении смысла (бытия, жизни, существования), эти мыслители подчеркивают несводимость философии только к логическому, теоретическому познанию. Например, Ф. Ницше был убежден, что философы должны непрестанно рожать свои мысли из своей боли и по-матерински придавать им все: «кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок». М. Хайдеггер предлагает научиться «вслушиваться в голос бытия», истинными хранителями которого он считал поэзию и искусство; А. Камю провозглашает проблему самоубийства в качестве единственной по-настоящему серьезной философской проблемы. По его мнению, «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» .

Традиция понимания философии как искусства, а философа как Художника - заметное явление и в русской философской мысли, одной из особенностей которой явилась поздняя институализация философии, вследствие чего русская философия преимущественно не была академической, оказалась тесно связанной с устным творчеством (беседы и дискуссии в салонах, кружках), литературой и публицистикой, нередко бравших на себя решение философских задач. Сравнивая философию и науку, например, Бердяев писал:

«В науке есть горькая нужда человека, в философии - роскошь, избыток духовных сил… Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира» 1.

Хотя понимание философии как искусства не было представлено в рамках официальной советской философии, и в советский период оно имело своих сторонников, прежде всего вне стен университетов и академий. Это была личная, интимная философия частного человека, что вполне соответствовало задачам этого типа философии. Перестройка привела к изменению понимания места и роли философии, в частности, научная философия утратила статус единственного монополиста на обладание истиной, а философия как искусство обрела общественную значимость, заняв место на кафедрах университетов.