Картина "Иван-царевич на сером волке" Васнецова: описание. Иван царевич на сером волке Аленушка иван царевич на сером волке

Период работы в украинской столице во Владимирском соборе известного художника В. М. Васнецова отметился появлением задумки иллюстрации к древней русской повести «Иван-царевич и Серый Волк».

Сюжет картины повествует о преодолении трудностей, которые связаны с нарушением Иваном-царевичем запретов. На переднем плане расположено болото с кувшинками лилиями, старая покосившаяся яблоня с цветущими ветками. По центру картины взгляду предстают фигуры Еленой Прекрасной и Ивана-царевича, которые летят сквозь чащу на Сером Волке прочь от царя Далмата.

Автор изобразил Ивана-царевича в дорогой царской одежде, гордо восседающим на волке. Его твердый взор устремлён вдаль, в глазах отражается вера в спасение. Он нежно обнимает красавицу, чувствуя свою ответственность за её судьбу.

Поза Елена Прекрасной отражает одновременно и испуг, и покорность свой судьбе, и доверие своему спасителю. Она положила свою голову на твёрдое плечо Ивана-царевича, её руки спокойно лежат на коленях.

Образ царевны был написан В. М. Васнецовым с Натальи Анатольевны Мамонтовой, своей племянницы, и проработан был ещё в 1883 году отдельным этюдом. Стремительный бег волка выражает его поза: лапы вытянуты в скачке, уши прижаты. Персонажи расположены по диагонали, что создает впечатление движения.

На дальнем плане находятся мощные стволы вековых дубов. Задний фон нарисован с использованием красок тёмных тонов. Тёмная гамма отражает состояние страха, нависающей опасности преследования. На этом фоне решительно выделяются фигуры героев, написанные светлыми тонами, поскольку они творят правое дело. Среди топкого болота видны белые кувшинки, сбоку расположена цветущая ветвь, которые символизируют надежду на успех.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван-Царевич на сером волке

На данной картине Васнецова проиллюстрирован один из волнующих эпизодов русской народной сказки. Сразу виден лес, в котором стоят уже старые могущественные деревья, сквозь которые пробивается еле как свет и виднеется голубое небо, а это значит, что все закончится хорошо, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Лес состоит в основном из сосен, в таком месте очень много зверей и птица. На фоне дремучего леса автор изобразил Ивана-Царевича на волке, а также красавица Василиса. Волк же бежит во всю прыть, так как они убегают от погони. Волк знает, что от него сейчас зависит жизнь не только своя, но и его друзей.

Васнецов изобразил волка сильным и огромным. Столь темный фон можно воспринять, что погоня напряжённая, герои переживают. Они понимают, что если их поймают, то разлука неизбежна. И поэтому сказочные герои выглядят не только напуганными, но и опечаленными. Не только лес очень мрачен и темный. Среди всего этого мрака видна красота героев. Иван представлен в красивом расшитом камзоле, а Василиса Прекрасная в красивом голубом платье с оранжевым подолом.

Царевич аккуратно придерживает свою возлюбленную. Трепетное и нежное отношение к девушке сразу можно рассмотреть с первого взгляда. Василиса также нежна к своему избраннику и от испуга прижалась к Ивану, ее роскошные длинные волосы распущены и разлохматились от ветра.

Картина очень насыщена эмоциями и сюжетом. Художник передал всю сказочность и тревожность момента. Цветущая яблоня, которая располагается на картине в нижнем углу справа говорит о начале любви и о светлом будущем.

Народные произведения самые доброе и самое волшебное, что есть для детей. В сказках всегда присутствуют отважные герои. В некоторых произведениях для детей животные помогают людям в беде.

Описание 2

В картине художник использовал контраст тонов. Фоном служит мрачный лес, выполненный темными красками. Коричневые стволы огромных деревьев с покрученными ветвями густо покрыты сизыми лишайниками и зеленоватым мхом. Зеленой листвы на них не видно, они кажутся мертвыми. Деревья растут близко друг другу, образуя непроходимую чащу и закрывая небо. Даже маленький лучик солнца не проникает в их темное царство. На дальнем плане между ними стелется зловещий, белый туман, который сбивает с пути, скрывает дорогу.

Лес очень неприветливый, страшный. В нем есть много поломанных ветвей, поваленных деревьев. Заброшенное место, где не ступает нога человека. Только на переднем плане как символ надежды распустилось белоснежными цветами молодое, робкое деревце. Еще несколькими белыми пятнами обозначены распустившиеся на водяной глади кувшинки. Вода в болоте такая же темно-зеленая, холодная, как и все вокруг.

Сквозь эту чащу пробирается Иван-царевич. Его верный друг Серый волк мчится со всех ног, чтобы спасти его и Елену Прекрасную. Зверь большими прыжками перескакивает через болото. Он уже устал, тяжело дышит, вывалив язык, но не останавливается. Шерсть волка лишь немного светлее окружающего пейзажа.

Иван-царевич и его спутница изображены в светлых тонах по центру картины, они ярко выделяются на фоне темного леса. На царевиче дорогие одежды светло-золотого цвета и голубой пояс. Его меч в украшенных узорами ножнах развевается от маневров волка. Он нахмурил брови и внимательно следит за происходящим, за преследователями. Лицо его суровое, сосредоточенное, он не намерен сдаваться.

Царевна в нежно-голубом одеянии, расшитом золотом, прижалась к царевичу. Она молодая, красивая. Головной убор девушки расшит драгоценными камнями, на шее и на руках – жемчужные нити. Она очень устала, лицо ее бледное и печальное, без тени румянца, глаза застыли. Во всей ее фигуре чувствуется обреченность. Она сидит, опустив руки, как неживая, ни на что не надеется. Ее длинные русые волосы растрепались. Но царевич крепко держит свою возлюбленную, он ее спасет.

Глядя на эту картину, чувствуешь тревогу за главных героев. Хочется, чтобы они поскорее выбрались из этого темного леса.

Сочинение Иван Царевич на Сером волке Васнецова

Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке. Окружающий их темный лес густой, мрачный и страшный вызывает не что иное, как страх и ужас.

По одежде изображенных персонажей и темных тонах леса, можно определить, что событие происходило осенью или ранней весной. И именно это подчеркивает сам сюжет и дает понять глубину страха и переживаний убегающих героев.
Ивана, автор картины изобразил смелым, сильным и мужественным, а прекрасную Елену нежной, хрупкой, испуганной и уставшей, как и должно быть в жизни.

Полотно вызвало у меня чувство восторга, потому как, читая сказку в детстве, я и близко не могла представить чувства и переживания героев. А здесь все так реалистично написано, как будто бы я стою в том дремучем лесу и смотрю, как мимо меня пробегает волк и два всадника. Художнику удалось с такой точностью изобразить героев, так удачно подобрал игру тонов, что они вот-вот выпрыгнут из рамки и побегут.

Сам же сюжет картины показывает, как Царевич преодолевает обрушившийся на него трудный путь из-за нарушения запретов. Под лапами волка нарисовано болото с кувшинками, старая яблоня, которая нагнула свои еще цветущие ветви к земле, а между другими деревьями виднеется густой туман. Елена и Царевич – единственное яркое пятно на этом полотне. Красная царская одежда добавляет гордости и уверенности герою, а алое с золотым окрасом одеяние красавицы придает ей нежности и женственности.

В глазах Ивана можно прочитать веру, надежду на спасение и уверенность. Сильными и мужественными руками он нежно прижимает к себе Елену, тем самым показывает ей, что она в безопасности. Однако Прекрасная до воли испугана и от безнадежности опустила руки и голову на плечо спасителю, кажется, что ей уже ничего не хочется, и она не верит что спасение близко.

Волк изображен таким образом, что сразу понятно, насколько быстро они мчатся по лесу, убегая от опасности. А тона, которыми автор разукрасил окрас волка на много светлее общего плана, тем самым он, наверное, хотел показать что «не так страшен волк как его рисуют» и что зверь человеку друг.

Какая бы ситуация не складывалась опасная или безнадежная всегда должна быть вера в спасение и надежда на лучшее.

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов является непревзойденным мастером народной и исторической живописи. Широко известен своими картинами «Витязь на распутье», «Аленушка», «Герои» и многие другие.

Картина написана мастером в 1889 году по мотивам известнейшей народной сказки. Засматриваясь на картину, зритель как будто погружается в волшебный мир, будучи близко к главным героям сказки: Ивану-царевичу и Елене Прекрасной, убегающим на Сером Волке вдаль от злющего царя и его царства. Сидя верхом на волке, Иван крепко и нежно обнимает Елену Прекрасную.

Царевич одет в кафтан из дорогого материала, подпоясанный зеленым поясом, в черных рукавицах с узором, в красной шапке на голове и красивых красных сапогах. Иван-царевич излучает серьезное выражение невозмутимого лица. Его огромные глазища глядят с тревогой вдаль, не гоняться ли там за ним? Не отберет кто-то у него его украденное счастье? За спиной у смелого царевича висит меч и молодец всегда готов защищать себя и свою возлюбленную.

Перед Иваном изображена Елена - красавица, олицетворяющая русскую женщину, с длинными вьющимися каштановыми волосами, которые развиваются на ветру. Она одета в красивый светло-голубой шелковый кафтан с золотой каймой на рукавах. Шея украшена жемчужными бусинами невиданной красоты. На ногах обуты красивые сапоги. Ее голову охватывает шляпа, украшенная драгоценными камнями.

Девушка положила голову царевичу на грудь, с задумчивым взглядом доверившись своему спасителю. Принцесса отдала свою судьбу надежному молодцу Ивану-царевичу и смирно сложила руки у себя на коленях. Елена Прекрасная изображена кистью художника как его воспоминание о своей племяннице Наталье.

Серый Волк изображен в движении. Он со всей силы рвется вперед, чтобы не быть настигнутым. Уши мифического волка приплюснуты к голове, язык вываливается из огромной пасти, но его глаза излучают уверенность и спокойствие. Сильные лапы отталкивают животное от земли, чтобы сделать следующий шаг по болоту.

Сказочные герои изображены на фоне пейзажа. Очевидно, что их путь лежит через дремучий лес, о чем свидетельствуют деревья, поросшие зеленым мхом с надорванной и потрескавшейся корой. В таком лесу темно и страшно, словно злые силы окружили главных героев. Вокруг встают непроходимые заросли, а ветви с корягами затрудняют стремительный побег. Красивые белые лилии, растущие в болоте, и бледно-розовые бутоны старой яблони с зелеными листьями подразумевают надежду на счастливый финал.

Картина мастерски наполнена контрастными цветами, где черная краска леса отвечает за символ потусторонних сил, опасности и волнения. Сказочные персонажи картины окрашены в яркие цвета, что сродни силам добра и любви. Борьба между добром и злом присутствует и на этой картине, но как в любом сюжете из старых известных сказок добро обязательно одержит верх над злом.

Известная сюжетная картина русского художника Васнецова Иван царевич на Сером Волке, написанная в 1889 году, наверное, самое сказочное, гипнотизирующее зрителей произведение русского живописного искусства. Основой сюжета картины Царевич на сером волке стала народная сказка, а в интерпретации гениального мастера легендарные образы ожили, стали реальными. Вот юный царевич летит от погони на верном Сером Волке, прижимая к груди возлюбленную Елену Прекрасную, и нет такой силы, которая могла бы отнять у него любимую. Вековой лес мрачен, с тревогой всматривается царевич в стволистую мглу, но верит он в колдовскую силу Волка и уверенно и крепко держит девушку.

Герои картины Виктора Васнецова Иван царевич на Сером Волке

Как изображена Аленушка на картине Васнецова? Она покорилась судьбе, напуганная происходящим, она прячет глаза и старается не смотреть по сторонам. В данном случае женщина – это жертва, добыча, лишенная свободы воли.

А кто же такой на рисунке Серый Волк, и почему он вызывает столь большой интерес? Это сильное преданное животное с почти человеческими глазами – зачарованный оборотень, волкодлак. О таких существах говорится во многих славянских былинах. То ли выходец из потустороннего мира, то ли человек, прикоснувшийся к запретному, теперь оборотень служит русскому царевичу. И этот момент тоже очень символичен. Оборотень страшен и кровожаден? Нет, картина живописца Васнецова Иван царевич на Сером Волке показывает нам совсем другой образ. Это отважный и преданный друг, готовый на самопожертвование.

Атмосфера сказочной картины Иван царевич

На полотне Царевич русского художника В. Васнецова герои словно парят над лесной топью, и атмосфера, в которой они находятся, весьма зловещая. Но даже здесь, в этом пугающем, леденящем душу мире, ночь не вечна. Поутру встает солнце, пронизывает чащу своими лучами, и на болоте распускаются лилии, и цветет дикая яблоня. Но, в зачарованной картине Иван царевич на Сером Волке не все так просто, есть здесь свои закономерности и алгоритм. Цветущая яблоня напоминает нам сюжет любимой старой сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, началось развитие этого динамичного сюжета.

Сказочность сюжета полотна Иван Царевич на сером волке художника Виктора Михайловича Васнецова подчеркивают великолепно, очень точно, детализировано прописанные художником костюмы героев. Богатый, расшитый золотом кафтан царевича идеально гармонирует с голубой шелковой прохладой одеяния Елены. И даже этот момент – выбор цветовой гаммы показывает, насколько гениальный мастер был близок к миру старинных русских былин, насколько хорошо понимал их значение. Дело в том, что золотой и синий цвета в славянской мифологии связаны с миром живых богов, с Ирием – славянским раем, с колдовством и чудесами. Даже шерсть волка вовсе не серая, она золотисто-коричневая, как бы повторяющая цвета главного героя. Атмосфера полотна удивительная, сказочная, наполненная загадочным мерцанием, тайной. Каждая деталь картины известного художника В. Васнецова Иван царевич на Сером Волке отсылает нас в мир сказок и легенд, в мир давно ушедших поколений.

Марина Кочетова
Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Программное содержание.

Познакомить детей с художником В. М. Васнецовым : показать его портрет, рассказать о творчестве . Учить понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учить замечать красивое сочетание красок. Развивать интерес к изобразительному искусству, фантазию. Воспитывать эстетические чувства и уважение к труду художника. Продолжать развивать связную речь, интерес к сказочному жанру. Воспитывать любовь к сказкам, русскому фольклору. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи и музыки. Приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма : головные уборы, элементы одежды. элементы одежды. Развивать общие познавательные способности :

Умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

Сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

Классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины) .

Активизировать словарь : дремучий, сафьяновые, кафтан, кокошник, лапти, душегрейка.

Интеграция областей : Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация.

Материалы.

Репродукция картины В . М. Васнецова «Иван царевич на сером волке » .

Репродукция портрета М . В. Нестерова «В. М. Васнецов » . Музыкальное произведение «Волшебное озеро» - «Сказочная картинка » А. Лядова. Компьютер. Слайдовая презентация.

Ход занятия.

Сегодня на занятии мы с Вами познакомимся с замечательным художником Виктором Михайловичем Васнецовым . Перед вами портрет Виктора Михайловича Васнецова , который написал художник Михаил Васильевич Нестеров. (Слайд № 1, картина ) . Родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. Мама будущего художника растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым) . Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. Рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию : на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни. Виктор Васнецов с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины. Виктор Михайлович начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом – в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература – она ещё больше укрепила любовь к русской старине. Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли – польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал. Ему удалось успешно сдать экзамены. Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль. Часто летом он гостил в Подмосковье, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг лес, где росли могучие дубы, стройные сосны. И Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок . Одну из них мы сегодня рассмотрим .

Устали глаза? Медлить нельзя! Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Гимнастика для глаз.

Вот стоит большая елка, Выполняют движения глазами.

Вот такой высоты. Посмотреть снизу вверх.

У нее большие ветки. Посмотреть слева направо.

Вот такой ширины. Посмотреть вверх.

Есть на елке даже шишки, Посмотреть вниз.

А внизу – берлога мишки. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,

Зиму спит там косолапый (повторить 2 раза)

И сосет в берлоге лапу.

А теперь я предлагаю Вам рассмотреть картину , написанную В. М. Васнецовым . (Слайд № 2, картина ) Дети рассматривают картину под музыку «Волшебное озеро» - «Сказочная картинка » А. Лядова. Кто догадался, как называется эта картина ? Как Вы узнали, что эта картина на тему народной сказки? Что выражает лицо Ивана-царевича ? Василисы? Расскажите об одежде героев . Платье у Василисы блестящее, голубое, хорошо сочетается с золотистым кафтаном Ивана-царевича . Красивы и сафьяновые сапожки. Рассмотрите природу , что можете сказать о ней? Непроходимый дремучий лес с мощными стволами деревьев – трудно пробраться через них героям сказки. Какое настроение возникает, когда смотри на это произведение? Отчего возникает состояние тревоги? Как это показал художник? А каким изображен волк на картине ? Расскажите , что ждет героев?

Молодцы.

Как мы уже сказали, сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке . Васнецов старался передать таинственный дух сказки, окрасить в красках мир народной фантазии.

Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Но Елена Прекрасная находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича , который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка , стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник : красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка . Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается . Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник говорит о начале новой жизни и любви.

Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса ? (кистью и красками) . Какое настроение вызывает эта картина у вас , что вам хочется делать, глядя на неё? (Ответы детей : Хочется попасть в сказочный лес, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох, хочется чтобы серого волка не догнал Кощей Бессмертный).

Молодцы, ребята. А сейчас я с Вами хочу поиграть в интересную игру, которая называется "Русский народный костюм".

Ход игры:

Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры : детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Итог занятия.

С творчеством какого художника мы сегодня с Вами познакомились? Виктора Михайловича Васнецова . Какую его картину мы рассмотрели ? Правильно, картина называется «Иван царевич на сером волке » .

А что еще мы делали? Правильно, ребята мы играли в игру, в которой закреплять знания об особенностях русского костюма : головные уборы, элементы одежды. Молодцы, вы сегодня очень старались.

Приложение №1

М. В. Нестеров «Портрет художника В. М. Васнецова » .

Приложение №2

В. Васнецов «Иван Царевич на сером волке » .