Картины кандинского с названиями. Кто такой Василий Кандинский? Жизнь в России

Ответ редакции

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

АиФ.ru в рамках культурного ликбеза рассказывает, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»

Год: 1913

Выставлена в музее: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Картина «Композиция VII»

Картина «Композиция VII». Фото: репродукция

Год: 1913

«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние... Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»

«Композиция VIII». Фото: «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год

Год: 1923

Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали — «тепло и высоко». Острые углы — «теплы, остры, активны и желты», а прямые — «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»

Картина «Смутное». Фото: репродукция

Год: 1917

Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»

Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция

Год: 1911

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.


  • «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.

  • «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
  • «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.

  • «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
  • «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.

  • «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.

  • «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.

  • «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
  • «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма . Был одним из основателей группы «Синий всадник».

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1896 знаменитый Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне . В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 году Кандинский окончил юридический факультет. В 1895-1896 работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем.

С 1897 года обучался живописи в частной студии А. Ашбе .

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств , где обучался у Франца фон Штука . С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал.

С 1900 года Кандинский много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников.

Летом 1902 Кандинский пригласил Мюнтер, Габриеле на его летние уроки живописи под Мюнхеном, в Альпы. Так их отношения из профессиональных перешли более в личные.

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные

Он переезжает в Мюнхен , где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кандинский, Композиция номер 7

    ✪ Кандинский и «Синий Всадник»

    ✪ Преобразование живописи. Выпуск 9. Пикассо и Кандинский

    ✪ Василий Кандинский. Композиция VII

    ✪ Василий Васильевич Кандинский. Художник.

    Субтитры

    Перед нами очень большое полотно, которое создал русский художник Василий Кандинский в Мюнхене в 1913 году. Сейчас эта картина находится в Москве. За год до начала Первой мировой войны. Она называется «Композиция №7». Кандинский часто давал картинам абстрактные названия. У него есть несколько «композиций», несколько «импровизаций». Видимо эти названия он… Он заимствовал из музыки. Точно. Будто это оркестровка. Для него это и есть оркестровка. Для Кандинского были важны разные аспекты, и один из них как раз прочная связь цвета, музыки и чувств. То, как мы видим звуки и слышим цвета. - То есть почти кинестетическое ощущение, да? - Да. Есть некое естественное сочетание цвета и звука, цвета и формы. По-моему, все чувства взаимосвязаны. Возможно. Существуют разные виды восприятия. Скажем, «этот суп синий на вкус». Именно. Или «буква Б - желтая». Ты напомнил мне об одной истории. В три года у меня заболело горло, и я пришла к врачу. Доктор спросил: «Как твое горло?» А я ответила: «Красное». Вернее, я даже крикнула: «Красное!» И я отчётливо помню это ощущение красного цвета. - Именно! - Так мне было удобнее всего выразить свои ощущения в горле. Так что, возможно, все чувства связаны между собой. Мне кажется, Кандинский имел в виду именно это, хоть и не в буквальном смысле. Наш мозг разрушил это единство всех чувств. Мы вырастаем, впитываем условности, всё больше и больше удаляясь от этих первичных связей. И Кандинский большую часть жизни потратил на то, чтобы вернуться к истокам. Верно. Давайте вернёмся к картине. Я смотрю на неё, потом отвожу взгляд, потом возвращаюсь снова и пытаюсь понять. Думаю, Кандинский сложен для восприятия, потому что зачастую непонятно, что он вообще делает. Но мне кажется, важно не столько то, что он делает, сколько то, как это всё выглядит, или даже то, как это звучит. Он называл свои картины «композициями» или «импровизациями». Кандинский дружил с одним из величайших композиторов раннего модернизма, австрийцем Арнольдом Шёнбергом. Шёнберг работал с атональными звуками, атональными системами и композициями. Если смотреть на картину Кандинского, слушая музыку Шёнберга, всё обретает новый смысл. Давай послушаем? Когда я слушаю Шёнберга, его атональную музыку, у меня часто возникает ощущение, что он пытался выделить звук и позволить ему существовать абстрактно, в виде самого себя. Пожалуй, и правда есть связь между этой идеей и работами некоторых художников того периода, в частности, Кандинского. Думаю, когда произведение перестаёт быть частью природы, будь то музыка в отрыве от повествовательной композиции или же… Но ведь музыка, высокая музыка, которую мы называем классикой, часто бывает оторвана от реальности. Хотя и есть исключения. Например, Шестая симфония Бетховена передаёт бурю. Но чаще повествования как такового нет. Абстрактность - её неотъемлемая черта. - Музыки. - Да, музыки. Но в атональной системе акцент сознательно делается на сами звуки, на воплощение музыки как таковой. И это, на мой взгляд, согласуется с подсознательной, абстрактной живописью. - Да. - Ты сейчас затронула очень важную тему - о принципиальном отличии живописи от музыки. Ведь живопись всегда старается притвориться тем, чем она не является. В этом плане музыке, с присущей ей абстрактностью, на протяжении всей истории приходилось легче. Музыка отчётливо меняет настроение, позволяет человеку находиться в другом пространстве. Она пробуждает эмоции и словно переносит в определённое место. А когда я слушаю Шёнберга, мне становится как-то некомфортно. Его музыка неприятна, я испытываю прямо-таки физический дискомфорт. Она мне не нравится, но идея отчасти именно в этом и состояла. И живопись в период модернизма, в начале XX века, тоже пыталась спровоцировать распад. - Да. - По-моему, это очень интересно. Где же атональность или диссонанс на картинах Кандинского? В этих формах, которые негармоничны? Здесь? Точно. Например, на этом полотне формы и линии словно движутся в разных направлениях. Части картины сталкиваются и соединяются, создавая диссонанс. Будто разрывают пространство. Почему же модернизм так жаждет разорвать мелодию, гармонию звуков, и видит в атональности самый удачный способ самовыражения? Кандинский старается передать свое личное, субъективное восприятие цвета, формы, любого предмета, который он видит. Он воссоздает субъективный момент, стараясь, чтобы в нём было как можно меньше общего с реальностью. Мост не должен быть похож на мост. Он должен быть похож на ощущения художника, который идёт по мосту. Вот я смотрю наверх. Что там? Линия горизонта? Не знаю. Может быть это пейзаж? Нужно догадаться, где что. Думаю, в этом и заключается суть. Похоже, тема картины - конфликт форм как таковых. - Да. - Думаю, вы правы. Художник будто старается обмануть наши ожидания увидеть в этом пейзаж, натюморт или другой образ, пусть даже абстрактный. Получается, Кандинскому, на мой взгляд, удаётся вывести нас на другой уровень восприятия, где мы в полной мере можем рассмотреть конфликт между формами и цветами как таковыми. И абстракция становится разумной. Красный против жёлтого, синий против зелёного. Да. Да, и в каком-то смысле музыка, которую мы только что слушали, делает то же самое. Сам термин «атональный» подразумевает некий конфликт между звуками. Такое ощущение, что в современном мире что-то не сходится. - Отчасти. - В классической музыке есть повествование. Повествование и развязка, хоть и рваная. - Да. - А здесь такое чувство, будто ничего не держится. - Да. - Помните, как у Йейтса: «Все рушится». Словно нет больше такого повествования, которое может объяснить жизнь, может придать ей смысл, определить положение человека в мире. Так и тянет сказать: это же 1913 год, мир уже на пороге войны! - Да. - Все игроки уже на поле. Думаю, с такими словами надо быть аккуратнее, и всё же момент тогда был критический. Неизбежно возникает мысль об апокалипсисе. Мы об этом не упоминали, но мне кажется, в этой картине Кандинский стремится выразить разрушение и обновление. И это связано с идеей апокалипсиса, столь соблазнительной для художников того времени. - Да. - Уничтожить всё, что есть. Ведь чтобы создать новое, нужно уничтожить существующее. В этом и суть разрушения. Стереть это всё. - Полностью. И создать утопию. - Да. Которая придёт на смену. По-моему, просто поразительно, что это было до Первой мировой. И как всё изменилось после войны. Когда художники осознали, что стереть всё - не самая лучшая идея. Что это не обязательно пойдет на пользу. - Да. А ведь теперь у нас есть технологии… - Да. Позволяющие сделать это. У нас есть пулемёты, есть… И смотрите, что вышло: люди искалечены, ужасно изуродованы, и в этом нет ничего красивого. Не все вернулись с войны. У художников не осталось образов, которые помогли бы постичь новую правду. Они лишь видят то, как люди жестоки друг к другу. Но эта картина была написана раньше, когда ещё была жива идея, что апокалипсис принесёт новую истину. А есть ли здесь некий религиозный… - Скорее духовный. - Да, духовный аспект. Определенно. Да. Кандинский написал работу «О духовном в искусстве» в 1911 году, за два года до создания этой картины. В книге он искал связи между цветом, искусством, религией и духовностью и глубокой верой. Он считал, что современный мир утратил эту духовность, простодушие, настоящие эмоции. Первозданные эмоции. И апокалипсис может вернуть человечеству то, что культура, в некотором, роде у нас украла. Очень примитивистская идея. На мой взгляд, эта идея, эти цвета, эти взаимосвязи, то, как всё расходится и соединяется, - всё это… Знаете, когда я разрешаю цветам, линиям и формам вызывать во мне какие-то ощущения, вкусы и звуки, я начинаю получать удовольствие от картины. Здесь есть некая невероятная свобода, заключённая в слове «экспрессионизм». Эта картина сильно отличается от более позднего творчества Кандинского, где он стремится к систематизации и чёткости. А здесь дивное ощущение изобретательности. - Полотно огромное, оно будто погружает в себя. - Да. Интересно, насколько глобальную мысль пытался донести до нас художник. Это симфония. Чем дольше я смотрю на картину, тем лучше я её понимаю. Но никакого удовольствия я не получаю. Это трудная картина. Трудная картина, да. И, наверно, она такой и создавалась. Действительно, очень непросто. Интересно, что и до сих пор она кажется трудной. Уже были и Дюшан и Уорхол, миновал целый век модернизма и постмодернизма, но эта картина всё равно трудна для восприятия. Как и музыка Шёнберга. - Да, Шёнберг тоже сложен. - Да. - Это говорит о многом. - Верно. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой , а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества .

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе , здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета , где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова , изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии .

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года . В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым , Д. Н. Кардовским , М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем .

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Персональные выставки

В настоящее время около 40 работ находятся в Мюнхене (Городская галерея в доме Ленбаха).

Сочинения

Память

Источники

  • Личное дело Василия Кандинского, заведенное в Имперском комиссариате по охране общественного порядка Германии (РГВА. Ф. 772k, Оп. 3, Д. 464).

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий , Автономова Наталия . Василий Кандинский. - М. : Галарт , 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7 .
  • Абрамов В.А. В.В.Кандинский в художественной жизни Одессы Документы. Материалы . - Одесса: Глас, 1995. - ISBN 5-7707-6378-7 .
  • Турчин В. Кандинский в России. - М. : Художник и книга, 2005. - 448 с. - ISBN 5-9900349-1-1 .
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия . Кандинский и «Синий всадник». - М. : Министерство культуры Российской Федерации , Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5 .

Статьи

  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. - N. Y. , 1958.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М. , 1969. - С. 101-111.
  • Schulz,Paul Otto . Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. - ISBN 3-7701-4159-8 .
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. - Вып. 2: Столичный город. - М. : УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М. , 1998.
  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция

Русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.

Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и, наконец, «Синий всадник» (1911; совместно с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета».

От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен; Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны).

В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Красная площадь, 1916, Третьяковская галерея; Смутное, там же; Сумеречное, Русский музей; Серый овал, Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).

В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923; Несколько кругов, 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).

После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же; Голубое небо, 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; Разнообразные действия, 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.

Художник нового искусства, абстракционист, переживший войны и революции. Большевики называли его живопись «дегенеративной». В труде - «О духовном в искусстве» - Кандинский раскрывает психологическое воздействие чистого цвета на человека, находит связь между живописью и музыкой. Кандинский мастер «композиций», «импровизаций» и «впечатлений».

Обеспеченная, благополучная семья с ранних лет поддерживала стремления Василия Кандинского к искусству. Однако, в будущем он должен был стать юристом. Юноша блестяще окончил Московский Университет, после чего преподавал.

Судьба Василия Кандинского вновь вернула его к искусству, когда в 1895 году состоялась выставка французских импрессионистов. Василий Кандинский был поражен произведением Моне – «Стога». Оставив Университет, он еден в Мюнхен, обучаться живописи. В те времена Мюнхен считался центром европейского искусства, в 1892 году было организовано модернистское объединение художников – Сецессион.

Два года обучался русских художник у югославского живописца Антона Ашбе, всё более увлекаясь творчеством, а не техникой исполнения. Первые импрессионистские работы отличались особой цветовой гаммой, Кандинский придавал большое значение не форме, колориту картины. Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме, изучая форму. Эти требования были установлены учителем, считавшим Кандинского хорошим учеником, но обладавшего не удачной способностью яркого колорита.

Кандинский провёл четыре года в Мюнхене, но не осталось никаких работ того времени. Остаётся загадкой, какова их судьба, были ли они уничтожены художником или утеряны.

Закончив учёбу в возрасте 35 лет, Василий Кандинский создаёт своё движение художников-абстракционистов под названием «Фаланга», что сделало его лидером мюнхенского братства художников. В 1901 году, в Берлине состоялась первая выставка ассоциации, на которой были представлены работы импрессионистов и откровения немецкого «югендстиля». В это время художник встретил молодую художницу Габриэлу Мюнтер, развёлся с женой. 5 лет он путешествовал с Габриэлой по Европе, занимаясь живописью и участвовал в выставках.

В 1908 году Кандинский с Габриэлой вернулись в Мюнхен, случилось так, что они поселились недалеко от студии художника Пауля Клее. Спустя десять лет они вместе работали в «Баухаузе», став единомышленниками. Габриэла купила дом, они прожили в нём 6 лет. Дом находился в Марнау, недалеко от подножия Баварских Альп. Этот период стал самым продуктивным в жизни художника. Художник всё больше переходил от конкретного изображения к абстракции.

В 1911 году, вместе с другом художником Францем Марком, Кандинский организовал группу «Синий всадник». Художники смогли организовать только две выставки.

В 1912 году состоялась первая персональная выставка. Зритель не принял картин Кандинского, что повергло его в глубокое уныние.

Началась Мировая война и Кандинский переехал из Германии в Швейцарию. Здесь он начал работу над книгой «Точка и линия». К ноябрю 1914 года он расстаётся с Габриэлой и едет в Москву, почти два года художник не занимался живописью.

В 1916 году Кандинский познакомился с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала, спустя год женится на ней. Получив наследство после смерти отца, художник тут же потерял средства на существование, большевики конфисковали всё имущество. Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние. Энтузиазм жены спас Кандинского. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. Затем был приглашён в Московский университет на должность профессора, организовав в это же время Институт художественной культуры. Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России. Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии». И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну.

Сложная была судьба «Баухауза». В 1924 году по политическим соображениям школа подверглась нападкам, и её пришлось перевести в Дессау, там она просуществовала до 1932 года. Под давлением местных нацистов школу перевели в Берлин. В апреле 1833 года она окончательно была закрыта. Кандинский с женой покидает Германию из соображений безопасности, они поселяются в пригороде Парижа.

Много критики Василий Кандинский слышал в свой адрес, галереи не брали работ художника. Но, несмотря на всё, художник работал до конца жизни, оставаясь преданным творчеству.

Известные произведения Василия Васильевича Кандинского

Картина «Импровизация 21А» написана русским художником в 1911 году, находится в Государственной галерее Ленбаххауз, в Мюнхене. Картина была написана в период утверждения Кандинского - абстракциониста. По сути это реакция художника на окружающий его мир, основанная на впечатлениях и интуиции.

С первого взгляда, кажется, что картина абсолютно отвлечена от реальных предметов, но если всмотреться, начинают вырисовываться изображения. Например, в центре видна гора. Яркие цветовые пятна очерчиваются чёрным контуром – характерная черта живописи Кандинского во всём последующем творчестве. Ещё одно конкретное изображение – стилизованная фигура человека в неестественном расположении.

Картина «В сером» выполнена в 1919 году, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре им. Ж. Помпиду, в Париже. Её можно причислить к картинам «русского периода» (1915-21). Эта картина ознаменовала завершение периода изучения взаимодействия форм Кандинским. Художник замыслил «композицию», состоящею из изображений – гор, фигур людей, лодок. По завершению работы картина превратилась в абстракцию с более мягким колоритом по сравнению с предыдущими работами.

В картине строгие геометрические фигуры заменяются биоморфными формами, характерно для живописи художника в парижские годы. Колорит звучит в приглушённых серых, коричневых и голубых тенях. Композиция сменяется хаосом.

Картина «Вибрация» выполнена в 1925 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. На картине изображены геометрические фигуры, о которых художник пишет в «Точке и линии».

Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньшей эффект, чем палец Бога протянутый Адаму на картине Микеланджело.

В. Кандинский

Самый яркий предмет – шахматная доска. Сложная структура достигнута единством формы и цвета. Сама картина выполнена в приглушённых тонах. Напряжение передается путём сопоставления форм и цвета. Доминируют круги, как неисчерпаемые скрытые возможности (Кандинский).

Картина «Вверх» написана в 1929 году, из собрания Пегги Гуггенхейм, в Венеции. В «Баухаузовский» период художник в основном писал картины, состоящие из геометрических фигур. «Вверх» - это изображение человека, сложившееся из геометрических фигур. Здесь видно влияние живописи Пауля Клее. Прослеживается теория «Точки и линии на плоскости». Когда Кандинский изображал фон, он стремился вырваться из тесных рамок, в которые сам загнал себя в «Баухаузе». Что удалось ему позднее в Париже.

Шедевр Кандинского В.В. – картина «Деталь для Композиции IV»

Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Второе название – «Казаки». Сам художник говорил, что сюжет этой картины был взят им из событий революции 1905 года, когда казаки скакали по улицам Москвы. Перед зрителем два сражающихся казака, под ними – радуга, образующая дорогу, ведущая к дворцу на голубом холме. Справа – ещё трое казаков. У двоих из них пики. Элементы картины трудно распознаваемы, что заставляет зрителя долго пристально смотреть на изображения, постепенно погружаясь в сюжет. Абстракция предполагает отвлечение от реальных форм и творческое выражение в геометрических элементах.