Катерина – луч света в темном царстве - сочинение. Образ катерины в пьесе гроза

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

Тест по произведению

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством главной героини - Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как «воспитание и жизнь» не дали Катерине «ни твердого характера, ни развитого ума», и темная женщина разрубила «затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством», которое к тому же явилось «совершенно неожиданным для нее самой», как утверждает Д. И. Писарев.

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул

Потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, «при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...».

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» - говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.

Катерина - луч света в темном царстве - сочинение.

План

1. Драма А.Островского « ». Актуальность конфликта.

2. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы:

А) отношения с Кабанихой;

б) отношения с Тихоном;

В) отношения с Борисом.

3. «Отчего люди не летают…»

В своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир - чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.

Один из критиков того времени - Николай Добролюбов - написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина - честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.

Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются - и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство - ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.

Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.

Борис - единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых - Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались - Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг - самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?

Гибель Катерины - это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там - в том девичьем мире - ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины - это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]