Классицизм в литературе архитектуре живописи и скульптуре. Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи. Музыка и классицизм


Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») – направление в живописи, одной из характерных черт которого было строгое соблюдение ряда правил, канонов. Правила были разработаны в качестве средства для достижения основной цели – просвещать население, демонстрируя ему возвышенные образцы и примеры.

Классицизм ориентировался на произведения античного искусства, однако это не означало обычного копирования. Направление предполагало также преемственность эстетических традиций эпохи Возрождения, художники которого очень часто обращались к теме античности.

Классицизм берет начало в живописи художников западноевропейских стран конца XVI в. В дело систематизации и закреплении достижений великих мастеров эпохи Возрождения, особенно Микеланджело и Рафаэля, большой вклад внесли братья Карраччи. В 1580-е гг. они открыли в Болонье Академию искусств, обучение в которой строилось на базе детального изучения принципов работы великих живописцев (от основ построения композиции до рисунка) и подражания их мастерству.

В начале XVII в. начинающие живописцы с разных стран приезжают в Рим для обучения живописи на базе ознакомления с шедеврами античности и Возрождения. Больших успехов добился француз Никола Пуссен (1594-1664 гг.). Впоследствии он создал множество достойных в художественном отношении произведений на темы античности и мифологии. Его работы отличала непревзойденная точность композиции и продуманность цветовых решений («Мидас и Бахус», 1625 г.; «Триумф Нептуна», 1634 г.).

Другой французский художник Клод Лоррен (1600-1682 гг.) написал серию пейзажей окрестностей Рима. Он стал первым из живописцев, кто серьезно заинтересовался вопросом изображения утреннего и вечернего освещения, светонасыщенностью. Филигранная работа со светом и с изображениями силуэтов, создание эффекта глубины пространства – все это создает стилистику произведений Лоррена («Пейзаж с купцами», 1628 г.; «Похищение Европы», 1655 г. и др.).

Своего расцвета классицизм достигает в XVII в. вместе с расцветом абсолютной монархии во Франции и выраженным подъемом театрального искусства. Во главе направления стоит открытая в 1648 г. в Париже Академия художеств, создавшая свод непоколебимых правил и законов для живописи.

Предметом искусства могло становиться только прекрасное и возвышенное; эстетическим идеалом оставалась античность (поэтому в работах классицистов нельзя найти человека с бесформенной фигурой или дряблой кожей). Академией также были установлены принципы изображения «страстей»; она же разделила жанры искусства на «высокие» (исторический, религиозный, мифологический) и «низкие» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр), причем совмещение жанров на картинах не допускалось.

В произведениях классицизма основное значение получили: логический смысл сюжета, ясная и грамотная композиция, верная передача объема. Главными элементами построения формы стали линия и светотень; разделение в планах пейзажа проводилось с использованием цвета (передний план делался коричневым, средний – зеленоватым, дальний – голубым).

Видными представителями европейского «позднего классицизма» или «неоклассицизма» стали французские художники Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867 гг.). Предельно сухой и полный драматизма живописный язык Жак-Луи Давида с одинаковым успехом воспевал идеалы Великой Французской революции («Смерть Марата», 1793 г.) и прославлял Первую империю во Франции («Посвящение императора Наполеона I», 1805-07 гг.).

Картины Энгра, часто обращавшегося к романтическим сюжетам, восхищают чувством стиля, изяществом линий, великолепной игрой цвета и света («Большая одалиска», 1814 г.; «Сидящая купальщица», 1808 г.).

Постепенно живопись европейского неоклассицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных живописцев (Жак-Луи Давид и Жан-Огюст-Доминик Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментальное салонное искусство.

Русский классицизм появился в процессе европеизации России при Екатерине II и был распространен в конце XVIII и в 1-й половине XIX вв. На полотнах художников господствующими становятся идеи гражданственности, возвышенных нравственных идеалов, патриотизма, ценности человеческой личности. Античная культура, так же как и в европейском классицизме, принимается за абсолютную классику и бесценное историческое наследство. Искусство видится средством, которое должно укрощать грубые страсти и заниматься нравственным воспитанием через романтическое утверждение красоты.

К представителям русского классицизма относят прежде всего портретистов Д. Г. Левицкого (1735-1822 гг.), Ф. Рокотова (1736-1808 гг.), В. А. Тропинина (1776-1857 гг.), О. Кипренского (1782-1836 гг.), В. Боровиковского (1757-1825 гг.). Живописцы создали целую галерею замечательных портретов современников – работы, воспевающие внутреннюю красоту и благородство человеческих стремлений.

Портреты донесли до нас образы знаменитых людей и явили зрелость и художественное мастерство художников. Среди самых знаменитых работ – «Коронационный портрет Екатерины II» Ф. Рокотова, 1763 г.; «Портрет Е. И. Нелидовой» Д. Левицкого, 1773 г.; «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского, 1797 г.; «Портрет Пушкина» В. Тропинина, 1827 г.

Знаменитым русским классицистом является К. А. Брюллов (1799-1852 гг.). На его картинах академический классицизм сочетался с романтизмом. Самое известное полотно художника «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) отличается драматическим сюжетом, театральной эффектностью пластики, сложностью освещения и виртуозным исполнением.

Эти и другие художники – представители классицизма - в своих работах во многом предвосхитили достижения русского реализма последующих десятилетий.

Становление классицизма в России Возникновение и становление классицизма в России тесно связано с развитием общественной мысли и просветительских идей второй половины восемнадцатого века. Широкое развитие получили идеи гражданственности и долга, а также нравственного воспитания человекагражданина. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Он избрал для подражания античную классику и ценил ее за ясность формы и логику мысли, но более всего – за созданный ею идеал человека-гражданина. В основе эстетики классицизма лежало утверждение, что искусство в одном идеальном образе красоты объединяет то, что в реальной действительности существует отдельными и разрозненными частями. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. В России стиль классицизма захватил достаточно большой временной отрезок, поэтому существует его разделение на хронологические этапы. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.

А. П. Лосенко – основоположник русского классицизма Основоположником академической школы живописи русского классицизма справедливо считают А. П. Лосенко (1737 -1773). Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой» Сюжет произведения взят из VI книги «Илиады» Гомера. Гектор, сын троянского царя Приама, прощается с женой и маленьким сыном. Он отправляется на защиту осажденного ахейцами города Трои.

ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ АНТИЧНОГО ЭПОСА, ХУДОЖНИК ВЛОЖИЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСХОДЯ ИЗ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА. В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА ЛОСЕНКО ЛЕЖИТ ИДЕЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ И ГЕРОИЧЕСКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В СРАВНЕНИИ С ГОМЕРОВСКИМИ ГЕРОЯМИ, ОБРАЗЫ, СОЗДАННЫЕ ХУДОЖНИКОМКЛАССИЦИСТОМ, КАЖУТСЯ БОЛЕЕ ОТВЛЕЧЕННЫМИ, НО ВОЗВЫШЕННЫМИ. ОНИ УТРАЧИВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЕННОСТЬ И МНОГОГРАННОСТЬ, НО СТАНОВЯТСЯ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ОДНОЙ ИДЕИ, ОДНОГО ЧУВСТВА. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ» , КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ» . ЗДЕСЬ ОТЧЕТЛИВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КАК О ДЕЯНИЯХ ЦАРЕЙ И ГЕРОЕВ, НАРОД НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ В НИХ НИКАКОГО УЧАСТИЯ.

Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Влияние классицизма сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в решении композиции. Гектор в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, мужественный и благородный. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.

Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783) кисти Д. Г. Левицкого. Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. Фигура Екатерины выдвинута на передний план и выделена светом. Простертой рукой она указует на жертвенник, на котором сжигаются маковые цветы (мак – символ сна).

В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. «Богоподобная» императрица представлена в античном наряде – платье уподоблено тунике, на голове не императорская корона, а лавровый ненец.

Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова(17641823), последователя А. П. Лосенко.

Художник выбрал один из важных моментов отечественной истории – избрание па царство юного боярина М. Ф. Романова, ставшего родоначальником новой династии, правившей в России вплоть до 1917 года. В передаче сюжета живописец исходил из официальной трактовки историками этого события: Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Смущенный юноша, приложив правую руку к сердцу, другой как бы отстраняется от явившегося к нему посольства. Группа главных персонажей – Михаил, его мать, и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Справа изображены известные исторические лица. Жесты их полны степенности и торжественности. Контрастно им изображены простолюдины слева, горячо и призывно устремленные к новоявленному царю. Угрюмов с большим искусством пишет богатый интерьер, резной иконостас, пышные одежды изображенных людей.

Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Как истинный художник-классицист, Матвеев стремился выразить идею красоты и возвышенности героическою, передать величавое дыхание былого. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Живописец делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Протяженность соседних предметов. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом поэтому локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Третий план служит коричневого, желтый – для архитектурных деталей, фоном для главного объекта. серый – для стен домов.

Портреты зрелого классицизма (ампира) в творчестве В. Л. Боровиковского Примером ампирного портрета может служит произведение кисти В. Л. Боровиковского (17571825) «Портрет М. И. Долгорукой» , который был создан художником в 1811 году

Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Боровиковский сочетал здесь полноту пластических форм с красотой силуэта и благородством цвета. Линии упруги, объемы выразительны. Художник так строит пространство, что темно-красный бархат платья прекрасно оттеняет белизну открытых плеч и рук. Художник предельно лаконичен и выразителен. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать, изобретать, открывать. Постепенно классицизм превращался в академизм.

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи-тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба-рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен-ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави-ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык , что становилось важней-шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко-вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста-новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея-тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде-мии архитектуры, Академии музыки, которые опре-деляли нормы художественного творчества в соответ-ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ-ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер-вой половины XVII в. Р. Декарт .

Картезианство , как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало , автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо-сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст-вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге-дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно-воположником классической французской трагедии стал П. Кор-нель , который не только писал пьесы, до настоящего времени при-знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран-ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен . Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев-ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при-городы в годы правления «короля-солн-ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей-ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер-венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан-ным. Французское влияние долгое время определяло основные на-правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото-рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта

Дворцово-парковый ан-самбль Версаль

Вы-дающимся достижением той эпохи явля-ется грандиозный дворцово-парковый ан-самбль Версаль. В его сооружении участ-вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса-ля представляют собой классический об-разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес-тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери-зуется регулярной планировкой и стрем-лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де-ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб-разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор-цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един-ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис-кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Все о представителях классицизма Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители классицизма

Что такое классицизм?

Классицизм — это стиль в искусстве, который основан на подражании эталонам Античности. Расцвет направления относится к XVII-XIX векам. Он отражает стремление к целостности, простоте, логичности.

Представители русского классицизма

Классицизм в России появился в начале XVIII века с момента преобразований Петра I и выхода в свет теории «Трех штилей» Ломоносова и реформы Тредиаковского. Самыми яркими представителями этого направления являются:

  • Антиох Дмитриевич Кантемир,
  • Александр Петрович Сумароков
  • Иван Иванович Хемницер.

В российской архитектуре смешались русское барокко и византийская культура. Основные представители классицизма в архитектуре — Еропкин, Казаков, Земцов, Росси, Коробов, Монферран и Стасов.

В живописи подчеркивается сглаженность форм, а светотень и линия являются основными элементами формы. Представители классицизма в живописи : И. Акимов, П. Соколов, К. Лоррен и Н. Пуссен. Лоррен создавал пейзажи, на которых изображал связь природы и человека, их гармония и взаимодействие. А Пуссен рисовал шедевры с изображением героических подвигов в историческом стиле.

Представители классицизма в русской литературе

Самые яркие представители классицизма в литературе: Сумароков, Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов. Немного подробнее о каждом из них. Тредиаковский вошел в историю как человек, раскрывший суть классицизма. А вот Ломоносов отлично поработал над художественной формой. Сумароков является основателем драматургической системы классицизма. Его известное произведение «Дмитрий Самозванец» раскрыло противодействие к царскому режиму.

Стоит отметить, что все последующие известные представители классицизма учились у Ломоносова. Ему принадлежит оформление правил стихосложения и переработка грамматики русского языка. Этот писатель внес в отечественную литературу принципы классицизма. Он разделил все слова на три основные группы («три штиля»):

  • Первая группа отличается торжественностью и величественностью. В ней преобладает русская старинная лексика. Под нее подходили оды, трагедии, героические эпосы.
  • Вторая группа включала в себя элегии, драмы, сатиры.
  • Третья группа включала в себя комедии и басни.

Яркие представители классицизма поделили своих героев на положительных (которые всегда побеждают) и отрицательных персонажей. Сюжет, как правило, основывался на любовном треугольнике, борьбе мужчин за обладание женщиной. Действие произведений ограниченно во времени (не больше 3 дней) и происходит в одном месте.

Представители классицизма в мировой литературе

Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Малерб, драматурги Корнель, Расин,

КЛАССИЦИЗМ

ПУССЕН Никола

ЭНГР Жан Огюст Доминик

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио

ТЬЕПОЛО Джованни Батиста

БРЮЛЛОВ Карл

ДАВИД Жак Луи

КЛАССИЦИЗМ -
художественный стиль в европейском искусстве XVII–начала XIX вв.,
одной из важнейших черт которого было
обращение к формам античного искусства,
как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Классицизм,
развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко,
в целостную стилевую систему сложился во французской
художественной культуре XVII в.
Лежащие в его основе принципы рационалистической философии
обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма
на художественное произведение как на плод разума и логики,
торжествующих над хаосом и текучестью
чувственно воспринимаемой жизни.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы
определила твердую нормативность этических требований
(подчинение личного общему, страстей –
разуму, долгу, законам мироздания)
и эстетических запросов классицизма,
регламентацию художественных правил;
закреплению теоретических доктрин классицизма,
способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий
– живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
В архитектуре классицизма, которую отличают логичность
планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер,
тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения
(постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя);
со 2-й половины XVII в., французский классицизм вбирает в себя
пространственный размах архитектуры барокко
(работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале).
В XVII – начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре
Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством
(И. Джонс, К. Рен), Швеции (Н. Тессин Младший).
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы
стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур
и предметов, разделяет пространственные планы картины
(отмеченные возвышенностью философско-этического содержания,
общей гармонией произведения Н. Пуссена,
основоположника классицизма и крупнейшего мастера
классицизма XVII-го века; "идеальные пейзажи" К. Лоррена).
Классицизм XVIII – начала XIX вв.
(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом),
ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно
в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
В архитектуре определились новые типы изысканного особняка,
парадного общественного здания, открытой городской площади
(Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры.
Cтремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду
предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира.
Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике
Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Мужественный драматизм исторических и портретных образов
присущ произведениям главы французского классицизма,
живописца Ж.Л. Давида.
В XIX в. живопись классицизма, несмотря на деятельность
отдельных крупных мастеров, таких, как Ж.О.Д. Энгр,
вырождается в официально-апологетическое или
претенциозно-эротическое салонное искусство.
Интернациональным центром европейского классицизма XVII–начала XIX вв.
стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма
со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации
(немецкий живописец А.Р. Менгс, пластика итальянца А. Кановы
и датчанина Б. Торвальдсена).
Для архитектуры немецкого классицизма характерна
суровая монументальность построек К.Ф. Шинкеля,
для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики –
портреты А. и В. Тишбейнов, скульптура И.Г. Шадова.
В английском классицизме выделяются антикизирующие
сооружения Р. Адама, палладианские по духу парковые усадьбы
У. Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена
и керамика Дж. Уэджвуда.
Собственные варианты классицизма развивались
в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии,
скандинавских странах, Сша;
выдающееся место в истории мирового искусства занимает
русский классицизм 1760–1840-х гг. К конце 1-й трети XIX в.
ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет,
он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма.
Оживает художественная традиция классицизма
в неоклассицизме конца XIX – начала XX вв.

ПУССЕН Никола -
(Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик.

1."Пастухи в Аркадии"
1638-1640

2."Аполлон и Дафна"
1625

3."Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" 1648

4."Триумф Флоры"
1631

5."Эхо и Нарцисс"
Ок.1630

6."Смерть Германика"
1627

7."Воспитание Бахуса"
1630-1635

8."Вакханалия"
1622

9."Марс и Венера"
1627-1629

10."Похороны Фокия"
1648

11."Подвиги Ринальдо"
1628

12."Царство Флоры"
Ок.1632

13."Похищение сабинянок" (фрагм)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

14."Танкред и Эрминия"
1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

15. "Мидас и Бахус"
1625, Ст.пинакотека, Мюнхен

16."Триумф Нептуна"
1634, Музей искусств, Филадельфия

17."Поклонение золотому тельцу"
Ок.1634, Нац. галерея, Лондон

18."Вдохновение поэта"
1636-1638, Лувр, Париж

ЭНГР Жан Огюст Доминик -
(1780-1867), французский живописец и рисовальщик.

1."Портрет мадам Ривьер"
1805

2."Портрет мадам Сенонн"
1814

3."Портрет Франсуа
Марио Гранье" 1807

4."Портрет Бонапарта"
1804

5."Купальщица Вольпенсон" 1808

6."Портрет М. Филибера Ривьера" 1805

7."Портрет мадам Девосе"
1807

8."Ромул - победитель Акрона"
1812

9."Большая одалиска"
1814

10."Венера Анадиомена"
1808-1848

11."Антиох и Стратоника"
1840, Музей Конде, Шантильи

12."Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса"
1801, Лувр, Париж

13."Жанна д"Арк на коронации
Карла VII"
1854

14."Рафаэль и Форнарина"
1814, Музей университета Гарварда

15. "Эдип и сфинкс"
1827, Лувр, Париж

****************************

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио -
(Canaletto; собственно Каналь, Canal)
Джованни Антонио (1697-1768),
итальянский живописец и офортист.

1."Набережная Сан-Марко"
Ок.1740

2."Площадь Сан-Марко"
1730

3."Лондон. Мост Вестминстер"
1746

4."Мост Риальто с южной стороны"
1735

5."Возвращение Буччинторо
в праздник вознесения" 1732

6."Площадь в Пирне"
1754

7."Лондон. Темза и дома пригорода Ричмонда"
1747, Частное собрание

8."Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте"
1730,

9."Пьяццетта"
1733-1735
Национальная галерея античного искусства,
Рим

10."Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей"
1749, Вестминстерское аббатство

****************************

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста -
(Tiepolo) Джованни Баттиста
(1696-1770),
итальянский живописец, рисовальщик, гравер.

1."Брачное соглашение"
1734

2."Встреча Антония и Клеопатры"
1747

3."Меркурий и Эней"
1757

4."Ангел, спасающий Агарь"
1732

5."Добродетель, венчающая честь"
1734

6."Просвещение девы Марии"
1732

7."Щедрость, раздающая дары"
1734

8."Явление трех ангелов Аврааму"
1726-1729

9."Моряк и девушка с амфорой"
1755

10."Агарь в пустыне"
1726 - 1729

11."Аполлон и Диана" (фреска)
1757, Вилла Вальмарана

12."Непорочное зачатие"
1767-1769, Прадо, Мадрид

13."Пир Клеопатры" 1743-1744,
Национальная галерея Виктории,
Мельбурн, Австралия

14."Риналдо и Армида в саду"
1752, Лувр, Париж

15. "Аполлон и Дафна"
1744-1745, Лувр, Париж

16."Cвятая, спасающая город от чумы" (фрагм)
1759,
Дуомо, Уесте, Италия

****************************

БРЮЛЛОВ Карл -
Брюллов Карл Павлович
(Karl Briullov, 1799–1852), русский художник.

1."Вечерня"
1825

2."Вирсавия"
1832

3."Всадники"
1833

4."Девушка, собирающая виноград"
1827

5."Портрет графини Юлии Самойловой
с приемной дочерью"

6."Императрица Александра Федоровна"
1832

7."Портрет графа А.К.Толстого"
1836

8."Итальянское утро"
1827

9."Гибель Инессы де Кастро"
1834

10."Прогулка"
1849

11."Итальянский полдень"
1827, Русский музей

12."Всадница"
1832, Третьяковская галерея

13."Последний день Помпеи"
1833, Русский музей

14."Нарцисс, смотрящий в воду"
1819, Русский музей

****************************

ДАВИД Жак Луи

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ:
http://www.сайт/users/2338549/post78028301/

****************************