Кляксография: креативная техника, которая разбудит вашу фантазию. Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования — кляксография «Волшебные кляксы Кляксография в детском

Фантазию малышей безгранична, а вот владение техникой рисования чаще всего хромает. Именно кляксография может помочь детям рисовать даже то, что они рисовать совершенно не умеют. Малыши смогут дать волю своей фантазии и рисовать все, что подскажет им воображение. Детки смогут познакомиться с тем, что такое кляксография обычная, а еще бывает кляксография с трубочкой и кляксография с ниточкой.

Развивающие занятия для детей 3-5 лет (Кляксография)

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в технике кляксографии. Такой была история возникновения такой техники рисования как кляксографии.

Но еще интересней, чем история кляксографии, являются занятия, где используется именно такая нетрадиционная техника рисования. Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе рисования у детей будут получаться очень неожиданные изображения, к которым можно будет нарисовать детали.

В процессе занятия в детском саду и рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:

  • развивается глазомер и координация рук
  • развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
  • отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
  • дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
  • развивается старательность, внимательность, аккуратность.

Акварель

Приведем в пример мастер-класс занятия, где будет использоваться кляксография для

рисования. Такой мастер-класс можно легко устроить для детей в детском саду, а рисунки малышей украсят группу или выставку.

Рисунок «Бабочка» при помощи акварели и кляксографии будет нарисовать очень просто. Просто согните листочек пополам и нанесите два крупных пятна акварельной краски на одну сторону листа около линии сгиба. Теперь согните листочек пополам. Когда вы раскроете листочек, у вас получатся очень красивые крылья бабочки с причудливыми узорами. Можно теперь дорисовать детали, такие как туловище, усики и рисунок готов. Такой мастер-класс легко использовать при проведении занятия для маленьких детей, так как такой способ рисования будет очень прост.

Карандаш

Конечно же, можно рисовать при помощи кляксографии и используя одновременно и краски и карандаши. Мы расскажем вам технику рисования при помощи трубочки. А этот раз мастер-класс будет посвящен тому, как нарисовать дерево.

Возьмите крупную кисточку и поставьте в уголке большую кляксу из коричневой акварельной краски. Теперь, возьмите полую трубочку для воды и начните раздувать краску в разных направлениях. У вас получатся веточки дерева. Пусть веточки просохнут, и тогда вы сможете взять карандаш и им дорисовать веточкам листья. Так дерево получится очень реалистичным.

Если у вас есть задумка нарисовать конкретное дерево, например, рябину, то есть хороший способ продолжить наш мастер-класс. Возьмите на занятия обычные палочки для ушей, они пригодятся для рисования ягодок рябины. Обмакните палочку в краску и нанесите аккуратную точку на бумагу. Это и будет ваша рябина, надеемся, вы помните, что дерево имеет плоды, которые растут кистями.

Мастер-класс. Выпуск 21 (Кляксография)

Брызги

Мы расскажем вам про еще один не менее интересный мастер-класс, которым можно разнообразить занятия для детей в детском саду. Научите детей кляксографии к технике брызг. Это будет очень красиво и весело.

Занятия и мастер-класс с использованием такой техники рисования нужно проводить, используя акварельную краску. Нужен чистый лист бумаги и краски с кисточкой. Наберите на кисть нужную краску и начните разбрызгивать краску, ударяя кисть о палец руки. На бумаге начнут опечатываться капли. При желании можно добавить несколько больших капель при помощи кисти. Рисунок будет готов тогда, когда вы сочтете это нужным.

Кляксография

Художественно-эстетическое развитее

Рисование в нетрадиционной технике (кляксография с трубочкой)

Тема: «Дерево».

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к природе.

Художественное творчество:

  • Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования « кляксография».
  • Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи кисточки.
  • Развивать чувство композиции.
  • Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

Познание:

  • Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, память и мышление.
  • Развивать дыхательную систему.

Коммуникация:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Активизация словаря : трубочка для коктейля.

Обогащение словаря: кляксография.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций на тему « Дерево».
  • Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
  • Выдувание воздуха через трубочку.

Материал : альбомный лист, жидко разведенная гуашь в мисочке коричневого цвета, трубочка (соломинка для напитков).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети вы верите в волшебство?

(Ответы детей)

Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

(ответы детей)

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

  1. Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

3 Посмотрите, что у нас лежит на столе.

(альбомные листы, кисточки, разведенная гуашь, баночки с водой, бумажные салфетки)

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки. Сначала мы возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем ветки дерева с помощью кисточки. А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту леса.

(звучит запись музыки- релакс «Звуки весеннего леса)

3. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют. Самостоятельная деятельность.

Итог занятия:

Вот и готовы наши рисунки, яркие!

В заключении физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем (кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвозди (дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем -

Снова рисовать начнем

(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия - выставка получившихся работ. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.



Подготовила: Воспитатель Колчина Инесса Владимировна

Лариса Савчук

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).


2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.


3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.


5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.


Предлагаю Вашему вниманию рисунки детей, выполненные в данной технике.

"Цветущая сакура"

Цветы нарисованы ватными палочками белой и красной краской.


"Цветущие кустарники"

Цветы дорисовываются способом набивки полусухой жёсткой (клеевой) кистью.

"Цветы"

"Сказочное дерево"

Листья дорисовывают красками или цветной тушью способом примакивания кисти к листу бумаги.

"Дерево Саксаул"

Дорисовка изображения цветными карандашами.

"Солнце"


Можно попробовать капнуть тушь или жидкую краску на лист бумаги и осторожно наклоняя и поворачивая его в разные стороны покатать каплю по листу. Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки.

"Улитка"


Фантазировать можно до бесконечности…

Буду рада, если предложенный материал понравится и пригодится Вам в работе. Продолжение следует.

Во время рисования ребенок проявляет свою фантазию, отражает мысли и чувства на бумаге. Не зря детские психологи по рисунку могут рассказать о психоэмоциональном состоянии малыша. Тем не менее в первую очередь это творчество, которое можно разнообразить использованием необычных материалов или техник исполнения. Рассмотрим, как используется кляксография в детском саду.

Для чего нужны занятия

Специалисты также отмечают, что процесс выдувания кляксы способствует укреплению легких и служит отличным профилактическим средством от кашля и других заболеваний дыхательной системы.

После того как рисунок готов, воспитателю рекомендуется задавать наводящие вопросы ребятам. На что похоже пятно? Какое настроение оно передает? Это животное, растение или предмет? Такой диалог позволяет развивать речь и мышление детей.

Уроки кляксографии в детском саду учат воспринимать и распознавать силуэтные картинки, задействовать окружающее пространство рисунка и грамотно располагать объекты, улучшают координацию движений. Такая техника раскрывает потенциал и раскрепощает ребенка, поскольку некоторые стесняются рисовать в окружении других ребят, считая, что у них не очень хорошо получается. Такая техника - не только очень полезное, но и веселое времяпрепровождение.

Положительные стороны

За последние пару лет занятия кляксографией стали необычайно популярными. Это своего рода арт-творчество увлекает как детей, так и взрослых. По некоторым данным, во время рисования активно задействованы клетки головного мозга, развивается гибкость мышления, терпение, усидчивость, аккуратность. Занятия благотворно влияют на нервную систему.

Используемые материалы

Техника рисования кляксографией в детском саду используется в последнее время все шире и шире.

Для занятия потребуются следующие составляющие:

  • листы бумаги формата А4.
  • акварельные краски или гуашь.
  • трубочка для напитков, соломка или пипетка.
  • толстая кисточка.
  • стакан с водой.
  • влажные салфетки или тряпка для вытирания рук.
  • ватные палочки.
  • пластилин, если детали кляксы будут вылепливаться.

Этапы творческого процесса

Перед тем как начать изобразительный процесс, хорошо бы определиться с его направленностью, то есть выбрать тему рисунка. Если это пейзаж за окном или космическая тематика, вероятнее всего, понадобится несколько маленьких пятен. Если одиночный персонаж, животное или рыбина, то начинают с одной большой кляксы. Для этого хорошо подходит прием кляксографии с трубочкой. В детском саду это наиболее популярный метод.

В первую очередь малыш должен придумать, что он хочет изобразить. Затем постараться раздуть кляксу и дорисовать кисточкой завершающие детали. Именно от ребенка зависит, будет ли это добрая картинка или злое черное пятно. Помимо того, чтобы нарисовать изображение, дети, возможно, захотят рассказать о том, что хотели изобразить и почему.

Техники рисования

Каждый прием нанесения рисунка кляксографией в детском саду следует тщательно изучить с малышами. Техника подразумевает некоторые отличия в методах:


Приемы рисования

Нанесение изображения таким способом предполагает использование разнообразных инструментов:

  1. Ватные палочки. Данный прием выполняется с использованием одной из перечисленных техник. В зависимости от задумки юного художника на лист бумаги ставят крупную кляксу или множество мелких, дополнять рисунок можно сразу или после выдувания. С помощью ватных палочек дорисовывают детали. Лучше всего данный прием подходит для прорисовки цветов, деревьев и пейзажей. Поскольку при создании рисунка не используются кисти, такое творчество считается креативным.
  2. Складывание листа бумаги. На основу наносится любое количество пятен, размер не имеет значения. Затем лист складывают: если нужна симметрия, то посередине, если нет, то по желанию. Затем бумага разворачивается и начинается творческий процесс.
  3. Совмещение нескольких способов. Более продвинутый этап кляксографии сочетает в себе применение сразу нескольких изобразительных техник.

Мотивация детей

Чтобы мотивировать детей на творческий процесс в определенной тематике, можно придумать развлекательную игру или рассказать небольшую предысторию.

К примеру, листопад унес все листья с деревьев и их необходимо вернуть назад. После этого предложить детям в технике кляксографии нарисовать дерево. Или пришла пора пчелам собирать мед, а цветы с поляны исчезли, как же им помочь? Дети должны сообразить, что необходимо вернуть цветы, и нарисовать их капельным методом.

Рисунки кляксографией с трубочкой в детском саду очень нравятся малышам, это также является своеобразным мотиватором к действию.

Детям постарше можно рассказать историю о чудесной стране Кляксландии, где живут необычные жители. Чтобы попасть туда, надо изобразить себя в виде необычного существа. Помимо творческого процесса, кляксография в детском саду помогает развивать в детях доброту. Для мотивации также неплохо использовать старые сказки. Во время занятия ребятам можно рассказать любую историю и в месте, где главный герой испытывает трудности, предложить изобразить персонажа, который придет на выручку.

В помощь воспитателю на занятиях кляксографией в детском саду - Буратино. Он может стать отличным мотиватором. Герой детского произведения носом ставил на бумаге пятна. Детям понравится такой образ.

Особенности занятий в разных возрастных группах

Занятия и выбор тематики по кляксографии должны проводиться с учетом возрастной группы.

Для работы с малышами рекомендуется начать с самого простого, к примеру, изобразить салют или звездное небо. На последующих занятиях задачу усложняют и предлагают группе оживить кляксу, нарисовать глаза, нос и так далее. Кляксография в детском саду является начальным этапом, на котором дети постигают азы техники.

В группах постарше ребята должны проявлять больше творчества и фантазии, уметь гармонично вписать кляксу в полноценный рисунок, совмещать два или более пятна в единую композицию. Кроме того, занятие может быть разбито на две части. На первом уроке дети рисуют в одной из техник кляксографии, а на другом с помощью пластилина вылепливают дополнительные детали. К примеру, если пятну приделать уши и лапы, получится заяц, медведь или другое животное. Маленьким кляксам можно добавить плавники, хвост и получить рыбок в море или аквариуме.

Самые старшие воспитанники фантазируют на тему эмоций кляксы. Им предлагают не просто оживить персонажа, а также наделить его чертами характера, сделать добрым или злым, грустным или веселым. При этом ребенок должен объяснить, почему клякса находится в том или ином настроении.

Любой родитель и педагог должен знать, как найти подход к ребенку, что он любит и чем увлекается. Преподнеся информацию в игровой форме, наверняка получится заинтересовать детей такого рода творчеством.

Тема занятия: Кляксография и акварель

Возраст детей - 4-6 лет

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

Задачи:

Обучающие - овладение технологией кляксографии и методом примакивания акварельными красками.

Развивающие - развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с нетрадиционными методами рисования.

Воспитывающие - воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

Методическое оснащение:

Образцы ранее выполненных работ, иллюстраций к детским книгам.

Необходимые материалы: лист мелованной бумаги, формат А-3, чернила, палитра, акварельные краски, баночка с водой, кисти.

Ход занятия.

1. Вступление.

Кляксография - это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.

Сегодня мы с вами познакомимся лишь с одним способом кляксографии, но для начала мы познакомимся с иллюстрациями знаменитых художников, которые использовали этот метод рисования в своих работах. Это творчество Эрика Булатова и Олега Васильева.

Как вы думаете что помогло этим художникам создать образ дремучего леса?

Правильно! Кляксы!

Кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые. Все зависит от фантазии художника.

Послушайте стихотворение о кляксах.

Замечательная клякса.

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе - конец,

Надо сделать новую,

В ней - огромный дворец

И балкон с коровою!

2. Подготовка детей к практическому занятию.

Ребята, сегодня и мы с Вами при помощи клякс будем создавать различные образы деревьев. А поможет нам в этом волшебная баночка с чернилами. Чернила не отстирываются от одежды, поэтому проверяем, чтобы у всех были фартуки и нарукавники.

3. Практическое занятие.

А теперь приступим к созданию кляксографии. Для этого посредине листа ставим большую кляксу чернил и начинаем дуть. Дуем таким образом, чтобы наша клякса росла вверх, превращаясь в дерево.

(Комментарий педагога к каждому этапу изготовления, помощь детям в процессе работы). Кляксы надо выдувать. Поэтому дети быстро устают.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

После того, как наши деревья готовы, приступаем к завершению работы, используя метод примакивания акварельными красками. На палитре смешиваем желтый и синий цвета. Получаются различные оттенки зеленого. Делаем кистью примакивания, создавая листья у дерева и траву.

В конце дорисовываем солнышко и облака.

4. Подведение итогов занятия . Оценка личностного успеха в процессе создания образов деревьев.

Устраиваем выставку работ воспитанников.