Когда крещение в. Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании. Выбор времени для освящения ребенка

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Праздник Крещения по праву считается одним из самых главных в православной культуре, наравне с Рождеством и Пасхой. Крещение имеет очень важное значение в жизни каждого православного христианина, поскольку даже Иисус Христос принимал его, чтобы подтвердить свою веру в Истинного Бога.

История праздника

Во времена, когда Иисусу Христу еще не исполнилось 30 лет и он не начал свои проповеди, Иоанн Креститель осуществлял таинство крещения для всех тех, кто принимал веру в Господа. Вскоре к Иоанну явился сам Мессия — Христос. Он попросил у Иоанна крещения, встретив свою просьбу большим удивлением, ведь он является самим Богом — это ему нужно крестить и очищать от грехов Иоанна, а не наоборот. Но Иисус был непреклонен — он не только Бог, но такой же человек, как и все другие люди, поэтому должен принять крещение, как заведено традицией.

Именно поэтому данный праздник называется также Богоявлением. В этот момент Иисус явил себя миру, представ как Спаситель наших душ. Крещение — это очищение от грехов, обряд приближения к Богу. Символом обряда крещения является вода, поскольку она несет в себе жизнь.

Крещение в 2016 году

В новом 2016 году Крещение будет отмечаться 19 января. Эта дата является постоянной и неизменной. В этот поистине великий праздник принято выполнять соответствующие обряды. Одним из них является освящение воды: считается, что любая вода является святой в вечер с 18 по 19 января, но в большинстве случаев люди просто приходят за ней на следующий день в церковь. В озерах и прудах проводятся праздничные купания в специально сделанных и тоже освященных прорубях.

Накануне праздника 18 января соблюдается строгий пост — вся семья собирается за столом, вкушая строго постную еду. Праздничная литургия проводится 19 января. Именно ею люди отдают дань уважения тому самому событию, которое ознаменовало появление Иисуса в жизни обычных людей — Богоявлению.

Интересно, что святая вода сохраняет свое первоначальное состояние больше года, а иногда и больше двух лет. Это показывает ее истинную силу. Святую воду в православном мире принято употреблять в пищу натощак, а так окроплять свое жилище для защиты от бесовской силы. Святой водой умываются больные, получая исцеление и благодать Божию. Это источник чистоты, веры, счастья и здоровья.

В этот великий праздник Крещения 19 января 2016 года желаем вам познать силу Господа нашего, очиститься от грехов и с верой продолжить путь по этому миру. 19 января будут проводиться литургии во всех храмах православного мира. Если у вас не будет возможности посетить церковь, то прочитайте молитвы дома. Счастливого вам Крещения, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.01.2016 00:10

Традиции данного праздника своими корнями уходят далеко во времена Иисуса Христа. Всё, что люди делают...

Практически всем православным праздникам предшествует вечерняя литургия. Именно поэтому каждое великое празднество начинается с Навечерия. ...

Крещение 2016 года какого числа

В январе 19 числа все православные люди встречают один из главных зимних праздников – Крещение Господне.

Как встречать Крещение Господне в 2016 году

Заканчиваются Рождественские Святки. Наступает великий праздник . У православных считается третьим великим празднеством, которое имеет свои древние традиции и проходит с 18 на 19 января. Название этот день получил по случаю крещения Иисуса Христа и признания его Богом-Отцом. До сих пор почитаются все народные приметы этого дня.

Перед Крещением православные соблюдают строгий пост, молятся, украшают церкви еловыми ветками, готовятся к торжеству. Заранее вырубают в водоеме прорубь в виде креста, в старину принято было выпускать голубей и разжигать костры около церквей, чтобы Иисус видел, как радуются празднику прихожане.


Купаться на Крещение следует предварительно подготовившись:

Конечно, в течение года следует закаливаться;

Окунаться в воду нужно быстро, строгих канонов в количестве погружений нет, но принято это делать три раза;

Нельзя купаться в проруби людям с острыми хроническими заболеваниями, гипертонией, кормящим матерям и старикам;

Не забыть полотенце и термос с чаем;

– никаких спиртных напитков.

И, конечно, все православные набирают Святую воду в храмах и освященных водоемах. Кто не может придти в церковь за водой в этот момент, могут набрать водопроводную воду. Считается, что в это время вся вода становится целебной. Каждый день, принимая по одно ложке воды натощак можно уберечь себя от болезней. Регулярно окропляя святой водой свой дом, вы избежите ссор с родными и близкими, причин для гнева просто не будет. Если вам предстоит дальняя дорога или решение сложного жизненного вопроса, то нужно прочитав молитву, умыться водой и приступать к действию. При болезнях и недугах человеку дают святую воду, конечно, необходимое условие – вера в помощь. И самое важное! Когда набираете святую воду, очистите помыслы от злых, завистливых, недобрых помыслов. В этот момент на душе должно быть светло и чисто.

До сих пор в деревнях девушки и молодицы умываются снегом на Крещении, дабы продлить свою красоту и молодость и даже в надежде убрать с лица изъяны. Бабушки набирают снег с целью сделать еще белоснежнее постельное белье, которое готовят своим внучкам в приданое.

Традиционно на Крещение приходят морозы, их так и называют «Крещенскими», затем следует потепление, солнце идет к весенней поре, увеличивается заметно день. Так что этот праздник еще и переломный момент в природе.

Отмечать Крещение стоит чаепитием, вкушением сладостей и фруктов, не забыв налить в напиток немного святой воды.

Для православных граждан праздники не заканчиваются Рождеством, а продолжаются вплоть до 19 января, последнего дня Святок. В этот день все верующие отмечают праздник Крещение Господне. И, несмотря на то, что многие религиозные праздники и события имеют плавающие даты, Крещение 2016 года, какого числа, празднуется 19 января каждый год.

День до праздника, 18 января считается также праздничным днем и называется Крещенский Сочельник, точно так же, как и предрождественский вечер. Многие, даже те, кто не слишком близок к православному миру, знают о празднике Крещении, но не помнят, какого числа он отмечается. В 2016 году, как и в другие года, Крещение отмечается 19 января.

За день до Крещения Господня принято организовывать вечернюю праздничную трапезу в кругу семьи. Это не значит, что Крещенский Сочельник отмечается на широкую ногу, к примеру, как Новогодняя ночь. Трапеза подразумевает под собой скромный, тихий ужин в кругу близких людей, с прочтением молитвы. На столе обязательно должна стоять кутья и постные блюда, допускаются рыбные блюда и различные нежирные салаты.

После праздничной трапезы принято отправляться в церковь, чтобы послушать Божественную литургию, совершить причастие, а также набрать святой воды для хранения в доме. Считается, что в крещенскую ночь вода наделена особыми свойствами, и помогает излечиться от различных недугов, а также укрепить дух человека и прогнать злые духи из дома и негативные мысли и помыслы.

История праздника

День Крещения считается начальным днем службы Господа во благо народа. Именно в этот день Иоанн Креститель крестил 30-летнего Иисуса в водах реки Иордан. Обряд крещения Иисуса Христа ознаменовался приходом Господа в трех проявлениях. Во-первых, во время крещения, на священные воды реки сел белый голубь, который считается святым духом. Во-вторых, с небес послышался голос Отца, а сам Иисус олицетворял плоть и сына. Именно поэтому, зачастую день Крещения называют еще днем Богоявления.

Интересно: именно день Крещения Иисуса Христа провел грань между Ветхим и Новым Заветом. Именно река Иордан, в которой текут священные воды, разделила временную ленту на период до Христа и христианский период.

Именно с тех пор, день Крещения Господня стал значимым праздником в православной жизни, который можно сопоставить с Рождеством Христовым и великим праздником Пасхи. Ведь до момента появления Христа на реке Иордан о его жизни было мало что известно.

Значение праздника

Согласно Библии, вода есть начало всего живого, источник развития мира и человечества. В переводе с греческого языка, слово «крещю» означает «погружаю в воду», именно поэтому большое внимание на Крещение уделяется воде.

Согласно старому обычаю, в этот день принято набирать святою воду и совершать погружение в воду, в специальных организованных купелях. Но, стоит отметить, что данный обряд не является церковным, и выполняется лишь по собственному желанию человека. Также, стоит обратить внимание, что, несмотря на то, что купание на Крещение совершается с целью очищения души, единственный правильный путь очищение души заключается в исповеди и причастии. Многие церковнослужители акцентируют внимание на том, что погружение в воду на Крещение не очищает человеческую душу от грехов содеянных без исповеди в храме и обряда причастия.

Однако, после праздничной службы, Крещение 2016 года, какого числа – 19 января, стоит сходить в церковь и набрать святой воды, чтобы ею окропить свое жилище, умыться, или выпить ее. Считается, что вода, набранная в день Крещения, является целительной и оказывает благоприятный эффект на здоровье и благополучие человека.

Крещение Господне – большой праздник, особенно для верующей части населения, в этот день принято избегать плохих мыслей и поступков, ходить в церковь. А вот купаться в водах на Крещение или нет, уже индивидуальное решение каждого. Еще раз отметим, что церковь не принуждает к выполнению сего обряда.

Креще́ние Госпо́дне - событие евангельской истории, крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем; также христианский праздник, установленный в честь этого события. Во время крещения, согласно всем 3-м синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Евангелие от Иоанна также говорит о водном крещении Иисуса и сошествии Святого Духа, но не прямо, а в форме свидетельства Иоанна Крестителя (Ин. 1:29-33). Упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

Крещение 2016 ; Крещение 2017 ; Крещение 2018 ; Крещение 2019 ; Крещение 2020

19 января

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

В православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января / 19 января (в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других - по новому стилю) и завершает святки.

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождеству Христову, посещению волхвов и Крещению Господнему, постепенно (в общецерковном масштабе - после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

Традиции празднования

В России на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь - иорда́нь. Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении - чтобы смыть грехи. Считалось также, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычай гадания (однако любое гадание полностью запрещено Церковью и считается смертным грехом) . Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «крещенские морозы»).

В Болгарии, Македонии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму. Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого нырять за ним. Выловить крест из воды считается почётным. Народное название праздника в Болгарии - «Йордановден», а в Македонии - «Водицы».