Кого не отпевают в церкви. Кого и почему не отпевают в церкви после смерти

Смерть - это неотъемлемая часть жизни. Все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно. Никто кроме Бога не знает, каким таинственным образом душа связывается с телом при зачатии и как покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулезно соблюдать все известные с давних времен традиции и ритуалы. Не все они имеют отношение к православию, но отпевание усопшего - это самый нужный и важный обряд, о котором должны позаботиться родственники умершего.

Что такое отпевание?

Отпевание усопшего - это особый совершаемый над телом умершего человека. Проводить служение может только рукоположенный священнослужитель, имеющий право совершать Считается, что отпевание усопшего в церкви является самым главным обрядом, выражающим почитание, уважение и любовь близких к умершему. Проводится он только для православных христиан.

Отпевание умерших: смысл и цель обряда

Многие, даже глубоко верующие люди задаются вопросом, для чего нужно отпевание усопшего - ведь душа его уже покинула тело в момент смерти, и родные ничем не могут ей помочь. В этом есть свой смысл.

На самом деле отпевание усопшего необходимо для того, чтобы очистить душу умершего православного от грехов и бремени земной жизни. Душе отпускаются ее грехи, а своей молитвой родные усопшего помогают ей справиться с испытаниями, которые она должна преодолеть на пути к Богу. Священнослужители утверждают, что пока душа не предстала перед лицом Господа на сороковой день, о ней необходимо молиться. Ведь каждая молитва помогает душе легче войти в Царство Божье. Сами священнослужители считают отпевание самой важной частью погребального православного обряда. Имейте в виду, что отпустить душе можно только те грехи, в которых человек покаялся на исповеди перед смертью.

Кого нельзя отпевать?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания усопшего является недоступным. В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены по православному обычаю, но отвергли Бога и прожили свою жизнь без веры. Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда. В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Самоубийцы тоже должны быть похоронены без отпевания. Священнослужители объясняют этот запрет следующим образом - человеческая жизнь является подарком Божьим, и только он решает, когда прекратить земной путь души. Поэтому акт самоубийства приравнивается к греху гордыни, когда человек считает себя равным Господу и оспаривает права его. К тому же самоубийцы считаются духовными потомками Иуды, который не смог вынести тяжести своего греха. Исключение составляют только безумцы, покончившие с жизнью. В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

Отпевание усопшего в церкви невозможно для некрещеных младенцев, так как они не прошли это таинство.

Отпевание крещеных младенцев

Особый обряд совершается над младенцами, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, до семи лет детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких. Данное отпевание усопшего в церкви (время здесь не регламентировано) происходит так же, как и обычный обряд для взрослого человека. Церковь не разделяет души по возрасту.

Отпевание усопшего в церкви: сколько по времени длится обряд?

Трудно сказать, сколько времени займет отпевание. В церкви нет определенных правил, регламентирующих временной промежуток, который займет церковный ритуал. Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего в церкви, то поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам процесс, и на сколько времени он растянется. Но в среднем отпевание длится не более сорока пяти минут, в некоторых случаях оно может занять полчаса.

Время отпевания никак не влияет на сам обряд, ведь ключевым моментом являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

Заочное отпевание: нужно ли проводить данный обряд?

Заочное отпевание усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике. На самом деле такого понятия не существует, ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного. В этом заключен глубокий смысл - тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в церковь, чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Господа. Поэтому заочное отпевание усопших не имеет никакого смысла для души покойного. До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы. В церковь часто стали приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание. Священнослужители шли на встречу горюющим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Заочное отпевание усопших: как происходит?

Как мы уже уточняли, совершение обряда отпевания не имеет смысла без тела покойного. Но в некоторых случаях священники идут на уступки убитым горем родственникам. Это касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом церкви и священнослужителей. В этих случаях единственным выходом является заочное отпевание усопших.

Как происходит этот обряд в отсутствии тела покойного и родственников? Все предельно просто - отпевание заказывается у священника в церкви. Затем он самостоятельно проводит обряд и отдает родственникам землю, заупокойный венчик и разрешительные молитвы.

Сколько длится отпевание усопших в заочном варианте? Ровно столько же, сколько обычный обряд. Но еще раз уточняем, что если вы хотите совершить это и имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание. Так вы сделаете для души покойного благое дело.

Что необходимо сделать до отпевания?

Священнослужители советуют с момента смерти близкого человека начинать читать Псалтирь. Читать его желательно днем и ночью до отпевания. Делать это может абсолютно любой православный человек, в некоторых случаях для этих целей домой приглашают священнослужителей. Они имеют необходимый опыт и могут помочь вам в такое нелегкое время. Приобрести Псалтирь можно в любой церковной лавочке, он должен быть в наличии у любого верующего человека.

Отпевание проводится на третий день после смерти. Это связано с православными верованиями в то, что до третьего дня душа находится рядом с близкими и еще не может оторваться от них. С третьего по девятый день душе показывают Царство Божие, а до сорокового дня она проходит через весь свой земной путь и заново переживает все прегрешения. Только на сороковой день душа попадает к Господу и там решается, где она будет ждать Страшного Суда. Молитвы близких и священнослужителей в этом случае играют очистительную роль и помогают пройти в Царство Вечное.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники во главе со священником. Ранее было принято останавливаться на каждом перекрестке, чтобы прочитать молитвы. Сейчас довольно часто остановки по пути делаются независимо от наличия перекрестков. Священник просто останавливает процессию и просит всех присутствующих помолиться за душу покойного. Таких остановок может быть несколько, их количество нигде не регламентировано.

Подготовка к отпеванию: что необходимо?

После смерти человека необходимо сразу же прийти в церковь и договориться со священником об отпевании. Это нужно сделать как можно быстрее, ведь день может быть уже занят какими-либо другими обрядами.

Перед отпеванием необходимо иметь при себе несколько предметов. В гроб к покойному кладут саван, погребальный венчик, малую икону, нательный крест и разрешительную молитву. Все это можно приобрести в церкви. Также в обязательном порядке нужно иметь свечи, их в гроб класть не нужно.

Родственников усопшего часто волнует, сколько стоит обряд отпевания. Здесь не существует определенного ответа - церковь не имеет прейскуранта на свои услуги. Поэтому обычно семья покойного оставляет пожертвования на нужды церкви за произведенный обряд. Сумма не должна оговариваться заранее.

К сожалению, многие современные священнослужители поддаются искушению и устанавливают фиксированные цены на проведение всех церковных ритуалов и обрядов. Это в корне неверный подход, но если иного храма поблизости нет, то вам придется совершать отпевание усопшего, заплатив указанную денежную сумму.

Как проводится церковное отпевание?

Итак, вы решили провести отпевание усопшего в церкви. Как проходит этот обряд? Об этом должен знать каждый, кто будет принимать в нем участие.

После того как гроб с телом, закрытым саваном, занесли в церковь, то на лоб покойному кладется погребальный венок. Гроб должен стоять лицом к алтарю, вокруг него ставится четыре зажженных свечи. Одна свеча вкладывается в руки покойного, они должны быть сложены на груди. Каждый из родственников и присутствующих на отпевании должен держать в руках по зажженной свече, они символизируют победу жизни над смертью.

Над телом усопшего священник читает молитвы, выдержки из Священного Писания и псалмы. Хорошо, если родственники покойного тоже знают данные молитвы и искренне молятся за душу усопшего. Такая искренность способна в несколько раз усилить возносимые к Богу молитвы. В процессе отпевания усопшего священник просит отпустить душе покойного все прегрешения и очистить ее перед лицом Господа. Чем сильнее будет молитва, тем легче будет душе оказаться в Царстве Божием после мытарств по вехам своей жизни.

После этого священнослужитель читает листок с ее текстом после вкладывается в руку покойного. Теперь каждый из родственников может подойти к гробу и проститься с усопшим. В первую очередь необходимо поцеловать икону, а потом венчик на челе умершего. В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова.

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освященной землей. Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

Икону, бывшую возле покойного, можно сразу же забрать с собой. Некоторые родственники оставляют ее в церкви и уносят домой спустя несколько дней. На этот счет церковь не делает никаких предписаний.

Отпевание дома: суть обряда

Отпевание усопшего дома может быть возможно в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжелое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае? Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения. Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники. Также в комнате должны быть иконы, священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании.

Помимо дома и церкви отпевание можно производить в крематории или зале ритуальных услуг. В некоторых случаях обряд происходит в кладбищенских часовнях, если они стоят на его территории. Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.

Обряды погребения, не связанные с православием

К сожалению, современный человек наполнен массой суеверий и страхов. Священнослужители крайне отрицательно оценивают смешение языческих погребальных ритуалов с православными. А стоит отметить, что грешат этим даже очень верующие люди. Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении. Венки из искусственных цветов имеют отношение к языческим ритуалам, не нужно полностью закладывать ими могилу. Это говорит всего лишь о материальном достатке родственников покойного. Если вы хотите проявить к душе усопшего почтение, то просто посадите на могиле цветы-многолетники - они будут символизировать собой победу жизни над смертью. Музыка тоже является не богоугодным сопровождением покойного в мир иной. В церквях при отпевании не используется музыкальное сопровождение, считается, что душу ничего не должно отвлекать от перехода в Царство Божие.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб для усопшего тоже не имеет никакого отношения к православию. На поминках недопустимо употреблять алкоголь. Ведь сами поминки проводятся для того, чтобы вспомнить все хорошее о покойном и проводить его добрым словом в загробную жизнь.

Священнослужители порицают и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, и брошенные в могилу монеты. Не нужно класть в гроб к покойному какие-либо его личные вещи. Все эти суеверия не облегчат душе пребывания в загробном мире, они только показывают степень ограниченности и страха перед смертью, которыми отягощена жизнь обычного человека, не имеющего достаточного количества веры.

Многие христиане беспокоятся, когда им начинает сниться усопший. Они начинают ходить на кладбище и вызывают батюшку для освящения дома. На самом деле душа, приходящая во сне, выказывает беспокойство за вас, она просит молитв. Поэтому вам необходимо усерднее молиться за усопшего, можно заказать в церкви специальную литургию либо самому ставить свечки за упокой души в определенные дни. Все это со временем сделает появление души покойного во сне редким событием. В православии снящиеся покойные души не являются плохим предзнаменованием, их не нужно бояться.

Отпевание усопших - это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина. Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного. Они должны позаботиться о том, чтобы все было сделано в соответствии с церковными законами. И не стоит бояться смерти, пытаясь выполнить все погребальные ритуалы по возможности "правильно". Ведь большинство из них пришли к нам из темных времен, когда свет истинной веры еще не проник в души людей.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане - смерть не является концом, она всего лишь переход души в другой мир. И необходимо прожить достойно то, что отмерено вам Господом, чтобы за границей земного бытия снова встретиться со всеми теми, кого мы так любили в этой жизни.

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения , напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.
Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших

Важнейшим похоронным обрядом, который принят идет из глубины древности, считается отпевание. При отпевании душе покойного становится легче попасть к самому порогу Божьего престола и дожидаться своей участи, не изнуряя себя в попытках дойти до него.

Однако не для всех людей отпевание считается возможным с точки зрения православия. Кого не допускают до последней церковной службы? Подробнее в нашей статье.

Проводить усопшего родственника в загробный мир необходимо, т.к. во время поминальной службы покойник «отпевается и отчитывается» батюшкой за все свои грехи, в которых он не успел покаяться при жизни.

Прочитав специальную молитву, батюшка кладет свиток с ней в правую руку почившего, а если отпевание проводится заочно, например, человек умер в больнице от инфекции, этот свиток позже кладут в гроб покойному. Считается, что это символический пропуск в рай, однако данная информация скорее относится к преданиям и легендам старины.

В православной традиции считается, что есть категории людей, которые не подходят для отпевания. Именно поэтому батюшка в храме всегда интересуется обстоятельствами смерти почившего.

Церковь часто отказывает в спасительной службе тем, кто был при жизни пьяницей или употреблял наркотики. Некрещенные, атеисты и люди другого вероисповедания также не могут быть допущены к отпеванию, даже если родственники просят об этом.

Узнать, крещен ли покойный, можно, для этого надо отыскать его крестных родителей, либо заглянуть в церковный архив храма, где предположительно покойный мог быть крещен.

Запрещено отпевать даже нерожденных младенцев, а также малышей, которые умерли еще до крещения. Однако здесь можно найти утешение: Церковь считает, что такие младенцы сразу становятся маленьким ангелами с чистыми незапятнанными земными грехами душами.

Основной же запрет на отпевание ложится на людей, кончивших жизнь самоубийством. Они совершили не только страшный смертный грех, но и преступление против Бога, даровавшего всем и каждому право на жизнь.

Таких людей нельзя также вносить в поминальные записки и упоминать их имена при панихиде. Однако и здесь существует ряд исключений: психически нездоровые люди, те, которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других, а также кто принял смерть по незнанию (к примеру, отравился ядовитыми грибами).

Все эти категории людей могут надеяться на последнее прощание, и их захоронение проведут, как положено – на церковном кладбище. К слову, Церковью запрещено даже хоронить самоубийц на освященной земле, их часто хоронят за оградой.

Чтобы привести таких покойных к отпеванию, нужно подать прошение на имя архиерея и прикрепить к нему медицинскую справку или показания свидетелей о причинах смерти.

Случается, что после попытки самоубийства человек остается жив и попадает в больницу. Однако травмы, полученные, к примеру, после падения с высоты, являются несовместимыми с жизнью, и человек умирает. Если он успел покаяться в своем грехе батюшке, то тогда его можно будет отпевать после смерти. Покаяние в православии – великая вещь, и любой грешник, покаявшись от души, может рассчитывать на прощение Небесного Отца.

В любом случае, даже если вам отказали в отпевании близкого человека, не следует забыть о нем. Молитесь о спасении его души, подавайте милостыню, совершайте добрые дела, и тогда небесное прощение обязательно даруется вашему почившему родственнику.

Читайте также:

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.