Композиция литературного произведения. Основные элементы сюжета Восклицание, восклицательное предложение

Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,// Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов В)Болконский

Б)Денисов Г)Друбецкой

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

Б)Зосимова Г)Свидригайлова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность В)лицемерие

Б)легкомыслие Г)свободолюбие

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)артистом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм В)классицизм

Б)сентиментализм Г)реализм

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников В)Лужин

Б)Соня Г)Свидригайлов

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог В)кульминация

Б)завязка Г)развязка

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

Б)одиночество Г)гражданственность

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

Б)чинопочитание Г)лицемерие

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм В)романтизм

Б)реализм Г)сентиментализм

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка В)крестьянка

Б)дворянка Г)купчиха

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск В)аллегория

Б)олицетворение Г)сравнение

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие В)простодушие

Б)равнодушие Г)высокомерие

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин Г)Ф.И.Тютчев

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой Г)И.А.Гончаров

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

Б) «Муму» Г) «Бирюк»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Григорьев

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин Г)Н.А.Некрасов

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров Г)А.П.Чехов

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов Г)А.П.Чехов

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода В)элегия

Б)баллада Г)послание

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола В)экспозиция

Б)гротеск Г)кульминация

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение В)анафора

Б)антитеза Г)эпитет

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» - сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» - сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» - сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» - окончательная победа над Волондемортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
Зеркальная - объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.БЕсина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Сюжет литературного произведения – сцепление событий,
раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью
сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств,
присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии,
антипатии, история роста того или иного характера, типа.
Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как
экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация,
развязка, эпилог.
СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме,
сценарии, фильме - способ развертывания фабулы,
последовательность и мотивировка подачи изображаемых
событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в
литературном произведении, пространственно-временная
динамика изображаемого.

Сюжет - система событий в художественном произведении,
представленная в определенной связи, раскрывающая характеры
действующих лиц и отношение писателя к изображаемым
жизненным явлениям; последовательность. Ход событий,
составляющий содержание художественного произведения;
динамический аспект художественного произведения.
Сюжет не поддается пересказу, он тесно связан
с темой, проблемой и идеей художественного
произведения.

(о чем?) – основной предмет повествования, то, ради
чего это повествование началось.
Повествование не только рассказывает о чем-либо, но
делает это с какой-то целью: что-то объяснить, доказать,
чему-то научить. Такая цель, главная задача
повествования называется
.
(для чего?) – основная задача повествования:
объяснить, доказать, научить.
В произведении автор может обращаться к нескольким
проблемам и рассматривать несколько тем.
Совокупность тем – тематика произведения.
Совокупность проблем проблематика произведения.

Как решать основную проблему?
Разрешение основной проблемы
произведения. Решение всей
проблематики произведения –
идейное звучание произведения.
Как автор относится к изображаемым им
событиям, поступкам героев и т.д., какую
нравственную оценку дает всему этому?
Позиция автора проявляется через
оценочную (экспрессивно окрашенную)
лексику.
Позиция автора скрыта, ее нужно разгадать, иногда – в
лирических отступлениях – автор четко формулирует свое
отношение к изображаемому.

Фабула - череда событий, служащих основой литературного
произведения, поддается пересказу.
Фабула - фактическая сторона повествования, те события,
случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической
последовательности, которые компонуются и оформляются
автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых
автором в развитии изображаемых явлений.
Следует отличать:
1. "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем
рассказывается, как продукт предварительного отбора
художником явлений действительности или вымысла, что и
можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой,
подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;
2. и самую разработку повествовательной темы, что связано с
разрешением какой-либо проблемы на материале данных
событий (т. е. сюжет).

В зависимости от характера
понимания действительности и
характера самого объекта
фабулы могут быть
мифологические, сказочные,
романические, утопические,
реалистические и т. д.
Тематическое многообразие
фабул неисчерпаемо. Каждый
исторический период, каждый
этап в развитии
художественного творчества,
каждое литературное
направление создают свои
характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют
конкретно-исторические особенности сюжетов.

Конфликт – (лат. Conflictus – «столкновение») - острое
противоречие, находящее свой выход и разрешение
в действии, в борьбе.
Конфликт - «пружина» литературного повествования.
Художественный конфликт возникает в результате
столкновения каких-либо персонажей или противоборства
каких-нибудь сил.
Это движитель повествования. Именно конфликт развивает
действие повествования, определяет его ритм и
последовательность событий.

проявляется
через
В своем развитии художественный конфликт проходит
несколько этапов, каждый из которых очень важен для
художественного мира произведения в целом, что определяет
построение произведения, или
композицию.

Илья Муромец
Соловей-разбойник
Сила физическая
Илья Муромец
Князь Владимир
Сила моральная
Из этого конфликта Илья Муромец выходит победителем,
одержав моральное превосходство над князем Владимиром =>
народный идеал => выход на основную идею произведения

Историко-социальный
1.
2.
3.
Илья Муромец уничтожает
препятствие на пути
объединения Руси =>
разрушение преград, которые
разделили Чернигов и Киев.
Вера народа в свои могучие
силы.
Противоборство: Илья
Муромец - мужичинадеревенщина и князь Владимир
Нравственный
Князь по своему положению должен
Выступать защитником земли
Русской, но он бездействует, т.к.
является носителем зла.
Сам народ в лице Ильи Муромца
встает на защиту человеческого
достоинства => нравственное
превосходство Ильи Муромца над
князем Владимиром
Основная идея былины:
защита и объединение земли Русской в руках народа

Компози́ция - (лат. compositio - составление,
связывание, сложение, соединение).
Организация, расположение и связь разнородных компонентов
художественной формы литературного произведения.
Композиция включает: расстановку и соотнесенность
характеров (Композиция как "система образов"), событий и
поступков (Композиция сюжета), вставных рассказов и
лирических отступлений (Композиция вне сюжетных
элементов), способов или ракурсов повествования (собственно
повествовательная Композиция), подробностей обстановки,
поведения, переживаний (Композиция деталей).
расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей
литературного произведения, служащее наиболее полному
воплощению замысла художника.

Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
экспозиция
I. Вступление
эпилог (послесловие)
II. Основная часть III. Заключение

Часть произведения, отделенная от основного повествования и
предшествующая ему.
Предыстория, первоначальное знакомство с основными персонажами
произведения, местом, где будут разворачиваться события, временем
т.д.
Возникновение и оформление конфликта.
Последовательное усиление, развитие конфликта.
противоборствующие силы предпринимают какие-то действия
по от ношению друг к другу.
Критическая точка в достижении художественного
конфликта, развиваться дальше не может и требует своего
немедленного разрешения.
Само разрешение конфликта
Часть, отделенная от основного повествования, может содержать
краткое сообщение о жизни персонажей после описанных событий.

Внешняя композиция -
это членение текста,
характеризующегося
непрерывностью, на
дискретные единицы.
Внутренняя
(содержательная)
композиция
определяется системой
образов-характеров,
особенностями
конфликта и
своеобразием сюжета,
Композиция, следовательно, есть проявление значимой
прерывистости в непрерывности.

Композиция
экспозиция
завязка
развитие действия
Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
спад в развития действия
развязка
эпилог (послесловие)
Сложный план
I. Вступление(экспозиция)
II. Основная часть
1. Завязка.
2. Развитие действия.
2.1. …………………
2.2. …………………
2.3. …………………
3. Кульминация.
4. Спад в развитии
действия.
5. Развязка.
III. Заключение.

Время
Качество
Сюжет
Пространство
Количество
Фабула

Композиция произведения является важным
способом воплощения авторской идеи.
Художественный
образ
последовательная
Линейная,
или
"рассказ
в рассказе"
ретроспекции
зеркальная
кольцевая
обратная

Предполагает такое построение повествования, когда завязка,
развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за
другом.
Произведение начинается с развязки (характерна для
детективного жанра).
Произведение заканчивается тем же, с чего оно начиналось.
Позволяет объединить два и более повествования, имеющие
самостоятельный художественный конфликт, так что возникает
рассказ в рассказе, или несколько рассказов объединяются
одним общим рассказом (рамой).

Появление героя:
обида, трехкратный
приход к Ильменьозеру
Развязка – освобождение Садко
экспозиция
Завязка – начало диалога
с морским царем
Моральная победа
над морским царем
Возвращение Садко в Великий
Новгород и воздание Богу за
свое спасение

Подводит к рассказу
Коноплянки; повод
для рассказа
История взаимоотношений
Маленького и Ганса и
Гью-Мельника
Развязка – смерть Маленького Ганса
экспозиция
Завязка – начало повествования
о Маленьком Гансе
«Что за наслаждение слушать вас»
Заключение: Водяная
Крыса не поняла морали
Сказка О.Уальда «Преданный друг» - история падения
возвышенной, нежной, чуткой и отзывчивой души

Имел только гусли – основное
богатство духовное =>
приносит людям радость
своим талантом
Принимает дары
морского царя, тем
самым изменяет
своему назначению
Состязание с
господином Великим
Новгородом –
проигрывает его
Возвращение
к своему
назначению
в жизни
Принимает помощь
Миколы Можайского
Игра на гуслях морскому царю => гибель людей

Сюжет (от французского sujet - предмет, содержание) - система событий, составляющая содержание литературного произведения. Иногда, кроме сюжета, выделяют еще и фабулу про­изведения. Фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в произведении. Известный пример несовпадения фабулы и сюжета - лермонтовский роман «Герой нашего време­ни». Если придерживаться фабульной (хронологической) последовательности, то повести в романе должны были располагаться в другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».

Сюжет произведения включает в себя не только события из жизни персонажей, но и события духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушки­на и в «Мертвых душах» Гоголя - это отступления от фабулы, а не от сюжета.

Композиция (от латинского compositio - составление, соединение) - построение художествен­ного произведения. Композиция может быть организована сюжетно (J 1. Толстой «После бала») и несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»). Лирическое произведение тоже может быть сю­жетно (стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», для которого характерен эпический событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение Лермонтова «Благодарность»).

Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в фор­ме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Композиция произведения зависит от его содержания, рода, жанра и т. д.

Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспо­зицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.

Экспозиция (от латинского expositio - изложение, объяснение) - предыстория событий, ле­жащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задер­жанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

Завязка - это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имев­шиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

Кульминация (от латинского culmen - вершина) - наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация - признание Катери­ны. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка - исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конф­ликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).

Эпилог (от греческого epilogos - послесловие) - всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.

Лирическое отступление - отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тор­мозят фабульное развития произведения, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом» в «Горе от ума» Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в произведении («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина).

Автор-повествователь - автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени. Так, образ автора-повествователя присутствует в «Ко­му на Руси жить хорошо» Некрасова. Он возникает почти с первых строк поэмы, когда автор- повествователь начинает рассказ о семи «временнообязанных», которые сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси». Однако роль автора-повест­вователя не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают мужики, кого слушают, куда идут. Отношение мужиков к происходящему выражается через повествователя, который вы­ступает своеобразным комментатором событий. Например, в одной из первых сцен поэмы, когда мужики заспорили и никак не могли найти решения вопроса «кому живется весело, вольготно на Руси», автор комментирует неуступчивость мужиков:

Мужик, что бык, втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я», как бы самоустраняется из произведе­ния. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматривае­мое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчи­ка; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не ме­нее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог- авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи осо­бенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сю­жета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, запи­сок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристи­ки чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в порт­ретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологичес­кий портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало яс­но, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив - минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют по­стоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержать­ся во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы - такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содер­жат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одино­чества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы - персонажи литературных произве­дений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа­телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г.Михайловска

Годовая контрольная работа по литературе 10 класс

(по учебнику В.И.Сахарова, С.А.Зинина)

Составитель: Абрамова М.С

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у десятиклассников, уровень изученного материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знание биографического и историко-культурного контекста изученных произведений;

знание и понимание текста конкретных произведений; усвоение основ теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией; проверка навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра.

Метапредметные : способность осознания целей учебной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные : положительное отношение к правильной, точной и богатой письменной речи как показателю общей культуры человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Работа рассчитана на 2 учебных часа, состоит из двух вариантов. Вопросы располагаются по степени нарастания сложности- от тестовых заданий, имеющих и не имеющих варианты ответов до задания повышенного уровня с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Задания 1-13 оцениваются одним баллом.

Задания 14-21 оцениваются двумя баллами.

Задание 22 оценивается по критериям сочинения на ЕГЭ (с учетом ограничения времени берется только один аргумент для раскрытия проблемы).

К1- формулировка проблемы (1балл или 0 баллов)

К2- комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2-1-0 баллов)

К4- аргументация собственного мнения (2 балла- за один аргумент из художественной литературы; 1 балл- один аргумент из жизненного опыта; 0 баллов- нет аргумента)

Композиция (2-1-0 баллов)

Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу- 37 баллов. Исходя из набранных баллов подсчитывается процент выполнения работы и переводится в отметку по пятибальной шкале.

ВАРИАНТ 1

Задание 1 . Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?

А) завязка В) эпилог

Б) кульминация Г) развязка

Задание 2 . Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3 . К какому литературному жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

А) поэма В) роман в стихах

Б) роман Г) элегия

Задание 4. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова:

А) зависть В) одиночество

Б) свобода Г) усталость

Задание 5. Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н.Гоголя «Шинель»?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки» В) «Петербургские повести»

Б) «Миргород» Г) «Арабески»

Задание 6 . Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

А) расставание Катерины с Тихоном В) встреча с Борисом

Б) признание Катерины перед жителями города в неверности Г) прощание с Борисом

Задание 7. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность В) отсутствие цели

Б) болезнь Г) воспитание и закономерности жизни

Задание 8. Основная тема цикла «Записки охотника»:

А) русская природа В) взаимоотношения в крестьянской среде

Б) взаимоотношения крестьян и помещиков Г) тема крестьянского быта

Задание 9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

в) борьба между либеральными монархистами и народом

Задание 10 . В творчестве какого русского писателя чаще всего встречается сказовая манера повествования?

А) И.С.Тургенев В) Н.С.Лесков

Б) Л.Н.Толстой Г) А.П.Чехов

Задание 11 . Укажите жанр произведения Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А) драма В) роман-эпопея

Б) повесть Г) поэма-эпопея

Задание 12 . Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

А) что он тоже имеет право на обогащение В) что в России вообще нет законности;

Б) что он принадлежит к разряду «право имеющих» Г) что старуха- бесполезное, никому не нужное

и даже вредное существо

Задание 13 . Сколько времени длится действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (в целом)?

А) 10 лет В) 7 лет

Б) 25 лет Г) 15 лет

Задание 14 . Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

Задание 15. К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести и рассказа?

Задание 16 . Кто из русских поэтов вслед за В.А.Жуковским повторил выражение «гений чистой красоты»?

Задание 17. К какому прозаическому произведению М.Ю.Лермонтова подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее- иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Задание 18. Как называлась пьеса, принесшая А.Н.Островскому известность?

Задание 19 . Почему Порфирий Петрович в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не арестовывает Раскольникова, хотя уверен, что именно он является убийцей старухи?

Задание 20. В ком Толстой видит решающую силу истории?

Задание 21. Укажите, какой троп использовал А.Фет в данном отрывке:
…Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора). Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

ВАРИАНТ 2

Задание 1 . Укажите верное определение понятия «конфликт» в литературном произведении:

А) Определенная организация, построение и расположение частей, образов, эпизодов художественного произведения;

Б) Столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия;

В) Предмет художественного изображения;

Г) Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому.

Задание 2 . Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.Достоевский?

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3. Укажите, к какому типу литературных героев можно отнести Евгения Онегина.

А) «маленький человек» В) «униженные и оскорблённые»

Б) резонер Г) «лишний человек»

Задание 4. Укажите, какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым:

А) «Парус» В) «Маскарад»

Б) «Герой нашего времени» Г) «Смерть поэта»

Задание5 . К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души»:

А) поэма В) рассказ

Б) роман Г) повесть

Задание 6. Катерина Кабанова (героиня драмы А.Островского «Гроза») признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставило ее так поступить?

А) чувство стыда В) муки совести и желание признанием искупить свою вину перед Богом

Б) страх перед свекровью Г) желание уехать с Борисом

Задание 7. Какая тема является преобладающей в творчестве Н.Некрасова?

А) тема города В) тема любви

Б) тема одиночества Г) тема гражданственности

Задание 8. Укажите, в творчестве какого русского писателя появляется герой-праведник:

А) Л.Н.Толстой В) Н.А.Некрасов

Б) Н.С.Лесков Г) Ф.М.Достоевский

Задание 9. К Какому типу литературных героев можно отнести И.И.Обломова?

А) тип «маленького человека» В) тип «лишнего человека»

Б) герой-резонер Г) герой-любовник

Задание 10. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

А) Любовь к Одинцовой. Б) Разрыв с Аркадием. В) Спор с П. П. Кирсановым. Г) Посещение родителей.

Задание 11. Укажите, какая сказка не была написана М.Е.Салтыковым-Щедриным:

А) «Три медведя» В) «Коняга»

Б) «Медведь на воеводстве» Г) «Орел-меценат»

Задание 12. Какое определение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру:

А) криминальный роман В) авантюрный роман

Б) социально-психологический, философский Г) любовный роман

Задание 13. Какое событие является кульминационным центром «Войны и мира»?

А) Первый бал Наташи Ростовой В) Тильзитский мир

Б) Отечественная война 1812 год Г) Совет в Филях военные события 1805 года

Задание 14. К какому роду литературы следует отнести жанры комедии, водевиля, трагедии?

___________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Как называется событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события в развитии сюжета художественного произведения?

____________________________________________________________________________________________________________

Задание16 . А.С.Пушкин писал:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Укажите, из какого произведения М.Ю.Лермонтова взяты строчки: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри- не вы…»

Задание 18. Укажите, какой художественный прием использует А.Фет в выделенных словосочетаниях:

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

_________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Чем завершаются скитания Ивана Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга у Ф.М.Достоевского?

______________________________________________________________________________________________________________

Задание 21. Кому из героев романа Л.Н.Толстого принадлежат следующие слова:

Надо жить, надо любить, надо верить.

____________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора).

Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

КЛЮЧИ.

Вариант1.

10В

11Г

12Б

13Г

14 кульминация

15 эпос

16 А.С.Пушкин

17 Герой нашего времени

18 Свои люди- сочтемся.

19. Он верит, что Раскольников может сам сознаться в своем преступлении, тем самым искупив вину и

очистив душу.

20. В народе

21. олицетворение

Вариант 2.

10А

11А

12Б

13б

14 драма

15 завязка

16 Война и мир

17 Бородино

18 эпитет

19 Идет в монастырь, но мечтает еще послужить Отечеству на войне.

20 желтый

21 Пьер

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Балашова Е.К., Костин А.М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию.- Саратов: Лицей, 2003г.

2) Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. 11 изд.- М.: Айрис-пресс, 2012г.

3) Смирнова В.Т., Коваленко Е.А. Литература. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- 2 изд.-М.: Айрис-пресс, 2005г.