Композитор антон рубинштейн и его произведения. Рубинштейн антон григорьевич - биография

Юрий Безелянский

Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в местечке Выхватинец Подольской губернии. Когда мальчику было пять лет, семья переехала с берегов Днестра «в громадной фуре целым родом» в Москву, где за Яузой сняли большой дом. Отец будущего композитора Григорий Романович Рубинштейн из «житомирского первой гильдии купеческого сына» превратился в «московского третьей гильдии купца Голутвинской слободы». Отец Рубинштейн предпринимателем был не очень удачным, но при этом он никогда не терял добродушия и жизнелюбия. Его жена, мать Антона Калерия Христофоровна, была родом из прусской Силезии и «получила порядочное образование, а в особенности музыкальное». Она обучала детей, а их было пятеро, игре на фортепиано. В десятилетнем возрасте Антон Рубинштейн дал в Петровском парке свой первый публичный концерт. Затем учитель повез его за границу. Они объездили всю Европу. Антон выступал с концертами, в том числе и при королевских дворах, и был представлен всем знаменитым тогда музыкантам, в частности Ференцу Листу, который назвал мальчика из России наследником своей игры.

А пока Антон Рубинштейн утверждал себя в европах как вундеркинд, подрастал его младший брат Николай (он родился 2 (14) июня 1835 года в Москве), и его, как и старшего Антона, усадили за фортепиано. Как отмечали современники, Николай Рубинштейн учился с еще большей легкостью и считался даже даровитее старшего брата. Мальчики стали выступать вместе, на одном таком совместном концерте в 1843 году присутствовал поэт Афанасий Фет. «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу», — вспоминал Фет, а потом им дали конфет, фруктов и каких-то игрушек. «Мальчики эти были братья Рубинштейны, с которыми позднее мне случалось встречаться не раз в период их славы». На том концерте Антону было 13 лет, а Николаю — восемь.
Оба, Антон и Николай, виртуозно играли на рояле. Князь Одоевский говорил по поводу младшего брата: «Положите ему какую хотите музыку — он читает ее, как газеты...»
Талант талантом, но и труд был тяжелый и упорный. «Нас, то есть детей, — вспоминал позднее Николай Рубинштейн, — будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения. Мать садилась с работой в смежной комнате, из которой в небольшое оконце видно было фортепиано. Бывало, в комнате утром темно, холодно, иногда одолевал сон, но как только задремлешь, сейчас же слышится стук в оконце, мгновенно пробуждаешься от дремоты, потому что знаешь, что стук даром не пройдет». Педагогическое наказание было строгим: палки и пощечины. Вряд ли сегодня так учат, но в те времена все было именно так. И никакого миндальничания.
В 1844 году Калерия Христофоровна повезла сыновей в Европу для продолжения музыкального образования. Ехали через Петербург, где мальчики дали концерт при царском дворе. Младший сыграл ноктюрн своего сочинения. Императорская чета была в восхищении, и Николай I благословил юных братьев Рубинштейнов: «Учитесь, не балуйтесь, вы сделаете русским честь». Следует отдать дань прозорливости Николая I: он предугадал, что братья Рубинштейны принесут славу русской музыкальной культуре.
Из Петербурга — в Берлин, Париж. Концерты как способ зарабатывания денег на дальнейшее музыкальное образование. Знакомство с композиторами Мендельсоном, Мейербером. Восхищен братьями был Фредерик Шопен. Разумеется, мать была счастлива от высоких похвал. Но счастье не ходит поодиночке — пришло известие о смерти мужа. Калерия Христофоровна с младшим Николаем возвратилась в Россию, а Антон отправился с концертами по Европе.
Так как братья временно расстались, разъединим и мы рассказ о них. Сначала поговорим о старшем Антоне, а потом вернемся к младшему Николаю.
«Великие люди сами сооружают для себя пьедестал», — писал Виктор Гюго. А вот что говорил сам Антон Рубинштейн: «Меня всегда интересовало исследовать, может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...»
Расставшись с матерью и братом, Антон Рубинштейн переехал в Вену и там сделал карьеру исключительно своими усилиями, благодаря выработанному в детстве трудолюбию, независимости и твердости характера, ну, и, конечно, таланту. Он стал истинным музыкантом-профессионалом, гениальным пианистом и, по существу, первым русским музыкантом, добившимся всемирной славы, концертируя по различным странам Европы и США.
Рубинштейн-старший сочетал в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. Он оставил немалое музыкальное наследство: 13 опер и четыре духовные оперы-оратории, шесть симфоний и несколько десятков сочинений для оркестра и камерно-музыкальных ансамблей, более 200 фортепианных пьес и почти столько же романсов. Да, он написал много, но не все написанное им равноценно: Антону Григорьевичу мешала подчас быстрота процесса сочинения, и он порой не доводил свои произведения до совершенства.
Из творчества Антона Рубинштейна следует выделить ораторию «Вавилонское столпотворение» и оперы. Первая опера была посвящена Куликовской битве, затем последовали другие: «Фомка-дурачок», «Сибирские охотники», «Дети степей», «Нерон» (знаменитая эпиталама), «Купец Калашников». Но все затмила опера «Демон», написанная в 1871 году и поставленная в Мариинском театре в Петербурге 13 января 1875 года (премьера в Большом театре — 23 октября 1879 года). Опера сочинена по одноименной поэме Лермонтова. Грандиозные страсти, эмоциональные вспышки. Роль князя Гудала исполнял Федор Шаляпин, он же выпустил граммофонную пластинку с арией «На воздушном океане/ Без руля и без ветрил,/ Тихо плавают в тумане/ Хоры стройные светил». И тот же Шаляпин со сдержанной, тихой страстью выводил слова одной из «Персидских песен» Антона Рубинштейна: «О, если б вовеки так было...»
Антон Григорьевич достиг вершины как общественный деятель, как педагог, как создатель Петербургской консерватории. Идея зародилась летом 1858 года в селе Богородском под Москвой (ныне это Сокольники). Там собиралась рубинштейновская семья: мать, сестры, братья. «Музицированию не было конца». А Антон и Николай серьезно прорабатывали план создания в России общества для «распространения музыки и развития вкуса к этому искусству путем концертов, конкурсов, поощрений и тому подобное». Общий замысел принадлежал старшему брату, план практических действий — младшему. Поле деятельности Антона был Петербург, Николая — Москва.
1 мая 1859 года при поддержке великой княгини Елены Павловны и под руководством Антона Рубинштейна в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, а 8 сентября 1862 года в городе на Неве открылась первая в России консерватория. Антон Рубинштейн вложил свои деньги в строительство нового здания консерватории на Театральной площади напротив Мариинского театра. Он стал и первым директором консерватории, собрал блестящий состав преподавателей. Первый выпуск петербургской консерватории состоялся в 1865 году, и среди выпускников — Петр Ильич Чайковский, ученик Антона Григорьевича.
За более полувека Петербургскую консерваторию окончили около 2 тысяч человек, среди которых было много евреев (Осип Габрилович, Самуил Майкапар, Шлема Лэзерсон, Иузель Ахрон и многие другие, включая Лейблу Строка, он же Оскар Строк, автор знаменитых песен-танго «Черные глаза» и т. д.).
Антон Григорьевич много сил отдавал Петербургской консерватории и несколько раз ее покидал, концертировал по Европе, возвращался снова и продолжал благородное дело популяризации классической музыки в России. Нагрузки были огромные. Сил хватило только на 65 лет жизни. Антон Григорьевич Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Петергофе близ Петербурга.
Еще меньше — всего 45 лет — прожил младший брат Николай Григорьевич Рубинштейн. Когда в Россию приехала Полина Виардо и корреспондент «Московских ведомостей» спросил ее, кто из пианистов «первенствует теперь в Европе», она ответила: «Не грех ли вам спрашивать об этом? У вас есть дома два лучших пианиста Европы — братья Рубинштейны».
Николай Рубинштейн, как и брат Антон, — пианист, это да, но еще и настойчивый просветитель, одаренный педагог, талантливый организатор. В 1860 году он организовал Московское отделение Русского музыкального общества. Были открыты музыкальные классы, на их основе возникла Московская консерватория, директором которой и стал Николай Григорьевич. К занятиям он привлек много талантливых педагогов, в том числе и Чайковского. В то время Москва, по словам Петра Ильича, «была дикая страна по отношению к музыке». Эту дикость и преодолел Николай Рубинштейн своей энергией и талантом. В 1865 году Николай Григорьевич учредил Артистический кружок, который собрал почти всю интеллигенцию Москвы, включая известных историков Забелина и Ключевского.
Кончилась эпоха барского усадебного музицирования. Благодаря усилиям братьев Рубинштейнов музыка из приятного времяпровождения дворянских барышень превратилась в одно из ярчайших явлений национальной культуры. А какое огромное влияние имел Николай Рубинштейн на Чайковского! «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», — с благодарностью писал Чайковский Николаю Рубинштейну.
В 1871 году для консерватории было приобретено новое здание — особняк Воронцова на Большой Никитской, где она помещается и ныне (здание перестроено). Здесь же в отдельных квартирах жили Рубинштейн и Чайковский.
В 1878 году Николай Рубинштейн организовал на Всемирной выставке в Париже концерты русской музыки, в которых выступал как дирижер и пианист. Концерты прошли с триумфальным успехом.
17 марта 1879 года Николай Григорьевич дирижировал впервые показанной оперой Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении консерваторских учеников. Ну, а потом «Евгений Онегин» покорил все сценические площадки. Перечислять заслуги и достижения Николая Рубинштейна можно долго. «Такие люди, как он, то есть люди с бешеной энергией и притом забывающие себя ради любимого дела, — страшная редкость», — отмечал Чайковский. В своих личных потребностях Николай Григорьевич был очень скромен, жалованье назначал себе значительно меньше, чем другим ведущим профессорам, соответственно, и обстановка в квартире была у него непритязательная. Короче, бессребреник. Но бессребреник неотразимого очарования, обладавший сильным, почти гипнотическим воздействием на окружающих. Как написал кто-то: «Он не смотрел на званье, чин и лица,/ Чужих заслуг не унижал,/ Бессребреником жил, как Б-жья птица,/ Презренный не копил металл».
Николай Рубинштейн был, по свидетельству современников, настоящим «хозяином музыкальной Москвы». «И какой милый Рубинштейн!» — воскликнул Лев Толстой при знакомстве с Николаем Григорьевичем. Ученики боготворили его.
Николая Рубинштейна приглашали работать в Америку, но он отказался: вне Москвы себя не представлял. В 1880 году стал одним из главных устроителей Пушкинских торжеств в Белокаменной. Музыкальная часть пушкинского праздника получилась блестящей. Но здоровье Рубинштейн-младший подорвал своим подвижническим трудом. По совету врачей в феврале 1881 года отправился на лечение в Ниццу, сделал остановку в Париже и скончался в Гранд-отеле 12 (24) марта. Тело Николая Рубинштейна перевезли в Москву и захоронили рядом с Гоголем на кладбище Данилова монастыря. В 1939 году прах перенесли на Новодевичье. Чайковский откликнулся на смерть Рубинштейна трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого артиста».
Такова вкратце судьба двух братьев Рубинштейнов — Антона и Николая. Их рисовали многие художники, и со всех полотен на нас глядят вдохновенные лица благородных мастеров и организаторов музыки, отдавших свои жизни России.
И склоним головы в память о братьях.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия

Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене.


С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".

1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623).

В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе.

В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста.

Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства.

Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.).

Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер: "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895).

В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй.

Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein"s Erinnerungen", Лейпциг; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведена на многие иностранные языки).

У вас кончились все попытки на сегодня, заходите завтра.


Акиба Кивелевич Рубинштейн

Шахматист, уроженец Польши, гроссмейстер и соперник Эмануэля Ласкера, прославившийся исключительным талантом, удачей и слабыми нервами. Благодаря таланту он собрал с десяток первых призов на между-народных турнирах, удача помогла выжить во время Второй мировой в оккупированной фашистами Бельгии, а слабые нервы обусловили конец карьеры в 50 лет из-за острого душевного расстройства. В историю шахмат вошел дебютными схемами, оставшимися в ходу до сих пор, а просто в историю - совершенно неправдоподобным анекдотом о чудесном спасении. Нацистский офицер, приехав на инспекцию в клинику, где лежал Рубинштейн, спросил у того, счастлив ли он и не желает ли отпра­виться в Германию работать на благо рейха. «Решительно несчастлив, отправлюсь с большим удовольствием», - отрапортовал шахматист. «Точно спятил», - решил нацистский инспектор и пощадил его.


Александр Борисович Рубинштейн

Революционер средней руки, член партии социал-демократов и подпольщик (клички - Старик, Борисовский). В 1920-х был членом румынского ЦК, входил в Бессарабский обком партии, представляя его на Украине; редактировал коммунистические газеты. После оккупации румынской Бессарабии в 1940 году советскими войсками продолжил было политическую карьеру при новой власти, но следующей, немецкой оккупации 1941 года ему пережить уже не удалось.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Антон Григорьевич Рубинштейн

Пианист, композитор, друг Ивана Тургенева и Ференца Листа, мировая звезда, подтверждение чему - многолетние гастроли в Европе и Америке. Написал 14 опер (самая известная - «Демон»), шесть симфоний, пять фортепианных концертов, остававшихся крайне популярными вплоть до революции, несмотря на насмешки «Могучей кучки»: композиторы высмеивали Рубин­штейна за излишний академизм. Оставшиеся силы он отдавал просвещению: основал первую в Российской империи консерваторию; дважды, в 1862 и 1887 году, становился ее директором; преподавал Чайковскому и, согласно расхо­жему анекдоту, не побоялся публично попенять императору Александру III на то, что здание учебному заведению досталось неотремонтированное.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ариэль Рубинштейн

Израильский экономист, профессор в университетах Тель-Авива и Нью-Йорка и один из потенциальных кандидатов на Нобелевскую премию. Разрабатывает теорию ограниченной рациональности - экономической модели, предпола­гающей, что люди, принимая решения, руководствуются не только доводами разума, — а также теорию игр, в которой ему удалось в 1982 году совершить открытие, вошедшее в учебники микроэкономики как «модель торгов Рубинштейна».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Артур Рубинштейн

Польский пианист, дебютировавший в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда ему не исполнилось еще и двадцати. Успеха снискать не удалось, но в Польшу Рубинштейн уже не вернулся, отправившись во Францию, где подружился с Жаном Кокто и Пабло Пикассо и стал давать концерты по всей Европе, а в конце 1930-х триумфально вернулся в Америку. Продвигал композиторов Латинской Америки; играл музыку для фильма — биографии Клары и Роберта Шуманов (с Кэтрин Хепбёрн в роли Клары); побывал с концертом в СССР в разгар холодной войны; «несравненно», согласно The New York Times, исполнял Шопена; стал героем докумен-тального фильма, получившего «Оскар». По отзывам современников, был крайне жизнелюбивым; умер в возрасте 95 лет.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Виктор Моисеевич Рубинштейн

Рубинштейн, известный под псевдонимом Важдаев. Советский этнограф-любитель и профессиональный детский сказочник. В юности много путешествовал (в том числе записывал фольклор в Казахстане по поручению Горького), а всю оставшуюся жизнь перекладывал творчество народов СССР в нравоучительные сказки для младшего школьного возраста вроде «Мальчик с пальчик - партизан», адаптируя их под требования «советского детства». В 1950 году печатно разгромил за космополитизм автора «Алых парусов» Александра Грина (к тому моменту уже покойного), а к старости стал известным в Москве бонистом - коллекционером бумажных денег.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дагмар Рубиновна Рубинштейн

Дагмар Рубинштейн, по мужу Нормет, - эстонская писательница, автор детских сказок (герои - мальчик Мати, щенок Тупс и волшебники Насыпайка и Засыпайка), сценаристка, переводчица книги «Бабушка на яблоне», цени­тельница старого Таллина. Снятая по ее сценарию в 1959 году комедия «Озорные повороты», рассказывающая о любви легкомысленного эстонского гонщика, стала столь успешной, что вскоре у нее появился едва ли не первый в советском кинематографе ремейк.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джон Рубинштейн

Сын пианиста Артура Рубинштейна и уроженец Калифорнии, совместив-ший отцовскую, музыкальную, стезю с карьерой актера: сыграл в паре десятков кинофильмов, от «Генералов песчаных карьеров» до «21 грамма» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (здесь, правда, в эпизодах), и в паре сотен телефильмов и сериалов, отметился как на Бродвее, так и вне его, исполнил роль Гильденстерна в пьесе Тома Стоппарда и даже записывал аудиокниги. Останавливаться, судя по всему, не собирается и недавно освоил новый формат - вел онлайн-трансляцию Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джонатан Рубинштейн

Крестный отец плеера iPod (англоязычная пресса Рубинштейна так и про­звала - Podfather) и в прошлом одна из ключевых фигур в Apple: когда инженер в 2006 году объявил, что уходит из компании, Стиву Джобсу, по словам биографов, потребовалось время, чтобы совладать с обидой и гневом. Ничего равного айподу с тех пор не создал, но и не прозябает: занимал ключевые должности в компаниях Palm и HP, а сейчас входит в совет директоров Amazon.com.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дмитрий Леонович Рубинштейн

Финансист, аферист, кредитор правительства Николая II и знакомец Распутина - биография человека, известного под прозвищем Митька Рубинштейн, тянет на сценарий голливудского фильма. Входил в правление нескольких петербургских банков, заведовал каменноугольными копями и газетой «Новое время», принимал Распутина в доме Нирнзее (здание с 1915 года тоже принадлежало Рубинштейну), был под следствием по подозрению в коррупции и государственной измене, пока не вступилась императрица Александра Федоровна. Даже эмигрировать Рубинштейну удалось красиво: вскоре после его очередного ареста случилась Февральская революция и его освободили из тюрьмы восставшие отряды. Дальнейшие следы героя теряются в Стокгольме и Франции; иностранные полицейские ведомства также собрали на него увесистые досье.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ева Рубинштейн

Дочь пианиста Артура Рубинштейна, балерина, актриса и фотограф. Училась танцу в 1930-х в Париже у Матильды Кшесинской (той было уже за шестьде­сят), танцевала у Джорджа Баланчина, а когда карьера балерины в силу возраста подошла к концу, увлеклась фотографией, и тут выбрав себе правильных учителей: наставницей Евы стала Диана Арбус. Вела мастер-классы в нью-йоркских университетах, выставлялась в США, Франции и Польше (родному городу ее отца, Лодзи, был посвящен отдельный фотопроект).

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Зельда Рубинштейн

Из-за проблем с гипофизом Зельда Рубинштейн выросла не выше 130 санти­метров, но маленький рост она компенсировала своей энергичностью: окон­чила Беркли, работала бактериологом, а в 45 лет решила стать актрисой - в чем неожиданно преуспела. Играла в триллерах и фильмах ужасов (самый известный - «Полтергейст»), с удовольствием пугая людей и умирая на экране самым затейливым образом, в том числе замерзая в холодильнике. Славу использовала во благо: отстаивала права карликов и ВИЧ-инфицированных людей еще тогда, когда это было совсем непопулярно. Пропагандировала безопасный секс и шагала на первом в Лос‑Анджелесе марше в поддержку борьбы со СПИДом в 1984 году.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ида Львовна Рубинштейн

Та самая гипнотически угловатая красавица с портрета Серова : танцовщица Русских сезонов Дягилева, наследница миллионного состояния, в 1910-х эмигрировавшая в Париж. О талантах Рубинштейн как танцовщицы и основательницы собственной балетной труппы современная ей критика отзывалась сдержанно, зато ей удалось превратить в искусство собственную жизнь: танцы для нее ставил Михаил Фокин, костюмы рисовал Бакст, музыку писали Стравинский и Морис Равель, а ее специфическую красоту прослав­ляли, помимо Серова, еще десяток живописцев, включая ее возлюбленную - американскую художницу Ромейн Брукс.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Иосиф Рубинштейн

Французский эстрадный певец с удивительной биографией - на самом деле он родился и вырос в Америке, а французский начал учить уже подростком. Сын удачливого американского кинорежиссера, потомок одесских иммигрантов, вплоть до 12 лет Иосиф жил в Штатах; переехать в Европу семья решила в разгар маккартизма, когда отца заподозрили в связях с коммунистами. В Европе Иосиф получил хорошее образование, вернувшись в Штаты, стал преподавать этнологию, освоил гитару, увлекся песнями Жоржа Брассенса, а в 1962 году, после развода родителей, снова переехал во Францию. Там благодаря череде счастливых случайностей началась его новая жизнь автора-исполнителя романтических баллад. В числе его альбомов — «Путь папы», «Она была ох!..», «13 новых песен», «Замки из песка», «Последний медляк», «Белый костюм» и другие. Через некоторое время Рубинштейн стал популярен во всем мире. В 1979 году он даже приезжал с гастролями в Советский Союз и пел дуэтом с Аллой Пугачевой на открытии гостиницы «Космос»: запись должны были использовать в «Голубом огоньке», но помешали технические накладки. Рубинштейн умер в августе 1980 года от последствий инфаркта, случившегося прямо на сцене.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Владимирович Рубинштейн

Историк, писатель, военный корреспондент. Учился в МГУ по специаль-ности «Дальний Восток», работал в Академии наук и дружил с Олейнико-вым и Хармсом, писал повести для подростков о Японии, а с 1939 года освещал войну - от Финляндии до Маньчжурии. После карьеры военного корреспондента вернулся к детской литературе и с 1960-х работал в издательстве «Детгиз», публикуя приключенческие повести то о борьбе Севера и Юга в Америке, то о «тайнах Староконюшенного переулка» в Москве. В 1980 году, в возрасте 75 лет, решил эмигрировать и начал еще одну жизнь, уже в Нью-Йорке.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Семенович Рубинштейн

Поэт, концептуалист, соратник Пригова, Сорокина, Кабакова и прочих. Визитной карточкой Рубинштейна стал придуманный им в конце 1970-х жанр картотеки — короткие (обычно одно или несколько предложений) тексты на карточках, которые зачитывались автором лично и иногда пускались по рядам зрителей. Гибрид поэтического чтения, перформанса и демонстрации визуального объекта (каковыми картотеки поначалу и задумывались) сделал Рубинштейна важнейшей фигурой московского концептуализма, а ироническая, квазицитатная, моментально узнаваемая интонация принесла ему популярность. «Стратегия ускользания», сформулированная Рубинштейном («Художник — как колобок, которого никто не может понять; неясно, цитата это или не цитата, смешно или нет»), оказалась идеально созвучна эпохе. В середине 1990-х превратился в активного публициста и эссеиста, и значительной части читающей публики известен именно в этом качестве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Модест Иосифович Рубинштейн

Ученый-экономист, обласканный советской властью: его предисловие к брошюре 1948 года «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» редактировал лично Сталин. Что еще удивительнее, успехов ему удалось достичь без экономического образования: Рубинштейн закончил еще до революции медицинский факультет, а после этого начал делать партийную карьеру, пройдя путь от начальника политотдела до члена президиума Госплана. Заведовал иностранным отделом газеты «Правда», а после войны критиковал капитализм и клеймил буржуазную науку в рамках службы в Академии наук. Везение Рубинштейну не изменило и после смерти Сталина: в конце 1950-х он успел побывать советником правительства Индии и членом советской делегации на выборах президента США.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Григорьевич Рубинштейн

Младший брат Антона Рубинштейна, пианист и дирижер. Шел по стопам брата: вместе с ним в детстве давал концерты, в 1866 году в свою очередь основал консерваторию, уже Московскую, и тоже способствовал становлению Чайковского, наняв его в консерваторию преподавателем. Впрочем, и отличия в характерах тоже были: Николай Рубинштейн относился к участникам «Могучей кучки» куда доброжелательнее брата, а также мало гастролировал за рубежом, большую часть времени и сил отдавая музыкаль­ному просвещению. В знак признательности в 1879 году дирижировать на премьере «Евгения Онегина» Чайковский пригласил именно его.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Леонидович Рубинштейн

Автор учебника «Русская историография» - первого труда на эту тему, написанного с точки зрения марксистской идеологии. В 1947-м товарищ Жданов в своем выступлении потребовал от автора публичного покаяния - за преувеличение западноевропейского влияния и недостаточное внимание к заслугам Ломоносова. Вновь заняться наукой Рубинштейн смог только после смерти Сталина и окончания борьбы с космополитизмом и сосредоточился на этот раз на изучении сельского хозяйства XVIII века.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ревекка Ионовна Рубинштейн

Египтолог, сотрудница Пушкинского музея и автор учебных пособий и научно-популярных книг по истории - самая известная из них называется «Глиняный конверт» и посвящена приключениям двух подростков при царе Хаммурапи в Древней Месопотамии.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ричард Рубинштейн

Фаннина Рубинштейн родилась в Российской империи, вышла замуж за гражданина Австро-Венгрии (фамилия по мужу - Галле) и приезжала в СССР изучать древнерусскую каменную архитектуру уже как иностранка, что не помешало ей разработать концепцию русской романики, опубликовать труды про архитектурную пластику Владимиро-Суздальского княжества и собрать первую немецкую монографию о русских иконах. Запросто осмыс­ляла и новейшее искусство: писала о Шагале, Кандинском и Клее, дружила с художником Кокошкой и между делом позировала ему. В 1930-е увлеклась социологией, создав исследование об эмансипации женщин в СССР, и продолжила заниматься им в Америке, куда эмигриро-вала в 1940 году, спасаясь от нацистов.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Элена Рубинштейн

Основательница косметического концерна Helena Rubinstein, процве-тающего и поныне. Уроженка Кракова эмигрировала в Австралию в 30 лет, не имея толком сбережений, там придумала производить косметику и оказалась пионером маркетинга: на этикетки кремов помещались завлекательные надписи вроде «с экстрактом карпатских трав», в салонах для солидности консультанты носили белые халаты, а кремы стоили дороже, чем в среднем по рынку, создавая этим флер роскоши и иллюзию эффективности. Неудивительно, что к концу жизни заработанное Рубинштейн состояние исчислялось десятками миллионов долларов и для своего флагманского салона на Пятой авеню в Нью-Йорке она приобретала работы Хуана Миро. Ее личная биография столь же увлекательна: Рубинштейн славилась остроумием и недюжинным цинизмом. «Нет уродливых женщин, есть ленивые», - любила приговаривать она, а на упрек подвыпившего французского посла ее друзьям-англичанам: «Ваши предки сожгли Жанну дʼАрк», только пожала плечами: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Рубинштейн Антон Григорьевич
Родился: 16 (28) ноября 1829 года.
Умер: 8 (20) ноября 1894 года.

Биография

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна Вейнберг (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Память

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В селе Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть музей. И в музее есть уголок памяти Рубинштейна.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме по адресу Троицкая улица, дом 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
«Потерянный рай»
«Вавилонская башня»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
13 опер:
«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1875).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет "Виноградная лоза"

Шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Тема с вариациями Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.