Конспект ноод "экскурсия в краеведческий музей". Конспект занятия-экскурсии в краеведческий музей детского сада
Мария Абрашина
Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст)
Конспект занятия «Экскурсия в музей »
Старший дошкольный возраст
Задачи :
* Обучающая : учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение; упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.
* Развивающая : развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей , выставка) . Развивать творческие способности, музыкальный слух; развитие эмоционально-чувственной сферы детей.
* Воспитывающая : воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Цель :
Ознакомление детей с историей и культурой русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства;
Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» ;
Получить радость от совместного творчества, танца;
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом; дать представление о других народных промыслах (хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ;
Учить создавать композицию, развивать творческое воображение, чувство ритма;
Упражнять в чтении стихотворений, развивать силу голоса, тембр речи, постановку ударений;
Развивать музыкальный слух.
Материал для занятия :
Силуэты деревянных изделий;
Образцы узоров;
Фрагменты городецкой росписи;
Дидактическая игра «Собери картинку» ;
Демонстрационный материал народно-прикладного искусства;
Деревянные расписные изделия;
Игра «Весёлый – грустный»
Предварительная работа : экскурсия на выставку , знакомство с историей народных промыслов; сбор информации о промыслах; разучивание стихотворений по теме; показ детям иллюстраций, репродукций, связанные с темой; показ образцов народного прикладного искусства, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию» . Самостоятельное изготовление заготовок для коллективной работы. Анкетирование родителей.
Итоговый предварительный результат : Дети знают историю и культуру русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства; знают характерные особенности и различия народных промыслов (городец, хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ; Знают стихотворения по теме; получают радость от совместного творчества;
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.
Ф. И. О. ребёнка___
1. Сколько детей воспитывается в семье?___
2. Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?___
3. Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?___
4. Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети___
5. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня___
6. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ___
7. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?___
8. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?___
Ход занятия
Слава русской стороне!
Слава русской старине !
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня в зал!
А давайте проверим у кого какое настроение? Помогут нам вот эти кружки, берите кто какой хочет. Проводится игра «Весёлый-грустный» .
Давайте посмотрим какие цвета вы выбрали (рассматривают и подытоживают обсуждения)
Так что же такое комплимент?
А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?
А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым?
Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Правильно, в музее .
Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела что! (показываем большой конверт) . На нем написан адрес нашего садика и указано : «Детям старшей группы № 1 » от директора музея . Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? Кто может его прочесть?
«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея . Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий».
Воспитатель : но для… (ответы детей : экспозиции) не хватает… (ответы детей : экспонатов) . Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».
Дети : да!
Игра «Собери картинку» .
Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись? (Ответы детей : Городецкая роспись.)
По каким элементам вы догадались?
Но мы ещё знаем стихотворения об этом народном промысле : чтение стихотворения «Городец» .
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на сенсорной решетке.
1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон) .
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка) .
3. Словно чудо тут и там распускается … (розан) .
4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка) .
Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Ну а теперь мы вместе с родителями составим композицию по мотивам Городецкой росписи. В зале на полу, под музыку выкладывают коллективную композицию по образцу.
Ребенок :
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Воспитатель :
Все работы хороши,
А мы спляшем от души!
Танец «Самовар»
Воспитатель : Но не только Городецкой росписью славится наша Россия. В музее есть ещё один зал и о нём мы сейчас расскажем :
(Ребенок показывает дымковскую игрушку или трафарет и читает стихотворение)
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил!
И за хвост не удержаться
Если гриву отпустил!
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока! (Филимоновская игрушка)
Синяя сказка - глазам загляденье
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая гжель!
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица
Золотая хохлома!
Посуда наша – для щей, для каши
Не бьётся, не ломается,
Порчи никакой не подвергается! (хохлома)
Воспитатель : Украшением русского стола был самовар.
Сверху пар, снизу пар –
Кипит русский самовар!
С чая лиха не бывает!-
Так в народе говорят.
Чай здоровье, всякий знает,
Пей, хоть пять часов подряд!
Тары-бары, тары-бары-
Выпьем чай из самовара!
Слышится кашель, входит Лесовечок
Здравствуйте ребята! (кашляет)
Воспитатель : Лесовичок, что ты заболел?
Лесовичок : да вот простудился, а весна всё не приходит. Услышал, что у вас тут чай из самовара наливают, решил зайти погреться.
Воспитатель : Пей, грейся!
Лесовичок : ох хорошо, и кашель прошёл. Чай – здоровье, каждый знает. А может вы мне, ребята, и весну поможете позвать!
Дети : Да!
Солнышко! Солнышко!
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы
Да до весенней поры!
Жаворонки! Прилетите!
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
Выходит ребёнок – солнышко :
Видело я, солнышко, красную весну!
Видело я, ясное, свою сестру!
Воспитатель : и правда теплее стало!
Лесовичок : ой спасибо, согрели меня. А за это я вам тоже подарочки сделаю, да вот беда слова волшебные забыл.
Воспитатель : а мы тебе Лесовичок поможем
Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня!
Обогрей, освети
И ребят угости.
Лесовичок : Верно, а теперь в печку загляну, да угощение найду. Достаю печенье, да необычное – «жаворонки» оно называется. В старину , как придёт Весна, запоют птицы, пекли «жаворонки» детям, а они подбрасывали его к небу, да просили, чтобы Весну принесли! Угощайтесь! А мне в лес пора.
Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.
Ход:
Предварительная беседа в группе
Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?
В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.
Рассказ экскурсовода
Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.
Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.
Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .
В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.
Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,
улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.
А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.
(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)
Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.
Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.
Цели:
- приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
- знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
- бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.
1-я часть. Вводная
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?
Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?
2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)
Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.
3-я часть. Проблемная
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?
Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.
Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?
4-я часть. Стимулирование детских, вопросов
Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.
Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.
Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши выше головы? (Заяц.)
Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
Называемый плотиной. (Бобры.)
Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.
Постановка новой проблемы
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?
5-я часть. Символизация
Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».
Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»
Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »
в подготовительной группе
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)
Материалы и оборудование :
Предметы домашнего обихода
Пластилин, дощечки для лепки, стека
Интеграция с другими образовательными областями :
Коммуникация.
Художественная литература.
Художественное творчество.
Предварительная работа :
Чтение русских народных сказок .
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .
Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.
Звучит русская народная музыка .
Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .
Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?
Дети : Печь.
Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.
А для чего она нужна? (ответ детей) .
Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим :
«Без печи хата – не хата» .
«Когда в печи жарко – тогда и варко» .
«Что есть в печи – все на стол мечи» .
«Не красна изба углами , а красна пирогами»
Воспитатель : Молодцы.
О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .
Воспитатель загадывает загадку :
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .
В чугунке варили кашу, щи.
В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .
Вот какую загадку загадаю, послушайте :
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват) .
Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .
Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .
Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка :
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено) .
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .
Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.
Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем :
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .
Вам понравилось? (Ответ детей) .
Что нового вы узнали? (Ответ детей) .
Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»
Публикации по теме:
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.
Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.
Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.