Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи "путешествие по сказкам". Конспект занятия в подготовительной группе: "Путешествие по русским народным сказкам" Занятие сказки в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
"Путешествие по сказкам"

Подготовила воспитатель:
Морозова Анжелика Анатольевна

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
Образовательные:
- учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
- закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
- закрепить навыки детей пересказа сказок;
- расширить словарный запас;
- закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, мнемотаблицы по сказкам, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Ход занятия:
Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости (дети здороваются). Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
Воспитатель: Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей). Я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Кто на ней изображен? (Дети рассматривают и называют героев сказок).
Воспитатель: «Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!» Здесь еще одно письмо, на конверте написано: «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! А клубок ведет нас дальше.(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками).
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)

Жила на свете сирота,Хаврошечкой звалась она.С работой управлялась ловко,Ведь помогала ей коровка.За ней следили три сестры.Назовите, кто они?
(Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)

Вёдра он послал на речку,Сам спокойно спал на печке.Спал он целую неделю.А зовут его (Емеля)

Конь бежит, земля дрожит,
Из ушей огонь валит,
Из ноздрей дымище –
Вот так конь-конище!
И могу из «лопуха»
Сделать принца-жениха!
Я ведь вещая каурка!
Кто же я? (Сивка-бурка)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Кто на ней изображен? Клубочек зовет нас вперед (Дети идут и садятся за столы).
Воспитатель: Чтобы лучше искать оставшиеся страницы, давайте с вами потренируем наши глазки (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок).
Воспитатель: А вот и следующее задание. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, разбросала все картинки на маленькие части! Как разобраться, где какая сказка не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Разрезные картинки». Дети называют героев и сказку, из которой этот герой. Находим еще одну страницу).
Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультминутка «Баба Яга».
В темном лесе есть избушка
Стоит задом наперед,
В той избушке есть старушка
Бабушка - Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая
Наша бабушка Яга.

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов идти дальше. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.
(Шапочки: Царевна-лягушка и Иван-царевич («Царевна-лягушка»); Морозко и Настенька («Морозко»); Хаврошечка и корова («Хаврошечка»).

«Царевна-лягушка»
Иван-царевич: С утра я по лесу хожу,
Стрелу свою не нахожу,
А здесь уже почти болото,
Стрелу нашел, наверно, кто-то.
Царевна-лягушка: Я стрелу свою поймала
И из лап не выпускала,
Все ждала, когда придешь,
Меня замуж позовешь.
Иван-царевич: Как женюсь я на лягушке,
Засмеют друзья-подружки.
Повезло, так повезло.
Ох, женюсь я всем назло.
Царевна-лягушка: Что Иванушка не весел?
Что головушку повесил?
Приходи на склоне дня,
Заберешь с собой меня.

«Морозко»
Морозко: Верные слуги – снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Не конному, не пешему,
Не леснику, не лешему.
(Поднимает посох).
В этом посохе сила сильная, морозильная.
Кто живой его коснется,
Тот навеки не проснется (появляется Настенька).
Морозко: Откуда такое чудо-юдо?
Настенька: Из дома.
Морозко: А тепло ли тебе, девица?
Настенька: Тепло, дедушка.
Морозко: И теперь тепло тебе, красавица?
Настенька: Тепло, дедушка.
Морозко: Хорошая ты, девица, неперечливая. На вот тебе шубу, лапушка! Да пойдем в терем мой, отогреешься.

«Хаврошечка»
Крошечка – Хаврошечка: Коровушка – матушка, меня бьют, журят,
Хлеба не дают, плакать не велят.
А теперь еще мачеха
Хочет гнать меня из дому,
Если только до вечера, я работу не сделаю.

Корова: Ладно – ладно, ничего.
А велели – то чего?

Крошечка – Хаврошечка: Велено до вечера
Связать пять пар носков.

Корова: Тут и делать нечего – твой урок готов.
Влезешь в правое ушко мне,
Вылезешь в другое –
Видишь, крошка, как легко
Мы справились с бедою.

Воспитатель: Вот и еще одна страница нашлась! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Но и здесь не обошлось без проделок Бабы Яги, посмотрите, во что она превратила ваших любимых героев. Сумеем расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получим еще одну страницу! (Моделирование сказок: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Три медведя». Дети называют сказку, героев, кратко пересказывают содержание сказки). Вот и еще одна страница! Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.
Воспитатель: Вот и еще одна страница! Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали. Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).
Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Кто на ней изображен? Вот и нашлись все страницы нашей книги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». (Дети выполняют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!
Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит (дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.

Заголовок 115


Приложенные файлы

Занятие в подготовительной группе "Путешествие по русским народным сказкам"

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима У.

Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой "Как Колобок друзей искал", диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.

Дети.

    Дом без книги - д ень без солнца.

    Кто много читает, тот много знает.

    Книга учит жить, книгой надо дорожить.

    Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

    Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

    Книга мала да ума придала.

    Книга поможет в труде и выручит в беде.

    Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

    Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья
В чудо сказку - вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере "Русские народные сказки")

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

Воспитатель.

В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка

Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок

Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку "Репка" посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка "Теремок"
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")

Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.

Воспитатель .

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ "Как Колобок друзей искал" на компьютере)

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Конспект образовательной деятельности по области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе

"Сказки читаем- много знаем"

Цель: Формировать представления детей о русских народных сказках, обогащать запас литературных впечатлений.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать личностное восприятие сказок;

2.Закреплять умение определять название сказок по высказываниям персонажей сказок.

3.Закреплять умение составлять слова из предложенного набора букв.

Развивающие задачи:

1.Развивать слуховое, зрительное восприятие;

2. Развивать речь детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательность,;

2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость желание прийти на помощь герою сказки).

Предварительная работа:

1.Чтение русских народных сказок;

2.Беседы о поступках персонажей,

3.Дидактические игры "Угадай, какая сказка". "Определи, чей волшебный предмет".

4 Разучивание роли Аленушки (диалог).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем, чтобы слова не повторялись.(здравствуйте, добрый день, рады вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться (слышен плачь девочки).

Воспитатель: Кто же там плачет? Девочка, как тебя зовут?

Аленушка. :Аленушка.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Аленушка: Батюшка и Матушка оставили меня следить за братцем. Не послушалась я их, пошла гулять с подружками да заигралась. Налетели гуси- лебеди и унесли моего братца на крыльях. Ох, худо мне будет от отца с матерью.

Воспитатель: Не грусти, Аленушка, посмотри, сколько у тебя помощников. Ребята,выручим Аленушку?

Дети: Да.

Воспитатель:

Чтобы в сказку попасть,

Слова нужно сказать:

Вы глазки закрывайтесь,

Все постарайтесь,

1,2.3- повернись,в сказке очутись.

Вот мы и на полянке. Ребята, смотрите, что же это?

Дети: Печка.

Воспитатель: Здравствуй, печка- матушка.

Печка. Здравствуйте, люди добрые.

Воспитатель: Печка,не подскажешь, куда гуси- лебеди полетели?

Печка. Скажу, только сначала выполните мое задание: откройте заслонку и загляните вовнутрь.

Воспитатель: Ребята, я нашла диск, значит, задание зашифровано на нем. Ребята, вы должны по иллюстрации узнать, из какой сказки герой(дети по изображениям отгадывают) .

Печка: Справились с заданием. Подскажу, гуси- лебеди полетели к яблоньке.

Воспитатель: А как нам добраться до яблоньки?

Печка: Есть у меня волшебный клубочек, он вам укажет путь.

Все: Спасибо,

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Аккуратно мы шагали,

Не споткнулись, не упали.

Дружно, весело бежали.

И нисколько не устали.

На полянку пришли,

Чудо- яблоньку нашли.

Воспитатель: Здравствуй, яблонька! Не подскажешь, где гуси- лебеди, куда полетели?

Яблонька: ДОБРОГО ДНЯ. Подскажу, если сорвете мои волшебные яблоки и выполните задания.

Воспитатель(читает)Отгадайте, какому герою принадлежат слова:

1.Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь, все будет...(Коровушка).

2.Не пей, братец, козленочком станешь (Аленушка).

3.Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?(Мороз)

4.Битый не битого везет(Лиса).

5.На, куколка. покушай, моего горя послушай(Василиса Прекрасная).

Яблонька, Молодцы, справились. Гуси- лебеди полетели к молочной речке (воспитатель катит клубок, дети идут змейкой).

Воспитатель: Здравствуй, молочная речка -кисельные берега! Подскажи. куда гуси- лебеди полетели?.

Речка: Скажу, но чтобы перейти на другой берег, вам надо построить мостик, не простой, а из букв. Слушайте загадку, слово- отгадка для мостика.

Загадка.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей.(слово-ответ: Царевна- лягушка).

Речка. Справились с заданием. Переходите по мостику.

Воспитатель

Сейчас речку перейдем,

На тот берег попадем.

К Бабке- Ежке придем

И Ванюшу спасем.

Появляется Баба-Яга. Нюхает.

Баба-Яга: ФУ,ФУ,ФУ. Это кто меня побеспокоил? Детским духом пахнет, ой, сколько вас много. Зачем явились? Я гостей не жду.

Воспитатель: ОЙ, Баба-Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя громкий и слова неприветливые.

Баба-Яга: Хватит разговоры разговаривать. Зачем явились- не запылились?

Аленушка: Мы пришли за братцем Ваней.

Баба-Яга: Ишь чего захотели., я вам просто так его не отдам. Кощей прислал мне головоломку- кроссворд, ничего не могу отгадать. Коли поможете мне, голубчики, тогда и посмотрим.

Совместное отгадывание кроссворда(вопросы о русских народных инструментах)

Баба-Яга: Да откуда ж вы такие умные взялись?

Отгадали весь кроссворд,

Умный очень здесь народ.

Приглашаю в круг всех встать,

С Бабкой-Ежкой станцевать!

Танец- игра "Бабка- Ежка"

Аленушка: Баба -Яга, пора возвращать братца Ванюшу.Мы справились с твоим заданием. Верни, пожалуйста, Ванечку.

Баба-Яга: Ну, ладно, ваша взяла. Забирайте своего ВАНЮ(обиженно).

Воспитатель: Мне почему -то жаль Бабу-Ягу. Может, она потому такие поступки плохие совершает, что ее никто не любит и нет у нее друзей, никто о ней не заботиться?

Давайте мы сделаем ей приятное,

Сорвем по цветочку и подарим ей.

Чтобы Было ей не грустно,

Чтоб жилось ей веселей.

Дети собирают цветы и дарят персонажу.

Пояснительная записка к занятию «Что за прелесть эти сказки»

Занятие для детей подготовительной к школе группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А.
Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы согласно расписанию НОД проводятся 1 раз в неделю.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Задачи:



Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением персонажей, игрушки, настольный театр)
Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки)
Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие)
Игровой прием (считалка, игра-физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
социализация (игра «Волшебное колечко»);
коммуникация (составление сказки);
здоровье (физминутка);
познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации).
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми:

Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
Заучивание загадок.
участие в интернет конкурсе «Мои любимые сказки» с воспитанниками подготовительной к школе группы.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию со слайдами сказочных персонажей. Затем с воспитанниками проходит обсуждение и воспитатель предлагает детям составить самостоятельно сказки на различные темы. Ребята отвечают на наводящие вопросы воспитателя и постепенно получаются сказки. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Чтобы заинтересовать детей мною был придуман необычный способ пересказа сказки другу - по телефону. Поэтому пересказ прошел легко, незаметно.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.
Конспект занятия по развитию связной речи (старший дошкольный возраст).
Тема: «В гостях у сказки».

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек.
Задачи:

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.
Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
Воспитывать умение понимать смысл пословиц

Предварительная работа:
? Чтение, рассказывание русских народных сказок.
? Рассматривание иллюстраций к сказкам
? Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
? Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
? Заучивание загадок.

Участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка»

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон
Словарная работа: путешественник, присказка, беззащитный.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
? Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
? На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
? Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
? Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
? Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
? В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

Звучит музыка.

Воспитатель:
Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (слайд N 3,4)
? Кто живёт в сказках?
? Как начинается сказка?
? Какими словами заканчивается?
? Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)
? Ребята, а какие присказки вы знаете? (слайд N7)
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Сказано-сделано».
Воспитатель:
А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (слайд N 8)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
? По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
? Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
? А дорога далека, а корзина нелегка.
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
? Колотил, да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:
Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (слайд N9)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.


Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:
Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Воспитатель:
Ну, а теперь продолжаем дальше своё путешествие.

Выставляется иллюстрация леса (слайд N10) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:
Надо придумать сказку по игрушкам.
Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.
Воспитатель:
Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

Аллергия - гиперчувствительность иммунной системы к какому-либо веществу или физическому воздействию. Она может развиваться вследствие множества причин: нарушения пищеварения, ферментной недостаточности, лямблиоза, почечной недостаточности и т.д. В данной же статье речь пойдёт о психосоматической природе развития аллергических заболеваний.

Для начала рассмотрим общие понятия

Психосоматика - это направление медицины и психологии, изучающее связь между характеристиками личности, такими как черты характера, эмоциональное состояние, стили поведения, и развитием определённых соматических (телесных) заболеваний.

Аллергия на нервной почве

Развитие клинических проявлений аллергической реакции без непосредственного воздействия аллергена на иммунную систему и без возникновения реакции антиген-антитело называется псевдоаллергией . При этом из-за определённых сбоев в работе организма происходит высвобождение в кровь гистамина и других медиаторов воспаления, что ведёт к возникновению характерных симптомов аллергии.

Официальная медицина подтверждает психосоматическую связь между стрессом, нарушающим нормальное течение процессов в организме, и развитием аллергической реакции, из чего становится ясно, почему аллергию относят к психосоматическим заболеваниям.

Однако психосоматический процесс способен спровоцировать и возникновение истинной аллергии.

Симптомы психосоматической аллергии

Для аллергии на нервной почве характерно:

  • возникновение зуда и сыпи на коже (в основном на руках, шее, груди и животе),
  • дерматитов,
  • псориаза или экземы.

Возможно возникновение следующих симптомов: удушье, покраснение, или же побледнение кожи лица, тахикардия, нарушения работы пищеварительной системы, тошнота, потеря сознания, тремор, слезотечение, повышенное потоотделение, высыпание на слизистой рта, кашель, насморк.

При психосоматической аллергии проявляются так же симптомы, локализованные в нервной системе, а именно: приступы усталости, депрессия, сонливость, апатия, головные боли, боли в мышцах, невралгии, расплывчатость и заторможенность мыслительного процесса, проблемы со зрением. Данные симптомы характеризуются периодами обострения и ремиссии.

Психологический портрет аллергика

Аллергия с психологической точки зрения - это отказ принимать вещество, воздействие которого в норме практически никак не проявляется. Связанно это может быть с ассоциацией воздействующего фактора с неприятным опытом в прошлом.

Согласно мнению Лиз Бурбо , автора книги “Твоё тело говорит “Люби себя!””, аллергики испытывают отвращение к кому-то, или находятся под сильным впечатлением от определённого человека. Они могут находиться в позиции постоянной обороны, считая, что к ним проявляют агрессию. К тому же одной из основных причин развития психосоматической аллергии являются внутренние противоречия.

Таковыми могут быть, к примеру, неприязнь к кому-то, и одновременно желание получить признание или одобрение этого человека, или любовь и, при этом, желание оставаться независимым. Также аллергия может быть проявлением тайного желания привлечь к себе внимание, или самонаказанием - отказом от того, чего человек считает себя недостойным, например аллергия на еду.

Любопытный документальный фильм: «Тайны психосоматики»

Примеры аллергических психосоматических реакций

Психологические аспекты аллергии непосредственно связаны с клиническими проявлениями заболевания. Ниже приведены психосоматические аллергические реакции и указаны возможные причины их возникновения:

  • Психосоматика пищевой аллергии может брать своё начало от детской полноты, сопровождающейся неприятными комментариями по этому поводу, и, как следствие, возникает подсознательный отказ от продуктов, чтобы избежать набора веса и неприятных эмоций, связанных с этим.
  • Аллергия на пыльцу. Так как пыльца может ассоциироваться с размножением, то причиной развития реакции могут быть проблемы в сексуальной сфере, страх возникновения нежелательной беременности.

В период цветения и смену сезонов окружающий мир кардинально преображается. В этом отношении аллергия может быть вызвана боязнью перемен.

  • Аллергия на животных. После гибели домашнего животного, человек может подсознательно отторгать повторение столь неприятного события, что и проявляется аллергией на шерсть питомцев. Вместе с тем, реакция иногда развивается в связи с особенностями поведения конкретного животного, к примеру аллергия на кошек возникает из-за того, что кошки - существа свободолюбивые и независимые, в отличие от людей, загнанных в жёсткие социальные рамки, и у человека возникает подсознательная неприязнь к этим животным, проявляющаяся аллергией.
  • На холод, тепло и свет. Если человеку необходимо выполнять неприятные для него действия (нелюбимая работа, учёба), он подсознательно придумывает способы избежать негативного воздействия, что проявляется в виде аллергических реакций на термическое, световое воздействие.
  • Кожные аллергические реакции. Проявления на лице связывают со страхом, или, наоборот, желанием привлечь к себе внимание, поражение рук происходит из-за нежелания выполнять неприятную работу руками (мытьё, стирка).

Лечение аллергии на нервной почве

По той причине, что в возникновении психосоматической аллергии участвуют в основном психические процессы, лечение воздействует в первую очередь на нервную систему пациента.

При лечении аллергии на нервной почве используют такие методы:

  • Массаж биологически активных точек;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Рефлекторно-мануальная терапия;
  • Психотерапия при аллергии, включающая гипноз, суггестию (внушение) и работу с психологом;
  • Гомеопатия;
  • Устранение источника стресса;
  • Йога и медитативная практика;
  • Приём седативных препаратов;
  • Лечение аллергии, не связанное с психосоматикой (противоаллергические препараты, иммунотерапия).
  • Профилактика психосоматической аллергии (седативные чаи и настои, прогулки, занятия спортом, нормированный режим дня, здоровое питание, благоприятная атмосфера в местах пребывания);

Психосоматические причины аллергии у детей

Психосоматическая аллергия у ребёнка может развиться при частом расставании с матерью на весь день, при постоянных конфликтах между родителями, или из-за жёсткого ограничения свободы мысли и действия с их стороны.

Так как психика ребёнка не развита в полной мере, и он не способен полноценно выражать своё состояние через эмоции и общение, организм реагирует на перечисленные факторы возникновением аллергической реакции.

Об ответственности родителей

Ребёнок не всегда может напрямую обратиться к родителям за помощью. Поэтому ответственные родители сами должны по возможности чаще общаться со своими детьми, спрашивать, что их волнует, тяготит, постараться помочь решить их проблемы. Это необходимо, чтобы поддержать и укрепить психическое здоровье ребёнка, и тем самым предотвратить развитие психосоматических заболеваний, в том числе и аллергии.

Вывод

Аллергия и психологическое состояние очень тесно связаны. Заболевание может возникнуть на нервной почве, вследствие внутренних противоречий, ненависти или зависти к кому-то или чему-то.

Чтобы предотвратить развитие аллергии по психосоматическому механизму, следует следить за своим психическим здоровьем, избегать или учиться справляться со стрессовыми ситуациями, разобраться в своих неприятных, навязчивых мыслях, а так же следить за физическим здоровьем: питаться здоровой пищей, заниматься спортом, просто гулять, соблюдать режим дня, высыпаться.

Психосоматика аллергии - причины аллергии у детей и взрослых

Общая информация

Сама по себе психосоматика аллергии показывает то, как человек себя ощущает в окружающем мире, какие переживания он испытывает при контакте с другими людьми и природными явлениями. Психосоматика связывает возникновение аллергии с накоплением негативных эмоций, а также с наличием различных страхов и пережитым негативным жизненным опытом. Психосоматика довольно четко определяет саму причину возникновения аллергии, что помогает понять какие именно негативные факторы и воздействия необходимо устранить для полного избавления от хронических проявлений аллергических реакций.

Звание «заболевание столетия» по праву отдано аллергии. По данным ВОЗ, почти 80 процентов среди взрослого и детского населения планеты страдают теми или иными формами аллергии. Вместе с этим, ежегодно медики отмечают устойчивую тенденцию увеличения общей численности людей, которые страдают различными аллергиями.

По своей сути аллергические реакции представляют собой сверхчувствительную неадекватную реакцию иммунной системы на особые раздражители, именуемые аллергенами. Сегодняшняя медицина предлагает в качестве лечения различные методики корректировки состояния больного. В большинстве своем лечение сводится к подавлению проявления симптомов аллергии. Главный минус такого подхода заключается в том, что он не имеет прямого воздействия конкретно на причину возникновения аллергии. Большая часть современных противоаллергических медикаментозных средств лишь на непродолжительное время облегчают состояние человека при возникновении симптомов аллергии.

По результатам глубоких исследований было установлено, что в 40 процентах случаев аллергия представляет собой психопатическое заболевание. Это означает, что провоцирует этот недуг психическое состояние человека. Психосоматика аллергии –это причины, которые провоцируют возникновение данного заболевания, что предопределяются особенности устройства нервной системы человека, а также его личностными психологическими характеристиками.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда у человека полностью исчезали любые аллергические проявления, но при возникновении определенных тяжелых жизненных моментов аллергия возвращалась при полном отсутствии в окружении аллергических катализаторов. В подобных ситуациях можно с полной уверенностью утверждать, что такие проявления аллергии имеют сугубо психосоматическое происхождение.

Основные симптомы проявления психосоматической аллергии

Чаще всего психосоматическая аллергия проявляется следующим образом:

  • Зуд и различные кожные высыпания в области живота, груди, шеи и рук;
  • Возникновение дерматитов, экзем и псориаза;

Также психосоматические реакции могут воздействовать на нервную систему, что проявляется такими симптомами, как:

  • Тяжесть в легких и удушье, изменение пигментации кожи (покраснение или побледнение), учащенное сердцебиение;
  • Нарушение в работе пищеварения, рвотные позы;
  • Тремор конечностей, внезапная потеря сознания;
  • Повышенное потоотделение, самопроизвольное слезотечение;
  • Различные высыпания в полости рта;
  • Заложенный нос, кашель.

Кроме того, психосоматическая аллергия может иметь глубокое воздействие на ЦНС человека, существенно снижая качество его жизни, что проявляется следующим образом:

  • Внезапные приступы слабости и усталости;
  • Постоянная сонливость и депрессивные настроения;
  • Полная апатия к окружающей действительности;
  • Частые головные боли;
  • Локализированные мышечные боли;
  • Различные невралгии;
  • Заторможенность и расплывчатость мыслительных реакций;
  • Ухудшение зрения.

Все вышеперечисленные симптомы характеризуются регулярными периодами обострения, которые сменяются ремиссиями.

Примеры наиболее частых психосоматических аллергических реакций

Психосоматические аллергические реакции имеют прямую взаимосвязь с клиническим правлением различных симптомов заболевания.

Возможные причины возникновения наиболее распространенных психосоматических аллергических реакций:

  • Психосоматика пищевых аллергий может иметь прямую связь с детским ожирением. Дети, страдающие полнотой, часто становятся объектами издевательств и насмешек со стороны своих сверстников. Вследствие человек на подсознательном уровне отказывается от приема в пищу тех или иных продуктов во избежание набора лишнего веса, что вызывал у него массу неприятных эмоций и негативных переживаний.
  • Аллергические реакции на цветение растений. Часто проблемы в сексуальной сфере человека могут провоцировать аллергию на пыльцу так, как сама пыльца может ассоциироваться с размножением. Также боязнь нежелательной беременности может стать катализатором проявления симптомов аллергии на цветение. Кроме того, боязнь перемен может подсознательно ассоциироваться с периодом смены времен года и началом цветения растений, что провоцирует аллергию на цветочную пыльцу.
  • Аллергическая реакция на домашних животных. В результате гибели любимого домашнего животного человеческое сознание может самостоятельно отторгать столь болезненные душевные переживания через аллергические реакции на шерсть домашних питомцев. Чаще всего психосоматика у детей проявляется в таких ситуациях, ведь для ребенка гибель животного является ужасным психологическим ударом. Также, подобные аллергические реакции могут быть проявлением особенностей поведенческих привычек конкретного животного. Так аллергия на шерсть кошек может возникнуть на фоне того, что кошки в силу своей любви к независимости и самостоятельности могут подсознательно вызвать у человека неприязнь, что и провоцирует проявление симптомов аллергии.
  • Аллергия на свет или же температуру окружающей среды. Человеку при нежелании выполнять неприятную для него работу или же действия, например, поход на учебу, нелюбимую работу, его подсознание пытается помочь избежать возникновения негативных эмоций путем возникновения аллергических реакций на температуру окружающей среды или солнечный свет. Таким образом, часто возникает конъюнктивит, психосоматика этого заболевания прямо связана с нежеланием человека находиться на открытом пространстве.
  • Проявление аллергии на коже и дерматит. Аллергия, проявляемая высыпаниями на коже лица, может быть спровоцирована какими-то внутренними страхами или желанием привлечь к себе внимание. Сыпь на коже рук часто является следствием нежелания выполнять ручную работу, например, стирать белье или мыть посуду. Вследствие психологического стресса часто возникает дерматит, психосоматика этого недуга основывается на неприятных ощущениях от возможного контакта с различными предметами.
  • Удушье и бронхит. Нередко человек испытывает приступы удушья или имеет бронхит, психосоматика таких аллергических проявлений основана на стрессе, что чаще всего возникает из-за семейных ссор.

Методы лечения психосоматических аллергий

В связи с тем, что катализатором возникновения психосоматических аллергических реакций является психика человека и его внутренние переживания, лечение этого заболевания направлено на центральную нервную систему пациента.

Чаще всего в лечении аллергии на нервной почве используют такие методики, как:

  • Глубокий массаж особых биологических точек человека;
  • Иглоукалывание;
  • Мануальная и рефлекторная терапия;
  • Психотерапевтические процедуры, которые включают в себя гипнотическое воздействие, а также работу с профессиональным психологом;
  • Прием гомеопатических препаратов;
  • Устранение причины возникновения стресса;
  • Медитация и практические занятия йогой;
  • Применение успокоительных (Нейролок или Релаксис);
  • Прием противоаллергенов и модуляторов иммунной системы - Алергикс.
  • Прием успокоительных травяных чаев, регулярные прогулки на свежем воздухе, умеренная физическая нагрузка, нормированный дневном режим, правильное питание, приятная атмосфера окружения пациента.

Причины возникновения аллергии на нервной почве у детей

Постоянные конфликты внутри семьи, жесткое ограничение мыслей, действий и свободы или же частые расставания ребенка с матерью могут стать катализаторами возникновения психосоматических аллергий. В связи с тем, что ребенок в силу своего возраста неспособен полноценно выразить свои мысли, эмоции и претензии его организм проявляет протест против окружающей враждебной обстановки путем возникновения различного рода аллергических реакций.

Далеко не всегда ребенок способен обратиться за помощью к своим родителям. По этой причине все родители должны чаще обращать свое внимание на состояние здоровья ребенка, а также чаще с ним общаться для выявления возможных проблем с детской психикой или детским здоровьем. Все это необходимо для минимизации возможности возникновения разных аллергических реакций.

Выводы

Тесная связь аллергии и психологии уже давно установлена. Возникновение аллергии часто связано с разными глубокими душевными переживаниями или стрессами. Для предотвращения психосоматических аллергических реакций нужно по возможности избегать конфликтные ситуации и стрессы, учится с достоинством принимать разные жизненные моменты. Кроме того, рекомендуется следить за своим питанием, физическим состоянием, заниматься спортом, а также полноценно высыпаться, ведь все это существенно укрепляет иммунитет и помогает пережить любые стрессы.

Психосоматика: аллергия

Аллергия – повышенная чувствительность организма к некоторым веществам.

Аллергия как болезнь также характеризуется своей индивидуальностью, так как у каждого человека аллергическая реакция возникает на разное вещество.

Формами аллергической реакции являются:

  • крапивница,
  • респираторная аллергия (аллергический ринит и бронхиальная астма),
  • аллергический конъюнктивит,
  • дерматоз (экзема),
  • энтеропатия (реакция ЖКТ),
  • анафилактический шок,
  • отек Квинке и др.

Псевдоаллергия – это проявление аллергической реакции без воздействия аллергена и без реакции антиген – антитело. То есть псевдоаллергия - это просто неправильная, неадекватная реакция организма. Но, вследствие сбоев в нервной системе, в кровь выбрасывается гистамин, проявляющий симптомы аллергии.

Симптомами аллергии, в том числе и аллергии на нервной почве, являются: зуд и сыпь, дерматит, экзема или псориаз на руках, животе, груди, шее, возможно удушье, кашель, насморк, слезотечение, дрожание конечностей, повышенное потоотделение, побледнение или покраснение лица, тошнота, учащенное биение сердца, потеря сознания и др.

К симптомам психосоматической аллергии также следует отнести невралгию, сонливость, апатию, заторможенность, боли головные или боли в мышцах и другие симптомы, связанные с нарушением работы нервной системы.

Последствием аллергии может стать развитие аллергического бронхита и бронхиальной астмы.

Причинами возникновения аллергии являются:

  • сбой в работе иммунной системы,
  • наследственная предрасположенность,
  • болезни (у взрослых – хронические болезни пищеварительного тракта, у детей - простуда),
  • инфекции,
  • условия работы,
  • вредные привычки,
  • неправильное питание, в том числе употребление продуктов питания с ароматизаторами и вкусовыми добавками,
  • плохая экология,
  • стрессы и др.

Психосоматика нервной аллергии

Иммунная система человека призвана защищать, но в случае аллергии эта защита проявляется в искаженной, преувеличенной форме: иммунная система начинает относиться враждебно даже к безобидным веществам, которые признаются ею как вредные .

То есть, на психосоматическом языке это значит, что человек не признает и отвергает что-то в себе, или чего-то боится. Поэтому загоняет в подсознание как вредное и опасное для своего душевного покоя.

Организм отказывается принимать какое-либо вещество – значит, человек отказывается принимать что-то в своей жизни, протестует внутри против чего-то , но подавляет негативные эмоции.

Этими негативными эмоциями являются: обидчивость, раздражительность, тревожность, мнительность, подавление гнева, нетерпимость, постоянные переживания неудачи, событий прошлого, угрызения совести, чувство вины, одиночество и др.

Психологи выяснили, что аллергия, которая поражает органы дыхания (на пыль, пыльцу, шерсть животных), то есть когда аллерген в организм попадает через дыхание, указывает на то, что человек на дух не переносит, ненавидит что-то или кого-то.

Пищевая аллергия (затрагивает органы пищеварения) говорит о раздражении от невозможности принять и усвоить новые идеи .

Поражение аллергией кожи человека (на холод и т.д.) выражает раздражение от контакта с кем-то или чем-то в окружающем мире, обстановке .

Некоторые психологи также выявили связь психосоматической причины с местом высыпаний. Например, аллергические высыпания на руках говорят о том, что нет желания что-то делать.

Психологические причины аллергии

Известный автор по психосоматике Луиза Хей считает, что ответ на вопрос: «Кого вы не выносите?» поможет выяснить причину аллергии. Еще одной причиной этого недуга, по ее мнению, является отрицание собственной силы .

Психолог Лиз Бурбо аллергию обозначает как повышенную или извращенную чувствительность.

Человек, страдающий аллергией, по ее мнению, испытывает отвращение или терпеть не может кого-то. Такой человек с большим трудом приспосабливается к людям или жизненным ситуациям . Он отличается впечатлительностью, обидчивостью, превышением необходимой степени защиты.

Аллергики постоянно переживают внутреннее противоречие: они стремятся и в то же время подавляют свое стремление . Например, хотят быть с любимым человеком, но боятся разочароваться в нем или как-то ухудшить отношения и, поэтому стремятся отдалиться от него.

Аллергия может проявиться из-за повторяющейся жизненной ситуации или близкого человека, которые вызывают противоречивые эмоции. Если это близкий человек, то, с одной стороны, он стремится получить от него одобрение, но с другой стороны испытывает к нему неприязнь. Такое противоречивое отношение может быть связано с его зависимостью от этого близкого человека (папа, мама, начальник и др.).

Лиз Бурбо отмечает, что аллергия на продукты питания говорит о том, что человек не дает себе право насладиться радостями жизни , а аллергия на пыль или шерсть - об ощущении себя объектом агрессии .

Согласно позиции доктора В. Синельникова, аллергия – это признак отсутствия эмоционального самоконтроля. Это значит, что человек, не зная, как быть с некоторыми негативными эмоциями, просто подавляет их. Но они никуда не исчезают, и подсознание выводит их наружу, чтобы человек увидел, что они загрязняют его душу.

Причиной аллергии доктор называет то, что человек кого-то или что-то не переносит в своей жизни. Синельников подчеркивает, что причина внутри, а не снаружи (то есть причина не в продуктах питания и т.д.).

Другой известный специалист по психосоматике Лууле Виилма пишет, что аллергия – это спутавшийся клубок любви, страха и злости .

Наблюдения психологов выявили, что вещество, которое отвергается организмом, может подсказать, с чем связаны проблемы человека. Так, аллергия на домашнюю пыль говорит о боязни того, что признается грязным, нечистым (здесь речь идет не только и не столько о физической грязи, а о душевной или духовной).

Реакция на антибиотики указывает на здоровую реакцию человека (против чего-то антижизненного), символизирующую принятие всего живого .

Аллергия на пыльцу как символ продолжения рода говорит о страхе перед сексуальностью , на шерсть животных – о страхах в сфере любви, сексуальности, продолжения рода .

При этом, реакция на шерсть собак символизирует подавление агрессивной составляющей сексуальности , а на шерсть кошек – проблемы в области женской сексуальности, мягкости и ласки , на конский волос - страхи и защита против сексуального инстинкта.

Психосоматические причины аллергии у детей

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: постоянные ссоры родителей из-за разных взглядов и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей .

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью .

Согласно наблюдениям психологов, аллергия у детей может возникнуть из-за длительных расставаний с мамой, конфликтов в семье, постоянных запретов и ограничений, а также как способ привлечь внимание и удовлетворить потребности в любви и ласке.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери .

Пути исцеления

Думается, заболевание этой индивидуальной болезнью уже должно навести человека на мысль, что что-то не так именно с ним, а не с каким-либо веществом (которым также пользуются и другие, но их тела реагируют адекватно).

Как известно, страдания тела прямо указывают на страдания души человека. Вышерассмотренные психологические причины помогают нам раскрыть суть недуга: от чего именно страдает душа, какие негативные эмоции загрязняют ее, не дают покоя, раздражая и зудя.

Отсюда путь исцеления от аллергии на нервной почве очень прост: не подавлять, а решать возникшие душевные недуги .

Как это сделать? Для начала признаться себе, что испытываете какую-либо негативную эмоцию (так как многие начинают отнекиваться). Далее проследить, что вызвало эту эмоцию.

Например, испытываете гнев. А что за ним стоит? Отчего оно возникло? Может, оттого, что у вас были ожидания , что кто-то поступит так, как вам будет выгодно или ситуация обернется в вашу пользу и т.д. Но ваши ожидания не оправдались . И вот в вас начинает закипать гнев.

А теперь остановитесь и задайтесь вопросом: Почему кто-то должен исполнять ваши ожидания? Вы их надумали-нафантазировали . А другой человек – это не вы, он не знает, что вы придумываете в своем внутреннем мире, он живет своей жизнью, – и это верно .

Каждый человек сам отвечает за свои надумки и пустые ожидания. Почему пустые? Потому что нельзя что-то ожидать от кого-нибудь или чего-нибудь. Себе дороже выйдет, так как ожидания практически никогда не оправдывают себя, а, наоборот, разрушают все, особенно отношения между людьми .

Именно ожидания, вернее их провал, становится причиной разочарований, претензий и непомерных требований к другому человеку. Заметьте: к другому, но не к себе (потому что «Я ожидал, а ты не оправдал!»).

Но вспомним, кто же в итоге заболевает? Тот, кто кипит раздражением и гневом.

А тело, как преданный слуга человека, готов пойти на жертвы, лишь бы наглядно показать своему хозяину всю его внутреннюю нечистоту, психоэмоциональную неприглядность . В надежде, что тот увидит, поймет и примет меры для очищения своего внутреннего мира.

Психосоматика дерматита

Кожа – этот орган в организме человека наиболее функционален из всех остальных. Она предотвращает внутренний мир человека от окружающей среды.

Также кожа может выражать эмоции – раздражение или страх, гнев или радость. Естественно, кожа выполняет и эстетическую функциональную нагрузку.

Те, кто хоть раз сталкивался с таким заболеванием кожного покрова как дерматит, знает о том, насколько сильно это заболевание может навредить нормальной жизни человека. И сейчас речь идет не только о дискомфорте, вызываемым раздражением, а о страданиях психологического типа. Это можно назвать выражением «атопический дерматит».

При возникновении этой болезни вряд-ли помогут медицинские препараты. Так что причины дерматита нужно искать не только в физиологии человека, но и с психосоматическом состоянии.

Как кожа дает сигнал

Не зря кожу иногда называю зеркалом, которое передает внутреннее состояние организма. Нередко причина дерматита кроется не в каком-то пищевом или тактильном компоненте, а в эмоциональном состоянии. Организм в это время может испытывать стресс или сильные эмоции. Если такое состояние тело человека испытывает периодически – может возникать рецидив атопического дерматита. Для того, чтобы выяснить откуда происходит очаг болезни – нужно обращать внимание на то, где расположено заболевание кожи.

Вот некоторые из видов атопического дерматита:

  • Если сыпь появилась на ногах и руках – значит, у человека нет желания что-либо делать или куда-либо направляться
  • Поражение головы – человек занижает свою самооценку
  • Покраснения и шелушения на шее – воля больного очень сильно подавлена
  • Запущенная степень заболевания – скорее всего, человек испытывает фобии и серьезные проблемы внутреннего типа.

Психосоматический дерматит возникает в том случае, если
человек все держит в себе и сильно переживает по поводу неприятностей. Но бывает и такое – если человек чувствует то, что окружающие люди его отталкивают.

Естественно, любой будет в такой ситуации переживать и копаться в себе. Возможно, проблема скрывается в отношениях между отцами и детьми – очень часто проблемы семейного характера несут за собой раздражение не только внутреннего, но и наружного типа.

Как не странно, признаки атопического дерматита закладываются в нас еще в детском возрасте. И только после, во время жизни эти признаки либо остаются в организме, либо выходят наружу.

Чтобы правильно определить причину заболевания – нужно работа психолога. Это только он сможет определить то, откуда берет начало психосоматический дерматит. Возможно, проблема возникла из-за недостаточной родительской любви, или наоборот – от ее переизбытка.

Избавляемся от психосоматического дерматита

Чтобы
победить это заболевания, психотерапевты научились использовать техники навыков по коммуникациям. Простыми словами – человек учится жить как бы заново, и изучает тренинг, для того, чтобы контролировать собственные эмоции или чувства.

Во время тренинга человек учиться жить без чувства незащищенности, контролирует конфликты внутреннего и наружного типа, а также учится держать под контролем свои эмоции. Реакция на негатив – этому подразделу эмоций отделяется довольно большое количество времени, так как от негатива исходят все проблемы.

Психосоматика дерматита

К сожалению, психосоматический дерматит поражает не только взрослых людей, но и детишек. При воспитании ребенка нужно учесть все то, что может повлиять на психосоматику ребенка, и не допускать этого.

Наши бабушка очень сильно верили в порчи и сглазы. И вот спустя довольно-таки продолжительный период времени - их опасения стали доказанными. Психиатры и психологи изучали психологическое воздействие старшего поколения на младшее в течении продолжительного времени.

Психосматика дерматита, причины:


Это самые распространенные причины возникновения психосоматического дерматита. Их насчитывается огромное количество, но определить их сможет только высококвалифицированный специалист.

Виды психосоматических дерматитов

Когда у человека заболевание – дерматит, то он чувствует себя неуютно, а самое главное – неуверенно. Ему всегда кажется то, что он «белая ворона» и все люди на него показывают пальцем. У некоторых больных есть непреодолимое желание покинуть свою зараженную кожу. После таких мыслей организм получает сигнал, что его владелец отвергает кожу. Начинают происходить посылаемые мозгом импульсы, направленные на иммунную систему организма. Тем самым, иммунная система начинает здоровые клетки принимать за инородные и истреблять их.

Что такое себорейный дерматит

Когда человек заболевает именно этой разновидностью болезни, то он начинает заниматься самообманом. Некоторые больные выдают свои мечты (от малых, до великих) за действительное и сами себе верят. Когда удается с них снять очки розового цвета – люди очень сильно расстраиваются и начинают переживать.

Психосоматика дерматита себорейного может с легкостью носить и второе название – «насыпание золы на макушку головы». Такой вид дерматита значительно влияет на самооценку.

Эта болезнь может развиться не только из-за того, что человек не верит в свои физические и умственные способности, но и из-за того, что они очень сильно недовольны своим внешним видом. Это может начинаться от тела и заканчивая одеждой и обувью. Такие больные начинают считать себя некрасивыми неудачниками, которым никогда не везет.

У детей такой тип болезни может развиться из-за того, что родители его часто ругают и всегда им недовольны. Никто не говорит, что ругать ребенка нельзя. Но его нужно как можно чаще хвалить за любые, даже мелкие, но хорошие дела и поступки.

Атопический дерматит

Этой разновидности дерматита очень сильно подвержены дети. Заболевание развивается во время скандалов в семье. Порой бывает так сложно объяснить ребенку то, из-за чего мама и папа поругались. Маленький человек будет думать, что ссора произошла из-за него.

В медицине были замечены такие случаи заболевания, что у малыша был атопический дерматит во время проживания с родителями. Но, как только он уезжал на несколько дней к бабушке (дедушке) заболевание проходило.

Кстати, не исключена возможность проявления атопического дерматита и у взрослых людей. Происходит это также – при контакте с одними людьми болезнь обостряется – а с другими – отходит.

При атопическом дерматите человек склонен закрываться – он может не выходить на улицу неделями, а если и выходить – только быстро по делам. При такой разновидности заболевания нужно помощь психолога, оказанная как можно быстрее. Ведь губиться не только психологическое состояние, но и физическое.

Аллергический дерматит

Аллергический дерматит можно назвать самым сильным из всех подвидов психосматических заболеваний. Причины его таковы: у человека всегда идет процесс недоверия к другим и мнительности. Это могут быть не слишком глубокие формы параноидального характера. Возможно, просто удержание напряжения по поводу того, что любой человек может в любом деле обмануть.

Если поставлен диагноз «аллергический дерматит», то психосоматика не обязательно должна основываться на неприятии другого человека, цветка, животного или продукта. На самом деле, это всего лишь последствия неприятия, идущего изнутри.

Скорее всего, с объектом неприятия связаны плохие воспоминания – какие-либо чувства, обстоятельства, встреча. Именно они вызывают негативные процессы, которые происходят в организме.

Иногда психосоматика дерматита аллергического типа кроется в том, что человек не доволен собой и окружающей его жизнью. При таком случае внутренне состояние человека переходит на реальные объекты.

Аллергический дерматит может происходить из-за излишнего опекания ребенка. Как правило, в таких случаях родители из-за своей чрезмерной опеки не дают иммунитету выработаться. В таком случае посещать психолога должен не ребенок, а его родители.

Во время психических высыпаний дерматита его причину нужно искать в детстве. Именно в то время закладывается будущий фундамент организма. Не нужно бояться сходить к психологу. Возможно, после его посещения жизнь измениться в лучшую сторону.