Конспект урока на тему «В мире сказок. Конспект занятия "по сказкам чуковского"

Тема занятия №38:

«Путешествие по русским народным сказкам»

Цели занятия:

Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению;

Способствовать формированию личного отношения к прочитанному;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.

Оборудование : презентация «Русские народные сказки, кроссворд «Герои сказок», карточки с заданиями.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Вступительное слово

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.

2)Постановка темы занятия.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать русские народные сказки, но и показывать их. Лучшие актеры и самые догадливые игроки будут награждены призами.

( Дети делятся на 3 команды )

2. Основная часть

1. Конкурсы.

1) Отгадай сказку!

Каждой команде предлагается отрывок из сказки. ( .)

1. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

А я – Лягушка-квакушка.

( Ответ: «Теремок»)

2. – Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

( Ответ: «Колобок»)

3. – Поешь моего простого киселька с молочком.

Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.

( Ответ: «Гуси-лебеди»)

4. – А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами!

( Ответ: «По щучьему велению»)

5. – Несёт меня лиса за синие леса!

Котик, братик, помоги!

( Ответ: «Кот и лиса»)

6. Солнце высоко, колодец далеко,

Жар донимает. Пот выступает.

( Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

7. – Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту.

Получай златогривого коня с уздечкой.

( Ответ: «Иван-царевич и серый волк»)

8. – Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я – в другой.

( Ответ: «Никита Кожемяка»)

9. – Дай рыбки!

Не дам! Пойди сам налови!

Да я не умею!

А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!

( Ответ: «Волк и лиса»)

10. – Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться и выгнала меня!

( Ответ: «Заюшкина избушка»)

11. – Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

( Ответ: «Маша и медведь»)

12. – Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отомкнитеся! Я коза, на лугу была, ела траву шелковую, пила воду студёную…

( Ответ: «Волк и семеро козлят»)

13. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях подавился…

( Ответ: «Петушок и бобовое зёрнышко»)

14. – Где же моя скалочка?

Дайте мне за неё курочку.

( Ответ: «Лисичка со скалочкой»)

15. – Ква-ква, Иван-Царевич!

Что не весел?

Что голову повесил?

( Ответ: «Царевна- лягушка»)

2) Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные предметы.

( Каждой команде выдаётся на отдельном листе ).

1. Курочка …

2. Баба-…

3. Жар-…

4. Иванушка-…

5. Царевна-…

6. Гуси-…

7. Ковёр-…

8. Скатерть-…

9. Сапоги-…

10. Сивка-…

Когда команды готовы – открывается заполненный кроссворд для проверки. ( .)

3) Викторина «Кто быстрей?» ( .)

Чем угощала лиса журавля? (Кашей ).

Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком ).

Из чего варил кашу солдат? (Из топора ).

Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка ).

Кого заморозил Мороз-Синий нос? (Купца ).

Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек ).

Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка ).

Кто помогал Крошечке-Хаврошечке выполнять работу? (Корова ).

На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной ).

4) «Составь название сказок!» ( .)

ГУСИ МОРОЗА

КАША ЛЕБЕДИ

ПЕТУШОК ТОПОР

ДЕВОЧКА ЗЁРНЫШКО

ДВА СНЕГУРОЧКА

5) «По опорным словам отгадайте сказку!» ( .)

( Каждой команде по очереди )

СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («КАША ИЗ ТОПОРА» )

БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («ГУСИ-ЛЕБЕДИ» )

ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО» )

ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («ДВА МОРОЗА» )

СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА» )

БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ» )

6) «Отгадай сказку по началу и инсценируй её!»

( Каждой команде по очереди; текст написан на карточках )

1. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит.

( «Девочка Снегурочка» )

2.Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:

Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?

Отвечает другой:

Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого.

( «Два Мороза» )

3. Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

Петя, не торопись. Петя, не торопись.

(«Петушок и бобовое зёрнышко»)

4. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток.

( «У страха глаза велики» )

5. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сыночек.

Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

( «Гуси-лебеди» )

6. Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

Заходи, служивый.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

( «Каша из топора» )

4. Подведение итогов.

Награждение

Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных.

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь твою светлей.

5.

учитель начальных классов

ГКОУ СО «Березовская школа»

«Путешествие по сказкам».

Цель: организовать досуг учеников, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
- развивать память, наблюдательность, сообразительность, речь учеников;
- научить ребят действовать сплочённо и организованно;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества, интерес к литературе и чтению в целом.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, различные книги со сказками, рисунки детей к сказкам

Ход мероприятия.

Учитель.

Ребята! Начинаем наше «Путешествие в сказку». Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок. Ребята, а вы любите сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья – герои «Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского, а потом – сказки Пушкина, Аксакова, Бажова. А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?

(Добру, правде и справедливости, как победить зло, коварство, ложь, и т.д.).

Вот и сегодня мы пройдёмся с вами по следам героев сказок, вспомним некоторые из них. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказок, узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам.

1.«Говорит старик дурню:

Ступай в лес. На опушке дуб старый увидишь. Постучи по нему три раза топором, а сам упади наземь и жди. Когда увидишь пред собой готовый корабль, садись в него и лети, да по дороге забирай к себе на корабль всякого встречного». («Летучий корабль»)

2. «Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девице сундук высокий да тяжёлый, полный всякого приданого». («Морозко»).

3. «Не пей, братец, козленочком станешь!»

4. «Была зима. Шел январь месяц. В такую -то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников» («Двенадцать месяцев»)

5. «А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка». («Крошечка-Хаврошечка»).

6. «Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твёрдо и неудобно». («Три медведя»).

7.«Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

8. «Шёл, шёл Иван-царевич, дошёл до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу». («Царевна-лягушка»).

9. «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю». («По щучьему веленью»).

10. «А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню». («Гуси-лебеди»).

11.«Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами и блинами, и сушёными грибами». («Путаница»).

Всё-то вы знаете!

Учитель.

Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные, коварные и простые, они отправляются в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса. Сейчас мы проверим, всех ли героев сказок вы знаете.

1.Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок.)

2.Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)

3.Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла. (Золушка)

4.Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка.)

5.Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

6.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

7.Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

8. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку…(Буратино).

9.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

10.В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

11.Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Учитель.

А теперь обратимся к самим книгам. Вы видите, какие они красочные. Мы угадывали сказки по отрывкам, по главным героям, а теперь давайте попробуем по картинкам.

(идет угадывание сказок по рисункам и иллюстрациям из книжек)


Учитель.

Пришла почта. Здесь нас ждут телеграммы, нужно отгадать, от кого они.

1.Приходил волк и съел моих шестерых козлят (Коза)
2.Купил семена, посадил, приезжайте, помогайте тянуть.

(Дед «Репка»)
3.Буду, буду умываться по утрам и вечерам (мальчик"Мойдодыр")
4.Помни, всё исчезнет ровно в полночь, когда часы пробьют 12 .(Фея «Золушка»)
5.Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц)
6.Нашла денежку, купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
7.Спасибо, ласточка, за чудесное спасение.(Дюймовочка)
8.Ключик достал. Скоро буду.(Буратино)
9.Обещаю всегда мыть посуду. (Федора)
10.Хвост нашли, плакать перестал.(Ослик ИА)
11.В гости не прилечу. Мотор забарахлил. Нужно варенье. (Карлсон)

Учитель.

Молодцы! Вы знаете много сказок, знаете их текст и можете угадать сказку по картинке. Читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Описание: данная разработка предназначена для педагогов и педагогов-организаторов для организации летнего досуга в пришкольных лагерях или лагерях отдыха. Предлагаются задания разных видов, что способствует развитию логики, внимания, наблюдательности, интереса к литературе. Принимать участие в игре могут ребята разного возраста.

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «По тропинкам любимых сказок». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи: Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: «Волшебная корзинка», в ней Колобок, рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга.
1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя)
(метод «Мозговой штурм»).

Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
- Кто съел козлят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
- В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
III этап. Практический
Воспитатель: Садитесь на коврик, закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим на ковре самолете (дети садятся на ковер и закрывают глаза). А теперь открывайте глаза.


Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко.
(на экране появляется слайд с картинкой солнышко)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Посмотрите, ребята, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Колобок»)
Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком)
Воспитатель: Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).


Воспитатель: Это кто? (Колобок)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Рукавичка»)
Воспитатель: Дети, а в корзинке тоже есть рукавичка.
(Воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.


(метод эмпатии) .
Воспитатель :
- Кто вы сейчас? Как двигается мышка и т. д.
Воспитатель: А сейчас мы с солнышком, в какую сказку попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
- У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)
-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).
- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).
-Посмотрите, что это лежит в корзинке? (молоко) А причем тут молоко?
- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).
Ответы детей: (хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних).
Воспитатель: Смотрите, а солнышко зовет нас дальше. В какую сказку мы попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Заюшкина избушка»)
- Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?
(его лиса выгнала из дома).
- Смотрите, в корзинке сидит зайка и плачет.
- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте построим ему новый домик.
- Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д.)
(метод проб и ошибок)
-А давайте мы с вами построим новый домик зайчику. У нас в группе есть кубики. Я предлагаю вам из них построить домик для зайчика (дети строят дом и поселяют туда зайчика).


-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили. Давайте туда поселим нашего зайчика.
(Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку.)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте скажем спасибо солнышку и попрощаемся с ним.
Воспитатель: А теперь садитесь на ковер, мы с вами полетим домой. Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим. Открывайте глаза, где мы? Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей) . А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись) .

Презентация на тему: По тропинкам любимых сказок

Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, цветок, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети: Здравствуйте.

Добрый день! - тебе сказали

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка- это волшебный мир.

Сказка - это чудо

Сказка - это занимательный рассказ, приключения

Воспитатель: Верно. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: в мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну.Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.

Дети:

Три медведя

Три толстяка

Волк и семеро козлят

Белоснежка и семь гномов

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Три поросёнка

Два жадных медвежонка

Двенадцать месяцев

(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)

Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?

Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

Воспитатель. Загадаю вам загадку

На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: злой, зубастый

- Назовите сказки в которых волк является главным героем?

Лисичка- сестричка и серый волк

Иван царевич и серый волк

Волк и семеро козлят

Колобок

Теремок

Рукавичка

Красная шапочка

Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый - злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - весёлый

Радостный - печальный

Сытый - голодный

Трусливый - храбрый

Вредный - полезный

Щедрый - скупой

Молодцы ребята, много слов разных знаете

Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?

Ответы детей: Гуси - лебеди

Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

В саду стояла яблонька, на которой

Дети: Висели вкусные и спелые яблочки

Яблочки были спелые и поэтому сами

Дети: Сами падали на землю

Так, как яблочки падали, бабушка

Дети: Бабушка их собирала

Собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

Дети Варили вкусное варенье

Варенье было вкусное, поэтому

Дети: Внуки ели его прямо ложками

Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.

А, что там ещё под яблонькой стоит?

Под яблонькой чудесный сундучок

Всем ребятам он дружок

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)

Из какой сказки этот шарик?

Ответы детей: сказка «Тараканище»

Воспитатель. А кто написал эту сказку?

Ответы детей: Корней Иванович Чуковский

Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое) в какой сказке встречается роза?

Ответы детей: три розы, снежная королева.

Воспитатель. В какой сказке встречается велосипед?

Ответы детей: Тараканище

Воспитатель... В какой сказке встречается мороженое?

Ответы детей: старик- Хоттабыч

Воспитатель. Я вам предлагаю игру, которая называется «хорошо-плохо»

В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)

(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)

(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть) Молодцы ребята.

Воспитатель. Подождите, не спешите, наклонитесь, что - то там в траве блестит. Кто это ребята?

Ответы детей: царевна-лягушка

Воспитатель. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её

Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка

Воспитатель. Молодцы ребята. Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

Что прыгает так же, как лягушка — мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка — утка.

Что плавает так же, как лягушка - лодочка.

Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить, указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток.

Вопросы:

Жил-был кто?

Какое добро умел делать?

Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг.

Что стало со злым героем?

Что стали делать?

Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки.

Дети дорисовывают кляксы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет нам на память о нашей встрече.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Номинация: занятие в детском саду на тему сказки по ФГОС, путешествие по сказкам старшая группа.

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе
«Путешествие по сказкам»

Цель:

Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

Систематизировать и углублять знания детей об устном народном творчестве;

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла -образных выражений;

Учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний пословиц и поговорок, применять их к месту;

Побуждать у детей интерес к инсценированию знакомых произведений;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству. На основе художественных произведений воспитывать такие качества как доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба, скромность.

Коррекционные задачи:

Развивать координацию движений, коррегировать движения пальцами в отдельности относительно друг другу;

Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций;

Фиксировать взор и прослеживать за движением указки.

Предшествующая работа.

Чтение русских народных сказок, пословиц поговорок игры-драмматизации. Приготовление декораций, игрушек к театральным играм, разыгрывание сценок.

Средства: декорации и персонажи кукольного театра би-ба-бо, театра на столе, пальчикового театра, ширма, карта-схема для прослеживания пути героев сказок.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Конечно же, Вы их любите и знаете много сказок. Сказки учат нас храбрости и стойкости, видеть добро и зло. Предлагаю детям отправится в путешествие по сказкам.

Тише, детки, проходите
Наши сказки не спугните
Сказки уж давно пришли
Очень деток ждут они
Где вы, сказки покажитесь
Нам ребятам отзовитесь.

Идем под музыку по лесу. Обращаю внимание детей на мешок, который лежит под елкой.

По дорожке дети шли
Мешочек на пути нашли
А мешочек не простой,
Он волшебный, - вот какой.

Говорю детям, что волшебный лес приготовил нам сюрпризы: мешочек развяжется только тога, когда дети отгадают загадку.

Мешочек вы хотите развязать, тогда загадку вам придется отгадать.

В этом мешочке лежит комочек
Круглый, маленький пушочек
От всех любит убегать
Тяжело его поймать (клубок ниток)

Развязываю мешочек, достаю клубочек и упускаю его из рук, даю возможность укатиться. Он катится и останавливается у пенька. На пеньке стоят зайцы. Интересно, из какой он сказки?

Воспитатель: Давайте послушаем зайчиков.

Двое детей надевают зайчиков на пальцы и играют персонажей из сказки, разворачивая небольшой сюжет, действуя одним пальцем, проговаривая текст.

1 заяц: Ничего я не боюсь. Вот не боюсь нисколько. И все тут.

2 заяц : Эй ты, косой глаз и волка не боишься.

1 заяц: И волка не боюсь и лисицы и медведя не боюсь - никого не боюсь.

2 заяц: Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной.

1 заяц: Ежели мне попадется волк, так я его сам съем.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти зайчики, узнали? Правильно, » Заяц-длинные уши«.

Ребята, давайте подскажем зайчику, что хвастаться не хорошо.

Какие поговорки и пословицы вы знаете для хвастунишек?
«Не хвались началом -хвались концом»
«Не спеши языком - торопись делом»
Даем объяснения пословицам.

А в нашей группе нет таких хвастунишек? Зайчику стало стыдно. Возьмем зайчиков с собой в путешествие? Они больше не будут хвастаться.



Должность: воспитатель специальной (коррекционной) группы для детей с нарушением зрения

Отпускаю клубочек, он катится и останавливается возле сундучка.

Тише дети, не шумите
Наши сказки не спугните
Здесь бывают чудеса
Сказки спрятались пока
Не грусти, улыбнись
Сказки дарят вам сюрприз.

Ой, ребята, смотрите какой сундучок. Давайте его откроем. А открывать его надо не ключами, а волшебными словами.

Где ты, сказка покажись
Нам ребятам, отзовись

Воспитатель: Открываю сундучок. А здесь что-то есть. Достаю Царевну-лягушку, а вот и Иван-царевич.

Двое детей показывают настольный театр игрушек-подделок на столе. Обыгрывают персонажей, их действия передаются интонацией играющих. Дети показывают отрывок из сказки «Царевна-лягушка».

Иван-Царевич: Лягушка-лягушка, отдай мне свою стрелу.

Лягушка: Возьми меня замуж.

Иван-Царевич : Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?

Лягушка: Бери, знать судьба твоя такая. Ква-ква, что закручинился?

Иван-Царевич : Лягушка-лягушка, как мне не кручинится. Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу.

Лягушка: Не тужи, Иван-Царевич, иди на пир, а я в след за тобой буду.

Воспитатель: Ребята, догадались из какой сказки эти герои? Правильно «Царевна-лягушка». Ребята, скажите, подходит ли к сказке пословица.
«Нет худа, без добра»
«Не было счастья, да несчастье помогло»

Объясните, как вы это понимаете (в случае затруднения, помогаю детям). Правильно. Молодцы. Давайте, посмотрим, что там еще в сундучке.

Достаю Бабу-Ягу надеваю на руку и говорю.

Баба-Яга: хотите пойти со мной в мою сказку. Тогда я превращу вас в гусей-лебедей (создаем сценку к сказке).

Баба-Яга: приглашает гусей-лебедей подлететь к ней и говорит.

В моей сказке помню я
Тоже девочка была,
Да еще и брат Ванюшка
Что попал в мою избушку
Очень съесть его хотела
Да немного не успела

Прокралась сестра в избушку
Да и унесла Ванюшку
Гуси-лебеди летите
Машу с Ваней догоните.

Проводится подвижная игра «Гуси-лебеди». Гуси-лебеди летают, Машу с Ваней догоняют. Маша подбегает к яблоньке и говорит.

Вот и яблонька родная
Спрячь нас с Ваней дорогая
Гуси-лебеди опять
Братца захотят отнять

Яблонька: Съешьте яблочка, тогда вас укрою без труда.

Маша: Вот как яблочки созрели, угостить нас захотели.

Воспитатель: Гуси-лебеди кричали, Машу с ванечкой искали, но ни с чем вернулись в дом, сказу кончили на том.

Ребята, в какой мы сказке с вами побывали? «Гуси-лебеди». Какя Баба-Яга в сказке (зля, сердитая). Давайте подскажем Бабе-Яге пословицы о доброте.

«Худо тому, кто не делает добра никому»
«Себя губит, кто других не любит»
Даем объяснение этим пословицам.

Воспитатель: Посмотрю, что еще нам приготовил волшебный сундучок? (и говорю)

Одну простую сказку
А может и не сказку
А может и героев
Хочу вам показать
Если мы помним с детства
А может и не с детства
А может и не помним
Но будем вспоминать

Звучит музыка к сказке «Три поросенка». Дети идут за ширму, показывают отрывок из сказки. Игра - драмматизация с куклами бибабо.

Ниф-Ниф : Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь.

Нуф-Нуф : У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром.

Наф-Наф : дом построим из камней, из камней, из камней. Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.

Вместе: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк. Где ты ходишь глупый волк, старый волк, страшный волк.

Волк: Что за шум. Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой (и бежит за поросятами). Поросята убегают с визгом.

Воспитатель: Узнали ребята этих героев, из какой они сказки? Ребята, скажите, какими должны быть поросята, чтобы победить злого волка? (сильными, ловкими, умными, а главное дружными). Скажите, как вы понимаете такие пословицы.

«Один в поле - не воин»
«В согласии жить - никто не одолеет»
«Делу - время, а потехе час»

Даем объяснения пословицам, хвалю детей и говорю: «Загляну я еще в сундучок, мне кажется, что там еще что-то есть».

Достаю шапочку лисы и спрашиваю у детей, а знают ли они в каких сказках живет лиса (ответы детей).

Лисичка хочет поиграть с вами.

Игра «Зайцы и лиса»

Лиса по лесу гуляла
Зайчиков лиса искала
Вскоре лисонька устала
Легла и тут же задремала

Вдруг зайчишки прискакали
Они лисоньке сказали
Лиса-лисонька вставай
И зайчиков догоняй
(читаю текст, дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Ребята, вот какие интересные сказки мы с вами вспомнили благодаря клубочку и волшебному сундучку.

Прекраснейшие сказки
Красивые, простые
А может не простые
Показали нам

Вы очень все старались
И сказки получились
Огромное спасибо
Говорю я вам

Воспитатель: Вам понравилось ребята, наше путешествие? (ответы детей). Ребята, вы знаете много сказок, очень любите их. А скажите, чему учат нас сказки? Они учат нас видеть где добро, а где зло, где правда, а где ложь. Сегодня мы с вами помогали нашим героям, подсказывали, учили их, что плохо хвастаться, плохо быть злым, что нужно жить дружно и нести в наш мир добро. А нашим героям пора возвращаться в свои сказки. Давайте поможем им найти правильный путь и проводим их в лес.

Игровое упражнение «Прослеживание пути»

Ребята, волшебный сундучок приготовил вам еще один сюрприз - угощение. Угощаю детей, благодарю за интересное путешествие.

Номинация: путешествие по сказкам старшая группа, занятие в детском саду на тему сказки по ФГОС.

Должность: воспитатель специальной (коррекционной) группы для детей с нарушением зрения
Место работы: МБДОУ детский сад № 30
Месторасположение: г. Шатура, Московская область, Россия