Конспект внеклассного мероприятия по литературе "литературный турнир". Внеклассные мероприятия по литературе Внеклассные мероприятия по литературе






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: возрождение традиций семейного чтения через организацию совместной деятельности детей и родителей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся читательский интерес;
  • приобщить родителей и детей к совместной деятельности через чтение литературы;
  • развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.

Предварительная работа в течение учебного года: проведение родительского собрания “Традиции семейного чтения” (октябрь), конкурс чтецов (ноябрь), конкурс рисунков “Мое любимое произведение”, (декабрь), домашняя викторина по произведениям русских писателей XIX века (январь), домашняя олимпиада по литературе (февраль), эссе “Мой любимый герой” (март).

Заключительное мероприятие - “Своя игра” (апрель).

Участники – семейные команды.

Оборудование – презентация.

1. Приветствие команд.

2. Правила игры.

1. В викторине участвует три-четыре команды (ребёнок + родитель), которые самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость.

2. Основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков.

3. Команды отвечают по очереди. На обсуждение вопроса дается 15 сек. В случае правильного ответа на счёт команды зачисляется количество баллов, соответствующее стоимости ответа. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости ответа.

4. В игре встречаются следующие подраунды:

- “Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.

- “Своя игра”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа принадлежит той команде, которая выиграла торги. Если одна из команд идет ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на вопрос на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету удваивается.

5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

3. Вопросы для игры.

(определить, чей портрет)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Александр Сергеевич Пушкин
20 Николай Васильевич Гоголь
30 Антон Павлович Чехов
40 Владимир Владимирович Маяковский
50 Фёдор Александрович Абрамов

(определить, о каком писателе идет речь)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Родился в 1799 году в Москве. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Мать была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Отец увлекался литературой, дядя – известный поэт. В их доме бывали Н.М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у него с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Александр Сергеевич Пушкин
20 Родился в городе Таганроге. Его дед – крепостной, откупившийся на волю. Отец- мещанин, владевший бакалейной лавкой. Писатель “только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад для писателя сложился так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. Антон Павлович Чехов
30 Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство провёл на Украине в селе Васильевке. В 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук, где проявлялся дух свободомыслия и куда проникали отголоски декабристских настроений. В нем рано пробудился интерес к литературе… В 30-е годы писатель познакомился с Пушкиным, Жуковским, читал лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности. Николай Васильевич Гоголь
40 Прожил трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе: “Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиевича Пешкова… Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине – слободе. По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду... Из “мальчиков” сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимался усердным чтением. Алексей Максимович Горький
50 Родился в 1920 году. Автор романов, повестей, рассказов, главным образом о жизни деревни. Он ушел на фронт добровольцем с 3-го курса Ленинградского университета. Был тяжело ранен в бою. После войны закончил университет и аспирантуру, стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой советской литературы. Но никогда не забывал родную деревню. Фёдор Александрович Абрамов

(узнать по описанию литературного героя)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”. Остап и Андрий
20 Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин на темной кож щек, все лицо казалось молодым и светлым. М. Горький. “Детство” Акулина Ивановна
30 Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. А.П. Платонов. “Юшка”
40 Не найти, не сыскать такое красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетены,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белой цалуются.
М.Ю. Лермонтов. “Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Алена Дмитриевна
Она была тех же статей и тех же кровей, что и остальные. Из породы крупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к условиям Севера. Она была чистая, да к тому же сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев мен, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос. Ф.А. Абрамов.

“О чем плачут лошади”.

(ответить на вопрос)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Назовите автора стихотворения, из которого взяты строки:

Топи да болота
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Сергей Александрович Есенин
20 Определите автора, название произведения

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…

М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”
30 Определите автора, название произведения. О каком городе идёт речь?

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

А.С. Пушкин “Медный всадник”

Санкт-Петербург

40 Звучит отрывок из песни “Русское поле” композитора Яна Френкеля. Кто является автором слов этой песни? Инна Анатольевна Гофф
50 Назовите фамилию скульптора, который создал памятник Н. Рубцову в с. Емецк Холмогорского района Архангельской области? Николай Антонович Овчинников

(определить, из какого произведения отрывок)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

20 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” И.С. Тургенев “Русский язык”
30 И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
М. Горький

“Данко”

40 Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. Е.И. Носов

“Живое пламя”

50 Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. Л.Н. Толстой “Детство”
Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 М.А. Горький “Детство”

Худ. Б. Дехтерев

20 М.Е. Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Худ. Н. Муратов

30 М.Ю. Лермонтов Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Худ. В. Васнецов

40 А.С. Пушкин “Станционный смотритель

Худ. Д. Шмаринов

50 Повесть о Петре и Февронии Муромских

Худ. И. Пчелко

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Трубка Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

Тарас Бульба

20 Гайка А.П. Чехов “Злоумышленник”

Денис Григорьев

30 Кукла Е.И. Носов

“Кукла”

40

Газета “Московские ведомости”

М.Е. Салтыков-Щедрин

“Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Два генерала

Скатерть

Л.Н. Толстой “Детство”

Наталья Савишна

4. Подведение итогов. Награждение.

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55»

города Саратова Саратовской области

Внеклассное мероприятие по литературе
в 5-6 классах

Знатоки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кулакова Флюра Фарвазовна

г. Саратов

2013

Внеклассное мероприятие по литературе

Возраст: 5-6 классы. Количество участников: две команды игроков, зрители. Место проведения: класс.

Сценарии проведения

    Конкурс
Дети! Помогите исправить пословицы эти! Дорогой ученик! Пособи, помоги побыстрей попарно собрать сапоги!

    Конкурс

Присмотрись, подумай малость, дорисуй, чтоб рифмовалось.

    Конкурс «Сказки»

Вспомните сказки А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы и назовите сказку

    Из трёх девиц одна стала царицей, другая ткачихой. А кем стала их сестра? (Поварихой. «Сказка о царе Салтане») Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? (Нет. «Отпустил всех трёх домой». «Сказка о царе Салтане»). Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? (Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»). Кто помог Елисею найти невесту? (Ветер. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
    Конкурс

В библиотеку привезли новые сказки. Послушайте названия сказок, по моему, здесь что-то напутано. Исправьте ошибки в названии.

    «Царевна-индюшка». («Царевна-лягушка»). «По собачьему велению». («По щучьему велению»). «Красная шкура». («Красная Шапочка»). «Лапша из топора». («Каша из топора»). «Мальчик с кулачок». («Мальчик с пальчик»). «Иван-царевич и зелёный волк». («Иван-царевич и серый волк»).
    Конкурс «Буриме»
    Конкурс «Литературные произведения»

Назовите жанры произведений.

Задание для первой команды:
    «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Былина). «Василиса Премудрая». (Сказка).
Задание для второй команды:
    «Ворона и Лисица». (Басня). «Майская ночь, или Утопленница». (Повесть).
    Конкурс «Сказка в сказке»


Ключ: «Репка»; «Серебряное копытце» (П.П. Бажов); «Курочка Ряба»;

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин); «Петухан Куриханыч»; «Чёрная курица» (А. Погорельский); «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин); «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Царевна-лягушка»; «По щучьему велению»; «Сивка-Бурка»; «Теремок»; «Сказка о царе Салтане…» (А.С. Пушкин); «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин); «Сказка о мёртвой царевне…» (А.С. Пушкин).

Список использованной литературы

1. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом». Автор заимствования неизвестен.

2. Н.А. Шаульская «Поиграем в эрудитов». Ростов на Дону. «Феникс», 2005 г.

3. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.


Ведущий 1 В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. 190 лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть, первое- за сознательное выступление за свободу, второе- за первое трагическое поражение.

Ведущий 2 : Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов(П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев- Апостол, М. Бестужев- Рюмин, П. Каховский) в ночь на 13 июля 1826 года были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет. Цена, которую заплатили первые революционеры за попытку преобразовать Россию, оказалась очень высока. Мрачные и сырые казематы Петропавловской крепости, каторга и многолетняя ссылка.

Ведущий 1: И вскоре одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов

Ведущий 1 :стих

Ведущий 2 :стих

Ведущий 1 Как молоды они были тогда,как обаятельно женственны…

Слайд 4 Песня и видео из к/ф «Адмиралы»- «Любовь и разлука»

Слайд 5 Трубецкая

Ведущий1 : Первой выехала в Сибирь двадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сцена разговора с царем (согласна,согласна…)

Сцена1

Николай 1 . Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая: согласна

Николай1: дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня: согласна

Николай 1: ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять невозможно

Княгиня: согласна

Николай1: не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять, не получать писем

Княгиня: согласна

Николай1: свидание с мужем лишь в арестантском платье

Княгиня: согласна

Николай1: ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня: согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Трубецкая : Уже известно Вашему превосходительству желание моё разделить участь несчастного мужа моего. Повторяю Вам, что отказываюсь от всех земных благ и с чистой и спокойной совестью, добровольно передаю себя унижениям, бедности и всем ниспосланным трудностям горестного существования.

Ведущий 1:

Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок,

Сам граф - отец не раз, не два

Его попробовал сперва,

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал…

Княгиня - дочь

Куда - то едет в эту ночь…

Сцена прощания с отцом

Трубецкая

«Да, рвем мы сердце пополам

друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь… Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы, надежды нет!

Прости и знай, твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне…

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог! Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слов не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя

Ведущий 1 : Через две недели было получено разрешение. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав.

Сцена разговора с губернатором

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Пришел я - встретить вас.

Велите ж дать мне лошадей!

Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

Благодарю вас! Я сильна...

Уж недалек мой путь...

Все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я... весь я ваш...

Но мне не нужно ничего!

(Отворяя дверь в сени.)

Готов ли экипаж?

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

Так прикажите ж! Я прошу...

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Да-с, было бы верней.

Нет... не решусь я утверждать...

Но путь еще далек...

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Нет! Я еще не приказал...

Княгиня! здесь я - царь!

Садитесь! Я уже сказал.

Что знал я графа встарь,

А граф... хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил...

Вернитесь поскорей!

Нет! что однажды решено

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

…Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж - он виноват...

А вам терпеть... за что?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Быть так! Вас не спасешь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

Всего лишитесь вы!

"Да что же мне еще терять??

За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..?

Бумагу эту подписать!

Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

И женщиной простой!

Я отпустить не вправе вам,

Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут

С конвоем...

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать

Иду! мне все равно!..

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит.)

Эй! запрягать сейчас!..

Ведущий 2: Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью графа Ивана Степановича Лаваля,. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Дворец Лавалей на Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На них бывала вся петербургская знать, император Александр I

Слайд 6 Кавалергарды

Слайд 7 Сибирь, рудники…

Трубецкая : Приехав в Нерчинск, я сняла маленькую избушку напротив каторжной тюрьмы. Избушка настолько мала, что ляжешь головой к стене - ноги упираются в двери, проснёшься утром - волосы примёрзли к стене. Я ограничила своё питание - суп и каша на обед, завтраки и ужины отменялись вообще.

Ведущий 1 Прошло 13 лет жизни в тюремных казематах. К тому времени семья состояла из трёх дочерей и маленького сына. В 1839 году закончился срок каторги декабристов, осужденных по первому разряду. Но царь не выпускал их. Семья поселилась в небольшом селе Оеке близ Иркутска.Тяжёлые годы ссылки подорвали здоровье княгини.

Вынести лампаду

Ведущий 2 Дом Трубецких со смертью княгини стоял, как мёртвый. В 1856 году Трубецкому разрешили выехать в Россию. Когда он уезжал, его провожал почти весь город. В Знаменском монастыре, где были погребены его жена и дети, князь простился с дорогой могилой и отбыл из Сибири, но всюду ему было неуютно и, прожив всего шесть лет после смерти жены, князь скончался.

Слайд 8 Волконская

Ведущий 1 : Вслед за княгиней Е.И.Трубецкой глубокой тёмной ночью покидала родные края молодая, совсем ещё юная княгиня Мария Николаевна Волконская.

Волконская : «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, - не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж.

Ведущий2 : Ее муж был осужден на вечную каторгу.

Волконская: Простите, родные! Мне сердце давно Моё предсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога оно! А в вас говорит сожаленье. Да, ежели выбор решить я должна Меж мужем и сыном - не боле, Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе! Я сына оставлю в семействе родном, Он скоро меня позабудет. Пусть дедушка будет малютке Отцом, Сестра ему матерью будет. Он так ещё мал! А когда подрастёт И страшную тайну узнает, Я верю: он матери чувство поймёт И в сердце её оправдает!

Я ехала день и ночь. Примчавшись в Нерчинские рудники, не глядя, подписала всё, что от меня требовали, отреклась от всего и просила лишь одного - скорейшего свидания с мужем.

Сцена встречи с мужем (Песня «Жены декабристов») 1-2 куплета

Сцена Волконской с мужем (можно под «Аве Мария») под тихую музыку

Волконская(набрасывая черный платок) : январским днем 1828 года в Петербурге умирает мой маленький сын Николай. Мой отец попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию моего сына. Вскоре Пушкин написал:

В сиянье, в радостном покое,

У трона вечного творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Смерть сына была для меня огромной потерей. Ничто не могло меня успокоить. Единственное мое утешение - мой родной, мой бедный Сергей.

Вскоре новое горе постигло меня - умирает мой отец. Перед смертью он все - таки простил меня. Перед смертью рядом с ним был мой портрет. Глядя на него, батюшка сказал:»Это самая удивительная женщина, которую я знал». 1830 год…август… Умирает моя крохотная дочка Софья, не прожив и одного дня. Но я нахожу в себе силы жить. Жить ради любимого человека.

Ведущий 2: 30 лет прожила на каторге и ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1963 году, когда ей было 53 года.

Музыка «Аве Мария»

Слайд 9 Муравьева

Ведущий 1 : Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного общества - Никиты Муравьева.

Александра : С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение не проходящей влюбленности.

Слайд 10 Песня- видео «Не обещайте деве юной»

«Находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать!» — прозвучали гневно слова Николая I.

Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения, не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила т этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Я самая счастливая из женщин.

Александра: В феврале 1823 года я вышла замуж за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева. Я отправилась в Сибирь в начале январь 1827 года, доехала до Иркутска за 20 суток, купила небольшой деревянный дом недалеко от острога и получила разрешение два раза в неделю видеться с мужем.

Ведущий 2 Александра Григорьевна Муравьева, по отцу графиня Чернышева, была нежной, молодой, красивой женщиной. Многие декабристы в своих воспоминаниях говорят сердечные слова о ее душевной доброте и нежной натуре, о ее самопожертвовании. Именно ей передал А.С.Пушкин свое послание в Сибирь « Во глубине сибирских руд…»

Муравьева: Когда я получила разрешение на первое свидание с мужем, он был сильно болен, у него был жар. Прощаясь, я незаметно от стражи, положила комочек бумаги в его руку. Уже в камере, развернув его, Никита Муравьев увидел до боли знакомый почерк, ошибиться было невозможно, это было послание любящего друга А.С.Пушкина. Поэт даже не подозревал сколько душевной силы прибавилось у декабристов от его стихотворения..

Чтение стихотворения (читают все по очереди) тихо Аве Мария

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Ведущий 1 : В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал в меланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). И все же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше: Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой

Муравьёва: Господь не обидится, что Никитушку люблю более .

Ведущий 1 : А ей было в то время 27 лет - оставалось жить полгода. Даже последние минуты своей жизни Александра держалась. Она продиктовала прощальные письма родным, утешала и ободряла мужа. В эти несколько часов прощания с женой Никита Муравьёв поседел. Она стала первой женой декабристов, нашедшей свою могилу на сибирской земле, позже на этом месте ее муж Никита Муравьев построил каменную часовню, где ночь и день горела лампада. До конца жизни Н. Муравьев не расставался с портретом жены».

Ведущий 2: Она умерла в Сибири в 28 неполных лет.

Слайд 11 Песня - видео «Еще не сшит твой наряд подвенечный».

Ведущий 1 : Так завершился жизненный круг ещё одной четы декабристов, отдавших 30 лет жизни Сибири. А ведь жён декабристов, разделивших судьбу своих мужей, было гораздо больше.

Ведущий 2 : «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чутких, идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости. Да будут незабвенны ваши имена!» - писал декабрист А.Беляев.

Ведущий 1 :Запомните имена жён декабристов, которые на своём примере показали героическую стойкость и безграничную преданность русских женщин: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьёва, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гёбль), Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Камилла Петровна Нарышкина, Мария Казимировна Юшневская, Анна Васильевна Розен, Александра Васильевна Ентальцева, Варвара Михайловна Шаховская.

Немая сцена

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось …

Романс «Посвящение женам декабристов»

Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы

Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Рогожинская ООШ" Михайловский район Волгоградская область

Внеклассное занятие по литературе

Тема: В волшебном мире литературы.
Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов.
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

1. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто …………………./
4.«СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК
5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко! (Презентация)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.
7.«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч!
Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.