Конспект занятия для детей старшей группы с использованием нетрадиционных техник рисования «Золотая рыбка. План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: НОД "Рыбки плавают в аквариуме"

Децик М. А., ЦРР - д/с № 12 пгт. Ярославский АКВАРИУМ Конспект занятия по рисованию для старшей группы (Восковые мелки + акварель) Цель занятия: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции. Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный в виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера. Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы. Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»: Тепло на солнышке. Река Берёт свои права; В воде местами глубь ясна, На дне видна трава. Чиста холодная струя, Слежу за поплавком,- Шалунья рыбка, вижу я, Играет с червяком. Голубоватая спина, Сама как, серебро, Глаза – блестящих два зерна, Багряное перо... - Ребята, а где живут рыбки? - В море. В реке. В озере. - Правильно. -Отгадайте загадки. Посмотрите – дом стоит, До краёв водой налит. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум) Вильнёт хвостом Туда-сюда – И нет её, И нет следа. (Рыбка) Теремок ползёт. На себе его везёт Хозяюшка богатая, Хозяюшка рогатая. (Улитка) На окошке – пруд, В нём пловцы живут. У стеклянных берегов Не бывает рыбаков. (Аквариум) Децик М. А., ЦРР - д/с № 12 пгт. Ярославский - Ребята, так где же ещё могут жить рыбки? - В аквариуме! - Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете? Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды. - Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете? - Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др. - Молодцы! А теперь давайте поиграем. Игра «Аквариум» Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума – рыбок и улиток, а также водоросли и камешки. «Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы. «Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках. «Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками. «Камень» - присесть на корточки и не шевелиться. Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места. - Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями. Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой. - Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники – с их помощью она плавает в воде Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др. Децик М. А., ЦРР - д/с № 12 пгт. Ярославский - А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками. После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются всеми детьми. - Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть! Игра «Рыбки» Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится. Рыбки плавают, ныряют – («плавать» как рыбки) Корм подводный собирают. («собирать» воображаемый корм Раз, два, три – присесть и брать его с пола Со-бе-ри! обеими руками) Рыбки плавают, ныряют – («плавать») И друг друга догоняют. Раз, два, три – (бегать друг за другом Догони, догони, догони... по комнате) Рыбки плавают по дну – («плавать») Не поймаешь ни одну. Раз, два, три – (при слове «замри» дети останавливаются Замри! в тех позах, в которых их засталакоманда) Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов: Раз, два, три – отомри! Игра проводится 2-3 раза.

закрепить у детей старшей группы умение изображать животных из круга и овала, и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Задачи занятия:

  • закрепить умение изображать животных при помощи круга и овала;
  • учить составлять композицию, располагая основной рисунок в центре, а дополнительные детали равномерно распределяя по всему листу;
  • показать красочность и разнообразие рыбок при помощи смешивания красок и различной техники наложения мазка (линии, штрихи, точки, примакивание);
  • «оживить» рисунок используя воображение и передавая эмоции и настроение, отражённые в музыке, при помощи красок на бумаге.

Средства и материалы: бумага для рисования, кисти различной толщины, краски «Гуашь», палитра для смешивания красок, запись музыкального произведения А. Вивальди «Весна», часть 1, из скрипичного концерта «Времена года».

Ход занятия:

Ребята, хотите узнать, что мы будем сегодня рисовать? Тогда отгадайте загадку:

Разноцветные сестрицы

Проведут всю жизнь в водице.

Ловко плавают, ныряют,

Весело в воде играют?

Догадались? Конечно, это рыбки. Где они живут? Эти удивительные существа живут только в воде — пруду, реке, озере, море или океане. Но у нас дома они тоже могут поселиться. Как? В специальном домике для рыб — аквариуме, от латинского слова «аква» — вода, т.е. водяной дом. У кого из вас есть аквариумы? ?

Эти подводные животные очень разнообразны — от самых маленьких рыбок, меньше ногтя, до огромных акул. Цвет может быть совершенно любой, а вот форма чаще всего круглая или овальная. Нарисуйте в воздухе круглую рыбку (дети пальцем в воздухе чертят круг) и овальную (чертят в воздухе овал). Овал может быть округленный, широкий (повторяют за учителем в воздухе форму) и вытянутый, узкий (чертят в воздухе длинный овал).

А вы знаете, что наблюдать за рыбками, плавающими в воде не только интересно, но и полезно: это помогает нам успокоиться и отдохнуть. Поэтому очень хорошо, что у вас дома живут рыбки.

Из-за того, что мы можем наблюдать за рыбками только через воду, они кажутся нам немного волшебными, и раскрашены так ярко, необычно, как в сказке. А вдруг они и правда сказочные, и даже разговаривают между собой? Давайте перенесемся в сказку и узнаем, о чем они говорят. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна», часть 1).

Закройте глаза и слушайте музыку, которая переносит нас в другой мир. Она игривая и нежная, яркая и светлая, завораживающая и немного загадочная. Представьте, как под эту музыку плавают рыбки, как они кружатся, кувыркаются, играют, догоняют друг друга. Композитор очень красочно передал это в музыке, можно даже увидеть, какие эти рыбки разноцветные, яркие, блестящие, так и переливаются. (Музыка заканчивается).

Теперь давайте изобразим эту сказку на бумаге красками.

(Дальше включается музыкальная пьеса и звучит до конца работы над рисунком).

Подумайте, сколько у вас будет рыбок, как они будут располагаться на бумаге, чтобы всем было просторно, они легко плавали бы и не мешали друг другу.

Сначала выбираем цвет рыбки, затем рисуем её контур и раскрашиваем круг или овал. Чтобы сделать её ярче, добавляем другой цвет, смешиваем краски, украшаем полосками, кружочками, пятнами, точками или другими деталями на ваш выбор.

Дорисуем хвосты и плавники — длинные волнистые линии, маленькие треугольники и любой другой формы, какую придумаете сами; глазки (точки) и ротик — примакиванием.

Можно дорисовать под водой камешки, ракушки, траву и водоросли. Придумайте, что ещё бывает в воде. Остальное пустое место на листе закрашиваем бледно-голубым цветом — получились рыбки в воде.

Подведение итогов:

Смотрите, сколько ярких, замечательных рыбок у вас получилось. Расскажите, о чём они говорят, что между ними происходит в волшебном, подводном царстве. (Дети делятся впечатлением, каждый рассказывает о своём рисунке).

Давайте теперь поселим наших рыбок в один большой аквариум, чтобы они подружились.

Работы собираются в большой прямоугольник, вокруг которого делается рамка из реечек и вешается на стену.

Конспект занятия по рисованию животных подготовила Котлобай О.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе с ЗПР Тема: «Золотая рыбка»

Описание работы: предлагаю конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром и рисованию для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Материал будет полезен воспитателям коррекционных образовательных учреждений

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);
  • развитие связной речи;
  • закрепить умение детей рисовать рыбку различными материалами, дополнять работу деталями (камни, водоросли и т. д.)
  • закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
  • Коррекционные:

  • активизация познавательной деятельности
  • развитие наблюдательности, мышления, внимания;
  • развитие общей, мелкой моторики;
  • · развивать эстетическое восприятие красоты обитателей аквариума;

    Воспитательные:

  • формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
  • Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

    Этот дом не деревянный,

    Не из камня этот дом,

    Он прозрачный, он стеклянный

    Нету номера на нем.

    И жильцы в нем не простые

    Не простые, золотые.

    Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

    Дети: Аквариум.

    Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

    Воспитатель показывает детям картину и предлагает внимательно её рассмотреть. На картине изображена золотая рыбка в аквариуме.

    Воспитатель: Кто это?

    Дети: рыбка.

    Воспитатель: Как она называется?

    Дети: Золотая рыбка

    Воспитатель: Какого цвета рыбка?

    Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

    Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

    Дети: Она плавает, дышит…

    Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

    Дети: Она очень красивая, сказочная, большая….

    Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на рыбку.

    У рыбки есть туловище, голова, длинный хвост, плавники.

    У рыбки есть жабры. Они помогают рыбке дышать.

    У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик.

    Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.

    Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

    Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

    Дети: Она питается кормом.

    Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом для рыб.

    Воспитатель: Где живет рыбка?

    Дети: В аквариуме.

    Воспитатель: А сейчас выходите, давайте покажем, как плавают рыбки в воде.

    3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева).

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело гулять.

    (легкий бег врассыпную, по залу)

    Рыбка, рыбка, озорница,

    (Погрозить указательным пальцем)

    Мы хотим тебя поймать.

    (хватательные движения руками)

    Рыбка спинку изогнула,

    (показываем, как рыбка ныряет на глубину))

    Крошку хлебную взяла.

    (Показать руками хватательные упражнения)

    Рыбка хвостиком махнула,

    (показываем руками плавные движения)

    Очень быстро уплыла.

    Воспитатель предлагает ребятам «поиграть»: пойти в зоомагазин, купить аквариум, налить воды и запустить в него «Золотую» рыбку.

    (Дети идут в магазин, покупают по желанию аквариум (заранее заготовленные, различные формы аквариумов: большой или маленький, круглый, квадратный, овальный…)

    На столе у каждого акварельные краски, кисти, восковые мелки, фломастеры)

    Воспитатель просит ребенка показать мелом на доске, как правильно рисовать рыбку, комментирует образец:

    напоминает детям, что рыбку надо начинать рисовать с туловища, потом хвост, плавники, отчертить голову, нарисовать круглый глаз, покрыть тело чешуёй.

    Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать материал для изображения рыбки.

    Воспитатель уточняет, что разукрасить рыбку надо желтым, оранжевым или красным цветом, тогда она будет похожа на «Золотую».

    Предлагает подумать детям, куда будет плыть рыбка.

    Дети приступают к рисованию. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

    В конце занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справились с заданием, дополнить работу: нарисовать зеленые водоросли,

    разноцветные камушки, ракушки на дне аквариума, пузырьки воздуха, которые выпускает рыбка.

    Окончание занятия

    В конце занятия дети выкладывают свои аквариумы на один стол, любуются рыбками.

    Воспитатель просит детей рассказать о своей работе:

    что мы сегодня рисовали, какая получилась рыбка, куда она плывет, где живет «золотая рыбка», какой формы аквариум, что еще есть в твоем аквариуме,

    Воспитатель отмечает, что все ребята молодцы, справились с заданием: нарисовали настоящих «золотых» рыбок.

    Рыбки получились яркие, красивые, сказочные.

    Предлагает ребятам дома с родителями нарисовать других рыбок и сделать альбом «Аквариумные рыбки».


    Буренкова Татьяна Михайловна

    «Рыбки плавают в водице»

    (рисование ватными палочками)

    Цели и задачи: вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.

    Предварительная работа: беседы о жизни и развитии рыб, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги, разучивание стихотворений о рыбах.

    Словарь: рыбы, плавники, чешуя, жабры, речная, морская рыба, аквариумные рыбки.

    Материал: тонированные листы бумаги, трафареты, ватные палочки, краски, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, картинки с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, магнитофон.

    Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

    Ход занятия.

    Сегодня наше занятие будет посвящено… А чему или кому узнайте, отгадав загадку:

    В водице живет,

    Нет клюва, а клюет.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток. (рыбы)

    Беседа.

    А каких вы знаете рыб (ответы детей)

    Игра «Какие бывают рыбы? »- подбор прилагательных, определение видов рыб в зависимости от среды обитания (морские, пресноводные, аквариумные)

    Какие части тела рыбы вы знаете?

    Чем рыбы отличаются от птиц, животных? (Живет в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами.)

    Чтение стихотворений детьми.

    Загляните в водоем,

    Кто хозяйничает в нем?

    Кто в нем плавает, ныряет?

    Рыба – каждый это знает.

    Вы слыхали или нет,

    Что у рыбы есть скелет?

    Есть для гребли плавники,

    Есть костюм из чешуи.

    И предмет мечтания

    Жабры для дыхания.

    Форма рыб бывает разной:

    Круглой, плоской, Т- образной,

    Змеевидной и овальной-

    Абсолютно идеальной.

    Рыбка не затеет спор,

    Не поддержит разговор,

    Ведь для нас они немые-

    И речные, и морские,

    Хищные, ужасные, добрые, опасные,

    Бесцветные, цветные, мелкие, большие.

    Дети рассматривают иллюстрации, картинки с изображением различных рыб. Уточняется названия некоторых рыб, обращается внимание на форму тела рыб, их цвет, форму плавников и хвоста.

    Подвижная игра «На дне»

    Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки

    Свои домики везут, за спиной.

    Рожками шевелят, Делают «рожки» из пальчиков у головы,

    На рыбок глядят. сложили ладони в кольцо у глаз.

    Рыбки плывут, Передвигаются мелкими шажками.

    Плавничками гребут, двигая только ладонями.

    Влево, вправо, поворот, Плавные повороты туловища влево,

    А потом наоборот. вправо, поворот.

    Продуктивная деятельность. Дети садятся за столы. Наносят рисунок на тонированный лист бумаги, используя трафарет.

    Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек.

    Правила рисования ватными палочками:

    1. Заполните точками сначала контур рисунка.

    2. Затем заполните точками весь рисунок.

    3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

    Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

    Подгруппа детей становится в круг, изображая рыбаков. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая подгруппа изображает рыбок, они бегают, «проплывая» между «сетями».

    По сигналу воспитателя или по окончании музыки «рыбаки» опускают сети. «Рыбки», оказавшиеся к кругу, считаются пойманными. Игра проводится 2-3 раза, затем подгруппы меняются ролями.

    Подведение итогов занятия.

    Дети любуются своими работами, анализируют их.

    Оформляется выставка детских рисунков.

    Занятие по экологии в старшей группе на тему:

    «Рыбы, какие они?»

    Программное содержание:

    1. Продолжать развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.

    2. Ввести новое понятие – быстро плавающие.

    3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

    4. Использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения.

    5. Воспитывать интерес к природе.

    Ход занятия

    На доске – картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

    Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

    Дети. Нет, Чепухарь, это птица – ласточка.

    Чепухарь. Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья, это настоящая рыбка.

    Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

    Чепухарь. Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы ошибаетесь?

    Эколог. Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На доске – картинки с рыбками) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют)

    Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия, какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

    Эколог. Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей)

    Чепухарь. Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

    Эколог. Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей)

    Эколог подводит итог высказываниям детей. Форма тела у рыб обтекаемая – удобна для плавания. Они очень быстро плавают в воде. Чем рыбы дышат? (Жабрами)

    Чепухарь. Раз они быстро плавают, я буду их называть быстро плавающими. Здорово я придумал?

    Эколог. Да, это ты хорошо придумал. Теперь мы тоже будем рыб называть быстро плавающими. Но разве ты больше ничего не хочешь узнать про них узнать?

    Чепухарь. Конечно, хочу. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

    Эколог. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

    Чепухарь. А это вот как называется? (Показывает на плавники и хвост). А зачем рыбам плавники? (Ответы детей)

    Эколог. Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

    Чепухарь. Вот это да! Как интересно! Я что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

    Эколог. Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы – перьями, а рыбы… Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей) Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание) Давайте расскажем Чепухарю, почему все рыбы разные. (Ответы детей)

    Эколог. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

    Эколог. Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой воде. А как рыбки рождаются? (Ответы детей)

    Эколог. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята еще раз расскажут тебе по схеме, чем отличаются рыбы или, как ты их назвал быстро плавающие, от других животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме)

    Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

    Чепухарь. Ну, теперь я никогда не спутаю рыб, ой, то есть быстро плавающих. Давайте мне картинки, я выберу всех быстро плавающих. (Чепухарь выбирает рыб, среди птиц и животных. при этом все время называет из быстро плавающими)

    Эколог. Чепухарь, ты молодец! Все очень хорошо запомнил и даже придумал, как по другому называть рыб. Ребята, давайте повторим это новое название. (Дети повторяют – быстро плавающие) А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

    Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

    Рыбы. Что вы вяжете?

    Рыболовы. Невод.

    Рыбы. Что вы будете ловить?

    Рыболовы. Рыбу.

    Рыбы. Какую?

    Рыболовы. Щуку.

    Рыбы. Ловите.

    Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

    ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
    (наблюдение за изменением и развитием рыбок)

    З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

    П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

    – Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).

    – Уход за рыбками.

    – Беседа «Обитатели аквариума».

    – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

    Ход занятия

    1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.

    Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.

    – Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)

    – Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.

    2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.

    – Могут ли золотые рыбки жить в озере?

    – Как они будут себя вести в новых условиях?

    – Что с ними может произойти?

    В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.

    3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.

    В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.

    – Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?

    Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.

    4. К о р м л е н и е р ы б о к.

    Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.

    – Как едят?

    – Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?

    – Как часто нужно кормить? И т. п.

    5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».

    Задание 1. Родителям рекомендуется : - рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); - обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; - ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; - прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; - рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними. Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. У родителей и детей вся одежда из монеток. Блещут в речке чистой спинкой серебристой. Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) - .... Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.) Задание 6.Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба». Задание 7. Ответить на вопросы. Как называется суп из рыбы? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки) Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла). Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать. Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу. Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками. Задание 14. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.

    Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).

    Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

    Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

    Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

    Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

    Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

    Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

    Упражнения на развитие речи:

    Упражнение «Подбери признак»

    Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.

    Упражнение «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... и т. д.

    Упражнение «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.

    Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

    Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

    Подобрать родственные слова.

    Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.

    Ответить на вопросы:

    Как называется суп из рыбы? (Уха)

    Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

    Кто такие мальки? (Рыбкины детки)