Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант. Открытый урок по литературному чтению "В.В.Бианки «Музыкант»" Конспект урока чтения в бианки музыкант
: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС Тема: В. Бианки «Музыкант»
Прогнозируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Метапредметные:
1) познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь;
2) коммуникативные: продолжат учится слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;
3) регулятивные: продолжат учится принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные: продолжат принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослым и свестниками в разных социальных ситуациях, формировать личностный смысл учения, проявлять познавательный интереск изучаемому предмету, сформируют основные морально-этические нормы поведения.
Оборудование: портрет и книги Б. Бианки; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент И. Проверка домашнего задания
Составленные учащимися рассказы, где главный герой -
мальчик Алеша.
III. Речевая разминка
Прочитайте и отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной - ... (медведь).
- Представьте загадку «рычащим» чтением.
- Найдите в этой загадке имена прилагательные. Прочитайте ее с вопросительной интонацией, выделяя голосом эти слова.
- Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же имена прилагательные.
- Назовите глаголы. Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя эти слова.
- Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же глаголы.
- Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
- Прочитайте название рассказа В. Бианки. Можете ли вы
определить, о ком будет этот рассказ? - Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с. 144. А сейчас сумеете предположить?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
V. Работа по теме урока
Материал для учителя
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) - известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки - научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
2. Чтение рассказа
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
3. Словарная работа
Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Медвежатник - человек, который охотится на медведей.
4. Обсуждение рассказа
- Понравился вам рассказ?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Что сказал ему колхозник?
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
- Что делал медведь?
- Почему старик не стал стрелять?
VI. Физкультминутка
Колокольчик
Ветерок головку клонит,
Колокольчик сон свой гонит.
Ты головку вверх подкинь
И пропой: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь».
VII. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
(Работа по учебнику: вопросы и задания 1-5 на с. 145.)
2. Пересказ текста
(Выполнение задания 6 на с. 145.)
3. Работа с пословицами
Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
- Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
- Счастлив медведь, что не попался стрелку; и стрелок счастлив, что не попался медведю.
- Шилом медведя не одолеешь.
4. Сообщение учителя
Материал для учителя
О наших соседях - бурых медведях
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.
Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.
Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: мед-иедь проворен и может догнать даже лошадь.
VIII. Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
- С каким рассказом вы познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Почему автор назвал его «Музыкант»?
- Какое название дали бы вы?
Домашнее задание : Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»
Подготовила учитель начальных классов Чекмарёва Анна Юрьевна
2012 год.
Тема урока:
Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цель:
познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
учить их читать выразительно, без ошибок;
развивать внимание, мышление;
прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.
Оборудование:
портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2.
Речевая разминка
На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
На доске:
Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! –
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.
- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?
Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер
Крылов
Пушкин
Носов
Чуковский
Токмакова
- Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.
- Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.
- Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать.
Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20
- По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.
- Произведение называется «Музыкант»
На доске появляется запись:
Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;
познакомиться с его произведением «Музыкант»;
учиться правильно, выразительно его читать и
анализировать.
4. Подготовительная работа
- Работа с биографией автора.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова. - Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .
Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».
2.Словарная работа.
Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
- Предопределение учащимися содержания нового произведения.
5. Чтение нового произведения учителем
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение). - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ. Тест 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2) Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;
- Как поступил старик?
- Какой звук услышал старик?
- Кого он увидел в лесу?
- Как поступил старик?
7.Физкультминутка - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте. Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Чтение текста учащимися
Установка: определить жанр произведения.
9.Анализ произведения
- Определите жанр произведения. - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика. - Кого автор называет музыкантом? - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте. - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа. - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся). - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы. - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста. - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. - «Дзенн»- это звукоподражание.
10.Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
11.Рефлексия
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.
Литература.
- Г.А. Бакулина. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров:ВГПУ, 2000.
Г.А. Бакулина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2класс.- Киров, 2007.
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России»). – Москва. «ВАКО»,2012.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
УМК Школа России
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок, развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.
Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с заданием, презентация.
Методы работы : объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
I . Организационный момент:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. Урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»
1.На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Следи за текстом, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
II . Проверка домашнего задания
Посмотрите на доску: УТЯТА СТРЕКОЗА АЛЁША
Как эти слова связаны с домашним заданием?
Какое домашнее задание выполняли? (пересказать часть рассказа Б.Житкова «Храбрый утенок»)
Проверка дом. задания
III . Новый материал
Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?
Я вам предлагаю разгадать кроссворд. СЛАЙД
Б | ||||||||||||
И | ||||||||||||
А | ||||||||||||
Н | ||||||||||||
К | ||||||||||||
И |
3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша) 4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)
5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)
Чему учат эти рассказы?
(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).
Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Вот так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь.
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД
В этом году исполнилось 122 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.
Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.
Задания:
О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?
Чему учат книги В.В.Бианки?
Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг).
Работа с выставкой книг.
- Ребята, посмотрите на парту. Здесь представлено ещё одно задание.
- Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а из оставшихся букв соберите слово.
карточка №1
К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т
Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16
МУЗЫКАНТ.
- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)
С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».
«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».
Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:
БИАНКИ МУЗЫКАНТ (СЛАЙД)
Какова же тема сегодняшнего урока?
Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов.
Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. А какие музыкальные инструменты вы услышали? СЛАЙД
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
Слайд - Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.
Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?
(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка) СЛАЙД
А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.
Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)
1 остановка:
Что делал старик, когда встретил колхозника?
Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».
Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?
2 остановка:
Как поступил старик?
Что он услышал в лесу?
Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.
Почему он удивился?
Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
3 остановка :
Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?
Что делал медведь? Подтвердите словами текста.
Как он услышал свою музыку? Прочитай.
А старик? Прочитай.
Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)
Как поступит старик с медведем?
4 остановка:
Как поступил старик с медведем?
Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)
Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?
А как бы вы поступили на месте охотника?
Это произведение рассказ или сказка? Почему?
Почему рассказ называется «Музыкант»?
Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).
Подтвердились ли ваши предположения? Кого же Бианки назвал музыкантом?
(Медведя и человека.)
Каким вы себе представили медведя?
На карточке № 2 у вас даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.
Неуклюжий большой
Маленький бурый
Косолапый хитрый
Ленивый слабый
А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?
Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.
Какой вопрос, стрекотуха?
Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?
Физминутка. Слайд
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
Закрепление изученного материала
Повторное чтение текста
При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём их значение СЛАЙДЫ
Рас-спро-сил – расспросил
Ос-то-рож-но- осторожно
Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом
За – ва – лин – ка – завалинка
Мед-ве-жат-ник – медвежатник– человек, который охотится на медведей.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка –край леса
Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть.
(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)
По мере чтения частей текста появляется план. СЛАЙД
План.
1.Медвежатник – музыкант.
2. Красивые звуки.
3. Медведь – музыкант.
4.Такой же музыкант, как и я.
Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)
Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают) - Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. - Сравните, как слушали музыку старик и медведь - Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)
Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)
Итог урока
А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:
«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!
Выполните следующее задание:
Собери пословицу: (работа в парах)
карточка№ 3. Красив тот, (кто поступает красиво)
Красота сердца (дороже красоты лица)
Человека узнают по тому (что его окружает)
Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.
А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.
СЛАЙДЫ (про Бурого медведя) – (сообщения 3 учеников)
1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал, что ….
Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….
Домашнее задание
Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части
№1. К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т
Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16
Неуклюжий большой
Маленький бурый
Косолапый хитрый
Ленивый слабый
№ 3. Красив тот, дороже красоты лица
Красота сердца что его окружает
Человека узнают по тому кто поступает красиво
Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.
Какой вопрос, стрекотуха?
Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
1.Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.
Наталья Галанцева
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»
«Речевое развитие». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение В. Бианки «Музыкант»
Задачи:
1) Создавать условия для:
Развития представлений о жизни диких животных;
2) Создавать условия для приобретения опыта:
Понимания и оценивания характера и поступков героев произведения;
Развития представлений об образного содержания медведя, как реального героя произведения;
Развития слуховое восприятие;
3) Создавать условия для воспитания интереса к художественной литературе
Материал: текст произведения В. Бианки «Музыкант»
Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
II. Основная часть
Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»
В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Медвежатник – охотник на медведей.
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса.
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному
О ком я вас прочитала?
Кто главные герои произведения?
Сыграем в игру «Отгадай»
3. Игра «Отгадай»
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4) Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5) Кого он увидел в лесу?
в) медведя;
6) Как поступил старик?
4. Физкультминутка
Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.
Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.
Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
5. Беседа по прочитанному
Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).
Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.
Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?
Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.
И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?
Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.
Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.
Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.
- «Дзенн» - это звукоподражание.
III Заключительная часть
С каким его произведением познакомились?
На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)
Публикации по теме:
Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.
Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие.
Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.
Конспект занятия «Профессия - музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению
В.В. Бианки «Музыкант»
Ход урока
I .Организационный момент:
Ребята, урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»
1.На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Следи за текстом, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
II . Новый материал
Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?
Я вам предлагаю разгадать кроссворд.
3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша)
4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)
5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)
Чему учат эти рассказы?
(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).
Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Вот так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь.
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД
В этом году исполнилось 164 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.
Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет.
Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.
Задания:
О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?
Чему учат книги В.В.Бианки?
Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг). Слайд
Работа с выставкой книг
- Ребята, посмотрите на парту. Перед вами на листочке набор букв.
- Зачеркните буквы, которые я буду вам называть, а из оставшихся букв соберите слово.
К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т
Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16
МУЗЫКАНТ
- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)
С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант». Слайд
«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».
Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:
БИАНКИ МУЗЫКАНТ
Какова же тема сегодняшнего урока?
Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов. СЛАЙД
Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. СЛАЙД
- А какие музыкальные инструменты вы услышали?
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.
А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете?
А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя, как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.
Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)
1 остановка: (Слайд 7,8,9)
Что делал старик, когда встретил колхозника?
Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».
Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?
2 остановка:(Слайд 10)
Как поступил старик?
Что он услышал в лесу?
Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.
Почему он удивился?
Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
3 остановка :
Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?
Что делал медведь? Подтвердите словами текста.
Как он услышал свою музыку? Прочитай.
А старик? Прочитай.
Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)
Как поступит старик с медведем?
4 остановка:
Как поступил старик с медведем?
Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)
Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?
А как бы вы поступили на месте охотника?
Это произведение рассказ или сказка? Почему?
Почему рассказ называется «Музыкант»?
Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).
Кого же Бианки назвал музыкантом? (Медведя и человека.)
Каким вы себе представили медведя?
Перед Вами на экране даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.
Неуклюжий
маленький
косолапый
А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?
Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.
Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.
Какой вопрос, стрекотуха?
Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?
Физминутка
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
Закрепление изученного материала
Повторное чтение текста
При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём СЛАЙДЫ
Рас-спро-сил – расспросил
Ос-то-рож-но- осторожно
Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом
За – ва – лин – ка – завалинка
Мед-ве-жат-ник – медвежатник
Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть. СЛАЙД
(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)
Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)
Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)
Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
Сравните, как слушали музыку старик и медведь
Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)
Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)
Итог урока
А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:
«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!
Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.
А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.
СЛАЙДЫ (про Бурого медведя)
1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал, что ….
Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….
Домашнее задание
Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части