Конспект занятия по внеурочной деятельности "пословицы и поговорки". Конспект урока на тему «Пословицы и поговорки Наглядность и оборудование

Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  3. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  4. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  5. В сфере регулятивных УУД.
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  • В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  • В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Оборудование:

      Рабочая тетрадь ученика (часть 1) “Школа развития речи” Т.Н. Соколовой.
    1. Пакет для с/р в группах по теме урока.
    2. Задания на карточках для пар для работы на компьютере.
    3. Презентация по теме урока.
    4. Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1 Организационный. Проверяю готовность класса к уроку

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.

    Наводят порядок на парте, проверяют все необходимое
    2 Разминка.

    Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

    - Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.

    (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

    Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

    Дети выполняют задания на карточке – разминке
    3 Определение темы и цели урока. - Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали? (Пословицы и поговорки)

    Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

    Ответы на вопрос учителя
    4 С/Р с пакетом заданий. - А сейчас вы получите определенный блок заданий (учитель раздает конверты). Вы должны внимательно прочитать план работы в группе, четко следовать данному плану, последовательно выполнять все предложенные задания. При этом вы можете пользоваться всеми справочными материалами, которые вам предложены. Кроме того, работая с текстом вы можете подчеркивать всю информацию, которая вам пригодится для ответов С/Р учащихся
    5 Физминутка. Упражнения для глаз + разминка. Выполняют упражнения
    6 Проверка выполнения заданий. Сопровождение презентацией. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. Обратите внимание, что сегодня вы сами будете оценивать качество выполнения заданий.

    Для этого воспользуемся обобщающими вопросами (Они приклеены к информационному листу)

    Слайд №1 – о пословицах и поговорках (приведите свои примеры) – по листу.

    Слайд №2 – о В.И. Дале – прочитайте по листу.

    Слайд №3 – новая информация – о пословицах народов мира.

    Ответы учащихся
    7 Работа на компьютерах – закрепление в виде игры. - Выполняются задания на компьютере (индивидуально).

    Кто сделал правильно 1 задание, переходит ко второму.

    1 задание – соотнеси русскую пословицу с иностранной пословицей.

    2 задание – вставь картинку в пословицу.

    Работа на компьютере
    9 Проверка работы в парах на компьютере. - Работы проверяет учитель информатики. Индивидуальная С/Р учащихся
    10 Итог урока – обобщение знаний, рефлексия урока. - Учитель задает вопросы:
    • Что нового узнали?
    • Чем же пословица отличается от поговорки?
    • Что больше всего понравилось в уроке?
    • Учитель сообщает о Л.Н. Толстом Д/З и просит открыть стр.23 в РТ
    Учащиеся отвечают на вопросы
    11 Д/З РТ стр.23 – сочинение по пословице Запись в дневник

    Пакет с заданиями:

    1. План работы в группе.
    2. Выписать на листке, что такое “пословица” и “поговорка” (используя литературоведческий словарь).
    3. Примеры пословиц и поговорок (справочный материал), словари.
    4. Информационный текст о происхождении пословиц и поговорок прочитать и ответить на вопросы.
    5. Вопросы к тексту.
    6. Лист для самооценки.

    Разработка урока по русской литературе

    Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

    Тема урока : «Пословицы и поговорки»

    Тип урока :

    Вид урока : Комбинированный

    Цели урока:

    Образовательные:

    Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

    Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

    - расширять представления о культуре и истории родного края.

    Развивающие:

    Развивать навыки устной речи учащихся;

    Воспитательные :

    Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

    Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Орг. момент

    Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

    Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

    Учитель раздает рабочие листы.

    На доске написано предложение:

    Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

    Слово учителя:

    «Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

    Вопрос к учащимся:

    Что это предложение вам напоминает?

    Учащиеся слушают

    Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

    Предполагаемый ответ:

    Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Слово учителя:

    «Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

    Слово учителя:

    « Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

    Учащиеся слушают

    Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

    Учащиеся слушают

    4. Первичное закрепление

    Слово учителя:

    «Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

    Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

    Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

    Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

    Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Цени по заслугам, а не по услугам.

    Семеро по лавкам.

    Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

    Седьмая вода на киселе.

    Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

    Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

    ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

    Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

    ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

    Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

    Предполагаемый ответ:

    Пословицы:

    Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

    Поговорки:

    Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

    Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

    Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

    5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

    Схема таблицы:

    Посло

    вица

    Пого

    ворка

    Сход

    ство

    Раз

    личие

    Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

    Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

    1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

    Враги не знают друг друга в счастье

    Глупые ноги ругают к старости.

    На своей Родине и зима прекрасна.

    - Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

    Безделье неумеху не страшится.

    Чижа романами угощают.

    Умный умного не слышит близко.

    - Черт всем скажет, боров слопает.

    2 ТУР «Одним словом».

    Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

    На попятный двор.

    Заткнуть за пояс.

    При царе Горохе.

    Хоть шаром покати.

    Легок на помине.

    У черта на куличиках.

    Яблоку негде упасть.

    Как снег на голову.

    Ни к селу ни к городу.

    3 ТУР «Откуда пословица?».

    Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

    Кому вершки, а кому корешки.

    А Васька слушает да ест.

    А воз и ныне там.

    А ларчик просто открывался.

    Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

    Предполагаемая таблица:

    Посло

    вица

    Пого

    ворка

    Сход

    ство

    отражение народной мудрости;

    краткость;

    рифмованность

    Раз

    личие

    Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
    В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

    Нет законченного суждения: она лишь его часть.
    В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

    Учащиеся слушают учителя

    Учащиеся соглашаются

    Предполагаемый ответ:

    - Друзья познаются в беде ;

    - Умную голову почитают смолоду;

    - На чужой стороне и весна не красна;

    Маленькое дело лучше большого безделья ;

    Своя рубашка ближе к телу;

    - Дело мастера боится;

    - Соловья баснями не кормят;

    Дурак дурака боится;

    Бог не выдаст, свинья не съест.

    Отказаться;

    Победить;

    Давно;

    Ничего нет;

    Появился быстро;

    Далеко;

    Тесно;

    Внезапно;

    Невпопад.

    Предполагаемые ответы:

    Из сказки «Лиса и волк»;

    Из сказки «Мужик и медведь»;

    Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

    Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

    Из басни И. Крылова «Ларчик»).

    6. Домашнее задание

    Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

    Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

    Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

    7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

    Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

    Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

    Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

    Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

    Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

    Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

    Предполагаемые ответы:

    1. краткое изречение

    2. народную мудрость

    3. поучительный смысл.

    1. образное выражение

    2. отношение к чему-либо

    3. вывода, заключения

    1. глупость, лень, жадность, злость

    2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

    Учащиеся заканчивают предложение

    Список использованной литературы:

    Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

    Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

    Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

    Приложение № 1

    Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

    1.Дайте определение:

    Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Открытое занятие

    Тема: «Пословицы и поговорки о труде»

    Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.

    Задачи:

    1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;

    2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;

    3. Прививать интерес к устному народному творчеству;

    4.Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;

    Наглядность и оборудование:

    Компьютер;

    Презентация «Пословицы и поговорки о труде»

    Предметы старины;

    Карточки;

    Речевой материал:

    Лицом пригож;

    Мудрые изречения;

    Как аукнется;

    Своя ноша;

    Весомое слово;

    Слайд 2.

    Ход мероприятия

    Воспитатель : - У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.

    Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.

    Вот, что говорили великие писатели о пословицах:

    «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

    «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

    «Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

    Слайд 3.

    Чем пословица отличается от поговорки?

    Пословицы - это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка , как и пословица, - остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица - законченная мысль, поговорка - только часть суждения.

    Слайд 4.

    -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

    *Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

    *Как сыр в масле катается. (Поговорка)

    *Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

    *Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

    *Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

    Слайд 5.

    Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!

    Воспитатель: - Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

    Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

    Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

    На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

    (Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)

    Слайд 6.

    Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

    Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

    (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

    Слайд 7.

    Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!

    Наш первый конкурс – «Разминка».

    Задание – продолжить пословицы и поговорки:

    1. Что посеешь… (то и пожнешь).

    2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

    3. Сделал дело… (гуляй смело).

    4. В гостях хорошо… (а дома лучше).

    5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

    6. С кем поведешься… (от того и наберешься).

    7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).

    8. Как аукнется… (так и откликнется).

    9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

    10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

    11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

    Игра «Путаница»

    (Каждая команда получает лист бумаги, на котором написаны

    «необычным» способом 2 поговорки или пословицы. Слова в них стоят на

    своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Команды

    должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или

    пословицу.)

    Тексты пословиц:

    1 команда

    1. Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н.

    (Поспешишь – людей насмешишь)

    (Кончил дело – гуляй смело!)

    2 команда

    1. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В.

    (У страха глаза велики)

    2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.

    (Кончил дело – гуляй смело!)

    Слайд 8.

    (дети расшифровывают названия, выигрывает команда, которая быстрее

    справляется с заданиями. Выигравшая команда получает букву).

    Игра «Потерянные слова»

    Воспитатель: - Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить.

      Ученье свет, а ……(не ученье – тьма)

      Волков бояться ….(в лес не ходить)

      По одёжке встречают,а …(по уму провожают)

      Как аукнется …(так и откликнется)

      В гостях хорошо, а ….(дома лучше)

      Слово - серебро, а …..(молчание – золото).

    Слайд 9.

    Игра «Вопросы – шутки»

      В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)

      Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

      О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт тому Бог подаёт.)

      Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

    Слайд 10.

    Игра «Пословицы в рисунках»

    Команды иллюстрируют пословицы. Соперники по рисунку должны отгадать пословицу.

    Слайд 11

    Игра «Выбери пословицу»

    Дано объяснение пословицы и ниже 3 пословицы. Вам надо найти подходящую пословицу .

    Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

    Век живи, век учись;

    Ученья корень горек, да плод сладок;

    Ученье свет, да не ученье – тьма.

    Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.

    Волков бояться – в лес не ходить;

    Слайд 12

    Игра «Знаток»

    По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.

    Если своя, то не тянет. ноша

    Приходит во время еды аппетит

    Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку

    Дорога к обеду. ложка

    По нему провожают. ум

    Города берёт. Смелость

    Слайд 13.

    Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:

    Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)

    Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)

    У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)

    Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет.)

    Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)

    Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)

    Воспитатель:

    В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.

    Ф.И.О. учителя: Горнакова Инна Валентиновна
    Предмет: литературное чтение
    Класс: 2

    Тема: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
    Тип урока: изучение нового материала
    Форма проведения:
    Творческая мастерская
    Цель: Создать условия для составления стенгазеты «Русские народные пословицы и поговорки»
    Задачи урока:
    Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
    Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
    Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
    Планируемый результат обучения
    Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
    Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
    Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
    Основная мысль урока: пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.
    Основные понятия: пословицы, поговорки, творчество
    Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительной искусство, технология
    Ресурсы:
    - компьютер, проектор, принтер, доска; фотоаппарат; презентация к уроку;
    - листы с заданиями для работы в группах; шаблон для стенгазеты;

    Этапы урока:
    1. Начало урока.
    Познавательные УУД формулирование познавательной цели
    Личностные УУД Жизненное самоопределение
    - Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «творческая мастерская». Результатом урока станет газета посвящённая теме урока. У каждой газеты есть редактор, человек контролирующий, чтобы всё было аккуратно, верно, красиво. Я предлагаю выбрать редактора, чтобы было легче работать. Но прежде чем озвучим тему урока, я хочу у вас спросить:
    - Что является творчеством? (Ответы детей)

    Творчество - создание культурных и материальных ценностей


    - Каким должен быть творческий человек? (Активным, выдумщиком, артистичным, уметь петь, рисовать и т.д.)
    - Кто из вас хочет быть творческой личностью?
    - Определите тему урока: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая - метко определяет какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах и поговорках) (Учитель читает стихотворение)
    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они великие помощницы
    И в жизни верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают,
    Порой чему – то поучают
    И от беды нас берегут.
    Пословица вовек не сломится-
    Ведь с ней и горе, и беда.
    И наша речь красна пословицей:
    Давайте вспомним их, друзья.

    А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо)
    2. Основной этап урока:
    А) Работа со словарём
    Познавательные УУД ориентироваться в словаре
    -Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.
    На слайде появляются такие же определения.
    -Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. Сейчас вы прослушаете песню «С чего начинается Родина?».

    О каких пословицах по вашему мнению мы ещё сегодня будем говорить? (О Родине, о любви к Родине).
    Б) Актуализация знаний
    Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
    Личностные УУД профессиональное самоопределение
    - Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
    (Рассказывают подготовленные дети)
    1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
    2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
    - Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
    Инсценировка:
    На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: –И все равно я лучше!
    - А вы, ребята, как думаете?
    В это время один из детей фотографирует работу учащихся на уроке.
    Регулятивные УУД. Проговаривание последовательности своих действий
    Познавательные УУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
    - Перед уроком вы получили задания по группам: составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
    1уч.: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    2 уч.: Глаза страшатся, а руки делают.
    3 уч.: Семеро одного не ждут.
    4 уч.: Старый друг лучше новых двух.
    Прочитав текст дети отдают его редакторам, которые в это время начинают располагать материал на листе ватмана. Учитель контролирует расположение рассказов на газете.

    3. Физкультминутка
    4. Игра «Ромашка».

    Вспомните основные разделы Устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы, поговорки, считалки, потешки,прибаутки, небылицы,песни.

    Что общего у этих всех разделов? (Созданы народом и передавались из уст в уста)
    Познавательные УУД
    (логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
    Коммуникативные УУД учиться работать в группе
    - А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.
    1 задание: Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу: Голова сказала:
    - Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
    Язык ответил:
    -Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь
    что на уме, то и на языке.
    2 задание:
    Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

    Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
    В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
    Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
    Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
    3 задание: вставить рисунки в пословицу
    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

    Когда... на горе свистнет. (Рак.)
    ... рубят – щепки летят. (Лес.)
    Не..., так и не мычи. (Корова.)
    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
    Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
    4 задание: Составь пословицы:
    сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    В своём доме и стены помогают.

    Жить – Родине служить.

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

    Родину-мать учись защищать.

    Главное в жизни – служить отчизне.

    Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

    Москва всем городам мать


    5. Итог урока:
    Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
    Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
    -Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки?

    (Как приятно осознавать, что культура

    русского народа жива, что мудрые изречения наших

    предков не забыты, они дошли до наших времен, и

    благодаря им русский язык стал более выразительным

    и образным.)

    Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

    Можно ли назвать вас творческими личностями? Почему?

    А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и товарищей.

    Получилась ли у нас газета? Что нам надо доделать в ней?
    В газету вклеивают фотографии, которые были выполнены в течение урока.
    Запишите несколько слов, которые ассоциируются с темой урока.
    Учитель распечатывает «облако слов»

    Распечатанный вариант приклеиваем в газету.
    6. Домашнее задание
    Нарисовать рисунок к любой пословице.


    Пословицы и поговорки

    Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

    На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

    Содержание урока

    1. Что такое пословицы и поговорки?

    2. Русские пословицы и поговорки.

    3. Заключение.

    Что такое пословицы и поговорки?

    Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

    Русские пословицы

    Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

    Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

    Русские поговорки

    Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

    Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

    В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

    Изучение пословиц и поговорок

    Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

    В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

    Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

    Заключение

    На этом уроке вы узнали:

      что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

      что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

      что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

      принцип создания пословиц и поговорок;

      новые для себя пословицы и поговорки.

    Тест

    1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

    а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

    2. Пословица – это…

    а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

    Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

    в) образное выражение, отражающее жизненное явление

    3. Поговорка – это…

    А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

    б) образное выражение, отражающее жизненное явление

    в) выражение, созданное группой людей

    4. Употребление пословиц и поговорок…

    а) делает речь неубедительной

    Б) делает речь понятной и образной

    в) выражает субъективное мнение человека

    5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

    А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

    Интернет-ресурсы

    http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

    http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

    http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

    http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира