Конспекты тематических и интегрированных музыкальных занятий. Конспект открытого музыкалного занятия интегрированной нод ознакомление с музыкалными инструментами по фгос до. Игра «Кто лишний»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направление «Музыка»

«Согласовано»

Ст.воспитатель _________Н.Г.Умерова

Конспект интегрированного музыкального занятия

в подготовительной к школе группе

Тема «Прогулка по зимнему лесу»

Подготовила:

Музыкальный руководитель:

Терещенко Е.А.

Количество детей: 16 человек

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тип: интегрированныйсо здоровьесберегающими технологиями

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма НОД: коммуникативная (беседа и ситуативный разговор), игровая (игра - путешествие), музыкально - художественная (слушание, исполнение, импровизация), познавательная (решение проблемных ситуаций), продуктивная (творческая мастерская).

Форма организации: групповая.

Цели: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, обогащать представления детей об особенностях зимнего времени года средствами музыкально - художественной и продуктивной деятельности; профилактика переохлаждения и детского травматизма зимой.

Задачи: Образовательные - оценить особенности зимнего времени года через музыку Чайковского «Зима», ; обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

Соотносить художественные образы с реальными явлениями природы и в соответствии с этим выстраивать линию безопасного поведения; создавать выразительные художественные образы, самостоятельно находя нужный способ выполнения задания.

Развивающие - развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Способствовать развитию творческой активности детей музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) , способствовать психофизическому развитию ребенка средствами музыкально - художественной и продуктивной деятельности; развивать образную речь в поиске применения метафор, сравнений, характеризующих особенности зимней природы в художественных примерах; умение предвидеть опасные последствия для здоровья человека в связи с погодными особенностями зимнего периода.

Воспитательные - развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, воспитывать эстетический вкус в передаче образа, совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка, воспитывать умение общаться через песню и танец, воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность, готовность помочь сверстнику.

Оздоровительные :

С помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально - ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье,

С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям,

Слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

Способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать

Методы и приёмы : объяснительно - иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Материал и оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов; аудиозапись музыки Чайковского «Зима», «Баба Яга», музыкальные инструменты: треугольники, бубны, металлофоны, соль. Наглядный материал: Портрет П.И.Чайковского, атрибуты для украшения зала.

Ход НОД.

Муз.рук. (встречает детей при входе). Здравствуй, ребята, я рада вас видеть. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы сейчас поприветствуем друг друга песенкой. (Музыкальной приветствие «Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее!» по ступеням мажорного трезвучия)

Муз.рук. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Приветствие с гостями «Доброе утро».

Доброе утро - солнцу и птицам, Доброе утро - приветливым лицам!»

Звучит «Зима» Чайковского

Муз.рук. Снег, мороз, метель и ветер, кто же дети, мне ответит,

В какое время года Стоит такая погода?

Сегодня мы поговорим о зиме, об этом красивом времени года. Интересно, а если бы, не было зимы? Что произошло бы?

Зима - это хорошо, или плохо! Как вы думаете?

(Ответы детей: от жары все бы погибло, не было бы снега).

А какая она, зима? (Ответы детей: морозная, белая, пушистая, холодная).

Вам нравится зима? Почему? (Ответы детей: зимой весело, можно поиграть в снежки, кататься с горки, на санках, коньках, лепить снеговиков, строить «ледяные фигуры»).

Муз..рук.. О зиме люди придумали много пословиц.

А вы знаете пословице о зиме?

Дети (по очереди)

Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение. Сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный зимний лес. Одевайте лыжи.(имитация движения).

Хороши наши лыжи, быстроходны и легки.

(Звучит музыка «Русская зима» Олифировой дети выполняют соответствующие имитационные движения.

А вот и лес...Полный сказок и чудес. Стих-е о зиме (читает ребенок)

С вами шли, шли, шли И волшебный лес пришли.

А в лесу воздух чистый, свежий, давайте с вами подышим

Упражнение на дыхание.

А в сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его:

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес...)

В нем сосны, ели до небес (до бес, до бес, ...)

А на ветках шепчут шишки (шишки, шишки....)

В гостях у нас сейчас детишки (детишки, детишки...)

Муз.рук.: Ребята, а я еще знаю зимнюю птицу- очень трудолюбивую. Отгадайте какую:

В красной шапке птица ходит. И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель. А зовётся птичка... (Дятел)

Посмотрите, ребята, что наш приятель дятел приготовил нам под елкой.

Нашли в лесу под елкой мешок с музыкальными инструментами, раздаю детям

Педагог: - Дятел сел на толстый сук Дети: - Тук да тук, тук да тук!
Педагог:
- Всем друзьям своим на юг Дети:- Тук да тук, тук да тук!

Педагог: - Телеграммы дятел шлет, Что зима уже идет, Что не тает снег вокруг:
Дети: -
Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- Дятел зиму зимовал, Дети:- Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- В жарких странах не бывал! Дети:- Тук да тук, тук да тук!
Педагог:- И понятно, почему, Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети:- Тук да тук, тук да тук!

Муз. рук. Давайте снова уберем инструменты под ёлочку. -

Дети проходят на места

А в этом лесу живёт ещё один сказочный герой, послушайте про него загадку:

Нос крючком, Волосы торчком. На метле летает, След заметает. (Бабя Яга)

Правильно, это Баба Яга. Она встречается во многих русских сказках. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал про бабу Ягу музыкальную пьесу и включил её в «Детский альбом». Давайте послушаем с вами пьесу «Баба Яга».

Звучит пьеса «Баба Яга» (фонограмма)

Как звучала музыка? (ответы детей) Что можно сказать об этой музыке? Какая она по настроению? Везде музыка звучала одинаково?

Муз. рук . : Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает. Послушаем пьесу ещё раз.

В конце пьесы выходит Баба Яга

Муз. рук . : Ребята, Баба Яга услышала свою музыку и пришла к вам в гости.

Баба Яга : Я теперь совсем другая, Я хорошая не злая.

Песни, музыку люблю, И с ребятами дружу.

Муз. рук . : Если ты добрая, оставайся с нами. И послушай веселое стихотворение, а наши пальчики нам помогут.

Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»

В тёмной чаще /сжимают и разжимают пальцы в замке/

Есть избушка /складывают руки домиком/,

Стоит задом на перёд /поворачивают кисти рук тыльной стороной/.

В этой маленькой избушке /складывают руки домиком/.

Бабушка Яга живёт /делают окошечко из рук, качают головой/.

Нос такой кривой /дразнятся/.

Глаз такой косой /выполняют перекрещивающиеся движения пальцами/

Костяная нога /постукивают кулаком о кулак/

Здравствуй, Бабушка Яга! / Разводят руки в стороны/. (И. Бодраченко)

Баба Яга . -Ох, как я люблю с детьми играть, а песни - то, как люблю петь!

Муз. рук .- Ребята, споём для Бабы Яги, а чтобы песни получились звонко, красиво, разбудим наши голоса.

Споём распевку: «Веники...помелики...»

Установка при пении.

Ноги вместе, спины прямо, чтобы песенка звучала.

После распевания, дети исполняют песню по выбору музыкального руководителя .

Баба яга. :- Как вы звонко, красиво, спели песню. Сразу захотелось порхать, как бабочка и танцевать.

Муз. рук .:- Ребята, я приглашаю вас станцевать для Бабы Яги наш танец, но сначала я предлагаю вам прочитать стихи о зиме!

Дети читают стихи Танец «Зима-красавица»

Баба Яга.- Вы и пели и плясали, а со мной не поиграли.

Муз. рук . Поиграем в русскую народную игру «Бабка ежка»

Песня -игра «Бабка-Ежка »

Дети идут по кругу и поют песню, баба Яга находится в центре круга, танцует. С окончанием песни баба Яга догоняет детей.

Бабка Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ногу сломала.

Побежала в огород напугала весь народ,

А пошла на улицу -испугала курицу. Играем 2раза

Баба Яга. Раз, два. Раз, два, Вот и кончилась игра. Молодцы, ребята, вы были все дружны, внимательны, порадовали бабушку сегодня. И пели, и плясали, и играли....Но мне уже пора в свою избушку возвращаться....

Муз. рук : Спасибо тебе БЯ за то, что пришла к ребятам в гости.

Дети, давайте бабушке-Яге подарок зимний подарим.(дарим) уходит

Муз. рук.. Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, чем нам запомнится зима?

(Ответы детей: только зимой бывает снег, вьюга, можно кататься на санках, коньках, лыжах, лепит снеговиков, встречать веселый праздник Новый год).

Вот она какая - красавица русская зима.

У природы нет плохой погоды, Каждая погода благодать.

И любое время года Надо благодарно принимать.

(Э.Рязанов)

Чтобы подольше образ зимы оставался в вашей памяти, нарисуем ее.

Звучит музыка Чайковского «Январь» , дети рисуют на соли

Муз. рук : Зима еще не кончается. Впереди у вас много счастливых зимних деньков, радостных забав. До свидания, ребята!!!

Дети под музыку идут в группу.

Большинство современных семей не придают важности роли искусства. А ведь даже самые простые наблюдения и обсуждения помогают раскрыться чувственной стороне детской души. Дети к четырехлетнему возрасту в большинстве своем теряют детскую непосредственную эмоциональность. Они начинают стесняться в проявлении эмоций, высказывании своего мнения.

Эстетическое восприятие окружающего мира, чуткое отношение к красоте и совершенству природы, умение детей создавать свою красоту - вот цель нашего творческого проекта «Знакомим детей с искусством». Различные мероприятия, проводимые с детьми с младшей по подготовительную группы помогают детям обогатить свой жизненный опыт. Представленное открытое занятие является частью работы с родителями. Проводимые совместные занятия, собрания, участие в городских конкурсах - всё это знакомит участников со способами воспитания в условиях семьи.

Данный конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. Представлена интеграция направлений программы художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. Занятие рассчитано на начало учебного года. Уровень развития детей выше среднего.

Занятие поделено на две части - о первом месяце осени и о втором. Аналогично распределение обучающей деятельности в двух частях музыкального зала. Изостудии в дошкольном учреждении нет, поэтому всю предшествующую работу, связанную с изотворчеством, проводит педагог группы.

Составляющие занятия взаимозаменяемы, вариативны, удобны для применения в разработке конспектов о разных временах года. Показать свои знания дети могут в составлении рассказа по моделям и выполнении движений на ориентировку в пространстве по схемам. Быть активным участником в узнавании произведений музыкального, поэтического и художественного искусства. Предоставляется возможность проявить эмоции и творчество в рисовании, пении, при мелодекламации стихов. Могут попробовать свои силы в качестве юных композиторов, придумывая музыку на текст любой поговорки о времени года.

Цель занятия : обогащение представлений детей об изобразительных возможностях музыки посредством сопоставления произведений искусства.

Программные задачи :

Музыкальные

1. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, добиваться чистоты интонирования окончания припева.

2. Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки выразительными средствами поэзии, живописи и ритмопластики.

3. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, умение свободно ориентироваться в пространстве.

Речевые

1. Обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества осенних примет в природе.

2. Формировать умение рассказывать по моделям о явлениях природы.

3. Развивать слухо-моторную координацию и внимание.

Общие

1. Прививать детям чувство гармонии и совершенства творений великих классиков.

2. Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств.

Предшествующая работа :

1. Наблюдения за изменениями в природе, прогулки - поиск на территории детского сада (изменение окраски листьев, поиск разных видов деревьев), рассматривание в вазе веточек с листьями и плодами деревьев с территории, недоступной детям, закрепление знаний через дидактические игры.

2. Разучивание песни о золотой осени, слушание произведений Чайковского, современников на тему осени.

3. Разучивание стихов о золотой осени, хмурой осени, поговорки о сентябре.

4. Аппликация и рисование на индивидуальных листах.

5. Совместное с детьми создание книги осени (гербарий).

Место проведения: музыкальный зал.

Интегрированные музыкальные занятия в ДОУ.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

Цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний можно применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от музыкального руководителя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Интегрированное занятие обязательно является тематическим, в нем избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение музыкального руководителя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и музыкального руководителя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на музыкального руководителя.

При подготовке интегрированного занятия необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

    планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

    смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

    выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература

    Н. Гавриш "Современное занятие"

    С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Интернет-ресурсы


Конспект открытого музыкального занятия интегрированной НОД
Тема: «Ознакомление с музыкальными инструментами»
(на основе ФГОС ДО)
Разработала:
Сухих Наталья Сергеевна
Музыкальный руководитель
Село Заводское, 2015 год
Тема: «Ознакомление с музыкальными инструментами»
Возрастная группа: младшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: «Музыкальное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Учебно-методический комплект:
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 3 лет, 2014-2015учебный год,
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2013 год.
Средства:
наглядные – музыкальные инструменты, игрушки (кошечка, птичка, зайчик);
литературные – слова валеологической распевки с оздоровительным массажем «Доброе утро»;
музыкальные – песня – распевка «Доброе утро»; песня «Ладушки – ладошки»;
оборудование – ИКТ: планшетный компьютер, детские музыкальные инструменты.
Цель: ознакомление с детскими музыкальными инструментами.
Задачи:
Обучающие задачи:
Различать тембры музыкальных инструментов;
Формировать певческие навыки;
Выполнять движения в характере музыки, сочетая их с текстом;
Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Развивающие задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Формировать певческий голос и выразительность движений;
развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
радостно и с удовольствием выражать свои эмоции.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и интерес к музыке;
способствовать проявлению положительных эмоций;

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
Привлечь к участию самых маленьких воспитанников Сашу и Катю;
Обратить особое внимание на движения в танце у Семена и Павла;
Дать индивидуальные задания старшим детям в игре: Ане, Лиде и Славе;
Планируемый результат:
Любознательный, активный Музыкальная активность, речевая активность.
Эмоционально - отзывчивый чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки;
проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно реагировать на поставленные задачи;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи знать музыкальные инструменты, исполнять песни хором, танцевать хороводные танцы;
умение самостоятельно делать выбор;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 10-15 мин.;
Ход деятельности:
Этап деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность
детей Планируемый результат
1 этап (3 минут)
Организационный момент:
ситуативный разговор.
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Эмоциональный настрой на совместную деятельность:
Валеологическая песня – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро! Улыбнись скорее».
Беседа с детьми «Что означает слово «здравствуйте»?
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой
Предлагает и корректирует выбор детей
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Приветствуют друг друга и гостей
Выбор удобного места для занятия.
Рассуждают, проявляют интерес и исследовательскую активность.
Отвечают на вопросы музыкального руководителя по теме оздоровительной распевки. Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
2 этап (5минут)
Загадки.
Музыкальный руководитель: ребята, отгадайте загадки (загадывает три загадки про кошечку, зайца и птичку)
Дети отгадывают, двигаются по залу как птички, зайчики и кошечки. Стимулирует интерес к устному народному творчеству. Побуждает детей к движениям, имитирующим птиц и животных. Слушают загадки, отгадывают их и двигаются под музыку. Умение слушать, отгадывать и передавать в движениях повадки птиц и животных.
Работа над темой:
Ознакомление с музыкальными инструментами Музыкальный руководитель: ребята, а наши гости пришли не с пустыми руками. Они принесли с собой музыкальные инструменты. Закройте глаза и угадайте какой из них вы слышите?
На столе лежат музыкальные инструменты: бубен, музыкальная шкатулка, металлофон.
А еще какой у нас есть музыкальный инструмент? Правильно – это голос. Что мы делаем с помощью голоса?
Дети отвечают. Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент, вовлекает в прослушивание, стимулирует интерес детей.
Давайте разогреем наш голосок с помощью музыкальной разминки Слушают, отвечают на вопросы и играют на детских музыкальных инструментах.
Дети поют «Музыкальную разминку» Е.Макшанцевой. Получают новые знания.
Проявляют интерес к новому материалу.
Дети развивают мелкую моторику рук.
Умение работать индивидуально.
Развивают музыкальный слух.
Умение петь хором, не напрягая голос, проявлять активность
3 этап (3 минуты)
Итог деятельности по музыкальному развитию.
А теперь послушайте мелодию и угадайте ее!
Звучит вступление песни «Ладушки – ладошки» Е.Каргановой.
Дети называют песню.
Беседа о том, что у нас было интересного на занятии, что нового узнали, как мы занимались?
Музыкальный руководитель приглашает детей к исполнению песни «Ладушки – ладошки»
Задает вопросы детям по занятию. Внимательно слушают, поют хором и выполняют движения в соответствии с текстом.
Отвечают на вопросы педагога, выражают свои чувства.
У детей тренируется музыкальная память, внимание.
Получение в процессе танца положительных эмоций.
Обеспечена потребность детей в движении.
Умение оценивать свою деятельность.
Как итог занятия: концерт для родителей, посвященные
Выступить перед родителями на родительском собрании Сочетают движения с музыкой. Имеют чувство ритма и мелодики музыки;
Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению
Обогащение тактильного опыта


Приложенные файлы

Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан


СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

(ММО- музыкальных руководителей.)

Музыкальный руководитель:

Асабина Р.В.

2016год

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры / подвижной, сюжетной, дидактической/, а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобретательной, конструктивной и.т.д.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия. Многие педагоги задают вопрос: в чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении? Современная дошкольная педагогика дает следующие определения понятий «комплексные занятия» и « интегрированные занятия».

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала / поэтического, музыкального, игрового, познавательного/ к одной теме. Например, подводя итоги наблюдений за природой в весенние месяцы, мы проводим комплексное занятие « Весна». В содержание этого занятия мы включаем все , что дети узнали, выучили, запомнили за последние три месяца: и про капели, про весенние ручейки, прилет птиц, первые подснежники, и про почки на деревьях. Дети поют песни, читают стихи про все это…., слушают музыку, играют в подвижные игры, и вся их исполнительская деятельность посвящена одному времени года – весне. В содержание занятия вокруг темы «Весна» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.

Совсем другое дело, когда в основе содержания занятия – тема или образ одной тональности. Если речь идет об осени, то тема должна быть определена точнее. Например, осенью мы проводили интегрированное занятие «Художница - Осень », зимой « Зимняя сказка », весной «Подснежник и капелька», где весь репертуар - и стихи, и песни, и музыка для слушания –соответствовали именно этой теме и были направлены на достижение главной цели этих занятий – учить детей чувствовать характер музыки и ее цветовую гамму.

В результате интеграции у детей складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.

Разрабатывая цикл интегрированных занятий на учебный год, мы должны учитывать, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Поэтому, нужно определить для себя приоритетное направление , позволяющее целенаправленно, систематически и планомерно строить свою работу по данному разделу. Например, «основная нить» интегрированных занятий – музыка времен года – цвет – настроение человека. Вместе с воспитателем нужно постараться дать детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Знания о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления природы в художественных образах.

Интегрированные занятия, которые готовит музыкальный руководитель и воспитатель решают прежде всего задачи эстетического развития / на данных занятиях музыки и изобразительной деятельности/, познавательного развития и социально-нравственного.

Для решения задач эстетического развития можно включить при разработке занятия высокохудожественные образцы литературных /стихи русских и современных поэтов/ и музыкальных произведений /народную, детскую, классическую музыку различных эпох/, стараться использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Все это создает условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на творчески продуктивную деятельность. Например, прослушав и проанализировав музыку «Осенние дорожки» О.Поляковой, дети старались передать настроение музыки в творческом движении, исполняя танцевальную импровизацию «Осенние дорожки ». Ребята самостоятельно выбрали атрибут, который на их взгляд наиболее полно позволит раскрыть образ осеннего листочка. Свободно импровизируя, они старались передать характер музыки в необычных движениях и в конце задания создали из платков, шарфиков, ленточек « Удивительный осенний коврик. Коллективная деятельность способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка.

Для активизации внимания детей, желания услышать музыку, понять ее, в чем-то продуктивном выразить свои впечатления, можно использовать разные педагогические приемы : игровые, словесные, наглядные, практические. Например, зимнее интегрированное занятие «Путешествие в царство Снежной Королевы». Цель: Развитие художественно - творческих способностей через интеграцию образовательных направлений. Ребята слушали фрагменты произведений П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», «Вальс снежинок» М. Минкова, из цикла « Времена года» А. Вивальди , которые являются шедеврами мировой классики. Слушание музыки дополнялось выразительным чтением отрывков мировой художественной литературы, а именно произведениями А.С.Пушкина . Поддерживая быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке, и на основе уже полученных впечатлений, дети исполнили танцевальную импровизацию «Снежинки» . После чего, они рисовали снежинки на зеркалах зубной пастой для Снежной Королевы. Здесь происходит настрой детей на необычность занятия в тоже время, решающих определенные педагогические задачи - развитие мелкой моторики, умения согласовывать движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. : Такой прием, вызывает у детей новый всплеск положительных эмоций, доставляет им радость от непосредственного общения с персонажем и настраивает их на дальнейшую продуктивную деятельность, возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, творчество.

Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя и, если в штате предусмотрен, педагога дополнительного образования соответствующего профиля. Составляя циклы занятий, следует хорошо продумать с какого занятия лучше начать тот или иной цикл. Например, мы провели музыкальное интегрированное занятие с использованием татарского языка в старшей группе «Весеннее настроение». Данное занятие способствует творческой реализации полученные впечатления, навыки и умения в дальнейшей художественно-эстетической деятельности. Следуя принципу межпредметной связи , тема предстоящего интегрированного музыкального занятия изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно – эстетических занятиях. Воспитатели, используя различные формы взаимодействия с детьми, проводили большую предварительную работу – беседы, пояснения, познавательные рассказы, посещение музея, заучивание стихотворений татарских поэтов, пословиц и загадок, использовали татарскую музыку в игровой, самостоятельной творческой деятельности детей, на занятиях художественно-эстетического цикла и т.д. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью. Перед итоговым интегрированным занятием, которое проходит в музыкальном зале, воспитатели настраивают детей на его «необычность», важность, создавая таким образом атмосферу радости и увлеченности происходящим. Главное - необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.

Учитывая, что «интегрированное музыкальное занятие более сложное по насыщенности, требующее серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, оно проводится 1 раз в квартал» /С.И.Мерзлякова – доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО/. Во избежание переутомления детей, при разработке занятия я сочетаю задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся.

И в заключении хочется сказать, что интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.