Константин васильев прощание славянки. Славянский Мир: Константин Васильев. Картины

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942, Майкоп - 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) - советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики : портреты , пейзажи , сюрреалистические композиции , картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории . Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен - широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков - делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957-1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды , иллюстрации , эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
Васильев обращался к народному искусству : русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972-1975).
Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).
Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани » (Москва , 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

Творчество в высшей степени одаренного художника, рано ушедшего из жизни при невыясненных обстоятельствах, вызывает ожесточенные споры. Искусствоведы отмахиваются от его работ, а публика, которая посещает его музей в Москве в Лианозовском парке, совсем другого мнения: картины Константина Васильева околдовывают и обвораживают, погружая в совсем иные миры.

Творчество К. Васильева

В наследии художника, который работал всего пятнадцать лет, сохранилось более четырехсот произведений. Можно выделить основные направления, которые затрагивают душу:

  • Картины Константина Васильева об Отечественной войне.
  • Темы русских былин, песен, сказок.
  • Скандинавский эпос.
  • Пейзаж.
  • Портрет.

Картины Константина Васильева настолько необычны и удивительны, что их невозможно перепутать с произведениями других художников.

Вечная тема - война

Люди не перестают воевать, у них остается только мечта о мире. Герои полотен К. Васильева выходят на бой, чтобы защитить родной очаг, своих близких. При этом неважно, в какое время это происходит, кто пришел на русскую землю. Для захватчика вставший на защиту дорогой сердцу земли народ оставит место только для его могилы. У воина, обнажившего меч или взявшего автомат или винтовку, нет страха смерти, какими бы жуткими ни казались враги. Пафос русского героического народа отражают картины Константина Васильева с названиями: «Прощание славянки», «Парад сорок первого», «Унтер-ден-Линден в огне», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Илья Муромец освобождает узников», «Бой со змеем». Особняком стоит «Нашествие».

В нем под свинцовым небом шествуют маршем колонны, которым нет конца, уже по разоренной русской земле. В разрушенном ими храме на руинах алтаря встали строем святители земли русской. Они вместе с солдатами, которые отдадут за Родину всю кровь до последней капли, помогут освободить Отечество в эту тяжкую годину для каждого русского, когда вражьи силы стремятся не только физически уничтожить народ, но сломить его дух, искоренить культуру. Наш воин спокоен в смертельном бою, хотя смерть кружится над ним, но любимая верит в него, и эта вера спасала от смерти, от свистящей пули.

«Парад сорок первого»

Вся сила духа русского народа отражена в этом полотне. В сорока км от Москвы идут тяжелейшие бои за каждый кусочек земли, за каждую высоту. Им на помощь прямо с парада на поле боя пойдут другие русские патриоты, которые зачастую не умеют даже стрелять и никого в жизни не убивали, даже котенка или щенка. А теперь настало время, когда надо сразиться с черной ордой. Художник взял ракурс сверху не случайно. Крупным планом стоят люди, защитившие Родину в Смутное время от польской интервенции: мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Их образы слились в единое целое в исторической памяти народа. Именно они благословляют людей, идущих в бой, а не «вожди», которые спрятаны за трибунами еле видного Мавзолея.

Холодные полотна

Картины Константина Васильева часто называют холодными. Но видно изнутри идущий, еле сдерживаемый огонь. Внимательно присмотритесь к репродукциям, которые были даны. Картины Константина Васильева, фотографии которых появятся ниже, разве можно назвать безжизненными и холодными? Мы живем не на востоке, а на суровом севере, который сформировал наш менталитет: вечная борьба со скудной природой, которая не дает достаточно еды для выживания. Морозы, которые приходят уже ранней осенью, а весной не собираются отступать. Какие же люди выросли на этой земле? Твердые, стойкие, не любящие выражать эмоции, скрывающие свою боль и слезы, смеющиеся над своим положением, каким бы безнадежным оно ни казалось. Яркость и тепло, игривость можно найти у французских или итальянских мастеров, а Константин Васильев, художник, картины с названиями которого мы рассматриваем, совершенно иной. Посмотрите на «Северного орла». В лютый мороз, в распахнутом полушубке, без шапки, прикрытый копной волос на голове, суровый зрелый мужчина сейчас разогреется до того, что сбросит и полушубок, заготавливая дрова. Если же подойдет лихоимец, то топор его остер. Велика сила его человеческого духа.

«Нежданная встреча»

А какой может быть встреча двух гордых людей? Внешне они бесстрастны. Идет молчаливый разговор глазами. Если женщина решит, что мужчина достоин ее, то она не посмотрит на условности. На такую ручкой не махнешь: «Иди, мол, не до тебя», и за пояс ее не заткнешь. Два характера, один круче другого, написал К. Васильев, изобразив прекрасную внешне пару. Оба образа завершены. У картины можно стоять часами.

Русские легенды и предания

Художник Васильев Константин картины писал очень спорные. Возьмем, например, полотно «Илья Муромец - борец с христианской чумой».

В католические добрые времена его бы сразу отравили на костер, православные помедлили бы с недельку, но тоже бы не постеснялись с расправой. А так добрый молодец борется за родные отеческие установления. И что ж он делает? Посшибал золотые маковки с киевских церквей, исполненный веры, что борется за правое дело. Грозен его лик. Он осматривается, куда еще приложить свою силушку. Он уверен в своей правоте, силе, нравственной и житейской мудрости. На пиру он рассердился на князя Владимира, попал за дерзость в темницу, вышел и начал мстить за несправедливое поругание. Илья Муромец - это неукротимая вольная русская душа, которая еще долго будет отрекаться от насильственного крещения, вспоминать своих исконных богов, молиться им, прячась в глухих северных лесах.

Скандинавские саги

Скандинавские сюжеты хорошо освоил Константин Васильев. Картины «Валькирия», «Вотан», рисунки «Скандинавский воин», «Зигфрид» являются воплощением воинской стойкости.

«Валькирия»

Перед нами стоит над убитым ратником совершенная в своей красоте Валькирия. Позади нее - ее верный белоснежный конь. От нее исходит сияние. Ее фигура статична, как и недвижим погибший, который крепко сжимает свой меч. Еще несколько минут задумчивости, и дева заберет его в Вальхаллу.

Дева прекрасна и сильна. Ее глаза твердо смотрят вдаль, а доспехи и меч говорят, что она даст отпор любому, кто посмеет к ней приблизиться. Отдельный портрет Валькирии крупным планом показывает ее голубые, как льдинки, глаза. Из-под крылатого шлема выбились золотистые кудри, их разметал ветер. Прекрасна в своей невозмутимости дочь Одина.

Завещание

Последняя картина, написанная Васильевым, - «Человек с филином».

Мудрый старец стоит на фоне заснеженной равнины. Он поднял руку с кнутом, и на нее сел огромный филин. В правой руке он держит зажженную свечу, когда она истает, то догорит и пергамент с алой надписью «Константин Великоросс 1976». Таким именем часто называл себя Васильев. Как случилось, что он предсказал год своей смерти вместе с гибелью пергамента в огне? Этого уже никто не узнает. Но дым от костерка превращается в растущий дубок, которому суждено стать могучим древом.

Закончив это полотно, К. Васильев сказал другу, что теперь он знает, как надо писать. Но мы уже не дождемся его новых работ.

Сегодня я хочу рассказать о замечательном, талантливейшем, самобытном художнике
Константине Алексеевиче Васильеве.
Картины его удивительны -они способны заворожить любого. Его творчество невозможно спутать ни с каким другим – слишком специфична, удивительна и узнаваема сама атмосфера его великолепных творений.

Константин Васильев прожил совсем короткую жизнь - 34 года. Родился в 1942 году в Майкопе, а трагически погиб в железнодорожной аварии 29 октября 1976 года (хотя о его смерти ходят разные версии).

Похоронен в посёлке Васильево (Татария), в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Несмотря на раннюю гибель, творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Увы, сам художник не слишком известен– его картины не продаются на аукционах за миллионы долларов, да и в целом его творчество не слишком активно рекламируется. А жаль, по моему, он этого достоин гораздо больше иных популярных «альтернативных" художников.
Над Волгой

Свияжск

:
К. А. Васильев, между прочим, является потомком гениального И. И. Шишкина (по материнской линии). Возможно в творчестве Константина сыграла какую-то роль наследственность, а может быть – воспитание и чуткий подход родителей. Но рисовать он начал ещё в детстве, сначала копируя картины других художников. А когда он начал рисовать собственные картины, они заворожили всех, увидевших их. Непризнанный при жизни, Васильев писал как одержимый, как будто чувствовал, что ненадолго на этой земле. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут чувствовать безумную энергетику, которую мастер вложил в свои полотна. Уход из жизни Константина Васильева в 34 года, как бы подтверждает зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти.
Человек с филином (условное название)

Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть экспертом.
И старик и филин - символы мудрости. В правой руке старца свеча – символ истины. А возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. Случайно ли художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб? Название картине он дать не успел-погиб. Не секрет, что многие большие художники (в т.ч. и в широком смысле- поэты, писатели) как бы предвидели своё будущее и зачастую предсказали смерть: Пушкин (в «Евгение Онегине»), Лермонтов в «Герое нашего времени» и стихах), у поэта Н. Рубцова есть строки «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы… (скончался 19 января 1971 г.) и таких примеров можно привести много.

Мне картины Васильева запомнились с детства, с репродукций в журналах «Работница» и « Крестьянка» - это были «Девушка со свечой» " Неожиданная встреча" или "У чужого окна" (они похожи) и «Жница». На многих картинах у Васильева одно и то же прекрасное женское лицо. В журнале было написано, что это облик матери художника.
Жница

У чужого окна

Потом появилась информация о том, что собираются средства для устройства музея К. Васильева. Мы тоже перечислили какую-то сумму, и нам даже пришёл ответ с благодарностью. Конечно, мастер такого масштаба и дарования, как Константин Васильев, просто не мог быть не удостоен собственного музея. Мемориальный музей его находится в поселке Васильево, в Казани можно увидеть галерею его имени. Выставки его картин проходили в Болгарии, Испании и Югославии.
В 1998 году Музей Васильева открылся в Москве, в Лианозовском парке (м. Алтуфьево) и именно там почитатели творчества великого мастера могли насладиться его картинами. Здесь же был открыт Клуб любителей творчества Константина Васильева В 2008 году, будучи в Москве в командировке, я поехала в музей Васильева. Он расположился в красивом месте – парке, в старинном двухэтажном домике. От картин художника « вживую» действительно получаешь необыкновенное впечатление, можно сказать эмоциональное потрясение.

Валькирия над сраженным воином

Сам дитя военного времени, художник немало картин посвятил Великой Отечественной войне.
Маршал Жуков.

Нашествие.

Прощание славянки.


А центральное место занимает история Руси
Плач Ярославны

Евпраксия (на основе трагической истории княгини Евпраксии, которая во время монгольского нашествия предпочла гибель пленению и сбросилась с высокой стены вместе с сыном)

Поединок Пересвета с Челубеем.

Русь Ведическая

Увы, уже не первый год музей находится под угрозой закрытия. Дело в том, парк, занимающий немалую площадь – 2.5 гектара – лакомый кусочек для нуворишей Москвы (что им искусство, русская история и прочие сантименты, когда на кону прибыль в десятки миллионов?) Поэтому в ход пошло все – суды, поджог и даже попытка захвата.
Музей Васильева до

И после пожара

«Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник - знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это... Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут..» - сказал по этому поводу корреспонденту КП Михаил Задорнов.
Пока что администрация музея при поддержке добровольцев с трудом, но отбивает все атаки, подобно героям картин Васильева. Но им нужна помощь.
Уже прошло два года с дня поджога музея и он до сих пор полностью не восстановлен, в связи с чем пишут, что землю могут отобрать.Требуется скорейшее восстановление, а значит помощь. Только неравнодушие людей может помешать очередной несправедливости и злу. Друзья помогите музею Константина Васильева, чтобы память о художнике и его гениальные картины не пропали. Хотя бы процитируйте это сообщение, чтобы больше людей узнало о художнике, его картинах и о проблемах музея. Я живу слишком далеко от Москвы и возможно чего -то не знаю. Москвичи, откликнитесь, какие последние новости о музее, как там дела?
Более подробная информация на официальном сайте музея: http://vasilyev-museum.ru