Консультация для родителей “что такое умк?”. Памятка для родителей по умк - электронное образование в Правила изучения родителей по умк

"Работаем по УМК" Консультация для родителей Опубликовано: 19.09.2012 «Что такое УМК?» Применение новых УМК N Наименование Инструкция УМК по обучению детей - татар русскому языку Гаффарова С.М. "Изучаем русским язык". Методическое пособие предназначено для воспитателя, в Методические рекомендации, конспекты т.ч. воспитателя по обучению занятий русскому языку. Пособие содержит рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения к занятиям с детьми средней, старшей групп Гаффарова С.М. "Изучаем русский язык". Демонстрационный материал Демонстрационный, раздаточный материал предназначен для воспитателя, в т.ч. для детей 4 - 5 лет воспитателя по обучению русскому языку; раздаточный материал к занятиям для детей средней группы Гаффарова С.М. "Изучаем русский язык". Рабочая тетрадь к занятиям по Рабочая тетрадь для детей 4 - 5 лет, русскому языку. Предназначена для изучающих русский язык детей средней группы УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку 1 Методическое пособие для воспитателя. 2 3 1 Зарипова З.М. "Татарча сөйләшәбез". Методическое пособие для воспитателя к рабочей тетради для детей 4 5 лет 2 Зарипова З.М. Демонстрационный, раздаточный материал к театрализованным играм и игровым ситуациям для детей 4 - 5 лет 3 Зарипова З.М. "Татарча сөйләшәбез". Рабочая Методическое пособие предназначено для воспитателя, в т.ч. воспитателя по обучению татарскому языку. Пособие содержит рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения к занятиям с детьми русской средней группы Демонстрационный материал предназначен для воспитателя, в т.ч. воспитателя по обучению татарскому языку к занятиям с детьми русской средней группы, раздаточный материал к занятиям для детей русской средней группы Рабочая тетрадь с комплектом наклеек к занятиям по татарскому тетрадь для детей 4 - 5 лет, изучающих татарский язык с комплектом наклеек языку. Предназначена для детей русской средней группы в дошкольных образовательных учреждениях УМК по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 1 Шаехова Р.К. Методическое пособие к рабочей тетради. "Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: Авазларны уйнатып 1 - 2 кис." 2 Шаехова Р.К. "Раз словечко, два словечко..." Занимательное обучение татарскому языку 3 Шаехова Р.К. Рабочая тетрадь N 1. "Мәктәпкәчәяшьтәгеләр әлифбасы: Авазларны уйнатып. Беренче кисәк" 4 Шаехова Р.К. Рабочая тетрадь N 1. "Мәктәпкәчәяшьтәгеләр әлифбасы: Авазларны уйнатып. Икенчекисәк" Методическое пособие к рабочей тетради для детей к занятиям по обучению грамоте. Предназначено воспитателям по обучению татарскому (русскому) языку для предшкольной подготовки детей в русских и татарских группах дошкольных образовательных учреждений Пособие предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений (в том числе семейных), учителям начальных классов и родителям Рабочая тетрадь для детей к занятиям по обучению грамоте. Предназначена для предшкольной подготовки детей в русских и татарских группах дошкольных образовательных учреждений Рабочая тетрадь для детей к занятиям по обучению грамоте. Предназначена для предшкольной подготовки детей в русских и татарских группах дошкольных образовательных учреждений Сборник художественных произведений к УМК 1 1 К.Ф.Закирова "Балачак аланы". Балалар бакчасытәрбиячеләре һәм әтиәниләр өчен хрестоматия Хрестоматия предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей для чтения детям на татарском языке Аудио – видео приложения к УМК Аудио приложения к занятиям Аудио приложения "Минемөем" (для средней группы) предназначены для "Уйный-уйный үсәбез" (для старшей использования на занятиях группы) воспитателем по обучению "Без инде хәзер зурлар мәктәпкә илтә юллар" татарскому языку в русской (для подготовительной к школе группы) группе (средней, старшей, подготовительной) 2 Луиза Батыр-Булгари. Музыкальные сказки на татарском языке - "Сер тотмас үрдәк" "Бардым кулгә салдым кармак..." - "Африка хикмәтләре" Музыкальные сказки предназначены для прослушивания детьми на занятиях по обучению татарскому языку в ДОУ 3 Луиза Батыр-Булгари. Балалар өчен җырлар "Бииләр итек-читекләр" 4 Бакча балалары өчен бию көйләре "Шома бас" 29 мелодий 5 Сборник мультфильмов объединения "Союз мульт фильм", в переводе на татарский язык "Гав исемле мәче баласы" (3 части) "Көл генә" "Виннипух" "Винни-Пух кунакка бара" "Винни-Пух һәм мәшәкатьләр көне" "Арыслан баласы һәм Ташбака ничек җыр җырлаганнар" Сборник татарских народных песен для детей. Предназначено для прослушивания детьми на занятиях по обучению татарскому языку в ДОУ Сборник танцевальных народных мелодий для детей. Предназначен для прослушивания детьми дошкольного возраста Сборник мультфильмов, переведенных на татарский язык, предназначен для просмотра детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и для домашнего просмотра 6 Сборник мультфильмов на татарском языке объединения "Татар мультфильм" "Өч кыз" "Алтын бөртекләр" "Төлке белән кыз" "Буләк кемгә?" "Икекыз" 7 Познавательно-развлекательные телевизионные передачи "Әкият илендә" - 8 выпусков Сборник мультфильмов на татарском языке предназначен для просмотра детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и для домашнего просмотра. Мультфильмы будут размещены на сайте МО и Н РТ mon.tatarstan.ru Телевизионные передачи предназначены для просмотра детьми по телевизионному каналу телерадиокомпании "Новый век". Затем этот материал будет размещен на сайте МО и Н РТ mon.tatarstan.ru. Трансляция цикла телепередач начнется на ТРК "Новый век" с 5 февраля по воскресеньям еженедельно (время эфира 9.30 час.)

Марина Ершова
Использование УМК по татарскому языку в работе с детьми и родителями (из опыта работы)

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками , поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.

В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан , уважение к языку и культуре татарского народа , способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме .

Реализуя ФГОС дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра. Новая методика по обучению татарскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.

ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья играет важную роль в усвоении ребёнком родной речи.

в группах заведены журналы регистрации аудио и видео материалов родителям , для домашнего просмотра совместно с детьми , что позволяет ближе познакомиться с тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает;

в каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно-демонстрационных материалов;

на ширмах-передвижках в своей группе размещаем информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомим с новостями в области дошкольного образования;

родителям было предложено зарегистрироваться на сайте http://anatele.ef.com и пройти «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН "С НУЛЯ";

родители нашей группы посещают официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ в разделе «Дошкольное образование» , где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация;

ФГОС дошкольного образования и УМК по татарскому языку предусматривают использование при работе с детьми и родителями мультимедийной техники. С помощью этого оборудования каждый родитель имеет возможность совместно с ребенком просмотреть мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм » и «Союзмультфильм» (в переводе на татарский язык ) ; анимации. Дети и родители принимают активное участие в конкурсе рисунков " В мире сказок";

родители нашей группы совместно с детьми смотрят на канале ТНВ трансляцию телепередачи на татарском языке «кият теленд” ("В стране сказок", что позволяет им изучать татарский язык , начиная с самых его азов. Татарские слова в этих передачах знакомы детям, что дает возможность родителям поинтересоваться , побеседовать с детьми о том , что им было интересно, о чем говорилось. Проходит конкурс рисунков по содержанию передачи;

дети совместно с родителями очень любят заниматься по красочным рабочим тетрадям . Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей татарскому языку . С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы, развивать навыки связной речи, понимать речь взрослого, по словесному указанию находить предметы;

дети нашей группа показывают пальчиковые игры и привлекают к этому родителей ;

родители принимают участие в сюжетно-ролевых играх;

было проведено тренинговое занятие с использованием УМК "Растем, играя";

родители группы оказывают помощь в составление альбома "Повторяем, закрепляем";

родители наших воспитанников имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых просмотрах НОД;

систематически проводятся консультации, беседы, даем рекомендации и советы по обучению татарскому языку ;

родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка . После проведённого анкетирования выяснилось :

все родители знают , что в РТ два государственных языка , большинство родителей , не владеющих татарским языком , готовы обучаться, чтобы поддержать ребенка.

Публикации по теме:

Использование физкультминуток в работе с дошкольниками (из опыта работы) Использование физкультминуток в работе с дошкольниками Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В.

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

Использование ИКТ в работе с детьми и родителями В наше время компьютер занимает огромную роль в жизни взрослых и детей. Нравиться нам это или нет, но приходиться идти в ногу со временем.

Использование технологии проектирования в работе с детьми (из опыта работы) Основоположником проектов считают Джона Дьюи (1859-1952, американского педагога-демократа, автора более тысяч книг и статей по проблемам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "Детское изобразительное творчество-это отражение.

Из опыта работы «Использование в работе с дошкольниками игр-шуток, игр-минуток» В своей практике я часто использую различные игры-шутки, игры-минутки, которые помогают привлечь внимание детей, организовать их, обогащают.


Консультация для родителей
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.


Приложенные файлы

УМК в ДОУ.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә”для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.

Смотрите новую программу «Әкият илендә» с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи «Әкият илендә» на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями.

Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык », творческая группа под руководством ГаффаровойСабилиМуллануровны;

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарчасөйләшәбез » - «Говорим по-татарски », творческая группа под руководством ЗариповойЗифыМирхатовны;

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Тугантелдәсөйләшәбез », творческая группа под руководством ХазратовойФайрузыВакилевны;

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып » (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко » (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

«Татарчасөйләшәбез » - «Говорим по-татарски » З.Зарипова

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем өем ” (для средней группы), “Уйный-уйныйүсәбез ” (для старшей группы), “Мәктәпкәилтәюллар ” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски ”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Тугантелдәсөйләшәбез» . Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.

Основная цель УМК “Тугантелдәсөйләшәбез ” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

«Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып»,«Раз - словечко, два – словечко» Р.Шаехова

В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку » педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.

Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып».

Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко ». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.


Зарипова Резида Ильясовна

Памятка для родителей по УМК В феврале 2012 года состоялось совещание по вопросу реализации новых подходов к обучению родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, которое дало старт новой программе обучения детей государственным языкам Республики Татарстан. «Важно, чтобы мы скорее дали возможность нашим самым юным татарстанцам в детских садах возможность изучать эти языки. Это не только богатство, которое мы приобретаем в свои юные годы, но и хороший старт для школьного этапа, для этапа обучения в вузах, чтобы те сложности, которые иногда испытывают дети при изучении государственных языков в наших школах, как русского, так и татарского, для них проходили проще», - сказал И.Халиков. Было отмечено, что дети должны не просто заниматься по очередной методике, а чтобы они в первую очередь испытывали интерес, для этого надо ввести в обучение игры, сказки, мультфильмы, использование мультимедийных средств, возможностей телевидения и Интернета. Необходимо, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте. «Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей. Важно, чтобы все дети хорошо владели обоими языками», - подчеркнул министр. Установлено определённое количество изучаемых татарских слов по возрастным группам. Средняя группа- 62 слова; старшая группа- +45 слов; подготовительная группа- +60 слов и в итоге выпускник ДОУ должен знать 167 слов, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Были разработаны: мультфильмы на татарском языке, анимационные сюжеты, познавательные передачи для канала «ТНВ», все эти материалы размещаются на сайте министерства. Кроме того, на татарский язык были переведены популярные мультфильмы, создан комплект дисков с музыкальными сказками, и детскими песнями. Все методические пособия для малышей сделаны в одном стиле, так как все должно быть сделано, по его мнению, «не только профессионально, но и красиво». Была проведена профессиональная подготовка воспитателей в условиях двуязычия для работы с новым материалом. Воспитатели, которые не владеют татарским языком прошли курс обучения татарскому языку и сдали тестирование. Идет материально-техническое оснащение дошкольных учреждений мультимедийными проекторами, ноутбуками, экранами для того, чтобы использовать разработанные учебнометодические комплекты. Творческими группами г.Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК: 1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны; 2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны; 3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны; 4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна. «Изучаем русский язык» С.Гаффарова Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей, начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов. Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д. Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей. «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов. Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества. «Туган телдә сөйләшәбез» Ф.Хазратова, З.Шәрәфетдинова, И.Хәбибуллина Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин. Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить. УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи. Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето». Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей. «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып», «Раз - словечко, два – словечко» Р.Шаехова В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму. Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып». Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации. Состав учебно-методических комплектов (УМК): I. Материалы для обучения 1. Рабочие тетради для детей 2. Методические рекомендации и пособия для воспитателей II. Материал для формирования языковой среды 1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей 2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы) 3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы): а) переведенные с русского языка б) вновь созданные на татарском языке Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка 1. Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм») 2. Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов 3. Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача «Әкият илендә» (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30) 4. Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләр итек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари 5. Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий) 6. Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык: 1. Крокодил Гена 2. Чебурашка 3. Шапокляк 4. Как львенок и черепаха пели песню 5. Винни-Пух 6. Винни-Пух идет в гости 7. Винни-Пух и день забот 8. Котенок по имени Гав № 1 9. Котенок по имени Гав № 2 10. Котенок по имени Гав № 3 11. Трое из Простоквашино 12. Каникулы в Простоквашино 13. Зима в Простоквашино 14. Кто сказал «Мяу»? 15. Золушка 16. Двенадцать месяцев 17. Малыш и Карлсон 18. Карлсон вернулся Анимационные сюжеты (до 3-х минут): 1. Әйдә дуслашыйк 2. Качышлы уйныйбыз 3. Шалкан әкияте буенча 4. Безнең кунаклар 5. Тәмле кибетендә 6. Азат кунак чакыра 7. Карусельга сәяхәт 8. Уенчыклар үпкәләде 9. Күңелле уеннар