Корабль после титаника. Как потонул титаник

Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1517 из 2229 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени.

712 выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.

14 апреля 2016 года исполнилось 104 года со дня катастрофы «Титаника», который стал одним из самых знаменитых кораблей в истории. Теме крушения «Титаника» посвящено множество книг и фильмов, выставок и мемориалов.

В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту находилось около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умерли от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Перед тем как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия). Через четыре дня пути, 14 апреля 1912 года, в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения «Титаника», которое началось через несколько дней после катастрофы, способствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке.

Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане.

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети.

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера.

Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени.

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина - 28,19 метра, водоизмещение - более 52 тысяч тонн.

Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма Макмастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей.

На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера.

Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта судна-кабелеукладчика Mackay Bennett, которым управлял капитан Декартерет.

Судно Mackay Bennett одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана Декартерета, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь частично. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом.

Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.

Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Лодок хватало только на 1178 человек - это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника».

Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года.

Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и ее мать спаслись с тонущего «Титаника», но ее отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года.

Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия».

Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании White Star Line на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года.

Люди читают сводки возле конторы газеты The Sun в Нью-Йорке после крушения «Титаника».

В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам Lloyds of London в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника».

Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года.

Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и ее наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем - крики о помощи, когда ее лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году.

Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год.

На фото, обнародованном аукционным домом Henry Aldridge & Son/Ho в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт - пассажирский билет на «Титаник».

Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, - телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника») писала в журнал Women’s Wear Daily: «Спаслась на “Карпатии”, сообщите матери». «Карпатия», 18 апреля 1912 года.

Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Нос затонувшего «Титаника», 1999 год.

Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника».

Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года.

Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный буй. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения.

Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера.

Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году.

17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов.

Золотые карманные часы Waltham American - личная вещь Карла Асплунда - на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Часы нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником».

Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году - в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера.

Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото - часть коллекции вещей Лиллиан Асплунд, имеющих отношение к «Титанику».

Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли.

Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке TITANIC The Artifact Exhibit в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания. 6 февраля 2003 года.

Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года - через 100 лет после трагедии.

Золотая ложка с «Титаника».

Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник».

Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке - от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.

Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal - одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке.

Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника».

Чашка и карманные часы - одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании White Star Line и небольшой иллюминатор.

Эти ложки с «Титаника» - часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут.

Позолоченная сумочка - один из предметов с «Титаника».

Корма «Титаника» с двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля.

Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.

Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песок, навсегда закрыв смертельные раны, оставленные айсбергом.

Изуродованная корма в профиль.

Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо».

Через трещину в корме видны два двигателя «Титаника». Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда-то приводили в движение самый большой на то время лайнер в мире.

Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.

Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.

10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)

Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.

В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.

9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса

Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.

Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.

В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.

8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса

Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.

Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.

Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.

7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса

Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».

Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.

6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)

Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.

Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.

5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса

Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.

В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.

Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.

4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса

Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.

К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.

3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)

Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).

Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.

2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless

Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.

Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.

На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».

1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга

Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).

Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).

В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.

Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.

На момент постройки «Титаник» считался крупнейшим пассажирским лайнером мира. Во время первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк 14 апреля 1912 года. «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Ученым удалось воссоздать самую полную карту места трагедии «Титаника». Было использовано 130 тысяч фотографий, сделанных роботами в глубинах Атлантического океана. Карта показывает обломки судна и вещи, разбросанные на 15-ти квадратных милях.

Остатки «Титаника» были найден 1 сентября 1985 в 13 милях от места, где, по предварительной информации, он затонул на глубине 3 800 м.


Из-за того, что кормовая и носовая части судна затонули не одновременно и теперь лежат на расстоянии 1970 футов друг от друга, район вокруг на 3-5 мили усеян обломками с корабля.

Детальное изображение может пролить свет на то, что случилось после того, как «непотопляемый» лайнер столкнулся с айсбергом и затонул.

«Если мы хотим исследовать место гибели Титаника по показаниям тех, кто остался жив, мы должны понять характер и физическое состояние того, что до сих пор лежит на дне», — сказал Дэвид Галло, руководитель экспедиции по исследованию гибели корабля.

Это не первый случай, когда место катастрофы было нанесено на карту. Первые попытки начались вскоре после того, как потопленный лайнер был обнаружен. Исследователи использовали фотографии, сделанные дистанционно управляемыми камерами, которые не рискнули далеко отходить от носа и кормы.

Таким образом, все предыдущие карты являются неполными и охватывают только фрагменты района катастрофы.

Создание подробной карты обломков началось летом 2010 года в рамках проекта, направленного на «виртуальное воссоздание» Титаника «и сохранения его наследия на все времена».

Во время экспедиции, автономные подводные аппараты обследовали доступную поверхность благодаря гидролокаторам бокового обзора. Затем обломки были зафиксированы транспортными средствами дистанционного управления, оснащенными камерами.

В результате 130 000 фотографий высокого разрешения были собраны на компьютере, чтобы представить подробную карту «Титаника» и окружающего морского дна.

«Изображение потрясающие. Там вы находитесь на дне океана и передвигаетесь морским дном. Даже те, кто выжил на» Титанике «, смотрят на это с отвисшей челюстью», сказал Галло.

Новые данные будут подробно описаны в двухчасовом документальном фильме на History channel 15 апреля ровно через 100 лет после гибели «Титаника».

Во время шоу, благодаря компьютерному моделированию будет воспроизведено погружение в обратном направлении. В виртуальном ангаре останки «Титаника» поднимут на поверхность и соберут в корабль.

Особое внимание было уделено грудам обломков. Океанографы из Океанографического института Вудс Хоул в американском штате Массачусетс и американская метеорологическая служба NOAA оказали поддержку исследователям. Теперь телекомпания «History Channel» представит результаты общественности.

Теперь компьютерные симуляции, которые сделаны на основе фотографий, должны показать точный ход событий во время этой исторической катастрофы. Возможно, будут получены новые данные о дефектах в конструкции этого огромного корабля, который считали чудом техники





Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы поговорить о вещах серьезных, даже более того — трагических. 15 апреля весь мир отмечает прискорбное событие… Это дата гибели Титаника, который современники считали непотопляемым лайнером.

Удивителен тот факт, что до сих пор, несмотря на официальную версию катастрофы, бытуют различные мнения и версии того, что случилось в ту злополучную ночь.

Место, где затонул «Титаник»

Титаник по праву считался самым роскошным судном начала прошлого века, поэтому известие о его гибели повергло в шок всю мировую общественность. По официальным данным, погибло около 1500 людей, включая пассажиров и членов экипажа. Несмотря на то, что двадцатый век принес немало бедствий, катастроф и войн, трагедия Титаника остается не менее трагичным событием, интерес к которому не утихает и по сей день. Событие, произошедшее вблизи острова Ньюфаундленд в ночь с 14 на 15 апреля, обросло множествами слухов и домыслов, имеющих достаточное количество последователей.

Место, где затонул Титаник на карте имеет следующие координаты — 41046′ северной широты и 50014′ западной долготы.


Однако, впоследствии было установлено, что заявленные данные неверны, поэтому даже сейчас нет точных сведений, относительно точных координат места крушения. Это не единственная странность, которая сопровождала всю эту историю, поэтому давайте попытаемся разобраться в некоторых версиях случившегося, ведь сама трагедия не ограничивается лишь столкновением с айсбергом, она более обширна и сложна.

Версии трагедии

Пожалуй, мы не узнаем до конца всей правды той ночи, несмотря на проведенные расследования. Конечно, они внесли некоторую ясность в случившееся, но осталось еще очень много «белых пятен», которые до сих пор остаются загадкой. Одни свидетельства противоречили другим, некоторые доказательства, если их более детально проверять и изучать, становились более чем сомнительными — все это породило множество спекуляций и легенд на данную тему, которые имеют своих последователей и в наши дни.

Некоторые из этих версий могут выглядеть невероятными, но история показывает нам, что рациональное объяснение происходящего не всегда может быть возможным. Как бы то ни было, нужно говорить об этом, искать истину, и тогда истина сделает нас сильнее. Другой вопрос, что истина вряд ли может быть известна нам с вами — простым обитателям, черпающим информацию из интернета. В любом случае, мы можем изучить различные версии и причины случившегося, а уж каждый для себя решит, какая из них близка лично ему.

Первая версия — заговор сильных мира сего

Все мы с вами любим теории заговоров, от некоторых из которых немного попахивает шизофренией и паранойей. Однако, некоторые факты выглядят настолько бесспорными, что поневоле переходишь из разряда скептиков в группу сомневающихся, как минимум. В истории с Титаником все тоже очень загадочно и спорно. Но начнем все по порядку.

Немало людей сходится во мнении, что катастрофу с Титаником спланировали заранее. Как бы дико это не звучало, но на это указывает несколько любопытных фактов. К примеру, Джон Морган — известный американский миллиардер и, по совместительству, владелец компании, которой принадлежал лайнер, ровно за сутки до предполагаемого отплытия аннулировал свой билет.


Вы наверно скажете, что это не более, чем обычное совпадение? Может быть, но примеру Моргана последовали еще 55 человек, которые должны были плыть в первом классе. Думаю, не стоит напоминать о том, что в первых классах путешествуют исключительно богатые люди, а если учесть, что среди этих 55 встречаются такие люди, как Джон Рокфеллер, Генри Фрик и Альфред Вандельфильд, бывшие близкими друзьями самого Моргана, то это наталкивает на определенные размышления.

Я понимаю, что отказ от круиза не может считаться единственным доказательством данной версии

Но есть и несколько других моментов, которые косвенно подтверждают такую трактовку событий или, по крайней мере, заставляют по-новому взглянуть на них.

Так, в 1907 году состоялось подписание договора о создании нового круизного лайнера, аналогов которого не было в мире. Две стороны — Брюс Исмей (к слову, близкий приближенный Рокфеллера и Моргана) и лорд Пирри затеяли поистине масштабное производство, результатом которого должен быть тот самый непотопляемый корабль. Тогда говорили, что лайнер обладал сверхпрочным дном, а сам Титаник мог оставаться на плаву, даже если будут затоплены четыре его отсека.

Однако, в 90-х годах прошлого века, российские специалисты взяли пробы металла Титаника на глубине, чтобы провести исследование. Результаты повергли многих в шок. Оказалось, что это не просто обычный металл, но еще и с большим добавлением серы, что делало его очень хрупким при отрицательных температурах. Многие недоумевают, почему при производстве Титаника — передового на тот момент лайнера, рекламная кампания о котором шла полным ходом, использовалась сталь такого низкого качества. Объяснение, что была допущена конструкторская ошибка не выдерживает никакой критики.

Есть версия, что таким образом компания экономила свои средства, но они не могли не знать о том, что такая сталь не выдержит даже малейшего столкновения в ледяной воде, поэтому подобная халатность также вызывает сомнения. Также остается непонятным, почему на Титанике отсутствовали прожекторы, ведь этот лайнер считался самым современным и передовым. Тоже просчет конструкторов?

Действительно, странностей очень много

К слову, одним из первых, кто спасся в ту трагическую ночь, был наш старый знакомый Брюс Исмей. Именно он был в числе первых, кто сел в спасительную шлюпку, после чего дождался прибытия парохода «RMS Carpathia», который также принадлежал компании «White Star Line», изготовившей Титаник. Был даже отдан приказ спасать сначала пассажиров первого класса, а нижнюю палубу приказано было запереть. Именно там находилось 1500 человек, среди которых было много женщин и детей, погибших в ту роковую ночь.


Вторая версия — подмена

Следующей версией, которую тоже можно отнести к теории заговора, считается история с Олимпиком. Мало, кто знает, но это точная копия Титаника, которая была короче его всего на два дюйма, т.е. длину обычного спичечного коробка. Чувствуете, к чему я клоню?

Дело в том, что визуально было невозможно отличить один корабль от другого. Кроме того, о злоключениях Олимпика можно составлять отдельную книгу. Так, сразу после спуска на воду, он столкнулся с дамбой. Затем с ним приключалось большое количество мелких и крупных аварий, поэтому можно с уверенностью назвать его «несчастливым кораблем».

Именно поэтому, многие страховые компании не хотели иметь дело с таким незадачливым лайнером, не желая его страховать, чего так рьяно добивались владельцы судна. Было принято решение поставить Олимпик в доки до принятия решения о его дальнейшей судьбе.


У нас есть план

Тут и стала прорисовываться версия, согласно которой компания «White Star Line» пожелала избавиться от Олимпика весьма оригинальным образом, выдав его за Титаник, который, к слову, был застрахован. Учитывая, что конструктивно и внешне они очень похожи, сделать это было совсем нетрудно.

Достаточно лишь заменить табличку с названием лайнера, поменять некоторые предметы интерьера и т.д. План действительно выглядит логичным, ведь никто даже не заподозрит о подмене, совершенно резонно полагая, что перед ним тот самый «непотопляемый» Титаник, а не «вечный неудачник» Олимпик.

Естественно, намеренно топить лайнер никто не собирался, ведь вряд ли кого-либо убедила версия, что современный Титаник мог утонуть от обычного столкновения с айсбергом. Разумно полагать, что

план заключался в следующем: спровоцировать столкновение корабля, после чего благополучно доплыть до Нью-Йорка, а хозяева компании, в свою очередь, получат внушительную сумму, которая причитается им по страховке.

Если учесть, что Эдвард Смит — капитан корабля, буквально нарочно гнал с большой скоростью по опасному маршруту, игнорируя всяческие предупреждения о находящихся вблизи айсбергах, то данная версия становится довольно правдоподобной.


Но, в 1985 году, когда был обнаружен на глубине корпус затонувшего корабля, данная версия была опровергнута официально. Дело в том, что на гребном винте лайнера была четко видна цифра — 401, т.е. серийный номер Титаника, тогда как номером Олимпика было число 400. Можно было бы подвергнуть и этот факт сомнению, предположив, что компания заменила винт после столкновения с другим кораблем (а их было немало в истории Олимпика), но серийный номер Титаника встречается и на других частях корабля, поэтому этот момент можно закрыть. Хотя согласен, версия интересная.

Третья версия — борьба за Голубую ленту

Если вы прагматичный человек, то вы наверняка заинтересуетесь версией про «Голубую ленту». Данная награда давалась тем суднам, которые быстрее всех пересекали Атлантический океан. Естественно, между компаниями сразу разгорелась нешуточная конкуренция, ведь завоевание данной награды сулило довольно большие преимущества.

Нет, победитель не получал денежного приза, но сам корабль получал нечто большее — это всемирный почет в морской отросли, а также авторитет, который вряд ли можно добыть иными способами. Такой престиж неминуемо приводил и к материальной выгоде, ведь судно, получившее данную награду, получало контракт на доставку всевозможной почты — весьма прибыльный бизнес по тем временам. Да и посудите сами, если бы вы были миллионером, то на каком лайнере вы бы поплыли? Конечно, на том, который отмечен престижной наградой.


На тот момент, судном, которое владело Голубой лентой, была «Мавритания», принадлежащая компании, являющейся давним конкурентом «White Star Line». Понятно, что хозяева компании спали и видели, как утрут нос противнику, поэтому сделали ставку на Титаник, рассчитывая, что он пересечет Атлантический океан быстрее «Мавритании». Именно поэтому, капитан Титаника шел по опасному участку, намеренно срезая путь.

Изначально, маршрут предполагал небольшой крюк, чтобы избежать столкновения с айсбергами, которых достаточно на том участке воды. Но Смит нарочно проигнорировал опасность, гоня на всех порах по прямой линии, желая побить . Это может показаться безумием, но Смит наивно предполагал, что даже если столкновение произойдет, то оно не приведет к трагическим последствиям, а сам рекорд можно всего лишь перенести на более поздний срок.

Такая беспечность стоила очень дорого

По стечению обстоятельств, после столкновения с айсбергом было затоплено пять отсеков, т.е. на один больше, чем мог перенести Титаник. К тому же, капитан рассчитывал на то, что айсберг не пробьет прочную сталь лайнера, ведь такого, по его мнению, быть не должно. Тут мы опять возвращаемся к вопросу качества металла, используемого при производстве Титаника.

К тому же, многие сторонники данной версии упускают из виду один немаловажный момент. Дело в том, что скорость «Мавритании» — последнего перед Титаником обладателя «Голубой ленты», составляла 26 узлов. Максимальная же скорость самого Титаника составляла не более 24 узлов, поэтому непонятно, как он мог опередить «Мавританию». Опять же, многие скажут, что капитан знал это, поэтому намеренно не снижал хода, двигаясь по кратчайшему маршруту, поэтому единого мнения нет. Загадки, загадки, загадки…..

Шизотерические причины гибели «Титаника»

Одним словом, версий на тему трагической гибели «Титаника» довольно много. Это я еще не рассказал о немецкой торпеде, якобы потопившей Титаник, и проклятии египетской мумии! Вот, где настоящая шизофрения, о которой я говорил в начале. Чтобы можно было оценить весь масштаб слухов, которые до сих пор ходят вокруг этой трагедии

на истории про мумию — остановлюсь подробнее

В общем, дело было очень давно (про мумию же говорим), жила в Египте некая особа, имеющая дар предвидения. Утверждать так ли это было на самом деле или нет, я не возьмусь, да и не относится это к делу. Так вот, наша прорицательница умерла, после чего из нее сделали мумию по давней традиции. Нашли ее в ходе раскопок, которые проводились неподалеку от Каира в конце девятнадцатого века.

Мумия захоронена была с большим количеством различных сокровищ, среди которого было изображение Осириса. Там красовалась надпись и смысл ее заключался буквально в следующем — ты сокрушишь взглядом любого, кто посмеет встать на твоем пути. Это стало быть относилось к мумии и тем вероятным обидчикам, которые будут покушаться на нее.

Мумия была куплена сначала одним коллекционером, затем другим и так далее, по цепочке. Все они погибали от страшного проклятия, которое кружило вокруг мумии, но кто будет разбираться в истинных причинах их смерти? Если человек умирает в 90 лет, то вряд ли причиной может быть мумия. В конце концов, мумию покупает неназванный американский миллионер, который пожелал переправить ее из Англии в США.


Думаю, не нужно объяснять, какое судно он выбрал для этого

По легенде, мумия хранилась в обычном деревянном ящике в непосредственной близости от капитанского мостика. Естественно, пройдоха Смит, будучи любопытным малым по своей природе, заглянул в этот заветный ящик. Встретившись глазами с мумией, у капитана сразу же помутился рассудок. Это и заставило его гнать по опасному участку воды, где дрейфовали айсберги, при этом еще и не сбавляя скорости.

Удивительно, но есть сторонники и у этой теории

Однако, они упускают из виду один момент. Смысл мумий — это возможность сохранения оболочки тела, чтобы душа усопшего могла вернуться. Вернуться на то место, из которого она, собственно, выпорхнула. Логически было бы предположить, что главной задачей мумии, было бы избавление от всяческого риска и ситуаций, когда ее драгоценное тело могло бы пострадать.

Понятно, что после того, как она оказалась бы в ледяной воде, мумия бы сохранилась не более, чем на пару дней. Довольно сомнительный подход к самосохранению, прямо скажем… Вообще, подобного рода версии — это прерогатива желтой прессы, так что не будем их судить об этом.

Думающий человек просто не возьмет такую газету в руки, ну а остальные пусть развлекают себя на досуге такими небылицами.

Кстати, хотелось бы извиниться перед Эдвардом Смитом, образ которого я несколько фривольно изобразил. Несмотря на то, что он повел Титаник по опасному маршруту, он был человеком чести до конца. Остался на уже погибающем корабле, не предпринимая попыток спастись. Это давняя морская традиция, когда капитан не покидает тонущий корабль, и она каждый раз буквально захватывает дух.

В общем, нам с вами вряд ли доведется узнать все о тех событиях, которые происходили в ночь на 15 апреля. Поэтому, лучшим нашим поступком будет почтить память всех погибших пассажиров и членов экипажа, еще раз вспомнив о них.

Вконтакте

Существует несколько десятков версий катастрофы. Мы выбрали самые шокирующие.

«Титаник» и ФРС

На борту корабля было 57 миллионеров. Среди них Джон Астор, Бенджамин Гуггенхайм, Маргарет Молли Браун, владелец универмага «Macy"s» Исидор Штраус и другие. Большинство из них выступали против создания Федеральной Резервной Системы США. Все они погибли.

В декабре 1913 года система ФРС была окончательно утверждена. Еще годом позже началась Первая мировая война, озолотившафя американских банкиров.

«Титаник» - не «Титаник»

В конце 1980-х исследователи Робин Гардинер и Дан Ван дер Ват выдвинули гипотезу о том, что вместо «Титаника» потерпел крушение его брат-близнец «Олимпик». Компания Wait Star Line была на грани банкротства, поэтому подмена одного корабля другим была экономически выгодна. «Олимпик» было дешевле потопить, чем отремонтировать.
Эта гипотеза оказалась несостоятельной: во время одной их экспедиции был обнаружен серийный номер «Титаника» - 401.

«Титаник» гнался за призом

В 1840 году для судов, которые быстрее остальных пересекут Атлантический океан, был учрежден престижный приз «Голубая лента Атлантики». Это дало повод некоторым конспирологам утверждать, что капитан Эдвард Смит хотел быстрее прибыть в Нью-Йорк, чтобы получить награду.

Таким образом, причиной трагедии могли стать амбиции капитана и допущенная им халатность (лайнер не имел возможности маневра из-за высокой скорости). Однако эта версия кажется сомнительной: «Титаник» технически не мог развивать скорость 26 узлов, на которой был поставлен прошлый рекорд.

«Титаник» погубил пожар

Британский исследователь Рэй Бостон, 20 лет изучавший обстоятельства трагедии, выдвинул свою версию. Он считает, что «Титаник» погубил пожар. Да, возгорание действительно было, но еще до начала рейса - в порту. Значительных повреждений после пожара не нашли.