Корабли вмф в. О перспективных проектах кораблей для вмф россии. место - Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».

30 октября 1696 года в Российской империи было принято решение, которое до сегодняшнего дня является основополагающим в военной стратегии страны – Боярская Дума по просьбе Петра I издала постановление об основании постоянно работающего Морского Флота.

Морские границы во все времена были выходом в мировую торговлю, путем для роста и прогресса. С развитием судостроения развивалось общее технологическое оснащение государства. С расширением флота появилась уверенность в суверенитете страны, в нерушимости территории.

На сегодняшний день ВМФ Российской Федерации строится на Черноморской, Тихоокеанской, Балтийской и Северной флотилии. Морская техника состоит из подводных лодок, кораблей и военных катеров. С каждым годом флот модернизируется и расширяется, многие технологические решения используются только в нашей в стране.

10 место - Корвет «Сообразительный»


Начал свое плавание в 2010 году по Балтийскому морю. Полная ширина и длина 13 и 104,5 метров соответственно. Скорость, на которую способно судно - 27 узлов. Главная задача корвета – противоборство надводным и подводным преградам, оказание помощи десанту на воде. На судне базируются зенитная система «Редут », артсистемы АК-630, ракеты «Уран », вертолет «Ка-27ПЛ ».

9 место - Эсминец «Настойчивый»


Служит под эгидой Балтийской флотилии. Предназначен для устранения наземных целей, противокорабельной обороны и боя с десантными войсками . Длиной корабль 156,5 метров, а ширина достигает более 17 метров, масса 8 000 тонн. К боевому оснащению на корабле относятся артиллерийские орудия разных калибров (АК-630, АК-130 ), пусковые ракеты, зенитные системы «Ураган », вертолеты класса «Ка-27 ».

8 место - Сторожевой корабль «Татарстан»


Судно стоит в Каспийском флоте. Для меньшей заметности надстройка корабля сделана из сплава алюминия и магния. Корабль занимается охраной границ, устранением целей на воде, под водой, а также в воздухе. На базе судна размещен противокорабельный комплекс «Уран », артустановки, система «Оса-МА-2 ». Габаритные размеры : длина около 102 метров, ширина 13,2 метра, водоизмещение 1930 тонн.

7 место – Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»


В 1991 году отпущен в плавание под названием «Бесстрашный », а в 2004 году изменил название на «Адмирала Ушакова ». Состоит в эскадрильи Северного флота. В боевой готовности артиллерийские установки АК-130, ракетные «Москит –М» и «Ураган – Торнадо », минометно-торпедные и противолодочные системы, воздушная группа в виде вертолета «Ка-27ПЛ ». На судне, длиной около 156 и шириной 17 метров, в военное время можно разместить 358 человек и в автономном цикле работать 30 суток.

6 место - Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»


Это судно принимало участие в морских учениях России и Венесуэлы, стало первым из русских экипажей, который проплыл по Панамскому каналу в период после Второй Мировой. Относится к Северному флоту. На борту размещены противокорабельные ракеты «Москит », система гидроакустики «Звезда-2» , различное торпедное и минное вооружение, поддержку в небе могут оказать вертолеты «Ка-27 ».

Длина судна составляет 162,8 метра, ширина 19 метров, развиваемая скорость 29 узлов, Рабочая группа размером 296 человек может передвигаться в автономном режиме 30 суток.

5 место – Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской»


Судно относится к стратегически значимому. В 1976 году был внесен в разряд кораблей Военно-Морского Флота. Основное на крейсере – ракетный комплекс с ядерными боеголовками «Булава », дальность которых превышает 9 000 километров. На борту размещается 165 человек, подводное автономное плавание может затянуться на 4 месяца. Предельная скорость на воде 12 узлов, а в подводном режиме 27, максимальный глубинный спуск 400 метров.

4 место – Гвардейский ракетный крейсер Ордена Нахимова «Варяг»


Лидер Тихоокеанского флота. Был заложен в 1979 году, а введен в эксплуатацию через 10 лет. Участвовал в разные годы в общих учениях с Индией и Китаем. Оснащен ракетным вооружением «Оса-МА», «Вулкан», «Риф» , противолодочным орудием РБУ-6000, артиллерийскими установками. Дальность плавания составит 7500 миль, скорость 32 узла. В автономном цикле с экипажем в 480 человек крейсер может провести 30 суток.

3 место - Гвардейский ракетный крейсер «Москва»


Звезда Черноморского флота, принимал участие в нескольких боевых конфликтах последнего десятилетия. На вооружении стоят ракетные установки «Риф», «Вулкан», «Оса», РБУ-6000 (реактивный бомбомет), мощное артиллерийское оборудование. Водоизмещение судна составляет 11 490 тонны, экипаж в количестве 510 человек может провести в автономном плавании около месяца. Скорость, развиваемая кораблем, составляет 32 узла, ширина около 21 метра, а длина 186,4 метра.

2 место - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»


Стоит на вооружении Северной флотилии. На своем борту способен перемещать более 50 единиц авиатехники. За свою историю поменял 4 имени. В длину крейсер достигает 302,3 метра, может похвастаться скоростью в 29 узлов, а полное водоизмещение достигает 61 тысячу тонн. В регулярной боевой готовности ракетное вооружение «Кортик», «Гранит», «Кинжал », также глубоководные ракеты «Удав »

1 место - Ракетный атомный крейсер «Петр Великий»


При длине 251 метр и ширине 28,5 метров масса корабля составляет 25 860 тонн. Петр Великий начал свое плаванье в 1989 году, а в 2011 был признан как самый большой ударный корабль в мире. Ядерные реакторы, установленные на борту, могут обеспечить энергией город. Эта мощность позволяет развить скорость в 32 морских узла.

Вмещает 1035 человек экипажа, способен выдержать 2 месяца автономного плаванья. Корабль оснащен огромным количеством ракетных, артиллерийских установок различной дальности действия, а также является базой для воздушных бортов «Ка-27 ».

10 самых больших военных кораблей России. Корабли оснащены новейшим вооружением и оборудованием, на борту некоторых из них могут расположиться более 1000 человек. Данные корабли являются мощным оружием ВМФ России.

Предлагаю Вашему вниманию список боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов для ВМФ России, строящихся или проходящих испытания по состоянию на 08.08.2017.

1. Многоцелевой патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550.

Заводской № 02460 - заложен 19.04.16 - «Иван Папанин»

2. 3. 4. 5. Фрегаты проекта 22350.

№ 921 - заложен 01.02.06 - спущен 29.10.10 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

№ 922 - заложен 26.11.09 - спущен 12.12.14 - «Адмирал флота Касатонов»

№ 923 - заложен 01.02.12 - «Адмирал Головко»

№ 924 - заложен 14.11.13 - «Адмирал флота Советского Союза Исаков»

6. 7. 8. 9. Фрегаты проекта 11356.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01359 - заложен 29.02.12 - спущен 02.09.15 - «Адмирал Макаров»

Заводской № 01360 - заложен 12.07.13 - спущен 02.03.16 - «Адмирал Бутаков»

Заводской № 01361 - заложен 15.11.13 - «Адмирал Истомин»

Заводской № 01362 - в постройке

10. Корвет проекта 20386.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1009 - заложен 28.10.16 - «Дерзкий»

11. 12. Корветы проекта 20385.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1005 - заложен 01.02.12 - спущен 30.06.17 - «Гремящий»

Заводской № 1006 - заложен 25.07.13 - «Проворный»

13. 14. 15. 16. 17. Корветы проекта 20380.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Зав. № 1007 - заложен 20.02.15 - «Ретивый»

Зав. № 1008 - заложен 20.02.15 - «Строгий»

ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)

Зав. № 2102 - заложен 20.04.12 - «Громкий»

Зав. № 2103 - заложен 22.07.15 - «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов»

Зав. № 2104 - заложен 01.07.16 - «Резкий»

18. 19. 20. 21. 22. Патрульные корабли проекта 22160.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 161 - заложен 26.02.2014 - «Василий Быков»

Заводской № 162 - заложен 25.07.2014 - «Дмитрий Рогачёв»

Заводской № 163 - заложен 18.02.2016 - «Павел Державин»

Заводской № 164 - заложен 08.05.2016 - «Сергей Котов»

Заводской № 165 - заложен 25.11.2016 - «Виктор Великий»

23. 24. 25. 26. 27. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М».

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».

Строительство ведёт ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 636 - заложен 29.08.13 - спущен на воду? - «Вышний Волочёк»

Заводской № 637 - заложен 29.05.14 - «Орехово-Зуево»

Заводской № 638 - заложен 29.08.14 - «Ингушетия»

Заводской № 639 - заложен 10.04.15 - «Грайворон»

Заводской № 640 - заложен 24.04.17 - «Гром»

28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Заводской № 251 - заложен 24.12.2015 - спущен 29.07.2017 - «Ураган»

Заводской № 252 - заложен 24.12.2015 - «Тайфун»

Заводской № 253 - заложен 29.07.2016 - «Шквал»

Заводской № 257 - заложен 24.12.2016 - «Буря»

ФГУП «Судостроительный завод «Море»

Заводской № 254 - заложен 10.05.2016 - «Шторм»

Заводской № 255 - заложен 17.03.2017 - «Охотск»

Заводской № 256 - готовится к закладке

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 801 - заложен?.2016

Заводской № 802 - заложен?.2016

37. 38. Ракетные катера проекта 12418.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01301 - в постройке

Заводской № 01302 - в постройке

39. 40. 41. Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)

Заводской № 522 - заложен 24.04.2015 - «Георгий Курбатов»

Заводской № 523 - заложен 25.01.2017 - «Иван Антонов»

Заводской № 524 - заложен 20.04.2017 - «Владимир Емельянов»

42. 43. 44. 45. 46. 47. Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».

ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 988 - заложен 12.01.15 - спущен?

Заводской № 989 - заложен 07.05.15

Заводской № 8005 - в постройке

Заводской № 8006 - в постройке

Заводской № 8007 - в постройке

Заводской № 01224 - заложен 15.04.16 - спущен 22.06.17

48. 49. Большие десантные корабли (БДК) проекта 11711.

Проектант - ОАО «Невское Проектно-Конструкторское Бюро» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)

Заводской № 01301 - заложен 24.12.04 - спущен 18.05.12 - «Иван Грен»

Заводской № 01302 - заложен 11.06.15 - «Пётр Моргунов»

50. Средний разведывательный корабль (СРЗК) проекта 18280.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 788 - заложен 14.11.13 - спущен 15.05.17 - «Иван Хурс»

51. Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград)

Заводской № 01604 - заложено 09.06.2016 - «Алмаз»

52. Океанографическое исследовательское судно проекта 02670.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград) с использованием корпуса морского буксира проекта В92.

Заводской № 08766 - заложено 19.03.2016 - «Евгений Горигледжан»

53. Океанографическое исследовательское судно проекта 16450.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 451 - заложено 15.09.2016 - «Академик Агеев»

54. 55. Опытовые суда проекта 11982.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 150 - заложено 12.09.14 - спущено 29.07.2016 - «Ладога»

Заводской № 151 - заложено 04.12.14 - «Ильмень»

56. Океанографическое исследовательское судно проекта 20183.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01280 - заложено 20.12.12 - спущено 16.05.17 - «Академик Александров»

57. Морской транспорт вооружения проекта 20181 (20180ТВ).

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск)

Заводской № 01283 - заложен 23.07.15 - «Академик Макеев»

58. Морской транспорт вооружения проекта 20360М.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01551 - заложен 05.05.2017 - «Геннадий Дмитриев»

59. 60. 61 Суда тылового обеспечения ледового класса проекта 23120.

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 880 - заложено 14.11.12 - спущено 26.06.15 - «Эльбрус»

Заводской № 881 - заложено 19.12.13 - спущено 14.11.16 - «Всеволод Бобров»

Заводской № 882 - заложено 24.07.14 - «Капитан Шевченко» (строительство приостановлено)

62. Средний морской танкер проекта 23130.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)

Заводской № 901 - заложен 26.04.14 - спущен 26.05.16 - «Академик Пашин»

63. 64. Средние морские танкеры проекта 23131.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 301 - заложен 26.12.2014

Заводской № 302 - заложен 26.12.2014

65. 66. 67. Малый морской танкер проекта 03182.

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»

ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)

Заводской № 9001 - заложен 27.10.215 - «Михаил Барсков»

ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)

Заводской № 850 - заложен 01.09.2016 - «Вице-адмирал Паромов»

Заводской № 851 - заложен 10.03.2017 - «Василий Никитин»

68. 69. Кабельные суда проекта 15310.

Проектант - ОАО «ХС Морское проектирование»

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 301 - заложено 06.01.2015 - «Волга»

Заводской № 302 - заложено 06.01.2015 - «Вятка»

70. Дизель-электрический ледокол проекта 21180.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 02470 - заложен 23.04.15 - спущен 10.06.16 - «Илья Муромец»

71. 72. Морские буксиры проекта 23470.

Проектант - ЦКБ «Балтсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ярославский судостроительный завод»

Заводской № 410 - заложен 30.10.14 - спущен 27.12.16 - «Сергей Балк»

Заводской № 411 - заложен 23.07.15 - спущен 29.06.17 - «Андрей Степанов»

73. 74. Спасательно-буксирное судно проекта 22870.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Астраханский судоремонтный завод» (филиал ОАО «ЦС «Звёздочка»)

Заводской № 009 - заложено?

Заводской № 010 - заложено 27.10.16

75. Рейдовый буксир проекта 16609.

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 632 - спущен 27.07.2017 - РБ-369

76. Рейдовый буксир проекта 90600.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 946 - спущен 26.05.2017 - РБ-393

77. Буксирный катер проекта 04690.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 461 - спущен 12.07.2017

78. 79. Катер-торпедолов проекта 1388НЗТ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Заводской № 404 - в постройке

Заводской № 405 - в постройке

80. Катер связи проекта 1388НЗ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское)

Заводской 403 - в постройке

81. Катер связи проекта проекта 21270.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт АО «Окская судоверфь» (Навашино)

Заводской № 3705 - заложен 15.04.2016 - «Иоанн Кронштадтский»

82. Доковый комплекс проекта 23380.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»

Строительство ведёт ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)

Заводской № 08380 - заложен 01.09.2016 - «Звезда»

83. 84. 85. 86. 87. Малые гидрографические суда проекта 19910.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01801 - заложено 24.12.15 - «Николай Скосырев»

ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (Благовещенск)

Заводской № 201 - заложено 19.02.16 - «Александр Рогоцкий»

ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 801 - заложено 26.07.2016

Заводской № 802 - заложено 18.11.2016

Заводской № 803 - заложено 30.06.2017

88. 89. Большие гидрографические катера 23040 Г.

Проектант - ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Строительство ведёт ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Заводской № 1201 - заложен 16.08.2016 - «Георгий Зима»

Заводской № 1202 - заложен 16.08.2016 - «Александр Евланов»

90. 91. 92. 93. 94. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 09552 «Борей-А».

Заводской № 204 - заложен 30.07.12 - К-? «Князь Владимир»

Заводской № 205 - заложен 27.07.14 - К-? «Князь Олег»

Заводской № 206 - заложен 26.12.14 - К-? «Генералиссимус Суворов»

Заводской № 207 - заложен 18.12.15 - К-? «Император Александр III»

Заводской № 208 - заложен 23.12.16 - К-? «Князь Пожарский»

95. 96. 97. 98. 99. 100. Многоцелевые АПЛ проекта 08851 «Ясень-М».

Проектант - ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заводской № 161 - заложена 24.07.09 - спущена 31.03.17 - К-561 «Казань»

Заводской № 162 - заложена 26.07.13 - К-573 «Новосибирск»

Заводской № 163 - заложена 27.07.14 - К-571 «Красноярск»

Заводской № 164 - заложена 19.03.15 - К-564 «Архангельск»

Заводской № 165 - заложена 29.07.16 - К-? «Пермь»

Заводской № 166 - заложена 28.07.17 - К-? «Ульяновск»

101. АПЛ специального назначения проекта 09851.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

«Хабаровск» - заложена 27.07.14

102. АПЛ специального назначения проекта 09852.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заложена 24.07.92 по проекту 949А - повторно заложена 20.12.12

103. 104. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01614 - заложена 28.07.17 - Б-274 «Петропавловск-Камчатский»

Заводской № 01615 - заложена 28.07.17 - Б-603 «Волхов»

105. 106. Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

На данный момент российский ВМФ опирается на четырех китов: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский флоты, а также на краснознаменную Каспийскую флотилию. По последним данным в них располагаются не только боевые надводные линкоры, но и числятся субмарины и около двухсот боевых единиц. Да, России есть чем гордиться, не зря ее флот считается одним из самых величественных на планете. Познакомьтесь с десяткой самых крупных кораблей ВМФ России.

Принадлежит Северному флоту Российской Федерации, несколько лет назад назван крупнейшим на планете ударным крейсером. И было за что: его длина больше 250 метров, а ширина – почти 30 метров! Основные технические показатели: два ядерных реактора (между прочим их можно спокойно эксплуатировать целых полстолетия); скорость до 31 узла. Команда, состоящая из тысячи человек можно спокойно уходить в независимое плавание сроком в шестьдесят дней. Вооружение «Петра Великого» впечатляет: артустановки с дальностью поражения больше двадцати километров, разнообразное ракетное вооружение, которое с легкостью может уничтожать цели в радиусе семисот километров. А еще на «Петре» имеется три вертолета. Именно поэтому атомный гигант является столь внушительным кораблем.


Этот гигантский крейсер с максимальным водоизмещением в 58,6 тысячи тонн также находится на Северном флоте России. На нем числятся двадцать самолетов и семнадцать вертолетов, и это не единственные летательные аппараты – всего их около пятидесяти. Авианосец прекрасно вооружен, что не может не восхищать: на нем ракетные комплексы «Кортик», «Гранит», «Кинжал», а также шестьдесят глубоководных бомб.


Некоторое время назад начали модернизировать этот крейсер, поэтому он на данный момент выбыл из строя, но все же нельзя о нем не рассказать в нашем ТОПе. И до этого атомный гигант славился своим ракетным оружием и артустановками, а после завершения обновлений руководством ВМФ было обещано приобрести множество современных устройств и комплексов. К 2018 году усовершенствования должны были завершить. С нетерпением ждем, чем поразит крейсер весь мир!


Исполин водоизмещением почти в 12 тысяч тонн известен своей мощью и разнообразным вооружением: у него шестнадцать пусковых установок, различные артустановки, зенитно-ракетные комплексы, противолодочное вооружение и вертолет.


Еще одна гордость Северного флота с внушающим ужас вооружением: множеством ракетных комплексов, в том числе «Кинжал», «Кортик», «Водопад» и «Удав», гидроакустическим комплексом, навигационными системами и собственной авиагруппой, состоящей из двух Ка-27. Этот противолодочный корабль отличается маневренностью и высокими огневыми показателями.


Второй по размерам и вооружению варяг после ГРК «Москва» принадлежит Черноморскому флоту. Он может развивать скорость до 33 узлов и отправляться в независимое плавание сроком до месяца. Его вооружение включает в себя две установки противолодочного комплекса «Метель», зенитно-ракетный комплекс «Шторм», вызывающую уважение суперартиллерию и торпедные аппараты, кстати, имеется и вертолет.


Каждая подлодка ВМФ отечества заслуживает нахождения в нашем ТОПе, тем более «Дмитрий Донской» – самая гигантская из всех, что делает ее одной из самых больших подлодок на планете. В течение четырех месяцев «Донской» может плавать в морских водах, полностью обеспечивая команду, состоящую из более 160 человек. На линкоре имеется ракетный комплекс «Булава» с шестью ядерными боеголовками.


Одна из мощнейших современных лодок Северного морского флота. Вооружена «Булавами», баллистическими ракетами (БРПЛ), боевым стартовым комплексом, множеством торпед, ракет и мин.


Еще один подводный гигант хоть и меньше предыдущих и не самый быстрый, но зато может погрузиться до 480 метров. «Владимир Мономах» вооружен торпедными аппаратами, ракетами, “Булавами” (всего их шестнадцать) и переносными зенитными комплексами.


Завершает наш список эскадренный миноносец, принадлежащий российскому Северному флоту. На вооружении гиганта числятся палубные артиллерийские установки и зенитная артиллерия, авиагруппа с вертолетом, ракетные комплексы, множество мин и ракет-торпед.

Все корабли нашего ТОПа служат ВМФ Российской Федерации, в скором будущем на воду спустят другие, современные корабли, столь же мощные, а иногда и более внушительные. Ждем с нетерпением новых гигантов, защищающих Россию.