Краеведческий проект памятник значит память. Борьба за память. Историки, журналисты и краеведы о том, нужен ли Перми двухэтажный монумент Комсомолу. а) Памятники, связанные с историей основания города

Ирина Кабалина

Участники проекта

1. Пед. коллектив МБДОУ ЦРР д/с «Сказка».

2. Сотрудники историко-краеведческого музея.

3. Дети подготовительной группы.

Воспитатель: Кабалина И. И.

Обоснования проекта

Из года в год уходят в прошлое подвиги наших земляков-героев.

Чтобы увековечить память о них и их подвигах, русские люди открывают памятники, мемориалъные доски, монументы и т. п.

Поэтому, мы должны, на конкретных фактах (из жизни близких, знакомых, участников ВОВ) прививать детям понятия «долг перед Родиной››, «ненависть к врагу».

Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, свой народ.

Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Их имена увековечены, в честь них воздвигнуты памятники.

В своем проекте, мы запланировали познакомить детей и расширить знания о

памятниках, воздвигнутых на Борисовской земле нашим землякам, отдавшим жизнь за освобождение нашего поселка.

Воспитывать уважение к людям, совершившим подвиги, познакомить со значением памятников для подрастающего поколения, воспитывать культуру поведения и отношение к могилам погибших. Продлевать вечную память героев из поколения в поколение.

Цель проекта:

Познакомить детей с памятниками Великой Отечественной войны

поселка Борисовка и героическими подвигами людей, в честь которых они воздвигнуты.

Объяснить значение памятников войны для воспитания подрастающего поколения.

Дать представление об историческом прошлом создания памятника.

Активизировать словарь: памятник, постамент, обелиск, монумент, мемориальная доска и т. д.

Познакомить с творчеством поэтов, песенников посвятившим свое творчество памятникам героям войны.

Задачи реализации проекта

1. Поддерживать интерес к военному прошлому нашего народа.

2. Расширить социальную связь детей с сотрудниками детской библиотеки и

работниками историко-краеведческого музея.

3. Побуждать у детей желание чтить память погибших, возлагая цветы и венки к подножию.

4. Формироватъ положительное отношение к памятникам архитектуры.

5. Воспитывать у детей желание охранять памятники от вандалов.

6. Формировать отзывчивость к людям старшего поколения.

7. Развивать творческие способности.

8. Воспнтывать бережное и уважительное отношение к прошлому своего народа.

Вид проекта:

Информационный, открытый, долгосрочный (3 месяца).

Предполагаемый результат

Дети получат ответ на вопрос: «Для чего воздвигают памятники? Виды памятников?»

Расширят знания о героях, в честь которых установлены памятники, мемориальные доски и т. д.

Пополнят материалы музея Великой Отечественной войны детского сада

Дети – научатся с уважением относиться к историческим памятникам

Родители – обратят внимание на духовно – нравственное воспитание детей

Публикации по теме:

Игра по краеведению «Памятники» Тема игры:"Памятники" База реализации игры:МДОБУ детский сад "Буратино" с. Буганак Участники игры:дети средней группы,воспитатели,родители.


2006 г.

1. Полное наименование проекта

«Возрождение памятника»

2. Краткая аннотация проекта

Памятник войнам – землякам, установленный в сквере посёлка Ветлужский три десятилетия тому назад, на момент начала проекта нуждался в серьёзной реставрации. Его месторасположение потеряло привлекательность и торжественность по причине того, что со временем оказалось в окружении хаоса торговых точек.

На территории же школы имелась большая открытая площадка, благоприятная для размещения данной достопримечательности. Так возникла идея переноса памятника.

Установление памятника на школьной территории имеет большое социальное значение, так как школа носит имя нашего земляка - Героя Советского Союза Таначева Василия Александровича.

Работы по перемещению взяла на себя компания «Промстрой». Но при осмотре памятника оказалось, что из-за ветхости перенос его не возможен, и генеральный директор компании предложил возвести новый памятник взамен прежнего.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Перенос памятника воинам – землякам из сквера около остановки автобусов на территорию школьного двора.

ЗАДАЧИ:

Формировать социально-зрелую личность;

Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине и малой родине

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции горожанина-гражданина.

Эффективность :

В проекте приняли участие 100% учащихся (массовость);

Цель проекта была достигнута: памятник установлен на территории школы 8 мая 2006 года (реальность проекта);

Педагогический и ученический коллективы школы взяли на себя ответственность за сохранность памятника (Локальный акт № 72 от 01.01.01г «О сохранности памятника») (постоянство) ;

В период с 8 мая 2006 года, дня установления памятника, по настоящее время не совершенно в отношении памятника ни одного хулиганского поступка.

Выпускники 2006 года торжественно возложили цветы к памятнику. Этот торжественный акт станет новой традицией школы (принятие социумом );

На вопрос анкеты, «Какие чувства ты испытываешь от того, что на территории школы находится памятник воинам – землякам?» – большинство учащихся ответили, что испытывают чувство гордости (удовлетворение от проекта ).

3 . Степень реализации проекта

Так выглядел памятник в начале проекта

А так – на завершающем

этапе реализации проекта

4. Описание организации

Школа открыта в 1951 году. С 2004 года функционирует в одну смену, в шестидневном режиме обучения, насчитывает 459 учащихся. Педагогический коллектив обладает высоким профессиональным потенциалом: 4 человека имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 11 учителей звание «Отличник народного образования РФ».

Цель деятельности школы: формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу, самосовершенствованию на основе освоения полного базового образования и дополнительных образовательных услуг.

Задачи:

1. Обеспечить условия для реализации прав граждан на получение образования.

Сфера основной деятельности: учебно-воспитательная

Перспективы:

1. Реализация физико – математического направления.

2. Совершенствование структуры государственно - общественного управления школой.

3. Развитие профессиональной компетенции учителя.

4. Укрепление здоровья обучающихся и обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Составление плана проекта.

сентябрь 2005г.

сентябрь 2005г.

нормативно-правовой

1. Постановление Главы самоуправления
города Шарьи «О переносе памятника воинам-землякам»

2. Приказ заведующей отделом образования администрации г. Шарьи «О проведении работы в коллективах педагогов и учащихся, родительской общественности по привлечению внимания к благоустройству и реставрации памятника».

3. Приказ директора школы о начале реализации проекта «Возрождение памятника».

4. Локальный акт «О сохранности памятника».

программно-методический

1. Разработка рекомендаций для педагогов-руководителей творческих групп учащихся по организации и содержанию различных видов деятельности в рамках реализации проекта.

Октябрь 2005г.

Октябрь 2005г.

материально-технический

1. Аренда техники для переноса памятника.

начало работы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района Амурской области

«Память, застывшая в камне»

Адрес:676135 Амурская область,

Магдагачинский район,

Хлынова Т.В., учитель истории,

обществознания

Краткое описание проекта:

сохранение мемориального сооружения,

увековечивающего память о погибших в

войне 1941 – 1945 гг земляках.

Популяризация деятельности по сохранению

памятников Великой Отечественной войны.

Формирование активной гражданской

позиции через участие в выполнении важного

общественно-полезного дела – установление имён

земляков, не вернувшихся с войны, шефство

над памятником воинам-односельчанам.

Ушумун 2015

Историческая справка о Памятнике Землякам, погибшим в годы Великой Отеченственной войны 1941 – 1945 на центральной площади посёлка Ушумун

В центре поселка Ушумун горделиво и одиноко возвышается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Памятник представляет собой стелу, устремленную ввысь, составленную из бетонных блоков прямоугольной формы. На центральной лицевой грани размещены имена и фамилии земляков павших в годы войны и тех, кто своими трудовыми подвигами приближал победу. Всего 152 фамилии. На другой грани изображение женщины, олицетворяющей Родину - мать. Слева и справа центральной части изображение бойцов. 9 мая 1985 года к 40 – летию победы над фашистской Германией в нашем поселке был открыт новый памятник.

Автором памятника является Прохоров Владимир Петрович. Он родился 8 февраля 1930 года в поселке Ушумун. Когда началась война, отец ушел на фронт, Володя закончил 6 класс и пошел работать. Кончилась война, вернулся с фронта отец, жизнь начала налаживаться. Владимир Петрович поступил на работу в лесхоз, трудился там до 1990 г.

Владимир Петрович создал чертежи, сделал расчеты и пошел в администрацию поселка. Местные власти идею и проект поддержали. В разгар работы, в Совет ветеранов посёлка Ушумун, обратились жители посёлков, которые раньше находились рядом с Ушумуном Буяк и Одуново. Они просили на памятник внести имена их земляков, которые погибли на той страшной войне 1941 – 1945 годов. Ведь посёлки исчезли, а вместе с ними и память о героях земляках тоже может исчезнуть. Автор памятника не возражал. Так в списке фамилий стало 152. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие памятника. На это событие собрался весь посёлок.

Сейчас на этой площади проходят все важные праздники: День Победы, День защиты ребёнка, свадебные картежи останавливаются здесь, чтобы поклониться памяти землякам, празднование юбилейных дат и событий нашего посёлка отмечается на этом месте. Местные власти обустраивают этот район: появились скамейки, продолжается посадка саженцев. Так что история этого памятника ещё не закончена.



Участниками детских объединений «Я – исследователь», «Вече» был проведен социологический опрос жителей нашего поселка по методике Соколовой Я. В., описанную в методическом пособии для учителей обществознания «Граждановедение. 7 класс» Москва, 2002 г. Было опрошено 20 жителей Ушумуна, 60 школьников учеников 8 – 11 классов. Предлагалось ответить на вопросы:

Для чего создан этот памятник?

Обощив данные мы пришли к выводу, что люди более старшего поколения лучше знают историю возникновения памятника, так как они сами были участниками этих событий. Они отмечают, что памятник создан для того, чтобы имена земляков помнили многие поколения ушумунцев, что это место стало важным общественным центром в жизни нашего посёлка. Лишь половина из опрошенных школьников смогла назвать имя автора памятника. Ребята отметили, что значение памятника в сохранение памяти о павших, что он является достопримичательностью.

Актуальность проекта

2015 году все цивилизованные страны празднуют 70 – ю годовщину победы над фашизмом. Милионы людей отдали свою жизнь ради сохранения мира и жизни многих сотен милионов своих потомков. Мы склоняем головы перед героями, благодарим ветеранов и чтим память погибших.

Во все времена у всех народов историческое сознание являлось неотъемлемой частью общественного сознания, которое играло роль в формировании духовной жизни, обычаев, традиций. В духовном развитии личности, общества немаловажную роль играют памятники истории и культуры. Не умение ценить истоки породило в нашем обществе много проблем. В сутолоке жизни, в погоне за сиюминутной выгодой мы в последние десятилетия изрядно духовно обиднели. Но для нас памятник – предметная, образная связь времен далеких и нынешних. Памятники культуры в нашем посёлке – это своеобразная каменная летопись, котрая отражает героические, трагические страницы в жизни наших земляков, истории нашей Родины.

Каждый человек имеет свою малую Родину, которая поддерживает его с первых лет жизни. Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родных местах, но и пытаются оказать ей посильную помощь. Работа над проектом «Память, застывшая в камне» даёт возможность изучать историю на конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного посёлка. Программа данного проект способствует формированию гуманистически направленной личности ученика, ориентированной на исследование образовательного пространства среды жизнедеятельности, на воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и этнокультурных ценностей, с учётом особенностей региональной социокультурной среды, в духе патриотизма и гражданственности. Сохранение памятников истории и культуры как объектов культурно-исторического наследия - проблема столь же важная, как сохранение природы. "Природная среда, - пишет академик Д.С.Лихачев, - необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к Родине, воспитывает его уважение к предкам и потомкам /забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем - о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений/, знакомит с историей и культурой других народов" . Таким образом, по мнению известного ученого, с которым нельзя не согласиться, отношение к памятникам истории и культуры для всего человечества - это вопрос экологии с большой буквы.

Проект реализуется при поддержки Администрации посёлка Ушумун.

Цель: сохранение мемориального сооружения, увековечивающего память о погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг земляках

Задачи:

1. создание условий по обеспечению сохранности памятника

2. популяризация деятельности по сохранению памятников Великой Отечественной войны.

3. формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – установление имён земляков, не вернувшихся с войны, шефство над памятником воинам-односельчанам;

4. формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

5. воспитание чувства уважения к людям, пережившим события военных лет, к людям старшего поколения, чувства гордости за своих земляков;

6 развитие инициативы, направленные на решение проблем поселка, и создать условия для личностного роста школьников;

7. поддержание и развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка;

8. расширение круга общения школьников с местными органами власти;

Коллективная деятельность в рамках проекта

1. Общий сбор. Определение задач и программы деятельности.

2. Уборка територии централной площади посёлка 2 раза в месяц

3. Первичная реконструкция памятника: помыть, покрасить, побелить

4. Подготовка и участие в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы (акции «Аллея ветеранов», акция «Полк бессмертных», акция «Письмо, невернувшемуся с фронта», акция «Вахта Памяти», акция «Свеча памяти»).

5. Фестиваль «Презентация результатов проекта».

Ожидаемые результаты проекта

Главный результат реализации проекта заключается в том, чтобы силами учащихся при поддержке педагогов, родителей, жителей села, административных органов отреставрировать памятник воинам-землякам погибшим в годы войны на фронте, обустроить территорию центральной площади посёлка

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

    Составление брошюр о людях создававших, реконструирующих памятник

    Создание календарей с видами памятника, изображением людей, которые их создавали на текущий и будущий год

    Оформление стенда «Память, застывшая в камне»

    Размещение информации о проекте, его результатах на сайте виртуального музея

    Распространение результатов проекта будет проходить посредством информирования гражданского сообщества, в том числе и публикации в школьной газете «Школьный курьер», в районной газете «Вперёд».

    Выпуск сборника методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Повышение уровня социальной успешности среди учащихся школы и, в связи с этим, внесение вклада в улучшение социальной ситуации в общественной среде поселковой администрации.

    Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию

    Формирование активной социально – нравственной и гражданской позиции детей и юношества

    Воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников

Перспективы развития

В дальнейшем мы планируем поддерживать и сам обелиск, и место, где он расположен в надлежащем состоянии; обновить мемориальные доски с надписями и именами погибших; ежегодно проводить митинги в День Победы, День памяти и скорби; продолжить исследовательскую работу по изучению истории поселка, судьбы тех, чьи имена высечены на обелиске.

Оценка успешности работы по проекту

    Положительные отзывы общественности;

    Самооценка.

Риски при реализации проекта

Нехватка материальных ресурсов, проблемы с выращиванием и уходом за растениями, неблагоприятные прородно – климатические условия.

Механизмы и план реализации проекта

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

1.Сбор информации и составление исторической справки;

2. Установление контактов с родственниками павших, их боевыми соратниками, советом ветеранов;

3 Поиск спонсоров проекта

1. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству территории центральной площади поселка, самого памятника землякам

2. Составление проекта

учащиеся,

руководители проекта

Основной

1. Уборка территории памятника, реконструкция памятника

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка мероприятий по популяризации сохранения памятников Великой Отечественной войны.

4. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников; интервьюирование родственников авторов памятников и односельчан, которые принимали участие в создании и реконструкции памятников; изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры; встреча участников проекта со специалистами, депутатами посёлка по вопросу защиты памятников в Ушумуне, Магдагачинском районе, Амурской области, России

1. Развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка

2. Творческие работы учащихся

учащиеся,

руководители проекта

Заключительный

1. Работа по уходу за памятником землякам, павшим в годы войны

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка экскурсонных маршрутов, акций, мероприятий

1.Анализ проделанной работы.

2.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

3. Проведение экскурсий, акцийй, мероприятий

учащиеся,

руководители проекта

Данные об авторе

Моисеева Наталья Владимировна

Место работы, должность:

г Советская Гавань, МБУОО ООШ №2, учитель

Хабаровский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Все целевые аудитории

Класс(ы):

Все классы

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Внешкольная работа

Предмет(ы):

История

Предмет(ы):

Краеведение

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Предмет(ы):

Обществознание

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Социология

Цель урока:

Цель проекта:

Цель педагога

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

    развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации;умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);

    собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войнесборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;

    внести личный вклад в сохранение иблагоустройство территории Памятной стелывоинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;

Используемая методическая литература:

Источники информации:

1. Бессолицына Т.С., Григорова Л.С. Память в металле и граните. Хабаровск. 2000. 2. Шевченко Е. Память, застывшая в камне… Хабаровская краевая тепография.2014 г

3. Материалы архивов районного краеведческого музея им. Н. Бошняка, школьного музея «Музей Добра и Милосердия»

4. Источники интернета:

Краткое описание:

Социальный проект учащихся начальной школы, посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Поисковая работа по восстановлению фамилий работников СРЗ ММФ, погибших в годы войны, сбору и обработке информации о памятниках защитникам Отечества. Работы участников литературного конкурса "Спасибо деду за Победу"

Введение. Актуальность . Цели, задачи проекта.

1. Выбор проблемы

1.1. Цель и задачи этапа

1.2. Анализ ситуации

1.3. Итоги социологического опроса по выбранной проблеме

1.4. Вывод.

2. Сбор информации (исследование проблемы)

2.1. Цель и задачи этапа

2.2. Юридическая база решения проблемы

2.3 Изучение и анализ различных источников информации по интересующей проблеме

2.4. Итоги социологического опроса

2.5. Итоги встречи с компетентными специалистами

3. Наш путь (Разработка собственного варианта решения проблемы)

3.1. Цель и задачи этапа

3.2. Идеи участников проекта

3.3. План работы

3.4. Мы взаимодействуем (соучастники проекта)

3.5. Смета проекта

3.6. Оценка рисков

3.7. Ожидаемые результаты нашего проекта :

3.8. Показатели эффективности проекта

4. Реализация плана действий.

4.1. Цель и задачи этапа

4.2. Уже сделали…

4.3. Выводы

Заключение. Дел впереди много…

Источники информации

Приложение

Введение

Вы в бронзе и в камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас

Актуальность проекта

Уже 70-ый раз пришла на нашу землю мирная весна. 9 мая вся страна будет отмечать великий праздник - День Победы, 70-летие окончания Великой Отечественной войны!

Из века в век сыновья земли русской сражались за свою Родину, защищали её от врагов иноземных. Славились русские воины силушкой богатырской да удалью, храбростью да мужеством. Любовью к родному краю, к своей прекрасной Родине. О таких воинах народ слагал сказания и былины. Колокола храмов гремели в честь победы Александра Невского на Чуд-ском озере, в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом по-ле, Петра Великого под Полтавой, Кутузова в 1812 году. Гремели победные салюты и на Красной площади в мае 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны пополнили ряды Красной Армии и 6430 совгаванцев. Первыми добровольно ушли на фронт 80 рабочих нашего судоремонтного завода.

Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом - общие потери населения всех стран составили 50 миллионов человек, из них более 27 миллионов - советский народ. Наших земляков тоже коснулось эхо тех огненных лет. Более 2500 наших земляков не вернулись с поля боя. Мы низко склоняем головы перед памятью прошлого, перед нашими великими предками. Их пример учит нас, детей сегодняшней России, любить свою страну так, как любили её наши прадеды.

Все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечест-венной войны. Памятники Солдату - освободителю стоят по всей территории России и за ее пределами. Вечные огни и большие мемориалы, скромные памятники и мемориальные доски - все это символ признания участникам Великой Отечественной. Память о них жива!

Но знаем ли мы страницы истории Великой Отечественной войны, знаем ли имена тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : к сожалению, мы очень мало знаем о наших земляках, героях Великой Отечественной войны, о памятниках, возведенных в их честь. А мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. В этом году решили изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу».

Мы, правнуки тех, кто сражался на той войне, решили собрать материал о памятниках воинам-героям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и рассказать об этом ученикам других классов нашей школы.

Изучение памятников города и района, истории их создания, позволит нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Девиз проекта :

Основополагающие вопросы :

  • Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу ?
  • Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа?
  • Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа?

Цель проекта: мы хотим внести личный вклад в сохранение в памяти подрастающего поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны.

Цель педагога : Инициация социально-значимой деятельности обучающихся по формированию основ гражданской.

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

  • привлечь внимание школьников к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации; умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);
  • познакомиться с историей сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • создать сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • разработать виртуальную модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войне и создать сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передать в школьный музей;
  • встретиться с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внести личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • почувствовать гордость за свою Родину, свой город, личную ответственность за свои поступки.

Участвуя в этом проекте, мы хотим сами и с помощью учителя и родителей научиться проектной деятельности. Мы знаем, что эти умения очень пригодятся нам в жизни. Мы верим, если приложить наши исследовательские умения, нашу активность, то любое дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

Срок реализации проекта : 4 месяца (февраль - май 2015 г.)

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный. Выявление проблемы, определение темы, постановка целей и задач (февраль 2015 г.)

2. Проектировочный. Анализ проблемы; анализ и обработка информации; планирование (февраль 2015 г.)

3. Практический. Реализация проекта (февраль - май 2015 г.)

4. Аналитико-коррекционный. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - май 2015 года)

5. Заключительный этап. Оценка результатов (май 2015 г.)

Формы работы: встречи с ветеранами, членами их семей; занятия факультативов «Я и мой край» и «Я - исследователь» на базе районного краеведческого музея; работа с различными источниками информации (подбор и систематизация); экскурсии; создание презентаций и текстовых материалов; оформление Уголка памяти в классной комнате; акции; социологический опрос; подготовка гидов; сотрудничество и консультации со специалистами.

Участвуя в этом проекте, мы планируем получить следующие результаты:

  • познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • привлечено внимание учащихся нашей школы к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • продолжено развитие наших поисково-исследовательских умений;
  • изучен материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • разработана виртуальная модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собраны воспоминания родных и близких о Великой Отечественной войне и создан сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передан в школьный музей;
  • встретились с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внесли личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • в проекте приняли участие не менее 50% учащихся класса и 20% родителей;
  • появилось осознанное уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам погибшим в годы войны

Продукты проекта:

  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация);
  • уточненный список заводчан, погибших в годы войны
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • Памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника».

Способ хранения информации о проекте: собранный материал о памятниках станет основой для будущей экспозиции в школьном музее.

Оценка успеха работы над проектом:

Что оцениваем?

Занятость школьников в проекте

в проекте примут участие учащихся класса и 20% родителей

Эстетичность оформления

Все созданные материалы эстетично оформлены

Трансляция опыта

Проведено не менее двух виртуальных экскурсий;

Публикации материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет;

Все собранные и обработанные материалы (продукты проекта) переданы в школьный музей

Приобретение навыков социального общения со взрослыми

Совместные мероприятия с родителями, социальными партнерами, специалистами

Безопасность

Все трудовые десанты проведены с соблюдением техники безопасности

Ключевые слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ПАТРИОТИЗ

1. Выбор проблемы

Главная цель данного этапа: обсудить наиболее важные проблемы у нас в школе и выбрать наиболее значимую, которую будет решать.

Для выявления проблем, нам предстояло решить следующие задачи :

Обсудить и проанализировать имеющиеся в нашей школе проблемы;

Рассмотреть выявленные проблемы и выделить самую важную;

Провести опрос учащихся, педагогов, родителей по данной проблеме.

Анализ ситуации

В этом году 9 мая вся страна отмечает 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Но всё ли мы знаем об этих страницах нашей истории? Знаем ли мы о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : хотя этой темой мы интересуемся с 1 класса (смотрели и обсуждали фильмы о войне, встречались с ветеранами), но, к сожалению, очень мало знаем о героях Великой Отечественной войны нашего города, о памятниках, возведенных в их честь.

В прошлом году, проводя исследование «Моя родословная», мы узнали, что и наши прадеды тоже были участниками Великой Отечественной войны. Многие из них не вернулись с поля боя.

Уходят из жизни ветераны. Вот и Голубых А.К., с которым мы встречались, уже нет. Возникает главный вопрос: «Как же сохранить память о наших героях?» Наша задача не оставаться равнодушными. В память о тех, кто защищал нашу Родину от врагов, мы решили продолжить исследовательскую работу. Мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. Мы решили - в этом году будем изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу». Родители поддержали нас.

Мы считаем, что эта проблема требует решения, и мы постараемся с ней справиться. С нами согласились другие ученики школы и родители.

Мы провели социологический опрос по проблеме. (Приложение 1)

Социологический опрос

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Количество

Актуальность проблемы

Необходимость решения проблемы

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу

Учащиеся

38ч. (62,3% опрошенных)

100% опрошенных высказались за актуальность поднимаемой проблемы

100% опрошенных высказались за обязательность решения данной проблемы

Чтобы такое не повторилось - 10 ч. (16,4%)

Дали нам возможность жизнь - 26 ч. (43%)

Защитили нашу Родину и установили мир - 29 ч. (47,5%)

Педагоги

9 ч. - (14,8%)

Родители

9 ч. - (14,8%)

Другие работники школы

Опрос показал, что 100% опрошенных (61 человека) считают, что мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу. Из них 60 человек (98%) высказали свои предположения по её решению. При этом лишь 16 опрошенных (26%) знают памятники воинам Великой Отечественной войны, расположенные в нашем городе и 8 человек (13%) - в районе. Знают родственников, участвовавших в той страшной войне только 37 человек (60,7%). (Приложение 1)

ВЫВОД : В результате опроса школьников, педагогов, родителей мы сделали вывод, что проблема сохранения памяти о защитниках Отечества актуальна, потому что 100% опрошенных высказали это мнение

2. Сбор информации

(исследование проблемы)

Главная цель данного этапа: исследовать нашу проблему, собрать как можно больше информации по возможным вариантам её решения

Наши шаги:

1. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу проблемы;

2. Провести социологический опрос;

3. Проанализировать различные источники информации по интересующей нас проблеме;

4. Провести встречу с компетентными специалистами.

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу? Почему эта проблема остаётся актуальной на данный момент? В чем ее важность? Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа? Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа? Такие вопросы встали перед нами, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать разные источники информации по заинтересованной нас проблеме.

Своё исследование мы начали с изучения законодательной базы проблемы . (Приложение 2) Мы познакомились с документами:

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Декларацией прав человека;

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией о правах ребёнка;

Законом об образовании;

Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

Уставом школы.

В результате этой работы мы убедились, что имеем право :

1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;

2. Искать, получать информацию из различных источников, особенно информацию и материалы, которые направлены на содействие благополучию и здоровью не только детей, но и местных жителей;

3. На свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты);

4. На обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

5. На участие в опросе граждан.

А еще мы обязаны :

1. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2. Защищать Отечество. Это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Вывод: Проанализировав документы, мы пришли к выводу, что разработка и реализация социального проекта разрешены законом.

У своих родителей мы взяли разрешение на участие в этом проекте (на работы по благоустройству).

Затем мы определили источники информации , из которых можно узнать полезные сведения об исследуемой проблеме. Это средства массовой информации (газеты, журналы); телевидение, специальная литература, интернет. Кроме того это наш школьный музей «Музей Добра и Милосердия», районный краеведческий музей имени Н.К. Бошняка. А бабушка нашего Никиты написала книгу о памятниках нашего города и района. Со всеми этими источниками информации нам предстояло поработать.

Приступили к работе. Нашли много интересных идей. Оказывается, не только мы обеспокоены этой проблемой. Многие дети и взрослые хотят, чтобы память об участниках Великой Отечественной войны осталась в памяти будущих поколений.

Много хороших идей высказали дети и взрослые в анкетировании

Вопрос: Как Вы думаете, что мы можем сами сделать?

Предложения: Встретиться с ветеранами и их родственниками; поздравить их с праздником Победы, оказать помощь; рассказывать младшим и своим детям о войне, о подвигах народа; воспитывать в себе силу духа, физические данные, чтобы в трудную минуту встать на защиту Родины; читать книги, смотреть фильмы, принимать участие в мероприятиях, посвященных памятной дате; с уважением относиться к старшим; изучать свою родословную; беречь семейные реликвии; навести порядок у памятников, посадить цветы; изучить историю возникновения памятников и рассказать о ней школьникам; собрать материал и написать сочинения о наших родственниках - участниках войны, весь собранный материал передать в наш школьный музей, можно сделать лавочки на территории памятника изучать историю, проводить исследования, общаться и ухаживать за памятниками; в торжественные дни возлагать цветы)…

Вывод: итоги опроса показали, что многое мы можем сделать своими руками, а взрослые и старшие товарищи готовы нам помочь.

Итоги встречи с компетентными специалистами

А еще мы обратились за помощью в подборе материалов к Дунайцевой И.В., методисту районного краеведческого музея и Паневой В.П., руководителю школьного музея. Директор школы Нечай Л.Б. и завхоз школы Потемкина Н.В. обещали помочь нам инвентарем для работы по благоустройству мест, где располагаются памятники. А наши родители помогут нам купить цветы для возложения их к памятникам героев войны в праздничные даты и вместе с нами примут участие в субботнике. А Ирина Владимировна и Валентина Петровна помогут в работе с источниками информации.

Вывод: Мы верим, если приложить наши исследовательские и творческие возможности, нашу активность, то это дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

В прошлом году получилось! Вместе с родителями и школьниками других классов мы создали площадку для отдыха на школьном дворе.

3. Наш путь

(Разработка собственного варианта решения проблемы)

На данном этапе мы должны определить основные шаги, которые потребуются для претворения в жизнь нашего проекта.

Наши шаги :

Обсудить варианты решения проблемы;

Составить план работы по его реализации;

Сначала мы разделились на группы и стали нарабатывать свои пути решения проблемы. После обсуждения составили план реализации проекта (Приложение 3).

Планируя работу над проектом, мы поняли, что нам нужна помощь родителей и старшеклассников. Попросим их о помощи. Уверены, они нам не откажут и тогда участниками проекта могут стать: ученики нашего класса; другие ученики школы; воспитанники ГПД; воспитанники лагеря с дневным пребыванием; педагоги; родители; добровольцы из числа выпускников школы, жителей близлежащих домов.

Затраты проекта. Мы попробовали провести расчеты и определили, что наш проект требует минимальных затрат . В основном нам нужны будут деньги на бумагу, краску для распечатки материалов. Все остальное можно сделать самостоятельно. Семена цветов для клумб мы попросим у родителей и бабушек. Инструменты нам предоставит школа, часть принесем из дома. Самое затратное - это скамейки. Думаем, что напишем письмо в Администрацию города с просьбой изготовить и установить скамейке у памятной стелы заводчанам, погибшим на фронтах войны.

Где же взять необходимую сумму?

Необходимые денежные средства попросим у родителей. Сами пока заработать не можем.

Вывод: Для реализации проекта не требуется много средств. Объединив усилия учащихся, родителей, учителей можно выполнить поставленные задачи.

Оценка рисков

Риск проекта - это опасность для успешного осуществления проекта.

Больших рисков в нашем проекте нет. Это могут быть только риски, связанные с денежными средствами. В остальном, мы надеемся на наши собственные силы.

Вывод: мы надеемся, что все продукты нашего проекта, которые мы создадим, будут эстетично оформлены, а самое главное - ими смогут пользоваться педагоги и школьники при подготовке к урокам и мероприятиям. Кроме того, у всех участников проекта появится уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны

4. Мы действуем

Цель этапа:

Начать реализацию плана действий. Попробовать свои силы в организаторской деятельности.

Наши шаги:

Нами уже сделаны первые шаги по реализации нашей программы и уже есть результаты.

Мы провели социологический опрос, исследовали материалы Интернета, СМИ, книги, архивы музеев.

Мы узнали, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались 80 тысяч жителей Хабаровского края . 6430 совгаванцев ушли на фронт защищать Родину. В первые дни добровольцами ушли 80 работников завода СРЗ ММФ. Из рассказа Кондратьева М.Ф. мы узнали, что потом - целый год, почти никого из заводчан не забирали. Каждый рабочий был на счету. Завод ремонтировал военные суда.

Страна высоко оценила мужество и героизм военнослужащих Дальнего Востока. Более 300 тысяч из них были удостоены орденов и медалей. Из их 7000 человек - совгаванцы. Это те, кто ушел на фронт из нашего города и те, кто остался у нас после войны с Японией и прожил здесь долгие годы. За героическое участие в боях 80 жителей Хабаровского края удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Не все фронтовики вернулись с полей сражений. 47 тысяч жителей Хабаровского края отдали жизнь за эту победу. Среди них 2500 наших земляков.

Из материалов сайта Администрации Хабаровского края и портала «Губерния» мы узнали, что сегодня в нашем крае проживают свыше 9 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В том числе около 1,5 тысяч инвалидов и участников войны и более 7 тысяч тружеников тыла.

Ветераны, проживающие в Хабаровском крае

Участники войны

Труженики тыла

Ветераны, проживающие в Советско-Гаванском районе

Более 9000 человек

Около 1.500

Более 7.000

10 144 ветерана

10 313 ветерана

Более 12.000

Сегодня в нашем городе проживают только 17 ветеранов Великой Отечественной войны. Двое из них - заводчане: Алексахин Владимир Никонорович и Каримуллина Раиса Гайфетдиновна. Большинство из них участвовали в войне с Японией. Мы благодарны каждому ветерану за боевой и трудовой подвиг и гордимся ими! Их осталось совсем немного, тех, кому мы обязаны жизнью, тех благодаря кому мы живем.

Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках края. Героям боевых подвигов в нашем Советско-Гаванском районе установлено 8 памятников. Они - свидетельства благодарности людей своим освободителям. Мы собрали материал об этих памятниках, составили сборник «Память, застывшая в камне» и уверены, что он будет полезен школьникам и учителям (Приложение 7, 8, 10). По собранному материалу мы составили виртуальную экскурсию к Памятнику-стеле работникам СРЗ ММФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Приложение 7).

Вместе с Ириной Владимировной Дунайцевой, методистом районного краеведческого музея, мы побывали на экскурсии по памятным местам нашего города (Приложение 9). Встретились с ветераном Великой Отечественной войны Голубых Анатолием Кузьмичем.

Памятники и обелиски ставят героям. И мы их должны знать! Изучая свою родословную мы узнали о наших родственниках, участниках Великой Отечественной войны и в этом году приняли участие в акции «Спасибо деду за Победу». 19 ребят нашего класса написали сочинения о своих прадедах. (Приложение 11)

Мы встретились с Кондратьевым Михаилом Фёдоровичем. (Приложение 9). Сколько он знает о ветеранах войны! Он настоящий исследователь. Михаил Фёдорович выяснил, что, оказывается, не все фамилии погибших заводчан указаны на мемориальной доске. Сейчас мы работаем над уточнением данных о заводчанах ушедших на фронт. Уже нашли 25 фамилии, которых нет на мемориальной доске памятника. Работая с сайтом «ОБД Мемориал» и Книгами Памяти уточнили фамилии и отчества работников завод, ушедших на фронт. Список передали в районный Совет ветеранов (Приложение 7).

А еще Михаил Фёдорович талантливый и творческий человек - пишет стихи, моделирует памятники. Мы узнали, что именно он является техническим руководителем проекта Мемориала жителям посёлка Нельма, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня Михаил Федорович готовит новый памятник - жителям п. Ситуан, ушедшим на фронт.

Кроме того, мы участвовали в конкурсе стенгазет, в школьном конкурсе инсценированной военной песни. Нашли и исполняли частушки военного времени.

Мы узнали, что к 70-летию великой Победы Правительство нашего Хабаровского края проводит чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Глава края Вячеслав Шпорт торжественно вручает юбилейные медали к 70-летию Победы (Приложение 6).

На основании собранных материалов уже создали следующие продукты :

  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…» (Приложение 10);
  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация) (Приложение 10);
  • обновленный список работников завода СРЗ ММФ, погибших на фронтах войны (Приложение 10);
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!» (Приложение 11);
  • памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника» (Приложение 4,5).

Кроме того, мы учились работать с различными источниками информации, работали с фондами школьного и районного музеев (Приложение 9).

В нашем крае 584 памятника истории, архитектуры, монументального искусства и 728 — археологии. Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках (данные 2011). И все необходимо сохранить для потомков. 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Мы обязательно примем участие в этом празднике. Проведём субботник у Памятника работникам СРЗ М МФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вывод: еще многое предстоит сделать, вместе дружно справимся с работой.

Заключение

Проходят годы. Все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. Но памятники, посвященные людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятники тем, кто трудился в тылу, напоминают нам, ныне живущим, о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле.

Люди не должны забывать, какой ценой достается мир. А значит, нужно знать и изучать историю Родины. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.

Изучение памятников города и их истории позволило нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В городах и малых населенных пунктах нашего края установлено множество мемориальных комплексов и досок, обелисков, посвященных землякам-защитникам Отечества в Великую Отечественную войну, участникам Гражданской войны и локальных военных конфликтов. С течением времени открываются новые памятники, а сведения о некоторых мемориалах теряются, имена воинов-героев становятся неизвестными для юного поколения.

Оказывается, не только мы обеспокоены тем, чтобы память о героях - защитниках Отечества осталась для будущих поколений. Пять лет назад в нашем крае стартовала патриотическая акция «Имя на обелиске», которая посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Итогом работы участников акции станет виртуальная карта-схема памятных мест военной истории Хабаровского края, которая будет доступна в сети Интернет на информационно-образовательном портале "ПроОбраз27" 30 апреля. Жалко, что мы не успели принять участие в этой акции. Но, мы думаем, что работая над проектом «Одетые в гранит и бронзу», мы внесли свой вклад в общее дело…

Наш проект «Одетые в гранит и бронзу» еще не закончен, но уже сегодня мы можем подвести некоторые итоги. Нами уже достигнуты ожидаемые результаты:

  • мы познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизм и мужества наших земляков в борьбе за свободу Родины;
  • проект помог нам развить наши исследовательские умения;
  • изученный материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны был переработан и на его основе созданы продукты проекта (5 штук); весь собранный материал эстетично оформлен и передан в школьный музей;
  • мы приняли участие в двух творческих конкурсах (20 человек - весь класс);
  • в целом в проекте приняли участие 100% учащихся класса и 53% родителей (больше, чем планировали).

Кроме того, проект помог нам обрести уверенность в собственных силах, мы учимся общаться со взрослыми. Сегодня у большинства из нас сложилось уважительное отношение к памяти павших. Мы хотим возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны.

Мы, правнуки тех, кто сражался в той войне, кто не щадил своей жизни, ради светлого будущего, тех, кто подарил нам мир. На деле мы убедились, что можем внести свой вклад в сохранение памяти о героическом подвиге участников Великой Отечественной Войны. Мы - поколение ныне живущих, можем и должны бережно хранить культурное наследие прошлого.

Дальнейшее развитие проекта .

На этом наша работа не закончится. Мы продолжим изучать страницы истории военного времени, продолжим собирать материал о людях войны и памятниках, воздвигнутых в их честь. В апреле - мае нам предстоит провести трудовые десанты в сквере у памятника заводчанам, погибшим в годы войны. Наши экскурсоводы готовят проведение виртуальной экскурсии для учащихся начальных классов школы. Еще предстоит опубликовать часть материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет. Намечена встреча с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…» (Пока её нет в городе)

В следующем году мы продолжим работу над проектом. Будем собирать материал о городах героях

Давно закончилась война -

Ряды редеют ветеранов -

Но снится по ночам она,

И ноют к непогоде раны.

Поклон примите низкий наш

За подвиг неоплатный ваш,

За то, что мы теперь живем,

И вы для нас пример во всем!

ПРОЕКТ

Экскурсионное бюро

«Памятники – наше прошлое и будущее»

и Члены ПДПО «Прометей»

РСО-Алания, Кировский район

Эльхотово 2013г.

Паспорт проекта

Название проекта : «Памятники - наше прошлое и будущее»

Цель проекта : Узнать и рассказать о истории памятников своего села и района. Формирование любви к своей малой родине.

Задачи проекта :

    Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России;

    Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

    Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;

    Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;

    Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;

    Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем.

Территория: Исторические и боевые памятники Кировского района.

Целевая группа проекта: Нашу группу, работающую над проектом, составляют ребята в возрасте от 14 до 18 лет. В основном это ребята, которым не безразлична история памятников, которые заинтересованы в сохранении истоков своей малой и большой Родины, ее замечательных традиций. Во многом это зависит именно от них, их творчества и желания быть полезными.

Социальные партнеры: Администрация Кировского района

Начальник Кировского отдела военного комиссариата по Кировскому району - Фарзулин Г. В.

Заведующий музеем Кировского района - Малиев Б. Б.

Председатель совета ветеранов района - Басаева Р. М.

Специалист отдела по делам спорта, физической культуры и молодежи – Джатиев Д.

Директор Дома детского творчества Дзагоев О.Ш.

Проблема: Увеличение разрыва социкультурных связей между поколениями. Не знания расположения памятников в районе, их историю.

Идея проекта: Попытка организовать туристическое бюро. Создание условий для возникновения у представителей разных поколений, толерантного отношения к прошлому. Совместная социально значимая деятельность молодежи с властными структурами, юридическими лицами.

Сущность проекта:

«Бытовые нападения» на монументы, стелы и памятники ВОВ стали в России, к сожалению нормой. Вот только небольшой перечень последних инцидентов:

В городе Полевском Свердловской области неизвестные осквернили памятники погибшим в ВОВ. Вандалы собрали венки, разложенные у мемориала, и разожгли из них костер. А на ступеньках памятника оставели надпись масляной краской «Здесь был Витя».

На цветной метал разобрали памятники ВОВ в Калининграде. Кроме алюминия вандалы сняли и 27 силиконовых плит. На которых были начертаны имена павших в боях Героев при штурме Кенигсберга.

Пляски на мемориале погибшим воинам стали причиной громкого скандала в уральском городе Краснотурьинске. Возраст вандалов от 15 до 25 лет.

И совсем недавно Аленой Пискун- персонажем сети интернет, были сделаны фотографии в Волгограде на фоне Родины-матери, площади Стоявших Насмерть, в Пантеоне славы, девушка со своими друзьями принимает неприличные позы. На видео позы и жесты сопровождаются еще и оскорбительными комментариями.

Подобные примеры современного отношения российского общества к памяти о Великой отечественной войне можно продолжать еще долго.

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач является организация Экскурсионного маршрута к памятникам боевой и исторической значимости района. Его создание вызвано стремлением участников детской организации «Прометей» знать больше о своем районе, селе; людях, которые жили и сражались в наших местах, а также желанием сохранить историю и любовь к своей малой Родине.

Экскурсионный маршрут - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности ребят, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления « по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей экскурсионного бюро. Фотосъемка и описание памятников, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник - все это является важным средством документирования истории родного края.

В последнее время у детей заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

Нам повезло, что в наших районном музее был уже собран материал о памятниках, стендовая информация о военных событиях и главных лицах Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.., имелись витрины с материалами переписки с защитниками нашего края в годы ВОВ, альбомы воспоминаний односельчан – участников ВОВ. К сожалению, ребята не знают, в каком селе расположен какой памятник и кто в них покоится. Только в с. Эльхотово было три мемориала. Над Эльхотово рядом с березовым парком стоит гранитный комплекс – памятник защитникам Отечества. Проезжающие видят вставших плечом к плечу воинов, готовых здесь, у теснины Аргов остановить врага. Монумент создан по макету скульптора Бориса Тотиева. А инициатором был тогдашний первый секретарь КПСС фронтовик Константин Хосонов. И выбитая на нем надпись гласит: «Здесь у Эльхотовских ворот, в результате ожесточенных боев, героические советские воины разгромили группировку фашистских войск. Вечная слава героям, отстоявшим независимость нашей Родины.» Этот монументальный памятник открыт 8 мая 1975 года, в день тридцатилетия Победы. Рядом похоронен прах нескольких безымянных воинов. И скоро, в связи с захоронением появится еще один. Также во дворе Эльхотовской школы №2 в 2010 году ко дню рождения Героя Советского Союза был открыт памятник Мильдзихову Х. З. И таких памятников в нашем маленьком районе много. Младшее поколение должно знать: кто скульптор, сколько воинов захоронено, названия памятников. Мы считаем, что благодаря нашему Экскурсионному бюро «Памятники - наше прошлое и будущее» ребята лучше будут знать историю района.

Шаги работы над проектом:

    Создали проектную (инициативную) группу ответственную за разработку и реализацию проекта.

    Определили конкретную проблему, на решение которой будет направлен проект – создание туристического бюро «Памятники – наше прошлое и настоящее».

    Сформировали цель проекта - Создание условий для возникновения у представителей разных поколений, толерантного отношения к прошлому. Совместная социально значимая деятельность молодежи с властными структурами, юридическими лицами.

    Определить задачи, которые позволят достичь цели проекта.

    Определили первоочередные мероприятия, которые необходимы для решения задач.

    Провели социологический опрос по проблеме.

    Разработали план - график реализации проекта:

    Определили необходимые ресурсы и составили бюджет проекта с учетом имеющихся собственных ресурсов и ресурсов, которые необходимо привлечь.

План - график реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

Обоснование актуальности нашей проблемы.

Дзугаева А. Председатель районной организации

Разбивка участников проекта на группы, назначение лидеров.

совместно

Намечаем свои дальнейшие шаги.

Лидер каждой группы

Составить и отнести письмо в администрацию района - на выделение транспорта

Совместно

Письмо Военному комиссару района – о предоставлении материала о памятниках.

Совместно

Обратиться за помощью к Б.Б. Малиеву – руководителю музея района

Совместно

Организовать ярмарку – для сбора денег на бензин.

Групповая работа

Расклеить объявления в школах о поездке по места расположения памятников.

Групповая работа

Ожидание конечных результатов

2013 – 2014 г.

Провели социологический опрос:

Инициативной группой по созданию Экскурсионного бюро «Памятники – наше прошлое и будущее» было решено провести у нас в районе и в наших школах социологический опрос.

Цель опроса : проверить актуальность выбранной нами темы, необходимость ее решения не только для школы, но и для нашего района.

В социологическом опросе участвовало 80 человек. Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах:

1. Как вы относитесь к идее создания Экскурсионного бюро?

2.Хотели бы вы принять участие в создании Экскурсионного бюро?

3.Считаете ли вы, что проблема не знания истории района является актуальной для вас?

4.Будет ли способствовать работа Экскурсионного бюро патриотическому воспитанию подрастающего поколения?

Вывод: Социологический опрос учащихся, учителей, их родителей, а так же жителей района доказал, что выбранная тема нашего социального проекта Экскурсионное бюро «Памятники – наше прошлое и будущее» является очень актуальной для нас и нашего района. Многие из опрошенных хотели бы, чтобы действовало Экскурсионное бюро, многие желают помогать нам в создании и считают, что создание Экскурсионного бюро будет способствовать улучшению нравственности в школах и патриотическому воспитанию.

Ресурсы:

Добровольцы – школьники, учителя, родители, местные жители.

Будем искать везде, нужно только правильно искать и искренне благодарить.

Транспорт – личный или организаций

Начальника РАНО, попросим у частных предпринимателей,

Канцтовары

Соберем сами, помогут папы и мамы

Местные бизнес - организации, по школам организуем ярмарки, от продажи билетов по маршруту.

Информационные- устные объявления, печатные объявления.

Данное средство очень действенно. Надеемся, что поможет и на этот раз.

Административный ресурс- письма поддержки, участие представителей местной власти в мероприятиях.

Партнерство с представителями власти, личные контакты, приглашения на мероприятия.

Офисная, компьютерная техника,

Активисты, имеющие дома компьютер и выход в Интернет.

Ожидаемые результаты:

    Работа призвана помочь каждому ребенку осмыслить его место в жизни;

    Приобщение к целому ряду ценностных понятий: любви к малой Родине, гражданской ответственности и сопричастности каждого к истории и традициям своего народа;

    Формирование собственных взглядов на жизнь, свое мировоззрение;

    Знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи;

    Достижения обучающихся на предметных олимпиадах и научно- практических конференциях;

    Интерес обучающихся к поисково - краеведческим экспедициям;

    Разработка и реализация программы работы экскурсионного бюро.

Вывод:

Отмечено многими: после того, как ребята пообщаются с ветеранами войны, они становятся серьезнее, вдумчивее, внимательнее к старшему поколению. Как бы ни менялось время и нравы, а Подвиг во имя Родины был. Есть и будет делом святым, почитаемым, достойным подражания. Память о павших в борьбе за независимость нашего Отечества… Великий смысл заключен в нашей памяти, обращенной, прежде всего не к прошлому, а к настоящему и будущему. Память – напоминает о тех, кого нет, кто шел по жизни с гордо поднятой головой, сражаясь за правое дело, за наше сегодня и завтра. Память – наказ завершить то, что не завершили павшие, продолжить дело, которому они посвятили свои жизни, память – любовь и восхищение нравственным обликом борцов, их совершенными гражданскими качествами; память – ненависть тем. Из-за кого оборвалась жизнь дорогих людей. Кто причинил нам такие беды и страдания, забыть которые мы не имеем права. Памятники павшим борцам – это священный уголок легендарной земли. И мы как патриоты своей Родины должны беречь память о павших солдатах.

Начальнику отдела военного комиссариата

РСО – Алания по Кировскому району

Геннадию Вячеславовичу Фарзулину

от членов Детской пионерской организации

Уважаемый Геннадий Вячеславович!

Проблема

Суть и миссия

Целью проекта

Особенность

Проекту для реализации, необходима поддержка социальных партнеров, тех, кто не может равнодушно пройти мимо проблем людей и может внести свой вклад в общее дело. Реализация проекта предполагается на период весна – лето 2012 – 2013г.

Просим Вас , как Начальника отдела военного комиссариата РСО – Алания по Кировскому району, стать социальным партнером данного проекта.

В случае согласия, мы просим Вас о предоставлении информации по памятникам расположенным на территории Кировского района.

О принятом Вами решении просим сообщить по адресу:

363600 РСО – Алания Кировский район с. Эльхотово ул. Советская 113 методисту по детским общественным организация Тедтоевой С.М. (раб.тел. 2-18-41).

______________ /Члены ДПО «Промете

Заведующему музеем Кировского района

Малиеву Борису Базеевичу

«Памятники – наше будущее и прошлое!»

Уважаемый Борис Базеевич!

Нами разработан социальный проект Экскурсионное бюро «Памятники наше прошлое и будущее!», и мы просим Вас поддержать его, став нашим социальным партнером.

Проблема , на решение которой направлен данный проект – незнание молодежью истории создания и расположения памятников воинам – освободителям на территории Кировского района.

Суть и миссия предлагаемого проекта – попытка создания Экскурсионного бюро и организации экскурсий к памятникам.

Целью проекта является – воспитание патриотизма у молодежи.

Особенность данного проекта является налаживание конструктивных, партнерских отношений с представителями власти всех уровней.

Просим Вас , как заведующего музеем Кировского района оказать нам помощь, и предоставить документы о Памятниках расположенных на территории Кировского района.

Надеемся на Вашу поддержку в реализации предлагаемого нами проекта.

Начальнику Кировского РУО

Коцлову Касполату Николаевичу

от членов Детской пионерской организации «Прометей»

«Памятники – наше будущее и прошлое!»

Уважаемый Касполат Николаевич!

Нами разработан социальный проект Экскурсионное бюро «Памятники наше прошлое и будущее!», и мы просим Вас поддержать его, став нашим социальным партнером.

Проблема , на решение которой направлен данный проект – незнание молодежью истории создания и расположения памятников воинам – освободителям на территории Кировского района.

Суть и миссия предлагаемого проекта – попытка создания Экскурсионного бюро и организации экскурсий к памятникам.

Целью проекта является – воспитание патриотизма у молодежи.

Особенность данного проекта является налаживание конструктивных, партнерских отношений с представителями власти всех уровней.

Проекту для реализации, необходима поддержка социальных партнеров, тех, кто не может равнодушно пройти мимо проблем людей и может внести свой вклад в общее дело. Реализация проекта предполагается на период весна – лето 2011 – 2012 г.

Просим Вас , как Начальника РУО предоставить нам транспорт для проведения экскурсий к памятникам воинам – освободителям.

Надеемся на Вашу поддержку в реализации предлагаемого нами проекта.

О принятом Вами решении просим сообщить по адресу: 363600 РСО – Алания Кировский район с. Эльхотово ул. Советская 113 Методисту по детским общественным организация Тедтоевой С.М. (раб.тел. 2-18-41).

Члены ДПО «Прометей»

Памятники, обелиски, стелы, мемориальные доски, бюсты героям Великой Отечественной Войны РСО - Алания

1. Памятник герою ВОВ Филиппу Яровому, погибшему при защите города Орджоникидзе и села Михайловское. Установлен в с. Михайловском в 1975 г., автор Дзанагов.

2. Памятник погибшим эльхотовцам в годы ВОВ. Во время ВОВ погибли 614 жителей с. Эльхотово. В память о них на средства жителей в 1970 г. установлен памятник в центре села во дворе сельского Совета.

3. Стела в честь освобождения Ирафского района от немецко-фашистских захватчиков в годы ВОВ. Торжественно открыта к 40-летию (1985 г.) Великой Победы на центральной площади в с. Хазнидон, рядом с памятником односельчанам, погибшим на фронтах ВОВ.

4. Обелиск погибшим воинам 1941-1945 гг. Кировского района. В память о 36 погибших воинах построен в 1965 г. сельским Советом в с. Карджин на окраине села.

5. Памятник погибшим воинам в ВОВ. Построен на средства сельского Совета в 1970 г. в сквере школы в центре с. Комсомольское.

6. Обелиск Аркадию Климашевскому – герою ВОВ, погибшему в 1943 г. в борьбе с фашистскими захватчиками. Открыт 9 мая 1985 года в пос. Заводском, средняя школа № 31.

7. Памятник защитникам Кавказа, павшим в ВОВ. Построен на средства, полученные от сдачи металлолома учащимися школы № 12, с помощью шефов завода ОЗЖБК. Открыт в 1970 г. в г. Владикавказе, ул. Пожарского,17, средняя школа № 12.

8. Памятник погибшим работникам стекольного завода в годы ВОВ. Торжественное открытие состоялось 9 мая 1975 г. в г. Владикавказе, на территории стекольного завода. (Автор художник завода Сычев Н.А.). Почетное право – зажечь Вечный огонь – было предоставлено работнику завода Ныркову, отец которого (механик этого завода Н.Нырков) героически погиб на фронте.

9. Памятник студентам и сотрудникам СК ГМИ, павшим смертью храбрых в годы ВОВ 1941-1945 гг. Открыт 7 мая 1975 года на территории СК ГМИ, г. Владикавказ.

10. Мемориальная доска Герою Советского Союза П.Н.Масленникову, ст. Архонская. Открыт в 1980 году, силами колхоза «По заветам Ильича».

11. Памятник землякам, погибшим в годы ВОВ: Гизельдонское ущелье у слияния рек Гизельдон и Геналдон (у моста). Открыт 9 мая 1975 г. Построен на средства коллективов учителей, учащихся средней школы № 12 и работников ДУ № 7.

12. Обелиск братьям Гасановым, с. Чикола. Построен на средства учащихся и учителей 8-летней Чиколинской школы.

13. Памятник преподавателям и выпускникам средней школы № 18, погибшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками – г. Владикавказ, ул. Джанаева, во дворе средней школы № 18. Построен на общественных началах 31 мая 1978 г., автор Джанаев.

14. Памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову – командиру отделения 34-го мотострелкового полка, закрывшему собой 9 ноября 1942 года амбразуру вражеского дзота: шестой километр шоссе Владикавказ-Алагир, у сел. Гизель. Открыт 9 мая 1983 года. Авторы: скульпторы Б.А.Тотиев, Н.В.Ходов, архитектор Р.Р.Козырев.


Памятник Герою СССР Петру Барбашову – Командиру отделения 34 мотострелкового полка.
Шестой километр шоссе Владикавказ-Алагир, у сел. Гизель. 1983г.

15. Бюст Герою Советского Союза В.П.Ларионову – выпускнику средней школы № 14.Открыт во дворе средней школы № 14, силами учителей и учащихся в ознаменовании 50-летия ВЛКСМ.

16. Бюст Герою Советского Союза – старшему сержанту Лихачеву Петру Тимофеевичу, во дворе воинской части, пр. Коста.

17. Памятник воинам, павшим смертью храбрых в боях за оборону г. Орджоникидзе в годы ВОВ, и умершим в госпиталях от тяжелых ранений. Тбилисское шоссе, у Вечного огня.

18. Обелиск погибшим воинам 1941-1945гг. Кировский район, ст. Змейская, в центре станицы в сквере Дома культуры.

19. Обелиск погибшим воинам в 1941-1945гг. Кировский район, с. Иран, во дворе колхоза.

20. Памятник воинам – работникам вагоноремонтного завода, павшим смертью храбрых в годы ВОВ (1941-1945гг.), г. Владикавказ, на территории завода.

21. Памятник металлургам завода «Электроцинк», павшим смертью храбрых в ВОВ (1941-1945 гг.), г. Владикавказ, завод «Электроцинк». Построен в 1974г. Автор проекта – начальник конструкторского отдела завода Гуденко Василий Васильевич.

В 2005 году – построен мемориал в память обо всех участниках Великой Отечественной войны завода. Автор проекта: скульптор Сабеев Георгий Асланбекович.

22. Бюст дважды Герою Советского Союза, генералу армии, Герою Монгольской Народной Республики И.А.Плиеву, установлен в 1962 г. Владикавказ, ул. Кирова. Авторы – скульптор С.Д. Тавасиев, архитектор – И.Г. Гайнутдинов.

23. Памятник погибшим воинам в ВОВ, установлен в центре села Эльхотово. Имена похороненных здесь 6 офицеров и 426 солдат Советской Армии установлены. Работу эту возглавил председатель исполкома Эльхотовского сельсовета Ахполат Карсанов – офицер запаса.

24. Памятник воинам – землякам, павшим за Родину в годы ВОВ, в центре села Даргавс. Автор Дзанагов, июнь 1967г. Построен силами родных и близких.

25. Памятник лётчику старшему лейтенанту Чернышеву, защищавшему небо Осетии над станицей Архонской. Расположен на территории Архонского кладбища. Построен силами рабочих коммунального хозяйства ст. Архонской.

26. Монументальная фигура «Скобящая мать», посвященная односельчанам – участникам Великой Отечественной войны. Расположен в с. Гизель, ул. Пролетарская, рядом со школой. Открыт 9 мая 1971 г., построен на средства жителей. (В с. Гизель погибло в годы ВОВ 986 человек).

27. Памятник погибшим односельчанам, с. Ногир, открыт в 1974 г. (В с. Ногир погибло 475 воинов).

28. Памятник погибшим на войне односельчанам у главной трассы Хумалаг в ореховой роще. Установлен в 1968 г. на средства колхоза.

29. Памятник односельчанам, павшим смертью храбрых в годы ВОВ 1941-1945 гг., с. Брут, северная окраина, у трассы Москва – Тбилиси. Открыт в 1965 г. на средства колхоза «Заря».

30. Павшим ольгинцам в годы ВОВ, с. Ольгинское, во дворе Дома культуры, в 1976 г. Авторы скульпторы – М. Хадиков, У. Гассиев, Б. Калманов.

31. Памятник воинам, павшим смертью храбрых в годы ВОВ, с. Фарн, во дворе школы, в 1955 г. построен сельским советом.

32. Бюст Герою Советского Союза – Недвижай И.М., май 1977 г., г. Беслан, здание школы № 2. Автор скульптор Хаев В.К.,

33. Памятник односельчанам, павшим смертью храбрых в годы ВОВ (1941-1945), с. Заманкул, во дворе правления колхоза «Иристон» в 1969 г.

34. Монумент Славы в честь 30-летия сокрушительного разгрома немецко-фашистских войск под г. Оржоникидзе. Танк «Т-34» – боевая машина времен Великой Отечественной войны. 11 декабря 1972 г. Владикавказ, пл. Победы. Архитектор – К.С. Кабисов, скульптор – Б.А.Тотиев.


“Монумент Славы”.
г. Владикавказ, пл. Победы. 1972.

35. Памятник Плиеву И.А.- дважды Герою Советского Союза, Герою Монгольской Народной Республики, генералу армии. Правобережный район. Старый Батакаюрт. Установлен в 1975 г. Автор скульптор Козырев.

36. Памятник дважды Герою Советского Союза, генералу армии И.А. Плиеву. Открытие – 1997 г. Владикавказ, пл. И. Плиева. Авторы: скульпторы Б.А. Тотиев, Н.В. Ходов, архитектор З.Г. Казбеков.

37. Мемориальный комплекс памяти дважды Героя Советского Союза, Героя Монгольской Народной Республики, генерала армии И.А. Плиева. Открытие состоялось в 1972 году. Владикавказ, пр. Коста. Авторы: скульптор С.П. Санакоев, архитектор Р.Х. Аликов.


Мемориальный комплекс памяти дважды Героя СССР, Героя Монгольской Народной республики, генерала армии И.А. Плиева.
г. Владикавказ, пр. Коста. 1972г.

38. «Рубеж обороны города Владикавказа в 1942 году». Автор – архитектор О.Х. Каракишиев. 2002г., Владикавказ.


“Рубеж обороны города Владикавказа в 1942г.”
г. Владикавказ

39. Памятник воинам 62-й морской стрелковой бригады, остановившим врага в декабре 1942 г. Авторы: скульптор Р.С. Джанаев, архитектор Э.Х. Басаев. 1989г., у ст. Архонской.

40. Памятник семи братьям Газдановым – Магомету, Хаджисмелу, Дзарахмету, Махарбеку, Хасанбеку, Созрыко и Шамилю. Погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Расположен у сел. Дзуарикау, шоссе Владикавказ-Алагир. Автор – скульптор С.П. Санакоев.


Памятник семи братьям Газдановым, погибшим на фронтах ВОВ.
сел. Дзуарикау, шоссе Владикавказ-Алагир.1975г.

41. Памятник доблестным сынам Куртатинского ущелья, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Открыт в 1970 году. Расположен у сел. Барзикау.

42. Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. В центре села Мичурино Ардонского района.

43. Мемориальный памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1985 г. Расположен в г. Алагир, ул. Коста Хетагурова.

44. Памятник Герою Советского Союза Д.Т. Доеву, погибшему в 1943 году в боях за Крым. 2000 г., сел. Гизель.

45. Памятник односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, 1995г. Расположен у сел. Бирагзанг. Авторы: скульпторы А.А. Кучиев, Ю.Х. Кцоев.


Памятник односельчанам, не вернувшимся с ВОВ.
сел. Бирагзанг. 1995г.

46. Мемориал, посвященный погибшим за Родину воинам-односельчанам и жертвам гитлеровской оккупации. 1998 г., сел. Кора-Урсдон. Авторы: скульптор Б.А. Тотиев, архитектор В.П. Бородавченко.

47. Монумент «Защитникам Эльхотовских ворот». Здесь в декабре 1942 года было остановлено наступление немецко-фашистских войск. 1975г. Расположен Юго-восточнее сел. Эльхотово, по автотрассе «Кавказ». Авторы: скульптор Б.А.Тотиев, архитектор З.Г. Казбеков.


Монумент “Защитникам Эльхотовских ворот”. Здесь в декабре 1942г. было остановлено наступление немецко-фашистских войск.
сел. Эльхотово, по автотрассе “Кавказ”.

48. 4 мая 2005 года во Владикавказе открыт Мемориал Славы, посвященный 60-летию Победы советского народа над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Проект осуществлен авторским коллективом, возглавляемым заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом РАЕН, членом Всемирного Совета организации «Объединенные города и местные власти», доктором технических и экономических наук, профессором Северо-Кавказского горнометаллургического института (СК ГМИ) Казбеком Пагиевым. Членом Союза художников РФ, заслуженным художником РСО-Алания Зауром Дзанаговым. Заслуженным строителем РФ Русланом Кусраевым. Членом Союза художников РФ, доцентом


“Мемориал Славы”.
г. Владикавказ, Красногвардейский парк.