Красивые аккорды для гитары как палитра для художника. Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации Тяни струну и дополняй ее гаммой

Довольно сложно точно назвать 25 гитарных фраз, которые бы охватывали всю блюз-роковую вселенную. Если каждый из нас попробует это сделать, то у нас будут разные результаты. Поэтому тут у нас просто набор ликов, которые могут сформировать отличный фразовый арсенал. Если вы только начинаете, то этот набор бросит вас сразу в гущу схватки, а если вы играете уже многие годы, он поможет пополнить ваш поношенный и истощившийся колчан стрел.

Для любого музыканта важно знать и понимать историю и эволюцию музыкального стиля, и то как характерные особенности того или иного влиятельного музыканта из каждой эпохи связаны между собой. Ну например, как You Need Love Maddy Waters"а связано с Jimmy Page’ем?

Это знание даёт на понимание того, как наш любимый гитарист использовал эти воздействия в своей собственной игре. Вообще, в современной музыке очень немного действительно оригинальных голосов, и лишь несколько из них – это гитаристы. В блюзе и роке гармония и ритм, обычно, довольно незамысловаты. Но это-то и удивительно. Удивительно но, как великие гитаристы в течении десятилетий умело обращались с этим относительно простым музыкальным языком и разговаривали на нём на свой собственный лад.

Мы сделали обзор наиболее интересных и популярных составляющих блюз-рока, которые постоянно появляются в ликах гитаристов с 40х годов до наших дней – будь то гармония, ритм или интересная артикуляция. Этот урок включает в себя 25 фраз, пронумерованных по убыванию. Каждый элемент этого списка был «позаимствован» от от одного или нескольких великих гитаристов.

Этот урок можно использовать двумя различными способами. Первый – это просто отработать все лики, чтобы играть все 25 без ошибок, что позволит вам поработать над выносливостью и точностью исполнения. С другой стороны, вы можете использовать каждый лик, как точку отсчета для своих собственных идей.

Работайте над тем, чтобы проникнуть в каждый элемент глубже, затем придумывайте своё, используя ваших любимых гитаристов для вдохновения, и, конечно, сочетайте это со своим собственным творческим началом.

Ну и почему бы вам не взять некоторые из этих элементов, выписать их на 12 тактов, а потом используя только их сделать из них музыку, чтобы они звучали натурально и гармонично, а не просто как надуманный набор связанных между собой фраз. Именно такой творческой практикой занимаются профи. Ловите кайф и удачи!

Повторяющаяся мажорная пентатоника – это основа игры Freddie King. Он использовал группировку триолей, тогда как «жук» George Harrison применил интересную идею смещения ритма 16ми в Hard Days Hight.

Эта же идея видная также в потрясном соло Paul Kossofв Free’s All Night Now. Если говорить про кантри, то примерно тоже самое мы модем услышать у Kenny Rorers в Take You Love To Town.

Блюз-рокеры довольно часто играют поверх доминант-аккорда, как мажорную, так и минорную пентатонику в том же ключе (в нашем примере – это A). Обычно это делают той же «распальцовкой», что и для А-минора (на 5м ладу), затем перемещаются на 3 лада в низ, чтобы получился A-мажор (на 2м ладу).

В использовании этого приема замечены разные гитаристы, в том числе Angus Young и Paul Gilbert.

Этот лик – это отличный пример того, можно украсить такой стерильный музыкальный прием, как арпеджио. Этим приемом отлично владеют три гитариста: Mark Knopfler, Peter Green и Eric Clapton, по крайней мере эта троица сразу же приходит на ум.

В нашем примере мы украшаем арпеджио D mior (D-F-A) и minor 7 (D-F-A-C). Арпеджио – это короткий путь, чтобы попасть «в цель аккорда» и они всегда звучат отлично!

На многих гитаристов, среди которых Danny Gatton, Robben Ford и Stevie Ray Voghn, оказали влияние органисты, например, Jimmy Smith. В результате мы увидели интересные дабл-стопы и трели.

Попробуйте играть, как пальцами, так и медиатором, чтобы получить сбалансированную динамику.

Задолго до рокеров 70х быстрые и огненные пул-оффы популяризировали такие люди, как Scotty Moor (гитарист Элвиса), Eddie Cochran и Cliff Gallup, который играл в команде Gene Vincent. В общем, еще в 50х уже вовсю пользовались этим приемом.

Идея была была позаимствована у самого Les Paul, но в итоге лик стал рокабильным штампом (привет Brian Setzer). Его также стал использовать Jeff Beck (кстати, большой фаната Cliff Gallup и Les Paul).


Идеи органного пункта использовал не только Yngwie Malmsteen и другие, подверженные влияние классики, гитаристы.

Тут у нас распространенная блюзовая вариация, где тоника D используется, как педаль, против нисходящих голосов (A-Ab-G) или (5-b5-4).

Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.

Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.

Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.

Схема Ми-минорной пентатоники:

Схемы аккордов, используемых в примерах:

Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:

Бенды в духе Закка Уайлда

Тяни струну и пусть она ревет!

Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.

Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.

Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.

Начало в духе легенд

Тяни струну и дополняй ее гаммой

Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.

Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.

Ниже, еще ниже

Басовые ноты в качестве мелодии

Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.

Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.

В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.

Аккордовая основа

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.

Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.

Вверх-вниз

Сначала спуститься по гамме, затем подняться

Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.

Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.

Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.

Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.

Также разнообразить практически любое соло помогут , о которых многие почему-то забывают.

Гусиный шаг. Держа гитару, справа от себя, наклонитесь вперед и ударьте правой ногой вперед. Теперь, подбрасывая себя правой ногой вперед-вверх, подставляйте левую ногу вперед. Сделайте это много (минимум 5) раз, продвигаясь по всей сцене, оторвитесь на полную. НО... не падайте и не прекращайте движение, иначе вы будете выглядеть идиотом. Будьте осторожны, этому движению уже 30 лет и вы все же можете выглядеть, как идиот.

Выпад и шатание. Шагните вперед одной из ног, затем верните ее назад в исходное положение. Проделайте то же самое с другой ногой. Повторяйте это, пока считаете нужным. Если все правильно, то ваше тело должно двигаться так, будто вы работаете киркой!

Прыжки. Это очень примитивное движение, но одно из самых популярных и эффектных. Просто прыгайте, поджимая в воздухе свои колени и распрямляя их перед приземлением. Альтернативный вариант - прыгнуть, расставив ноги так, будто вы сделали удар. Убедитесь, что ваша гитара не расположена так, чтобы при приземлении удариться о ваши колени.

Гитарные качели. Это когда вы бросаете свою гитару (убедитесь, что ремешок хорошо закреплен!) грифом через плечо, таким образом, гитара делает круг и возвращается на место, под мышкой. Для получения подробной информации смотрите ссылку ниже.

Драматическое бренчание. Сделайте ваше бренчание очень драматичным. Ударьте тяжело по струнам и зло смотрите на гитару. Согните локоть и, своего рода, «бросьте» руку на струны. Курт Кобейн держал играющую руку на месте и двигал гриф вверх-вниз относительно нее. Придумайте свой собственный стиль бренчания. Это лучший способ для новичка, чтобы показать свой стиль.

Хедбендинг. Смотря в пол, вращайте головой по кругу. Очень хорошо, если у вас длинные волосы. Однако, если вы будете делать так слишком долго, можете повредить себе шею. Кроме того, попробуйте качать вашу голову вперед-назад. Или из стороны в сторону, будто вы говорите «нет». В первые разы это может повлиять на вашу игру, будет довольно затруднительным одновременно играть и делать хедбендинг.

Стойка. Стойка, в которой вы играете, очень важна. Большее количество времени ваши ноги должны стоять в широкой стойке. В хорошем панк-роке позиция ног широкая, а сами ноги чуть согнуты в коленях, именно так и надо играть!

«Приступ» Ангуса Янга. Так же известный как «сумасшедший идиот». Лягте боком на пол (с гитарой, чувак!) и используйте ваши ноги, чтобы толкать себя по кругу. Убедитесь, что для этого достаточно места, и вы никого не заденете. Лучше всего для этого подойдет беспроводная гитара.

Сила звезд! Направьте свою гитару грифом в небо и начните играть.

Мельница! Сделанная известным The Who. Ударьте аккорд, проведите руку по кругу и снова ударьте (предупреждение: следите, куда надо прийти рукой).

Делайте зрительный контакт с аудиторией. Это не нуждается в объяснениях.

Мощное скольжение. Можно увидеть у The Who, и Tenacious D. Возьмите разбег, затем упадите на колени. Если все сделали правильно, то вы проскользите по полу не меньше метра.

Учёными доказано, что в природе существует до 10 миллионов оттенков основных 7 цветов радуги. Вот оно, какое разнообразие красок, разнообразие палитры. Ведь есть же, где «разгуляться» художникам. И они таки стараются: окрылённые вдохновением, умело используя весь «цветовой арсенал», пишут картины… Передают настроение, чувства, атмосферу, рассказывают историю, отображают действия.

О технике исполнения Space in C-dur

  1. Этюд играется в темпе 80-100 ударов/1 минуту.
  2. На записи, в некоторых тактах, выдерживаются ферматы (в окончаниях отдельных фраз). Но можно играть Space in С-dur и без них, чётко выдерживая темп и длительности, указанные в нотах.
  3. Переборы и одновременные защипывания струн играются пальцами.
  4. В некоторых тактах переход с одного аккорда и на другой осуществляется при помощи техники глиссандо (скольжения пальца на струне). При необходимости прорабатывайте отдельно эти штрихи.
  5. В потактовом разборе в скобках дополнительно представлены альтернативные варианты обозначения аккорда (относительно другого тонального центра).
  6. Некоторые аппликатуры «простираются» на 5-6 ладов. Так что придётся растягивать пальцы левой руки. («Разогрейте» их перед тем, как приступить к исполнению этюда.)
  7. Аккорды, обозначенные волнистой линией играйте не защипыванием, а : большим пальцем правой руки последовательно коснитесь струн, начиная от низких (6) к высоким (1). Добивайтесь раздельного звучания струн, но и в то же время не задерживайтесь по долгу на каждом звуке.

Также этот штрих можно сыграть двумя пальцами (см. видео – Space in C-dur - красивые аккорды на гитаре): большой палец делает удар вниз от басовых струн до второй (включительно), а первую струну - защипывает безымянный палец. Обязательно нужно выдерживать длительность арпеджио, указанную в нотах.

Такты 1-6

1т.


1и 2 доля - C maj7 (большой септаккорд): расположенные на соседних струнах септима (B – на 3 струне) и тоника (С – на 2 струне) образуют малую секунду и придают аккорду пасмурное, задумчивое настроение.

3 и 4 доля - С9 (нонаккорд), но также может быть представлен и как задержанный аккорд С sus2 или G sus4. Также состоит из интересного сочетания интервалов. От тоники (С – на 3 стр): большая секунда и кварта.

2т.

Нонаккорд с терцией в басу (E); его аппликатура располагается от III до аж VII лада. Сразу поставьте пальцы на 1-3 струне и только в конце такта, на четвёртой доле, зажмите 5 струну на VII ладу.

3т.

1-2д. - Csus2 - задержанный аккорд с открытой 4 стр. (ре - II ступень от C).

3-4д. - С9 sus4 - мелодический переход из C sus2 (не глушите басовые струны, звучавшие в предыдущем аккорде).

4т.

С и C sus4 - стандартные аппликатуры вV позиции.

5т.

1д. - С sus2 - задержанный на 5, 3,2 и 1 струнах (4 не звучит).

2д. - С maj9 - большой септаккорд с девятой ступенью: добавьте к предыдущему C sus2 (не отрывая пальцев от грифа) мизинец (прижмите им 1 стр. на VII ладу).

3-4д. - С sus2 - уберите мизинец и сыграйте аккорд, как в первой доли данного такта.

6 т.

1-2д. - С sus4/Bb (или Bb sus2 без терции) - задержанный аккорд с малой септимой (Bb) в басу.

3-4д. - С maj7 sus4/A - несмотря на такое замудрённое название, играется довольно просто (не так страшен чёрт, то есть аккорд, как его малюют; и в данном случае, как его намалевал автор). Удерживая аппликатуру С sus4/Bb, переместите приёмом глиссандо безымянный и мизинец c VIII на VII лад.

Такты 7-14

7т. - С9 - на VIII ладу, нона звучит на открытой струне (D).

8т. - C sus2 и С - эти аккорды можно сыграть и на четырёхструнной бас-гитаре; их аппликатуры расположены на 6-3 струнах.

9т. - С (#11) - красивый аккорд с повышенной 11 ступенью. Квинта на 5 и 6 стр. и большая секунда на 3 и 2 стр. создают по истине «космическое» звучание.

10т. - С maj7/E - небольшой «шпагат» для пальцев; - ещё несколько аппликатур мажорного трезвучия с повышенной 11.

11т. - С6/G - секстаккорд с квинтой в басу; - эта же аппликатура с добавлением #11.

12т. - С sus4/F (или F9) - аналогичная аппликатура используется в начале 6 такта; но здесь она играется на XV ладу; С6/F (или F maj7) - третьему пальцу в этом аккорде отведена участь играть баре и далее немножко четвёртому, мизинцу, - он зажимает первые две струны.

13-14 т. - С sus4/F, С/G, С/F, С/E - нисходящее движение в басу на основе одной аппликатуры.

Незадолго до своей скоропалительной смерти, Рэнди Роудс впервые рассказал поклонникам о собственной гитарной методике и технике в рамках особой гитарной клиники.

Лишь горстка музыкантов в истории рока была столь же любима и по-настоящему почитаема, как покойный гитарист и музыкальный соратник , Рэнди Роудс . Ему было всего 25, когда он погиб в трагической авиакатастрофе. Всего лишь за несколько быстротечных лет Роудсу удалось сделать себе имя одного из самых новаторских гитаристов в рок-пантеоне. На таких «стратегически важных» оззиковских песнях как , и Mr. Crowley , гитарист поразил мир своими соло- и ритм-партиями, которые получились одновременно взрывными и изысканными, а также с налётом чувственной классики, что было присуще только ему одному. Преждевременная смерть Роудса только лишь укрепила его легендарный статус, и многие его поклонники продолжают говорить о нём благоговейным тоном, каким обычно говорят о святых и мучениках.

И что же больше всего способствует превращению в гитариста святого-мученика? Истинные реликвии, вот что. Не так давно Guitar World достали запись семинара-урока, данного самим Роудсом . Это семинар состоялся 2 февраля 1982 года для группы увлечённых рэндифилов в концертном зале The Music City в Гринсбурге, штат Пенсильвания, всего за каких-то шесть недель до смерти Рэнди. Мы с гордостью приводим здесь стенограмму этого семинара-урока, по ходу которого он показывает себя всецело преданным и очень скромным героем гитары. Отвечая на вопросы аудитории и подробно рассказывая о своих гитарных примочках или сложных моментах своей исполнительской техники, Рэнди показывает себя настоящим джентльменом.
С момента кончины Рэнди Роудса прошло уже 17 лет. Семнадцать лет, но эта потеря до сих пор так ощутима для его фанатов, его семьи и скорбящего гитарного мира, который он оставил.

Рэнди : Я лишь второй раз участвую в подобном мероприятии, поэтому прошу вас, не ждите, что я просто выйду к аудитории и справлюсь со всем на отлично; я очень нервничаю, выступая на публике, поэтому вам придётся помогать мне, задавая множество вопросов. А я, в свою очередь, сделаю всё от меня зависящее.

Какие эффекты ты используешь на живых выступлениях?

Вот мой набор педалей: MXR Distortion, 10-полосный эквалайзер MXR, chorus, MXR стерео chorus, MXR фленджер, педаль «вау-вау» Crybaby и педаль Roland Volume. Сегодня я все эти педали использую реже, чем это было раньше, но сейчас наш звукоинженер старается выводить все эти эффекты на передний план. Порою я использую эти педали, когда играю тихие ритм партии, только исключительно для усиления звучания. Играя соло, я никогда не использую эффект эхо.

В твою гитару не вмонтирован предварительный усилитель?

Нет, я использую только эффект Distortion+ на панели с педалями, и его я никогда не выключаю. А играю я через усилители Marshall.

Какие динамики стоят в твоих кабинетах?

Фирмы Altecs, я предпочитаю именно эту модель, а не динамики Celestions, потому что они звучат очень чисто и ярко. Считаю, что для начала динамики Celestions звучат достаточно грязно, а если еще добавить fuzz box, то вообще будет ужас.

С фидбеком (обратной связью) никогда проблем не бывает?

Да, проблем очень даже хватает. Например, если включить гитару на секундочку, она зафонит. Нужно играть, при этом прикрывая звукосниматель. Если же мне нужно сыграть что-то тихое, я буду использовать либо педаль volume, либо отключу фуз – в противном случае моя гитара «заведется». Приходится играть именно таким вот образом.

На твоей гитаре Charvel Flying V стоит особая машинка тремоло?

Гровер Джексон, владелец компании Charvel, самолично собирает для меня гитары, и я использую его рычаг тремоло. Идеального тремоло просто не существует, разве что, возможно, Floyd Rose, но машинка Гровера просто супер. У меня есть еще одна гитара Flying V, в горошек, но это другая модель, не Charvel, и я постоянно мучаюсь с настройкой.

Какую музыку ты играл, только начиная свой путь гитариста?

Сейчас мне 25 лет, и я просто не помню, что я играл в семилетнем возрасте. Просто играл на гитаре и все. Помню, что одним из моих первых разученных произведений был стандарт в стиле фламенко – Malaguena и я играл на старой, испанской акустике. Позднее, я начал играть все, что слышал по радио. Gloria, Louie Louie и т. д.

А ковер версии чужих песен тоже играл, выступая по маленьким барам и клубам?

Да, конечно. Когда я начал играть рок, был очень молод, лет 12-13, и в моем родном городке было принято играть на вечеринках. Там, где я жил, было множество разных групп, и все они выступали на вечеринках. Я это дело тоже полюбил. С нетерпением ждал выходных, чтобы иметь возможность где-либо выступить.

Какими гитаристами ты восхищался в детстве?

Меня постоянно спрашивают: «Кто твой любимый гитарист?», «Кто из гитаристов на тебя влияет?». Если вы уже достаточно давно играете, то испытываете разные влияния. У меня никогда не было винилового проигрывателя, поэтому лет до 16 у меня не было возможности сесть и «снимать» своих любимых гитаристов. Приходилось слушать радио, и мне нравилось практически все, что там гоняли. Одной из моих любимых групп были и гитарист Лесли Уэст ; никогда не забуду эти гармонии и эффект сустейн. Для меня Лесли стал самым лучшим. Но сейчас у меня нет любимого гитариста - по большому счету, мне нравится любой, кто играет на гитаре.

Брал ли ты гитарные уроки или до всего доходил сам?

В основном учился самостоятельно. По молодости, я брал уроки, основы фольк и классической гитары, а потом я начал играть рок. На самом деле, сейчас я тоже беру уроки.

Ты сейчас берешь уроки?

Брал, когда был в Англии.

И кто же был твоим учителем?

Да кто угодно. Я готов брать уроки у любого, заниматься на гитаре в свой выходной, да как угодно. Могу найти преподавателя гитары в любом городе и заниматься у него.

Ты играл в других группах до того как пришел в группу Оззи?

Пять лет я играл в одной местной группе в Лос Анжелесе, и называется она . Встретившись с Оззи, я продолжал с ними играть, поэтому мне пришлось от них уйти. Ну а так, было дело, играл в каких-то гаражных группах, занимался прочими мелочами, ничего серьезного.

Но ведь с Quiet Riot ты выпустил парочку альбомов?

Да, у нас был контракт на запись, но мы были очень молоды, и тот контракт был расторгнут. Мы расстались у «разбитого корыта». Позднее, те наши записи были выпущены в Японии. Мне было 17 лет, и продюсер настойчиво навязывал нам попсовое звучание. То есть, если бы ты послушал те наши записи, то едва ли расслышал бы гитары.

Как ты оцениваешь других гитаристов, к примеру, Майкла Шенкера?

Определенные критики обвиняют тебя в копировании Эдди Ван Халена. Можно сказать, что Эдди на тебя повлиял?

Ну, мы земляки, живем в одном городе, и оба играли в местных группах. У меня такое чувство, что все кому не лень попробовали себя в роли лидер гитаристов в Лос-Анджелесе, и мы все играли очень похоже. И есть мнение, что было некое общее звучание.

А как ты относишься к Энгусу?

Конечно. Песня начинается с основного трезвучия в тональности Ля, с прижатой на ладу пятой струной и поджатой четвертой (Ре), помимо аккорда. Таким образом, у вас есть главная нота, Ля, третья, До, затем прижатая Ми, с открытой высокой Ми на вершине. Сочетание Ми и Ми Минор дает вам нестройное звучание. Как вы видите, ноты на струнах Ре, Соль и Си опускаются как аккордовая прогрессия по всем первым пяти ладам. Эта часть заканчивается арпеджированным аккордом Ми, с опущенной струной Ре в конце. Припев играется фактически теми же самыми аккордами, как и те, что были использованы в первых четырех тактах вступления, но здесь они играются в размере 7/4.

Когда ты исполняешь свое соло на сцене и все внимание публики приковано к тебе, ты вообще импровизируешь или играешь строго одно и тоже соло?

По большому счету одно и тоже. Но все зависит от сценического, живого звука: если все звучит не важно, я играю свое стандартное соло. Но вот если все звучит просто суперски, мне хочется импровизировать и добавлять что-то новенькое.